какое племя стало этнической основой формирования древнеримской цивилизации

Какое племя стало этнической основой формирования древнеримской цивилизации

Цивилизация возникла 40 в. назад.
Цивилизация остановилась 6 в. назад.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Римскую цивилизацию к классическому типу относили Данилеский и Бэгби.

Бэгби относит её также к разряду главных цивилизаций.

Данилевский находит место такой цивилизации в своей квалификации.

Римская цивилизация делится на несколько цивилизационных периодов. Хронологически все периоды как бы вытекают друг из друга. То есть начало следующей цивилизации не совпадает с концом предыдущей, зарождается внутри предыдущего и в точности не совпадает с его концом.

У словно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 753 г. до н.э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул, вождем скиров Одоакром. Это произошло в 476 г н.э. Однако истоки римской цивилизации уходят в глубину II тысячелетия до н.э. А с окончанием Западной римской цивилизации Римская цивилизация не остановилась окончательно и продолжалась ещё не менее 10 веков в форме своего восточного отпрыска Византии.

Римская цивилизация, относимая исследователями к цивилизациям классического типа, была основана в 753 г. до н.э. По легенде именно в этот год был основан Рим.

В 476 г. н.э. наступил конец цивилизации. Вождь скиров Одоакр свергнул последнего Римского императора Ромула Августула. Однако Римская цивилизация в формате своего восточного детища Византии просуществовала ещё 10 веков.

Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична.

Римскую цивилизацию создавали греческие колонисты, этруски и карфагеняне.

Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.

Римская ранняя цивилизация продолжалась со II тыс. до н.э. до Второй Пунической войны 218-201 гг. до н.э.

Римская мифологическая цивилизация 771 – 509 гг. до н.э.

Римская классическая цивилизация 753 г. до н.э. – 476 г. н.э. Конец Западной Римской цивилизации. VIII г. н.э. Конец Византийской республики, установление наследственной монархии.

Цивилизация римских царей 753 – 509 гг. до н.э.

Цивилизация римской империи 27 г. до н.э. – 476 г. н.э.

Цивилизация римской республики 509 — 27 гг. до н. э.

Восточная Римская цивилизация, Византия. 395 — 1453 гг. н.э.

Тойнби и Шпенглер считали, что римская культура не достигла тех высот, на которые поднялась греческая культура. Они античную культуру или цивилизацию как единое целое, отрицали самостоятельное значение Рима, считали, что вся римская эпоха была кризисной стадией античной цивилизации. Когда ее способность к духовному творчеству сходит на нет, остаются только возможности к творчеству в области государственности (создание Римской империи) и техники.

Тойнби и Шпенглер также считали, что сделанное за долгие столетия римского господства в Средиземноморье в науке, философии, историографии, поэзии, искусстве, было заимствовано у греков в примитивной, утилитарной форме и низведено до уровня, доступного массовому сознанию, никогда не поднимавшемуся до высот творцов эллинской культуры.

Сама римская общность была утилитарной, духовность и нравственность второстепенны. В первую очередь развивались прикладные науки, техника, все то, что нужно человеку в сиюминутной жизни. Духовная культура римлян носит подражательный характер. Кроме того, Римская держава не создала римского языка, римского народа.

Советская наука о цивилизациях утверждает, что именно те недостатки, которые отмечали Тойнби и Шпенглер, являются ее индивидуальностью, позволяющие возвести этот социум в ранг цивилизаций.

Новое поколение исследователей приводят признаки наличия цивилизации в древнем Риме. Это демократическая форма правления. Это непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Рим, полагают современные исследователи, создал свою оригинальную цивилизацию, основанную на системе ценностей римской гражданской общины в связи с особенностями ее исторического развития.

Под воздействием этих факторов складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Ее определял в первую очередь патриотизм — представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни.

Советская школа цивилизациологии полагает, что признаками Римской цивилизации классического типа являются демократическое правление, что было необходимым условием выживания в условиях постоянных вторжений варваров и войн с соседями. Основой республиканской демократии древнего Рима была постоянная борьба между двумя римскими сословиями: патрициями и плебеями. Внешние войны и внутренние противостояния стимулировали развитие цивилизации, определяли весь ее исторический облик.

Именно эти два фактора позволили историкам называть Римский период античности цивилизацией классического типа.

Право и политическая организация государства являются плодом цивилизации римской цивилизации.

Источник

Какое племя стало этнической основой формирования древнеримской цивилизации

Ключевые слова конспекта: Древний Рим, основные этапы развития, римская цивилизация, периодизация истории др.Рима, первый мегаполис в мире, латины, римское рабовладельческое общество.

Характерные черты римской цивилизации

Римской цивилизацией является цивилизация, созданная римлянами на территории Италии и затем распространенная на все завоеванные народы. Центром этой цивилизации был Рим, давший ей название, первый мегаполис мировой истории, достигавший в периоды наибольшего могущества 1 млн. жителей. Римская цивилизация первоначально занимала материковую часть Италии на севере, Апеннинский полуостров, разделявший Средиземное море на западную и восточную части, что предопределило господство во всем Средиземноморском мире, и остров Сицилию. В дальнейшем, эта цивилизация простиралась на западе до Атлантического океана, занимая Испанию и Лузитанию, северную Африку и Карфаген, на востоке – до Дона и Кавказа, на севере – до Британии включительно, на юге – до Парфии и верхних порогов Нила.

Во времени римская цивилизация просуществовала 1500 лет, с X в. до н.э. по V в. н.э. В древности Италию населяли различные племена. Коренным населением считаются лигуры, давшие название области на севере в центре с Генуей и морю, сикулы, по имени которых стала называться Сицилия, и сиканы. Их языковая и этническая принадлежность не ясна; предполагается, что они не были индоевропейцами. К VIII в. до н.э. относится возникновение у римлян царской власти, испытавшей значительное влияние этрусской традиции.

Предание гласит, что прародителем римского народа был троянский герой Эней, сын Анхиза и богини Афродиты (римской Венеры), а основателем Рима — некий Ромул, которого вскормила волчица. Данные раскопок подтверждают достоверность информации о раннем этапе римской истории: действительно в 8 в. до н.э. на месте будущего Рима было поселение, которое к середине 6 в. до н.э. становится городом.

Основные этапы развития древнего Рима. Периодизация

Одни историки выделяют три основных периода в истории др.Рима:

Другие историки выделяют пять периодов:

1. Царский период (VIII – VI вв. до н.э.)
2. Ранняя республика (V – III вв. до н.э.)
3. Поздняя республика (II – I вв. до н.э.)
4. Ранняя империя (принципат) (I — III вв. н.э.)
5. Поздняя империя (доминат) (IV — V вв.н.э.).

какое племя стало этнической основой формирования древнеримской цивилизации

Римское рабовладельческое общество

Основой экономического строя рабовладельческого общества была частная собственность рабовладельцев на средства производства и неограниченная их собственность на работника производства — раба. Рабовладельческое общество — первое классовое общество. Основными классами этого общества были рабовладельцы и рабы. Кроме рабов и рабовладельцев, в нем существовали и классы мелких производителей (крестьян и ремесленников) и купцов.

Древний Рим представлял собой классическую форму рабовладельческого общества. Рабовладение здесь достигло огромных размеров и приняло наиболее жестокие формы. Поэтому классовая борьба между рабами и рабовладельцами носила резко выраженный характер. Обострилась также классовая борьба между крестьянством, с одной стороны, рабовладельцами и представителями денежного капитала — с другой.

Экономическая мысль древнего рима направлена к оправданию рабовладельческого строя. Но для экономической мысли древнего рима периода разложения и упадка рабовладельческого строя характерно проявление тенденций, направленных к отрицанию рабства. Кроме того, в древнем риме более ярко выражена экономическая мысль эксплуатируемого класса.

Это конспект по теме «Древний Рим: основные этапы развития». Выберите дальнейшие действия:

Источник

Особенности цивилизации Древнего Рима

Особенности цивилизации Древнего Рима

1. Причины и условия, обуславливающие развитие Древнего Рима

Климатические условия благоприятны. Мягкий и теплый климат на протяжении всей территории переходит в жаркий на юге. Сравнительная характеристика плодородных земель свидетельствует о большей территории таких земель, чем в тогдашней Греции. И безусловно, уступает условиям плодороднейшего Двуречья. Количество осадков более всего перепадает на север Италии, долину р. По и среднюю часть. Плодородием отличались земли по побережью. Нововведения хозяйственной жизни, такие как создание системы сточных каналов, помогло преодолеть заболоченность земель и включить большую часть таких земель в комплекс продуктивного земледелия.

И климатические и географические данные объясняют причины заселения Италии еще во времена палеолита и неолита. Известна здесь и энеолитичсская культура (до П тыс. до н. э.) в южной части. На севере и юге обитали носители богатой культуры, знавшие бронзу и селившиеся террамарами, поселениями свайного типа.

Традиционными полезными ископаемыми древней Италии были породы строительного камня, в том числе и мрамор, глина для изготовления гончарных изделий. Этрурия была местом добычи металлических руд, в основном меди и железа.

Таких важных хозяйственно-экономических условий как субтропический климат и связанных с ним богатых плодородных земель, разнообразного животного и растительного мира было недостаточно для формирования развитой системы земледелия как условия для перехода к товарному типу хозяйства. Это отставание сказывалось и на дороговизне необходимых сельскохозяйственных орудий труда и привело к более позднему складыванию классовых обществ в сравнении с другими очагами цивилизаций. На рубеже II и I тысячелетий до н.э., с успешным освоением железных сельскохозяйственных орудий наступает железный век. Это кардинально влияет на развитие этнической картины расселения племен по всему Апеннинскому полуострову. Пути миграции пролегали через Альпы и Адриатическое море.

Индоевропейские племена италиков селились периодически по всему Апеннинскому полуострову. К италикам относились латины (область Лаций), оски (область Кампания) и умбры (область Умбрия в Средней Италии). К италикам примыкали саббельские племена в верхней части бассейна р. Тибр. Группа этих племен включала и сабилян, которые, ассимилировав осков, составляли этническое образование салепитов. Проникновение этих племен в Италию относят к 1 тысячелетию до н. э. и напоминают они племена из ареала унетицкой культуры эпохи бронзы.

Этническую карту Италии составили также иллирийские племена (япиги в Апулии, венеты в восточной части Северной Италии и др.). Гипотетичны представления о древнейшем населении Апеннинского полуострова. К этой, древнейшей ветви относят лигуров в западной части Северной Италии, сиканов в Сицилии и сикулов (легендарных “шакалаша” из египетских источников). Последние, видимо, составляли коренное население Южной Италии.

Италийские племена несли с собой язык, относящийся к индоевропейской семье. Венеты, возможно говорили на языке, близком латинскому. Пеласги (так греки называли пегреческос население восточной части Средиземноморья) имели язык, близкий фракийскому. Иллирийцы также говорили на индоевропейском языке.

2. Исторические предпосылки возникновения и развития государства в Древнем Риме

При всей своей легендарности история основания Рима достаточно типична. Примерно такие же мифы существуют и у других народов: чудом спасшиеся из водной пучины наследники трона; вскормленные волчицей дети; враждующие между собой братья.

Культовые сооружения и царский дворец были построены в 600 г. до н.э. Архаический храм свидетельствует о влиянии этрусских царей которые сделали из Рима город, достойный своего имени, украсив его памятниками и снабдив укреплениями: ведь города Лациума постоянно воевали друг с другом. Одному из этрусских царей, Сервию Туллию, приписывают строительство мощной укрепленной городской стены. До наших дней сохранившись лишь некоторые ее следы, скрытые Стеной Сервия. Совсем недавно, в 1988 г., на границе форума была обнаружена крепостная стена, построенная в VIII веке до н.э., чтобы оградить священное пространство города вокруг Палатина. В древнюю эпоху благодаря этрускам город богател и устанавливал торговые связи с внешним миром. Рим, куда заморские купцы привозили товары из Греции и с Востока, вскоре стал крупнейшим городом центральной Италии.

Легко узнаваемые по тогам, окаймленным широкой пурпурной полосой, сенаторы обязаны были воздерживаться от коммерческой деятельности. Заседая в здании курии, расположенном в центре города, сенаторы определяли бюджет государства, устанавливавши, сколько легионеров нужно было набрать на службу, принимали иностранных послов, объявляли войну и подписывали мирные договоры. Они рассматривали проекты всех законов прежде, чем вынести их на народное голосование. Как и в комициях, на заседании сената председательствовавшие по очереди высшие магистраты-консулы. Консулы выбирались на народных собраниях; для решения вопросов о финансах или наборе в армию им требовалось согласие сената. Консулы обладавши значительной самостоятельностью при ведении переговоров с иностранными державами и при командовании армией. Участвуя в военных компаниях, консулы часто бывавши далеко от Рима; в таких случаях сенат на какой-то срок назначал диктатора, заменявшего консулов, и обладавшего особыми полномочиями. Диктатора всегда сопровождал всадник.

3. Основные аспекты возникновения и эволюционного усложнения Римской рабовладельческой республики

Первые были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию (то же самое, что греки называли фратрией).

Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий “царю”, которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов (так называемый царский период истории Рима).

Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках: гордый своим происхождением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.

Когда с течением времени земельный фонд Рима, состоявший в прилегающей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Самой первой среди них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. По своим основным принципам реформа Сервия Туллия обнаруживает полнейшую параллель с реформой Солона в Афинах. Время ее осуществления не поддается точной датировке. Скорее всего это VI век до н. э.

Римским племенам и родам, реликтам ушедшего в прошлое родового строя, пришлось потесниться. Подобно афинскому демосу, плебейский элемент был допущен в народное собрание, сделался частью “римского народа”.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства. Но до уравнения с патрициями было еще далеко. Потребовалось, по крайней мере, два столетия, чтобы допустить плебеев к завоеванной земле, к замещению должностей, к выработке законов, к браку с патрициями и патрицианками,

Так, не скоро и цепляясь за прошлое, сходит со сцены родовой строй и возникает разумно устроенное государство.

Завоевание значительной части Италии много способствовало изживанию родового строя. Массы рабов попадают на римский рынок, распределяются по жребию. Рабовладение принимает классические формы.

Краеугольным камнем неписаной римской конституции становится правило: люди не равны друг другу. Рабы не люди, а вещи.

Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. Другие случаи, например усыновление чужеземца, отпущение раба на волю, пожалование гражданства за заслуги и пр., были первоначально явлением редким.

По достижении совершеннолетия римский юноша приводился отцом на форум (площадь в Риме, где совершался суд и многие другие официальные действия) и записывался в соответствующую трибу. С этого момента гражданин становился политически полноправным.

Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а также вследствие ссылки или изгнания.

Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Согласно римским законам, женщины “вследствие присущего им легкомыслия” не могли совершать сделок с вещами и деньгами, а тем более участвовать в политической жизни.

По сравнению с афинской женщиной женщина в Риме находилась в гораздо лучшем положении.

Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и вследствие питаемого к нему недоверия служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы. По отношению к своему бывшему господину вольноотпущенник становился клиентом, обязанным лицом. Обязанности эти заключались в особом уважении, материальной помощи и т. п.

По мере того как Рим из незначительного поселка превращался в столицу огромной территории, состав его населения стал пополняться иностранцами. Многие приезжали сюда для ведения торговых дел и здесь оставались. Называли их перегринами.

В своих отношениях, а тем более в своих спорах с римлянами перегрины претендовали на то, чтобы учитывались право и обычаи их собственной страны. Соответственно с тем во всех спорах, в которых так или иначе выступает перегрин, участвует перегринский претор.

Начиная с IV-Ш веков до н.э. основным работником в Риме становится раб. Труд его широко проникает в земледелие и ремесло. Рабов много, и каждая новая война пополняет их число. Но чем большим становилось их значение, тем все более бесправным и страшным становилось их положение.

В случае совершения рабом правонарушения господин либо уплачивал определенную сумму денег (в возмещение вреда), либо выдавал раба потерпевшему. В свою очередь всякий ущерб, причиненный рабу, давал хозяину право требовать возмещения убытков.

Как и в Афинах, допрос раба производился только под пыткой. Если случалось, что раб умирал при этом, господин мог требовать возмещения от того, кто требовал допроса.Господину не воспрещалось убийство раба. Закон относился к этому так же, как к убийству животного. И во всем остальном, как скажет известный римский юрист Гай, закон “приравнивает к нашим рабам тех четвероногих, которые считаются домашним скотом”.

Самым ужасным было положение рабов, отданных в рудники. Здесь царила массовая смертность от изнурительной работы, побоев, болезней.

В конце VI века до н.э., последний римский реке был устранен, и на его место стали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около 500 лет.

Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед тем какой-нибудь важный пост.

Всякий вопрос, предложенный на решение центурий, обсуждался предварительно в сенате. Это правило распространялось на все случаи замещения важных должностей.

По традиции, сенат подчинялся решениям народного собрания. Если же он находил, что решения народного собрания “не соответствуют интересам Рима”, он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей.

В ведении сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назначение командующих, и т.п. От него зависело назначение на почетную и доходную должность в провинцию, в завоеванную страну, Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.

По той роли, которую играл сенат, и по тому, из кого он состоял, римскую республику называют аристократической. И это соответствует действительности.

Но тем самым по форме правления римская республика отличается от демократической афинской. Объясняется это главным образом экономической отсталостью раннереспубликанского Рима, низким уровнем его ремесленного производства, его торговли. Вплоть до ГО века до н. э. Рим был по преимуществу земледельческой общиной. Соответственно этому политическое господство принадлежало земельной аристократии. Ее усилению способствовали благоприятные обстоятельства, в особенности войны.

Аристократическая по своей сущности, римская республика сохраняла, однако, многие важные институты народовластия и прежде всего народные собрания. С течением времени к ним прибавился народный трибунат, служивший целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти. Срочность полномочий должностных лиц республики, их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство учреждений точно так же указывают на демократические формы, сохранявшиеся, несмотря на господствующее положение сената. В этой же связи нельзя не отметить право народного собрания пересматривать приговоры и соответственно с тем право граждан обращаться в народное собрание с просьбами о защите.

Собрания созывались по приказу консула, претора, трибуна. Начинались собрания с религиозных обрядов. Затем следовали чтение законопроекта и голосование.

Председательствующий мог в любое время распустить собрание. Оно автоматически расходилось при некоторых неблагоприятных знамениях (буря. эпилептический припадок и пр.).

Число центурий с течением времени было увеличено, и в III веке до н.э., их было уже 373. Объясняется это главным образом приростом населения (центурии были одновременно и военными единицами). Происходит и некоторая демократизация центуриатного собрания. Каждый разряд населения получает по 70 центурий.

Резко возросло и количество триб. Вместо четырех их стало 35. На трибутных собраниях избирали плебейских трибунов, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. В общем собрании триб каждая из них имела один голос. Решения трибутных собраний получили название плебисцитов.

Свое происхождение собрания триб ведут от плебейских сходок. Первоначально на них присутствовали главным образом плебеи. С увеличением роли этих собраний в них стали принимать участие и патриции.

Когда гражданина приговаривали к смерти, он мог апеллировать к центуриатным собраниям, если же наказанием являлся денежный штраф, можно было обращаться к собраниям триб.

Правительственная власть в римской республике складывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народными собраниями сроком на год. По истечении этого срока члены коллегий были ответственны за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления.

Важнейшее значение имели первые две коллегии: коллегия консулов (первоначально два) и коллегия преторов (сначала два, потом четыре и больше).

И те и другие обладали властью “cum imperium”. С этим связывалось раньше всего командование войском, право созыва народного собрания и сената (а также председательствование в собрании и сенате), право издавать приказы и чинить суд над гражданами.

Консулы были высшими магистратами республики. В их руках находились дела текущего управления. Они следили за исполнением законов.

Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Должность эта была учреждена около 494 года до н.э. в результате ожесточенного столкновения плебейства с патрициатом.

Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибунов было сперва два, потом пять и наконец десять. Трибун не мог отлучаться из Рима, дверь его дома должна была всегда открываться для ищущих защиты плебеев.

Трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановление сената. Для того чтобы отменить вето народного трибуна, требовалось единогласное постановление всех остальных его коллег.

Помимо того, трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу.

Началом своей военной славы Древний Рим обязан народному ополчению первых веков своей истории. Каждый римский гражданин, достигший 17-летнего возраста, был обязан нести военную службу. Это было не только его обязанностью, но и священным долгом, призванием, привилегией. Не имевшие имущества пролетарии (не говоря уже о рабах) в армию не допускались.

Экспроприация провинциальных земель и тяжелые налоги обогащали римскую знать и римскую казну. Поборы, взятки и вымогательства обогащали чиновников.

Руководящим принципом римской политики в отношении завоеванных территорий было знаменитое “разделяй и властвуй”. Предоставляя привилегии некоторым провинциям, натравливая один народ на другой, Рим научился подавлять одни провинции с помощью других провинций. И внутри захваченных стран подачками и преимуществами Рим привлекал на свою сторону одних, чтобы с их помощью подавлять других.

4. Особенности развития римской цивилизации

Рост числа крупных поместий (латифундий) сопровождался прямо противоположным процессом разорения римского крестьянства. Оно не выдерживало конкуренции дешевого рабского труда. Не имея доступа к новым земельным фондам, оно задыхалось от малоземелья, порожденного дроблением участков между наследниками, а еще больше грабежом и захватом их земель богатыми. Оно задыхалось и в тисках кабальных займов.

Неизбежным результатом этого процесса было крайнее обострение борьбы между мелким и крупным землевладением. Кульминацией борьбы стали реформы братьев Гракхов.

Но одной земли было мало. Крестьяне нуждались в скоте, инвентаре, семенах. Нужны были деньги, но они находились в распоряжении сената. Между тем именно сенат, выражавший интересы нобилей и состоявший из последних, оказывал упорное сопротивление реформе.

Со смертью Тиберия Гракха, как того и следовало ожидать, осуществление реформы было фактически приостановлено.

Новый подъем движения связан с именем Гая Гракха. Выдающийся оратор и политический деятель, человек редкого благородства, Гай Гракх был избран на ту же должность, что и его старший брат. Продолжая дело Тиберия, он пытался найти опору в среде римского обедневшего плебса. В его интересах было проведено снижение цен на хлеб, организованы земледельческие колонии на завоеванных землях и пр. Деятельность Гая была прервана его трагической смертью. Сенат снова торжествовал победу.

Юридическим основанием аграрной реформы братьев Гракхов было то, что, по старинной традиции, римская территория считалась общественной собственностью. Поэтому были возможны ее переделы. Чтобы навсегда покончить с подобного рода проектами, законом III года до н. э. земельные владения были объявлены неприкосновенной собственностью.

В сложных условиях гражданских междоусобиц и войн, наполнивших историк) 11 и 1 веков до н.э., военное ополчение становится ненадежным. К тому же резко уменьшилось число тех земельных собственников, которые поставляли его основные контингенты. При консуле Марие (1 в. до в. а.) римская армия становится наемной, служащей за жалованье. Послушная тому, кто ей платил, армия стала орудием партий. С ее помощью были ликвидированы последние остатки римской републиканской демократии.

История римской армии является, быть может, самым наглядным свидетельством коренных изменений, происходивших в римском обществе. И дело не только в ее организации, условиях комплектования и пр., хотя и это, конечно, очень существенно.

В римской армии впервые (со смертью Цезаря) было признано право обладания недвижимой собственностью за лицами, не имеющими статуса paterfamilias. В римской армии получает свое начало цеховой строй, расцвет которого приходится на эпоху феодализма: это корпорация военных ремесленников. Здесь же, как, впрочем, и во многих других армиях древности, впервые были применены машины и иные новшества, получает особое развитие разделение Труда и т. д. Перерождение римской армии означало перерождение всей римской общественной и государственной структуры, конец старой римской республики.

В 82 году до н.э. полководец Сулла устанавливает в Риме единоличную диктатуру, отстранив от власти все другие магистратуры. Диктатура Суллы была бессрочной. Сулла присвоил себе полномочия издавать законы. Он предоставил новые права сенату и резко уменьшил компетенцию народных собраний. Трибуны были лишены политических функций.

Римская рабовладельческая республика переживает глубокий кризис. Ее окончательное крушение было ускорено знаменитым восстанием рабов под руководством Спартака (74 г. до н.э.).

Начало принципата как сложившейся формы власти и управления связывают обыкновенно с правлением преемника Юлия Цезаря, императора Октавиана Августа (27 г. до н.э.-14 г. н.э.).

Упадок римского народовластия, каким бы оно ни было, вызван был главным образом развитием рабовладения и частной собственности на землю. Резкие различия состояний находились в противоречии с институтами, возникшими и созревшими в эпоху относительного равенства.

Следует иметь в виду и то, что римские республиканские учреждения сложились как органы управления городом, полисом. Выполнять те же функции в отношении всей огромной державы, в которую превратился Рим, они не могли. Эту задачу выполнила Римская империя.

Пожертвовав исключительным положением “римского народа”, империя способствовала сплочению рабовладельческих элементов всех земель в один класс.

Уже при Юлие Цезаре предоставление прав римского гражданина в провинциях сделалось распространенной политической мерой. Это дело продолжали его преемники. Наконец в 212 году н.э. при императоре Каракалле права римских граждан были предоставлены всему населению провинций.

Порожденные разнообразными историческими обстоятельствами различия в положении свободных людей, установленные в Древний период, исчезают.

Консолидация господствующего класса облегчила управление огромной империей, позволила правительственной машине с большим успехом подавлять сопротивление рабов. Уже при Августе интересы рабовладения были ограждены с помощью энергичных мер. Они сводились к предотвращению новых выступлений рабов, к решительному ограничению отпуска рабов на волю, к расширению репрессий против них.

Император Август восстановил, в частности, закон, по которому подлежали казни все те рабы, которые находились в доме на расстоянии окрика в момент убийства их господина, независимо от того, причастны они к убийству или нет. Это один из наиболее отвратительных случаев использования объективного вменения. Закон не остался без применения. В одном случае, несмотря на широкое недовольство народа, сенат и император приказали казнить 400 человек. Римские юристы не скрывали причины этой гнусной меры: “Ни один дом не может быть иным способом обезопасен, как тем, чтобы страхом смертной казни принудить рабов охранять своего господина от опасности как со стороны домашних, так и со стороны чужих. ”

Между тем экономическое развитие все более определенно указывало на невыгодность рабского труда. Никакой надсмотрщик и никакие наказания не могли заменить экономического стимула. Лишенный самого необходимого, остро ненавидящий своего хозяина-угнетателя, раб делал только то, к чему его непосредственно принуждали, и делал так, чтобы избежать бича. Всякое новое орудие оказывалось в его руках недолговечным. Ни одно усовершенствование не приносило достаточной пользы.

Но для того чтобы она могла получить большее распространение, нужно было дать правовую защиту тем отношениям, в которые волей-неволей вовлекался раб-пекулиант.

Старое римское право запрещало ему продавать что-либо на рынке, а между тем без этого он не мог существовать, право запрещало ему брать взаймы, нанимать скот или сдавать его внаем, покупать что-либо, вступать в договорные отношения вообще. Старое право запрещало рабу заявлять иски в суде и отвечать по искам, предъявляемым к нему самому. Все это было несовместимо с ведением самостоятельного хозяйства. Нужно было, наконец, оградить раба от злоупотреблений со стороны самого господина, поскольку и земля и сам раб были его собственностью.

Постепенно, медленно все эти интересы были урегулированы к выгоде владельца пекулия.

Обязательства колонов носили как денежный, так и натуральный характер.

Колонат начался с краткосрочной аренды. Но она была менее выгодна арендодателю. Только длительный срок аренды мог обеспечить его постоянной рабочей силой и в то же время породить в колоне желание улучшать землю, возводить постройки и т.п.

Удовлетворяя требования землевладельцев, закон 332 года н.э. положил начало прикреплению арендаторов к земле. Самовольно покинувшие поместья возвращались силой. В то же время было запрещено сгонять колонов при продаже земли. Всем этим было положено начало развитию феодальных отношений и переходу от рабовладения к феодализму. В этом сложном процессе раб подымается до положения феодально-зависимого человека, свободный крестьянин опускается до него. Господствующей формой крестьянского владения землей становится эмфитевтическая, то есть долгосрочная, а затем и наследуемая аренда господской земли. Из Италии она затем переходит в феодальные Францию, Германию, Польшу, западные области России.

К концу империи устанавливается запрещение убивать раба, разобщать семьи рабов при продаже, вводится облегченный порядок отпуска раба на волю.

Подобно колонам, прикрепляются к своим профессиям ремесленники. Возникают их наследственные корпорации (объединения).

5. Два периода эпохи Римской империи

Принципат (от слова “принцепс”, как называли императора по его званию “первого сенатора”) сохраняет еще видимость республиканской формы правления и почти все основные учреждения республики. Собираются народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но словесная приверженность исторической традиции и принципам демократического управления была прикрытием произвола и самовластия.

Выбор членов коллегий зависит только от императора. Ни один из магистратов не решает чего-либо без доклада императору.

Компетенция народных собраний была ограничена делами самого города Рима, Собирались они редко.

Действительное положение сената было иным. Законопроекты исходили от принцепса, и только его воля была источником законодательства. Сенат играл роль совещательного органа при императоре, но и в этой роли ему приходилось сносить неприкрытые унижения и вполне очевидное пренебрежение.

Римский писатель Светоний сообщает в биографии Августа как о достойном упоминания событии, что кто-то из сенаторов сказал во время речи императора: “Я бы тебе возразил, будь это возможно”.

Средоточием всех высших учреждений империи сделался двор. Среди них особого упоминания заслуживают императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами.

Во главе военного ведомства стоят назначенные императором генералы.

Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаютсяяпривилегии. Они получают право на пенсию.

Государственные формы поздней империи были образцом для подражания в течение всех средних веков. В особенности это сказалось на истории государственной власти во Франции, Германии, Испании, самой Италии. Созданнаяяв период империи терминология сохраняется до сих пор. Это же в значительной степени относится и к тому, что может быть названо делопроизводством. Отсюда ведут свое начало титулы и некоторые церемонии, дипломатический ритуал и т.д.

Многое принадлежит здесь эллинистической Греции и странам греческого мира вообще. Именно здесь возникают земельные описи и описи имущества, получившие распространение в Риме, а затем и во всей Европе, здесь зарождается печально известный институт продажи должностей; греческие города открыли институты “почетных граждан” и присвоения гражданам одного города почетных званий другого города. Здесь начинается практика разъездных судей и многое другое, с чем мы еще столкнемся в истории государства и права феодальной Европы и что в том или ином виде удержалось до сих пор.

В 395 году было произведено окончательное разделение Римской империи на две указанные части.

Эти события впоследствии историки Нового времени назвали падением Западной римской империи. Но современники не заметили в них чего-либо нового и решительного. Германцы уже в течение двух столетий служили империи, заполняли ее войско, получая в вознаграждение землю; в течение последних 100 лет их конунги возводились в сан консулов, патрициев, заменяли римских наместников. Никому не приходило в голову, чтобы империя могла прекратиться: в Константинополе оставался по-прежнему император. Восточный император считал себя теперь властелином всей Римской империи; он не имел только средств, чтобы отвоевать Запад.

1. Тит Ливий “История от основания Рима”.М. 1979 г.

2. Историки античности. М. 1980 г. Том 4.

3. Иосиф Флавий. Иудейские войны. М. Прогресс. 1989 г.

4. Корнелий Тацит. История. Анналы. М. 1993 г.

5. Аппиан. Римская история. М. 1978 г.

6.Светоний. Божественный Август. Спб. 1994 г.

7. Римское частное право. Под ред. И.Б. Новицкого. М. 1948 г.

8. З.М. Черниловский. Лекции по римскому частному праву. М. Юриздат.1991 г.

9. Ю.Н. Борисов. Толкование на жизнь и послание апостолов Петра и Павла.Спб. 1994 г.

10. Таврина Ксения Владимировна. Особенности цивилизации Древнего Рима.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *