какое определение понятия условия труда будет верным

Статья 209 ТК РФ. Основные понятия (действующая редакция)

Комментарий к ст. 209 ТК РФ

1. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Раздел X ТК объединяет нормы института охраны труда, которые закрепили: основные направления государственной политики в области охраны труда; государственное управление охраной труда; требования охраны труда; право работников на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и его гарантии; меры по обеспечению охраны труда.

В комментируемой статье раскрывается содержание основных понятий, используемых в процессе обеспечения безопасных условий труда для работников. Закрепление в ТК основных понятий института охраны труда играет большую роль для правильного понимания и применения законодательства об охране труда, а также для разработки и осуществления мероприятий по совершенствованию условий охраны труда.

Закрепление в ТК основополагающего понятия «охрана труда», определяемого как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, дает представление об охране труда как о многогранной деятельности государства и работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников. Понятием охраны труда охватываются как правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения, так и комплекс фактических мероприятий, направленных на реализацию права каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, сохранение жизни и здоровья работников.

2. Определение в ст. 209 ТК понятий «условия труда», «вредный производственный фактор», «опасный производственный фактор», «безопасные условия труда», «рабочее место», «средства индивидуальной и коллективной защиты работников», «система управления охраной труда», «производственная деятельность», «требования охраны труда», «государственная экспертиза условий труда», «стандарты безопасности труда», «профессиональный риск», «управление профессиональными рисками» не исключает, однако, необходимости использования и других нормативных актов, раскрывающих содержание этих основных понятий.

Так, например, содержание понятия «условия труда» станет более ясным, если обратиться к положениям Закона о специальной оценке условий труда, в которых закрепляется классификация условий труда, раскрываются понятия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ст. ст. 13, 14).

Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Допустимыми условиями труда (2-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровней, установленных нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Опасными условиями труда (4-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Содержание понятий «вредные и (или) опасные факторы производственной среды» и «вредные и (или) опасные факторы трудового процесса» раскрываются в ст. 13 Закона о специальной оценке условий труда. Так, к вредным и (или) опасным факторам производственной среды отнесены:

К безопасным условиям труда относят оптимальные условия труда. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Закрепление в ст. 209 ТК таких основных понятий, как «требования охраны труда» и «государственная экспертиза условий труда», способствует лучшему пониманию ст. ст. 211, 215 и 216 ТК и др. О возможности дополнительного использования нормативных актов, раскрывающих содержание этих понятий, будет сказано при комментировании указанных статей ТК.

3. В комментируемой статье раскрывается содержание понятия «стандарты безопасности труда». Поскольку ряд стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), регламентирующих порядок обучения по охране труда, системы управления охраной труда и т.п. были выведены из сферы действия Закона о техническом регулировании и их юридический статус оказался не определен, закрепление в ТК указанного понятия и уточнения об отнесении стандартов безопасности труда к государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 3 ст. 211 ТК) позволило придать им статус обязательных к применению.

4. Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ в комментируемую статью введено понятие «система управления охраной труда». Раскрыть содержание данного понятия позволяют положения иных актов, в том числе стандартов безопасности труда.

Положения данного Стандарта соответствуют принципам МОТ, изложенным в Конвенции МОТ N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда». Целью межгосударственного стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.

В Российской Федерации приняты национальные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению», которые позволяют использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях.

Положения этих Стандартов раскрывают содержание понятия «система управления охраной труда». Так, в соответствии с ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» система управления охраной труда характеризуется границами, наличием основных элементов, иерархичностью построения элементов системы, их связями и взаимодействием, а также связью с внешней средой. Она определяет концепцию (политику) охраны труда, организационную структуру, планирование мероприятий, ответственность, практические действия, процедуры, процессы и ресурсы для достижения целей обеспечения требуемой охраны труда, а также процедуры анализа результативности и совершенствования системы (п. 4.1.1).

Согласно положениям ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению» система управления охраной труда на малых предприятиях включает в себя предварительный анализ состояния охраны труда в организации, планирование системы управления охраной труда, разработку и применение системы управления охраной труда, проверку этой системы и анализ ее функционирования (п. 4).

Частью 8 комментируемой статьи предусмотрено утверждение Типового положения о системе управления охраной труда, нормы которого также будут способствовать уяснению понятия «система управления охраной труда». Указанное положение должно быть утверждено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтрудом России), с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

5. Одним из элементов системы управления охраной труда является управление профессиональными рисками. Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ в комментируемую статью введены такие понятия в сфере охраны труда, как «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками». Введение этих понятий создает законодательную базу для наиболее полной реализации ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (см. Федеральный закон от 04.10.2010 N 265-ФЗ «О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187)»).

В настоящее время оценка профессионального риска практически во всех странах мира и международных организациях рассматривается в качестве главного механизма разработки и принятия управленческих решений как на международном, государственном или региональном уровнях, так и на уровнях отдельного производства, отдельного рабочего места, потенциального источника вредного воздействия на организм работника.

В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351, в числе основных задач демографической политики государства указано сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков).

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, для решения задачи по созданию условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагается совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства.

Источник

Статья 209. Основные понятия

Комментарий к ст. 209 TК РФ

1. Приведенные в настоящей статье основные понятия в области охраны труда способствуют правильному и единообразному применению основополагающих норм трудового права в защите законных прав и интересов сторон трудового договора.

2. При формулировании указанных понятий были приняты во внимание положения соответствующих международных правовых актов, в частности Конвенции МОТ N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981 г.), а также иных актов.

Судебная практика по статье 209 TК РФ

Часть шестая статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации относится к нормам, определяющим основные понятия, используемые в его разделе X «Охрана труда», содержит лишь норму-дефиницию и как таковая прав граждан не затрагивает.
Федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию трудовых отношений, установил в статье 234 названного Кодекса перечень оснований, при наличии которых у работодателя возникает обязанность возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативных правовых актов бывшего Союза ССР противоречат статьям 10, 12, 116, 117, 209, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда» и нарушают права и законные интересы Общества как работодателя и участника предпринимательской деятельности.

В силу части 12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, утратившей силу с 1 января 2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ) аттестация рабочих мест по условиям труда это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Источник

Статья 14. Классификация условий труда

Статья 14. Классификация условий труда

2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ в часть 7 статьи 14 внесены изменения

7. По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 настоящей статьи.

8. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда может осуществляться в соответствии с отраслевыми особенностями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

9. Критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона методикой проведения специальной оценки условий труда.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Источник

Какое определение понятия условия труда будет верным

Статья 14. Классификация условий труда

2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

7. По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда может осуществляться в соответствии с отраслевыми особенностями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

9. Критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона методикой проведения специальной оценки условий труда.

Источник

Памятка специалисту: условия труда, которые обязан предоставить работодатель

какое определение понятия условия труда будет верным

Безопасность условий труда гарантируется 212 статьей Трудового кодекса и должна соблюдаться неукоснительно.

Санитарно-эпидемиологическими требования также обязательны к выполнению для работодателя, но при этом они состоят из большого числа факторов, которые стоит рассмотреть подробнее.

Так, нормы СанПиН включают в себя следующее:

Отметим, что санитарно-эпидемиологические правила должны неукоснительно выполняться работодателем, поскольку они не только создают комфортные условия труда для специалистов, но и значительно помогают им в грамотной организации рабочего процесса. Если же за организацией были обнаружены нарушения, то ее ждет штраф: до 80 000 рублей при первом нарушении, до 200 000 рублей с приостановлением деятельности на срок до 90 дней. А Роспотребнадзор занимается регулированием деятельности организаций в данном отношении, также этот орган принимает жалобы и проводит расследования инцидентов.

Стоит также напомнить и о том, что данные правила в большей степени подходят для специалистов, которые работают в офисных помещениях. Иными словами, на других производствах действуют другие правила и требования. Кроме того, большое внимание там уделяется и охране труда.

Согласно положениям Трудового кодекса РФ №197-ФЗ от 30 декабря 2001 г., а также Федерального закона «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» сотрудники всех организаций любой формы собственности обязаны проходить обучение и повышение квалификации по охране труда не реже 1 раза в 3 года. Для сотрудников предприятий и подразделений с повышенной опасностью нужно обучаться. Проходить инструктаж и проверку знаний по охране труда ежегодно.

Сотрудники сферы охраны труда могут пройти курсы повышения квалификации в Современной научно-технологической академии (СНТА) без отрыва от производства и получить официальное удостоверение о повышении профессионального уровня. После обучения на образовательном курсе также выдается удостоверение о проверке знаний и протокол аттестационной комиссии. Благодаря этим документам специалист отдела «охрана труда» сможет проводить инструктаж по охране труда вновь прибывших сотрудников. Это документ действует в течение 3 лет и по истечении срока действия его нужно снова подтверждать путем прохождения обучения по данному направлению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *