какое определение о сотрудничестве со странами снг не имеет значения для экономики нашей страны
Отношения России и стран СНГ. Перспектива 2020
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Директор Московского Центра Карнеги, член РСМД
СНГ как отдельный регион мира фактически не существует. В ближайшее десятилетие в пространстве бывшего СССР будет продолжаться формирование отдельных регионов: Восточная, Южный Кавказ, Центральная Азия. Несмотря на существенные межстрановые различия, государства внутри каждого из этих регионов обладают определенным набором общих черт в экономике, политике, культуре; в то же время в процессе постепенного ухода поколений, хранивших память о едином государстве, «дистанция» между регионами будет увеличиваться.
СНГ как отдельный регион мира фактически не существует. В ближайшее десятилетие в пространстве бывшего СССР будет продолжаться формирование отдельных регионов: Восточная Европа (Белоруссия, Молдавия, Украина); Южный Кавказ (Азербайджан, Армения, Грузия и стоящие особняком Абхазия и Южная Осетия), Центральная Азия (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан). Несмотря на существенные межстрановые различия, государства внутри каждого из этих регионов обладают определенным набором общих черт в экономике, политике, культуре; в то же время в процессе постепенного ухода поколений, хранивших память о едином государстве, «дистанция» между регионами будет увеличиваться.
Российская Федерация в этом контексте занимает особое положение трансрегиональной евро-тихоокеанской страны. Не входя ни в один из названных регионов, но непосредствен- но гранича со всеми и будучи более или менее тесно связанной с каждым из них, Россия в 2010-е годы будет продолжать наращивать усилия, нацеленные на формирование самостоятельного «центра силы» в северной Евразии. Опираясь на союзников и партнеров среди стран СНГ, Москва намерена укрепить свои позиции по отношению к геополитическим конкурентам — Европейскому союзу на западе и Китаю на востоке.
Россия, встраиваясь в глобальный мир, оставила имперский период своего развития позади. Нового «издания» империи уже не будет.
Таким образом, в обозримом будущем страны СНГ как региональное направление внешней политики Российской Федерации будут сохранять большое значение для Москвы. Характер отношений России и независимых государств, возникших в результате распада Советского Союза, будет меняться. Разумеется, географическая близость, в ряде случаев этническая и культурная общность, тесные исторические связи, особенно в период существования Российской империи и Советского Союза, будут придавать этим отношениям особый характер. Тем не менее, на «третьем десятке» раздельного существования Российской Федерации и бывших окраинных республик эта «особость» будет продолжать уменьшаться. В результате большинство государств СНГ, которые сегодня психологически воспринимаются многими россиянами как отдельные от России, но не вполне «иностранные», будут постепенно переходить в категорию иностранных государств, как это уже случилось со странами Балтии. Разумеется, некоторые страны СНГ — прежде всего Белоруссия, а также Украина (особенное ее восток и юг) — будут при этом восприниматься большинством российского населения как более близкие, чем, например, Польша или Словакия. С другой стороны, государства Закавказья и Средней Азии будут все больше сливаться в массовом сознании с их соседями за пределами бывшего СССР.
При всей очевидной важности отношений с непосредственными соседями страны СНГ, однако, не станут главным объектом внимания российской внешней политики. Россия, встраиваясь в глобальный мир, оставила имперский период своего развития позади. Нового «издания» империи уже не будет. Формирование российского «центра силы» не только стоит в ряду других геополитических задач — создания «большой Европы от Лиссабона до Владивостока» или развития восточных регионов Российской Федерации и занятия Россией достойного места в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), — но и подразумевает прежде всего модернизацию и экономическое усиление самой России. Интеграция с некоторыми странами СНГ может и должна способствовать этому, но лишь в некоторой степени и при условии проведения реалистичной, в меру амбициозной политики.
О новом «собирании земель вокруг Москвы» не может быть и речи. Даже ближайшие партнеры Российской Федерации не готовы отказаться от независимости, которую они по-прежнему воспринимают как независимость от России.
Для эвентуального политического объединения на добровольной и равноправной основе потребуются совпадающая воля многих участников, широкая общественная поддержка и существенные ресурсы, которые Россия должна будет готова направить на реализацию этого проекта. Особо сложной задачей представляется передача значительной части суверенитета наднациональному органу и определение «долей» в управлении общим государством. В обозримом будущем — до 2020 г. — эти требования выглядят невыполнимыми.
Активизировавшийся по инициативе Москвы интеграционный процесс может быть успешным при условии проведения Россией и ее партнерами реалистической политики. В дальнейшем мы рассмотрим среднесрочные перспективы такой политики в нескольких ключевых областях: политической, экономической, военной и гуманитарной.
Политическая реинтеграция стран СНГ представляется целью практически недостижимой. «Возвращения в СССР», т.е. по сути дела в унитарное государство, не будет ни в какой форме. Двигаться можно только вперед, но не назад. Речь в обозримом будущем не может также идти и о Евразийском союзе как о федерации, «супергосударстве». Ни Казахстан, ни Белоруссия — прежде всего политические и экономические элиты этих стран — не готовы будут отказаться от формальной независимости фактически в пользу наследника бывшего союзного центра. С другой стороны, Евразийский союз как конфедерация с неравным вкладом, но равными правами для всех ее членов вряд ли устроит Россию, реальный экономический, демографический, политический и военный вес которой многократно превосходит соответствующие показатели партнеров. Союзное государство двух максимально близких по отношению друг к другу стран — России и Белоруссии, формально провозглашенное на рубеже XXI столетия, но союзным государством так и не ставшее, является наглядной иллюстрацией возникающих в этой связи проблем.
Тем не менее, дальнейшее политическое сближение России и других стран СНГ, прежде всего Казахстана и Белоруссии, необходимо и возможно. В условиях углубляющейся экономической интеграции у Астаны, Минска и Москвы появляется больше общих интересов и возникает необходимость более тесной координации политик. Речь идет не столько о таких символических шагах, как согласование позиций перед очередной сессией Генеральной ассамблеи ООН, сколько о вещах сугубо практических, как, например, способствовать вступлению Казахстана и Белоруссии в ВТО или как увязать готовящееся соглашение между Российской Федерацией и ЕС с реальностью существования Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП).
Украина вряд ли «развернется» в сторону Москвы. От такого «разворота» Киев будут удерживать также Брюссель, Берлин и Вашингтон.
Экономическая интеграция стран СНГ реальна и уже происходит. Казахстан и Белоруссия получают возможность выхода на российский рынок, объем которого в 8–15 раз превосходит их национальные рынки. Россия также получает некоторые существенные преимущества благодаря доступу к активам на территории стран-партнеров. В 2010-е годы интеграция в сфере экономики может реализоваться в формате Общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы России, Казахстана и Белоруссии. Путь от Таможенного союза к Единому экономическому пространству и далее — к Общему рынку выглядит не только логичным, но и практически осуществимым. Что касается Евразийского экономического союза, то необходимо иметь в виду, что подлинный экономический союз невозможен без союза политического. Поскольку политическое объединение в обозримой перспективе нереально, «экономический союз», подобно российско-белорусскому «союзному государству» или ЕврАзЭС, может быть политическим лозунгом без достаточного наполнения.
По той же причине очень проблематично создание единой валюты. Опыт российско-белорусских отношений в валютно-финансовой сфере свидетельствует именно об этом. Единая валюта с единым эмиссионным центром — разумеется, в Москве — лишает партнеров финансовой, а, следовательно, экономической и политической независимости, в то время как существование нескольких эмиссионных центров способно подорвать экономику всех интеграционных партнеров. Возможен, однако, другой путь — постепенное превращение российского рубля в региональную резервную валюту. При известных условиях, определяемых финансово-экономическими успехами Российской Федерации и созданием соответствующей законодательной и нормативной базы, Белоруссия и Казахстан, а также некоторые другие страны СНГ, могли бы рассчитываться между собой в рублях и хранить какое-то количество российской валюты в качестве резерва. Возможен также и Евразийский валютный механизм для координации курсов российского и белорусского рублей, а также казахстанского тенге.
Пространство реальной экономической интеграции в 2010-е годы будет по-прежнему включать, помимо России, только Белоруссию и Казахстан. Проект присоединения к этому пространству Украины сопряжен с серьезными проблемами. Российское руководство будет продолжать усилия по привлечению Украины в Таможенный союз, а в дальнейшем — в Единое экономическое пространство и Евразийский экономический союз. Украинские элиты и значительная часть общества, однако, осознают, по-видимому, что слишком тесная экономическая интеграция с Россией может привести к фактическому свертыванию украинского национального проекта. Можно представить себе, что то или иное украинское правительство, оказавшись в сложном финансово-экономическом положении и отчаявшись в надеждах на помощь со стороны ЕС и последующее «вступление в Европу», решится развернуть вектор политики Киева в направлении Москвы. Такой шаг, однако, скорее всего, приведет к чрезвычайному напряжению в самой Украине и расколу общества, а в дальнейшем — к серьезной политической нестабильности в стране. В кризисную ситуацию на Украине оказались бы втянуты Россия, ЕС, а также США и НАТО.
Пути выхода из такого кризиса не очевидны, но потери всех участников могут быть велики. Подобный сценарий, впрочем, выглядит маловероятным: Украина вряд ли «развернется» в сторону Москвы. От такого «разворота» Киев будут удерживать также Брюссель, Берлин и Вашингтон.
Расширение пространства интеграции в направлении Молдавии могло бы иметь смысл лишь в случае — на наш взгляд, маловероятного — присоединения к интеграционному процессу Украины. Кишинев, по-видимому, сохранит общий европейский вектор, а статус Тирасполя, его анклавное положение и сравнительно небольшие размеры Приднестровья не делают Левый берег Днестра самостоятельным интеграционным партнером для Российской Федерации. В отсутствие решения приднестровского конфликта Приднестровье останется, главным образом, получателем безвозмездной российской помощи. Если, напротив, застаревший конфликт на Днестре удастся решить, Россия сможет укрепить свои экономические позиции во всей Молдавии, даже если страна по-прежнему будет ориентироваться на Евросоюз.
Ситуация выглядит иначе с двумя другими регионами, провозгласившими независимость и, в отличие от Приднестровья, получившими признание Москвы, — Абхазией и Южной Осетией. Эти регионы уже давно фактически интегрированы в экономическое пространство Российской Федерации, но их международный статус останется ущербным до тех пор, пока не произойдет полномасштабное мирное урегулирование с Грузией. Пока Сухум и Цхинвал — с помощью Москвы — добились лишь независимости от Грузии.
Сама Грузия, выйдя в 2009 г. из СНГ, в орбиту Москвы уже не вернется — на этот счет есть консенсус внутри грузинского общества. Особняком по отношению к любым планам эконо- мической интеграции в СНГ будет по-прежнему стоять Азербайджан, опирающийся на собственные углеводородные богатства. Бедная ресурсами Армения, не имея общей границы с Россией, также останется за пределами интеграционного пространства. Расширение этого пространства в Центральной Азии в принципе возможно в направлении Киргизии и Таджикистана. Если будет принято политическое решение в Москве и среднеазиатских столицах, членство этих стран в Таможенном союзе может быть оформлено сравнительно быстро.
Вместе с тем для полноценного участия в процессе экономической интеграции Киргизии и особенно Таджикистану предстоит пройти долгий и трудный путь. Не очевидно, что обе страны действительно смогут пройти его. Целесообразнее поэтому, чтобы в течение переходного периода Бишкек и Душанбе сохраняли своего рода ассоциированный статус по отношению к государствам ЕЭП. Такой статус могло бы давать, например, членство в ЕврАзЭС — если эта структура будет реорганизована в своего рода «подготовительный класс». Если, напротив, вопрос о Киргизии и Таджикистане будет решен волевым способом, это ослабит ТС и ЕЭП.
Узбекистан в 2010-е годы ожидает, по-видимому, смена лидера, правившего страной с момента получения независимости. В этой связи возможны разные повороты. Тем не менее, вероятно, что курс президента И. Каримова на превращение Узбекистана в самостоятельную региональную державу будет продолжен и его преемниками. В этом случае Узбекистан, как и с самого начала изоляционистски настроенный Туркменистан, будут по-прежнему оставаться за пределами интеграционного пространства. Ташкент и Ашхабад при этом будут требовать внимания Москвы как важные экономические партнеры, но отношения с ними, подобно отношениям с Киевом или с Баку, будут выстраиваться на двусторонней основе. Интеграция в сфере безопасности, скорее всего, будет развиваться в нынешнем формате ОДКБ. Выход Узбекистана из Организации в 2012 г. очертил границы общего пространства безопасности. Это пространство в обозримом будущем будет включать, помимо России, Казахстана и Белоруссии, «форпост» в Закавказье (Армения) и «передовые позиции» в Сред- ней Азии (Киргизия, Таджикистан). Абхазия и Южная Осетия, где размещены российские войска и пограничники, де-факто включены в систему безопасности России.
Будущее ОДКБ зависит не от того, включит ли она в свой состав новых членов (что мало вероятно) или, напротив, лишится кого-то из нынешних. Не имеет принципиального значения и вопрос о признании ОДКБ со стороны НАТО, чего неустанно добивается Москва. Главная задача ОДКБ — превратиться в действенный региональный союз безопасности XXI в. Для этого организация должна стать реальным, а не ритуальным приоритетом для Москвы; для этого сама Москва должна научиться выстраивать равноправные отношения в чувствительной сфере с недавними окраинными провинциями; для этого союзники Москвы должны проявить готовность к более тесному сотрудничеству в сфере безопасности с Россией и друг с другом.
Наиболее реальной миссией ОДКБ в 2010-е годы представляется обеспечение безопасности Центральной Азии в условиях вывода американских и натовских войск из Афганистана, а также нарастания напряженности вокруг Ирана, шиитско-суннитских противоречий в мусульманском мире и долговременной нестабильности в арабских странах, порожденных начавшейся в 2011 г. исламистской революцией.
Чтобы взаимодействие стало эффективным, Москва должна научиться относиться к союзникам как к равным партнерам, а союзники — отказаться от практики неисполнения взятых на себя обязательств.
Огромную угрозу национальной безопасности России и других стран-участниц ОДКБ представляет поток наркотиков, идущий из Афганистана. Опасность представляют собой экстремистские движения под религиозными лозунгами, а также внутристрановые и межгосударственные конфликты в Центральной Азии.
Для того чтобы быть способным выполнить эту миссию, ОДКБ требуется обеспечить гораздо более тесное сотрудничество не только в оперативно-тактическом звене в военной области, но прежде всего на стратегическом уровне в политической сфере. Ключевым механизмом, соответственно, представляется постоянное взаимодействие между советами национальной безопасности стран-участниц и их аппаратами.
Чтобы такое взаимодействие стало эффективным, Москва должна научиться относиться к союзникам как к равным партнерам, а союзники — отказаться от практики неисполнения взятых на себя обязательств. С учетом значения центральноазиатского направления Москве имеет смысл развивать привилегированные отношения в сфере безопасности с Казахстаном — своим наиболее дееспособным союзником в регионе.
Помимо превращения ОДКБ в функционирующую систему безопасности главным образом на центрально-азиатском направлении, Москва в 2010-е годы должна будет заниматься урегулированием конфликтов, возникших в начале 1990-х годов в результате распада СССР. Способность добиться решения приднестровского конфликта является реальным индикатором способности Российской Федерации реально действовать в качестве великой державы XXI в. (не разрушительной, а созидательной силы). От способности Москвы до- биться урегулирования отношений с Грузией — и в этой связи грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов — во многом будет зависеть безопасность Российской Федерации на кавказском направлении. Наконец, от результативности многосторонних усилий с участием Российской Федерации вокруг Нагорного Карабаха будет зависеть мир в Закавказье.
Гуманитарная область — сфера применения российской «мягкой силы». Пространство СНГ — и шире, все бывшее пространство СССР — представляет собой наиболее удобную площадку для реализации сравнительных преимуществ России в этой области. Русский язык, русская культура — в том числе массовая культура — являются традиционными инструментами российской «мягкой силы». Несмотря на существенные потери в степени распространения русского языка и русской культуры, эти факторы в 2010-е годы будут сохранять существенное значение. Тем не менее, решающую роль будет играть способность России в 2010-е годы стать лидером среди постсоветских стран в таких областях, как экономическое развитие, образование, наука и техника.
Особую роль в этом ряду играет качественное высшее образование. Если российские университеты смогут к 2020 г. существенно подняться в мировом рейтинге высших учебных заведений, все больше способных студентов из стран СНГ будут стремиться получить образование в России. Это, в свою очередь, повысит привлекательность России в гла- зах элит и обществ новых государств. С другой стороны, способные молодые образованные люди из стран СНГ, если они после получения образования получат работу в Российской Федерации, будут способствовать укреплению научнотехнического и культурного потенциала России.
Другим направлением повышения действенности российской «мягкой силы» в странах СНГ является развитие российских средств массовой информации, русскоязычного сегмента Интернета, их превращение в наиболее авторитетный источник информации и важное средство распространения новых идей на всем пространстве бывшего СССР. Особое значение этот элемент «мягкой силы» имеет для стран с более жесткими, чем в России, политическими режимами.
2010-е годы станут периодом, в течение которого, вероятно, определится судьба России на десятилетия вперед, а вместе с этим — и положение страны в мире, в том числе на пространстве, которое занимал Советский Союз.
Особо стоит вопрос о роли религиозных конфессий. Русская православная церковь (РПЦ) считает своей канонической территорией, помимо России, также Украину, Белоруссию и Молдавию. Перед РПЦ стоит трудная дилемма: развиваться и дальше в направлении превращения в национальную российскую православную церковь или заново переосмыслить свою роль в XXI в. в качестве церкви наднациональной. В 2010-е годы станет ясно, в котором из этих направлений будет развиваться политика Московской Патриархии. Не менее большое значение будет иметь в этот период развитие ситуации в мусульманской среде. От того, сумеют ли мусульманские круги в России выработать модель современного умеренного ислама, которая стала бы привлекательной для всех единоверцев внутри Российской Федерации, а также за ее пределами — прежде всего в Центральной Азии, будет зависеть стабильность самой России и некоторых сопредельных стран.
В заключение следует отметить, что новые вызовы, с которыми столкнулась Россия во втором десятилетии XXI в., требуют от ее политического класса, экономических кругов, гражданского общества качественно новых подходов. Необходимо, наконец, запустить модель экономического развития, которая помогла бы создать в стране современную экономику. Требуется окончательное закрепление прав собственности и обеспечение реального равенства всех перед законом. Необходимы подотчетность властей перед избирателями и настоящая политическая конкуренция. Необходимо, наконец, сотрудничество всех политических и экономических сил на базе общенациональных интересов и разделяемых всеми базовых ценностей. В этом смысле 2010-е годы станут периодом, в течение которого, вероятно, определится судьба России на десятилетия вперед, а вместе с этим — и положение страны в мире, в том числе на пространстве, которое занимал Советский Союз.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация. 8 декабря 1991 г. Республика Белоруссия, Российская Федерация и Украина подписали Соглашение о его создании.
21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы одиннадцати государств подписали Протокол к данному Соглашению. В нем зафиксировано, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Грузия стала членом СНГ в 1993 г. и вышла из его состава 18 августа 2009 г. Украина с 2014 г. фактически не участвует в деятельности Содружества, не направляя при этом официального уведомления о выходе из организации.
22 января 1993 г. был принят Устав Содружества. Его не подписали Туркменистан и Украина, которые тем самым де-юре не являются государствами-членами, а считаются государствами – участниками СНГ.
Рабочий язык СНГ – русский.
Содружество Независимых Государств является самым крупным по составу участников региональным интеграционным объединением на постсоветском пространстве, авторитетной площадкой для равноправного диалога и углубления взаимодействия между государствами-участниками.
Совместная работа в рамках СНГ осуществляется через уставные органы: Совет глав государств (СГГ), Совет глав правительств (СГП), Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ), Экономический суд, Межпарламентскую ассамблею (МПА), а также через систему органов отраслевого сотрудничества. Создана сеть базовых организаций, занимающихся главным образом подготовкой и повышением квалификации кадров в различных отраслях.
Принятие решений в СНГ осуществляется на основании консенсуса, при этом государства-участники самостоятельно определяют степень своей вовлеченности в те или иные области сотрудничества.
10 октября 2008 г. принято Положение о национальных координаторах государств – участников СНГ, подписанное всеми странами Содружества кроме Азербайджана, Туркменистана и Украины. Распоряжением Президента Российской Федерации В.В.Путина от 30 марта 2020 г. национальным координатором Российской Федерации по делам СНГ назначен Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Л.Оверчук.
10 октября 2008 г. также утверждено Положение о председательстве в СНГ, в котором зафиксирован принцип сквозного председательства государств-участников в течение года в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Комиссии по экономическим вопросам и Совете постоянных полномочных представителей государств – участников СНГ при уставных и других органах Содружества на основании ротации в порядке русского алфавита названий стран. В связи с неурегулированностью нагорно-карабахского конфликта Азербайджан и Армения не председательствуют в Содружестве и не проводят на своей территории заседания Совета глав государств, Совета глав правительств и Совета министров иностранных дел СНГ.
Под председательством Узбекистана в формате видеоконференции состоялись заседания Совета министров иностранных дел (12 мая 2020 г.) и Совета глав правительств (29 мая 2020 г.). Во втором полугодии 2020 г. в Ташкенте запланировано проведение заседаний Совета глав государств (16 октября), Совета глав правительств (6 ноября) и Совета министров иностранных дел (15 октября).
Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом СНГ является Исполнительный комитет со штаб-квартирой в Минске и Отделением в Москве. Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ утверждается Советом глав государств Содружества на трехлетний срок. В настоящее время эту должность занимает Сергей Николаевич Лебедев. Решением Совета глав государств СНГ от 11 октября 2019 г. его полномочия продлены до 31 декабря 2022 г.
Документом, определяющим основные направления взаимодействия в рамках Содружества, является Концепция дальнейшего развития СНГ, принятая 5 октября 2007 г. В целях адаптации СНГ к современным реалиям в настоящее время завершается работа по актуализации Концепции и разработке Плана основных мероприятий по ее реализации.
Особое значение в рамках СНГ придается выработке единых позиций по актуальным мировым проблемам. Эффективным инструментом на данном направлении является принятие и распространение в ООН, ОБСЕ и других международных организациях совместных заявлений глав государств и министров иностранных дел Содружества.
В 2018 г. были приняты заявления глав государств – участников СНГ по случаю 70-летия со дня принятия Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, о Всемирных играх кочевников, Заявление министров иностранных дел государств – участников СНГ о недопущении размывания принципа невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Также были подписаны заявления глав государств и министров иностранных дел стран СНГ в связи с 90-летием Чингиза Айтматова.
В 2019 г. были приняты Обращение министров иностранных дел стран СНГ о необходимости сохранения и надлежащего ухода за воинскими памятниками и воинскими захоронениями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Совместное заявление государств – участников СНГ «О поддержке практических шагов по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве», Обращение глав государств – участников СНГ к народам стран Содружества и мировой общественности в связи с 75-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Дальнейшему укреплению внешнеполитической координации в рамках Содружества призвана способствовать Программа действий по активизации партнерства между внешнеполитическими ведомствами государств-участников СНГ, принятая на заседании СМИД СНГ в Ашхабаде 10 октября 2019 г. и подписанная всеми странами Содружества, кроме Азербайджана и Молдавии.
На торгово-экономическом направлении в рамках Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. продолжается работа по открытию рынков и созданию равных условий для осуществления хозяйственной деятельности экономических субъектов государств – участников СНГ, предпринимаются шаги по стимулированию взаимной торговли, гармонизации норм, стандартов СНГ и Евразийского экономического союза, устранению барьеров на пути движения товаров и услуг.
На саммите Содружества 11 октября 2019 г. в Ашхабаде была принята Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве государств – участников СНГ. Документ призван более полно использовать социально-экономический потенциал каждого государства и Содружества в целом, расширять равноправное, взаимовыгодное и комплексное сотрудничество, наращивать экономические связи, повышать конкурентоспособность национальных экономик.
В рамках реализации поставленных задач на заседании СГП СНГ 29 мая 2020 г. в формате видеоконференции была утверждена Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 г., определяющая основные пути и механизмы достижения поставленных на данном направлении целей.
Активно развиваются контакты стран Содружества в культурно-гуманитарной сфере. На заседании СГГ СНГ в Казани 26 августа 2005 г. заключено Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств – участников СНГ, которое охватывает вопросы науки, культуры, образования, информации, туризма, спорта, включая принципы и формы взаимодействия в этих областях на перспективу.
На заседании СГГ СНГ в Минске 28 ноября 2006 г. подписано Соглашение о создании Совета по гуманитарному сотрудничеству государств – участников СНГ (СГС). Совет ведет работу по координации деятельности СНГ в гуманитарной сфере.
На заседании СГП СНГ 25 мая 2006 г. в Душанбе подписан Договор о создании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС). Его участниками являются Азербайджан (с июня 2008 г.), Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия (с июля 2014 г.), Россия, Таджикистан и Узбекистан.
При поддержке СГС и МФГС проводятся крупные культурные и общественные мероприятия, реализуются совместные издательские, молодежные и образовательные проекты.
Положительно зарекомендовала себя практика объявления в Содружестве тематических годов в гуманитарной сфере. На заседании СГГ СНГ 11 октября 2017 г. в Сочи принято решение об объявлении 2019 года Годом книги, 2020 года – Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В ходе саммита Содружества 28 сентября 2018 г. в Душанбе принято Решение об объявлении в СНГ 2021 г. Годом архитектуры и градостроительства.
Важным механизмом укрепления взаимодействия являются организуемые на ежегодной основе форумы творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ. XIV Форум прошел 15-16 мая 2019 г. в Ашхабаде.
В культурной сфере между государствами-участниками действуют соглашения о сотрудничестве: в области культуры (15 мая 1992 г.); в области кинематографии (10 февраля 1995 г.); в области книгоиздания, книгораспространения и полиграфии (16 апреля 2004 г.).
26 мая 1995 г. было подписано Соглашение о создании Совета по культурному сотрудничеству государств – участников СНГ.
Продолжается работа в рамках Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества». На заседании СГГ СНГ 11 октября 2017 г. в Сочи было утверждено решение «О реализации Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в 2018 году в Республике Армения (г. Горис), в 2019 году – в Республике Беларусь (г. Брест), в 2020 году – в Республике Казахстан (г. Шымкент)». На заседании СГГ СНГ 28 сентября 2018 г. (г. Душанбе) принято Решение о реализации межгоспрограммы в 2021 г. в Таджикистане, объявив Культурной столицей Содружества в 2021 г. Душанбе. На очередном заседании СГГ СНГ предполагается принять решение о реализации в 2022 г. Межгоспрограммы в Киргизской Республике (г.Каракол).
В научно-техническом сотрудничестве особая роль отводится развитию взаимодействия в сфере инноваций. Координацией этого направления работы занимается приступивший к практической деятельности в 2010 г. Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. 19 мая 2011 г. учрежден Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств – участников СНГ.
В связи с истечением в 2020 г. срока исполнения Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 г. ее участниками было признано целесообразным разработать проект аналогичной программы до 2030 г.
Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. определило вектор развития многостороннего взаимодействия в этой сфере, особо акцентировав стремление государств-подписантов к осуществлению согласованной образовательной политики. В качестве инструмента реализации достигнутых договоренностей в 1997 г. был учрежден отраслевой Совет по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ.
Соглашение о формировании единого (общего) образовательного пространства Содружества подписано в Москве 17 января 1997 г. Оно предусматривает создание механизма координации деятельности в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров; разработку необходимой правовой базы по вопросам взаимодействия в области образования, установления требований к документам об образовании и механизма взаимного признания эквивалентности дипломов, ученых степеней и званий.
В рамках СНГ действуют 32 базовые организации в гуманитарной сфере.Перспективным проектом на образовательном треке стало инициированное РУДН в 2008 г. создание Сетевого университета СНГ (СУ) в форме консорциума ведущих вузов стран Содружества. На июнь 2020 г. в него входят 38 вузов из девяти стран. 29 мая 2020 г. подписано Соглашение об учреждении и функционировании СУ СНГ.
Важную роль в формировании единого информационного пространства в Содружестве играют отраслевые органы СНГ – Совет руководителей информационных агентств, Совет руководителей государственных и общественных телерадиоорганизаций государств – участников СНГ, Межгосударственный совет по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии, Межгосударственный совет по научно-технической информации.
Значительную роль в информационном поле Содружества играет работа Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» (МТРК «Мир»). На заседании Совета глав правительств СНГ 28 сентября 2012 г. в Ялте была утверждена Концепция информационного телеканала «Мир 24», который с 1 января 2013 г. перешел из тестового режима на полноформатное вещание.
На заседании Совета глав правительств СНГ 25 ноября 2005 г. в Москве подписано Соглашение государств – участников СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью. Создан и функционирует Совет по делам молодежи государств – участников СНГ. В рамках заседания СГП СНГ 1 июня 2018 г. в Душанбе был принят Международный молодежный проект «100 идей для СНГ», который нацелен на расширение участия молодежи в интеграционных процессах.
Одним из востребованных направлений сотрудничества в рамках организации остается взаимодействие на правоохранительном треке. Государства – участники СНГ рассматривают борьбу с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, коррупцией, киберугрозами, отмыванием финансовых средств, полученных преступным путем, как одну из важнейших задач обеспечения стабильного развития наших стран. Серьезное внимание уделяется совместной работе государств Содружества по обеспечению безопасности внешних границ. Наращивается интенсивность многостороннего взаимодействия правоохранительных органов не только по борьбе с преступностью, но и по её предупреждению.
Активно задействуется потенциал соответствующих органов отраслевого сотрудничества СНГ: Совета министров внутренних дел и руководимого им Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ, Координационного совета генеральных прокуроров, Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований, Межгосударственного совета по противодействию коррупции, Совета руководителей подразделений финансовой разведки, Совета руководителей пенитенциарных служб, а также Совета руководителей органов безопасности и специальных служб под общим руководством которого действуют Антитеррористический центр СНГ и его отделение по Центрально-Азиатскому региону в Бишкеке.
Важное место во взаимодействии Российской Федерации со странами Содружества отводится ежегодно проводимым с 2013 года встречам секретарей советов безопасности государств – участников СНГ. Подобные мероприятия, ставшие уже регулярными, являются одной из востребованных площадок для обмена мнениями и выработки совместных действий по острым проблемам, касающимся обеспечения безопасности и противодействия терроризму на пространстве СНГ.
На заседании СГГ СНГ в Ашхабаде 11 октября 2019 года подписана Конвенция государств – участников СНГ о передаче исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, которая будет регулировать отношения сторон по исполнению данных типов наказаний и тем самым способствовать созданию необходимых механизмов для эффективного возвращения осужденных к нормальной жизни в обществе.
На заседании СГП СНГ в Москве 25 октября 2019 года был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 30 ноября 2000 года в целях совершенствования взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ в борьбе с наркопреступностью (актуализация используемого в Соглашении понятийного аппарата, внедрение новых форм сотрудничества практической направленности), а также одобрена Стратегия обеспечения информационной безопасности государств – участников СНГ, которая должна сформировать системную основу для совершенствования государственной политики обеспечения информационной безопасности на пространстве Содружества, определить направления принятия партнерами по СНГ совместных первоочередных мер в данной сфере.
Важной составляющей в противостоянии преступным действиям является подготовка высококвалифицированных кадров. Для реализации этой цели более десяти учебным заведениям государств – участников СНГ (Россия, Белоруссия, Казахстан) придан статус базовых организаций Содружества, в которых каждый год проходит обучение по различным направлениям несколько тысяч сотрудников правоохранительных органов. На заседании Совета министров иностранных дел СНГ в Москве 5 апреля 2019 года федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего образования «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я.Кикотя» придан статус базовой организации государств – участников СНГ по подготовке кадров в сфере борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам.
Развивается взаимодействие государств – участников Содружества в военной сфере, фундамент которого составляет деятельность Совета министров обороны (СМО) СНГ и его рабочих органов. Основные усилия сконцентрированы на выполнении Концепции военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2020 года и других основополагающих документов, определяющих отношения стран в военной сфере. На заседании СМО СНГ 30 октября 2019 г. в Баку одобрен проект Концепции военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2025 г., документ планируется принять осенью 2020 г. 4 сентября 2020 года состоялась первая совместная встреча министров обороны государств – участников СНГ, государств – членов ШОС и государств – членов ОДКБ.
В настоящее время функционирует ряд совместных систем военного назначения стран СНГ (противовоздушной обороны, контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки, совместная система связи и автоматизации и др.). Ключевым элементом взаимодействия является проведение совместных мероприятий (более 70-ти в 2019 г.).
Большое внимание уделяется межпарламентскому взаимодействию на пространстве СНГ. Межпарламентская Ассамблея (МПА) государств – участников СНГ учреждена соответствующим соглашением, подписанным в Алма-Ате 27 марта 1992 года. Минская конвенция об МПА СНГ от 26 мая 1995 года придала учреждению полноценный статус межгосударственного органа с местом пребывания в Санкт-Петербурге. Государствами – участниками МПА в настоящее время являются: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина (с 2014 года Киев фактически приостановил свою деятельность в МПА; Грузия с 2009 года официально прекратила участие в МПА; Туркменистан к вышеуказанным документам не присоединялся). Статус наблюдателя при МПА СНГ 16 ноября 2006 года предоставлен Волеси Джирге (нижней палате парламента) Афганистана. МПА поддерживает контакты с большинством международных организаций своего профиля: ПАСЕ, ПА ОБСЕ, Европарламентом, Межпарламентским союзом, структурами ООН и др.
Ассамблея формируется из парламентских делегаций стран СНГ. Организацию деятельности МПА осуществляет Совет Ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций. Председатель Совета – представитель России В.И. Матвиенко (с 2011 года). Постоянно действующим рабочим органом Совета Ассамблеи является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем (c 2019 года – представитель России Д.А. Кобицкий). Работа МПА включает пленарные заседания парламентских делегаций, а также заседания органов Ассамблеи. Последнее пленарное заседание Ассамблеи состоялось 21-22 ноября 2019 года.
МПА учреждает профильные комиссии, состоящие из представителей парламентских делегаций. По предложению комиссий создаются рабочие группы для разработки конкретных модельных законодательных актов. Подготовка этих документов составляет основу законотворческой деятельности Ассамблеи, которая нацелена на создание единого правового пространства путем сближения и гармонизации национальных законодательств: модельные акты носят рекомендательный характер и после их принятия на заседании МПА направляются для использования в национальные парламенты. Всего Ассамблеей принято около 600 международных правовых актов. Кроме того, МПА осуществляет мониторинг выборов и референдумов в государствах Содружества и (реже) за его пределами.
Наблюдение за избирательными процессами в целом является важным направлением сотрудничества в рамках Содружества. Правовым фундаментом осуществления наблюдения за выборами по линии СНГ являются Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ (принята на сессии СГГ СНГ 7 октября 2002 года) и Положение о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках СНГ (утверждено Решением СМИД СНГ от 26 марта 2004 года). 10 февраля 2006 года решением Совета МПА СНГ создан Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан (МИМРД). Институт оказывает содействие МПА в процессе наблюдения за выборами в государствах – участниках Содружества, проводит обучение международных наблюдателей из стран СНГ. Дирекция МИМРД находится в Санкт-Петербурге, филиалы расположены в Бишкеке, Баку, Ереване и Кишиневе. Деятельность филиала в Киеве с 2014 года фактически «заморожена».
По приглашению государства, проводящего выборы, Исполком СНГ формирует мониторинговые миссии, в состав которых входят представители МПА, национальных избирательных комиссий и органов государственного управления, депутаты парламентов и дипломаты стран Содружества. Всего с 1994 года организовано около 130 миссий наблюдателей. За это время сложилась собственная методика наблюдений, не уступающая методикам ведущих международных организаций.
С марта 1994 г. СНГ имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД (19 апреля 1994 г.). 24 мая 1996 г. Устав СНГ был зарегистрирован в Секретариате ООН. Каждые два года в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН принимается резолюция о сотрудничестве между ООН и СНГ. 26 ноября 2018 г. принята очередная резолюция по данному вопросу, внесенная таджикским председательством в Содружестве.
Исполком СНГ поддерживает отношения с исполнительными структурами более 20 международных организаций, с 15 из которых заключены соглашения о сотрудничестве (Управление ООН по наркотикам и преступности, Отделение ООН в Женеве, секретариаты ЮНКТАД, ЕЭК ООН, ЮНЭЙДС, ОДКБ, ШОС, Генсекретариат Латиноамериканской ассоциации интеграции, Администрация МОМ, Евразийская экономическая комиссия и др.).