какое общее название имеют смазки типа циатим 221 графитол силикол лимол
На заметку. О смазке ЦИАТИМ-221
Возможно, кому-то пригодится информация о смазке ЦИАТИМ-221. Ею можно смазывать детали из полимеров (пластмасс) и резины, т.к. эта смазка не на основе продуктов нефтепереработки, а на основе силикона. Отличается также температуростойкостью (-60° — 150 °С) и большим сроком годности (до 40 лет).
Источники информации тут:
www.spbtdms.ru/articles/index31.html
ru.wikipedia.org/wiki/ЦИАТИМ-221
Если кратко, то ЦИАТИМ-221 — кальциевая водо- и термостойкая пластичная смазка на основе силиконового масла.
ЦИАТИМ-221 применяется для смазывания различных подшипников качения в электрических машинах, в системах контроля и управления, в приборах с частотой вращения до 10 000 об/мин. НЕ для тяжело и средненагруженных подшипников, т.к. обладает плохими противоизносными качествами.
Максимальная температура ее применения 150°С; допускается кратковременный перегрев до 180°С.
Смазка нерастворима в воде, но гигроскопична, сохраняет стабильность даже при кипячении. При поглощении влаги уплотняется, и ее эксплуатационные свойства, особенно, низкотемпературные, ухудшаются.
В связи с гигроскопичностью смазку ЦИАТИМ-221 нельзя хранить в негерметичной таре.
Допускает хранение без потери рабочих свойств в течение 40 лет.
Смазка химически стойка и инертна по отношению к резине и полимерным материалам, поэтому ее используют в парах трения резина-металл, например, для смазывания резиновых уплотнительных колец пневматических цилиндров, узлов трения и сопряженных поверхностей «металл-резина» в пневмоусилителях тормозов и руля автомобиля.
Категорически НЕСОВМЕСТИМА со смазками других типов.
Также очень интересен фторированный вариант ЦИАТИМ-221F с добавлением ультрадисперсного политетрафторэтилена (PTFE). В ней значительно улучшены противозадирные и противоизносные свойства смазки, лучше термостойкость ( — 60°C до + 160°C), хорошая механическая стабильность, отсутствует гигроскопичность (не впитывает влагу). Благодаря формирующейся на поверхности пар трения плёнке микронной толщины из фторопласта значительно снижается шум и вибрация. Подходит к применению в условиях агрессивной среды. Подробнее тут:
www.aksioma55.narod.ru/oi…/tomflon/ciatim-221f.html
Применение ЦИАТИМ-221 в Оке можно обсуждать. У кого какие идеи?
Вероятно можно смазывать резиновые элементы подвески, опор передних стоек, элементы стеклоочистителей. Можно смазать контакты электрических разъемов и при этом резиновые изоляционные колпачки не будут разлагаться и охрупчиваться, в отличие от случаев применения Литола (он на основе нефти и поэтому от длительного контакта с Литолом резина трескается, а пластик становится хрупким).
ЦИАТИМом-221 можно смазать штуцеры при одевании на них резиновых шлангов. Если нужна легкая разбираемость такого стыка, то ЦИАТИМ-221 будет кстати.
Применение в тормозной системе, в карбюраторе видимо недопустимо, т.к. ЦИАТИМ-221 не допускает контакта с другими смазками и, очевидно, тормозной жидкостью, бензином, тосолом… Однако, если я правильно помню, ДОТ5 тоже создана на основе силикона. Поэтому не факт, что ДОТ5 и ЦИАТИМ-221 несовместимы.
Кстати, в отступление от темы, ДОТ5 обладает хорошими смазывающими свойствами и тормозная система должна работать гораздо дольше, чем при ДОТ4. ДОТ5 дороже, но возможно, что она стоит своей цены. Впрочем это тема для отдельной записи…
Смазка ЦИАТИМ 221
ЦИАТИМ (Центральный научно-исследовательский институт авиационных топлив и масел) в свое время получил задание разработать недорогую и действенную смазку для авиации и автотранспорта, что бы уменьшить трение между деталями в узлах и механизмах. Причем нужно было учесть отрицательные температуры, так как зимы у нас суровые, особенно на Севере.
Разработки велись по использованию недорого масла, получаемого при перегонке нефти. Для его загущения было использовано литиевое мыло, так называют оксистеариновую кислоту. Была подобрана правильная концентрация и процентный состав, для того, что бы получить гель определённой вязкости, который бы хорошо держался на поверхности смазываемого металла. Для улучшения свойств были добавлены присадки.
Первой смазкой, которую выпускают и до сих пор в промышленном масштабе, стала смазка ЦИАТИМ 201. Её недостатками является то, что она впитывает влагу воздуха, начиная мылиться при этом, при длительном хранении на открытом воздухе высыхает и становится как абразив, после вскрытия в банке происходит разделение составляющих и масло отделяется от основного состава. Эти недостатки приводят к тому, что смазкой пользоваться становится невозможно.
Также как и первый вариант, её используют в узлах, работающих при малых нагрузках, например, в шаровых опорах, для смазывания клемм, различных электромеханических приборах. Хороший результат дает применение в точных приборах, в радиотехнике.
Далее идет смазка ЦИАТИМ 203, в котором масло загущалось саломасом (твердым жиром растительного происхождения). Также в качестве добавок используется осернённый асидол. Как видим, никакой синтетики, все составляющие экологично чистые. Присадки, которые добавляются в состав, дают смазке большую вязкость и противозадирные свойства, а также более длительный срок хранения за счет лучшей химической стабильности. Эта смазка не разделяется на составляющие при хранении и может быть использована на открытых деталях без опасения, что она через две недели затвердеет.
Используется как в подшипниках, особенно качения, в редукторах для смазки червячных и зубчатых передач. Может быть использована в силовых приводах, автомобильных узлах, подвергающихся трению.
Но наука не стояла на месте и институтом была разработана принципиально новая смазка, которая не только стала стабильной в химическом плане, имеет длительный (до 40 лет) срок хранения.
Технические характеристики и применение смазки ЦИАТИМ 221
Эта смазка имеет совершенно другой состав. Вместо литиевого мыла в неё добавлен силикон в виде кремнийорганической жидкости (каль, а также разные присадки, которые не дают составу окисляться. Выпускается смазка ЦИАТИМ- 221 согласно ГОСТ 9433 – 80. Если на упаковке есть надпись, что сделано по ТУ, это значит, что качество уже другое.
Кроме этого, эта смазка ЦИАТИМ – 221 по своим характеристикам и составу не только превосходит своих предшественниц, но и является совершенно другим продуктом. Так как она создавалась именно для авиации, она прекрасно работает в разреженном воздухе и даже в вакууме. Это стало возможным благодаря тому, что её испарение доведено до минимальных показателей.
Цвет смазки такой же, как и её литиевого аналога и может различаться от серо – жёлтого до бледно коричневого, в зависимости от того, какие присадки добавлены в состав.
Смазка не вступает в реакцию с полимерами, которые изготавливаются на основе углеводородов, а также с резиной. Поэтому её можно применять в достаточно различных сферах. Но вместе в этим применение смазки ЦИАТИМ – 221 ограничено в узлах, которые состоят полностью из стальных деталей, например в подшипниках, так как не защищают в нужной мере детали от износа. Нужно отметить, что подшипник должен быть закрытым.
Также существуют ограничения и по нагрузкам. Лучше всего использовать смазку при высоких нагрузках, так в этом случае силикон показывает себя наилучшим образом. При низких и средних нагрузках нет смысла применять её, так как эластичности не хватает, силикон по своей природе не может создать прочную пленку на поверхности металла и смазка как бы разрывается, при этом рабочая поверхность получает повреждение.
Но существует достаточно большое количество техники, для которых эта смазка показывает себя наилучшим образом, в принципе, для которой она и была создана. Это те же авиационные узлы и комплексные агрегаты, для которых важна большая нагрузка и скорость, различные электрические системы, радиотехнические, оборудование, работающее в районе низких температур.
Кроме того, смазка впитывает влагу из воздуха, что ухудшает её свойства, но в сухом помещении срок хранения достаточно длинный. Как плюс, смазка не вызывает раздражения на коже или на слизистых, не изменяет своих свойств при попадании в кипяток, а также не растворима в воде.
Цена смазки и её производители
Смазка создана институтом по выпуску смазок и топлива для работы в авиации.
Под стать этой смазке ЦИАТИМ – 221 и цена, она по сравнению с другими достаточно высокая и что бы её купить, придётся заплатить за самую распространённую упаковку 0,8 кг от 900 рублей.
По цене это разговор о розничной цене. Естественно, есть и маленькие упаковки, от 20 грамм и большие, до 170 килограмм.
Основными производителями смазки, которым можно доверять, являются российские предприятия ООО «СМ-Ойл», ОАО «МНМЗ», ООО ИСК «МИСКОМ», ООО «ПТК Завод имени Шаумяна». Производителей этой продукции на самом деле много, это и РИКОС и Agrinol, но они не так известные.
В качестве присадок, улучшающих работу и позволяющих выдерживать высокую температуру, используется вещество альдольальфанафтиламин.
Есть и фторированный вариант смазки ЦИАТИМ-221 F, нельзя назвать его аналогом, но он выпускается по ТУ.
Смазка Циатим-221: характеристики и применение
На рынке представлено множество смазочных материалов различных типов. Одной из самых распространенных смазок советского времени, обширно применяемой и в наши дни, является смазка Циатим-221. Далее рассмотрен состав, параметры, применение данного продукта.
Общие особенности
Изначально Циатим-221 создавалась для использования в авиационной технике, что подтверждается приспособленностью данной смазки к работе в разреженном воздухе и вакууме. Среди смазочных материалов общего назначения этот продукт относится к самым дорогим.
Состав
Отличие Циатим-221 от прочих смазок производителя заключается в кремнийорганической основе «132-24», составляющей до 88% объема. В качестве загустителя, составляющего 10% объема, используется стеарат-ацетат кальция либо кальциевое мыло. Оставшиеся 5% составляет антиокислительная присадка, улучшающая вязкость и адгезию, а также повышающая термоокислительную стабильность. Таким образом, по составу Циатим относится к кальциевым смазкам.
Нужно учитывать, что на рынке под данным названием представлены материалы другого состава. Как было сказано, состав Циатим-221 по ГОСТ 9433-80 строго регламентирован. В дешевых аналогах в некоторых случаях в качестве основы применяют очищенное нефтяное масло. Другие представляют собой разбавленную маслом более дешевую смазку Литол-24. Естественно, по параметрам они полностью отличаются от оригинала.
Общие свойства
Эксплуатационные свойства и характеристики
Циатим-221 применяют как смазку широкого назначения для сложных условий (резкие температурные перепады, высокие (>150 °С) или низкие ( Применение
Сфера применения смазки Циатим-221 определяется приведенными выше параметрами. Она является многофункциональным составом, подходящим для разных нагрузок, температур и скоростей. Благодаря этому ее используют во многих отраслях. В частности, Циатим-221 подходит для приборов, узлов различных механизмов и устройств и т. д.
Циатим 221F
Данная смазка представляет собой усовершенствованный вариант Циатим-221 с добавлением фторовой присадки. Свойства Циатим-221F существенно отличаются от исходного материала:
Таким образом, смазки 221 и 221F являются аналогами по функциональному назначению, но вторая имеет расширенную сферу применения.
Какое общее название имеют смазки типа циатим 221 графитол силикол лимол
03.07.2010
Термостойкие смазки
В эту группу включены смазки с максимальной температурой работоспособности от 150 до 200— 250 °С и выше в течение достаточно длительного времени (по крайней мере в течение десятков и сотен часов). Некоторое количество других смазок также могут кратковременно обеспечивать работу оборудования при температурах выше 150°С. При 150—250°С работает небольшое количество видов оборудования; поэтому термостойкие смазки производят в ограниченных объемах. Их производят с помощью специальных загустителей на дорогостоящих синтетических маслах. Применение термостойких смазок при обычных температурах, когда работоспособны смазки более простых типов, слишком расточительно.
В настоящее время техническими условиями и ГОСТами предусмотрено двадцать четыре марки термостойких смазок. Некоторые из них (ВНИИНП-214, ВНИИНП-233, ВНИИНП-234, ВНИИНП-246, ВНИИНП-269) вырабатывают периодически или выпускают в весьма малых количествах (единицы и десятки килограммов в год).
Использование новых перспективных смазок позволяет отказаться от применения устаревших и дублирующих сортов термостойких смазок; они могут быть заменены на рекомендуемые ниже более перспективные смазки:
Термостойкие смазки можно разделить на две группы. В первую войдут мыльные смазки: комплексные кальциевые и натриевые. Во вторую — смазки на неорганических и органических загустителях.
Применение в качестве загустителя комплексных кальциевых мыл высших жирных и уксусной кислоты, позволяет создать смазки работоспособные до 150 — 200°С, с температурой плавления 200—280 °С. Благодаря невысокой стоимости и широкой доступности кСа-смазки более распространены по сравнению с другими термостойкими смазками. Если исключить смазки аэрол, графитол, униол-1, НК-50, БНЗ-5 и БНЗ-4 (изготавливаемые на минеральных маслах), то потребление одной кСа-смазки ЦИАТИМ-221 примерно в 10 раз превышает суммарное потребление всех остальных термостойких смазок.
Можно выделить два вида кСа-смазок. Первый из них — смазки типа униол, полученные загущением нефтяных масел кСа-мылом синтетических жирных кислот. Помимо смазки униол-1 выпускают смазки униол-2 (индустриальную) и униол-ЗМ (морозостойкую). Последнюю готовят на смеси нефтяного и синтетического масел. Второй вид — смазки типа ЦИАТИМ-221, получаемые загущением полисилоксановых жидкостей кСа-мылом. Сюда относятся смазки ЦИАТИМ-221С и ВНИИНП-207, а также смазки ВНИИНП-214, ВНИИНП-219 и ВНИИНП-220, содержащие по 2—3% дисульфида молибдена. В основном различие между этими смазками — изготовление на разных кремнийорганических жидкостях (сополимер № 3, 132-24, 132-25, 133-158) иногда с добавкой синтетических углеводородных масел типа МАС-35 и др. Производство смазки ВНИИНП-214 ограничено.
Учитывая особенности состава, свойства, соображения экономического характера и установившуюся практику применения, следует считать перспективными термостойкие кСа-смазки униол-1, ЦИАТИМ-221, ВНИИ НП-207.
Униол-1 (ТУ 38 УССР 2-01-150—78) представляет собой мягкую смазку коричневого цвета, напоминающую по внешнему виду солидол С. По составу униол-1 относится к кСа-смазкам, изготовленным на мылах высоко- и низкомолекулярных кислот. Его вырабатывают из недефицитного жирового сырья — широкой фракции СЖК. Производство униола-1 лимитируется ограниченными ресурсами масла МС-20. Однако проведенные работы показали возможность его изготовления на масле МС-20С, а также на остаточных масляных компонентах нефтей восточных месторождений.
Униол-1 отличается повышенной водостойкостью. Даже в кипящей воде (так же, как у солидола С в холодной воде) на его поверхности появляется лишь сизый налет. Этот эффект связан с присутствием в смазке униол солей низкомолекулярных карбоновых кислот. По термостойкости униол-1 несколько превосходит смазку НК-50 благодаря низкой испаряемости, высокой температуре каплепадения, малому изменению предела прочности с увеличением температуры. При работе тяжелонагруженных механизмов (зубчатых передач, цепей, карданных шарниров постоянных угловых скоростей и др.) очень важны высокие противозадирные свойства униола-1. Коллоидная стабильность униола-1 хорошая. Смазка не выделяет масла при хранении в течение пяти—шести лет (максимальный срок наблюдения). К недостаткам униола-1 относятся склонность к упрочнению и гигроскопичность, в связи с чем требуется его хранение в герметичной таре.
Гарантийный срок хранения униола-1 в соответствии с техническими условиями 2 года. Наблюдения показали, что смазка может храниться в таре не менее трех лет.
Униол-1 имеет смысл применять в качестве термостойкой смазки общего назначения при температурах в районе 150°С с возможным перегревом до 200 °С, когда нужна доступная и дешевая смазка. Униол-1 примерно в 100 раз дешевле кСа-смазок на синтетических маслах типа ЦИАТИМ-221, ВНИИНП-207 и др. В настоящее время униол-1 достаточно широко используют в горячих узлах металлургического оборудования, в подшипниках горячих конвейеров и туннельных печей, в керамическом производстве и др. В то же время весьма успешно униол-1 зарекомендовал себя в качестве единой многоцелевой смазки для городского электротранспорта. В течение ряда лет его применяют в узлах трения троллейбусов и трамваев взамен смазок 1-13, консталина, ЯНЗ-2 и солидолов. При этом достигнуто увеличение сроков смены смазки, уменьшен на 20—40% расход запасных частей (подшипников ступиц колес, крестовин карданных шарниров и др.), снижен на 15—30% и даже на 50% расход смазки. Применение униола-1 вместо старых смазок дает экономию 15% в год на транспортную единицу (троллейбус, трамвай и др.). В качестве единой смазки униол-1 используют также на горнодобывающем оборудовании (отвальные мосты, шагающие экскаваторы и др.) и в узлах трения сельскохозяйственных машин.
При переходе на смазку униол-1 из узлов необходимо тщательно удалить старую смазку. Эксплуатационные свойства униола-1 при смешении с натриевыми смазками типа 1-13, ЯНЗ-2, консталина ухудшаются. Менее вредно смешение с кальциевыми смазками (солидолом).
Смазка ЦИАТИМ-221С (ТУ 38 101419—73) близка по свойствам, назначению и составу к смазке ЦИАТИМ-221. Отличие состоит в том, что она изготовлена на полисилоксановой жидкости другой марки. В настоящее время производство и применение этой смазки сокращается.
Смазка ВНИИНП-220 (ТУ 38 101475—74) близка по свойствам, назначению и составу к смазке ЦИАТИМ-221. Отличие состоит в том, что в ее состав введен дисульфид молибдена. Предназначена для подшипников качения высокотемпературных электромашин и аналогичных механизмов.
Смазка ВНИИНП-214 (ТУ 38 101505—74) однотипна по назначению, свойствам и составу со смазкой ЦИАТИМ-221. Отличается изготовлением на метилфенилполисилоксановой жидкости и тем, что в ее состав введен особо тонкодисперсный дисульфид молибдена. Используется для реверсивных подшипников качения в широком диапазоне температур. Пригодна для работы в глубоком вакууме.
Смазка ВНИИНП-219 (ТУ 38 101471—74) близка по назначению, свойствам и составу к смазке ВНИИНП-207. Отличается тем, что в ее составе присутствует дисульфид молибдена. Применяется в подшипниках качения, работающих при температурах до 200 °С и повышенных (по сравнению с подшипниками, где применяется смазка ВНИИНП-207) нагрузках.
Ранее для узлов, нагреваемых до высоких температур, применяли только Na-смазки. Повышение рабочих температур до 200—250 °С и выше, появление синтетических масел и новых загустителей привело к замене Na-смазок термостойкими смазочными материалами новых типов. Сейчас сохранилась практически одна термостойкая Na-смазка — НК-50, созданная еще до войны.
Сажевые и графитные
Смазки, входящие в эту группу, отличаются высокой термостойкостью. Они работоспособны при температурах до 250—300 °С. Однако их применяют только в тихоходных узлах трения. Сажевые и графитные смазки имеют высокие противозадирные свойства. Близкие свойства и одна и та же область применения сажевых и графитных смазок позволяют считать целесообразной их унификацию. В будущем смазка ВНИИНП-231 должна потеснить смазки ВНИИНП-210 и ПФМС-4С.
Смазка ПФМС-4С (ТУ 6-02-917—74) —черная плотная паста. По механическим свойствам она отличается от традиционных мыльных смазок (например, от ЦИАТИМ-221) еще больше, чем смазка ВНИИНП-231. Паста ПФМС-4С даже при 300 °С имеет высокие противозадирные свойства и низкую испаряемость. При испытании ее на ЧШМ нагрузки сваривания и заедания превышают 8000 Н (800 кг*с). Однако уже при небольших нагрузках (300—1000 Н) наблюдается большой износ шаров. ПФМС-4С чаще всего применяют для узлов трения, используемых в авиации (в резьбах, винтовых шариковых передачах, подшипниках качения) при температурах до 300°С, а кратковременно (до пяти часов) и при 400 °С. Особенности свойств и применения смазок ВНИИНП-231 и ПФМС-4С в значительной мере совпадают.
Полимерные термостойкие смазки получают из перфторполиэфирных масел и загущают твердыми полимерами. В качестве загустителя используют полиуретаны или фторопласт. Полимерные смазки представляют собой мягкие мази белого цвета. Отличительные особенности этих термостойких смазок — низкая агрессивность по отношению к различным видам резины и хорошие антифрикционные свойства. Такие смазки обеспечивают работу механизмов при высокой температуре, вплоть до 350 °С в течение длительного времени. В то же время из-за вредности продуктов их термического разложения, нагрев смазок этого типа (выше 350—500 °С) не рекомендуется. В настоящее время выпускают смазки ВНИИНП-233 (ТУ 38 101687—77) и ВНИИНП-269 (ТУ 38 40158—73). Последнюю применяют до 350 °С в масс-спектрометрах для смазывания нагруженных механизмов ходовых винтов. Полимерные смазки производят в малых количествах.
ЦИАТИМ-221
Информация по смазке ЦИАТИМ-221
ГОСТ 9433-80 Смазка ЦИАТИМ-221. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3) Grease ЦИАТИМ-221. Specifications Дата введения 1982-01-01 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного Комитета СССР по стандартам от 19 мая 1980 г. N 2188 Настоящий стандарт распространяется на пластичную смазку, предназначенную для смазывания узлов трения и сопряженных поверхностей «металл-металл» и «металл-резина», работающих при температуре от минус 60 до плюс 150 °С. 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ1.1. Смазка должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, по технологическому регламенту и из компонентов, которые применялись при изготовлении образцов смазки, прошедших государственные испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке. 1.2. По физико-химическим показателям смазка ЦИАТИМ-221 должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
|