какое общество в америке

Американская исключительность. Краткая история одного уникального общества

Об авторе: Валерий Николаевич Гарбузов – директор Института США и Канады РАН.

какое общество в америкеТак выглядел иммигрантский район Нью-Йорка «Маленькая Италия» в 1900 году. Фото из Библиотеки Конгресса США

Сегодня проблема «американской исключительности» широко используется в России в пропагандистских целях, приобретая при этом явную антиамериканскую направленность. Порой ее преподносят в виде стремления США представить собственный народ как отличную от других, особую, исключительную нацию, чуть ли не «высшую расу» на земле. Иногда идеи эти (видимо, в пылу агитационно-пропагандистского запала и по причине дефицита соответствующих знаний) даже весьма ответственные лица сравнивают с идеями, культивировавшимися Гитлером во времена Третьего рейха, обвиняя США в вечном стремлении к национальному превосходству. Забывая при этом, что сама американская нация складывалась из других народов, превратившись со временем в нацию всех наций.

Между тем американская исключительность – это не миф. Это явление объективное, имеющее свои исторические корни и идейные истоки. Именно в ней и состоит суть американского народа, его изначальная и неотъемлемая черта. И связана она не с утверждением собственного превосходства в духе Адольфа Гитлера, а прежде всего с исключительностью и уникальностью своеобразного исторического пути США (отличного от европейских стран), приведшего их к особому месту в мире. Осознание этого позволит лучше понять ту страну, с которой у России на протяжении многих десятилетий по целому ряду причин выстраиваются крайне неровные отношения.

Главным элементом американской исключительности является прежде всего то, что и представляет собой сама американская нация (которую порой считают искусственно созданной). Сформировавшаяся из иммигрантов, из собравшихся в первых 13 колониях Англии вынужденных и добровольных переселенцев из других стран, объединившихся, сознательно или интуитивно, вокруг идей и ценностей эпохи Просвещения (народный суверенитет, свобода, права человека, частная собственность, гражданские свободы), закрепленных в первых документах Войны за независимость – Декларации независимости, Конституции США и Билле о правах, – эта нация с самого своего рождения привлекала внимание окружающего мира. Регулярно пополняемая иммиграционными потоками из всех стран и континентов, американская нация сегодня представляет все расы, этносы и религии мира, став уникальным социальным и государственным феноменом.

Само образование США в 1776 году – первого в тогдашнем полуфеодальном окружении демократического государства, объявившего идеи Просвещения основой своего устройства, провозгласившего принцип народного суверенитета (в противовес царившему тогда в Европе провиденциализму) главным в отношениях власти и народа, а систему разделения властей – каркасом всего механизма республиканского государственного управления, – еще один элемент, лежащий в основании американской исключительности. Причем многие тогда не верили в жизнеспособность и перспективы нового созданного на колониальной окраине государства, предрекая его неминуемый крах после нескольких лет существования.

Важной составляющей, определившей специфику исторического пути Америки, было отсутствие феодализма и связанных с ним общественных и государственных традиций и отношений. То, что сдерживало и тормозило развитие буржуазных отношений в средневековой Европе и фиксировало вековую отсталость России (личная зависимость, крепостное право, помещичье землевладение, наследственное дворянство, монархия), в Северной Америке отсутствовало. Капитализм развивался здесь стремительно на свободной, а потому на более прочной и глубокой основе.

Существенной частью американской исключительности стало пуританство, пустившее корни в Новой Англии и в разной степени распространившееся позже, в процессе континентальной экспансии, на большинство штатов. Оно стало основой духовных и поведенческих особенностей американцев. Пуритане отличались религиозным фанатизмом, обладали строгими нравами, аскетизмом, практичностью и расчетливостью, трудолюбием и бережливостью, а также убежденностью в своей исключительности и даже в богоизбранности.

Не следует забывать и о том, что существование на осваиваемых территориях так называемого фронтира – подвижной западной границы как следствия континентальной экспансии – служило важным фактором формирования исключительного характера складывавшейся американской нации. Ее непохожесть на остальные народы, скованные феодальными традициями и предрассудками, была совершенно очевидна. Фронтир до конца XIX века был своеобразной американской мечтой, он двигался и звал за собой все новых и новых пионеров, закаляя их характер и формируя дух предпринимательства и личного успеха.

Существенную роль в формировании идеи американской исключительности стала убежденность в универсализме американских ценностей. Не секрет, что Конституция США, став первой писаной конституцией в мире, утверждавшей демократическую республику, явилась образцом для последующих поколений и государств, перенявших эту форму правления. Благодаря ей остальные страны и народы восприняли и институт президентской власти, и систему разделения властей, и принцип сдержек и противовесов, не подвергая сомнению их универсализм и всеобщность. Даже современная Россия, в которой антиамериканизм оказался культивируемой культурой последнего десятилетия, живет по Конституции, содержащей принципы первой конституции мира.

Ярким выражением американской исключительности стала «американская мечта» – собирательное понятие, выражающее безграничный потенциал возможностей этого нового «града на холме», привлекательный и манящий образ, все еще притягивающий миллионы страждущих со всего мира. США до сих пор представляют собой главный объект внимания иммиграционных потоков в мире. Ежегодно эта страна принимает до 1 млн иммигрантов.

Убежденность в том, что они не только разные, но и другие, сопровождает американцев от колониальных времен до наших дней. Это именно тот исторический код, который склеивает самое сегментированное и разделенное общество в мире вне зависимости от поколений, появляющихся иммиграционных сегментов и нового соотношения между ними.

Переплетение всех этих факторов, не только ставших объективной составляющей американской исключительности, но и вошедших в массовое сознание нации благодаря систематическому и настойчивому общественному самогипнозу, и стало тем историческим наследием, которое передавалось в США из поколения в поколение. Его воспринимали не только граждане этого государства, но и прибывающие иммигранты. Причем распространение этого наследия не очерчивалось лишь границами Соединенных Штатов.

Со временем – особенно в XX веке – само понятие американской исключительности, первоначально связанное с особенностями формирования американской нации и ее расово-этнического состава, а также с принципами, которые легли в основу созданной демократической республики, наполнялось новым содержанием, эволюционировало и приобрело современный дополнительный контент. В условиях перехода от континентальной экспансии к политике интервенционизма, а позже и к политике глобального экспансионизма, оно стало увязываться и с идеями американского лидерства, и с теорией глобального доминирования, превратившись в главный идейный инструмент внешнеполитического воздействия в мощном арсенале Государственного департамента США.

какое общество в америке
Церемония натурализации свидетельствует,
что расовый состав в США меняется.
Фото Reuters

Первая заявка на мировое лидерство прозвучала от США в конце Первой мировой войны, когда президент Вудро Вильсон, выступив с 14 пунктами, предложил свое видение послевоенного мирового устройства. Однако его идеи так и не воплотились в жизнь. Слишком сильны были позиции и европейских традиционалистов, и тогдашних изоляционистов в самих США, которые не понимали президента, видевшего гораздо дальше своих современников.

Вторая заявка на глобальное лидерство исходила от США уже после окончания Второй мировой войны, после которой заокеанская держава, все же преодолевшая изоляционистский синдром и укрепившая свое место в мировой экономике, действуя при этом более решительно и говоря одним голосом (прежде всего в лице президента Ф.Д. Рузвельта), сумела оказать существенное влияние на послевоенное устройство мира. Проводимая впоследствии Соединенными Штатами политика сдерживания коммунизма лишь укрепила их мировое лидерство, превратив в главную супердержаву второй половины XX века.

Будучи «вмонтированной» во все внешнеполитические доктрины Соединенных Штатов, идея американского лидерства перекочевала через их границы, распространяясь по всему земному шару, способствуя тем самым формированию идейных основ экспансионистской внешней политики этой всепроникающей неформальной империи современного мира.

Конечно, мировое лидерство может осуществляться по-разному. Можно вести за собой весь земной шар или хотя бы часть его, навязывая другим государствам и народам собственную модель и волю, вынуждая их при этом поступать так, как велит мировой суперлидер и используя при этом формы экономической или иной зависимости.

Но может быть и иная модель лидерства: влиять на других силой собственного примера, формируя при этом у ведомых внутренние мотивы и стремление идти за таким лидером. В этом случае государство-лидер не только само движется вперед, но и, как локомотив, тянет за собой остальных – тех, кто это лидерство признает добровольно.

Ответы американскому лидерству

Как же остальным ужиться со страной, считающей себя исключительной, свои ценности – универсальными, свое внешнеполитическое поведение – правильным, страной, стремящейся распространить собственные принципы и институты на остальные народы? Как вести себя с таким государством-лидером, претендующим на глобальное доминирование, однако имеющим при этом свои интересы и преследующим собственные цели? Это те вопросы, которые поставили перед остальным человечеством Соединенные Штаты давно: и самим фактом своего возникновения, и небывало быстрым подъемом, и чрезвычайной глобальной внешнеполитической активностью. Ответы на них разные.

Идейным ответом СССР на концепцию американской исключительности стал тезис о неизбежности гибели капитализма и победе социализма во всемирном масштабе – осовремененный вариант провалившейся идеи мировой пролетарской революции, в которую так свято и безоглядно верили первые советские большевики и лидеры Коминтерна. Закончившаяся в итоге в 1991 году распадом истощенного гонкой вооружений советского полюса холодная война ушла в прошлое, освободив место для создания новых центров силы, формирования новых геополитических полей, международных интеграционных структур и военно-политических блоков.

Китайский ответ. После гражданской войны 1946–1949 годов и образования КНР в 1949 году США не признали коммунистический материковый Китай, выстраивая отношения с режимом Чан Кайши и Китайской Республикой (Тайвань). Не признавший ни советского, ни американского лидерства и вышедший в 1960-е годы из советского блока маоистский Китай стал проводить особый курс, борясь против «американского империализма» и «советского гегемонизма» одновременно. Так продолжалось более 10 лет, после которых США решили взять инициативу в свои руки и «разыграли китайскую карту», выстраивая отношения с КНР, используя при этом советско-китайские противоречия. Усилия Г. Киссинджера и визит президента Р. Никсона в КНР в 1972 году изменили ситуацию: в 1979 году США установили дипломатические отношения с КНР.

Это был пролог к новому этапу в развитии страны – реформам Дэн Сяопина. Кардинально изменив внешнеэкономическое и внешнеполитическое поведение материкового Китая, они открыли его для иностранных инвестиций и американского проникновения. Небывалый экономический подъем, обеспеченный западными странами во главе с США, превратил Поднебесную не только в «мастерскую» современного мира, но одновременно – в стратегического партнера и главного экономического конкурента Соединенных Штатов, не только противоборствующего, но и взаимосвязанного с ними. Правда, китайско-американская модель взаимодействия, основанная как на противоборстве и конкуренции, так и на переплетении и взаимозависимости двух экономик, сегодня дает существенные сбои.

Европейский ответ. В отличие от советского европейский ответ не был конфронтационным. После Второй мировой войны он формировался в русле безоговорочного признания американского лидерства и в рамках так называемой политики атлантизма и выстраивания «трансатлантической солидарности», ставшей отныне основной линией американо-европейских отношений. Союзнические отношения, сложившиеся в годы Второй мировой войны между США и Англией, американская помощь западным странам после войны послужили основой такой политики. Наступление холодной войны и сдерживание коммунизма требовали укрепления позиций США в Европе, и американский зонтик безопасности превратился в постоянно действующий фактор современности. Время от времени между западными союзниками возникали трения (президентство де Голля во Франции, нынешняя политика Трампа по вопросу взносов в НАТО), которые вряд ли всерьез подорвут устои союзнических отношений и поставят под сомнение сам факт американского лидерства.

Российский ответ. Внешнеполитическое поведение новой России после распада СССР не отличалось последовательностью. В течение первого десятилетия ее внешнеполитический курс был направлен на интеграцию в западное пространство и его институты. Однако проблема американского лидерства, а вернее, нежелание его открытого признания со стороны России, стало все-таки существенным тормозом в его реализации. Кардинальная смена курса произошла с приходом на пост президента РФ В.В. Путина, который развернул его в ином направлении: открытое неприятие американского лидерства, антиамериканские декларации, дипломатическое и геополитическое (присоединение Крыма, события в Донбассе) противодействие США были расценены как проявление российского реваншизма, неприкрытое стремление России восстановить свою роль великой державы. Американским ответом на подобные действия явились антироссийские санкции, направленные на сдерживание и корректировку ее внешнеполитического поведения и торможение развития. Нынешняя модель российско-американского взаимодействия сформирована вокруг новой, негативной повестки дня, а именно – санкционной спирали, которая и стала главным стержнем асимметричной конфронтации двух стран: США – супердержавы, победившей в холодной войне, и России – главной наследницы СССР – супердержавы, проигравшей и развалившейся в ходе биполярной конфронтации.

Конечно, приведенный выше перечень не исчерпывает существовавшие в истории и формирующиеся ныне ответы американскому лидерству. Существуют кубинский, иракский и иранский ответы. Несомненный интерес представляет то, как воспринимают американское лидерство на постсоветском пространстве: в балтийских государствах, в Украине, Грузии, Белоруссии, государствах Центральной Азии, в Азербайджане и Армении. В различных регионах мира американский феномен воспринимается по-разному. Причины неоднозначного восприятия США, их институтов и их политики (особенно внешней) кроются в особенностях воспринимающего субъекта (народа, страны, региона). Так, в незападных консервативных обществах традиционного типа ценности, навязываемые в процессе американской глобальной экспансии, прививаются с большим трудом, подчас вызывая открытое неприятие и отторжение, способствуя при этом развитию обратного результата – антиамериканизма, являющегося оборотной стороной медали с надписью «Американское лидерство».

Эволюция американской исключительности

Многие противники американской исключительности считают, что она постепенно с неизбежностью уйдет – или даже уже уходит – вместе с закатом самой Америки. И в чем-то они правы. Как это ни парадоксально звучит, но сама суть американской нации все-таки медленно подтачивает ее основы. Изменение иммиграционных потоков и последовавшие демографические сдвиги привели со временем и к изменению в соотношении между этническими сегментами американского общества. Очевидное замедление прироста белого населения, ускоренный рост численности черных и выходцев из латиноамериканского региона приводят не только к явному смещению электоральных и партийно-политических предпочтений. Они вызывают и неизбежные сдвиги в отношении того, что кажется незыблемой основой самого американизма: американской исключительности, американского лидерства и экспансионизма и американского глобального превосходства.

Современные переселенцы (особенно из стран Латинской Америки), готовящиеся стать американскими гражданами, с трудом воспринимают весь комплекс идей и принципов, составляющих неоспоримое наследие американского общества и государства, переданное отцами-основателями своим преемникам. Каждый этнический сегмент по-своему воспринимает США и их политические институты, привнося при этом в новое общество свои привычки, культуру, образ жизни и поведения, которые подчас ему противоречат. Даже черные, которые являются исторически неотъемлемым сегментом американского общества, живут и действуют зачастую вразрез с общеамериканскими принципами. Это и создает основу для размывания тех величин, которые, формируя философию американизма, всегда казались в США незыблемыми и постоянными.

Конечно, подобные процессы не происходят быстро. Они могут накапливаться годами и десятилетиями, исподволь и незаметно меняя общепризнанные ценности и привычное поведение. Но именно так и развиваются все общества: медленно отказываясь от прошлого, они с трудом воспринимают новое, формируя при этом промежуточную историческую ткань, которая и связывает поколения. Хотя данное утверждение и может показаться спорным, оно все же отражает ту противоречивую и непростую траекторию прогресса, по которой движется современное человечество.

И наконец, последнее. Когда мы говорим об историческом опыте США (или любого другого государства), несомненно лишь одно: историю других стран и иных народов необходимо знать, понимать и даже чувствовать. Только в этом случае каждый из нас сможет лучше понять и историю страны собственной, ее несомненную исключительность, вполне очевидную самобытность и редкую историческую уникальность.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Гражданское общество в Соединенных Штатах

Этот блог открывает новую серию ежемесячных блогов, которая будет называться «Жизнь в Америке».
В этой серии блогов я планирую предоставить информацию о характерных особенностях американского общества, которые могут быть или неизвестны россиянам или неправильно поняты.

Первый блог посвящён гражданскому обществу в Соединённых Штатах Америки.
Думаю, будет уместным начать серию блогов именно с этой темы, имея в виду дискуссии о деятельности общественных организаций в России и США, которые начались несколько месяцев назад. В ближайшие месяцы мы планируем рассказать о жизни приёмных детей в США, о путешествиях и туризме в США, а также о той революции, которую сулит сланцевый газ.

Гражданское общество в Соединённых Штатах

В последнее время много говорят – и в прессе, и в социальных сетях, и на митингах – о гражданском обществе и неправительственных организациях.
При этом часто ссылаются на положение общественных организаций в Соединённых Штатах. В духе укрепления взаимопонимания между нашими странами хочу предоставить информацию о роли общественных организаций в США.

Американские организации гражданского общества существуют уже давно – фактически они появились ещё до того, как появилось правительство США.
Приезжавшие в Америку переселенцы занимались самоорганизацией и создавали неправительственные организации задолго до того, как Соединённые Штаты получили независимость. В своём выдающемся двухтомном трактате об американской жизни, который был опубликован в 1835-1840 годах и назывался «Демократия в Америке», известный французский политический деятель Алексис де Токвиль отметил следующее: «Как только несколько человек в Соединённых Штатах приходят к какой-то идее, которую они хотят продвинуть, они начинают искать друг друга и как только им удаётся наладить контакты между собой, они объединяются. Начиная с этого момента, они уже не одиночки, а заметная сила, деятельность которой служит примером для других и слова которой будут услышаны».

На сегодняшний день в Соединённых Штатах существует около полутора миллионов общественных организаций.
Эти независимые, добровольные союзы людей помогают утвердить индивидуальную свободу, поддерживая при этом устойчивый общественный порядок. Мы называем это «гражданским обществом», но этот термин не передаёт всего разнообразия организаций, всей динамики и энергии граждан, которые объединяются, чтобы решить какую-нибудь социальную проблему или удовлетворить насущную потребность. И хотя движение к общей цели начинают незнакомые друг другу люди, они часто оказываются из одной местности, одной церкви, профсоюза, делового партнёрства или молодёжной группы. Они взаимодействуют друг с другом, ведут переговоры, разрешают разногласия, борются за общее дело и пытаются убедить общество и правительство в своей правоте – и всё это без какого-либо контроля со стороны государства. Таким образом, гражданское общество через активную деятельность граждан воспитывает их единство и солидарность.

Через неправительственные организации американцы объединяются для решения местных проблем, таких как безопасность детей на дорогах, снижение уровня преступности, улучшение работы школ (в США вопросами образования занимаются местные органы власти), увеличение прозрачности в работе местной администрации и т.п.
Общественные организации занимаются и общенациональными вопросами, такими как реформа здравоохранения или реформа иммиграционного законодательства. Некоторые американские общественные организации пытаются решать глобальные вопросы, например, такие организации, как «Ассоциация за контроль над вооружениями» или «Глобальный женский фонд».

Стратегия и деятельность общественных организаций

Разнообразие стратегий и форм деятельности американских общественных организаций просто удивительны.

Организации предоставляют услуги.

Многие общественные организации в Америке предоставляют социальные услуги и гуманитарную помощь американским гражданам.
Американский промышленник 19-го века Эндрю Карнеги основал фонд для открытия публичных библиотек по всей территории США. Через сто лет эту традицию продолжил Билл Гейтс, который основал «Фонд Гейтса» с целью оснащения тысяч публичных библиотек компьютерами и доступом к интернету, что сделало современные интернет-технологии доступными для миллионов американцев. Другие общественные организации, такие как «Американский красный крест» и «Армия спасения», направляют свои усилия на устранение последствий стихийных бедствий и оказание гуманитарной помощи. Такие организации часто поддерживаются различными церковными организациями по всей Америке. Предоставляя жертвам домашнего насилия разнообразные услуги и убежище, «Национальная горячая линия для жертв домашнего насилия» является ещё одним примером организации, которая оказывает помощь непосредственно гражданам.

Общественные организации, занимающиеся экспертным анализом и исследованиями

Роль других общественных организаций заключается в проведении экспертного анализа по основным вопросам государственной политики.
Существуют общественные организации и «мозговые центры», занимающиеся самыми разными проблемами, включая внешнюю политику и систему управления жизнью общества. Анализ, проводимый американскими «мозговыми центрами», затрагивает весь спектр политических проблем. Многие в России знакомы с аналитическими отчётами Фонда международного мира Карнеги, так как эта организация имеет филиал в России – Московский центр Карнеги. До работы в правительстве я много лет (это было прекрасное время!) был старшим научным сотрудником фонда. Прямо по соседству с Фондом Карнеги в Вашингтоне располагается Институт Брукингса, который уже почти сто лет занимается анализом вопросов государственной политики. Задача Института американского предпринимательства – «расширение свободы личности, личных перспектив и укрепление свободного предпринимательства. Институт воплощает в жизнь эти неизменные идеалы с помощью развития независимого мышления, открытой дискуссии, аргументированных доводов, фактов и высочайших стандартов исследований и описания их результатов». Институт Катона «отстаивает принципы личной свободы, ограничения государственной власти, свободной торговли и мира». Фонд «Наследие» видит свою цель в проведении консервативной государственной политики, основанной на принципах свободного предпринимательства, ограничения государственной власти, свободы личности, традиционных американских ценностей, а также на сильной национальной обороне. Раньше количество «мозговых центров» было невелико, однако за последние три десятилетия оно выросло в геометрической прогрессии.

Общественные организации по защите прав человека

Многие организации гражданского общества, особенно те, которые выступают в защиту гражданских свобод, уделяют большое внимание критике наших властей.
Ярким примером может служить Американский союз гражданских свобод. Цель этой организации – защита и сохранение прав и свобод личности, закреплённых в Конституции США и в американских законах. Представители Американского союза гражданских свобод ежедневно работают в судах, законодательных органах, а также с населением, чтобы защитить и сохранить права и свободы личности.

Общественные организации, осуществляющие контроль над действиями властей

Общественные организации в США осуществляют контроль над проведением выборов и выполнением предвыборных обещаний, проводят расследования и изобличают факты коррупции, а также активно выступают от имени национальных меньшинств.
Одна из функций общественных организаций – мониторинг в судах, где граждане США следят за принятием решений.

Например, общественная организация из Миннесоты WATCH указывает свою цель как повышение эффективности и оперативности судебной системы в случаях проявления насилия в отношении женщин и детей.
Эта организация – член Национальной ассоциации программ судебного мониторинга, которая обеспечивает соответствующую подготовку и предоставляет материалы организациям в разных штатах. Поскольку американская конституция гарантирует открытость судов перед общественностью, члены общественных организаций, контролирующих суды, не испытывают трудностей при получении доступа в суд и при наблюдении за происходящим в рамках судебного дела.

Общественные организации, отстаивающие интересы своих членов и общества перед властями

Еще одним обычным для общественных организаций видом деятельности является защита интересов населения своих избирательных округов в учреждениях, законодательных и избирательных органах на всех уровнях власти.
Крупные общественные организации используют свои возможности по мобилизации избирателей и сбору средств для влияния на политику.

Например, Американская ассоциация пенсионеров, некоммерческая негосударственная организация для лиц пенсионного возраста.
В ней состоит 37 миллионов членов. Ассоциация информирует своих членов по вопросам законодательства, влияющим на условия их жизни на пенсии, такие, как здравоохранение, социальное обеспечение и законы о пенсии. Организация также защищает интересы своих членов в отношениях с обслуживающими компаниями, помогая им получать скидки в зависимости от их ограниченных пенсионных бюджетов, а также оказывает такие услуги, как составление планов пенсионного обеспечения. Она также лоббирует в органах власти штатов и на национальном уровне те вопросы, которые больше всего заботят ее членов, например, законы об охране здоровья и о медицинском страховании. Согласно годовому отчету ассоциации за 2011 год, организация призывала своих членов к тому, чтобы они обращались к своим представителям в Конгрессе в период проведения там бюджетных дебатов сокращении дефицита. Более 8 миллионов членов ассоциации отправили письма и электронные сообщения, позвонили и подписали ходатайства, требуя от Конгресса не сокращать отдельные социальные пособия в окончательной редакции государственного бюджета. Таким образом, общественные организации способны влиять на политику путем формирования общественной дискуссии по интересующим общественность вопросам.

MomsRising представляет собой еще один пример такого типа общественной организации.
Я хорошо знаю MomsRising, потому что моя жена Донна Нортон помогала основать эту организацию, которая сейчас насчитывает свыше миллиона членов. MomsRising стремится повысить экономическую безопасность семьи и покончить с дискриминацией женщин и матерей. MomsRising направляет свои усилия на организацию массовых действий снизу, чтобы вести лоббирование в среде законодателей и усилить голос женщин в национальных СМИ. Когда мы жили в Соединенных Штатах, Донна регулярно ходила на Капитолийский холм для обсуждения с членами Конгресса первостепенных материнских проблем и забот: доступного медицинского обслуживания, отпусков по уходу за ребенком, охраны детства, гибких рабочих графиков и равной оплаты труда. Она передавала обращения и рассказывала случаи из реальной жизни непосредственно избранным должностным лицам. Общественные организации могут проверить, слышат ли избранные лидеры их голоса и мнения их избирательных округов. Общественная организация способна оказать эту важную услугу тем своим членам, которые живут в разных уголках страны и не имеют возможности придти в Конгресс лично.

Разграничение политической и неполитической деятельности

В США существует много различных видов общественных организаций, включая благотворительные, организации социального обеспечения, профсоюзы, союзы предпринимателей и политические организации.
Некоммерческие организации, направляющие свои ресурсы на благотворительные, религиозные или просветительские цели вправе потребовать освобождения от налогообложения на основании Статьи 501(C)(3) Налогового кодекса США. Эти организации могут заниматься широким кругом вопросов по защите интересов, однако они ограничены в лоббировании, и им запрещено заниматься любой политической деятельностью, независимо от имени ли кандидата на государственную должность или против него.

Общественные организации, которые не желают, чтобы их лоббистская деятельность ограничивалась, могут зарегистрироваться как организации социального обеспечения в соответствии с разделом 501(C)(4) Налогового кодекса США.
Пожертвования доноров в адрес таких организаций не освобождаются от налогообложения. Более того, эти организации могут заниматься партийными политическими кампаниями, но лишь в качестве вторичной сферы деятельности. Полезное разъяснение отличий этих категорий организаций можно найти здесь.

Бюджеты общественных организаций могут измеряться тысячами долларов, а могут и миллиардами долларов, в зависимости от их размеров и сферы деятельности.
Большинство общественных организаций формируют свои бюджеты в результате сбора средств. Финансирование общественных организаций поступает из ряда источников: частных пожертвований, членских взносов, продажи товаров и услуг и грантов от международных учреждений или органов власти.

Типичным примером является Фонд Йеллоустонского парка, который является НКО, которая выступает в качестве официального партнёра по сбору средств для Йеллоустонского национального парка на американском Западе.
Фонду каждый год жертвуют средства более 16 тысяч физических лиц, корпораций и фондов. Цель фонда – финансирование программ по охране, сохранению и преумножению природных и культурных ресурсов и ознакомлению посетителей с Йеллоустонским парком. Фонд получает 52% поступлений от физических лиц, 21% – подарки корпораций, 21% – подарки в натуральном выражении и 7% из других источников (гранты от государства и фондов, доходы от инвестиций). Пожертвования не обязательно должны быть большими – многие общественные организации в США обращаются к гражданам с просьбой о пожертвовании всего 10, 25 или 50 долларов.

Различные уровни власти также предоставляют финансирование общественным организациям, особенно занятым предоставлением услуг.
Например, власть в США финансирует оказание многообразных услуг жертвам домашнего насилия, таких, как предоставление временного жилья, консультирование и горячая линия по вопросам домашнего насилия.

Пожертвования общественным организациям, зарегистрированным в соответствии с разделом 501(C)(3) Налогового кодекса США, освобождаются от налогообложения.
Такая налоговая политика стимулирует американцев поддерживать общественные организации.

Международные общественные организации и международное финансирование

Ещё меня в последнее время часто спрашивают, работают ли в США иностранные общественные организации и получают ли американские общественные организации финансирование из-за рубежа.
На оба вопроса ответ утвердительный. Иностранные организации гражданского общества, работающие в США, представлены в диапазоне от немецкого Института Гёте, который содействует изучению за рубежом немецкого языка и Германии и поощряет международные культурные обмены, до сети Институтов Конфуция, которые предоставляют информацию об образовании, культуре, экономике и обществе Китая. Другим примером может служить Фонд Хитачи, базирующийся в Японии, который сосредоточен на укреплении общин в США через осуществление таких программ, как программа «Бизнес и работа», нацеленная на улучшение жизни необеспеченных американцев. С 2007 года Европейский инструмент демократии и прав человека (EIDHR) поддерживает ключевые акции лоббирования в пользу отмены смертной казни в штатах Иллинойс и Мэриленд. Европейская комиссия выступает одним из крупнейших доноров проектов развития в мире, и десятки американских общественных организаций представляют в Еврокомиссию предложения проектов для получения финансирования. Все партийные институты Германии также работают на территории США.

Также есть российские общественные организации, работающие в США. Некоторые из них совместно с американцами занимаются сбором, сохранением и распространением российской культуры, традиций и истории, такие как Русско-американский культурный центр «Наследие», «Российский совет по международным делам» и «Российско-американский культурный центр». С другой стороны, «Институт демократии и сотрудничества» имеет более политическую направленность: «продвижение глобальной демократии и развитие российско-американского диалога по широкому кругу вопросов.» Данный институт недавно выпустил доклад под названием «Права человека в США». Российский меценат и глава Норникеля Владимир Потанин передал миллионы долларов Центру искусств имени Кеннеди в Вашингтоне (округ Колумбия) через Фонд Владимира Потанина. Альфа-Банк с помощью программы Alfa Fellowship предоставляет американским и британским молодым специалистам возможность пройти высокопрофессиональную программу повышения квалификации в России. Эти организации и их программы работы приветствуются в Соединенных Штатах.

Международные правозащитные организации, такие как Human Rights Watch, с пятью офисами на территории США, и Amnesty International, с шестью офисами на территории США, публикуют отчеты о ситуации с правами человека в Соединенных Штатах.

Физическому лицу не обязательно быть американским гражданином для регистрации общественной организации в США.
Регистрационные требования отличаются от штата к штату, но никакого государственного разрешения для регистрации НКО не требуется. У организаций, финансируемых из-за рубежа, нет специальных ограничений по их деятельности. Они могут проводить встречи и публиковать материалы в свободной форме. Они не должны отчитываться перед федеральными органами власти, если они исправно платят налоги. НКО вправе получать финансирование из-за рубежа и работать с иностранными правительствами для достижения своих целей. НКО не обязаны отчитываться об информационно-разъяснительной работе, найме и составе сотрудников перед органами власти, а органы власти не стремятся оказывать влияние на представительства НКО, финансируемые из-за рубежа.

Однако иностранные граждане не могут финансировать политические кампании или партии, если эти граждане не являются «законными постоянными резидентами».

Некоторые граждане и организации, если они являются представителями иностранной структуры, должны зарегистрироваться в Министерстве юстиции и предоставлять информацию о программах и финансовую документацию в рамках Закона США о регистрации иностранных агентов (сокращенно FARA).
Термин «агент» является ключевым в данном законе – он означает, что организация или гражданин ведут свою деятельность по инструкции и от имени иностранной структуры. Просто получение средств не квалифицирует сторону в качестве иностранного агента. Иностранными структурами могут быть иностранные правительства, иностранные политические партии, отдельные граждане или зарубежные организации (исключая граждан США), либо организации, действующие в рамках законов иностранного государства или ведущие свою основную деятельность в иностранном государстве. Многие из организаций, зарегистрированных в США в качестве «иностранных агентов», являются компаниями, напрямую и открыто представляющими иностранные правительства (обычно лоббисты). Например, американская компания «Ketchum, Inc.» заключила договора с российским правительством на осуществление связей с общественностью от лица Российской Федерации. Данная деятельность должна быть зарегистрирована в рамках закона FARA. Но закон FARA не требует регистрации в качестве «иностранного агента» для тех НКО, которые получают финансирование из иностранных источников, если они не относятся к категориям, перечисленным выше. Почти никто не относится к этим категориям. Более подробная информация о законе FARA на русском доступна здесь.

Более подробная информация о гражданском обществе в США:

Более подробная информация об американской поддержке НКО в России:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *