какое определение наиболее соответствует понятию обучение
Значение слова «обучение»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем (преподавателем) до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
Деятельность обучения считается завершенной, а цель её — достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения. Это достигается в процессе взаимодействия учителя и ученика, и требует от обеих сторон процесса обучения приложения усилий и действий, способствующих успешному достижению поставленных целей. Необходимо также совпадение поставленных целей, а в случае их несовпадения, приведение целей во взаимное соответствие всеми участниками процесса обучения в процессе общения. Учитель должен прилагать усилия и организовывать учебный материал по форме и содержанию для улучшения понимания учеником знаний, которые он воспринимает в процессе обучения. Уровень понимания учеником воспринятой информации зависит от затрачиваемых учеником усилий по овладению материала, а также от уже имеющегося уровня знаний, который был воспринят и понят учеником ранее.
ОБУЧЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. Действие по глаг. обучить-обучать и обучаться. . Революция 1905г. чрезвычайно много сделала для политического обучения масс. Лнн. О. языкам. О. войск. Начальное о. Заочное о. Совместное о.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
обуче́ние
1. действие по значению гл. обучить, обучиться, обучать, обучаться ◆ Опыт работы многих специалистов показывает, что начальное обучение плаванию с использованием ласт значительно ускоряет этот процесс и позволяет предупредить и исправить многие ошибки в движениях ногами. В. Пыжов, «Обучение плаванию в ластах» // «Спортсмен-подводник», 1966 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: завладение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Понятие обучение
Содержание
Определение [ править ]
Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
С позиций теории деятельности обучение представляет собой специфический процесс познания, управляемый педагогом. Обучение не сводится к механической передаче знаний, это – двухсторонний процесс, предполагающий деятельность двух (или более) субъектов – педагога и ученика. Деятельность педагога называется преподаванием, деятельность ученика – учением. Каждая из них характеризуется своими целями, мотивами, действиями. Поскольку процесс обучения не может осуществляться без активности со стороны ученика, то особое внимание в этом процессе необходимо уделять формированию мотивации учения.
Мотивы обучения [ править ]
Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами.
1. Непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (непосредственно по мере выполнения задания), боязнь получить отрицательную отметку, наказание, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т.п.
3. Интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п. Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Объективной основой развития познавательных интересов школьников является высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания.
Случается так, что ребенка заставляют учиться, и единственным стимулом для него является отметка. Это не вина конкретного ребенка, а беда всего образования, которое не смогло поддержать и развить естественную любознательность ребенка, стремление к общению и совместной деятельности, способствовать получению удовлетворения от самого процесса познания. Интеллектуально-побуждающие мотивы формируются, если образование носит гуманный характер, а обучение предполагает творческую деятельность учеников. Обучение является одной из сторон образовательного процесса, цель которого – развитие личности. Поэтому основной акцент в обучении необходимо сделать на том, насколько усвоение знаний, умений и навыков способствует развитию человека: его мышления, памяти и других познавательных процессов, эмоционально-ценностных отношений, волевой, мотивационной и других сфер личности.
Таким образом, в образовательном процессе обучение выполняет три, реализующиеся в единстве, функции: информационную (образовательную), воспитательную и развивающую. Их можно рассматривать как три условно выделенные грани одного процесса.
Функции обучения [ править ]
Образовательная функция [ править ]
Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчинен-ность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к освоению последующего.
Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.
Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т.е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.
Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.
Воспитательная функция [ править ]
Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований. Обучение воспитывает всегда, но не автоматически в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.
Воспитательная функция обучения предполагает, что усвоение знаний должно способствовать формированию мотивов учебной деятельности, отношений к изучаемому предмету или явлению, развитию мировоззрения, становлению интеллектуально воспитанной личности.
Интеллектуальное воспитание [ править ]
Суть проблемы интеллектуального воспитания, согласно М.А. Холодной, заключается не только в формировании знаний, умений и навыков или в развитии теоретического мышления, а в обогащении индивидуального ментального (умственного) опыта ребенка. Интеллектуальное воспитание должно быть направлено на формирование базовых интеллектуальных качеств личности, в качестве которых М.А. Холодная рассматривает:
– компетентность – особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности; такие знания должны быть разнообразны, быстро актуализироваться в необходимый момент, элементы знания должны быть четко выделены и находиться в определенных взаимосвязях между собой, причем как содержание, так и связи могут меняться под влиянием тех или иных факторов (гибкость), организация знаний должна предусматривать выделенность ключевых идей, принципов, элементов, способность к переносу знания в новую ситуацию, наличие знания о собственном знании;
– интеллектуальную инициативу – желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать новые области деятельности; готовность выходить за пределы заданного и включаться в нестимулированную извне интеллектуальную деятельность. Интеллектуальную инициативу рассматривают как свойство целостной личности, представляющее собой органическое единство познавательных и мотивационных факторов (Д.Б. Богоявленская);
– интеллектуальное творчество основано на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. Для развития творческих качеств детей необходимо, в первую очередь, создать положительный эмоциональный фон, сделать процесс обучения психологически комфортным, стимулировать и приветствовать проявления нестандартной мысли учеников, снизить роль познавательных стереотипов в обучении;
– интеллектуальную саморегуляцию – умение управлять собственной интеллектуальной деятельностью, самостоятельно отслеживать сильные и слабые стороны своего интеллекта и, главное, самостоятельно строить процесс самообучения. Для этого необходимо оказать ребенку помощь в формировании тех психологических механизмов, которые лежат в основе непроизвольного и произвольного интеллектуального контроля и метакогнитивной осведомленности (системы представлений об основаниях интеллектуальной деятельности и о своих индивидуальных интеллектуальных особенностях);
– уникальность склада ума – это индивидуально-своеобразные способы интеллектуального отношения к происходящему, в том числе индивидуализированные формы взаимокомпенсации слабых и сильных сторон своего интеллекта, выраженность индивидуальных познавательных стилей, сформированность индивидуальных предпочтений. Учет уникальности склада ума важен как условие успешного учения и реализации индивидуального потенциала творческих решений. Поэтому необходимо не только сохранять, но и укреплять индивидуальное своеобразие ума каждого ребенка.
Развивающая функция [ править ]
Вопрос о соотношении обучения и развития является дискуссионным. В отечественной психологии и педагогике распространена точка зрения, согласно которой обучение – мощный фактор развития. Л.С. Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка: первый – зона актуального развития (уже достигнутый уровень, уровень задач, которые ребенок может решать самостоятельно); второй – зона ближайшего развития (уровень, обнаруживающийся не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач). Развивающее обучение ориентируется на зону ближайшего развития, превращая эту зону в актуальный уровень развития ребенка. Иными словами, обучение должно идти впереди развития и двигать его вперед, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. В российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения. В педагогической практике наиболее распространены системы развивающего обучения, основанные на концепциях В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина и Л.В. Занкова, в которых особое внимание уделяется продуктивной деятельности учеников и развитию абстрактного теоретического мышления.
Сущность содержания образования (обучения) и его исторический характер [ править ]
В педагогике одним из базовых понятий является понятие «содержание образования». Одна из дискуссионных, проблема содержания образования разрабатывается преимущественно в рамках дидактики и по сути представляет собой проблему содержания обучения, понимаемого в единстве всех его функций. Поэтому мы не будем делать различия между понятиями «содержание обучения» и «содержание образования».
Содержание обучения – есть конкретизация его цели, оно отражает то, чему необходимо научить порастающего человека. Так же, как и цель, понимание содержания обучения связано с определенной трактовкой места и функций человека в мире.
Традиционная педагогика признавала фактически лишь социальную сущность человека, из которой следовало, что целью образования выступает формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества.
Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.
Исторический характер содержания образования [ править ]
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания. Образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Однако накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о Вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на общекультурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности.
В традиционной педагогике существует точка зрения, согласно которой, содержание обучения – это педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе. Этот подход может быть назван технократическим, поскольку он основан на абсолютизации роли науки в развитии общества и ориентирован на подготовку человека как производительной силы. Другой – знаниевый подход утверждает, что если обучение нацелено на передачу социального опыта, то содержание обучения – совокупность знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть растущему человеку. При этом подразумевается, что обладание обширным объемом научных знаний и определенных умений – все, что необходимо человеку для полноценной жизни в обществе.
Однако социальный опыт не исчерпывается только знаниями, умениями и навыками. Поэтому и содержание образование должно строиться на основе знания о социокультурном опыте человечества во всей его полноте. Эта мысль нашла отражение в теории содержания образования, разработанной В.В. Краевским, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным и др. Согласно этой теории, содержание образования есть педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре, взятой в данном аспекте во всей ее полноте.
Состав содержания образования [ править ]
С этих позиций содержание образования должно включать:
– опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний;
– опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений и навыков действовать по образцу;
– опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;
– опыт осуществления эмоциональных отношений – в форме личностных ориентаций.
Усвоение социального опыта в его целостности позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, не просто «вписаться» в социальную систему, но и действовать самостоятельно, изменяя ее (В.В. Краевский).
Содержание образования как пятиуровневая система [ править ]
Содержание образования может существовать в двух различных формах: 1) искусственной – как проектируемое, «опредмеченное» содержание, представляющее собой педагогическую модель социального опыта, которую предстоит реализовать в обучении и 2) естественной – как осуществляемое содержание, где учитываются закономерности обучения, его логика и условия протекания.
В связи с этим содержание образования рассматривают как многоуровневую систему, которая включает:
– теоретический уровень – представлен выше в виде элементов социального опыта, находит отражение в перечне предметов учебного плана школы;
– уровень учебного предмета –находит отражение в учебных программах – нормативных документах, раскрывающих содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику освоения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем и вопросов, а также объема времени на их изучение;
– уровень учебника (учебного материала) – здесь конкретизируются элементы состава содержания, обозначенные на первом уровне и представленные на втором в форме, специфической для каждого предмета – конкретных знаниях, умениях, навыках, а также познавательных задачах, упражнениях и т.п.;
– уровень реализации (процесса обучения) в виде главного дидактического отношения «преподавание – учение», на этом уровне происходит включение каждой частицы содержания в процесс обучения;
– уровень ученика (личностный уровень) – характеризуется усвоением содержания образования и конкретными изменениями в личности ученика.
Обучение
Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
Основанием для организации обучения является изготовленный в звене учения (и в звене обучения) продукт ученика, в котором отсутствуют необходимое качество и количество содержания, представленного в учебном материале. Если такого продукта ученика нет, то невозможно организовать и деятельность обучения.
Деятельность обучения считается завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения.
Содержание
Формулировки понятия «обучение»
Ниже представлены 11 высказываний об обучении, которые расположены во временном порядке опубликования содержащих их материалов и охватывают 30-летний период с 1954 по 1984 год.
В этих высказываниях обучение представляется с разнообразных сторон: как процесс, как деятельность; представлены результаты; субъекты, участвующие в обучении, и субъекты, руководящие обучением; обучение как вид, как явление и как взаимодействие.
Вместе с тем, наличие множества определений понятия «обучение» свидетельствует о проблемах в педагогической теории.
Проблема определения сущности обучения
Выявление сущности обучения — основополагающий вопрос дидактики. Если дидактика претендует быть наукой, то остальные дидактические понятия должны быть производными от сущности обучения.
«Если рассматривать обучение как вид познавательной деятельности, то обучение надо организовать по способам познавательной деятельности. Если обучение есть трансляция культуры, значит, его надо организовать на основе механизмов трансляции культуры. Если обучение является общением, организованным особым образом, то надо организовать обучение так, как происходит общение между людьми». [12]
Важно не просто дать какое-нибудь определение обучению, а так определить его сущность, чтобы наиболее точно ухватить специфику этого самостоятельного явления общественно-исторической практики.
Обучение — это познание или общение?
Почему при понимании обучения происходит подмена общения познанием?
В ходе обучения накладываются друг на друга два вида активности:
Уровни структурной организации обучения
Системный подход предполагает рассматривать сложные объекты как иерархически организованные, каждый уровень которого является элементом системы более высокого порядка. Например, в биологии выделяют структурные уровни жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный.
Обучение как система тоже имеет сложную структурную организацию.
Обучение как сложная система имеет четыре уровня (масштаба) своей структурной организации [17] :
На каждом уровне выделяются свои элементы и ведущие понятия.
Как учить без зубрёжки?
Как учиться без зубрежки? [18] — этим вопросом задаются многие и статья об этом может дать ответ на этот вопрос.
Непедагогические трактовки обучения
Обуче́ние (в теории искусственного интеллекта) — обучение трактуется как процесс, при котором адаптивная система (например, искусственная нейронная сеть), совершенствует свои параметры под действием внешнего окружения. [20] Также под обучением может пониматься обучаемость адаптивных систем. [21] [22]
См. также
Другие категории педагогики:
Стратагеменое обучение
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Обучение» в других словарях:
ОБУЧЕНИЕ — ОБУЧЕНИЕ, обучения, мн. нет, ср. Действие по гл. обучить обучать и обучаться. «…Революция 1905 г. чрезвычайно много сделала для политического обучения масс…» Ленин. Обучение языкам. Обучение войск. Начальное обучение. Заочное обучение. Совместное … Толковый словарь Ушакова
обучение — См … Словарь синонимов
обучение — процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема О. рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей,… … Большая психологическая энциклопедия
ОБУЧЕНИЕ — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Цели О. могут быть достигнуты при соблюдении дидактических принципов: научности, проблемности, наглядности, доступности,… … Российская энциклопедия по охране труда
ОБУЧЕНИЕ — в психологии процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта. Обучение основывается на запоминании; теории запоминания издавна опирались на опыт обучения и на вытекающие из него телесно психические процессы. Легче и лучше всего… … Философская энциклопедия
ОБУЧЕНИЕ — ОБУЧЕНИЕ. Процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений и способов познавательной деятельности человека; двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий (преподавание), так и обучаемый (учение) в их совместной деятельности. В… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
обучение — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] обучение В кибернетике и общей теории систем — накопление системой опыта в результате многократных воздействий на нее и корректировки ее реакций на эти воздействия.… … Справочник технического переводчика
ОБУЧЕНИЕ — основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально ценностное отношение к… … Большой Энциклопедический словарь
ОБУЧЕНИЕ — см. учить. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОБУЧЕНИЕ — (научение) у животных, изменения (краткосрочные или долговременные) в поведении, обусловленные индивидуальным опытом. Прошлый опыт фиксируется в ЦНС в виде следов памяти (энграмм) и может быть использован в дальнейшем. Одна из разновидностей О.… … Биологический энциклопедический словарь
ОБУЧЕНИЕ — англ. learning/teaching/training; нем. Ausbildung. Целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов профессионалов. см … Энциклопедия социологии