какое определение термину электронный образовательный ресурс дает гост форма ответа одно предложение
Какое определение термину электронный образовательный ресурс дает гост форма ответа одно предложение
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Information and communication technologies in education. Terms and definitions
Дата введения 2008-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный технологический университет «Станкин» (Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.
Введение
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». В стандарте установлены основные термины и определения, соответствующие законодательной базе и национальным стандартам Российской Федерации и гармонизированные с международными стандартами.
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.
За стандартизованным термином приведены отделенные точкой с запятой их краткие формы, представленные аббревиатурой.
Для сохранения целостности терминосистемы в стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне стандартизации, а за ними в квадратных скобках приведена ссылка на данный стандарт с указанием года его принятия и номера терминологической статьи. Эти терминологические статьи заключены в рамки из тонких линий.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
В стандарте приведены эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.
Приведен алфавитный указатель терминов на русском и английском языках.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные термины и определения понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Термины, установленные настоящим стандартом, предназначены для применения при проведении работ по стандартизации на уровне организаций, в том числе коммерческих, общественных и научных организаций, а также объединений юридических лиц.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Если в другом действующем в Российской Федерации стандарте применены термины, отличающиеся от установленных в настоящем стандарте для тех же понятий, то их приведение в соответствие с настоящим стандартом целесообразно осуществлять при очередном обновлении (пересмотре или изменении) этого стандарта. В обоснованных случаях необходимость устранения вышеуказанных противоречий может стать основанием для внесения внеочередного изменения в данный стандарт.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126 Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению
3 Термины и определения
3.1 Термины в области информатизации
3.1.1 информация: Сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
данные: Представление информации в формализованном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки.
3.1.3 информационная технология: Процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления этих процессов и методов.
3.1.4 информационно-телекоммуникационная сеть: Технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
information telecommunication network
3.1.5 информационно-коммуникационная технология: Информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.
information and communication technology; ICT
3.1.6 информационная система: Совокупность содержащейся в базах данных информации и информационных технологий, а также технических средств, обеспечивающих ее обработку.
3.1.7 корпоративная информационная система: Информационная система, доступ к которой имеет ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы.
corporate information system
3.1.8 информационно-коммуникационная система: Совокупность инженерного оборудования, предназначенного для комплексного управления технологическими процессами в зданиях и сооружениях образовательных учреждений с применением средств вычислительной техники и телекоммуникаций.
information and communication system; ICS
3.1.9 оператор информационной системы: Лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе обработку информации, содержащейся в ее базах данных.
information system operator
3.1.10 электронный документ: Документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.
3.1.11 электронное сообщение: Информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.
3.1.12 электронная цифровая подпись: Реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
electronic digital signature
3.1.13 документированная информация: Зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить данную информацию или ее материальный носитель.
3.1.14 конфиденциальность информации: Обязательное требование для лица, получившего доступ к определенной информации, не передавать данную информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
защита информации; ЗИ: Деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.
3.1.16 компьютер: Техническое средство, способное выполнять множественные арифметические и логические операции на основе заданной программы и данных.
3.1.17 база данных: Совокупность данных, организованных в соответствии с концептуальной структурой, описывающей характеристики этих данных и взаимоотношения между ними.
3.1.18 программный продукт: Программное обеспечение и соответствующая документация, предназначенные для поставки пользователю.
3.1.19 медиа-средство: Средство восприятия, отображения и/или хранения, передачи данных.
3.1.20 мультимедиа: Совместное использование нескольких медиа-средств.
3.1.21 гипермедиа: Представление данных в виде информационных блоков, соединенных гиперсвязями.
3.2 Термины в области электронного обучения
3.2.1 дистанционные образовательные технологии: Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
distant learning technology
3.2.2 открытое образование: Система организационных, педагогических и информационных технологий, архитектурные и структурные решения в которой обеспечиваются применением действующих открытых (патентно свободных) стандартов на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности, удобства использования.
3.2.3 электронное обучение: Обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий.
3.2.4 мобильное обучение: Электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося.
mobile learning; m-learning
3.2.5 сетевое обучение: Обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети.
3.2.6 автономное обучение: Обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети.
3.2.7 смешанное обучение: Сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением.
3.2.8 совместное обучение: Образовательный процесс, в котором многочисленные участники взаимодействуют для достижения общей цели.
3.2.9 система управления обучением: Информационная система, предназначенная для обеспечения административной и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением.
learning management system; LMS
3.2.10 система управления образовательным контентом: Информационная система, используемая для создания, хранения, сбора и/или доставки образовательного контента.
learning content management system; LCMS
3.2.11 технологическая система обучения: Система на основе информационных технологий, используемая для доставки образовательного контента и управления процессом электронного обучения.
learning technology system
3.2.12 электронный образовательный ресурс; ЭОР: Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
electronic learning resource
3.2.13 образовательный контент: Структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе.
3.2.14 метаданные (образовательного контента): Информация об образовательном контенте, характеризующая его структуру и содержимое.
Какое определение термину электронный образовательный ресурс дает гост форма ответа одно предложение
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
МЕТАДАННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Information and communication technologies in education. Electronic learning resource metadata. General regulations
Дата введения 2015-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом «СТАНКИН» (ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1499-ст
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.
Введение
Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования повышает качество и доступность образования, способствует совершенствованию образовательных технологий, появлению новых форм обучения (электронное обучение, мобильное обучение, совместное обучение и др.), созданию электронных образовательных ресурсов и доступа к ним широкого круга обучающихся с использованием сети Интернет. Формирование единой информационной образовательной среды, на основе электронных информационных ресурсов и электронных образовательных ресурсов должно осуществляться с учетом современных тенденций в области модернизации российского образования, лучших отечественных и мировых практик, требований основополагающих международных и национальных стандартов в области информационно-коммуникационных технологий и информационного обмена.
Стандартизация метаданных электронных образовательных ресурсов необходима для структуризации описания и идентификации, эффективного поиска и применения электронных образовательных ресурсов в электронных информационно-образовательных средах. На основе унифицированной модели метаданных и определения прикладных профилей может обеспечиваться интероперабельность и обмен электронными образовательными ресурсами.
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к метаданным электронных образовательных ресурсов, предназначенных для использования различными целевыми группами обучающихся на основе сети Интернет и электронных информационно-образовательных сред (образовательные порталы, хранилища электронных образовательных ресурсов, электронные библиотеки, системы дистанционного обучения и др.).
Настоящий стандарт предназначен для использования:
— организациями, разрабатывающими и поставляющими электронные образовательные ресурсы для сферы образования;
— организациями, выполняющими функции оператора электронных образовательных ресурсов;
— организациями, ведущими образовательную деятельность на основе электронного обучения дистанционных образовательных технологий;
— индивидуальными пользователями для эффективного поиска и выбора электронных образовательных ресурсов, необходимых для обеспечения их образовательных потребностей;
— органами по сертификации и испытательными лабораториями в целях подтверждения соответствия.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15836* Информация и документация. Набор элементов метаданных Dublin Core
ГОСТ Р 52653 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения
ГОСТ Р 52657 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО/МЭК 15836, ГОСТ Р 52653, ГОСТ Р 52657, а также следующие термины с соответствующими определениями:
электронный образовательный ресурс; ЭОР: Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
3.1.2 метаданные электронных образовательных ресурсов: Структурированные данные, определяющие основные характеристики электронных образовательных ресурсов и предназначенные для их систематизации и эффективного применения в электронных информационно-образовательных средах.
3.1.3 систематизация электронных образовательных ресурсов: Процесс создания многоуровневой системы управления электронными образовательными ресурсами, обеспечивающий формирование в электронной информационно-образовательной среде пространства для взаимодействия всех заинтересованных сторон.
3.1.4 система метаданных: Семантическая модель, определяющая структуру и взаимосвязь свойств метаданных электронных образовательных ресурсов, необходимых для их идентификации и управления.
3.1.5 модель метаданных: Способ системного представления элементов метаданных.
3.1.6 интероперабельность на уровне метаданных: Обеспечение информационного взаимодействия систем на основе унификации структуры метаданных, описания и способа представления их элементов.
3.1.7 прикладной профиль: Определенный структурированный набор технических требований элемента данных, выбранный таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности сообщества.
3.1.8 спецификация группы элементов данных: Описание элементов данных или группы элементов данных, составляющих группу рассматриваемых элементов данных.
3.1.9 спецификация элемента данных: Набор атрибутов и значение атрибута определяющие правила, которые характеризуют набор элементов данных.
3.1.10 сущность (объект): Любая конкретная или абстрактная вещь, которая существует, существовала или могла бы существовать, включая ассоциации этих вещей.
3.1.11 идентификатор: Последовательность символов, способных однозначно идентифицировать сущность.
3.1.12 MLR запись: Указанный набор элементов данных описывающий ресурс обучения и ресурсы, непосредственно связанные с данным ресурсом обучения.
3.1.13 набор правил: Определенный и предварительно установленный свод правил, используемых совместно.
3.1.14 элемент метаданных: Элемент(ы) данных, используемый(ые) для описания ресурса обучения.
3.1.15 уникальный идентификатор ресурса: Представление идентификатора, основанное на синтаксисе правил, предусмотренных в RFC 3986.
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
4 Общие положения
4.1 Основополагающие принципы
4.1.1 Метаданные являются важным компонентом ЭОР и ЭИОР, обеспечивающим развитие процессов информатизации образования с учетом глобализации образовательного сообщества и современных мультиязыковых и мультикультурных реалий.
4.1.2 Метаданные ЭОР должны представлять собой структурированные данные, определяющие основные характеристики электронных образовательных ресурсов и предназначенные для их систематизации и эффективного применения в электронных информационно-образовательных средах.
4.1.3 Стандартизация метаданных должна осуществляться исходя из следующих основных задач в области систематизации ЭОР:
формирование метаданных для управления ЭОР;
каталогизация, регистрация и документирование ЭОР;
автоматизированный поиск ЭОР по метаданным.
1 В настоящем стандарте под ЭОР подразумевают широкий класс электронных ресурсов, используемых в образовательных целях.
2 Принципы классификации ЭОР по [1], ГОСТ Р 52657.
Какое определение термину электронный образовательный ресурс дает гост форма ответа одно предложение
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Information and communication technologies in education. E-Learning book. General
Дата введения 2018-09-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» (ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2018 г.
Введение
Использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует развитию ряда дистанционных образовательных технологий, среди которых особое место занимают технологии обеспечения доступа преподавателей и обучаемых к электронным библиотекам и электронным изданиям для решения задач, связанных с научной и образовательной деятельностью.
Одним из наиболее важных элементов в современном образовательном процессе является электронный учебник, являющийся специфическим видом электронного издания.
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
Требования настоящего стандарта применимы ко всем видам электронных изданий, используемых в качестве учебных пособий в образовательных организациях независимо от направления их деятельности (классическое, техническое, гуманитарное и др.), уровня образования и статуса (университет, академия, институт, колледж, лицей и др.).
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие положения применительно к электронным изданиям, ориентированным преимущественно на обеспечение потребностей образовательных организаций в учебных пособиях при реализации образовательных программ с применением различных форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, с учетом их функционирования в составе электронной информационно-образовательной среды образовательной организации.
Общие положения настоящего стандарта гармонизированы с основополагающими требованиями национальных, межгосударственных и национальных стандартов в области информатизации образования, библиотечного и издательского дела.
Общие положения настоящего стандарта применимы к учебным пособиям в электронной форме, используемым в образовательных организациях высшего, среднего профессионального и общего образования, а также дополнительного образования, в т.ч. с учетом индивидуальных предпочтений для обучающихся с ограниченными возможностями.
Общие положения настоящего стандарта могут быть использованы на всех этапах формирования фондов электронно-библиотечных систем образовательных организаций.
Выполнение основных положений настоящего стандарта является важным условием для обеспечения качества, открытости и доступности в образовательных организациях и российской системе образования в целом.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 7.60 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения
ГОСТ 33247 (ISO/IEC 19788-1:2011) Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 1. Структура
ГОСТ Р 53620 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения
ГОСТ Р 55750 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие положения
ГОСТ Р 55751 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики
ГОСТ Р ИСО 15836 Информация и документация. Набор элементов метаданных Dublin Core
ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36 Информационные технологии. Словарь. Часть 36. Обучение, образование и подготовка
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53620, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 вид образования: Способ целенаправленной организации образования в соответствии с определенными принципами, обеспечивающий возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3.1.2 индивидуальная адаптация: Приспособление учебной образовательной среды, методов и способов обучения к индивидуальным возможностям и способностям обучаемых.
3.1.3 интернет-ресурс: Совокупность программно-технических средств, позволяющих осуществлять и поддерживать в течение определенного периода времени публикацию информации в текстовой, графической и мультимедийной форме. Каждый интернет-ресурс имеет уникальный адрес, который позволяет найти его в сети Интернет.
3.1.4 информационная система; ИС: Совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
3.1.5 качество электронного учебника: Совокупная характеристика степени соответствия нормативным документам, регулирующим образовательную деятельность, а также требованиям, предъявляемым к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании.
контент (содержание): Документы, которые хранятся в электронной библиотеке, а также описательные метаданные.
[ГОСТ 7.0.96-2016*, пункт 3.3]
метаданные электронного образовательного ресурса: Структурированные данные, определяющие основные характеристики электронных образовательных ресурсов и предназначенные для их систематизации и эффективного применения в электронных информационно-образовательных средах.
образование: Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
3.1.9 образовательная деятельность: Деятельность по реализации образовательных программ.
3.1.10 образовательная организация: Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
3.1.11 образовательная программа: Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных законодательством, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
обучаемый: Лицо, которое учится.
3.1.13 обучение: Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
3.1.14 оператор электронно-библиотечной системы: Гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации электронно-библиотечной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
преподаватель: Лицо, которое учит.
3.1.16 профессиональный стандарт: Нормативный документ, содержащий характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, социального партнерства и трудовых отношений.
3.1.17 уровень образования: Завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
3.1.18 федеральный государственный образовательный стандарт; ФГОС: Нормативный документ, содержащий совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
электронная библиотека: Информационная система, предназначенная для организации и хранения упорядоченного фонда электронных объектов и обеспечения доступа к ним с помощью единых средств навигации и поиска.
3.1.20 электронная информационно-образовательная среда; ЭИОС: Совокупность электронных образовательных ресурсов, средств информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем, необходимых для обеспечения освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их местонахождения.
3.1.21 электронная форма учебника: Электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
3.1.22 электронно-библиотечная система; ЭБС: Автоматизированная информационная система, базы данных которой содержат организованную коллекцию электронных документов, включающую электронные издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса в образовательных организациях, обеспечивающая возможность доступа к электронным документам через сеть Интернет.
электронное издание: Электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.
[ГОСТ Р 7.0.83-2012*, пункт 3.2]
3.1.24 электронное обучение: Организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий*, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.