какое педагогическое требование предъявляется к уроку в специальной школе

Методические рекомендации учителю работающему в коррекционной школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методические рекомендации учителю,

работающему с умственно отсталыми детьми

Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида

1. Общедидактические требования:

Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

На уроке должны осуществляться межпредметные связи.

Урок должен быть оснащен:

техническими средствами обучения;

дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);

весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

Необходимо введение в обучение компьютеров.

На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);

соответствие мебели возрасту детей;

соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;

способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

2. Специальные требования:

Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;

Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

опора на более развитые способности ребенка;

Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

Опти­мальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:

— рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;

— выбор цели и средств ее достижения;

— регулирование действий учеников;

— побуждение учащихся к деятельности на уроке;

— развитие интереса к уроку;

— чередование труда и отдыха.

Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно от­сталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособ­ность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в свя­зи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока ум­ственно отсталого ученика.

Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за не­равномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учи­теля имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза по­вышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

3. При подготовке к уроку следует помнить:

Основная цель урока.

Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).

Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.

Формы и методы обучения.

1. Пропедевтический урок.

Пропедевтический урок используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, приви тия навыков к учебной деятельности (в первом классе), для коррекции мыш­ ления, восприятия и речи умственно отсталого ученика. Урок изучения новых знаний: Малая продуктивность учащихся специальных школ 8-го вида при изучении нового материала требует таких коррекцион ных мер, как уменьшение порций новых знаний и небольшой временной объем их подачи (в начальных классах до 10 минут, в старших до 25 минут).

2. Урок изучения нового материала.

3. Урок закрепления знаний.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний. На этих уроках объединяются фрагменты знаний в еди­ную систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебно­го материала такие типы уроков используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция сниженного уровня отвлечения и обобще­ния.

Урок проверки и оценки знаний.

Урок проверки и оценки знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение поз­навательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип уро­ка практической работой в классе.

6. Коррекционный урок.

Коррекционные уроки применяются для практической реализации коррек­ ции речи, понятий, координации, действий, письма и т.д. На этих уроках осу­ ществляется исправление, уточнение, перестройка действий, реализуемые в наблюдении объектов или явлений, узнавании, назывании, сравнении, класси фикации, описании, выделении главного, обобщении. При этом широко ис­ пользуются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов.

В практике работы специальной школы 8-го вида чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких ти­пов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за ма­лых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учеб­ного процесса.

Вот примерная структура комбинированного урока, план-конспект которого будет приведен ниже:

— организационный момент и подготовка к уроку;

— организация учебной деятельности;

— проверка домашнего задания;

— повторение ранее изученного материала;

— подготовка к восприятию нового материала;

— изучение новых знаний;

— коррекция в процессе получения новых знаний;

— закрепление нового материала;

— объявление домашнего задания;

7. Нетрадиционные уроки.

Искусство учителя заключается (на основе коррекционных мер) в измене­нии взаимоотношений между уровнями работоспособности учеников и обес­печения готовности школьника к выполнению познавательных задач с оп­тимальной активностью. С учетом динамики работоспособности умственно отсталых учащихся рекомендуется применять следующие этапы организации деятельности на уроке:

Первый этап обеспечивает быстрое включение детей в урок и предпосыл­ки к продуктивной работе. У умственно отсталых детей создание предрабочей обстановки затруднительно из-за трудностей в переключаемости и инертности нервных процессов. Слово учителя может и не влиять на установку для работы, поэтому словесное обращение следует дополнять двигательными и сенсорными упражнениями, направленными на активизацию внима­ния, восприятия мышления. Эти упражнения длятся до семи минут, в первую очередь в начальных классах, и должны быть связаны с предстоящей рабо­той.

По содержанию эти упражнения могут быть арифметической игрой, игрой на узнавание, цепочкой слов, программированными играми, работой с картин­ками, конструированием, составлением мозаики, грамматическим разбо­ром, просмотром диафильмов, физическими упражнениями, игрой в лото и т.д.

Второй момент организации урока заключается в воспитании навыков пра­вильной организации своих действий на уроке. Этот этап не только обес­печивает продуктивность обучения, но и приучает детей к организованнос­ти в любой деятельности. Главный принцип педагогической организации урочной работы заключается в постоянном управлении действиями умствен­но отсталых детей, вплоть до полной их самостоятельности. Это и обуче­ние своевременно входить в класс, без шума сесть за парту, подготовки тетрадей, книг, ручки к учебной работе и т.д.

Учитель должен всему научить: как правильно сесть, как работать с учебником, как расположить на парте учебник и тетрадь. Сначала осуществляет­ся показ действия, по мере формирования этих навыков можно переходить к словесным инструкциям. В практике старших классов такая организация осуществляется созданием специальной ситуации для самостоятельной под­готовки учащихся к учебной деятельности.

На основном этапе решаются главные задачи урока. На этом этапе проис­ходит вначале дидактическая и психологическая подготовка к решению ос­новной задачи урока, чтобы умственно отсталые дети соотносили свои дей­ствия с вопросами познавательной задачи. Это может быть сообщение темы и цели урока с мотивированным их разъяснением Учитель подробно рас­сказывает, чем дети будут заниматься и зачем это нужно. Надо высказать мнение, что дети справятся с поставленной задачей. Далее рекомендуется осуществлять специальную подготовку к решению познавательных задач урока вступительной беседой, или фронтальным кратким опросом предыдуще­го материала, или рассматриванием таблиц, рисунков, живых объектов для создания представлений при изучении нового материала. После таких подготовлений следует приступать к изучению нового материала или повто­рить предыдущий.

На этом этапе оцениваются успехи учеников, подводятся итоги рабо ты, приводятся в порядок рабочие места и создается установка на от дых: игры, песни, загадки и т.д.

Заключительный этап состоит в орга­низационном завершении урока.

Подготовительную часть урока рекомендуется по времени соотносить с фазой врабатываемости и повышения продуктивности познания (до десятой минуты урока).

6. Образовательные задачи:

формировать (формирование) у учащихся представления о …;

знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

учить применять на практике…;

7. Коррекционно-развивающие задачи:

корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;

коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;

коррекция и развитие зрительных восприятий…;

развитие слухового восприятия…;

коррекция и развитие тактильного восприятия…;

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;

коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

8. Воспитательные задачи:

воспитывать интерес к учебе, предмету;

воспитывать умение работать в парах, в команде;

воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала – дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить и т.п.

Классификация и выбор методов обучения умственно отсталых школьников зависит от принципов решения вопроса обучения. Классификация методов обучения многообразна, их нас­ читывается до 10. В отечественной практике олигофренопедагогики ис­ пользуются две традиционные классификации методов обучения:

— Санкт-Петербургская, рассматривающая использование методов в зависимости от этапов обучения. Эта классификация выглядит следующим обра­зом:

а/ методы изложения нового материала;

б/ методы закрепления и пов­торения.

— Московская, которая предлагает делить методы на словесные, наглядные и практические. В практике применяются все три группы методов в сочета­нии и на всех этапах урока. А. Граборов назвал это сочетание «живое слово учителя». Специфика методов обучения в специальной шко­ле 8-го вида заключается в их коррекционной направленности. Это понятие вклю­чает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчленен­ность материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребенка. Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить.

Средства обучения. Это содержание обучения, наглядность, технические средства и т.д. Методы состоят из приемов. Ценность метода реализуется в том случае, если он обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника, делает обучение доступным и посильным, обеспечивает прочность знаний, учитывает индивидуальные особенности ребенка, способствует активизации учебной деятельности аномального ученика.

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.

Требования к рассказу: это должно быть небольшое по объему и эмоционально насыщенно изложение учебного материала. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образнос­ти в рассказе. Композиция рассказа состоит из завязки, нарастания и развязки.

Делается это для понимания умствен­но отсталыми учащимися содержания учебного материала. Объяснение в младших классах краткое, не более 5 минут, в других группах классов продолжительность объяснения составляет до 10 минут. При объяснении необходимо осуществлять акцентирование на главных моментах содержа­ния материала, применять интонацию, ударения на главном, существенном в объяснении.

Беседа являет­ся мощным средством в коррекции умственного развития ученика специальной школы 8-го вида и выступает как коррекционное средство. В беседе с учеником учитель исправляет неточности речи, аграмматизмы, наращивает словарный запас ученика, требует от детей полных, выразительных отве­тов.

Благодаря беседе можно выявить пробелы в знаниях учащихся, недос­татки их умственного развития. Эффективность беседы зависит от харак­тера вопросов к ученикам. Они должны быть краткие, предельно понятные и соответствовать ожидаемому ответу. Вопросы должны будить мысль ум­ственно отсталого ученика и быть логически взаимосвязаны, один вопрос должен вытекать из второго. Вопросов не по теме изучаемого учебного материала и лишних слов не должно быть. Большое значение для результативности беседы имеет ее темп.

Ответ для умственно отсталого ученика всегда большой труд и дети пытаются его избежать. Из-за это­го часто отвечают невпопад. Замедленный темп беседы соответствует за­медленному темпу мышления аномального ученика. Эффективность беседы также зависит от качества речи учителя. Речь учителя должна быть выразительной, ясной в произношении, эмоциональной. Ученик специальной школы 8-го вида мыслит прямолинейно и сказанное учителем он воспринимает как истину, выраженную в речевой форме. Поэтому свои мысли учителю необхо­димо выражать адекватно, без двусмысленности.

В беседе ответы детей в 1,5-2 раза полнее по сравнению с самостоятельным пе­ресказом услышанного и прочитанного. На уроках естественно-научного цикла дети срав­нительно легко усваивают названия предметов, объектов и географичес­ких явлений, а также фактические сведения. Но с большой трудностью дается усвоение отвлеченных сведений типа: «скапливание воды над слоем глины».

Для осознанности такого рода знаний учитель в бесе­де применяет вопросы на сравнение (что общего? чем похожи? чем отли­чаются! и пр.). Если сравнивают два явления (родник и ручей), то нуж­но найти три сходных и четыре различных свойств, а для раскрытия при­чинно-следственных связей нужно помочь назвать три причины, так как только треть учеников специальной школы 8-го вида может справиться с этой работой.

Рекомен­дуется повторность прослушивания или прочитанного материала разными приемами или методами, такими как краткий рассказ, чтение текста, эмо­циональная беседа, вопросы на сравнение, обобщение и на установление причинно-следственных связей.

Психологические функции наглядных средств в обучении состоят из:

-стимулятора в деятельности всех анализаторов;

-иллюстрации и демонстрации.

Особенности практического использования наглядных средств.

Картины дополняют вербальное описание, дают зрительный образ демонстрируемого объекта. Синев В.Н. установил, что картина способствует установлению причинных связей, вызывает стимул к высказываниям.

Приемы использования картины: ее не следует рано показывать для осмысле­ния содержания, дети сами при помощи вопросов учителя должны делать раскрытие содержания картины. Перед рассматриванием проводят предва­рительную беседу. При восприятии картины необходимо внимание учени­ков направлять на характерное, существенное в ее содержании. Описание картины должно осуществляться по плану. После просмотра картины необ­ходимо побеседовать на эту тему. Можно составить рассказ по картине.

Для рисунков придумать вопросы на сравнение. Желательно использова­ние в процессе восприятия не более двух картин. На уроке также ис­пользуются и другие наглядные пособия: объемные, графики, схемы. Они не­заменимы, если у учителя возникает необходимость объяснять по ходу сообщения.

Все это улучшает внимание и восприятие аномального ребен­ка. Рисунки выполнять лучше цветными мелками. Графическое содержание учебника можно попросить перерисовать в тетради по предмету. Этим мы получаем конкретность представлений.

Для лучшего восприятия объекта изучения используют муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении они имеют большую дидактическую пользу из-за осознанности интереса к восприятию (модели из песка, глины, пластилина, гербарии).

-расположение упражнений во времени в нужном порядке.

Требования к упражнениям:

-для преодоления стереотипа разнообразить упражнения;

-упражнения должны иметь практическую направленность.

Основной источник познания – деятельность учащихся. Практические и лабораторные работы часто связаны с программированными метода­ми работы. Некоторые методисты считают, что практические и лаборатор­ные работы повышают прочность знаний, другие отрицательно относятся к ним из-за низкой речевой активности процесса обучения. Практические методы как вид деятельности умственно отсталых детей используется на всех этапах обучения. Это заключается и в выполнении рисунков, схем, диаграмм, обведение контуров материков и т.д.

Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.

Источник

Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе 8 вида

1. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

2. Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

3. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

4. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

5. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально- дифференцированный подход к учащимся.

6. На уроке должны осуществляться межпредметные связи.

7. Урок должен быть оснащен: · техническими средствами обучения; · дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, и т.п.); · весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

8. На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

9. Необходимо введение в обучение компьютеров.

11. Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой: · оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку; способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка

Самоанализ урока учителем

1. Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические

особенности). Осуществление на уроке индивидуально –дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.

2. Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие). Какой урок по счету по данной теме. Тип урока.

3. Этапы урока. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач. Межпредметная связь и связь материала урока с жизнью.

4. Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).

Выступление учителя с анализом только что проведенного урока демонстрирует способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции. Учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от намеченного плана, объективно (а при необходимости критично) оценивает собственные

действия, и что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лица детей.

Специальное внимание следует уделить элементам особого удовлетворения учителя тем или иным учеником: нередко какой-то ответ ребенка кажется гостям верным, естественным, обычным, в то время как для конкретного ребенка (если учесть его возможности) такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии. Специальный комментарий учителя необходим и в том случае, если выставление оценки тем или иным детям не вполне соответствует реальному ответу.

Учитель должен аргументировать свои действия, оппонировать гостям, если это необходимо, а ни в коем случае не «проглатывать» возможно, несправедливые, ошибочные оценки.

Учитель должен быть готов к тому, что конспект урока может заинтересовать кого-то из гостей, и хорошо бы иметь несколько экземпляров конспекта урока, дабы раздать гостям.

При подготовке и проведении открытого урока учителю следует избегать ряда ошибок: · ничем не обоснованное отклонение от конспекта урока и наоборот, неспособность сориентироваться по ходу урока и перестроиться, заменив одно задание на другое,

Словарная работа на уроках русского языка

Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты.

Методы работы над правописанием трудных слов

1. Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.

2. Вставка слова в классное наборное полотно.

3. Чтение слова учителем.

4. Объяснение значения слова (учителем или детьми).

5. Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной

буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).

6. Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).

7. Запись слова в орфографический словарик.

9. Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и

Виды словарных работ

1. Загадки (ответы загадок являются словарными словами).

2. Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл

3. Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).

4. Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).

5. Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые

относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.)

6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

7. Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети

записывают названия предметов).

8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

12. Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем

букву 3, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).

14. Выписать из данных слов: · слова, состоящие из двух, трех слогов; · слова с И; · слова с шипящими.

15. Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока,

16. Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).

17. Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают

нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой,

а дети выписывают слово с этой буквой).

18. Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных,

твердых или мягких согласных.

19. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

20. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием

непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко-буквенного анализа.

21. Подбор однокоренных слов.

22. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

23. Разбор слов по составу.

24. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

25. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

26. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

29. Письмо по памяти.

30. Самодиктант и взаимопроверка.

шо. е, ро. а, ка. ир, ба. ейн).

32. Перфокарты, перфоконверты.

33. Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).

34. Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и

окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня,

36. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся

словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический

38. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить. ).

39. От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.

Примерный план урока

Задачи урока: · образовательная; · коррекционно-развивающая; · воспитывающая.

1) Организационный этап

2) Проверка домашнего задания

3) Подготовка учащихся к усвоению нового материала

4) Сообщение нового материала

5) Закрепление полученных знаний

6) Подведение итогов

понимание изученного материала; · разбор и запись домашнего задания; · оценка работы учащихся.

нить, что нового узнали учащиеся на уроке. · выводы; · вопросы на понимание изученного материала; · разбор и запись домашнего задания; · оценка работы учащихся.

Виды обучающих диктантов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида

Виды обучающих диктантов: словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, письмо по памяти, предупредительные, объяснительные, свободные. В конце каждой темы проводится контрольный диктант. Если в тексте диктанта встречаются слова на еще не изученные правила, их следует выписывать на доску.

Выборочные диктанты позволяют за короткое время повторить большой объем

материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной

орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Несколько примеров анализируется коллективно, далее класс выполняет работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель работает индивидуально. К диктанту могут быть предложены дополнительные задания (выдели корень, укажи род, падеж и т.п.). Данный вид диктантов позволяет выявить, насколько осознанно школьники усвоили материал и проводится, когда тема достаточно закреплена.

Зрительные диктанты основаны на зрительном восприятии текста. Текст записывается на доске, школьники анализируют орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. После записи под диктовку сами проверяют текст. Письмо по памяти требует от учеников предварительного заучивания. Перед написанием объясняются трудные орфограммы, знаки препинания, правописание слов на неизученные правила. Далее текст закрывается и записывается учащимися по памяти.

После записи текст открывают, дети сличают свои записи с написанным на доске. Такой вид диктантов развивает память и орфографическую зоркость.

Особенность предупредительного диктанта состоит в том, что ошибки как бы

предупреждаются до записи текста. Учитель читает текст по предложениям. Учащиеся повторяют предложение и объясняют, как надо писать те или иные слова. Школьники воспринимают текст на слух, выделяю трудные в орфографическом отношении слова и решают, как следует их писать. Этот вид диктанта целесообразно использовать на начальном этапе изучения правила.

При проведении объяснительного диктанта объяснение трудных слов дается после

записи. Он проводится, когда учащиеся достаточно хорошо усвоят тему и могут

самостоятельно применять правила на практике.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *