какое отношение к секретной дипломатии высказывали большевики в революционные годы
Какое отношение к секретной дипломатии высказывали большевики в революционные годы
Подробное решение параграф § 19 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016
Каковы были причины «нового курса» советской внешней политики в 1930-х гг.? Насколько успешно он реализовывался?
Причины «нового курса» советской внешней политики в 1930-х гг. продиктованы изменившимися условиями: агрессивная политика Германии, потворство этой политике ведущих европейских держав Англии и Франции. Этот курс реализовался не совсем успешно: поражение в советско-финской войне.
1. Какие шаги предпринимало советское руководство для создания системы коллективной безопасности?
Для создания системы коллективной безопасности СССР заключили договора о взаимопомощи с Чехословакией и Францией в 1935 г.
2. Как Советский Союз противостоял агрессивной политике Германии в Европе?
СССР оказывал помощь испанской республике во время гражданской войны в Испании. СССР привел войска в готовность для помощи Чехословакии во время Мюнхенского кризиса. СССР возобновил прерванные после Мюнхена контакты с Англией и Францией по вопросу о заключении соглашения о военно-политическом сотрудничестве
3. Назовите причины, суть и апогей политики «умиротворения» Германии.
Суть политики «умиротворение» заключается в попытке предотвратить войну в Европе путем уступок Германии. Причинами была неготовность европейских стран к войне в Европе. Апогеем стал Мюнхенский кризис, в котором Англия и Франция сдали Чехословакию Гитлеру, без учета мнения чехословацкого руководства.
4. Укажите основные направления укрепления безопасности на Дальнем Востоке.
СССР наращивал войсковую группировку на границе с Маньчжоу-Го и Японией. Помогал Монголии и Китаю в борьбе с японской агрессией.
5. Почему заключение советско-германского пакта было вынужденным для СССР?
Оно не было вынужденным, т.к. тот факт, что Англия, Франция и СССР не смогли между собой договориться не означал того, что это вынудило СССР заключить договор с Германией.
6. Каковы последствия заключения секретного протокола к советско-германскому пакту о ненападении?
Последствиями заключения секретного протокола стало отнесение территорий, которые были отторгнуты от России после Первой мировой войны
1. О каких событиях идёт речь в воспоминаниях?
Участие советских добровольцев в гражданской войне в Испании.
2. Почему граждане СССР стремились участвовать в этих событиях?
Потому что основной идеи был интернационализм.
1. Вспомните, какое отношение к секретной дипломатии высказывали большевики в революционные годы.
Большевики высказывались резко отрицательное отношение к секретной дипломатии, выступая за открытость.
2. Почему данный протокол был секретным?
Потому что этот договор предусматривал раздел сфер влияний с нацистской Германией, что могло навредить престижу советского правительства.
3. Какие территории, в соответствии с секретным протоколом, являлись сферами интересов сторон?
Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Западная Украина и Белоруссия, Северная буковина и Бессарабия.
1. Проследите, как изменялось международное положение страны в 1920—1930-е гг. Раскройте роль СССР в мировом сообществе к концу 1930-х гг.
На протяжении 1920-1930-х гг. положении СССР значительно менялось. Страна получала международное признание, а в 1933 г. вступила в Лигу Наций. К концу 1930-х гг. СССР являлся одним из ключевых игроков на международной арене. Во многом именно от позиции СССР зависела расстановка сил накануне Второй мировой войны.
2. Охарактеризуйте деятельность советского руководства по созданию системы коллективной безопасности. Что мешало отношениям СССР с западными странами?
Советское руководство стремилось создать систему коллективной безопасности посредством заключения договоров о взаимопомощи. Так в 1935 г. были заключены договора о взаимопомощи с Чехословакией и Францией. Отношениям СССР с западными странами мешало взаимное недоверие из-за политических и идеологических разногласий.
3. Выскажите ваши предположения о последствиях проводимой западными державами политики «умиротворения» Германии.
Это была политика, основанная на ошибочном восприятии нацистского режима. Руководители Великобритании и Франции считали, что с нацистским руководством, которое несет ответственность за свою страну, можно найти общий язык и суметь договориться. При этом в двух странах раздавались голоса, что с нацистской Германией стоит говорить лишь с позиции силы. Однако премьер-министры Чемберлен и Даладье не прислушались к этим мнениям и продолжали свою бесплодную политику.
4. Почему заключение советско-германского пакта было для СССР вынужденным, необходимым?
Заключение советско-германского пакта не было для СССР вынужденным или необходимым, т.к. это была реализация второго направления во внешней политике при провале попыток найти общий язык с Англией и Францией. Заключая договор с Германией, СССР не избегал участия в войне, наоборот, участвую в разделе Польши, Сталин позволил создать единую советско-германскую границу. По словам Мельтюхова, имеющиеся в распоряжении историков документы свидетельствуют о стремлении советского руководства использовать противоречия между другими великими державами для усиления своего влияния в мире. Нарастание напряжённости в отношениях между Великобританией и Германией вело к тому, что обе эти страны были заинтересованы в благожелательной позиции СССР, и вынуждало их идти на уступки СССР. От советского руководства требовалось проведение осторожного внешнеполитического курса, гибко реагировавшего на изменения международной ситуации. В этом смысле, по мнению историка, советская внешняя политика 1939 года даёт «прекрасный пример подобного лавирования в собственных интересах»
5. Каковы, на ваш взгляд, причины заключения секретного протокола к советско-германскому пакту о ненападении?
Причинами заключения секретного протокола к советско-германскому пакту о ненападении стали стремления СССР отодвинуть западную границу, вернуть земли, утраченные после революции 1917 г.
6. Составьте сложный план или конспект «Внешняя политика СССР в 1930-е гг.». Обратите внимание на основные направления и важнейшие события.
Технологическая карта урока истории «Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технологическая карта урока
Учитель, ОУ: Ливенцева Вера Сергеевна, МБОУ СОШ № 77
Автор УМК: Н.В.Загладин, С.И. Козленко.
Тема урока: Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.
Тип урока: комбинированный
Сформировать представление об основных событиях внешней политики СССР в 1930-е годы
Образовательные — обеспечить условия для усвоения учащимися основных событий внешней политики СССР в 1930-е гг.
Развивающие – развитие речевых способностей, развивать умение работать с картой, поиска информации, а так же продолжать формирование умений работать с текстом.
Личностные: уметь работать с текстом, картой и тестовыми заданиями; навыки поиска информации.
Метапредметные: владеть способами деятельности в группе; уметь высазывать свое суждение и анализировать мнение других; умение работать с историческими источниками; анализировать и обобщать полученные знания.
Предметные: знать основные события и понятия по изучаемой теме; владеют навыками решения тестовых заданий.
Основные понятия и термины
Система коллективной безопасности в Европе. Советско-германский договор о ненападении.
1933 г. — установление дипломатических отношений с США. 1934 г. — вступление СССР в Лигу Наций.
1938 г. — Мюнхенское соглашение.
24 июля—11 августа 1938 г. — военный конфликт с Японией на озере Хасан.
11 мая—16 сентября 1939 г. — военный конфликт с Японией на реке Халкин-Гол.
Август 1939 г. — переговоры военных делегаций СССР, Великобритании и Франции в Москве.
§ 21 учебника. Используя интернет-ресурсы, продолжите проект «Фотофакт» по
теме «СССР на международной арене накануне Второй мировой войны».
Основные источники информации
Доска, проектор, экран, мультимедиа учебник, раздаточный материал, презентация
ИКТ, поисковый, наглядный, словесный.
Характеристика этапов урока
Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие »
Предлагает выполнить задания в тестовой форме, контролирует время и процесс выполнения заданий, фиксирует результаты.
Выполняют тестовые задания разной степени сложности, выполняют взаимопроверку результатов.
Умение работать с тестовыми заданиями.
Роль СССР в международной политике в 30-е годы.
Какую проблему урока нам предстоит решить?
Учащиеся предлагают свои гипотезы (предположения по решению проблемы).
Изучение нового материала
Работа по плану (на экране):
СССР и мировое сообщество. Борьба за создание системы коллективной без-
2. Усиление угрозы мировой войны.
3. СССР в международной политике накануне начала Второй мировой войны.
Организует работу по плану.
Предлагает просмотреть презентацию, выдает новый материал по п.1 плана: основные события и термины периода.
Проследите, как изменялась внеш-
няя политика СССР в 1930-е гг.
Что такое «система коллективной
безопасности»? Удалось ли создать
эту систему в Европе? Как Совет-
ский Союз противостоял агрессив-
ной политике Германии в Европе?
Прочитайте п.3 параграфа и укажи-
те основные направления укрепления
безопасности на Дальнем Востоке.
Определите главные направления
предвоенной внешней политики СССР.
Прочитайте выдержки из секретно-
го дополнительного протокола к до-
говору о ненападении между СССР
и Германией (23 августа 1939 г.)
(см. рубрику «Изучаем документ»).
Вспомните, какое отношение к се-
кретной дипломатии высказывали
большевики в революционные годы.
Почему данный протокол был се-
кретным? Какие территории в со-
ответствии с секретным протоколом
являлись сферами интересов сторон?
Смотрят презентацию. Слушают учителя, выписывают основные события и термины по п 1.
Выявляют причины принятия международных актов, договоров.
Анализ исторического источника
Выявлять эволюцию внешней политики государства.
Объяснять и применять понятие.
Характеризовать важнейшие собы-
тия внешней политики государства.
Систематизировать материал по определённой теме и делать выводы.
Использовать документы внешней
политики для характеристики по-
Закрепление нового материала
Работа с проблемными вопросами
Предлагает ответить на вопросы:
Проследите, как изменялось меж-
дународное положение страны
Раскройте рольСССР в мировом сообществе к концу 1930-х гг.
Охарактеризуйте деятельность совет-
ского руководства по созданию си-
стемы коллективной безопасности.
Что мешало отношениям СССР с за-
Почему заключение советскогерман-
ского пакта было для СССР вынуж-
Составьте сложный план
«Внешняя политика СССР
в 1930-е гг.». Обратите внимание
на основные направления и важней-
Составлять сложный плана.
Раскрывать роль страны на между-народной арене.
Давать анализ внешнеполитической
Раскрывать взаимосвязь между внутренней
и внешней политикой.
Доказывать вывод, обосновывать суждение на основе систематизации ин-
Составлять сложный план
любых источников информации
Методический комментарий: _______________________________________
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-343794
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Вопросы по истории 10 класс учебник Горинов, Данилов, Моруков параграф 19
Каковы были причины «нового курса» советской внешней политики в 1930-х гг.? Насколько успешно он реализовывался?
1. Какие шаги предпринимало советское руководство для создания системы коллективной безопасности?
2. Как Советский Союз противостоял агрессивной политике Германии в Европе?
3. Назовите причины, суть и апогей политики «умиротворения» Германии.
4. Укажите основные направления укрепления безопасности на Дальнем Востоке.
5. Почему заключение советско-германского пакта было вынужденным для СССР?
6. Каковы последствия заключения секретного протокола к советско-германскому пакту о ненападении?
1. О каких событиях идёт речь в воспоминаниях?
2. Почему граждане СССР стремились участвовать в этих событиях?
1. Вспомните, какое отношение к секретной дипломатии высказывали большевики в революционные годы.
2. Почему данный протокол был секретным?
3. Какие территории, в соответствии с секретным протоколом, являлись сферами интересов сторон?
1. Проследите, как изменялось международное положение страны в 1920—1930-е гг. Раскройте роль СССР в мировом сообществе к концу 1930-х гг.
2. Охарактеризуйте деятельность советского руководства по созданию системы коллективной безопасности. Что мешало отношениям СССР с западными странами?
3. Выскажите ваши предположения о последствиях проводимой западными державами политики «умиротворения» Германии.
4. Почему заключение советско-германского пакта было для СССР вынужденным, необходимым?
5. Каковы, на ваш взгляд, причины заключения секретного протокола к советско-германскому пакту о ненападении?
6. Составьте сложный план или конспект «Внешняя политика СССР в 1930-е гг.». Обратите внимание на основные направления и важнейшие события.
История России
§ 19. СССР И МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО В 1929—1939 гг.
1. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. и пути выхода из него. Осенью 1929 г. начался затяжной мировой экономический кризис. Он затронул все ведущие мировые капиталистические державы, однако США и Германия понесли наибольшие потери. В США добыча угля снизилась на 41 %, выплавка чугуна — на 79,4 %, стали — на 76 %, производство автомобилей — на 80 %. Промышленное производство только за 1929—1933 гг. в США сократилось на 46,2 %, в Германии — на 40,2 %, во Франции — на 30,9 %, в Англии — на 16,2%. Индекс промышленного производства в Чехословакии снизился на 40 %, в Польше — на 45 %, в Югославии — на 50 %. Число безработных в 32 капиталистических странах увеличилось за это время с 5,9 млн до 26,4 млн человек.
Для властей стран Запада главным направлением внутренней и внешней политики стало преодоление кризиса. Общим для всех содержанием этой политики стало усиление роли государства в экономической жизни. Но степень вмешательства государства в экономику имела свою специфику в разных странах. В США «новый курс» Ф. Рузвельта носил либерально-реформаторский характер. Во Франции и в странах Скандинавии проводился социал-реформаторский курс, в основе которого лежали не только проекты возрождения экономики, но и принятие социальных программ. В Германии на волне кризиса к власти пришли национал-социалисты во главе с А. Гитлером. Антикризисные мероприятия там носили чрезвычайный характер. Ставка была сделана на милитаризацию экономики, демонтаж демократических устоев, подготовку к большой войне.
Кризис перепроизводства в странах Запада в значительной мере повлиял на изменение их отношения к СССР, который приобрёл особое значение в качестве чрезвычайно выгодного рынка сбыта продукции и источника сырья. Советский опыт решения экономических и политических программ, строительства нового общества привлекали интерес и вызывали симпатии к СССР у многих людей на Западе.
Не только для СССР, но и для США и стран Западной Европы становилось понятно, что Версальско-Вашингтонская система международных отношений не достигла провозглашённых целей. В мире постепенно формировался альянс государств, ставивших целью новый пересмотр границ. Гитлер ещё в 1925 г. провозгласил задачу борьбы как с западными демократиями, так и с СССР. Б. Муссолини призывал итальянцев двигаться через Ливию и Судан к Индийскому океану. Формировалась и внешнеполитическая доктрина Японии, предусматривавшая обширные территориальные приобретения как за счёт Китая,
Каковы были причины «нового курса» советской внешней политики в 1930-х гг.? Насколько успешно он реализовывался?
Монголии, советского Дальнего Востока и Сибири, так и за счёт колониальных владений США, Англии и Франции.
Постепенно в мире возник многосторонний цивилизационный кризис, грозивший новой мировой войной.
2. СССР и мировое сообщество. Борьба за создание системы коллективной безопасности. В условиях мирового экономического кризиса внешняя политика СССР претерпела существенные изменения. Окончательно рухнули мечты о мировой революции, и советское руководство перестало оказывать существенную помощь коммунистическим партиям европейских стран. В условиях модернизации экономики СССР был заинтересован в создании благоприятных условий для мирного развития, расширения торговых связей с западноевропейскими государствами и США. Большое значение имело и то, что мировой экономический кризис значительно ослабил военную угрозу для СССР.
В этих условиях СССР в качестве главной внешнеполитической задачи считал создание в Европе системы коллективной безопасности от возможной агрессии. Активным проводником этой политики стал нарком иностранных дел СССР М. М. Литвинов.
В 1933 г. были установлены дипломатические отношения с США. В 1934 г. СССР стал членом Лиги Наций. Предложение о вступлении в эту лигу Советский Союз получил от Франции, которая также рассматривала нацистскую Германию в качестве потенциального агрессора. Сближение СССР и Франции нашло своё выражение в подготовке регионального Восточного пакта о взаимной защите от агрессии со стороны Германии.
Основная идея подготавливаемого Восточного пакта заключалась в том, чтобы не оставлять безнаказанной агрессию ни одного из его участников. Инициатива СССР не получила развития. Тем не менее в мае 1935 г. СССР заключил договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Это была победа советской дипломатии.
Проблемы борьбы против фашизма обсуждались на VII конгрессе Коминтерна в июле—августе 1935 г. в Москве. Было принято решение о сотрудничестве коммунистов с социал-демократами, профсоюзами и другими силами в целях создания единого рабочего фронта и на этой базе — антифашистского фронта.
3. Усиление угрозы мировой войны. С 1935 г. агрессивный характер политики Германии, Италии и Японии усилился. В октябре 1935 г. Италия напала на Эфиопию. Предложения СССР о совместных действиях против агрессора не были поддержаны в Лиге Наций, а ограниченные экономические санкции не предотвратили захват Эфиопии. Германия в 1935 г. ввела всеобщую воинскую повинность, усилив тем самым свои вооружённые силы. В 1936 г. немецкие войска вошли в Рейнскую демилитаризованную зону на правом берегу Рейна, где Германии запрещалось иметь войска.
В июле 1936 г. вспыхнул военный мятеж в Испании. От быстрого разгрома мятежников во главе с генералом Ф. Франко спасла лишь военная помощь Германии и Италии, направивших на его поддержку около 300 тыс. человек, военную технику и вооружение.
Западноевропейские государства провозгласили политику невмешательства в испанские события, что было на руку мятежникам. Советское правительство, руководствуясь принципами интернационализма и стремлением не допустить усиления фашистских государств, приняло решение об оказании помощи Испании. СССР в 1936 г. вступил в военное противоборство с фашистскими государствами. Более 5 тыс. военных советников и военнослужащих (артиллеристы, танкисты, лётчики и др.) принимали участие в боевых действиях. С октября 1936 г. в Испанию было поставлено около 650 самолётов, более 340 танков, около 1200 орудий, более 10 тыс. пулемётов. На стороне законного правительства Испании сражались около 35 тыс. бойцов интернациональных бригад со всего мира. Однако по численности военных советников и добровольцев СССР в 50 раз уступал итало-германской коалиции. Гражданская война закончилась в марте 1939 г. победой Франко и установлением авторитарного режима.
В ноябре 1936 г. Италия и Германия заключили Антикоминтерновский пакт (через год к ним присоединилась Япония). Стороны договорились совместно бороться с Коминтерном. Пакт был воспринят антикоммунистическими кругами капиталистических государств как фактор противодействия СССР.
Западные государства не препятствовали экспансии Германии. В марте 1938 г. после ввода 200-тысячной группировки вермахта в Австрию произошло её присоединение (аншлюс) к Германии.
Действия европейских государств получили название политики умиротворения Германии.
Мюнхенский сговор. Советская карикатура. 1938 г.
Апогеем этой политики стало заключение 30 сентября 1938 г. в Мюнхене соглашения о передаче Германии Судетской области Чехословакии, большинство населения которой составляли немцы. Гитлер требовал передать эти земли Германии, после чего обещал мир на долгие годы. Соглашение подписали представители Великобритании, Франции, Германии и Италии. Чехословакия, территорию которой делили в Мюнхене, не была даже приглашена для участия в переговорах. В разделе приняли также участие Польша и Венгрия.
Советский Союз, имевший договоры с Францией и Чехословакией, также не был приглашён для участия в этих переговорах и оказался в международной изоляции. В результате Германия приблизила свои границы к СССР. Попытка создать систему коллективной безопасности провалилась.
Мюнхенские соглашения стали рубежом в европейской политике СССР. Новая расстановка сил в Европе была крайне опасна, для нашей страны создавалась угроза ведения войны со всеми ведущими европейскими державами одновременно. В этих условиях советская внешняя политика от поиска соглашения с Англией и Францией в противодействии Германии и Италии стала более маневренной и разнонаправленной. Это была политика лавирования между различными группировками стран для решения главной задачи — обеспечения безопасности страны от потенциальной агрессии.
4. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке. Не менее сложная ситуация складывалась на Дальнем Востоке. Осенью 1929 г. произошёл военный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). Эта дорога, находившаяся в совместном советско-китайском управлении, проходила через Маньчжурию и была кратчайшим путём во Владивосток. Советский обслуживающий персонал насчитывал около 50 тыс. человек. После конфликта отношения с китайским правительством улучшились лишь после вторжения японской Квантунской армии в Манчжурию. СССР направил своих военных советников, специалистов, добровольцев для оказания помощи Китаю.
Захватническая политика Японии создавала второй очаг напряжённости и угрозы войны. Советское руководство получало информацию о существовании планов захвата японцами Сахалина, Приморья, Камчатки, создания «особых зон» в Северо-Восточном Китае и Монголии. В сентябре 1931 г. японские войска начали захват Маньчжурии, создав в 1932 г. на её территории государство Маньчжоу-Го. Здесь была сформирована японская Квантунская армия.
В июле 1937 г. Япония начала широкомасштабное вторжение в Китай. СССР стал наращивать военную помощь Китаю. С октября 1937 г. по октябрь 1938 г. СССР поставил 985 самолётов, более 1300 артиллерийских орудий, свыше 14 тыс. пулемётов. Как и в Испании, советские военные специалисты участвовали в боевых действиях, обучали китайцев тактике ведения партизанской борьбы.
В июле 1938 г. японские войска у озера Хасан силами пехотного полка выбили с высот Безымянная и Заозёрная советских пограничников. Ответным ударом части Красной Армии освободили высоты. В августе конфликт был урегулирован.
Водружение красного знамени на высоте у реки Халхин-Гол. 1939 г.
Наиболее серьёзный конфликт с японцами начался в мае 1939 г. на монголо-маньчжурской границе в районе реки Халхин-Гол. Здесь шли широкомасштабные боевые действия с участием с обеих сторон стрелковых дивизий, танковых бригад, авиации. Советские лётчики впервые применили реактивные снаряды — прототипы снарядов для «Катюш». Частями Красной Армии командовал комкор Г. К. Жуков. Потери японских частей составили более 18 тыс. человек, а советско-монгольских — более 2,4 тыс. Военные действия на Халхин-Голе завершились лишь в сентябре 1939 г.
Таким образом, в случае войны Советскому Союзу пришлось бы вести борьбу не только в Европе, но и в Азии. Нужно было приложить все силы к тому, чтобы избежать в будущем войны на два фронта.
5. СССР в международной политике накануне начала Второй мировой войны. Мюнхенское соглашение не привело к миру. Оно способствовало новым захватам Германии и приближению большой общеевропейской войны. В марте 1939 г. была захвачена Чехия, в Словакии был установлен прогерманский режим.
По мере углубления международного кризиса в Европе в советской внешней политике определились два направления. Первым из них стало предотвращение войны Германии и её союзников против СССР. Вторым — принятие мер к созданию коалиции для борьбы с потенциальными агрессорами. Обе группировки западных стран по разным причинам считали для себя очень важным «советский фактор» и были готовы к соглашениям с СССР для решения собственных задач.
СССР возобновил прерванные после Мюнхена контакты с Англией и Францией по вопросу о заключении соглашения о военно-политическом сотрудничестве. Его целью было гарантировать поддержку тем странам, которые подверглись бы агрессии со стороны Германии.
Одновременно Гитлер, стремившийся не допустить создания единого антигерманского блока великих держав, стал искать возможность заключения договора о ненападении с СССР. Это было крайне важно для Германии, готовившейся к нападению на Польшу.
В Москве было принято решение вести переговоры как с англичанами и французами, так и с немцами, но приоритет до последнего момента отдавался соглашению с Англией и Францией. С их представителями в июне 1939 г. начались переговоры в Москве. В августе здесь же состоялись переговоры военных представителей. Французская делегация была готова к заключению договора, однако английская всячески затягивала его подписание. Переговоры зашли в тупик из-за отказа Польши пропустить через свою территорию части Красной Армии в случае агрессии Германии. Отказ Польши от помощи СССР в её возможном конфликте с Германией усилил недоверие Сталина не только к самой этой стране, но и к поддерживающим её Англии и Франции. Из данных разведки Сталин знал, что Англия тайно готовится заключить договор о ненападении с Германией.
Подписание В. М. Молотовым советско-германского договора (за ним стоят: Б. М. Шапошников, И. Риббентроп, И. В. Сталин). 23 августа 1939 г.
К сфере интересов СССР были отнесены территории, которые были отторгнуты от России после Первой мировой войны. Разграничение сфер влияния было инициировано Германией. Советская сторона согласилась с этим подходом. Она исходила при этом из того, что это соглашение защитит СССР от дальнейшего продвижения Германии к советским границам.
Каждая из сторон договора считала для себя успехом его подписание. Германия получала свободу действий в Польше. СССР — мирную передышку и возможность использовать её для укрепления обороноспособности.
Заключение советско-германского договора имело большой международный резонанс. Осложнились отношения между Германией и Японией. Польское правительство расценило этот документ как договорённость Германии и СССР о новом разделе Польши.
В Англии и Франции, переговоры с которыми в Москве оказались прерваны, были откровенно разочарованы и обеспокоены таким развитием событий.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Советская внешняя политика в 1930-е гг. в меньшей степени, чем прежде, была ориентирована на идеологию. Её стали отличать прагматизм и маневренность, позволившие в итоге избежать вступления во Вторую мировую войну 1 сентября 1939 г.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какие шаги предпринимало советское руководство для создания системы коллективной безопасности? 2. Как Советский Союз противостоял агрессивной политике Германии в Европе? 3. Назовите причины, суть и апогей политики «умиротворения» Германии. 4. Укажите основные направления укрепления безопасности на Дальнем Востоке. 5. Почему заключение советско-германского пакта было вынужденным для СССР? 6. Каковы последствия заключения секретного протокола к советско-германскому пакту о ненападении?
Работаем с картой
Укажите на карте объекты, упоминаемые в параграфе.
Изучаем документы
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АДМИРАЛА ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н. Г. КУЗНЕЦОВА
История знает множество случаев, когда люди, сделавшие своей профессией военное дело, шли драться, рисковали своей головой под чужими знамёнами, на чужой земле, за чужое дело. Обычно это были наёмники, которых прельщали на чужбине золото, богатая добыча, чины. Но наши люди не искали на земле Испании ни золота, ни чинов. И далёкая земля та не была им чужой, и не было чужим знамя, под которым они сражались. Их вело сознание интернационального долга. Испанские рабочие и пахари были для них братьями. И ещё: в Испанию нашу молодёжь привело стремление вовремя остановить фашизм.
1. О каких событиях идёт речь в воспоминаниях? 2. Почему граждане СССР стремились участвовать в этих событиях?
ИЗ СЕКРЕТНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОТОКОЛА К ДОГОВОРУ О НЕНАПАДЕНИИ МЕЖДУ СССР И ГЕРМАНИЕЙ. 23 АВГУСТА 1939 г.
1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению к Виленской области признаются обеими сторонами.
2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана.
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчёркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о её полной политической незаинтересованности в этих областях.
1. Вспомните, какое отношение к секретной дипломатии высказывали большевики в революционные годы. 2. Почему данный протокол был секретным? 3. Какие территории, в соответствии с секретным протоколом, являлись сферами интересов сторон?
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Проследите, как изменялось международное положение страны в 1920—1930-е гг. Раскройте роль СССР в мировом сообществе к концу 1930-х гг. 2. Охарактеризуйте деятельность советского руководства по созданию системы коллективной безопасности. Что мешало отношениям СССР с западными странами? 3. Выскажите ваши предположения о последствиях проводимой западными державами политики «умиротворения» Германии. 4. Почему заключение советско-германского пакта было для СССР вынужденным, необходимым? 5. Каковы, на ваш взгляд, причины заключения секретного протокола к советско-германскому пакту о ненападении? 6. Составьте сложный план или конспект «Внешняя политика СССР в 1930-е гг.». Обратите внимание на основные направления и важнейшие события.
ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
1. Что такое новая экономическая политика? Каковы её основные мероприятия? Каковы были итоги нэпа?
2. Дайте характеристику советской политической системе в 1920-е гг.
3. Составьте словарь терминов, аббревиатур (сокращений), распространённых в СССР в 1920—1930-х гг. Составьте 4—5 предложений с использованием данных терминов.
4. Определите характерные черты советского общества 1930-х гг. в политике, экономике, духовной сфере, в национальных отношениях и повседневной жизни людей. Оформите результаты в виде таблицы.
5. Подготовьте сообщения о видных советских государственных и общественных деятелях 1920—1930-х гг. Выделите и охарактеризуйте основные направления и результаты их деятельности.
6. На основе дополнительных сведений, рассказов родных и близких, ресурсов Интернета составьте аннотированный список (с краткой характеристикой) советских литературных и музыкальных произведений, картин и плакатов, художественных фильмов, созданных в эпоху построения социализма в СССР. Обсудите в классе, в чём особенности художественных произведений сталинской эпохи. Какое влияние они оказывали на сознание масс? Какой художественный метод преимущественно использовался при их создании? Что вам нравится в произведениях 1930-х гг., а что вызывает отрицательное отношение?