какое образование после техникума в беларуси

Профессиональное образование

Профессионально-техническое и среднее специальное образование

какое образование после техникума в беларуси

Предметом особой гордости Беларуси является система профессионально-технического и среднего специального образования, которая в отличие от других стран постсоветского пространства сохранена и успешно функционирует. Наш опыт используется в России и других государствах.

Программы профессионально-технического образования реализуются в 127 учреждениях (профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи) и 49 учреждениях образования других видов (ежегодный прием и выпуск составляет более 25 тыс. человек, подготовка осуществляется почти по 300 профессиям).

Система профессионально-технического и среднего специального образования оперативно реагирует на изменения на рынке труда. Это происходит благодаря существующему правовому механизму, обеспечивающему взаимосвязь потребностей организаций-заказчиков кадров, с одной стороны, и объема подготовки кадров на различных уровнях профессионального образования, с другой стороны. Постоянно совершенствуется научно-методическое обеспечение образовательного процесса: с участием организаций-заказчиков кадров обновляются образовательные стандарты, типовые учебные планы и программы по учебным предметам, дисциплинам.

Дальнейшее развитие получает созданная в республике сеть ресурсных центров, включающая 48 центров по 9 видам экономической деятельности. На их базе внедряются в учебный процесс современные образовательные технологии, применяются новейшие средства обучения и оборудование. Ежегодно в ресурсных центрах обучается около 25 тыс. человек, из них 19,9 тыс. обучающихся учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Осуществляется стажировка мастеров производственного обучения профильных учреждений образования (700 человек), профессиональная подготовка и переподготовка взрослого населения (более 4 тыс. человек).

Каждые два года проходит республиканский конкурс профессионального мастерства WorldSkills Belarus, который собирает на своей площадке участников и экспертов со всех регионов страны. В его программе соревнований более 30 компетенций в таких направлениях, как строительные технологии, информационные и коммуникационные технологии, творческие профессии и мода, производство и инженерные технологии, транспорт и логистика, социальные и персональные услуги. Более 100 ведущих предприятий и организаций являются партнерами республиканского конкурса, предоставляя современное оборудование и материалы для конкурсных заданий, участвуя в судействе и подготовке участников соревнований.

Высшее образование

какое образование после техникума в беларуси

Высшее образование в республике является престижным и при этом остается доступным. Зачисление в высшие учебные заведения идет по конкурсу на основе результатов централизованного тестирования и внутренних испытаний. Форма обучения может быть дневной, вечерней либо заочной. Все выпускники аккредитованных высших учебных заведений различных форм собственности получают диплом государственного образца. Молодым специалистам, получившим высшее образование за счет средств бюджета в дневной форме обучения, гарантируется трудоустройство по полученной специальности.

В Беларуси учреждения высшего образования представлены различными типами: классические университеты, профильные университеты (академия, консерватория), институты.

На 10 тыс. человек населения в 2020 году приходится 282 студента и магистранта учреждений высшего образования.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров ведется в аспирантуре, докторантуре учреждений (организаций), реализующих образовательные программы послевузовского образования.

В учреждениях высшего образования проводится комплексная работа по развитию научно-исследовательской, инновационной и предпринимательской инфраструктуры в целях создания инновационной продукции и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности на основе модели «Университет 3.0».

В 2012 году создана Белорусская ассоциация студенческого спорта (БАСС), учредителями которой являются все учреждения высшего образования.

Источник

Среднее специальное образование

Система образования Республики Беларусь

В Беларуси каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Реализовать его в полной мере позволяет сложившаяся в стране многоступенчатая образовательная система.

Дошкольное образование

В его структуру входит сеть дошкольных учреждений, которые различаются по типам и профилю работы с детьми. В республике для детей до 6 лет существуют такие типы дошкольных учреждений, как ясли, ясли-сад, детский сад, детский сад-школа.

По профилю они подразделяются на учреждения общего назначения, с углубленной направленностью, санаторные дошкольные учреждения, специальные дошкольные учреждения для детей с особенностями психофизического развития, дошкольные центры развития ребенка.

Общее среднее образование

Современная модель общеобразовательной школы включает в себя несколько ступеней. Первая – общее начальное образование. Период обучения продолжается 4 года, с 1-го по 4-й классы.

Вторая ступень – общее базовое образование. Период обучения: начальное образование, затем — с 5-го по 9-й классы.

Третья ступень – общее среднее образование. Его получают те учащиеся, которые окончили базовую школу и продолжили обучение в 10-м и 11-м классах общеобразовательной средней школы. Общее среднее образование можно получить и в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях, прием в которые осуществляется после окончания базовой школы.

В последние годы в учебных заведениях Республики Беларусь существует 10-балльная система оценки знаний. С ее введением тесно связана работа по созданию системы тестов, применению рейтинговой оценки знаний.

Дети и подростки в стране имеют доступ к различным формам внешкольного образования и воспитания. Эта система включает в себя сеть кружков, клубов по интересам, спортивных секций при школах и внешкольных учреждениях по организации досуга детей, развитию их способностей. Преимущественно такие объединения работают бесплатно. Большую работу по организации досуга школьников и подготовке их к взрослой жизни проводят детские и молодежные организации.

Профессионально-техническое образование

В Республике Беларусь существует развитая сеть учебных заведений в системе профессионально-технического образования. В настоящее время она включает в себя профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи. Они предоставляют профессионально-техническое и общее среднее образование с присвоением квалификации рабочего по массовым профессиям и выдачей диплома о профессионально-техническом образовании.

Среднее специальное образование

К учебным заведениям, в которых можно получить среднее специальное образование, относятся техникумы (училища), колледжи, школы-колледжи искусств, гимназии-колледжи искусств, профессионально-технические колледжи, лингвистические гимназии-колледжи, высшие колледжи.

Среднее специальное образование предоставляется на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. Обучение ведется на дневной, заочной и вечерней формах и длится от 2 до 4 лет.

Национальная высшая школа

В систему высшего образования Республики Беларусь входят 45 государственных высших учебных заведения, а также 10 вузов частной формы собственности.

В Беларуси проведено лицензирование образовательной деятельности всех вузов независимо от формы собственности. Белорусский государственный университет и Белорусский национальный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, 9 вузов – ведущие отраслевые.

Вопрос № 2.

Основное образование

Содержание термина «основное образование» и его уровни определены в статье 13 «Кодекса Республики Беларусь об образовании»:

Основное образование – обучение и воспитание обучающихся посредством реализации основных образовательных программ.

Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни:

Источник

Что такое всеобщее среднее образование и почему лицеи станут колледжами

Лицеи и колледжи: не надо путать

какое образование после техникума в беларуси

О переходе на обязательное всеобщее среднее образование у нас заговорили еще 2 года назад во время Республиканского педсовета с участием Президента. Тогда же была принята своеобразная «дорожная карта» с соответствующим посылом и специалисты подчеркивали: есть государственный запрос на образованного гражданина и высококвалифицированного работника. Сейчас, напомним, обязательно отучиться 9 классов, то есть получить образование базовое. Впрочем, речь о какой-то новации не идет, да и не придется всем сидеть за школьной партой 11 лет, ведь есть варианты освоить программу старших классов параллельно с профессией в учреждениях профтехобразования и среднего специального. По словам министра образования Игоря Карпенко, этот принцип уже работает и у нас практически все в итоге проходят учебную программу с 1-го по 11-й класс. Официальное признание, что от обязательного базового страна перешла к обязательному общему среднему образованию, еще и улучшит наши позиции в рейтинге индекса человеческого развития.

Как пояснили в Минобразования, лишь мизерный процент учебных учреждений предлагает сейчас выпускникам базовой школы сразу погружение в профессию без доучивания школьных уроков.

Сегодня после 9 классов специальность у нас получают около 50,7 тысячи человек, из них лишь 706 (1,4%) при этом не изучают одновременно предметы общего среднего образования.

Здесь можно выделить две категории, уточняет Татьяна Артемьева, консультант главного управления профессионального образования министерства. Первая — лица, которые отбывают наказание и получают профессионально-техническое образование в филиалах учреждений образования на территории исправительных учреждений. Это около 600 человек, но из них 125 учатся в филиале Бобруйского государственного строительного профессионально-технического колледжа, где профессию осваивают во вторую смену, а в первую есть возможность изучать программу старшей школы. В итоге выпускники получают два документа: школьный аттестат и диплом о получении профтехобразования. Вторая категория — воспитанники спецПТУ. Таких учреждений закрытого типа в стране 3, здесь тоже можно получить, пусть и по раздельности, общее среднее и профессионально-техническое образование.

Что же касается лицеев системы профессионально-технического и среднего специального образования, то не надо, чтобы их путали с тезками, где на более высоком уровне осваивают программу 10 — 11-х классов. На этом недавно сделал акцент и Игорь Карпенко: «Исторически лицей был все-таки в системе общего среднего образования, а не профессионального». Суть в том, что профессиональные лицеи в будущем сменят название. Как пояснил начальник главного управления профессионального образования Минобразования Сергей Касперович, в новой редакции кодекса заложено определение «колледж», которое должно заменить и «профессиональный лицей», и «профтехколледж», и «ссуз». Не исключено, что будет еще дифференциация, ведь сегодня эта система подготовки очень сложная: ряд ссузов обучает еще и по программе профессионально-технической, а учреждения профтехобразования набирают учащихся и по программе среднего специального.

Источник

Какое образование после техникума в беларуси

какое образование после техникума в беларуси

какое образование после техникума в беларуси

какое образование после техникума в беларуси

какое образование после техникума в беларуси

какое образование после техникума в беларуси

какое образование после техникума в беларуси какое образование после техникума в беларуси

какое образование после техникума в беларуси

какое образование после техникума в беларуси

какое образование после техникума в беларусикакое образование после техникума в беларуси

Электронные версии учебников:

какое образование после техникума в беларуси

какое образование после техникума в беларуси

какое образование после техникума в беларуси

какое образование после техникума в беларуси

какое образование после техникума в беларуси

какое образование после техникума в беларуси

какое образование после техникума в беларуси

Участие в экспериментальном проекте «Апробация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования»

Система профессионального образования в Республике Беларусь

В Республике Беларусь каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Реализовать его в полной мере позволяет сложившаяся в стране образовательная система, которая включает общее базовое образование, общее среднее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование. Обязательным в нашей стране является общее базовое образование.

Система профессионального образования включает в себя профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование.

Профессионально-техническое образование — уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием.

К учреждениям профессионально-технического образования относятся:

Профессионально-техническое училище дает возможность выпускнику базовой школы в течение трех лет получить не только рабочую профессию, но и общее среднее образование. На основе общего среднего образования в профессионально-техническом училище учащиеся получают востребованную на рынке труда профессию, так как планы приема профессионально-технических учебных заведений формируются с учетом потребности предприятий региона в рабочих кадрах.

Профессиональные лицеи. Наряду с профессией учащиеся изучают профилирующие предметы на углубленном уровне.

Профессионально-технические колледжи. Обучение в них осуществляется на двух уровнях. I-й уровень профессионально-технического образования – обучение рабочей профессии; II-й уровень среднего специального образования – подготовка специалистов среднего звена – техников, технологов.

Прием на обучение по конкретной учебной специальности (профессии) осуществляется при отсутствии медицинских противопоказаний и противопоказаний к работе по соответствующей специальности (профессии).

На обучение профессиям, по которым запрещается труд несовершеннолетних, принимаются только лица, которым к моменту окончания учебного заведения исполняется 18 лет.

Среднее специальное образование

Среднее специальное образование — уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, курсанта, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста со средним специальным образованием, рабочего со средним специальным образованием.

Учреждения среднего специального образования представлены во всех регионах республики и готовят специалистов среднего звена для различных отраслей экономики.

К учебным заведениям, в которых можно получить среднее специальное образование, относятся техникумы (училища), колледжи, школы-колледжи искусств, гимназии-колледжи искусств, профессионально-технические колледжи, лингвистические гимназии-колледжи, высшие колледжи.

Среднее специальное образование предоставляется на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. Обучение ведется на дневной, заочной и вечерней формах и длится от 2 до 4 лет.

Для поступления в среднее специальное учебное заведение абитуриенты сдают два вступительных испытания: по белорусскому или русскому языку (по выбору абитуриента) и по учебному предмету в соответствии с профилем (направлением) специальности.

Техникум (училище), колледж – учреждения, которые обеспечивает получение среднего специального образования.

Высший колледж обеспечивает получение среднего специального образования, интегрированного с высшим образованием.

Высшее образование

Высшее образование — уровень основного образования, направленный на развитие личности студента, курсанта, слушателя, их интеллектуальных и творческих способностей, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, степени магистра.

Учреждения высшего образования могут быть следующих видов:

Для поступления в высшее учебное заведение абитуриенты сдают вступительные испытания в форме ЦТ по белорусскому или русскому языку (на выбор) и два вступительных испытания в соответствии с профилем (направлением) специальности.

Смотрите таблицу и определяйтесь с выбором предметов централизованного тестирования в соответствии с профилем избранной специальности.

Вступительные испытания в вузы по профилю (направлению) специальности

Математика (ЦТ), творчество

Химия (ЦТ), биология (ЦТ)

Физика (ЦТ), математика (ЦТ)

Математика (ЦТ), история Беларуси (ЦТ)

Математика (ЦТ), география (ЦТ)

История Беларуси (ЦТ), творчество

История Беларуси (ЦТ), иностранный язык (ЦТ)

История Беларуси (ЦТ), всемирная история новейшего времени (ЦТ)

Культура и искусство

История Беларуси (ЦТ), творчество

Физика (ЦТ), математика (ЦТ)

Биология (ЦТ), химия (ЦТ)

Иностранный язык (ЦТ), Обществоведение (ЦТ)

История Беларуси (ЦТ), математика (ЦТ)

Педагогика, психология, дефектология

История Беларуси (ЦТ), биология (ЦТ)

Математика (ЦТ), Обществоведение (ЦТ)

Математика (ЦТ), физика (ЦТ)

Математика (ЦТ), физика (ЦТ)

Биология (ЦТ), физкультура

Философский, социологический, культурологический

История Беларуси (ЦТ), Обществоведение (ЦТ)

Математика (ЦТ), химия (ЦТ)

Абитуриенты, не изучавшие историю Беларуси, могут сдавать испытание по всемирной истории новейшего времени, кроме профиля специальности «исторический».

При поступлении в высшие учебные заведения абитуриентам необходимо пройти профессионально-психологическое собеседование на следующие специальности: «государственное управление», «государственное управление и право», «государственное управление и экономика», «международные отношения», «международное право», «правоведение», «экономическое право», «журналистика» (в том числе, если она является дополнительной специальностью), «международная журналистика», «таможенное дело».

Собеседование проводится по одной или по группе специальностей в тех вузах, где эти специальности присутствуют. Как правило, перечень этих учебных заведений публикуется в печати, размещается на сайте Министерства образования. Причем абитуриенту не обязательно проходить эту процедуру именно в том учебном заведении, в которое он собирается поступать. Рекомендация, выданная по итогам собеседования, будет действительна и в других учебных заведениях.

Абитуриент может пройти собеседование по каждой группе специальностей. Для этого ему необходимо зарегистрироваться на каждую группу специальностей. Однако нельзя зарегистрироваться дважды на одну и ту же специальность (группу специальностей) в разных вузах. Если все же абитуриент зарегистрируется на собеседование по одной специальности более одного раза, то он будет допущен к собеседованию в том вузе, в котором записался впервые.

Сразу в два вуза подать документы нельзя. Но можно дважды во время вступительной кампании попробовать свои силы, если сначала попытаться поступить в один из силовых вузов (Академия МВД, Военная академия Республики Беларусь, Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь, Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь), а затем, если не пройдете по конкурсу, в течение двух-трех дней в зависимости от того, на какую форму обучения вы претендовали, можно подать документы в один из вузов второго потока при условии совпадения вступительных испытаний.

Советуем очень внимательно изучить правила и сроки приема в высшие учебные заведения первой и второй группы, а также в средние специальные учебные заведения. Если не пройдете по конкурсу в вуз, то вполне можете поступить в одно из средних специальных учебных заведений республики на аналогичную специальность. Но лучше все же заранее определиться в профессиональном выборе, чтобы не метаться во время вступительной кампании.

Источник

Среднее-специальное образование

Нормы права являются важнейшим и универсальным регулятором поведения человека в бытовой, профессиональной и иных сферах жизни. Знание, понимание и следование правовым предписаниям способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, выступает залогом формирования высокой правовой культуры человека и является фундаментом правового государства.

Сегодня доступность правовой информации в Республике Беларусь приоритетно обеспечивается совокупностью государственных информационно-правовых ресурсов (далее – ГИПР), информационных технологий и систем. В этой связи навыки использования цифровых инструментов доступа к правовой информации приобретают особую актуальность, а формирование таких навыков должно стать неотъемлемой частью подготовки специалистов с высшим образованием.

Принимая во внимание особенности построения образовательного процесса и характера последующей профессиональной деятельности, информация по формированию навыков поиска правовой информации и наиболее эффективного использования ГИПР в профессиональной деятельности сгруппирована в двух подразделах по подготовке:

Cпециалистов со средним специальным образованием по юридическим специальностям

Ведутся регламентные работы по информационному наполнению данного раздела.

Cпециалистов со средним специальным образованием по иным специальностям

Рассмотрение вопросов использования государственных информационно-правовых ресурсов (далее – ГИПР) в профессиональной деятельности, а также в целях формирования правовой культуры студентов целесообразно осуществлять в рамках курсов «Основы права», «Информационные (компьютерные) технологии в профессиональной деятельности» (варианты названий могут быть иные) либо, при отсутствии таких дисциплин, как одну из составляющих курса по государственной идеологии.

Предлагается реализовать следующие подходы к организации занятий:

Далее предлагается примерное наполнение занятий по формированию компетенций использования ГИПР в профессиональной деятельности продолжительностью 2, 4 и 6 часов.

Основы функционирования государственной системы правовой информации Республики Беларусь (ГСПИ)

Государственные информационно-правовые ресурсы (ГИПР)*

Использование ИПС в профессиональной деятельности*

(общее время занятия)

(время на освещение вопросов тематического блока)

(время на освещение вопросов тематического блока)

(время на освещение вопросов тематического блока)

Обзорно раскрываются вопросы:

цели и задачи ГСПИ в обеспечении доступа к правовой информации, участие в создании нормативных правовых актов всех заинтересованных;

ГИПР (Национальный реестр правовых актов, эталонный банк данных правовой информации как электронный свод всего законодательства Беларуси, Национальный правовой Интернет-портал и т.д.), обеспечивающие доступ к правовой информации;

роль НЦПИ в функционировании и развитии ГСПИ, координации деятельности государственных органов, в организации системы доступа населения к правовой информации (публичные центры доступа к правовой информации)

Обзорно рассматриваются ГИПР сети Интернет как основа в получении официальной, актуальной, достоверной правовой информации, в том числе адаптированной под восприятие детьми и подростками:

Национальный правовой Интернет-портал (далее – Портал) (источник официального опубликования правовых актов, доступ к судебным решениям и иной актуальной правовой информации);

Правовой форум Беларуси (ресурс получения удаленных юридических консультаций, участия в публичных обсуждениях проектов правовых актов);

Детский правовой сайт (правовой ресурс для детей и подростков, родителей, психологов, педагогических работников)

Практическое обучение (ознакомление с функционалом и информационным наполнением) работе с ИПС «ЭТАЛОН», «ЭТАЛОН-online» (далее – ИПС):

знакомство с интерфейсом ИПС и настройка личного кабинета;

освоение видов поиска правовой информации в ИПС;

основные базы данных правовой информации;

тематические банки данных правовой информации и иное.

В зависимости от вида профессиональной деятельности слушателей* предлагается обратиться к соответствующим тематическим банкам данных, размещенным в ИПС (на примере ИПС «ЭТАЛОН-ONLINE»

2 академических часа

Более полно раскрываются вопросы, изложение которых предлагается в рамках 2-часового занятия, а также дополнительно рассматриваются вопросы:

официальное опубликование правовых актов в Республике Беларусь;

использование цифровых технологий для обеспечения доступности правовой информации;

имеющиеся возможности для участия населения в разработке проектов нормативных правовых актов (банк данных «Проекты законов», публичное обсуждение проектов правовых актов и т.д.)

Более полно раскрываются вопросы, изложение которых предлагается в рамках 2-часового занятия, в том числе:

навыки поиска правовой информации на Портале, в том числе в историко-ориентированных банках данных;

удаленное получение юридической помощи на Правовом форуме Беларуси;

прикладные аспекты публичного обсуждения проектов правовых актов;

возможности Детского правового сайта в процессе воспитания и образования подростков

Практическое обучение работе с ИПС, в том числе:

знакомство с интерфейсом ИПС и настройка личного кабинета;

постановка на контроль документов;

освоение всех видов поиска в ИПС;

формирование навыков получения информации из различных баз данных правовой информации;

работа с различными тематическими банками данных правовой информации, необходимой в деятельности специалистов, проходящих переподготовку. Предлагается поработать с соответствующими тематическими банками данных на примере ИПС «ЭТАЛОН-ONLINE»

2 академических часа

2 академических часа

2 академических часа

Более полно раскрываются вопросы, изложение которых предлагается в рамках 2- и 4- часовых занятий, а также дополнительно рассматриваются вопросы:

основы правового регулирования правовой информатизации Республики Беларусь;

цифровизация нормотворческой деятельности (функционирование автоматизированной информационной системы (АИС) формирования Национального реестра правовых актов, а также перспективной разработки АИС, охватывающей все стадии нормотворческого процесса)

Более полно и глубоко раскрываются вопросы, изложение которых предлагается в рамках 4- часового занятия. Делается упор на прикладное значение ресурсов для соответствующих целевых групп слушателей

Подходы к организации занятия соответствуют изложенным в рамках 4- часового занятия

* При изучении вопросов функционирования ГИПР и ИПС предлагается учитывать особенности будущих профессиональных интересов конкретных слушателей (медицинские работника, педагоги, психологи, инженерно-технические специалисты, управляющие работники и др.) и соответственно делать акцент на отдельные ресурсы ГИПР и тематические банки данных ИПС. Например:

Литература для использования при подготовке к проведению занятия или самоподготовке

Вопросы развития государственной системы правовой информации Республики Беларусь, а также системное представление о ее информационных ресурсах, средствах систематизации правовой информации рассмотрены в учебно-методическом пособии «Правовая информатизация в Республике Беларусь», целью которого является формирование информационно-правовой компетентности широкого круга специалистов и обучающихся, включая знания о способах и механизмах получения полной, достоверной и актуальной правовой информации в республике, а также навыки информационно-правовой деятельности:

При изучении вопросов устройства и функционирования ГСПИ и ГИПР предлагается обратиться к следующим источникам:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *