какое определение чичикову дает автор в конце повествования

Отношение автора к Чичикову

Кто Чичиков для самого автора? Какое отношение у Гоголя к самому загадочному персонажу?

В письме к Жуковскому Гоголь называет своего героя скотиной. Чтобы опровергнуть сравнение с животным Гоголь каждый раз дает Павлу Ивановичу шанс проявить себя с лучшей стороны. Чичиков в глазах автора все-таки далек от животного: он испытывает человеческие чувства – смущение, замешательство, влюбленность. В отличие от помещиков, души которых давно мертвы и не могут испытывать любви, Чичиков еще может переживать это высокое чувство. Но натура все равно побеждает, и Чичиков продолжает заботиться только о своем обогащении. Гоголь не до конца разочарован в своем герое, поэтому пишет вторую часть «Мертвых душ». Возможно, и там он даёт подлому Чичикову переосмыслить свою идеологию.

К биографии Чичикова Гоголь приступает не сразу, а только в одиннадцатой главе. Осознавая всю сложность и неоднозначность прошлого Павла Ивановича, писатель освещает эту часть жизни героя с явной неохотой. Писатель акцентирует внимание на том, что могло послужить причиной омертвения души Павлуши. Гоголь с трудом признает, что Чичиков когда-то мог быть другим, зная того беспринципного Чичикова, который занимается скупкой мертвых душ.

В некоторых моментах сам автор сливался со своим героем, и в Чичикове появляются проблески живой души. Гоголь мог использовать слияние, для того, чтобы, пропустить образ героя сквозь себя.

То, что автор не до конца разочарован в Чичикове видно в сцене с быстрой ездой. Герой мчится на тройке и ощущает удовольствие, свойственное настоящей русской душе.

Стоит заметить, Гоголь видел в Павле Ивановиче не только недостатки, он высоко оценивал его благопристойность. Чичиков не позволял себе употреблять непристойных слов, и всегда относился к собеседникам с уважением. Он был тонким психологом и легко мог определить сильные и слабые стороны человека, при этом сам, оставаясь неопределенным. Чичиков умел, как хамелеон приспособиться к любой среде, где бы он ни находился. Хорошо видны положительные качества Чичикова в сравнении с помещиками: он не был пустым мечтателем как Манилов, не был так примитивен как Коробочка, слишком далек от безрассудного Ноздрева и умеет расположить к себе в отличие от Собакевича. Автор признает – у Чичикова есть желание преобразовать мир по своему вкусу, поэтому его душу нельзя назвать омертвевшей окончательно.

2 вариант

Николай Васильевич Гоголь написал поэму «Мертвые души» по просьбе А. С. Пушкина в 1835 году. К созданию этого произведения автор относится тщательно и воспринимает это как писательский долг перед народом. В поэме повествуется о нетипичных вещах. Московский цензурный комитет воспринял содержание произведения как что-то аморальное, непривычное. Гоголь закончил работу в 1841 году, но она попала под запрет. С помощью Белинского автору удается выпустить в свет это уникальное произведение.

В поэме главным героем является Павел Иванович Чичиков. Чтобы понять, что из себя представляет персонаж и каково отношение автора к нему, нужно приглядеться к названию произведения – «Мертвые души». Видно, что Чичиков запланировал провести аферу. Он хотел воспользоваться именами умерших крестьян, которые документально числились живыми, для своей выгоды, для получения средств из совета по опекунству.

Гоголь хочет устремить читателей к моральности, но считает, что с начала нужно показать мерзость и ничтожность положения общества. Несмотря на негатив со стороны представителей правящей верхушки, автор настойчиво придерживается этой мысли на протяжении всей поэмы.

В Чичикове есть буржуазное начало, которое отсутствовало тогда в России. Автор, сталкивая Чичикова с «мертвыми душами», делит поэму условно на 2 части. Во-первых, показывает мертвую Россию, которому чужды человеческие качества в лице помещиков и чиновников. Во-вторых, приход нового поколения «Чичиковых», таких же алчных и корыстных как главный герой.

Гоголь, чтобы ярче описать персонаж и обозначить его историческое место детально рассказывает его биографию, психологию и характер. Читатель видит способность Чичикова приспосабливаться к любой ситуации. Его можно сравнить с хамелеоном, меняющимся в зависимости от обстановки. Он вырос с моралью, что только с деньгами можно выжить.

Автор в одной из писем к Жуковскому называет Чичикова скотиной, но в то же время хочет, чтобы герой показал себя с хорошей стороны. Он дает ему возможность проявить человеческие качества. В глазах писателя Павел Иванович может испытывать смущение, влюбленность, замешательство. Чего нельзя сказать о помещиках, чьи души мертвы и не способны испытывать высокие чувства.

Гоголь описывает Чичикова не только с отрицательной стороны, но и отмечает его благие качества. Он был уважителен к людям и никогда не использовал оскорбительные выражения. Знал психологию человека и мог с легкостью определить слабые и сильные стороны собеседника. Николай Васильевич показывает, что у Чичикова есть смелость и стремление изменить мир. Это доказывает, что его душа еще не умерла окончательно, что есть шанс возродиться и стать человеком.

Также читают:

Картинка к сочинению Отношение автора к Чичикову

Популярные сегодня темы

Возвратившись домой из школы, мне всегда предстоит делать уроки. Не знаю, как у других, а у меня это занятие растягивается на всю вторую половину дня до позднего вечера.

Произведение представляет собой описание комической жизненной ситуации, изображенной в виде анекдотической сюжетной линии.

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский отразил свой нравственный идеал в человеке. Как утверждал великий писатель, основой жизни является доброта и любовь.

Когда заканчивался очередной учебный год мои родители шутили: Ура! У нас каникулы. И мне было приятно видеть их радостные лица. Все заботы и переживания прошедшего учебного года остались позади, а впереди теплое и беззаботное лето.

Источник

Отношение автора к Чичикову

Как Н. В. Гоголь относится к своему герою? Откуда брать ответ на вопрос? Конечно, из текста. Отношение автора к Чичикову скрыто за множеством рассуждений.

Эпитеты классика

В письме к В. А. Жуковскому создатель «Мертвых душ», называет Чичикова скотиной. Отношение Гоголя к Чичикову, судя по этому эпитету, резко отрицательное. Писатель говорит, что Чичиков прошел только половину странствования. Русский народ умеет остановить мошенников, не дает им развернуться во всю мощь. Характер народа сложен. Обманщикам нужно быть увертливыми. По мнению классика, грекам легче. В отношении к Чичикову красной нитью проходит у автора отношение к себе. Гоголь ругает свою душу, ведь это он создал образ покупателя «мертвых душ». Будь он лучше, Чичиков не был бы такой скотиной.

Ругательское, просторечное слово – скотина – уничижительно по отношению к предприимчивому помещику, стремящемуся накопить денег для будущего потомства. Гоголь сразу отсекает человечность героя, в нем только животные желания, скотская сущность и безнравственность.

Автор и герой

Классик не сразу дает описание жизни главного героя поэмы. Он как будто задерживает время, оттягивает знакомство. Зачем предпринят такой интересный подход? Вероятно, автору не хочется сразу делать персонаж отрицательным. Гоголь надеется, что Чичиков оступится. Где-то при встрече с кем-то откажется от своей затеи, но под пером появляются строки другого содержания. Чичиков двигается от поместья к поместью, увеличивая свое состояние из мертвых душ, сам становясь все черствее.

Гоголь пытается отвлечь от цели поездки. Рассказывает, как тяжело живется на Руси бедным. Где взять капитал, если семья разорилась?

Классик кидает Павла Ивановича из одной стези в другую, пытаясь остановить развитие корыстных черт. Но мелочность берет верх над героем, жадность приводит к одному провалу за другим.

Проверка любовью

Самая лучшая проверка для мужчины – любовь. Сначала Чичиков пользуется доверчивостью начальника, обманывает его наивную дочь. Меняет социальный статус, воспользовавшись доверием. Павел непрактичен. Он добивается улучшения своего достатка и теряет все, не просчитав рисков.

Гоголь показывает, что помещик еще не очерствел душой. Он испытывает чувство любви к женщине, упивается внутренним состоянием. Чичиков может стесняться, теряться перед возлюбленной. Это вызывает положительные эмоции у читателей. Но обидно и то, что мужчина быстро отказывается от любви и недолго страдает. Причем его расстройства проходят как сны, тихо и беззвучно.

Источник

Сочинение: Отношение автора к Чичикову (в поэме «Мертвые души»)

(449 слов) Одним из выдающихся произведений Николая Васильевича Гоголя является поэма «Мертвые души». Известно, что Гоголь очень тщательно отнёсся к созданию своего произведения. Композиция задуманного триптиха была спланирована по мотивам культового литературного произведения — «Божественной комедии» Данте. Как и автор средневековой поэмы, Николай Васильевич рассказывает о человеческих пороках. Главным героем поэмы является Павел Чичиков — человек, который вобрал в себя все отрицательные черты нового времени. Чичиков стал одним из первых предпринимателей в сословной системе России. Рассмотрим, как относился автор к своему герою.

Уже многое можно понять, если вдуматься в название поэмы «Мёртвые души». Чичиков хотел ради собственной выгоды воспользоваться именами умерших крестьян, которые по документам официально числились живыми. Но читатель понимает, что под «мертвыми душами» автор подразумевает алчных, жадных и невежественных помещиков, которых погубила праздность. Писатель посчитал необходимым показать всю ничтожность положения паразитического высшего общества. В своем произведении автор показал «мёртвую Россию», которая лишена истинных нравственных качеств. Также в своей поэме писатель отмечает наступление нового времени «Чичиковых» и приход нового, более алчного поколения. В образе Чичикова известный писатель показал зачаток буржуазного сословия. Для того чтобы более подробно показать историческое место персонажа, автор раскрывает его характер, психологию и поведение. Писатель отмечает удивительную способность главного героя приспосабливаться к любой обстановке, расположить к себе любых людей, узнать все интересующие подробности. Он опрятен, любознателен, умен, бережлив, вежлив. Главный герой хорошо разбирался в психологии людей. Ему несложно было найти слабые и сильные стороны человека. Но все таланты Чичикова устремлены к наживе. Он убеждён, что только имея деньги, можно выжить, поэтому все его мысли зацикливаются на приобретении материальных благ. Даже думая о красивой белокурой девушке в колеснице, он тут же рассчитывает ее вероятное приданое. Павел Иванович не имеет искренних привязанностей, он все делает по расчету. И расчетом он может оправдать любую подлость.

Стоит отметить, что в одном из своих писем, посланных Жуковскому, Гоголь называет своего героя «скотиной». Однако автор желает, чтобы Чичиков показал себя и с положительной стороны, чтобы не все в его характере было так очевидно. Гоголь позволяет главному герою проявить некоторые достойные качества. Так, Чичиков способен испытывать влюблённость, стеснение, замешательство. Таких качеств нельзя заметить в образах других помещиков. Их души являются мёртвыми, они не могут испытывать высоких чувств. Также Чичикову нельзя отказать в способностях, он умен и находчив:

… спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил.

… в госте не только любознательность, но и основательность…»

«… Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека

Таким образом, Николай Васильевич показывает не только отрицательные качества героя, но и его достойные черты. Все это подтверждает, что душа Чичикова не умерла окончательно. У него еще есть шанс возродиться. Однако на данном этапе автор не одобряет жизненного пути и ментальности Павла Ивановича. Одержимость деньгами впустую растрачивает все его положительные качества.

Источник

Урок на тему «Кто такой Чичиков: подлец, приобретатель или. «

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Урок.docx

Тема урока: Кто же такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или …?

1. ФИО: Гумерова Лариса Равиловна

2.Место работы: МОУ «Марксовская средняя общеобразовательная школа» Александровского района Оренбургской области

4. Предмет: русский язык и литература

6. Тема и номер урока: «Кто же такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или …?», предпоследний урок в теме

7. Цель урока: раскрытие образа Чичикова.

1) Познавательные: развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.

— учить формулировать собственное мнение и позицию;

— развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.

3) Регулятивные: формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.

4) Личностные: воспитание любви к своей стране, любви к русской классической литературе.

9. Формы работы учащихся: коллективная работа, групповая работа, работа с текстом, самостоятельная работа.

10. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (высказывания критиков о Чичикове).

11. Структура и ход урока.

Организационный момент. Целеполагание.

Этот характер самый трудный.

«У каждого писателя есть произведение, которое он считает делом всей своей жизни – произведение, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Таким главным делом жизни Гоголя явились «Мёртвые души».

Ещё только начав писать это произведение, Гоголь проникся убеждением в его исключительной важности. В 1836 году он написал Жуковскому: «Клянусь, я что-то сделаю, чего не делает обыкновенный человек… Какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!»

Единственным сквозным героем этой поэмы, связывающим все её композиционные части, является Павел Иванович Чичиков. Кто же он: «подлец», «приобретатель» или…

Попробуем разобраться в этом образе.

( Учитель ставит проблему ): В конце нашего обсуждения этого образа мы должны будем ответить на вопросы, которые записаны на доске:

1) Какими чертами наделил Гоголь своего героя?

2) Почему деятельность Чичикова не была и не могла быть созидательной?

3) При каких условиях могла появиться такая личность?

4) Кто же такой Чичиков: «подлец», приобретатель или…?

5) Насколько актуален этот образ сегодня, в нашей современной жизни?

6) Почему Чичиков едет в птице-тройке в будущее?

Создание проблемной ситуации. Просмотр фрагмента фильма «Позови меня в даль светлую».

Учитель: Русь-тройка…А кто же в тройке? Этот вопрос измучил главного героя фильма по рассказу Шукшина Романа Звягина. Этот вопрос задавали себе многие поколения читателей. И мы зададим себе этот вопрос и попробуем найти ответ в самой поэме. Интерес к Чичикову не ослабевает и сейчас.

В чём же притягательность этого образа? Почему с момента выхода поэмы в печать вокруг этого образа не утихают споры?

Ответ на этот вопрос кроется в высказывании Чернышевского. Прочитаем эпиграф к уроку. («Этот характер самый трудный»).

Учитель: Как же трактуют образ Чичикова литературоведы?

Читают учащиеся: (на партах лежат карточки с высказываниями литературоведов)

1-й: В.Ф. Переверзев: «Чичиков – самый синтетический тип Гоголя. В нём связались в один узел и Манилов, и Ноздрёв, и Собакевич».

2-й: В.Кожинов: «Чичиков по-настоящему сильная личность…»

3-й: П.Вайль: «Заурядность, серость Чичикова…ограниченность – главная его черта. Маленький человек с маленькими страстями. Чичиков знает одну цель – деньги».

4-й: С.И.Машинский: «В эпопее с «Мёртвыми душами» наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца новой формации…».

5-й: В.Г.Маранцман: «Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже «мёртвая душа». Ему недоступна «блистающая радость жизни»».

6-й: А.И.Герцен: «Один деятельный человек – Чичиков, и тот ограниченный плут».

Послушаем тех, у кого Чичиков скупал мёртвые души. ( Учащиеся читают эти характеристики – работа с текстом (Домашнее задание)

(Итог: Помещики о Чичикове:

Манилов с восторгом отзывается о Чичикове, Коробочка считает его плутом, Ноздрёв имеет несколько мнений: от шпиона до Наполеона, Собакевич с уважением думает о Чичикове как о большом мошеннике, Плюшкин по глупости и жадности своей благодарен Чичикову)

Учитель: А что говорят о нём чиновники?

(Губернатор считает Чичикова благонамеренным человеком. Такого же мнения придерживаются и остальные, в том числе и дамы города NN ).

Учитель: Таким образом, Чичиков произвёл на всех приятное впечатление. Значит он – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Герцен назвал «мёртвыми душами», а Гоголь – «небокоптителями».

Учитель: Каждая глава расширяет наше представление о возможностях Чичикова и приводит к мысли о поразительной его изменчивости: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой — мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым — напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим «великодушием». В чем же секрет? Ведь Гоголь считает долгом писателя понять героя до конца, «вперя в него испытующий взгляд». Может быть, Чичиков — великолепный актер, ради своей цели дающий у каждого помещика представление в его вкусе? Нет,

пожалуй. Ведь не смог же Чичиков сыграть роль, любезную Нозд-

реву. Значит, дело тут не в талантливом перевоплощении. Может

быть, Чичиков — дальновидный психолог, способный видеть все изгибы человеческой души? Но тогда бы он не разбудил скупую подозрительность Коробочки, не обманулся бы в Ноздреве, не спровоцировал бы ревность губернских дам. В чем же тут дело? Что позволяет Чичикову так быстро и удачно приспособиться к каждому из своих собеседников?

Присмотримся к Чичикову в те моменты, когда он остается наедине с самим собой, когда ему нет нужды маскироваться и изменять себя ради приспособления. Вот Чичиков осматривает город N: «Дорогою оторвал прибитую к столбу афишу, с тем чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама напоминает привычки Плюшкина.

Проверка домашнего задания. Вопрос? Что же сближает Чичикова с помещиками?

Задание: заполнить таблицу «Сходство Павла Ивановича Чичикова с помещиками»

Помещик и его отличительная черта

(написано в таблице, с которой работали на уроках раньше))

Как эта черта проявляется в характере Чичикова

(учащиеся заполняют самостоятельно)

Манилов — «слащавость», приторность, неопределенность,

1) В маниловском духе он размечтался на вечеринке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком.( Подтверждения из текста зачитываются, в таблицу не вносятся: «Чичиков никогда не чувствовал себя в таком веселом расположении, воображал себя уже настоящим херсонским помещиком, говорил об разных улучшениях: о трехпольном хозяйстве, о счастии и блаженстве двух душ — и стал читать Собакевичу послание в стихах Вертера к Шарлотте, на которое тот хлопал только глазами»).

2) Маниловская обходительность.

3. Жители губернского города не могли составить о нем определенного представления. (Текст: «Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нём изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор – что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты – что он знающий и почтенный человек; полицмейстер – что он почтенный и любезный человек… Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны… сказал ей (жене): «…преприятный человек»

Коробочка – мелочность, скаредность,

Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки. Хранит в мешочке деньги.

Самовлюбленность выражается в желании и умении всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех. ( Текст: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную; раскланивался направо и налево; по обыкновению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех…»)

Подозрительность и расчётливость. Даже Ноздрёв замечает, что в Чичикове нет «…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич».

полная деградация души,

«прореха на человечестве»

Во время осмотра города NN «…оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать её хорошенько», а затем герой «…свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать всё, что ни попадалось».

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характера помещиков.

Учитель: Чичиков не заботится об общественном благе. С точки зрения нравственных критериев, таких, как забота об общественном благе, о справедливости, о ближнем, Чичиков ничем не лучше помещиков: вся его деятельность корыстна и противоречит высоким идеалам нравственности и человечности. Таким образом, Чичиков является «собирателем» отрицательных черт всех помещиков.

Беседа. Вопрос: Однако успех Чичикова объясняется не только «сложным составом» его личности. Чем ещё можно, по-вашему, объяснить то, что ему легко удаются любые аферы?

Ответ: Его афера поддерживается всеобщим беспорядком в стране, бедственным положением крестьян: «А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народу вымерло, слава Богу, не мало. Помещики попроигрывались в карты, закутили и промотались как следует, все полезло в Петербург служить: имения брошены, управляются как ни попало, подати уплачиваются с каждым годом труднее, так мне с радостью уступит их каждый, уже потому только, чтобы не платить за них подушных денег. »

Вопрос: Почему же все-таки такой безнравственный человек, как Чичиков, мчится на птице-тройке в будущее? Попробуем найти ответ на этот вопрос в 11 главе поэмы. Может, разгадка кроется в биографии Чичикова, а, может, в лирических отступлениях 11 главы.

Групповая работа. Работа с текстом.

2 – О чем размышляет Гоголь в лирических отступлениях 11 главы поэмы?

История Жизни Чичикова (Гл. 11)

Б) обретение собственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда его отвёз отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, кто побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде тебя первый выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, всё прошибешь на свете копейкой».

Сумел построить отношения с товарищами так, что они его угощали; сумел собрать денег, пристрастив их к собственной копейке. Для накопления денег использовал любые возможности:

слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;

накупил на рынке съестного и предлагал товарищам побогаче, когда те проголодались;

выдрессировал мышь и продал её;

был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.

1)Как выполнил этот наказ Чичиков, идя по жизни?

2)Как вы считаете: в этом наказе нет ничего плохого, а в жизни, действительно, «всё прошибешь» копейкой;

не всё в жизни зависит от денег, важна нравственная сторона (не все средства хороши для наживы)

Какие черты характера проявились уже в данный период жизни?

(предприимчивость, изобретательность, лицемерие, подхалимство, умение извлечь выгоду, проницательность)

Б) продолжение карьеры

Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год…» Благодаря железной воле, умению себе во всём отказать, сохраняя при этом аккуратность, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих;

Поменял два-три места, «добрался до таможни».

Какие черты характера помогли Чичикову?

Как поступил с дочерью начальника и как начальник охарактеризовал героя?

Приобретение «мёртвых душ»

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новое дело. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного»

Унывает ли Чичиков после каждого «провала» в работе? О каких чертах это говорит

(продолжает искать новое место, не теряет силу духа)

Появление в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать губернский город. Умеет найти подход к каждому.

Учитель: Итак, что отличает Чичикова от помещиков?

Человек «нового времени», «делец, приобретатель».

Чичиков обладает энергией и волей, усмиряет свою кровь, которая «играла сильно», избавляется от жизни человеческих чувств почти совершенно.

Чичиковым «не овладело скряжничество и скупость». «В нём не было привязанности собственно к деньгам ради денег. Не, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах…».

У Чичикова есть цель, к которой он, преодолевая любые преграды, неустанно стремится.

Качества героя, способствовавшие карьерному росту, а следовательно, обогащению (условно положительные):

умение предпринять что-нибудь в нужный момент, спланировать «дело»;

знание человеческой психологии;

приятность в оборотах и поступках, бойкость в деловых играх;

типичная внешность делового благополучного человека;

умение выстоять «под ударами судьбы»;

Слово учителя: Отличаясь от помещиков действенностью, он тоже «мертвая душа», ибо и ему недоступна «блистающая радость» жизни.

«Везде,— пишет Гоголь,— хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на все то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нем чувство». Но Чичиков, встретив в дороге «блондинку», лишь «глядел на нее несколько минут, не обращая никакого внимания на происшедшую кутерьму между лошадьми и кучерами». Никакого преображения героя, переворота в душе не произошло. Счастье этого «порядочного человека» основано не на любви, а на деньгах. Расчет вытеснил из героя нового времени

все человеческие чувства и приблизил к «мертвым душам», хозяевам жизни. «Самоотвержение» и терпение Чичикова позволяют ему постоянно возрождаться. Никакая «громада бедствий» не может похоронить его. Так сложно сочетаются в оценке Гоголя приговор Чичикову, причисление его к «мертвым душам» и сознание, что тип буржуазного дельца практически (не духовно) весьма жизнеспособен.

VIII . Комментарий учителя. Продолжение беседы

Итак, Чичиков — подлец и мошенник не более, чем любой чиновник города, «знающий дело». Подлость Чичикова — выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Об этом писатель говорил еще в первой главе «Мертвых душ», сравнивая «толстых и тонких» чиновников. Идеал губернского общества — толстые. «У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард, у толстого спокойно, глядь и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены… наконец, толстый, послуживши богу и государю, заслуживший всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком. ».

Вот почему в изображении Чичикова синонимами оказываются такие разные слова: подлец, хозяин, приобретатель. Приобретение в сороковые года ХIХ века — своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие, энергичные приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

— Можем ли мы однозначно и окончательно осудить Чичикова?

(Перед нами, если и подлец, то выразитель господствующей общественной морали. Но односложно нельзя судить героя. Он живой человек, естественные задатки которого извращены в результате воздействия уродливых общественных отношений, ведь не случайно в конце третьего тома Гоголь хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению. Возможно, с этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси-тройки.)

Учитель: Можно ли назвать Чичикова «мёртвой душой»?

( уч-ся пробуют отвечать)

Учитель: Многие исследователи творчества Гоголя считают, что главный герой пополнил галерею мёртвых душ. Так ли это? Обратимся к тексту.

Проанализируем сцену с губернаторской дочкой на балу.

«Герой наш …остановился вдруг, будто оглушённый громом… Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова…». Вместо показного красноречия – беспомощность, неловкость героя. Он вдруг потерял бдительность и на вопросы дам «отвечал решительным невниманием, и приятные фразы канули, как в воду».

И.Золотусский даёт такую оценку этому эпизоду: «Таким образом, Чичиков, потеряв бдительность, осторожность, снова терпит крах. И причиной очередного падения стала способность Чичикова на живое движение души».

2. Отчет второй группы.

Лирические отступления (11 глава).

Первое лирическое отступление о Руси проникнуто любовью и болью автора. Автор восторгается необъятными просторами Руси, говорит о какой-то её непостижимой тайне, задается вопросами: « Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают, и стремятся в душу, и вьются около моего сердца? Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи. И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль пред твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца?» Н.В. Гоголь чувствует ответственность за страну, размышляет, возможно, об особенной миссии, возложенной на него как на писателя, который Словом должен «врачевать души людей».

Второе лирическое отступление о дороге. «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух. покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмемся к углу!» «. Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений. »

«Наконец и дорога перестала занимать его (Чичикова), и он стал слегка закрывать глаза и склонять голову к подушке. Автор, признается, этому даже рад, находя, таким образом, случай поговорить о своем герое; ибо доселе, как читатель видел, ему беспрестанно мешали то Ноздрев, то балы, то дамы, то городские сплетни, то, наконец, тысячи тех мелочей, которые кажутся только тогда мелочами, когда внесены в книгу, а покамест обращаются в свете, почитаются за весьма важные дела.

«А добродетельный человек все-таки не взят в герои. Можно даже сказать, почему не взят. Потому что пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку, потому что праздно вращается на устах слово «добродетельный человек»; потому что обратили в лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом и всем чем ни попало; потому что изморили добродетельного человека до того, что теперь нет на нем и тени добродетели, а остались только ребра да кожа вместо тела; потому что лицемерно призывают добродетельного человека; потому что не уважают добродетельного человека. Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!»

Гоголь говорит о низменных страстях, которым может подвергнуться душа любого человека. Но почему-то человек устроен так, что замечает соринку в чужом глазу, а в себя не заглядывает глубоко, поэтому не видит у себя бревна: «Итак, вот весь налицо герой наш, каков он есть! Но потребуют, может быть, заключительного определения одной чертою: кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он? стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят теперь о добродетели. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых. Правда, в таком характере есть уже что-то отталкивающее, и тот же читатель, который на жизненной своей дороге будет дружен с таким человеком, будет водить с ним хлеб-соль и проводить приятно время, станет глядеть на него косо, если он очутится героем драмы или поэмы. Но мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин. Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки. И не раз не только широкая страсть, но ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому разрасталась в рожденном на лучшие подвиги, заставляла его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое. Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его. Блажен избравший себе из всех прекраснейшую страсть; растет и десятерится с каждым часом и минутой безмерное его блаженство, и входит он глубже и глубже в бесконечный рай своей души. Но есть страсти, которых избранье не от человека. Уже родились они с ним в минуту рожденья его в свет, и не дано ему сил отклониться от них. Высшими начертаньями они ведутся, и есть в них что-то вечно зовущее, неумолкающее во всю жизнь. Земное великое поприще суждено совершить им: все равно, в мрачном ли образе, или пронестись светлым явленьем, возрадующим мир, — одинаково вызваны они для неведомого человеком блага. И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес. И еще тайна, почему сей образ предстал в ныне являющейся на свет поэме». Здесь одновременно звучит и надежда Гоголя на то, что перед Чичиковым откроется «мудрость небес», и он изменится. Ведь мы знаем, что автор во втором томе хотел провести героев через «чистилище» и надеялся на их возрождение.

Пятое лирическое отступление. Гоголь подозревает, что читатели будут недовольны тем, что он вскрыл все существующие «язвы» человека, ведь каждому хочется, чтобы художник тешил прекрасным. Но ведь надобно кому-то и правду показать: «Но не то тяжело, что будут недовольны героем, тяжело то, что живет в душе неотразимая уверенность, что тем же самым героем, тем же самым Чичиковым были бы довольны читатели. Не загляни автор поглубже ему в душу, не шевельни на дне ее того, что ускользает и прячется от света, не обнаружь сокровеннейших мыслей, которых никому другому не вверяет человек, а покажи его таким, каким он показался всему городу, Манилову и другим людям, и все были бы радешеньки и приняли бы его за интересного человека. Нет нужды, что ни лицо, ни весь образ его не метался бы как живой пред глазами; зато по окончании чтения душа не встревожена ничем, и можно обратиться вновь к карточному столу, тешащему всю Россию. Да, мои добрые читатели, вам бы не хотелось видеть обнаруженную человеческую бедность. Зачем, говорите вы, к чему это? Разве мы не знаем сами, что есть много презренного и глупого в жизни? И без того случается нам часто видеть то, что вовсе не утешительно. Лучше же представляйте нам прекрасное, увлекательное. Пусть лучше позабудемся мы!»

Вопреки этой притче, автор уверен в том, что настоящий писатель должен говорить правду: « Кто же, как не автор, должен сказать святую правду? Вы боитесь глубоко устремленного взора, вы страшитесь сами устремить на что-нибудь глубокий взор, вы любите скользнуть по всему недумающими глазами. Вы посмеетесь даже от души над Чичиковым, может быть, даже похвалите автора, скажете: «Однако ж кое-что он ловко подметил, должен быть веселого нрава человек!» И после таких слов с удвоившеюся гордостию обратитесь к себе, самодовольная улыбка покажется на лице вашем, и вы прибавите: «А ведь должно согласиться, престранные и пресмешные бывают люди в некоторых провинциях, да и подлецы притом немалые!» А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединенных бесед с самим собой, углубит вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»

Шестое лирическое отступление о птице-тройке, несущейся в будущее. На протяжении всего повествования автор обращает наше внимание на тройку Чичикова. В конце поэмы мы опять видим тройку Чичикова: Селифан шлепает Чубарого по спине, после чего тот пускается рысцой. Движение тройки постепенно ускоряется, и образ тройки меняет свое внутреннее значение. Вместо тройки Чичикова появляется русская тройка, и одновременно с этим меняется и интонация повествования. Перед нами возникает образ родной земли, а кони несутся вихрем, отделяются от земли и превращаются в летящие по воздуху линии, а вместо тройки возникает Русь во всем ее стремительном движении. «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». В этом отступлении содержится итог многолетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем ее народа. Автор верит в возрождение России: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Вопрос: Как, по-вашему, есть ли надежда на духовное возрождение Чичикова? Дают ли нам ответ на этот вопрос лирические отступления 11 главы поэмы?

( Перед нами, если и подлец, то выразитель господствующей общественной морали. Но односложно нельзя судить героя. Он живой человек, естественные задатки которого извращены в результате воздействия уродливых общественных отношений, ведь не случайно в конце третьего тома Гоголь хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению. Возможно, с этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси-тройки. )

IX . Комментарии учителя. На страницах поэмы Н. В. Гоголь вывел типы русских людей. Заглядывая к себе глубоко в душу, мы с прискорбием вынуждены признаться, что часто в себе обнаруживаем чуть-чуть Манилова ( куда же мы без извечной русской мечтательности и лени), Коробочки с ее накопительством, Ноздрева с его ярмарочным героизмом и хвастовством, Собакевича с грубостью и человеконенавистничеством, Плюшкина с его скопидомством и наконец Чичикова с его стремлением к карьерному росту и обогащению, для которого существует единственная страсть в жизни – деньги. Выходит, Чичиков – один из нас? А как же без людей будущее России? Кого же взять туда, как не Чичикова, ведь других нет? Судьба страны зависит от людей, живущих в ней. Но чтобы будущее было хорошим, людям нужно измениться. Гоголь надеялся, что после прочтения его поэмы, люди задумаются об этом, и начнется возрождение России через духовное возрождение людей. А возможно ли это?

Гоголь был глубоко верующим человеком, поэтому в поэме есть глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записи: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» По Гоголю, души его героев не вовсе умерли. В них, как и в каждом человеке, таится подлинная жизнь – образ Божий, а вместе с тем и надежда на возрождение.

По всей вероятности, Гоголь хотел провести своего героя через горнило испытаний и страданий, в результате которых он должен был бы осознать неправедность своего пути. Этим внутренним переворотом, из которого Чичиков вышел бы другим человеком, по-видимому, и должны были завершиться «Мертвые души».

Возродиться душой должен был не только Чичиков, но и другие герои. На вопрос архимандрита Феодора, воскреснут ли прочие персонажи первого тома, Гоголь с улыбкой отвечал: «Если захотят». Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем. И это возрождение должно было совершиться на основе «коренной природы нашей, нами позабытой», и послужить примером не только для соотечественников, но и для всего человечества. В этом и заключалась одна из «сверхзадач» поэмы Гоголя «Мертвые души».

X . Просмотр фрагмента фильма «Тройка».

XI . Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Есть ли надежда на возрождение героя».

Воропаев В. Библия и литература. Знакомые страницы глазами христианина. Будьте не мертвые, а живые души. О названии поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» / В. Воропаев // Мир православия. 2002. № 12.

Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2004.

Маранцман, В. Г. Литература: учебное пособие для 9 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1994 – 319 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *