какое обязательство взяли на себя участники гаагской конференции

Какое обязательство взяли на себя участники гаагской конференции

Принимая во внимание, что наряду с изысканием средств к сохранению мира и предупреждению вооруженных столкновений между народами надлежит равным образом иметь в виду и тот случай, когда придется прибегнуть к оружию в силу событий, устранение которых при всем старании оказалось бы невозможным;

Желая и в этом крайнем случае служить делу человеколюбия и сообразоваться с постоянно развивающимися требованиями цивилизации;

Признавая, что для сего надлежит подвергнуть пересмотру общие законы и обычаи войны, как с целью более точного их определения, так и для того, чтобы ввести в них известные ограничения, которые, насколько возможно, смягчили бы их суровость;

Признали необходимым восполнить и по некоторым пунктам сделать более точными труды Первой Конференции Мира, которая, одушевляясь по примеру Брюссельской Конференции 1874 года этими началами мудрой и великодушной предусмотрительности, приняла постановления, имеющие предметом определить и установить обычаи сухопутной войны.

Постановления эти, внушенные желанием уменьшить бедствия войны, насколько позволят военные требования, предназначаются, согласно видам Высоких Договаривающихся Сторон, служить общим руководством для поведения воюющих в их отношениях друг к другу и к населению.

В настоящее время оказалось, однако, невозможным прийти к соглашению относительно постановлений, которые обнимали бы все возникающие на деле случаи;

С другой стороны, в намерения Высоких Договаривающихся Держав не могло входить, чтобы непредвиденные случаи, за отсутствием письменных постановлений, были предоставлены на произвольное усмотрение военноначальствующих.

Впредь до того времени, когда представится возможность издать более полный свод законов войны, Высокие Договаривающиеся Стороны считают уместным засвидетельствовать, что в случаях, не предусмотренных принятыми ими постановлениями, население и воюющие остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания.

Они объявляют, что именно в таком смысле должны быть понимаемы, в частности, статьи 1 и 2 принятого ими Положения.

Высокие Договаривающиеся Стороны, желая заключить для сего Конвенцию, назначили своими уполномоченными:

Каковые по представлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей и законной форме, согласились о нижеследующем:

Договаривающиеся Державы дадут своим сухопутным войскам наказ, согласный с приложенным к настоящей конвенции Положением о законах и обычаях сухопутной войны.

Постановления упомянутого в ст.1 Положения, а равно настоящей конвенции обязательны лишь для договаривающихся Держав и только в случае, если все воюющие участвуют в конвенции.

Воюющая Сторона, которая нарушит постановления сказанного Положения, должна будет возместить убытки, если к тому есть основание. Она будет ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее военных сил.

Настоящая конвенция, надлежащим образом ратификованная, заменит в отношениях между Договаривающимися Державами, Конвенцию 29 июля 1899 года о законах и обычаях сухопутной войны.

Конвенция 1899 года остается в силе в отношениях между Державами, которые ее подписали и которые не ратификуют равным образом и настоящей конвенции.

Настоящая конвенция будет ратификована в возможно скором времени.

Ратификации будут сданы на хранение в Гаагу.

О первой сдаче на хранение ратификаций составляется протокол, подписываемый Представителями Держав, которые в этом участвуют, и Нидерландским Министром Иностранных Дел.

Последующие сдачи на хранение ратификаций совершаются посредством письменных оповещений, направляемых Нидерландскому Правительству и сопровождаемых актами ратификации.

Засвидетельствованная копия с протокола о первой сдаче на хранение ратификаций, с оповещений, упомянутых в предшествующей части статьи, а равно с актов ратификации немедленно передается при посредстве Нидерландского Министра Иностранных Дел и дипломатическим путем Державам, приглашенным на Вторую Конференцию Мира, а равно другим Державам, присоединившимся к Конвенции. В случаях, указанных в предшествующей части статьи, сказанное Правительство сообщает им в то же время день, в который оно получило оповещение.

Державам, настоящую конвенцию не подписавшим, предоставляется право присоединиться к ней.

Держава, которая желает присоединиться, письменно извещает о своем намерении Нидерландское Правительство, передавая ему акт присоединения, который будет храниться в архиве сказанного Правительства.

Это Правительство немедленно передает всем другим Державам, приглашенным на Вторую Конференцию Мира, засвидетельствованную копию оповещения, а равно акта присоединения, указывая день, когда оно получило оповещение.

Настоящая конвенция вступит в силу в отношении Держав, участвовавших в первой сдаче на хранение ратификации, шестьдесят дней спустя после дня протокола этой сдачи, а в отношении Держав, которые ратификуют позднее или присоединятся, шестьдесят дней после того, как оповещение о их ратификации или о их присоединении будет получено Нидерландским Правительством.

В случае если бы одна из договаривающихся Держав пожелала отказаться от настоящей конвенции, об этом отказе письменно оповещается Нидерландское Правительство, которое немедленно сообщает засвидетельствованную копию оповещения всем другим Державам, уведомляя их о дне, когда оно его получило.

Этот отказ будет действительным лишь в отношении Державы, сделавшей о нем оповещение, и лишь год спустя после того, как оповещение было получено Нидерландским Правительством.

Список, составляемый в Нидерландском Министерстве Иностранных Дел, будет заключать указание дня сдачи на хранение ратификаций, произведенной согласно статье 5, части 3 и 4, а равно дней, в которые будут получены оповещения о присоединении (статья 6, часть 2) и об отказе (статья 8, часть I).

Каждая договаривающаяся Держава может знакомиться с этим списком и просить о выдаче засвидетельствованных копий.

В удостоверение сего уполномоченные подписали настоящую конвенцию.

Учинено в Гааге, восемнадцатого октября тысяча девятьсот седьмого года, в одном экземпляре, который будет храниться в архиве Нидерландского Правительства и засвидетельствованные копии коего будут сообщены дипломатическим путем Державам, приглашенным на Вторую Конференцию Мира.

Приложение
к Конвенции

Положение о законах и обычаях сухопутной войны

О том, кто признается воюющим

Военные законы, права и обязанности применяются не только к армии, но также к ополчению и добровольческим отрядам, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:

1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

2) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;

4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

Ополчение или добровольческие отряды в тех странах, где они составляют армию или входят в ее состав, понимаются под наименованием армии.

Вооруженные силы воюющих сторон могут состоять из сражающихся и несражающихся. В случае захвата неприятелем как те, так и другие пользуются правами военнопленных.

Глава II

Военнопленные находятся во власти неприятельского Правительства, а не отдельных лиц или отрядов, взявших их в плен.

С ними надлежит обращаться человеколюбиво.

Военнопленные могут быть подвергнуты водворению в городе, крепости, лагере или каком-либо другом месте с обязательством не удаляться за известные определенные границы; но собственно заключение может быть применено к ним лишь как необходимая мера безопасности и исключительно пока существуют обстоятельства, вызывающие эту меру.

Государство может привлекать военнопленных к работам сообразно с их чином и способностями, за исключением офицеров. Работы эти не должны быть слишком обременительными и не должны иметь никакого отношения к военным действиям.

Военнопленным может быть разрешено работать на государственные установления, за счет частных лиц или лично от себя.

Работы, производимые для Государства, оплачиваются по расчету цен, существующему для чинов местной армии, за исполнение тех же работ, а если такого расчета нет, то по ценам, соответственным произведенным работам.

Если работы производятся на государственные установления или за счет частных лиц, то условия их определяются по соглашению с военной властью.

Заработок пленных назначается на улучшение их положения, а остаток выдается им при освобождении, за вычетом расходов по их содержанию.

Содержание военнопленных возлагается на Правительство, во власти которого они находятся.

Если между воюющими не заключено особого соглашения, то военнопленные пользуются такой же пищей, помещением и одеждой, как войска Правительства, взявшего их в плен.

Военнопленные подчиняются законам, уставам и распоряжениям, действующим в армии Государства, во власти коего они находятся. Всякое неповиновение с их стороны дает право на применение к ним необходимых мер строгости.

Лица, бежавшие из плена и задержанные ранее, чем успеют присоединиться к своей армии, или ранее, чем покинут территорию, занятую армией, взявшей их в плен, подлежат дисциплинарным взысканиям.

Военнопленные, удачно совершившие побег и вновь взятые в плен, не подлежат никакому взысканию за свой прежний побег.

Каждый военнопленный обязан на поставленный ему вопрос объявить свое настоящее имя и чин, и в случае нарушения этого правила он подвергается ограничению тех преимуществ, которые предоставлены военнопленным его разряда.

Военнопленные могут быть освобождаемы на честное слово, если это разрешается законами их страны, и в таком случае обязаны с ручательством личною своею честью добросовестно исполнить принятые ими на себя обязательства как в отношении собственного Правительства, так и Правительства, взявшего их в плен.

В этом случае их собственное Правительство обязывается не требовать, не принимать от них никаких услуг, противных данному ими слову.

Военнопленный не может быть принуждаем к освобождению на честное слово; равно и неприятельское Правительство не обязано давать согласие на просьбу пленного об освобождении его на честное слово.

Лица, сопровождающие армию, но не принадлежащие собственно к ее составу, как-то: газетные корреспонденты и репортеры, маркитанты, поставщики, в том случае, когда будут захвачены неприятелем и когда последний сочтет полезным задержать их, пользуются правами военнопленных, если только имеют удостоверение от военной власти той армии, которую они сопровождали.

С открытия военных действий в каждом из воюющих Государств, а также и в нейтральных Государствах, в том случае, если они приняли на свою территорию воюющих, учреждается справочное бюро о военнопленных. Бюро это, имеющее назначением давать ответы на все запросы, касающиеся военнопленных, получает от различных подлежащих учреждений все сведения относительно водворения и перемещения, освобождения на честное слово, обмена, побегов, поступления в госпиталь, смерти, а равно другие сведения, требуемые для составления и своевременного исправления именной карточки о каждом военнопленном. Бюро обязано заносить на нее номер, имя и фамилию, возраст, место происхождения, чин, войсковую часть, день и место взятия в плен, водворения, получения ран и смерти, а равно все особые замечания. Именная карточка передается Правительству другого воюющего Государства после заключения мира.

Справочное бюро обязано равным образом собирать и хранить в одном месте, а также пересылать по принадлежности все вещи, служащие для личного пользования, ценности, письма и проч., которые будут найдены на поле битвы или останутся после пленных, освобожденных на честное слово, обмененных, бежавших или умерших в госпиталях и полевых лазаретах.

Общества для оказания помощи военнопленным, надлежаще учрежденные по законам их страны и имеющие задачей быть посредниками в делах благотворения, а также и их законно уполномоченные агенты для наиболее успешного выполнения своей человеколюбивой деятельности будут пользоваться всеми облегчениями со стороны воюющих в пределах, обусловленных военными требованиями и административными порядками. Уполномоченные этих обществ допускаются для раздачи пособий в места водворения пленных, равно как и на пункты остановок военнопленных, возвращаемых на родину, под условием предъявления именного разрешения, выданного военною властью, и дачи письменного обязательства подчиняться всем ее распоряжениям, касающимся порядка и безопасности.

Источник

Список стран-участниц Гаагской Конвенции

Дата вступления в силу: 24 января 1965 г.

Типы:

R: ратификация

A: присоединение

A*: присоединение, являющееся основанием для процедуры принятия

C: пролонгация

Su: преемственность

D: денонсация

Ратификация или присоединение

Дата вступления в силу

Босния и Герцеговина

Бывшая Югославская Республика Македония

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Ратификация или присоединение

Дата вступления в силу

Сент-Винсент и Гренадины

Сан-Томе и Принсипи

(1) Бельгия*, Германия, Греция, Италия** и Испания высказали возражение против присоединения Албании в течение периода шести месяцев, определенного в статье 12 параграф 2, и истекающего 10 марта 2004 г. Конвенция не вступит в силу между Албанией и этими пятью странами.

* 21 декабря 2015 г. Бельгия сняла свои возражения. Таким образом, Конвенция вступила в силу между Албанией и Бельгией 21 декабря 2015 г.

** 26 мая 2011 г. Италия сняла свои возражения. Таким образом, Конвенция вступила в силу между Албанией и Италией 26 мая 2011 г.

(4) Эта Конвенция применяется для Специальных Административных районов Гонконг и Макао только в результате расширенного применения, сделанного Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и Португалией соответственно. Когда Китайская Народная Республика восстановила право над Гонконгом и Макао 01.07.1997 и 20.12.1999 соответственно, она заявила, что Конвенция будет продолжать применяться для этих районов.

(6) Германия и Греция, высказали возражение против присоединения Грузии на основании статьи 12 параграфа 2 Конвенции. Конвенция не вступит в силу между Грузией и этими двумя странами.

Германия отозвала свое возражение 2 февраля 2010 г., Конвенция вступила в силу между Грузией и Германией 3 февраля 2010 г.

Греция отозвала свое возражение 17 декабря 2015 г., Конвенция вступила в силу между Грузией и Грецией 17 декабря 2015 г.

(7) Бельгия*, Финляндия**, Германия, Нидерланды*** и Испания**** высказали возражение против присоединения Индии в течение периода шести месяцев, определенного в статье 12 параграф 2, и истекающего 15 мая 2005 г.

*9 января 2008 г. Посольство Бельгии сообщало депозитарию относительно немедленного изъятия возражений против присоединения Индии.

**5 октября 2009 г. Финляндия отозвала возражения против присоединения Индии. Конвенция вступила в силу между Финляндией и Индией 5 октября 2009 г.

***16 сентября 2008 г. Королевство Нидерландов отозвало возражения против присоединения Индии. Конвенция вступила в силу между Королевством Нидерландов и Индией 16 сентября 2008. г.

****12 февраля 2008 г. Испания отозвала возражения против присоединения Индии. Конвенция вступила в силу между Испанией и Индией 12 февраля 2008 г.

25 мая 2005 г. депозитарий получил возражение от Португалии относительно присоединения Индии. Поскольку возражение было получено после истечения срока для подачи возражений, оно не будет иметь никаких правовых последствий.

(8) Союз Советских Социалистических Республик сдал на хранение документы о присоединении к Конвенции 4 сентября 1991 г. Депозитарий документов о присоединении направил уведомления договаривающимся государствам 20 сентября 1991 г. Ни одно из договаривающихся государств не возражало о присоединении в течение 6 месяцев, периода указанного в Статье 12 (параграф 2), который истекает 1 апреля 1992 г. Так как Союза Советских Социалистических Республик больше не существует и поскольку Россия, согласно заявлению, содержащемуся в ноте от 13 января 1992 г. к Главам Дипломатических Представительств в Москве (смотри ниже), продолжает осуществлять права и выполнять обязанности, вытекающие из международных договоров, подписанных Союзом Советских Социалистических Республик. Государство-депозитарий попросило известить его, применяется ли это заявление также к настоящей Конвенции и информировать его в утвердительной форме, чтобы адаптировать уведомление, сделанное Советским Союзом 4 сентября 1991 г.

Заявление, сделанное Российской Федерацией:

Министерство иностранных дел России свидетельствует свое почтение к Главам Дипломатических Представительств в Москве и имеет честь просить их сообщить своим Правительствам о следующем.

Россия продолжает осуществлять права и выполнять обязанности, вытекающие из международных договоров, подписанных Союзом Советских Социалистических Республик. Соответственно Правительство России будет исполнять функции Государства-депозитария по отношению к соответствующим договорам вместо Правительства СССР.

Поэтому Министерство любезно просит рассматривать Россию в качестве Стороны во всех действующих международных договорах вместо СССР. Министерство пользуется этим случаем, чтобы возобновить Главам Дипломатических Представительств уверения в своем высоком уважении. Москва, 13 января 1992 г.

Нотой от 14 апреля 1992 г. Россия подтверждает, что заявление от 13 января 1992 г. применяется также к настоящей Конвенции и излагает в новой редакции заявление о присоединении, сделанное Правительством СССР.

В заявлении о присоединении, сделанном Правительством СССР к Конвенции, отменяющей требование легализации официальных иностранных документов от 6 октября 1961 г., содержится следующее:

В соответствии со Статьей 6 Конвенции Правительство Российской Федерации заявляет, что следующие органы имеют полномочия на проставление апостиля, предусмотренного в Статье 3 Конвенции:

1. Министерство юстиции Российской Федерации удостоверяет оригиналы документов организаций и учреждений, непосредственно подчиняющихся Министерству юстиции;

2. Министерства юстиции республик в составе Российской Федерации и юридические органы краевых администраций, областей и автономных образований, а также городов Москвы и Санкт-Петербурга удостоверяют документы подчиняющихся им юридических органов, учреждений и соответствующих правовых органов республик, краев, областей, районов и городов.

3. Республиканские регистрирующие управления республик в составе Российской Федерации, центральные регистрирующие управления краев, областей и районов, а также городов Москвы и Санкт-Петербурга удостоверяют свидетельства о гражданском состоянии вышеупомянутых органов или регистрирующих управлений, находящихся в их подчинении.

4. Отдел по работе с документами и справками Архивного Комитета Российской Федерации удостоверяет документы, выданные центральным государственным архивом России;

5. Архивные органы автономных образований и архивные отделы краев и областей удостоверяют документы, выданные архивом, находящийся в их подчинении.

6. Управление Генеральной Прокуратуры Российской Федерации удостоверяет документы, сделанные через каналы органов прокураты.

(13) Бельгия и Германия высказали возражение на присоединение Украины в течение периода шести месяцев, определенного в Статье 12 параграфе 2, и истекающего 23 октября 2003 г.

Бельгия отозвала возражение 5 июля 2004, Конвенция вступила в силу между Украиной и Бельгией 5 июля 2004 г.

Германия отозвала возражение 22 июля 2010, Конвенция вступила в силу между Украиной и Германией 22 июля 2010 г.

(14) Действие Конвенции расширено на следующие владения Нидерландов:

Источник

ВОПРОС ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ВООРУЖЕНИЙ НА ГААГСКИХ МИРНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ 1899 И 1907 ГГ.

Международные конференции, проходившие в 1899 и 1907 гг. в Гааге, вошли в историю под названием “Гаагские мирные конференции” или “Гаагские конференции мира”. Они были созваны по инициативе России для разработки многосторонних соглашений в области законов и обычаев войны (1 ). Гаагская конференция 1899 г. стала также первым масштабным международным форумом, на котором был поставлен вопрос об ограничении вооружений (2).

В конце 90-х годов XIX в. начался новый этап в развитии вооружений. В германской армии была принята на вооружение скорострельная полевая 77-миллиметровая пушка (образца 1896 г.), которая делала 6-10 выстрелов в минуту, почти в 5 раз больше, чем ранее. Летом 1898 г. российскому правительству стало известно о намерении германского императора Вильгельма II потребовать от рейхстага “значительного усиления личного состава имперской армии”(3). Товарищ министра иностранных дел России Ламздорф В.Н(4). справедливо отмечал в записке Николаю II от 9 августа 1898 г., что подобные обстоятельства вынудят и Россию “на дальнейшее развитие боевых средств и на новое обременение государственного бюджета на этот предмет»(5). Расходы на совершенствование вооружений тяжело сказались на финансовом положении России. В этих условиях руководство МИД считало своевременным созыв международной конференции с целью “положить предел постепенному развитию современных вооружений”(6). Николай П согласился с этим предложением.

В программе предлагаемой конференции, изложенной в циркуляре министра иностранных дел М.Н.Муравьева (7) от 30 декабря 1898 г. (11 января 1899 г.), (8) проблеме ограничения вооружений были посвящены 4 первые пункта:

1. Соглашение, определяющее на известный срок сохранение настоящего состава сухопутных и морских вооруженных сил и бюджетов на военные надобности; предварительное изучение средств, при помощи коих в будущем возможно было бы даже добиться сокращения вооруженных сил и означенных бюджетов.

3. Ограничение в употреблении при полевых военных действиях разрушительных взрывчатых составов, уже существующих, а равно запрещение пользоваться метательными снарядами с воздушных шаров или иным подобным способом;

4. Запрещение употреблять в морских войнах подводные миноносные лодки или иные орудия разрушения того же свойства; обязательство не строить в будущем судов с таранами”(9).

В ходе обсуждения весной 1899 г. конкретных предложений, с которыми могли бы выступить на будущей конференции российские представители по I пункту программы, выявились разногласия между военными министерствами и МИД.

Совещание начальников штабов западных пограничных военных округов предлагало внести 2 предложения: “1) установить на известный срок (от 5 до 10 лет) определенное процентное отношение численности полевых войск мирного состава к количеству населения каждого государства, и 2) на такой же срок установить неизменяемое процентное отношение нормального военного бюджета к бюджету общегосударственному”(10).

В ходе обсуждения было внесено изменение и по существу программы.

Решено было “не подвергать обсуждению Конференции одни из вопросов, приведенных в циркуляре 30 декабря, именно о подводных лодках”(13).Такое решение было связано с тем, что во Франции, являвшейся военной союзницей России (14), на этот вид морских вооружений возлагались “большие надежды для борьбы с Англией”(15).

Первая мирная конференция проходила в Гааге с 6 (18) мая по 17 (29) июля 1899 г. В ней приняли участие представители 27 государств. В состав российской делегации, которая представляла также интересы Черногории, входило 13 человек, возглавлял ее российский посол в Лондоне Е.Е.Стааль.

Вопрос об ограничении вооружений обсуждался в I Комиссии конференции. В первую очередь Комиссия рассматривала 2-4 пункты программы, т.е. вопросы об ограничении средств ведения военных действий, а затем возможность соглашения по ограничению существующих вооружений.

По вопросу о ружьях и об артиллерийских орудиях I Комиссия единогласно постановила воздержаться от окончательного решения, “оставив вопросы эти, как недостаточно еще разработанные, открытыми и предоставить разрешение их новой конференции”(16).

Большинство делегатов высказались также против запрещения как подводных миноносных лодок (этот вопрос не удалось обойти на конференции), так и судов с таранами. Представители России по двум этим вопросам воздержались при голосовании (17).

По предложению I Комиссии конференцией были приняты 3 декларации, ограничивающие средства ведения военных действий:

1) “о воспрещении метать снаряды и взрывчатые вещества с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов”;

2) “о воспрещении употреблять снаряды, имеющие единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы”;

3) “о воспрещении употреблять пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле”(18).

23 июня 1899 г. российские делегаты вынесли на обсуждение I

1) выработать соглашение, предусматривающее неувеличение в течение 5 лет численного состава сухопутных армий (мирного времени) в метрополиях,

Предложения российских делегатов встретили особенно резкие возражения со стороны Германии (полковника Шварцгофа), который пытался склонить комиссию к тому, чтобы отвергнуть эти предложения вообще без обсуждения. К нему присоединился австро-венгерский делегат, голосовавший, по сообщениям Стааля, “по всем вопросам не установленной формулой “да” или “нет”, а характерными словами “comme l’Allemagne”(20). Предложения России нашли открытую поддержку и сочувствие со стороны представителя Болгарии, который справедливо заметил, что “вооруженный мир разорителен для малых стран. ”(21).

Таким образом, на Первой мирной конференции в Гааге были приняты акты, лишь ограничивающие применение наиболее опасных видов вооружений, тогда как проблема ограничения численности вооруженных сил и военных бюджетов не была решена. Однако российское правительство было удовлетворено результатами работы I Комиссии конференции (27). Муравьев сообщал Стаалю в секретной телеграмме от 20 июня 1899 г.: “Е.в.

Император чрезвычайно доволен. Учитывая трудности, которые представляет для решения вопрос об ограничении военного бремени, формулировка, предложенная французским делегатом и единогласно принятая комиссией, представляет для нас моральный успех. ” (28).

Вторая мирная конференция также была созвана по инициативе России и проходила в Гааге с 2 (15) июня по 5 (18) октября 1907 г. На этот раз вопрос об ограничении вооружений не был включен в программу, подготовленную российским правительством. Профессор Ф. Ф.Мартенс(29), член Совета МИД, принимавший активное участие в подготовке конференции, отмечал, что после поражения в войне с Японией “Россия обязана всеми силами восстанавливать свой флот и свою армию” (30) и не может включить в программу пункт об ограничении вооружений.

Однако в ходе обсуждения правительствами стран, приглашенных участвовать в конференции, российского проекта программы США и Англия, одобрив проект в целом, оговорили за собой право поднять этот вопрос на конференции. Эта инициатива выразилась в том, что английская делегация предложила принять постановление, фактически идентичное тому, которое было включено в Заключительный акт мирной конференции 1899 г.: “Вторая конференция мира подтверждает постановление, принятое конференцией 1899 г. относительно ограничения военного бремени, и так как с указанного года военные расходы значительно увеличились почти во всех странах, то Конференция объявляет, что в высшей степени желательно, чтобы правительства вновь подвергли серьезному изучению этот вопрос”. Конференция утвердила постановление, приняла также Декларацию о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров (поскольку срок действия подобной Декларации 1899 г. истек) и больше к вопросу об ограничении вооружений не возвращалась.

Таким образом, если Гаагская конференция мира 1899 г. впервые поставила вопрос об ограничении вооружений, то на второй конференции в 1907 г. этот вопрос был фактически похоронен. Россия и другие страны, принимавшие участие в конференциях, не были готовы к практическому решению этого вопроса.

Историко-документальный департамент МИД России

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *