какое ограничение было наложено на церковь соборным уложением 1649 года

Соборное уложение от 29 января 1649 г.

Соборное уложение от 29 января 1649 г.

В лето 7156 го(да) июля, в 16 день, государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третьее лето богом хранимый своея державы, советовал с отцем своим и богомольцем, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором, и говорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми, которые статьи написаны в правилех святых апостол, и святых отец, и в градцких законех греческих царей, а пристойны те статьи к государьственным и к земским делам, и те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей росийских, и отца его государева, блаженныя памяти великого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии указы и боярские приговоры на всякие государьственные и на земские дела собрать, и те государьские указы и боярские приговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи в прошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи по тому же написати и изложити по его государеву указу общим советом, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, от болшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна. И указал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии то все собрати, и в доклад написати бояром, князю Никите Ивановичю Одоевскому, да князю Семену Васильевичю Прозоровскому, да околничему князю Федору Федоровичю Волконскому, да дьяком Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову.

А для того своего государева и земского великого царьственного дела указал государь, по совету со отцем своим и богомольцем, святейшим Иосифом патриархом Московским и всея Русии, и бояре приговорили выбрать из столников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жилцов, из чину по два человека, также всех городов, из дворян и из детей боярских взяти из больших городов, опричь Новагорода по два человека, а из новгородцов с пятины по человеку, а из менших городов по человеку, а из гостей трех человек, а из гостиные и из суконные сотен по два человека, а ис черных сотен и из слобод, и из городов с посадов по человеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государево царьственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити и на мере поставить, чтобы те все великие дела, по нынешнему его государеву указу и Соборному Уложенью, впредь были ни чем нерушимы.

И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу бояре князь Никита Ивановичь Одоевской с товарыщи, выписав ис правил святых апостол и святых отец, и из градских законов греческих царей, и из старых судебников прежних великих государей, и из указов блаженные памяти великого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии, и из боярских приговоров, и которых статей в прежних судебниках, и во указех прежних государей, и в боярских приговорех не написано, и те статьи написав вновь к государю приносили.

И в нынешнем во 157-м году, октября с третьего числа, государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русии самодержец, со отцем своим и з богомольцем святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы и с епископом, также и с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми того собрания слушал, и выборным людем, которые к тому общему совету выбраны на Москве и из городов чтено, чтобы то все Уложенье впредь было прочно и неподвижно. И указал государь то все Уложенье написать на список и закрепити тот список святейшему Иосифу, патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом, и архиепископом, и епископу, и архимаритом и игуменом, и всему освященному собору, и своим государевым бояром, и околничим, и думным людем, и выборным дворяном и детем боярским, и гостем, и торговым и посадъцким людем Московского государьства и всех городов Российского царства. А закрепя то Уложение руками, указал государь списати в книгу, и закрепить тое книгу дьяком Гаврилу Левоньтьеву, да Федору Грибоедову, а с тое книги для утверженья на Москве во все приказы и в городы, напечатать многие книги, и всякие дела делать по тому Уложению.

И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, то Уложение на список написано. И святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь освященный собор также и бояре, и околничие, и думные люди, и выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкие люди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с того Уложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книги напечатана сия книга.

А как то Уложение по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, чтено выборным людем, и в то время в ответной полате, по государеву указу сидел боярин князь Юрьи Алексеевичь Долгорукой, да с ним выборные люди.

Источник

Центральный музей таможенной службы

Соборное уложение 1649 года

16 июля 1648 г. В Москве был созван Земский собор, на котором дворяне подали царю Алексею Михайловичу челобитную о составлении Уложения. Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия (приказ) во главе с князем Н.И. Одоевским. Практическая работа над проектом была завершена к 1 сентября 1649 года. Слушание проходило в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освящённый собор, в другой выборные люди разных чинов, депутаты от дворян и посадских людей. Внешне оно представляло собой слиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце его шли подписи участников Собора (315 человек), в местах склейки столбцов стояли подписи дьяков. С этого подлинного свитка были отпечатаны 1200 экземпляров Уложения, что не обеспечило потребности в издании, поэтому в XVII – начале XVIII в. книга переписывалась вручную.

Соборное Уложение является первым печатным памятником русского права, до его издания законы обычно возвещались на площадях, что давало возможность совершать чиновникам многочисленные злоупотребления. Появление печатного закона практически исключало такую возможность. Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства по богатству и объёму юридического материала, оно представляло собой первый в истории России систематизированный закон. Уложение не имело себе равных также в современной ему западноевропейской практике. Источниками Уложения послужили уставные и указные книги приказов, указы и боярские приговоры, судебники, Литовский Статут.

Свод законов делится на тематические главы. Глава IX, содержащая 20 статей, была специально посвящена вопросам таможенного дела, имела подзаголовок «О мытех, перевозех, и мостех». В связи со сложением Всероссийского рынка и развитием торговли вопросы, касающиеся проезжих пошлин, были особенно актуальны и требовали более чёткой регламентации. Уложение выделяет две основные категории пошлин – государевы (государственные) и вотчинно-поместные. Первые взимались в царских владениях, вторые в вотчинах и поместьях, в соответствии с иммунитетными пожалованиями. Государственные пошлины собирались специальными должностными лицами – головами и целовальниками или отдавались на откуп. В главе «О мыте, перевозех и мостех» (мыт – проезжая пошлина, перевоз – пошлина, взимаемая при переправе через реку, мостовщина – пошлина, взимаемая за проезд через мост) регламентируются, главным образом, проезжие и торговые пошлины.

Статьи главы содержат разнообразную информацию по таможенным вопросам: право сбора пошлин, санкции за нарушения при взимании пошлин, нормы о наказании за оскорбление, побои и грабёж, связанные со взиманием пошлины, вопросы тайного провоза, уклонение от уплаты пошлин, запрещение установления новых и дополнительных пошлин, проблемы содержания дорого и мостов и целевого использования средств.

Особенно необходимо выделить главу XIV Уложения «О крестном целовании». Крестное целование применялось при вступлении в государеву должность и при присяге в судопроизводстве при отсутствии доказательств. Крестоцеловальная присяга широко применялась в таможенном деле при исках русских к иноземцам, согласно ст. 2 главы IX «О мытех…» истец, потерпевший ущерб при неправомерном взимании пошлин, приводил в доказательство истинности своих слов – крестоцелование. А иностранец целовал крест «по своей вере».

Соборное Уложение закрепило основные положения мытного дела и отразило сложившуюся таможенную практику в России к середине XVII в.

Книга представляет собой рукопись, переписанную русским полууставом в 1721 году.

Источник

Неидеальная симфония: взаимоотношения между государством и Церковью по Соборному уложению 1649 г.

какое ограничение было наложено на церковь соборным уложением 1649 года

Земский собор. Художник: С.В. Иванов

Одно из центральных мест в Соборном уложении занимали постановления, касавшиеся религиозной сферы и церковно-государственных взаимоотношений. Иначе и быть не могло, учитывая ту огромную и, без преувеличения, решающую роль, которую Православная вера и Церковь играли в жизни наших далеких предков. К тому же именно в период Московского государства получила наиболее полное воплощение в жизнь заимствованная Русью из Византии идеальная модель «симфонии» государственной и церковной властей. Поэтому совершенно закономерно, что главный юридический документ данной, идеологически базировавшийся на православно-христианских началах, эпохи никак не мог обойти стороной столь важный вопрос. При этом внимательное изучение законодательных постановлений Соборного уложения, посвященных Церкви и духовенству, достаточно убедительно опровергает бытующее у многих наших современников мнение, будто бы в древней России отношения между государством и Церковью носили едва ли не идиллический характер, и лишь впоследствии, особенно в безбожные советские времена, эта святорусская гармония между ними была разрушена. На самом деле отношения между государством и Церковью всегда и везде были непростыми, и Соборное уложение 1649 г. достаточно ярко отразило всю их сложность и двойственность.

Что же говорилось в основном законе страны середины XVII в. по поводу Православной Церкви и духовенства?

Прежде всего, Соборное уложение на высшем юридическом уровне закрепило первостепенное положение и значение духовенства как сословия, его нахождение на верхней ступени социальной лестницы. Здесь нужно сделать важное пояснение: если в настоящее время мы живем в бессословном обществе, где все люди юридически, по Конституции равны друг другу независимо от своего происхождения, то в прошлом это было не так. Древнее общество, в отличие от нынешнего, было строго иерархичным, пирамидальным, состояло из юридически различных сословных групп («чинов»), и каждый человек занимал свою нишу в нем, исходя из своего происхождения и рода деятельности. Так вот, для тогдашнего законодателя, равно как и для всего русского общества, было абсолютно очевидно, что именно церковные иерархи и прочие представители монашествующего (черного) и приходского (белого) духовенства должны были стоять на вершине сословной лестницы. Почему? Потому что по своему призванию и роду деятельности они напрямую соприкасались со сферой сакрального, а потому являлись духовно-нравственной и интеллектуальной элитой русского общества, которая должна была вести за собой в Царство Небесное все прочие общественные группы. Ни служилые люди (бояре, дворяне и прочие), ни тем более тяглые люди (горожане и крестьяне), какими бы многочисленными ни были эти сословия и какую бы важную роль они ни играли в жизни страны, не могли претендовать на ведущий социальный статус, которым были юридически и фактически наделены священнослужители и монахи.

Церковь имела возможность донести свое мнение до светских властей, а государство считало своим долгом учитывать его

В силу своего особого положения представители Церкви в обязательном порядке участвовали в обсуждении всех важнейших вопросов государственного (а не только церковного!) характера и всегда приглашались на Земские соборы как высшие сословно-представительные органы власти, причем независимо от того, какие вопросы на них рассматривались. Церковь всегда имела возможность донести свое мнение до светских властей, а государство, в свою очередь, считало своим долгом учитывать его. В силу указанной незыблемой традиции в работе законодательного Земского собора 1648-1649 гг., рассмотревшего и утвердившего Соборное уложение, приняли участие более десяти церковных иерархов во главе с самим Патриархом, о чем свидетельствуют подписи участников собора на оборотной стороне оригинального свитка Уложения. Из 315 имеющихся на нем подписей, расположенных строго в соответствии с «чином» каждого участника, первая подпись принадлежит Патриарху Иосифу, затем идут подписи двух митрополитов, трех архиепископов, одного епископа, пяти архимандритов и одного игумена, и лишь потом следуют подписи всех остальных лиц.

В самом тексте Соборного уложения приоритетное сословное положение представителей Церкви однозначно подчеркивалось тем, что любое перечисление социальных групп Московского государства неизменно начиналось именно с духовных чинов, и только потом указывались все прочие сословия. Например, регулируя в статье 162 главы 10-й «О суде» порядок проверки свидетельских показаний местных жителей, законодатель предписывал брать для проведения очных ставок «лучших людей» из церковных землевладений (патриарших, митрополичьих, архиепископских, епископских, монастырских вотчин), а затем, в порядке перечисления, из всех прочих поместий и вотчин (боярских, окольничих, дворянских и др.). Аналогичные примеры отражения в законе четкой социальной иерархии, возглавляемой представителями духовенства, можно найти и в других нормах Соборного уложения.

какое ограничение было наложено на церковь соборным уложением 1649 годаИосиф, Патриарх Московский и всея Руси. Пятый Патриарх Российский

Наконец, еще одним ярчайшим юридическим свидетельством того, что законодатель XVII в. и государство в целом видели в православной вере и Церкви величайшие святыни, которые нужно хранить и оберегать как зеницу ока, являлись структура Соборного уложения и содержание его главы «О богохульниках и о церковных мятежниках». Данная глава устанавливала уголовную ответственность за различные противорелигиозные и антицерковные действия, и именно она была поставлена на первое место среди 25 глав Соборного уложения. Даже главе о посягательствах на Царя и царскую власть в Уложении было отведено лишь второе место, хотя, казалось бы, не кто иной как Государь, воплощавший в себе государство как таковое, должен был бы защищаться светским законом в первую очередь. Однако для составителей Соборного уложения было ясно как день, что коль скоро вне Церкви нет спасения, то из всех возможных преступных деяний именно преступления против Православной веры и Церкви носили самый разрушительный характер, являлись наиболее опасными по своей сути и последствиям как для государства, так и для народа, поскольку подрывали основы основ, тот духовный фундамент, на котором зиждется вся Русская государственность, не говоря уже о губительности этих злодеяний для душ самих преступников. Отсюда и решение разработчиков свода законов 1649 г. поместить главу с перечнем данных преступлений на первое место в принимаемом ими основополагающем законе, каковым являлось Соборное уложение.

какое ограничение было наложено на церковь соборным уложением 1649 годаГлава 1 Соборного Уложения 1649 года

Таковы были наиболее знаковые постановления Соборного уложения 1649 г., посвященные Церкви и духовенству, которые со всей очевидностью свидетельствовали об их высочайшем статусе и авторитете в глазах тогдашнего общества и государства.

Посредством законодательных норм Уложения светская власть стремилась к возвышению престижа Церкви

Посредством законодательных норм Уложения светская власть стремилась к всемерному упрочению и возвышению престижа Церкви и духовенства и к ограждению православного вероучения и церковной жизни от всевозможных посягательств и «бесчинств».

В то же время в Соборном уложении получил отражение и другой подход государства к Церкви, который носил противоположный, скажем так, ограничительно-притеснительный характер. В нем явно прослеживалось твердое намерение мирских властей «встроить» Церковь в общий процесс государственной централизации, усилить свой контроль над ней, и, самое главное, ограничить ее экономическую мощь. И хотя Царь Алексей Михайлович, в отличие от своего сына Петра I и его преемников на императорском престоле, вовсе не преследовал цели лишить Церковь ее исконного автономного от государства статуса, превратив в «министерство православного вероисповедания», а также завладеть ее имуществом путем секуляризации церковных имений, фактически он, можно сказать, сделал первый шаг на пути к этому.

какое ограничение было наложено на церковь соборным уложением 1649 годаСоставление Соборного уложения при царе Алексее Михайловиче. Художник:: Н. Некрасов

В чем же выражалось закрепленное в Соборном уложении наступление государства на Церковь?

Еще одним серьезным ударом по источникам экономического благополучия Церкви стала предусмотренная Соборным уложением ликвидация так называемых «белых слобод» в городах, примерно 2/3 которых приходилось на долю именно церковных властей и монастырей. Белые слободы представляли собой принадлежавшие духовным и светским лицам дворы и слободы, жители которых, занимаясь торговлей, промыслами и ремеслами, тем не менее были освобождены от государственного тягла (уплаты податей и выполнения служб в пользу Государя) и вместо него несли более льготное «белое» тягло ‒ в пользу хозяев белых слобод. В силу явно более выгодного положения беломестцев по сравнению с обычными посадскими людьми, белые слободы постоянно пополнялись выходцами с посада, что, в свою очередь, приводило к сокращению количества городских налогоплательщиков и увеличению тягловой нагрузки на остальных посадских людей. Все это, разумеется, никак не устраивало ни городских жителей, ни государство, тем более что к середине XVII в. привилегированные белые слободы, сохранявшиеся еще со времен удельной раздробленности, уже давным-давно превратились в очевидный анахронизм. В итоге глава 19-я Соборного уложения «О посадских людях» постановила полностью упразднить все белые слободы, кому бы они ни принадлежали, прикрепив их к Государевым посадам, а на проживавших в них лиц распространить государственное тягло.

Соборное уложение подчинило духовных лиц, а также монастыри общим правилам подсудности по недуховным делам

Все эти ограничительные по отношению к Церкви меры, продавленные большинством участников Земского собора 1648-1649 гг. из числа мирян, не без согласия светских властей либо по их прямой инициативе, конечно же, не могли не вызывать у Церкви острого неприятия. Особенно непримиримым критиком «антицерковных» постановлений Соборного уложения был Патриарх Никон, который не жалел черных красок при его оценке и, не сдерживаясь, клеймил его, называя «бесовской книгой», «ложным и проклятым писанием» и т.п. Став Патриархом, Никон направил всю свою кипучую энергию и недюжинный талант на защиту Церкви от экспансии государства, всячески стремясь свести к минимуму или вовсе отменить «беззаконные» постановления Соборного уложения, и частично преуспел в этом. Например, ему удалось добиться от Царя Алексея Михайловича освобождения ряда монастырей от подсудности Монастырскому приказу и светским судьям. Низведение Никона с патриаршества никак не повлияло на решимость представителей Церкви бороться против Уложения, и в конечном счете она добилась своего. Под напором Церкви государство сначала в 1667-м г. пошло на отмену подсудности духовных лиц светскому суду, сохранив за Монастырским приказом лишь управление церковными вотчинами, а затем, в 1677-м г., согласилось и на полное упразднение Монастырского приказа. Впрочем, успех в противостоянии с государством оказался недолгим, поскольку всего лишь четверть века спустя, в правление неистового западника и ярого поклонника протестантских порядков Петра I, государство обрушилось на Церковь с такой силой, по сравнению с которой узаконенные Земским Собором 1648-1649 гг. ограничительные меры выглядели просто сущей мелочью.

В Соборном уложении получил закрепление и ряд притеснительных по отношению к Церкви постановлений

Таким образом, в Соборном Уложении 1649 г. были представлены две группы постановлений, касавшихся Церкви и духовенства. С одной стороны, это были нормы, в которых на высшем юридическом уровне подтверждалась их традиционно ведущая роль в жизни русского общества, а также брались под приоритетную юридическую защиту Православное вероучение и церковное благочиние. Кроме того, сам факт участия представителей духовенства в разработке Соборного уложения, как фундаментального законодательного акта, подобного современной Конституции, еще раз красноречиво свидетельствовал о том, что для светских властей необходимость привлечения Церкви к решению государственных задач, в том числе ее вовлечения в процесс правотворчества, не подлежала никакому сомнению. С другой стороны, в Соборном уложении получил закрепление и ряд притеснительных по отношению к Церкви постановлений, которые непосредственно затрагивали материальную сторону ее существования. Вторжение государства в эту сферу жизни Церкви, как бы негативно она к этому ни относилась, было естественным и неизбежным, поскольку в силу своей «приземленной» природы государство всегда стремилось и будет стремиться к максимальному обладанию материальными благами. И это стремление присуще абсолютно любому государству, даже такому, как допетровская, «московская» Россия, которая вплотную приблизилась к воплощению в жизнь эталонной, симфонической модели взаимоотношений между государством и Церковью. В силу различной природы Церкви и государства идеальная симфония между ними есть, увы, лишь недостижимая мечта.

Артемий Рожнов
доктор юридических наук,
профессор Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации

Источник

Соборное уложение

какое ограничение было наложено на церковь соборным уложением 1649 года

КОДИФИКАЦИЯ

СОДЕРЖАНИЕ УЛОЖЕНИЯ

В ходе работы Земского Собора 1648-1649 гг. первоначальный проект был значительно изменен с учетом челобитных, которые привезли с собой выборные. Потом зачитали окончательный текст Уложения и все участники Собора поставили под ним подписи.

1. Соборное Уложение трактовало царскую власть как власть помазанника Божьего на земле.

Впервые было определено понятие государственного преступления. Таковыми были все деяния, направленные против власти, здоровья, чести царя и его семьи. За все полагалась смертная казнь: лишь за действия, наносившие нечаянный урон царскому авторитету, например, за описки в титуле или имени государя, могли выдрать кнутом или длинными палками (батогами) или сослать на вечное житие в Сибирь.

Каждый житель Московского царства, узнав о замышлениях против царя, обязан был донести. Для этого достаточно было крикнуть на улице: «Государево Слово и Дело!» Власти немедленно открывали следствие.

2. Особо охранялось и государево хозяйство. За кражу царского добра, «царской пшеницы», ловлю рыбы в царском пруду и т.д. назначалась смертная казнь.

4. Многие статьи регулировали отношения населения и местных властей. Неповиновение простых людей каралось, но также назначались наказания для воевод и прочих чиновников за вымогательства, взятки и прочие злоупотребления.

5. Уложение регулировало служебные обязанности и землевладельческие права дворян и детей боярских. Фиксировался старый обычай. Однако в отношении владельческих крестьян было провозглашено новое.

6. С начала XVII в. служилые люди по отечеству домогались бессрочного сыска беглых своих крестьян. Боясь запустения центральных уездов и ослабления войска, еще Михаил Романов пошел навстречу дворянским челобитным. В 1637 г. увеличили срок сыска с 5 до 9 лет. В 1641 г. урочные лета были продлены до 10 лет для поиска бежавших крестьян и до 15 лет для поиска крестьян, вывезенных другими помещиками.

7. Уложение ограничило источники полного холопства. Обельным (полным) холопом признавали лишь холопа по рождению. Остальные холопы являлись временными, служили по кабале (по договору или отрабатывая долг). Превратить кабального холопа в обельного (полного) стало невозможно.

Власти надеялись, что теперь недовольство превращаемых в полные холопы должников спадет. Прекратится и превращение в рабов разорившихся служилых людей.

Борясь с бегством горожан, Уложение навеки прикрепило горожан к посаду. Закон 1658 г. за бегство с посада требовал смертной казни.

«ПОТРЕБНОСТЬ В ЧЕМ-ТО НОВОМ»

Источник

какое ограничение было наложено на церковь соборным уложением 1649 года

Причины создания уложения

С 1550 по 1648 годы было принято свыше 800 законов и актов правового характера. Потребовались как значительные знания при работе над законами, так и временные затраты на обработку. Особенно это касалось документов, которые принимались во времена Смуты. Имеющиеся противоречия потребовали создания такого документа, где можно было бы кратко и доступно собрать весь свод законов.

какое ограничение было наложено на церковь соборным уложением 1649 года

Произошедший в 1648 году Соляной бунт и переход к абсолютной монархии ускорил принятие соборного уложения. Новая политическая система с ограничением власти Земского собора потребовала законодательного закрепления. Кроме того, требовалось обосновать новый статус дворянства и крестьян.

Комплекс этих причин и создал повод к собранию в конце 1648 года Земского собора. Именно там царь Алексей Михайлович дал указания по работе над общим сводом законов государства, какой войдет в историю как Соборное уложение.

Документы для работы

Работа над уложением велась специальной комиссией из наиболее близких к правителю людей под руководством князя Одоевского. Также в состав вошли дьяк Федор Грибоедов, герой Смоленской войны Волконский, непосредственное участие имел царь Алексей Михайлович. При создании законодательного документа опирались на следующие источники:

какое ограничение было наложено на церковь соборным уложением 1649 года

Собрав главные моменты из указанных документов, соборное уложение было составлено и оформлено в 1649 году. Ответственная работа помогла составить эффективное законодательство того времени. Оно охватывало все сферы гражданской жизни.

Характеристики отраслей

Общая характеристика соборного уложения 1649 г говорит о следующем: это не просто первый свод законов в истории Руси, сформированный по рубрикам из правовых областей. Впервые в истории сборник был издан в печатном виде. В уложении было 25 глав, включавших 967 статей. Историки права разделяют гражданское, семейное и уголовное право, а также государственное.

Государственное и уголовное право

Уложение определяло подробно статус монарха, а также механизмы, необходимые для наследования власти. Статьи, относящиеся к отрасли, смогли снять вопросы по поводу законности нахождения на престоле династии Романовых. Также закреплен процесс установления абсолютной монархии в России.

Уголовное правоведение ввело классификацию видов преступлений и наказаний. Здесь выделяли следующие категории нарушений:

какое ограничение было наложено на церковь соборным уложением 1649 года

какое ограничение было наложено на церковь соборным уложением 1649 года

Уголовное право по соборному уложению 1649 г классифицировалось подробно и обоснованно. Наказание зависело от степени тяжести преступления и статуса совершившего противоправное деяние.

Частная собственность и семейные обязанности

какое ограничение было наложено на церковь соборным уложением 1649 года

Впервые на Руси документ попытался описать институт частной собственности и править дееспособность подданных согласно гражданским понятиям. С 15 лет юноша мог получить поместье, появился договор в письменной и устной форме. Гражданская отрасль базировалась на становлении сословного характера страны.

Главную опору начинает составлять дворянство. Устанавливается окончательно абсолютная монархия. Происходит отмена урочных лет, помещик может вести поиск беглых крестьян любой срок. То есть они становились собственностью владельца участка и не могли уйти законными способами.

Отдельные статьи свода устанавливали обязательственный характер семейных отношений для населения. Родители имели значительную власть над детьми. Так, убийство ребенка наказывалось годом тюрьмы, а если дочь или сын убивают родственников, то для них наступает смертная казнь. Кроме того, им разрешалось бить детей, те, в свою очередь, не могли пожаловаться.

Муж имел главенствующее право на феодальное владение своей женой. Брачный возраст для женщин устанавливается как 12 лет, у мужчин 15 лет. Развод имел жесткий регламент и мог быть совершен в исключительных случаях. К таковым относились уходы в монастырь, бесплодность жены и так далее.

Изменения законодательства

Во второй части 17 века происходило внесение некоторых дополнений в положения. В 1669 году установлен закон, увеличивающий количество наказаний для преступников. С 1675 по 1677 год узаконено и дополнено понятие вотчины. Также приняли новоторговый устав, согласно которому предпочтение отдается отечественному производителю. Это было необходимо для борьбы с зарубежными товарами.

какое ограничение было наложено на церковь соборным уложением 1649 года

Соборное уложение стало важным событием в истории страны. Оно впервые было отпечатано в типографии. Ликвидировано значительное количество противоречий, связанных с большим количеством принятых ранее законов. Кроме того, важное значение состоит в том, что сформировано и юридически обосновано принятие абсолютной монархии, наследственный механизм, окончательно укрепляется крепостное право землевладения за счет прикрепления крестьян к земле, на которой они работают. Действие соборного уложения продлится вплоть до 1832 года. Именно эта дата вошла в историю как начало действия свода законов Российской Империи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *