какое освещение в театре

«Комедианты»

Комитет по культуре Ленинградской области

История театрального освещения

какое освещение в театреПредставить спектакль без музыки, декораций, театральных костюмов, грима и реквизита возможно, а вот без света — вряд ли. Театральный свет решает множество задач — от создания общего освещения до передачи тончайших нюансов действия. С его помощью легко показать время года или суток, рассвет или закат, вспышки молнии, пожар или движение облаков… да все, что угодно! Именно освещение помогает выразить и подчеркнуть характеры основных действующих лиц, а может создать и духовную атмосферу. Свет становится не только важным элементом современного театра, но и видом самостоятельного искусства.

История развития театрального освещения восходит еще к Древней Греции, где спектакли игрались под открытым небом, а солнце решало все в области сценического освещения. Если по ходу действия требовалось изобразить пламя, под сценой разводили костры, а при наступлении ночи актеры освещали сцену факелами.

Когда театр в эпоху Возрождения перебрался в закрытые помещения, в качестве источников света начали использовать свечи: сальные и восковые. В театрах, в целях экономии, чаще использовались сальные свечи, которые ужасно чадили и спектакли представляли собой смесь удовольствия и мучения. Зрители зачастую плакали и совсем не из-за игры актеров. Да и с люстр нередко капало расплавленное сало, обжигая зрителей, и нанося существенный урон одежде.

Затем пришло время масляных светильников. Брали металлический резервуар, в него опускали круглый фитиль, прикрепленный к плавающему в масле поплавку. Такие светильники давали очень скромное освещение, сильно чадили и гасли от легкого сквозняка. Чтобы усилить освещение, применялись светильники с несколькими фитилями. Для этих же целей использовалось и изобретение Леонардо да Винчи. Над пламенем светильника помещалась жестяная трубочка. Охватывая верхний конец пламени, эта трубочка увеличивала приток воздуха, и светильник горел ярче.

Итальянец А. Инженери обнаружил, что при затемненном зрительном зале сцену видно значительно лучше. Так появилось логическое разделение сцены и зрительного зала, которое мы сегодня принимаем, как само собой разумеющееся. За кулисами устанавливали бесчисленное множество масляных ламп и свечей со стеклянными абажурами. Цветное освещение получали, пропуская свет через окрашенное масло или стекло.

В начале XIX века было изобретено газовое освещение, яркость которого была уже на порядок выше. Первое время газовые горелки употреблялись в театре с открытым пламенем, которое под влиянием движения воздуха на сцене все время слегка дрожало и колебалось.

В 1802 г. русским физиком В. Петровым была изобретена первая дуговая эл. лампа. Однако в театре электрическое освещение не сразу было принято на вооружение. Лишь спустя 36 лет оно появилось в парижском Grand Opera. Это произошло в 1849 году, когда в опере «Пророк» для эффекта восхода солнца и пожара впервые применили небольшой дуговой прожектор с параболическим зеркальным отражателем. Эксперимент удался, и вскоре дуговые лампы заказали все крупные европейские театры.

Вряд ли изобретатели масляных светильников могли представить то многообразие осветительной аппаратуры, которая появилась в театрах после рождения лампочки накаливания. Театр получил то, о чем раньше не мог и мечтать. Многочисленные семейства прожекторов, сканеры, проекционные устройства, управляемые приборы и световые пушки стали привычными инструментами в работе современных художников по свету.

какое освещение в театреЗаведующий осветительским цехом театра «Комедианты», Валерий Нефедов:

Для того, чтобы работать осветителем, в принципе, специальное образование не нужно. Главное, как ни странно, чувствовать ритм и музыку. Свет и музыка — в театре одно переходит в другое и одно вытекает из другого. Все должно быть органично.

Как создается свет для спектаклей? Художник должен понимать, какое освещение подходит к конкретной сцене. Это нужно чувствовать.

Для каждого спектакля существует своя световая партитура. Перед каждым спектаклем мы проверяем оборудование, настраиваем осветительные приборы. И, конечно, важная часть нашей работы — проведение спектакля. Иногда артисты заигрываются и выходят из света. От мастерства осветителя зависит, будет ли видно артиста, его нужно «ловить». Осветитель должен просчитывать свою работу на несколько шагов вперед, прямо как шахматист.

Источник

Световое оборудование для сцены. Как правильно выставить сценическое освещение?

какое освещение в театре

С помощью соблюдения принципов построения сценического освещения можно добиться ощущения, что вы находитесь в зале и наблюдаете театральное представление, даже если таких атрибутов на самом деле нет. Сценическое освещение очень важно, от него в прямом смысле зависит, в каком свете люди увидят артистов. Важно не только правильно разместить приборы, но еще и уметь ими управлять.

Принципы светового оформления сцены заключаются в следующих моментах:

Фронтальное освещение состоит из:

Именно в рампе чаще всего располагаются приборы и с направленным светом.

Такой свет убирает контрастность, возникающую от остальных вдов освещения при условии, что рампа расположена не выше 1,1 метра от пола и высота сцены в пределах 60-70 см.

какое освещение в театре

Диагональное освещение прожекторами с балкона

Освещение исполнителей, декораций и зрительного зала

Освещение больших залов, например концертных, не может обойтись без:

Свет приборов по способу распределению делится на:

Основные варианты светового решения:

какое освещение в театре

Освещение зрительного зала

Примеры освещения

Пример 1 освещения театральной сцены: Если используется единственный световой прибор, то для уменьшения теней и их резкости он должен быть очень мощным, с большим по размеру источником света и находиться на значительном расстоянии от сцены.

При этом изменение направления света будет невозможным так же, как и создание акцентов.

Если учесть, что пространство сцены условно разделено на области: авансцена (первый план), средняя часть (второй план) и задняя (третий), а также центр и бока, то получается матричная структура состоящая минимум из 9 участков. Для их полного освещения можно использовать любые комбинации освещения – это даст больше возможностей для получения желаемой световой визуализации. Правильной подсветкой заднего плана можно регулировать глубину сцены, сочетание заливочного света и подсветки проводят лучами с размытыми краями, а проекции и подсветки – с резкими контурами.

Пример 2 двухуровневого освещения зала для проведения конференции или творческих встреч, когда внимание должно быть сосредоточено на предэкранной зоне сцены и зале, так как возможно взаимодействие выступающего с аудиторией:

Основной подход к использованию множественных источников света – это создать световую основу сценического действия, и для отдельных сцен изменять освещение путем добавления источников света.

Виды световых приборов для сцены

Самое широкое применение находят прожектора, они имеют мощный световой поток и при этом хорошо создают и точечный и заливочный свет. Могут быть светодиодными и ламповыми. О светодиодных прожекторах подробно можно прочесть тут.

Виды прожекторов для освещения сцены зависит от оптической системы:

какое освещение в театре

Театральный прожектор направленного света

В приборах с линзами можно регулировать фокус луча.

Все сценические осветительные приборы в зависимости от назначения можно разделить на:

Световые «головы» относятся к интеллектуальным приборам света, так как управляются через отдельный сигнальный кабель пульта управления, их корпус способен вращаться по вертикали на 306 градусов, а по горизонтали на 440. Они являются модификацией сканера с движущимся корпусом и разным светом: точечным, рассеянным или лучевым. «Головы» имеют более широкую область освещения, чем обычные сканеры. Располагают их в центре внизу или вверху сцены.

какое освещение в театре

С помощью колорченджеров, прожекторов с автоматической сменой цвета, можно быстро менять цвета на сцене, в них возможна и фокусировка луча. Размещение они обычно имеют верхнее и боковое настенное.

Приборы для спецэффектов не предназначены подсвечивать сцену или актеров. Они создают шоу и кроме типа ламп характеризуются количеством создаваемых картинок.

Световые приборы также делятся на поддерживающие и не поддерживающие стандарт DMX.

Управление сценическим освещением

Для унификации управления приборами освещения разных производителей разработан стандарт DMX передачи данных между контроллерами и оконечным оборудованием. Протокол DMX512 позволяет управлять аппаратурой на большом расстоянии (до 100 метров), так как цифровой сигнал хорошо защищен от помех. Одно устройство может иметь несколько каналов DMX для передачи информации о: цвете, диафрагме, углах наклона или поворотов, скорости движения.

Аналоговые RGB-контроллеры могут быть:

Использование пакетного реле позволяет управлять включением-выключением светового устройства, не поддерживающего стандарт DMX, с помощью DMX-контроллера.

Диммеры регулируют яркость света светодиодных ламп. К пакетным диммерам в виде электрических розеток подключают PAR прожекторы для сцены.

Футсвич-контроллер управляет доступом к конкретным опциям устройства с помощью педалей.

Источник

Описание и особенности театрального освещения сцены

Освещение сцены имеет ряд особенностей. Чтобы сделать его правильно, стоит предварительно изучить тему и понять, какие принципы используются для организации сценического света.

какое освещение в театре

Основные особенности

Театральное освещение имеет свои отличия и организовывается с учетом нескольких основных принципов, которые всегда неизменны:

какое освещение в театре

Неважно, где делается освещение – в театре, на школьной сцене и т.д., надо учитывать динамику действия, чтобы обеспечить нужный эффект. Желательно, чтобы была возможность внесения изменений, так как статичный свет не дает должного эффекта.

Виды освещения

В зависимости от количества используемого оборудования выделяют две основные разновидности. У каждой есть особенности, в которых надо разобраться заранее.

Одиночный источник света

Вариант сложен в реализации, так как для освещения сцены требуется установить прожектор на значительном расстоянии. Чем больше освещенная область, тем дальше нужно ставить оборудование, что не всегда возможно в небольших залах.

С помощью этого приема можно выделить одного выступающего или солиста. Свет почти не поддается регулировке, невозможно расставлять цветовые акценты. Он настраивается на конкретную точку, чаще всего посередине, на полу часто ставят метку, чтобы человек понимал, где ему надо располагаться для лучшего эффекта.

какое освещение в театре

Если человек отойдет вглубь сцены, то освещенность резко снизится.

Тут также надо помнить простое правило – чем меньше источник света, тем резче граница света и тени на сцене. А большие прожектора наоборот выделяют большой участок, но при этом перепад в освещенности не такой явный.

Использование нескольких источников света

Чтобы сделать универсальный и быстро меняющийся свет на сцене, лучше использовать разные варианты:

какое освещение в театре

Кстати! Если сцена используется для разных целей, лучше отдавать предпочтение движущемуся оборудованию или светильникам, которые можно отрегулировать как угодно.

Как выбрать угол падения света

От этого аспекта зависит восприятие происходящего на сцене, поэтому нужно подобрать подходящие углы падения света. Используется несколько вариантов, в которых несложно разобраться:

какое освещение в театре

Эффект от каждого из вариантов отличается на разных сценах.

Как совмещать разные углы сценического освещения

Подсветка сцены – сложная система, в которой невозможно добиться хорошего эффекта, не совмещая различные углы освещения. При этом нужно помнить целый ряд особенностей:

какое освещение в театре

Для театральных постановок часто нужно имитировать реальные источники света на сцене – фонари, светильники и т.д. В этом случае подбираются решения, которые не будут слепить зрителей, но при этом обеспечат реалистичность.

Что надо учесть при создании схем сценического освещения

Так как система зависит от размера и формы сцены, особенностей зала и от того, что будет происходить, давать конкретные рекомендации нет смысла. Лучше всего соблюдать общие принципы для создания идеальной схемы:

какое освещение в театре

Лучше использовать систему управления, которая будет выполнять сценарий по заданному алгоритму без вмешательства людей.

В завершении рекомендуем видео по теме:

Создать надежную систему освещения сцены непросто, но если разобраться во всех нюансах, то можно добиться хорошего результата. Важно сочетать разные углы освещения и использовать оборудование, подходящее под конкретные условия.

Источник

Варианты освещения сцены: какой должна быть подсветка, схемы

Искусство сегодня проявляется в самых разнообразных формах. Одним из его частых атрибутов является цена, на которой, к примеру, ставятся спектакли в театре или группа играет свой концерт. И здесь само освещение становится частью искусства, оно может влиять и влияет на силу восприятия зрителями увиденного.

Освещение сцены требует грамотного и профессионального подхода, который включает не только правильное размещение светильников, но и выбор требуемого оборудования (прожекторы, софиты и т.д.). Без этого не получится создать своими руками подсветку сцены ни в театре, ни для актового зала или всего дома культуры. О том, чем нужно руководствоваться при самостоятельной организации освещения сцены самых разнообразных сооружений, расскажет наша сегодняшняя статья.

Принципы, которым необходимо следовать

Сценическое освещение представляет собой искусственный тип подсветки, но здесь существует большое количество нюансов, о которых стоит знать. Для того чтобы освещение на сцене дома культур или концертного зала соответствовало нормам и правилам, существуют конкретные принципы, которым нужно следовать. К ним относятся:

Обратите внимание! Освещения сцены всегда должно отражать происходящее на ней. Иначе оно будет неуместным и не сможет в полном объеме осветить происходящее. Например, для рок-концерта и выступления народных артистов нельзя использовать одну и ту же схему освещения.

какое освещение в театре

Освещение концертной сцены

Стоит отметить, что для дома культуры и актового зала, освещение может быть как главным, так и дополнительным элементом. К примеру, при выступлении музыкантов большее значение будет играть акустика помещения, а световое сопровождение будет лишь дополнением.

Назначение сценической подсветки

Ориентируясь на приведенные выше принципы, можно своими руками организовать правильное световое сопровождение для различного рода представлений, театральных выступлений или концертов.
Прежде всего нужно знать, что используемое оборудование (прожекторы, софиты и прочее) должно отвечать определенным требованиям:

какое освещение в театре

Осветительное оборудование сцены

При этом все оборудование, включая софиты и прожекторы, должны выполнять соответствующие функции:

Обратите внимание! Световое освещение на сцене и в зале должно иметь возможность по мере разворачивания действия смещать световые акценты.

Как видим, большую роль в организации освещения на сцене играет именно оборудование и все, что касается его размещения и использования.

Варианты освещения

Сегодня, в зависимости от различных факторов, световое оформление может реализовываться следующими способами:

Использование того или иного способа подсветки определяется несколькими параметрами:

какое освещение в театре

Освещение актового зала

Рассмотрим каждый вариант подсветки более детально

Освещение одним источником света

какое освещение в театре

Освещение одним источником света

Данный вариант имеет достаточно сложную реализацию, так как требует щепетильного подбора оборудования по мощности.

Для того чтобы полноценно осветить площадь любого зала, осветительное оборудование в виде одного светильника (к примеру, прожектора) должно размещаться на значительном расстоянии от него. При этом световой поток, который излучает такой светильник, будет неуправляемым. Поэтому ни о каких световых акцентах в данном случае говорить не приходиться.

Обратите внимание! Максимально эффектно прием с использованием одного источника света будет смотреться, когда на площадке присутствует один исполнитель. В такой ситуации удастся акцентировать весь свет на нем, реализуя все задачи.

Но более актуальным и распространенным вариантом организации подсветки концертного или актового зала является использование нескольких источников света.

Освещение несколькими источниками света

Главным принципом сценического освещения является правильное соотношение размера осветительного прибора с получающейся от него тенью. Этого, в максимально полном объеме, можно добиться лишь в ситуации с использованием в системе освещения нескольких видов осветительного оборудования (например, софиты и прожекторы).

Обратите внимание! Чем меньше будет источник света, тем более резкой получится тень и наоборот. Резкость тени будет повышаться при увеличении расстояния от источника света.

какое освещение в театре

Освещение несколькими источниками света

Полноценное освещение сцен имеет несколько планов:

Каждый план системы освещения может быть реализован следующими видами осветительного оборудования:

какое освещение в театре

Работа художника по свету

Использование нескольких типов светильников дает возможность художнику по свету создать определенную схему подвески для каждого конкретного случая. Благодаря подвижности осветительных приборов он может быстро менять акценты, создавать тени или наоборот, освещать все пространство и т.д. Такие возможности являются незаменимыми практически при всех сценических действах.

Подходы к использованию светильников

Для того чтобы создать полноценное освещение на сцене, существует несколько подходов к использованию сразу нескольких типов осветительных приборов:

какое освещение в театре

Вариант сценического освещения

Использование разных вариантов светильников позволит подобрать художнику по свету оптимальный вариант подсветки.

Кого и что необходимо освещать

На сценах, в зависимости от типа помещений, в которых они установлены (дом культуры, концертный или актовый зал), могут происходить различные действия. Но, несмотря на это, обязательно нужно освещать:

Обратите внимание! Схемы освещения солистов и исполнителей для концертов, актовых залов и театров будут различными, так как они предназначаются для разных целей.

какое освещение в театре

Подсветка солиста на сцене

Наряду с этим необходимо создание раздельного освещения сцены. Она включает в себя переднюю часть площадки, а также ее среднюю и заднюю часть. Очень часто они дополнительно разбиваются на отдельные участки.

Обратите внимание! Желательно, чтобы количество этих участков было нечетным.

В результате такого деления получается матричная структура, которая может состоять из 9 и более участков. Все зависит от площади пространства — количество участков может доходить до нескольких сотен. Такое деление необходимо для того, чтобы каждый световой прибор мог освещать свой конкретный участок.

Варианты схем сценического освещения

Как уже отмечалось ранее, схема освещения сцены может быть различной. Все зависит от размеров помещения, где она располагается, а также от количества установленных светильников. В качестве примера основного типа освещения может использоваться следующая схема.

какое освещение в театре

Схема организации основного освещения сцены

Как видим, в данной ситуации использовались такие варианты светильников:

А боковое освещение может организовываться по такой схеме:

какое освещение в театре

Схема для бокового освещения

Данная схема реализуется следующим оборудованием:

Это основные, базовые варианты, но наряду с ними есть и другие схемы, которые также с успехом используются.

Заключение

Для того чтобы качественно и, главное, правильно организовать освещение на сцене, необходимо придерживаться определенных принципов и также рекомендаций. Также стоит правильно подобрать осветительное оборудование и расположить его по определенной схеме. Только таким образом можно добиться качественной подсветки сцены в любой ситуации.

Источник

Освещение сцены: профессиональный подход к выбору оборудованию.

Сценическое освещение — это приём, позволяющий дополнить реальность действия, визуальные образы актеров акцентами. Пространство действия и слушателей взаимодействует между собой на протяжении всего концерта. В данном случае освещение на сцене создает необходимую атмосферу, управляет вниманием зрителей, а также подчеркивает мимику, жесты, даже звуки.

Освещение сцены требует профессиональных знаний, грамотного подхода к выбору оборудования, его размещению по залу, вдоль сцены. Свет во время театральной пьесы, выступления хора или танцевального коллектива отличается интенсивностью, направленностью. В нашей статье мы постараемся показать интересные аспекты сценического освещения.

какое освещение в театре

Назначение сценической подсветки

Сценическое освещение очень мощное, это искусственный свет, который играет ведущую роль не только в театре, доме культуры, но и на сцене школьного актового зала. Все параметры реализуются с помощью светильников, прожекторов и софитов. Главным фактором качества освещения считается угол направленного потока света. Для процесса сценического освещения важны некоторые правила:

Важно: Выступление эстрадного певца или танцевального коллектива отличается коренным образом, в том числе светом.

Варианты освещения

Всё освещение сцены подразделяется по виду, расположению и мощности ламп, а также количество зависит от габаритов концертного зала. Рассмотрим подробнее существующие варианты.

Важно: Приборы для создания креативных эффектов предназначены только для того, чтобы создавать цветные шоу, а выступающих не освещают.

Световая аппаратура, многообразна и важно, выбирать правильный вариант подсветки, когда основных углов падения луча будет несколько. Разработано нескольких видов монтажа, а каждый из них требует конкретного оборудования.

какое освещение в театре

Важно: Монтаж светового оборудования для театральной постановки или симфонического концерта выполняют в соответствии с проектом сценографа, соблюдая все правила техники безопасности.

какое освещение в театре

Освещение одним источником света

Самый сложный для творческой реализации вариант освещенности представлен одним источником. Подходит для выступления солиста или чтеца. Реализовать задачу можно при расположении светильников на большом расстоянии от сцены. Следует правильно выбрать мощность прибора, чтобы исполнители на сцене были в комфортном луче света.

Поток из одного софита не используют для перемещения света или акцентирования на определенных участках. Такой вид подсветки подходит для оборудования актового зала учебного заведения. Следует помнить, что от размера светильника зависит яркость тени. Маленький прожектор даёт самую контрастную тень.

Важно: Некоторые цвета на сцене под воздействием искусственного света меняют оттенок, поэтому необходимо проводить репетицию в сценических костюмах.

Освещение несколькими источниками света

Как правило, на мероприятии используют сразу несколько источников света одновременно. При правильно поставленной задаче и наличии оборудовании легко решается на концертах. Оборудование устанавливают, так чтобы охватить несколько планов, каждый из которых требует наличия разных систем прожекторов. Использование нескольких типов светильников позволяет работать в пределах схемы действия на сцене.

какое освещение в театре

Подвижность, мобильность современных приборов, дистанционное управление, разнообразие ламп, позволяет воплотить идею сценографа, а каждое мероприятие сделать уникальным для зрителя конкретного жанра. Для этого стоит использовать одновременно много светильников, смело комбинировать осветительные модули, использовать направление потока света в пространстве.

Всё пространство сцены делят на части — участки, за каждым из которых закрепляется оборудование и регулируется освещение в соответствии со сценарием. Задний план освещают дополнительно, если требуется создать объём и глубину на сцене.

Для того, чтобы грамотно организовать освещение сцены, необходимо учитывать план реализации проекта, действовать согласно замыслу сценографа, а также наших рекомендаций. Подобрать осветительные приборы и расположить оборудование, таким образом, чтобы мероприятие получилось качественным и незабываемым важно для имиджа организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *