какое основание лежит в классификации муниципально правовых норм на управомочивающие
Муниципальные правовые нормы
Муниципальные правовые нормы – это правила поведения, устанавливающие, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовым нормам присущи и свои особенности. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право принимать, издавать правовые акты по вопросам ведения местного самоуправления.
Нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.
По объекту правового регулирования, т. е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-право-вые нормы бывают закрепляющими: основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы).
По характеру предписаний они делятся:
– на управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, определяющие предметы ведения местного самоуправления);
– обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права);
– запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами.
По степени определенности предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, требуется их официальное опубликование (обнародование). Диспозитивные нормы предусматривают возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований, что непосредственно предусматривает ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.
По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.
Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы определяют порядок выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.
Муниципально-правовые нормы. Классификация норм.
Под нормой права понимается исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определённое предписание, выраженное в виде правила поведения и являющееся регулятором общественных отношений.
Признаки нормы права:
1) выраженность государственной воли;
2)формальная определённость правовой нормы, означающая её конкретное выражение, соответствие этого выражения требованиям, предъявлённым к её форме;
3)общеобязательность соблюдения для всех. В случае нарушения в действие вступает аппарат государственного принуждения;
4)суммарность из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения (норм прямого регулирования); исходных норм (норм-принципов, норм-дефиниций).
Муниципально-правовые нормы – это правила поведения, исходящие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.
Особенности муниципально-правовых норм:
1)одновременно являются нормами других отраслей права;
2)закреплены в актах местного самоуправления.
Классификация норм.
Муниципально-правовые нормы классифицируются:
1)по объекту правового регулирования – на нормы, регулирующие: базовые принципы (понятие, принципы, функции местного самоуправления); основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы); предметы ведения и полномочия местного самоуправления;
2)по территории действия нормы делятся на федеральные, нормы субъектов РФ и местные нормы;
3)по характеру правовых предписаний: управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать); обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать); запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего делать нельзя);
4)по методу правового регулирования: императивные (носят обязательный характер); диспозитивные (позволяют выбрать модель поведения).
Муниципальное право содержит материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют:
1)полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
2)права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права.
Процессуальные нормы определяют:
1)прядок выборов и деятельности органов местного самоуправления;
2)порядок принятия решений непосредственно населением;
3)процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.
Понятие и виды муниципально-правовых норм
Муниципально-правовые нормы – нормы права, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Специфическими чертами муниципально-правовых норм является то, что они возникают в результате правотворческой деятельности органов местного самоуправления. Каждая муниципально-правовая норма одновременно является и нормой какой-либо другой отрасли права.
Классификация муниципально-правовых норм По объекту правового регулирования, т. е. по кругу регулируемых отношений: нормы, регулирующие общественные отношения в области основ местного самоуправления, принципов и функций местного самоуправления; территориальные основы местного самоуправления; финансово-экономические основы местного самоуправления; организационные основы местного самоуправления; гарантии местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления; полномочия местного самоуправления (муниципальных образований) в отдельных отраслях и сферах местной жизни.
По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делятся:
По степени определенности (категоричности):
По территории действия:
По источникам, т. е. по характеру актов, в которых содержится нормы муниципального права:
Шпаргалка по муниципальному праву.
41. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫХ НОРМ.
Муниципально-правовые нормы – нормы права, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Специфическими чертами муниципально-правовых норм является то, что они возникают в результате правотворческой деятельности органов местного самоуправления. Каждая муниципально-правовая норма одновременно является и нормой какой-либо другой отрасли права.
Классификация муниципально-правовых норм По объекту правового регулирования, т. е. по кругу регулируемых отношений: нормы, регулирующие общественные отношения в области основ местного самоуправления, принципов и функций местного самоуправления; территориальные основы местного самоуправления; финансово-экономические основы местного самоуправления; организационные основы местного самоуправления; гарантии местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления; полномочия местного самоуправления(муниципальных образований) в отдельных отраслях и сферах местной жизни.
По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делятся:
– на управомочивающие нормы (например, определяют предметы ведения местного самоуправления;
– обязывающие нормы (нормы, содержащие предписания, что нужно делать). Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина;
– запрещающие нормы (нормы-запреты, устанавливающие, что нельзя делать). Это нормы, закрепляющие то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления.
По степени определенности (категоричности):
– императивная норма – устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина;
– диспозитивными нормами служат нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
По территории действия:
– федеральные – действуют на всей территории России;
– муниципально-правовые нормы субъектов РФ;
– локальные муниципально-правовые нормы – действующие в пределах территории муниципальных образований.
По источникам, т. е. по характеру актов, в которых содержится нормы муниципального права:
– муниципально-правовые нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации; в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации в актах Федерального Собрания РФ;
– в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– в постановлениях Конституционного Суда;
– в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (уставы муниципальных образований, общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования).
Нормы муниципального права и их классификация
Понятие муниципального права как комплексной отрасли права. Соотношение муниципального права с другими отраслями права.
Термин «МП РФ» мп отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области мсу. Понятие мун. право используется в трех основных значениях: как относительно самостоятельное правовое образование в системе права РФ, как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения и как учебная дисциплина.
Основу муниципального права составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного права. Эти отрасли по-прежнему играют ведущую роль в правовом закреплении основных принципов функционирования местной власти местного самоуправления.
Предметом муниципального права являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления.
Под муниципальным правом понимается комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные, отношения, возникающие на местном уровне жизни общества, т.е. на уровне местного самоуправления.
Муниципальное право соотносится с другими отраслями права совокупностью регулируемых правовых норм, которые регулируют общественные отношения на уровне жизни общества. Например, Административное право регулирует общественные отношения в государственной муниципальной сфере.
Предмет муниципального права и метод правового регулирования муниципального права.
Предмет, методы, источники муниципального права. Предметом муниципального права являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления.
Предмет муниципального права юридически разнороден. Такая разнородность предмета характерна для комплексных отраслей российского права, каковой является и муниципальное. Как и другие комплексные отрасли, муниципальное право не имеет своего специфического метода правового регулирования, а заимствует методы из других отраслей российского права.
На этой основе можно сформулировать и его понятие.
Муниципальное право это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.
Нормы муниципального права и их классификация.
По характеру предписаний делятся на:
По степени определенности содержащихся в них предписаний:
Нормы муниципального права:
· Международные договоры РФ;
· Федеральный закон РФ (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г);
· Указы Президента РФ (федеральный уровень);
· Постановления Правительства (По вопросам местного самоуправления, требующим единой регламентации в границах всей РФ);
· Муниципальные правовые акты;
· Судебные источники (правовые позиции Конституционного Суда РФ);