какое переживание всегда предметно и избирательно в психологии
ответы по курсу. Книга Вопрос 1 Выберите несколько правильных ответов. По Б. Г. Ананьеву к видам психологического эксперимента относятся
Выберите один ответ:
Установление между предметами сходства или различия – это:
Выберите один ответ:
Чем характеризуется произвольное воображение?
Выберите один ответ:
a. Преобразующая деятельность
b. Сознательное формирование образов
c. Происходит вне зависимости сознательного вмешательства
Психология 1.6
Тема 7. РечьЭлектронная книга
Вопрос 1
Выберите несколько правильных ответов. К свойствам речи относятся:
Выберите один или несколько ответов:
c. содержательность
d. выразительность
Выберите несколько правильных ответов. Какие выделены функции речи?
Выберите один или несколько ответов:
a. эмоциональная
b. выразительная
Как называется речь движениями?
Выберите один ответ:
a. эмоциональная речь
c. пантомимическая речь
d. кинетическая речь
Какое свойство речи обусловлено совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника?
Выберите один ответ:
a. выразительность
b. понятность
Какой вид речи относится к разговорной?
Выберите один ответ:
a. устная
b. диалогическая
Какой вид речи первичен в развитии речевой деятельности ребенка?
Выберите один ответ:
b. устная речь
c. пассивная речь
Какой вид речи является наиболее сложным в использовании?
Выберите один ответ:
b. диалогическая речь
c. монологическая речь
d. письменная речь Психология 1.7
Тема 8. Эмоции и чувстваЭлектронная книга
Вопрос 1
Выберите наиболее подходящий ответ. С чем связано состояние стресса?
Выберите один ответ:
a. Мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося опасного положения
b. Реакция не стресс зависит от типа темперамента
c. Оказывает негативное влияние на психику человека
Выберите несколько правильных ответов. Выделяют следующие функции эмоций:
Выберите один или несколько ответов:
c. регулятивная
d. познавательная
Какое переживание всегда предметно и избирательно?
Выберите один ответ:
Какое переживание оказывает негативное влияние на психику человека?
Выберите один ответ:
b. отрицательные эмоции
c. фрустрация
Какое переживание является непредметным и личностным?
Выберите один ответ:
Наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы – это:
Выберите один ответ:
b. аффективные реакции
Наибольшей мощностью эмоциональной реакции и ее относительной кратковременностью характеризуются:
Выберите один ответ:
a. чувства
b. аффективные реакции
Особая сфера психических явлений, которая в форме непосредственных переживаний отражает субъективную оценку внешней и внутренней ситуации называется:
Выберите один ответ:
Удивление по модальности эмоция:
Выберите один ответ:
Что означает понятие: амбивалентность чувств?
Выберите один ответ:
a. Устойчивость и длительность переживаний
b. Имеют свойство меняться со временем
c. Каждое чувство имеет свою противоположность
d. Один и тот же предмет может вызвать противоположные чувства
Психология 1.8
Тема 9. ВоляЭлектронная книга
Вопрос 1
В психическую структуру волевого акта не входит:
Выберите один ответ:
Какие существуют приемы самовоспитания воли?
Выберите один ответ:
a. При постановке дальней цели , важно видеть этапы достижения данной цели
b. Самое главное ставить перспективные цели
c. Если возникли сложности при исполнении принятого решения, его можно изменить
d. Начинать воспитание воли следует с постановки серьезных труднодоступных целей
Простой волевой акт состоит из:
Выберите один или несколько ответов:
Сложный волевой акт состоит из:
Выберите один или несколько ответов:
a. решение
b. постановки цели
c. исполнения
d. борьба мотивов
Сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности – это:
Выберите один ответ:
c. решительность
d. целеустремленность
Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель-ности – это:
Выберите один ответ:
a. самостоятельность
b. воля
c. осмысленная деятельность
Способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей – это:
Выберите один ответ:
a. решительность
b. инициативность
Психология 1.9
Тема 10. Понятие личности в психологии. Индивидуально психологические особенности личностиЭлектронная книга
Индивид – как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно- исторического опыта человечества.
Выберите один ответ:
К какому типу темперамента, относятся следующая характеристика:
Быстро и легко вступает в контакты с новыми людьми, ему легко привыкнуть к новой деятельности, к изменениям в окружающей его обстановки?
Выберите один ответ:
c. флегматик
d. сангвиник
К какому типу темперамента, относятся следующая характеристика:
Высокая устойчивость стремлений и интересов, выделяется настойчивостью, среди других типов темперамента, бывает застревающим типом, т.е. возможны сложности в переключении внимания, чаще относится к экстровертированному типу личности?
Выберите один ответ:
Какой составляющий компонент относится к характеру человека?
Выберите один ответ:
Найдите верное утверждение о характере. Выберите несколько правильных ответов:
Выберите один или несколько ответов:
a. Характер невозможно изменить, поэтому в житейской психологии часто говорят: «Ну вот такой у него(нее) характер!»
b. Характер может изменяться в течении всей жизни человека
c. Характер – это врожденное свойство человека
d. Характер приобретается во время развития личности челове ка
Найдите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной , а от сочетания различных способностей
b. Способности и задатки тождественны, они обеспечивают человеку успешное выполнений одной или нескольких деятельностей
c. Способности – врожденные качества личности
d. Способности сводятся в психологии к знаниям, умениям и навыкам
Найдите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. Темперамент ребенка нужно менять, чтобы ребенок смог легче социализироваться к обществу, в котором он находится
b. Темперамент – это биологическое свойство личности
c. Академик И. Павлов выделил сильный и слабый виды темперамента. Лучше развивать в себе и окружающих те виды, которые относятся к характеристики сильного темперамента, например: сангвиник или холерик
Чем является: биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида?
Выберите один ответ:
a. индивид
b. человек (homo sapiens)
Чем является: характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности?
Выберите один ответ:
Соотнесите трактовку «золотого правила нравственности» с ее сущностью:
Негативная трактовка «золотого правила нравственности»
Поступай
Не относись
Позитивная трактовка «золотого правила нравственности»
Поступа й
Выберите один ответ:
a. описательная этика
c. специальная этика
d. нормативная этика
Впервые в систематическом виде изложил основные положения этики:
Выберите один ответ:
Добровольное и неукоснительное выполнение норм профессиональной этики – это показатель:
Выберите один или несколько ответов:
a. нормативно заданного профессионального поведения
b. профессиональной аттестации работника
c. развитости и процветания профессии
d. реализации «золотого принципа нравственности»
Выберите один ответ:
b. описательная этика
c. нормативная этика
d. прикладная этика
Отметьте те высказывания, которые раскрывают понятие этика:
Выберите один или несколько ответов:
a. философское исследование морали и нравственности
b. наука о нравственности и добродетели человека
c. учение о развитии социальных систем
d. внутренняя установка действовать по совести
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. специальная этика
b. прикладная этика
d. нормативная этика
Рассматривает профессиональное поведение работника как нормативно заданное, предписанное теми или иными нравственными нормами – это.
Выберите один ответ:
a. профессиональная этика
c. нормативная этика
d. специальная этика
Является внутренней установкой человека действовать согласно своей совести и свободе воли – это:
Выберите один ответ:
Соотнесите названия и содержание групп ценностей (по Ш.Шварцу):
ценности «открытость к изменениям» самостоятельность
ценности «самоутверждения» власть
ценности «сохранения» безопасность
Соотнесите названия и содержание групп ценностей (по Ш.Шварцу
ценности, выражающие интересы группы благожелаьт
ценности «самопреодоления» универсализс
ценности, выражающие интересы индивида власьб
В список общечеловеческих ценностей по Е.А.Климову включены…
Выберите один или несколько ответов:
a. идея «первичного блага»
b. постоянное улучшение, репродуцирование себе подобных
c. улучшение предметного мира
d. совершенствование общества на основе идей социальной справедливости
Выберите один или несколько ответов:
c. психолог имеет полностью развитую, адекватную философию жизни
d. человек развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени
В процессе работы важно создавать условия, чтобы клиенты осознали свою систему ценностей и приняли самостоятельное решение об изменении поведения и своих ценностей. Это верно?
Выберите один ответ:
Важно, чтобы психолог, работая с клиентом, был внимательным и помогал клиенту самоопределиться, а не участвовал в его манипуляциях. Это верно?
ОТВЕТЫ на тесты по курсу ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Книга Вопрос 1 Выберите несколько правильных ответов. По Б. Г. Ананьеву к видам психологического эксперимента относятся
Выберите один ответ:
Установление между предметами сходства или различия – это:
Выберите один ответ:
Чем характеризуется произвольное воображение?
Выберите один ответ:
a. Преобразующая деятельность
b. Сознательное формирование образов
c. Происходит вне зависимости сознательного вмешательства
Психология 1.6
Тема 7. РечьЭлектронная книга
Вопрос 1
Выберите несколько правильных ответов. К свойствам речи относятся:
Выберите один или несколько ответов:
c. содержательность
d. выразительность
Выберите несколько правильных ответов. Какие выделены функции речи?
Выберите один или несколько ответов:
a. эмоциональная
b. выразительная
Как называется речь движениями?
Выберите один ответ:
a. эмоциональная речь
c. пантомимическая речь
d. кинетическая речь
Какое свойство речи обусловлено совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника?
Выберите один ответ:
a. выразительность
b. понятность
Какой вид речи относится к разговорной?
Выберите один ответ:
a. устная
b. диалогическая
Какой вид речи первичен в развитии речевой деятельности ребенка?
Выберите один ответ:
b. устная речь
c. пассивная речь
Какой вид речи является наиболее сложным в использовании?
Выберите один ответ:
b. диалогическая речь
c. монологическая речь
d. письменная речь Психология 1.7
Тема 8. Эмоции и чувстваЭлектронная книга
Вопрос 1
Выберите наиболее подходящий ответ. С чем связано состояние стресса?
Выберите один ответ:
a. Мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося опасного положения
b. Реакция не стресс зависит от типа темперамента
c. Оказывает негативное влияние на психику человека
Выберите несколько правильных ответов. Выделяют следующие функции эмоций:
Выберите один или несколько ответов:
c. регулятивная
d. познавательная
Какое переживание всегда предметно и избирательно?
Выберите один ответ:
Какое переживание оказывает негативное влияние на психику человека?
Выберите один ответ:
b. отрицательные эмоции
c. фрустрация
Какое переживание является непредметным и личностным?
Выберите один ответ:
Наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы – это:
Выберите один ответ:
b. аффективные реакции
Наибольшей мощностью эмоциональной реакции и ее относительной кратковременностью характеризуются:
Выберите один ответ:
a. чувства
b. аффективные реакции
Особая сфера психических явлений, которая в форме непосредственных переживаний отражает субъективную оценку внешней и внутренней ситуации называется:
Выберите один ответ:
Удивление по модальности эмоция:
Выберите один ответ:
Что означает понятие: амбивалентность чувств?
Выберите один ответ:
a. Устойчивость и длительность переживаний
b. Имеют свойство меняться со временем
c. Каждое чувство имеет свою противоположность
d. Один и тот же предмет может вызвать противоположные чувства
Психология 1.8
Тема 9. ВоляЭлектронная книга
Вопрос 1
В психическую структуру волевого акта не входит:
Выберите один ответ:
Какие существуют приемы самовоспитания воли?
Выберите один ответ:
a. При постановке дальней цели , важно видеть этапы достижения данной цели
b. Самое главное ставить перспективные цели
c. Если возникли сложности при исполнении принятого решения, его можно изменить
d. Начинать воспитание воли следует с постановки серьезных труднодоступных целей
Простой волевой акт состоит из:
Выберите один или несколько ответов:
Сложный волевой акт состоит из:
Выберите один или несколько ответов:
a. решение
b. постановки цели
c. исполнения
d. борьба мотивов
Сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности – это:
Выберите один ответ:
c. решительность
d. целеустремленность
Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель-ности – это:
Выберите один ответ:
a. самостоятельность
b. воля
c. осмысленная деятельность
Способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей – это:
Выберите один ответ:
a. решительность
b. инициативность
Психология 1.9
Тема 10. Понятие личности в психологии. Индивидуально психологические особенности личностиЭлектронная книга
Индивид – как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно- исторического опыта человечества.
Выберите один ответ:
К какому типу темперамента, относятся следующая характеристика:
Быстро и легко вступает в контакты с новыми людьми, ему легко привыкнуть к новой деятельности, к изменениям в окружающей его обстановки?
Выберите один ответ:
c. флегматик
d. сангвиник
К какому типу темперамента, относятся следующая характеристика:
Высокая устойчивость стремлений и интересов, выделяется настойчивостью, среди других типов темперамента, бывает застревающим типом, т.е. возможны сложности в переключении внимания, чаще относится к экстровертированному типу личности?
Выберите один ответ:
Какой составляющий компонент относится к характеру человека?
Выберите один ответ:
Найдите верное утверждение о характере. Выберите несколько правильных ответов:
Выберите один или несколько ответов:
a. Характер невозможно изменить, поэтому в житейской психологии часто говорят: «Ну вот такой у него(нее) характер!»
b. Характер может изменяться в течении всей жизни человека
c. Характер – это врожденное свойство человека
d. Характер приобретается во время развития личности челове ка
Найдите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной , а от сочетания различных способностей
b. Способности и задатки тождественны, они обеспечивают человеку успешное выполнений одной или нескольких деятельностей
c. Способности – врожденные качества личности
d. Способности сводятся в психологии к знаниям, умениям и навыкам
Найдите верное утверждение:
Выберите один ответ:
a. Темперамент ребенка нужно менять, чтобы ребенок смог легче социализироваться к обществу, в котором он находится
b. Темперамент – это биологическое свойство личности
c. Академик И. Павлов выделил сильный и слабый виды темперамента. Лучше развивать в себе и окружающих те виды, которые относятся к характеристики сильного темперамента, например: сангвиник или холерик
Чем является: биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида?
Выберите один ответ:
a. индивид
b. человек (homo sapiens)
Чем является: характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности?
Выберите один ответ:
Соотнесите трактовку «золотого правила нравственности» с ее сущностью:
Негативная трактовка «золотого правила нравственности»
Поступай
Не относись
Позитивная трактовка «золотого правила нравственности»
Поступа й
Выберите один ответ:
a. описательная этика
c. специальная этика
d. нормативная этика
Впервые в систематическом виде изложил основные положения этики:
Выберите один ответ:
Добровольное и неукоснительное выполнение норм профессиональной этики – это показатель:
Выберите один или несколько ответов:
a. нормативно заданного профессионального поведения
b. профессиональной аттестации работника
c. развитости и процветания профессии
d. реализации «золотого принципа нравственности»
Выберите один ответ:
b. описательная этика
c. нормативная этика
d. прикладная этика
Отметьте те высказывания, которые раскрывают понятие этика:
Выберите один или несколько ответов:
a. философское исследование морали и нравственности
b. наука о нравственности и добродетели человека
c. учение о развитии социальных систем
d. внутренняя установка действовать по совести
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. специальная этика
b. прикладная этика
d. нормативная этика
Рассматривает профессиональное поведение работника как нормативно заданное, предписанное теми или иными нравственными нормами – это.
Выберите один ответ:
a. профессиональная этика
c. нормативная этика
d. специальная этика
Является внутренней установкой человека действовать согласно своей совести и свободе воли – это:
Выберите один ответ:
Соотнесите названия и содержание групп ценностей (по Ш.Шварцу):
ценности «открытость к изменениям» самостоятельность
ценности «самоутверждения» власть
ценности «сохранения» безопасность
Соотнесите названия и содержание групп ценностей (по Ш.Шварцу
ценности, выражающие интересы группы благожелаьт
ценности «самопреодоления» универсализс
ценности, выражающие интересы индивида власьб
В список общечеловеческих ценностей по Е.А.Климову включены…
Выберите один или несколько ответов:
a. идея «первичного блага»
b. постоянное улучшение, репродуцирование себе подобных
c. улучшение предметного мира
d. совершенствование общества на основе идей социальной справедливости
Выберите один или несколько ответов:
c. психолог имеет полностью развитую, адекватную философию жизни
d. человек развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени
В процессе работы важно создавать условия, чтобы клиенты осознали свою систему ценностей и приняли самостоятельное решение об изменении поведения и своих ценностей. Это верно?
Какое переживание всегда предметно и избирательно в психологии
С.Л. Рубинштейн. Виды эмоциональных переживаний
Добавлено Psychology OnLine.Net
25.03.2007
Первый — это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элементарные, так называемые физические чувствования — удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями. Чувствования такого рода могут носить более или менее специализированный местный характер, выступая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельного процесса ощущения. Они могут приобрести и более общий, разлитой характер; выражая общее более или менее разлитое органическое самочувствие индивида, эти эмоциональные состояния носят неопредмеченный характер. Примером может служить чувство беспредметной тоски, такой же беспредметной тревоги или радости. Каждое такое чувство отражает объективное состояние индивида, находящегося в определенных взаимоотношениях с окружающим миром. И «беспредметная» тревога может быть вызвана каким-нибудь предметом; но хотя его присутствие вызвало чувство тревоги, это чувство может не быть направлено на него и связь чувства с предметом, который объективно вызвал чувство может не быть осознана.
Следующий, более высокий, уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На смену беспредметной тревоге приходит страх перед чем-нибудь. Человеку может быть «вообще» тревожно, но боятся люди всегда чего-то, точно так же удивляются чему-то и любят кого-то. На предыдущем уровне — органической аффективно-эмоциональной чувствительности — чувство непосредственно выражало состояние организма, хотя, конечно, организма не изолированного, а находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью. Однако само отношение не было еще осознанным содержанием чувства. На втором уровне чувство является уже не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру.
Опредмеченность чувств находит высшее выражение в том что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Эти чувства обычно называются предметными чувствами и подразделяются на интеллектуальные, эстетические и моральные. Ценность, качественный уровень этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Это отношение всегда имеет идеологический смысл.
Наконец, над предметными чувствами (восхищения одним предметом и отвращения к другому, любви или ненависти к определенному лицу, возмущения каким-либо поступком или событием и т.п.) поднимаются более обобщенные чувства (аналогичные по уровню обобщенности отвлеченному мышлению), как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.п. Эти чувства тоже могут иногда выступать как более или менее частные состояния, приуроченные к определенному случаю, но по большей части они выражают общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Мы бы назвали их мировоззренческими чувствами.
Уже чувство комического, с которым нельзя смешивать ни юмор, ни иронию, заключает в себе интеллектуальный момент как общественный компонент. Чувство комического возникает в результате внезапно обнаруживающегося несоответствия между кажущейся значительностью действующего лица и ничтожностью, неуклюжестью, вообще несуразностью его поведения, между поведением, рассчитанным на более или менее значительную ситуацию, и пустяковым характером ситуации, в которой оно совершается. Комическим, смешным кажется то, что выступает сперва с видимостью превосходства и затем обнаруживает свою несостоятельность. Несоответствие или несуразность, обычно заключенные в комическом, сами по себе еще не создают этого впечатления. Для возникновения чувства комизма необходимо совершающееся на глазах у человека разоблачение неосновательной претензии
Значительно сложнее, чем чувство комического, собственно юмор и ирония. Юмор предполагает, что за смешным, за вызывающими смех недостатками чувствуется что-то положительное, привлекательное. С юмором смеются над недостатками любимого. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направляется. Английский писатель Дж.Мередит прямо определяет юмор как способность смеяться над тем, что любишь. С юмором относятся к смешным маленьким слабостям или не очень существенным и во всяком случае безобидным недостаткам, когда чувствуется, что за ними серьезные реальные достоинства. Чувство юмора предполагает, таким образом, наличие в одном явлении или лице и отрицательных и положительных сторон. Юмористическое отношение к этому факту, очевидно, возможно лишь, пока в нашей оценке положительные моменты перевешивают отрицательные. По мере того, как это соотношение в наших глазах сдвигается и отрицательные стороны получают в нем перевес над положительными, чувство юмора начинает переходить в чувство трагического или во всяком случае проникаться трагическими нотками; в добродушный смех юмора включается боль и горечь. Таким не лишенным трагизма юмором был юмор Гоголя: недаром Гоголь характеризовал свой юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы.
Ирония расщепляет то единство, из которого исходит юмор. Она противопоставляет положительное отрицательному, идеал — действительности, возвышенное — смешному, бесконечное — конечному. Смешное, безобразное воспринимается уже не как оболочка и не как момент, включенный в ценное и прекрасное, и тем более не как естественная и закономерная форма его проявления, а только как его противоположность, на которую направляется острие иронического смеха. Ирония разит несовершенства мира с позиций возвышающегося над ними идеала. Поэтому ирония, а не более реалистический по своему духу юмор, была основным мотивом романтиков.
Аффекты. Аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками — потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности. Дезорганизующая роль аффекта может отразиться на моторике, выразиться в дезорганизации моторного аспекта деятельности в силу того, что в аффективном состоянии в нее вклиниваются непроизвольные, органически детерминированные, реакции.
Аффективные процессы могут представлять собой дезорганизацию деятельности и в другом, более высоком плане, в плане не моторики, а собственно действия. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. В состоянии аффекта человек теряет голову. Поэтому в аффективном действии в той или иной мере может быть нарушен сознательный контроль в выборе действия. Действие в состоянии аффекта, т.е. аффективное действие, как бы вырывается у человека, а не вполне регулируется им. Поэтому аффект, «сильное душевное волнение» (говоря словами нашего кодекса) рассматривается как смягчающее вину обстоятельство.
Страсти. С аффектами в психологической литературе часто сближают страсти. Между тем общим для них собственно является лишь количественный момент интенсивности эмоционального возбуждения. По существу же они глубоко различны.
Страсть — это такое сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может давать вспышки, но сама не является вспышкой. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким образом, ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремление в нем преобладает над чувствованием. Вместе с тем характерным для страсти является своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсть полонит, захватывает человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы, но эта сила, которая им владеет, вместе с тем от него же и исходит.
Страсть — большая сила, поэтому так важно, на что она направляется. Увлечение страсти может исходить из неосознанных телесных влечений, и оно может быть проникнуто величайшей сознательностью и идейностью. Страсть означает, по существу, порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именно поэтому же она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти.
Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно еще отметить настроение.
Настроения. Под настроением разумеют общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в «строе» всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно — иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно,— это, во-первых, и, во-вторых,— оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.
В возникновении настроения участвует обычно множество факторов. Чувственную основу его часто образуют органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слабо локализованные органические ощущения (интроцептивной чувствительности), которые исходят от внутренних органов. Однако это лишь чувственный фон, который редко у человека имеет самодовлеющее значение. Скорее даже и само органическое, физическое самочувствие человека зависит, за исключением резко выраженных патологических случаев, в значительной мере от того, как складываются взаимоотношения человека с окружающим, как он осознает и расценивает происходящее в его личной и общественной жизни. Поэтому то положение, что настроение часто возникает вне контроля сознания — бессознательно, — не означает, конечно, что настроение человека не зависит от его сознательной деятельности, от того, что и как он осознает; оно означает лишь, что он часто не осознает этой зависимости, она как раз не попадает в поле его сознания. Настроение — в этом смысле бессознательная, эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства.