какое опытное учреждение возглавил с т шацкий 1919 г

Станислав Теофилович Шацкий

какое опытное учреждение возглавил с т шацкий 1919 г

Станислав Шацкий — выдающийся педагог, основатель школы-колонии «Бодрая Жизнь».

Родился 13 июня 1878 года в селе Воронино (Духовщинский район, Смоленская область).

Происходил из дворянской семьи, многолюдной, с выраженными религиозными настроениями (католицизм). Потом он заметит: «для занятия педагогикой нужен определённый склад души…». В 1885 году он принят в 6-ю Московскую гимназию, считавшуюся на то время одной из лучших в Москве. Воспоминания об учёбе в ней сохранились в книге С. Т. Шацкого «Годы исканий» (Ч.1. «Старая школа»), где он описывает, как в ней шла постоянная война учителей и учеников, ненадолго прерывавшаяся лишь во время экзаменов, когда интересы тех и других сближались. Характерный отрывок: «после учебного года ученики группами идут и жгут или топят учебники». Возможно, поэтому Шацкий потом всю жизнь проводил педагогику сотрудничества, что для того времени было весьма необычно (едва ли не единственным исключением тех лет была школа Л.Толстого).

«Моя педагогическая вера выросла из отрицания того, как меня учили и воспитывали» напишет Станислав Теофилович позднее.

Через восемь лет, в 1893 году, С. Шацкий поступил в Московский университет (сначала на Мехмат, затем переводится на медицинский факультет, но и там долго не задерживается), затем — в Петровскую (Тимирязевскую) сельскохозяйственную Академию. Последний переход объяснялся просто: Шацкий уже решил стать педагогом, при этом за образец для себя считал в то время школу Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, где учащиеся много внимания уделяли труду, особенно на земле, в поле. Поскольку Шацкий считал для себя необходимым всё делать профессионально, то он переходит в с/х академию на специальность агронома именно для того, чтобы грамотно и умело руководить занятиями своих будущих учеников на земле. Однако как только он посчитал, что получил необходимые знания, то оставляет академию, в 1905 году, не окончив её (несмотря на очевидные успехи и приглашения заняться научной работой по данному направлению).

В 1899—1901 годах занимался в Московской Консерватории по классу вокала в классе У. Мазетти. Занятия были настолько успешными, что, хотя он и не окончил Консерваторию, его пригласили в оперную группу Большого театра. В Консерватории он знакомится со своей будущей супругой, В. Н. Демьяновой, окончившей её с красным дипломом по классу фортепиано. Но его привлекало иное — педагогика.

Свою педагогическую деятельность С. Т. Шацкий начал с попытки создания частной школы, в чём ему было отказано, поэтому в 1905 году среди детей и подростков рабочих окраин Москвы он вместе с архитектором А. У. 3еленко и другими педагогами создаёт первые в России детские клубы. В 1906 году он организовал общество «Сетлемент» («Поселение» — с англ.), которое в 1908 году было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1909 года руководит обществом «Детский труд и отдых». В 1911 году организовал колонию «Бодрая жизнь». С 1919 по 1932 год по предложению А. В. Луначарского руководит работой первой опытной станции по народному образованию. В 1932—1934 годах руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и, одновременно, с 13 февраля 1932 года до своей скоропостижной смерти был директором Московской консерватории.

Возникновение первых внешкольных учреждений для детей в России связано с именами С. Т. Шацкого и А. У. 3еленко. Созданные в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». K весне 1906 года приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная). На базе приюта было организовано культурно-просветительное общество «Сетлемент». Название общества было подсказано опытом создания в Америке сетлементов — поселений культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы. Общество «Сетлемент», созданное С. Т. Шацким, А. У. Зеленко и другими педагогами, ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишённой возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начальную школу. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения. Практическая работа c детьми основывалась на педагогической концепции, которую разрабатывали члены общества. Эта концепция исходила из необходимости создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью. В обучении упор был сделан на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию y детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была организация детского самоуправления.

В 1908 году общество было закрыто по распоряжению правительства, которое увидело в его деятельности попытку проведения социализма среди маленьких детей. B следующем году С. Т. Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». Была продолжена работа детского сада, клуба, начальной школы. Из-за ограниченности средств общество было не в состоянии охватить большое число детей. Руководители общества искали новые формы организации детей.

B 1911 году общество открыло детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (на территории современного города Обнинска). B создании колонии большую роль сыграла Валентина Николаевна Шацкая (1882—1978), жена С. Т. Шацкого, впоследствии ставшая крупнейшим специалистом по проблемам музыкального воспитания детей. В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. Анализируя опыт колонии, С. Т. Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали выработке трудовых навыков. Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию — занятия в этих учреждениях восполняли отсутствие y детей школьного образования. Вместе c тем они помогали устроить досуг детей, способствовали обогащению их общения. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, a также новыми педагогическими взглядами на вопросы воспитания детей.

B мае 1919 года С. Т. Шацкий устраивает на основе учреждений общества «Детский труд и отдых» опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию. Сельское отделение станции в Калужской губернии включало 13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада. Задачи методического центра отделения выполняла колония «Бодрая жизнь». Городское отделение станции в Москве объединяло детский сад и школы первой и второй ступени. В состав станции входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей. Опытная станция вела работу c детьми, устраивала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью. По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936 года.

Известно, что С. Т. Шацкий пытался создать детское производство (кирпичный завод), но получил отказ. Также неудачно закончилась и попытка стать депутатом местного совета. С. Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А. А. Фортунатов, М. Н. Скаткин, Л. К. Шлегер, В. Н. Шацкая и др. Примечательно, что ставший известным и уважаемым академиком АПН СССР М. Н. Скаткин, также как и сам Шацкий, не имел диплома о высшем образовании. С. Т. Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством С. Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

В августе 1932 года в Московской консерватории, по инициативе её директора С. Т. Шацкого и профессора А. Б. Гольденвейзера было создано Детское отделение для подготовки способных учеников к поступлению в музыкальный вуз — будущая центральная музыкальная школа.

Скончался 30 октября 1934 года в Москве.

Если Ваш комментарий нарушает правила комментирования, то он обязательно будет вскоре удалён.

Источник

Какое опытное учреждение возглавил с т шацкий 1919 г

Директор Московской консерватории (1932–1934).

Родился 1 июня 1873 г. (по другим данным 1878 г.) в с. Воронино Смоленской губернии. В 1892–1900 гг. занимался в классе сольного пения У. Мазетти, затем продолжил обучение у него же в Московской консерватории (с 1899 г. по 1901 г.). В 1903 г. окончил естественный факультет Московского университета, в 1905 г. – Московский сельскохозяйственный институт (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева).

13 февраля 1932 г. постановлением коллегии Наркомпроса Шацкий был назначен директором Московской консерватории.Ему принадлежала инициатива открытия при консерватории ряда важных объектов. При активном участии Шацкого в 1933 г. была организована Школа высшего художественного мастерства (как аспирантура для исполнителей).

Среди первых ее аспирантов были – М. М. Гринберг, Н. Л. Дорлиак, Э. И. Гроссман, Я. И. Зак, А. Л. Иохелес, Г. С. Козолупова, И. Б. Швейцер, М. Б. Питкус, Е. Н. Алексеева и др.Шацкий был также одним из инициаторов открытия Оперной студии консерватории, которое состоялось 30 мая 1933 г. В Большом зале под управлением А. Ш. Мелик-Пашаева была исполнена опера В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро». Шацкому принадлежит и организация при консерватории национальных студий: Башкирское отделение (открыто в 1932 г.), Татарская оперная студия (1934), Узбекская и Туркменская студии (1935). Позднее были открыты также Казахское отделение (1936), Северо-Осетинское и Киргизское отделение (1941).

В октябре 1932 г. в консерватории был организован Научно-исследовательский институт (НИМИ), директором которого был назначен Н. А. Гарбузов.Особое внимание Шацкий уделил композиторскому факультету. В частности, по инициативе Шацкого, А. Б. Гольденвейзера и Г. И. Литинского в качестве профессора-консультанта в консерваторию в 1933 г. был приглашен С. С. Прокофьев. Будучи крупнейшим деятелем в области педагогики, Шацкий значительную часть времени посвящал работе в Особой детской группе при консерватории.

В 1933 г. в Большом зале состоялся концерт-смотр юных музыкантов, в котором, в том числе, участвовали и были награждены премиями будущие знаменитые исполнители – Б. Гольдштейн, Е. Гилельс, М. Фихтенгольц. В дальнейшем Особая детская группа была преобразована в Центральную музыкальную школу (1935). После скоропостижной смерти Шацкого в 1934 г. на пост директора консерватории был назначен Г. Г. Нейгауз.

После окончания института Шацкий, совместно со своей женой В. Н. Шацкой, начал работу по организации на окраинах Москвы детских и рабочих кружков и клубов, в частности детского клуба «Сетльмент», затем клуба «Детский труд и отдых» (1909–1911). В 1911 г. Шацкие организовали детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» в Калужской губернии, ставившую задачу формирования детского коллектива, всестороннего физического, умственного и эстетического воспитания детей. Колония представляла собой своеобразную педагогическую лабораторию, где исследовалось развитие личности ребенка в процессе занятий трудом, игрой, искусством.

Важное значение придавалось формированию потребности в искусстве, которое рассматривалось как средство общего развития личности. Наибольший интерес у детей вызывали музыкальные занятия, которые проводила Шацкая (дети слушали классические произведения в ее исполнении, разучивали песни, осваивали начала музыкальной грамоты, пели в руководимом ею хоре, участвовали в постановке опер и музыкальных спектаклей).

В 1919 г., по инициативе Шацкого, была создана Первая опытная станция по народному образованию при Наркомпросе РСФСР, включившая в себя преобразованную в школу колонию «Бодрая жизнь» и опытные учреждения – детские сады и школы I и II ступени. В 1919 г. они же возглавили Первую опытную станцию по народному образованию при Наркомпросе РСФСР (существовала до 1932 г.), имевшую Калужское (школа-колония «Бодрая жизнь») и Московское отделения.

Станция представляла собой комплекс научно-исследовательских и педагогических учреждений и включала детские сады, школы, внешкольные учреждения для детей и культурно-просветительские – для взрослых. В 1929–1934 гг. Шацкий был членом коллегии Наркомпроса РСФСР. В 1932–1934 гг. руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР.Умер 30 октября 1934 г. в г. Москве.

Научные труды. Издания. Публикации

Автор ряда книг и статей.

Источник

Москва


ШАЦКИЙ Станислав Теофилович (1878-1934)

Выдающийся российский и советский педагог- экспериментатор. Впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. Ему также принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

Родился 1 (13) июля 1878 года в селе Воронино, Духовщинского района Смоленской области, в семье мелкого военного чиновника. В 1881 году семья Шацких переехала в Москву. В 1896 году Станислав окончил Московскую гимназию. Из гимназии он вынес впечатление: «Так не надо ни учиться, ни учить». Его всю жизнь преследовало воспоминание о товарище-гимназисте: учитель математики собирался поставить ему единицу, а тот рыдал, целовал его рукав и просил пощады.

В 1903 году Станислав Шацкий окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета, потом учился в консерватории, затем поступил в Петровскую (теперь Тимирязевская) земледельческую академию, где стал любимым учеником К. А. Тимирязева.

С.Т. Шацкий был актером, режиссером, агрономом, замечательным певцом с огромным репертуаром: 300 романсов и песен, 10 оперных партий. Драматический тенор, Шацкий ездил с концертами по стране, пользовался большим успехом, и, наконец, ему предложили дебют в Большом театре. Его ждали слава, успех, почет, деньги. Шацкий от всего отказался, даже от дебюта, открывавшего путь во все оперные театры страны. В реальности, все эти годы напряженного и мучительного поиска себя, своего жизненного предназначения, его влекло в педагогику, к детям.

В 1911 году член этого общества Морозова разрешила Шацкому и его соратникам организовать на пустующем участке ее имения в Калужской губернии (на территории современного города Обнинска) детскую колонию. Колония получила название «Бодрая жизнь». Целью ее было организовать летний отдых членов Марьинского клуба, продолжить работу над организацией дружного детского коллектива, приобщить ребят к труду, самоуправлению, всемерно развивать их творческие способности. Здесь Станислав Теофилович вместе со своими сотрудниками в опытной работе проверял идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношения воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества.

В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Впрочем, хотя труд и занимал в колонии важное место, ему придавалась, прежде всего, воспитательная направленность. Трудовые занятия детей имели образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков. Питомцам был ясен практический смысл их деятельности: они налаживали хозяйство, стремились сделать жизнь в колонии более приятной, уютной и красивой. Так приходило ощущение радости в труде. Основой всей жизни колонии являлось сообщество детей и взрослых, и строилось оно на принципах самоуправления. Ребята были не мнимыми, а подлинными хозяевами «Бодрой жизни». И конечно, как и во всех учреждениях, которые создавал Шацкий, в колонии царило и правило бал Его Величество Творчество. Взрослые и дети издавали журналы, ставили спектакли, организовывали концерты, много слушали музыку и исполняли музыкальные произведения. Оркестры, хор, театр органично соединялись с трудом на полях, занятиями в кружках с различными играми. Содержание и методы работы с детьми Шацкий изложил в монографии «Бодрая жизнь» (1914, совместно с В. Н. Шацкой).

«Бодрая жизнь» стала затем образцом подражания для школ-коммун, которые организовывались в последующее десятилетие, но особенно массово в период Гражданской войны: ведь Шацким была предложена модель по сути самоокупаемого воспитательного заведения, где благодаря непрерывному сельскохозяйственному труду детей и взрослых удавалось получить средства для существования.

Шацкий и его сподвижники создали педагогический комплекс, уникальный по замыслу и масштабу. Главной задачей, вокруг которой строилась деятельность комплекса, было взаимодействие школы с окружающей средой.

Постепенно в комплексе развились тесные связи с окружающей жизнью, что благотворно сказалось на осуществлении целостности в непрерывности воспитательной работы. Благодаря этому удавалось реализовать главную сверхзадачу коллектива – «организацию» всей жизнедеятельности ребенка».

Деятельность станции получила большой резонанс, как в отечественной, так и в мировой педагогике. Известна высокая оценка, которую дал выдающийся американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи, посетивший Шацкого в конце 20-х годов: «Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией». По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936 года.

Владимир Ильич Ленин, сказал о Шацком: «Другие только болтают, а он дело делает».

С. Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А. А. Фортунатов, М. Н. Скаткин, Л. К. Шлегер, В. Н. Шацкая и др. Под его руководством были разработаны методы педагогического исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. Утверждая органическую связь школы с обществом и окружающей средой, Шацкий обращал внимание педагогов на многообразие видов детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребёнка. Педагогический процесс Шацкий строил как взаимодействие педагога и воспитанника, охватывающее духовный мир ребёнка и сферу его практической реализации. Принципиально новая идея Шацкого заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым относил умственный и физический труд, искусство, игру. Шацкий подчёркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребёнка. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей.

С 1929 года С.Т. Шацкий – член коллегии Наркомпроса РСФСР. В 1932 году, после расформирования опытной станции, он становится ректором Московской консерватории и одновременно директором Центральной педагогической лаборатории. По его предложению при Московской консерватории создается музыкальная школа-интернат для одаренных детей. Её деятельность во многом определила выдающиеся достижения советских музыкантов на мировых конкурсах в 30-50-е годы.

30 октября 1934 года во время подготовки консерватории к празднику Октябрьской Революции Станислав Теофилович Шацкий скоропостижно скончался. После кремации в Донском крематории урна с его прахом была захоронена в стене главного зала крематория, с левой стороны (если стоять спиной к входу). В 1978 году урну перезахоронили непосредственно на Новом Донском кладбище, в одной могиле с его женой и многолетней сподвижницей, выдающимся педагогом, крупнейшим специалистом по проблемам музыкального воспитания детей Валентиной Николаевной Шацкой (1882-1978). Могила находится за зданием бывшего крематория, у стен колумбариев 50-х годов. Чтобы пройти к могиле Станислава Теофиловича и Валентины Николаевны Шацких, нужно обойти здание бывшего крематория справа (если стоять спиной к воротам), а затем идти вдоль наружной стены колумбариев 50-х годов, которые при этом окажутся слева. Могила располагается у подножия стены.

К научно-педагогическому наследию С.Т. Шацкого принадлежат труды «Годы исканий», «Бодрая жизнь», «Система русского детского сада», «Учёт-основа метода» и др. В 60-е годы издательством «Просвещение» выпущено четырехтомное собрание сочинений педагога.

Одна из средних школ города Обнинска (Школа № 1) носит имя С. Т. Шацкого. Перед первым зданием школы (сейчас это здание занимает «Лингвоцентр» и вечерняя школа города) установлен бюст выдающегося педагога.

Источник

Какое опытное учреждение возглавил с т шацкий 1919 г

какое опытное учреждение возглавил с т шацкий 1919 г

Ведущий научный сотрудник Центра истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», доктор исторических наук, профессор ПОЛОВЕЦКИЙ СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ

Отмечая 140-летие со дня рождения С.Т. Шацкого, представляется целесообразным обратиться к оценке его личности и деятельности, данной ведущим российским ученым в области истории отечественной педагогики и образования, членом-корреспондентом РАО М.В. Богуславским: «Отечественную педагогику невозможно представить без С.Т. Шацкого. Он по праву является одним из самых признанных деятелей народного образования, более того – самых любимых. По большому счету можно сказать, что С.Т. Шацкий – это совесть российского учительства, хранитель и продолжатель его лучших традиций» [1, с. 117]. И с этим положением невозможно не согласиться.

Станислав Теофилович Шацкий родился 13 июня 1878 г. на Смоленщине в семье военного чиновника. В 1881 г. семья Шацких переехала в Москву. В 1896 г. Станислав окончил Шестую московскую гимназию, которая считалась в то время одной из лучших в Москве (в настоящее время в здании гимназии располагается Информационный центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского» РАО). Вместе с тем юноша увидел и осознал, что в классической гимназии ученик не имеет возможности в полной мере, свободно реализовать свои способности, талант, потребности и интересы.

В 1893 г. С.Т. Шацкий поступил на математический факультет Московского университета, затем – в Петровскую (ныне Тимирязевскую) земледельческую академию, обучаясь в которой стал одним из любимых учеников академика К.А. Тимирязева.

Во время учебы значительное влияние на С.Т. Шацкого оказала русская классическая литература, а также знакомство с педагогической теорией Л.Н. Толстого, опытом его работы в Яснополянской школе для крестьянских детей. В 1899–1901 гг. юноша занимался в Московской консерватории по классу вокала. Одновременно с большим успехом гастролировал по России, его репертуар драматического тенора включал огромное количество романсов и песен, оперных партий. Молодой талант был приглашен в труппу Большого театра. Человек высокой культуры, личность творческая, одаренная – С.Т. Шацкий мог пойти разными путями для реализации своих многогранных способностей.

Однако С.Т. Шацкий свой жизненный путь определил – педагогика, образование, дети. И первый урок, который он дает нам, – педагог, учитель должен быть всесторонне образованной, развитой, гармоничной личностью, только тогда его ждет настоящий успех.

В начале творческого пути важной стала встреча молодого педагога с архитектором А.У. Зеленко, вернувшимся из заграничной поездки и предложившим реализовать на российской почве аналог просветительного общества по работе среди детей и взрослых «Сетлемент» (англ. sentlement – поселение).

Первой попыткой реализации этой идеи стало создание в 1905 г. маленькой сельской коммуны. Так начала свою работу Щелковская коммуна-колония с трудовым и художественным образованием и воспитанием, детским самоуправлением.

Следующий шаг был сделан в том же году, когда в московской Марьиной роще С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко создали детский клуб, который объединил уже действовавшие там кружки, а на пожертвования московских предпринимателей-меценатов – братьев Сабашниковых, Кушнеревых, Морозовой – по проекту А.У. Зеленко для него было построено новое здание.

Ядром педагогического коллектива стали выпускники Московского университета Е.А. Казимирова, К.А. Фортунатов, Л.К. Шлегер, Н.О. Массалитинова, а также окончившая Московскую консерваторию по классу рояля В.Н. Демьянова, которая впоследствии стала женой С.Т. Шацкого. Все они были яркие и одаренные личности, внесшие значительный вклад в развитие российской педагогической мысли и отечественного образования.

Важно отметить, что С.Т. Шацкий во время своих зарубежных поездок подробно изучал школьное дело, критически оценивал западные педагогические теории и пришел к выводу об использовании зарубежного опыта через призму отечественных традиций образования и воспитания. «Нам было ясно, – подчеркивал он, – что простая пересадка заграничных образцов на русскую почву имеет мало цены» [2, с. 120].

Изучение западного опыта утвердило С.Т. Шацкого в мысли о том, что реализация намеченных планов не должна ограничиваться только хорошим техническим оснащением школ и четкой организацией учебного процесса. Для подлинного успеха в учебе и воспитании – считал педагог – необходимо активное творческое знакомство детей с миром и его освоение, которое невозможно без оригинальных идей и замыслов, рожденных на российской, национальной почве: «Я заграницу только почитаю за устойчивость и практику, а им не хватает идей свежих, широких» [3, с. 228].

Поэтому в проекте российского «Сетлемента», который С.Т. Шацкий назвал своим «первым педагогическим делом» [4, с. 55], реализовывалась идея «детского царства», в котором все подчинялось главной цели: создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития детей. Здесь мы видим, что вместе с попыткой включиться в процесс поисков и реализации идей мировой педагогики, в основу деятельности «Сентлемента» были положены основополагающие идеи и традиции отечественной педагогики: общественно-полезный труд, детское самоуправление, неподдельный интерес к личности детей, повседневный и повсеместный учет их интересов, запросов.

Несмотря на то, что «Сетлемент» вызвал большой интерес в обществе и педагогических кругах, получил серебряную медаль на Промышленной выставке в Петербурге, 1 мая 1908 г. он был закрыт за «попытку проведения социализма среди детей», а С.Т. Шацкий арестован.

Однако начавшийся новаторский педагогический процесс остановить уже было невозможно. В том же году, благодаря усилиям С.Т. Шацкого и его коллег, было создано новое общество – «Детский труд и отдых», продолжающее и развивающее традиции новаторской педагогики.

В 1911 г. член общества «Детский труд и отдых», известный общественный деятель М.К. Морозова предложила С.Т. Шацкому и его сотрудникам организовать на пустующем участке ее имения в Калужской губернии детскую колонию, которая получила название «Бодрая жизнь». Непосредственной целью ее создания была организация летнего отдыха членов Марьинского клуба, приобщение детей к труду, самоуправлению, всемерное развитие их творческих способностей.

Вскоре основой всей жизни колонии стало гармоничное сообщество детей и взрослых, строившееся на принципах общественного самоуправления. В результате решались глобальные, стратегические задачи: осуществлялась взаимосвязь учебной, воспитательной, трудовой и эстетической деятельности, выстраивались и гармонизировались взаимоотношения воспитателей и воспитанников, отслеживалась динамика развития детского сообщества. Реализовывались принципы организации новой, прогрессивной школы: привлечение детей к сотрудничеству, вовлечение учащихся в совместную и продуктивную деятельность, связь школы с действительностью, с конкретными проблемами ребенка. Таким образом, на основе опытной экспериментальной площадки (станции) по детскому обучению и воспитанию закладывалась новая для России модель трудовой школы, школы-коммуны, которая получит свое всестороннее воплощение и развитие в годы советской власти.

Февральскую революцию 1917 г. С.Т. Шацкий встретил с надеждой на обновление старой школы, а Октябрь не принял. Однако затем он воспользовался предложением Н.К. Крупской и А.В. Луначарского о сотрудничестве.

В 1919 г. С.Т. Шацкий создал знаменитую Первую опытную станцию по народному образованию Наркомпроса РСФСР – уникальное в истории отечественной педагогики учреждение, которым руководил вплоть до его закрытия в 1932 г. По всеобщему признанию станция стала лучшим опытно-экспериментальным учреждением в стране в те годы, оказавшим значительное благотворное влияние на разработку теории и практики единой трудовой советской школы.

Станция имела два отделения – городское в Москве, расположенное на территории целого района столицы, поскольку в него входили четырнадцать начальных школ, две средние, школа-колония «Бодрая жизнь», детские сады, читальни. И деревенское в Калужской губернии – пятнадцать школ первой ступени, школа второй ступени и школа-колония «Бодрая жизнь», четыре детских сада, бюро по изучению края, педагогические курсы, педагогический центр. Сельское население всемерно вовлекалось в жизнь школ: для него читались лекции, оказывалась помощь в ведении хозяйства.

Основным назначением станции было изучение взаимовлияния среды и всестороннего развития детей, трудового воспитания, создания здорового детского коллектива, самоуправления учащихся. Большое внимание уделялось формированию творческого начала у детей, пробуждению в них потребности к повседневному самостоятельному поиску. С.Т. Шацкий любил говорить детям: «Ты сам до этого дойди».

В результате станция стала своеобразным общероссийским полигоном, экспериментальной площадкой для педагогических работников дошкольных и школьных учреждений, культурно-просветительных организаций, где на основе единой исследовательской программы разрабатывались и апробировались прогрессивные формы и методы обучения и воспитания. Таким образом, был создан педагогический комплекс, уникальный по замыслу и масштабам, в котором удалось реализовать главную сверхзадачу коллектива – «организацию всей жизнедеятельности ребенка» [5, с. 75–76].

Работа станции получила большой позитивный резонанс как в отечественной, так и в мировой педагогике. Известна высокая оценка, которую дал знаменитый американский философ и педагог Д. Дьюи, посетивший Первую опытную станцию в конце 1920-х гг.: «Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией» [5, с.76]. Его поразил удивительный энтузиазм педагогов, учителей и учащихся, сплоченных идеей построения новой школы. В результате Д. Дьюи публично отказался от своего негативного, предвзятого отношения к происходящим переменам в России, которое у него сложилось до посещения страны.

К сожалению, любимое детище С.Т. Шацкого постоянно находилось под угрозой расформирования. Не прекращалась критика новатора как «представителя правого крыла московских педагогов», как толстовца. В 1932 г. во исполнение партийных решений о советской школе станция С.Т. Шацкого была закрыта. По признанию педагога, его «с кровью оторвали от любимого дела». Созданные по образцу Первой опытной станции другие аналогичные учреждения Наркомпроса просуществовали до 1936 г. и тоже прекратили свою работу.

В 1932–1934 гг. С.Т. Шацкий руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и одновременно был директором Московской консерватории до своей скоропостижной смерти 30 октября 1934 г.

Этот совсем небольшой период педагогической деятельности С.Т. Шацкого также является примером верности своим педагогическим и жизненным идеалам, глубокого знания и творческого подхода к делу. При консерватории по его инициативе была открыта Школа высшего художественного мастерства, первыми аспирантами которой были будущие музыканты с мировым именем. С.Т. Шацким также была организована Особая детская школа для одаренных детей. Ныне это Центральная музыкальная школа при Московской консерватории им. П.И. Чайковского.

На последовавшие десятилетия наследие С.Т. Шацкого было предано забвению. Внимание к педагогу-новатору стало возрождаться с конца 1950-х гг., когда появились первые публикации, посвященные его деятельности[6]. В 1962–1965 гг. Академией педагогических наук РСФСР были изданы педагогические сочинения С.Т. Шацкого в четырех томах, а в 1980 г. издательством «Педагогика» – двухтомник избранных педагогических сочинений. Творчество С.Т. Шацкого стало предметом изучения в педагогических вузах студентами и учителями в школах. Заметен интерес к творчеству С.Т. Шацкого за рубежом, где обращаются к его педагогическому опыту, издаются и переиздаются произведения ученого.

Сегодня внимание к личности и деятельности замечательного ученого и практика все более возрастает, поскольку его педагогические дарования и интересы были бесконечно разнообразны. Они включают в себя все основные вопросы дидактики, дошкольного и школьного воспитания, становления и развития детского коллектива, политехнического обучения и трудового воспитания, изучения и обобщения прогрессивного зарубежного и отечественного педагогического опыта. Важно и то, что С.Т. Шацкий всегда непримиримо боролся с равнодушием, формализмом и рутиной в педагогическом деле: «Серость жизни для детского возраста, для подростка и юноши является настоящим ядом» [4, c. 281].

Весьма актуально звучат идеи педагога о целостности и единстве педагогического процесса, в котором нет разделения на урочное и внеурочное время, а социализация личности, общественно-полезный труд, искусство и игра занимают в нем достойное место, являясь важнейшими видами преобразования окружающей среды.

По выражению М.В. Богуславского «Главная заслуга С.Т. Шацкого состоит в том, что он впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. Ему также принадлежит первенство в выработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и, конечно, главное – деятельность школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании» [1, с. 121].

Сегодня мы с полным основанием и уверенностью можем сделать вывод о том, что выдающийся русский и советский педагог, один из основоположников экспериментальной педагогики С.Т. Шацкий достиг в своей работе впечатляющих успехов. Он был человеком своего времени, первопроходцем, чьи идеи переросли эпоху и оказывают мощное воздействие на дальнейшее развитие педагогической теории и практики в XXI веке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *