какое образование должно быть у специалиста по работе с семьей
Специалист по работе с семьей: что за профессия и как ей обучиться
Социальная работа — это помощь людям, которые не могут сами справиться с проблемами или разобраться в какой-то сложной ситуации. Работа с семьями — более узкое направление, требующее определенных знаний и умений. Мы расскажем, кому подойдет эта профессия и как ее получить.
Как выглядит работа на практике
Специалист по работе с семьей — это сотрудник соцслужбы, который оказывает социально-психологическую помощь семьям в сложной жизненной ситуации. Он занимается одновременно с детьми, подростками и их родителями. Кроме того, сотрудник общается и с несовершеннолетними, признанными подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по какому-либо уголовному делу или, напротив, потерпевшими или свидетелями преступления.
На практике это выглядит так: соцслужба получает сигнал о признаках неблагополучия семьи, после чего специалист проводит диагностику и выясняет, насколько ситуация опасна для детей или других незащищенных лиц. Когда потенциальные риски и последствия оценены, специалист разрабатывает программу помощи или поддержки. Как правило, она состоит из регулярного посещения подопечных и их психологических консультаций.
На ранних стадиях семья редко выглядит неблагополучной. Поэтому сигнал в соцслужбу может поступить из разных источников:
через анонимные обращения;
от должностных лиц: воспитателей, учителей, участковых, врачей и медсестер;
после рейдов и мероприятий во дворах.
Обычно специалист работает с семьями, которые живут недалеко от него или в подведомственном районе, поскольку реабилитация может длиться годами, а помощь понадобится в любое время суток.
Задача специалиста по работе с семьей
Соцработник сталкивается с разными семьями: где-то есть алкоголики и наркоманы, где-то — инвалиды или люди с хроническими заболеваниями, где-то — безработные родители или опекуны. Задача специалиста — разрешить кризисную ситуацию, причем, постараться сделать это не за людей, а научить их действовать самостоятельно.
Можно сказать, что мобилизация внутренних сил семьи — главная задача работника. Для этого ему нужно проанализировать существующие проблемы, проконсультироваться со специалистами (психологами, врачами, педагогами) и постараться определить пути выхода из кризиса.
Что входит в обязанности
Специалист по работе с семьей:
проводит диагностику семьи и ее окружения и выявляет неблагополучие (например, случаи физического или эмоционального насилия);
разрабатывает программы реабилитации (вместе с врачами и педагогами);
старается вернуть ребенка или семью в общество, привлекая ближайшее окружение;
консультирует родителей и опекунов по поводу социализации их детей и подростков, их адаптации в коллективе;
способствует налаживанию общения родителей с ребенком.
Также специалист работает с людьми с ограниченными возможностями здоровья: помогает им адаптироваться в обществе, общаться, учит их самостоятельно справляться с некоторыми делами.
Кому подойдет профессия соцработника и как ей обучиться
Профстандарт «Специалист по работе с семьей» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 18.11.2013 N 683н) предполагает, что у сотрудника должно быть высшее профильное образование и подтвержденное обучение по программам повышения квалификации. То есть, взаимодействовать с семьями может соцработник после прохождения курсов, например, от АБиУС.
Программа Академии разрабатывалась по профстандарту, поэтому после двухнедельного обучения слушатель может претендовать на работу с новыми вводными: прицельно заниматься подведомственными семьями. Дистанционный формат обучения предполагает, что вы изучаете материалы в любое удобное время: лекции и задания доступны круглосуточно, а куратор всегда ответит на интересующие вопросы.
На курсе АБиУС вы узнаете об актуальных законах и нормах современной системы соцзащиты, о порядке предоставления помощи разным семьям, об адресной поддержке. Вы научитесь разрабатывать индивидуальные программы поддержки семей и делать так, чтобы ваши подопечные сами учились находить выход из сложных жизненных ситуаций.
Эта профессия сложна — нужно быть терпеливым, настойчивым, внимательным и одновременно с этим понимающим, чутким и заботливым специалистом. Это возможно. Главное — получить необходимые знания.
Какое образование должно быть у специалиста по работе с семьей
от 18 ноября 2013 года N 683н
2. Установить, что профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьей» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
в Министерстве юстиции
26 декабря 2013 года,
регистрационный N 30849
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
от 18 ноября 2013 года N 683н
СПЕЦИАЛИСТ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
I. Общие сведения
Предоставление социально-психологической помощи семьям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум, с привлечением ближайшего окружения для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей
Группа занятий:
Специалисты в сфере социальных проблем
Отнесение к видам экономической деятельности:
Предоставление социальных услуг
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
уровень (подуровень) квалификации
Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им помощи
Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия
Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей
Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации
Организация и оказание адресных социально- бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности
Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей для разрешения трудной жизненной ситуации, преодоления неблагополучия, осуществление на межведомственной основе оказания различных видов помощи
Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации
Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью
Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства
Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе
Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция:
Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания помощи
Происхождение обобщенной трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей
Специалист по работе с семьей
Требования к образованию и обучению
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
Требования к опыту практической работы
Особые условия допуска к работе
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Дополнительные характеристики
Специалисты в сфере социальных проблем
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
3.1.1. Трудовая функция
Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Подбор методов и способов проведения обследования различных типов семей
Планирование и проведение обследования условий жизни и воспитания детей в разных типах семей (неблагополучных, замещающих)
Выявление причин неблагополучия, определение признаков пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей
Установление контакта с родителями, лицами, их замещающими
Диагностика отклонений в функционировании различных типов семей с детьми
Изучение особенностей личностного развития и поведения детей, нуждающихся в помощи государства
Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений в различных типах семей и их социального окружения
Оценка рисков, ресурсов и потенциала различных типов семей с детьми, а также членов семей в обществе
Систематизация и анализ семейных проблем с детьми в разных типах семей
Определение возможности проведения социально- психологической реабилитации детей и семей
Подбор методов для изучения особенностей развития ребенка в ситуации семейного неблагополучия или проблем в социуме с учетом национально-культурных особенностей и социального положения ребенка
Проведение комплексного изучения ребенка в социуме
Привлечение экспертов для оценки уровня личностного развития детей из неблагополучных семей и определения программ их развития
Выявление причин особого развития и поведения ребенка, нуждающегося в помощи государства, подбор технологий оказания помощи и поддержки, привлечение необходимых специалистов
Выявление фактов злоупотребления алкоголем и прочими психоактивными веществами, асоциального поведения членов семей, их учета в полиции, социальной защите
Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений с детьми в разных типах семей и институтами социализации
Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее предоставления
Разработка рекомендаций по сопровождению различных типов семей
Устанавливать контакты с разными типами семей и их социальным окружением
Оценивать риски, ресурсы, потенциал и возможности реабилитации семей с детьми
Проводить разные виды социального консультирования
Обеспечивать эффективное взаимодействие с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Повышать свою профессиональную квалификацию по реализации трудовой функции
Проявлять чуткость, вежливость, доброжелательность, учитывать физическое и психологическое состояние человека
Находить и подбирать эффективные технологии помощи неблагополучным семьям с детьми
Поддерживать социальные контакты с семьей и детьми
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)
Вести документацию и отчетность по характеристикам разных типов семей
Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере семейной политики и прав ребенка
Основные направления государственной демографической и семейной политики в Российской Федерации
Государственные стандарты оказания социальных услуг
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народных традиций
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи
Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристик социальной среды
Типологии семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации
Методы диагностики трудной жизненной ситуации, нарушений социализации
Теория, методология и технологии социальной работы применительно к семьям групп социального риска
Конфликтология, возрастная психология, дефектология для определения проблем взаимоотношений
Социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия
Социальная психология (методы, малые группы, психология влияния и т.д.)
Социальная психология личности
Социальная педагогика, социология
Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды
Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными
Ответственность, исполнительность, позитивный взгляд на перспективу жизнедеятельности семей с детьми
Готовность постоянно совершенствовать свои умения и навыки, направленные на повышение качества и эффективности работы
Профстандарт: 03.009
Специалист по работе с семьей
03.009
Специалист по работе с семьей
Профессиональный стандарт
Специалист по работе с семьей
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 683н)
Предоставление социально-психологической помощи семьям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум, с привлечением ближайшего окружения для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей
Специалисты в сфере социальных проблем
Отнесение к видам экономической деятельности:
Предоставление социальных услуг
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
уровень (подуровень) квалификации
Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации с целью оказания им помощи
Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия
Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей
Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации
Организация и оказание адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности
Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей для разрешения трудной жизненной ситуации, преодоления неблагополучия, осуществление на межведомственной основе оказания различных видов помощи
Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации
Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью
Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства
Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе
Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция:
Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации с целью оказания помощи
Происхождение обобщенной трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Специалист по работе с семьей
Требования к образованию и обучению
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
Требования к опыту практической работы
Особые условия допуска к работе
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Специалисты в сфере социальных проблем
3.1.1 Трудовая функция
Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Подбор методов и способов проведения обследования различных типов семей
Планирование и проведение обследования условий жизни и воспитания детей в разных типах семей (неблагополучных, замещающих)
Изучение особенностей социально-бытовых и психолого-педагогических условий жизни, и воспитания детей в разных типах семей, в том числе в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей (далее замещающих семей)
Выявление причин неблагополучия, определение признаков пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей
Установление контакта с родителями, лицами их замещающих
Диагностика отклонений в функционировании различных типов семей с детьми
Изучение особенностей личностного развития и поведения детей, нуждающихся в помощи государства
Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений в различных типах семей и их социального окружения
Оценка рисков, ресурсов и потенциала различных типов семей с детьми, а также членов семей в обществе
Систематизация и анализ семейных проблем с детьми в разных типах семей
Определение возможности проведения социально-психологической реабилитации детей и семей
Подбор методов для изучения особенностей развития ребенка в ситуации семейного неблагополучия или проблем в социуме с учётом национально-культурных особенностей и социального положения ребёнка
Проведение комплексного изучения ребенка в социуме
Привлечение экспертов для оценки уровня личностного развития детей из неблагополучных семей и определения программ их развития
Выявление причин особого развития и поведения ребенка, нуждающегося в помощи государства, подбор технологий оказания помощи и поддержки, привлечение необходимых специалистов
Выявление фактов злоупотребления алкоголем и прочими психоактивными веществами, асоциального поведения членов семей, их учета в полиции, социальной защите
Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений с детьми в разных типах семей и институтами социализации
Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее предоставления
Разработка рекомендаций по сопровождению различных типов семей
Устанавливать контакты с разными типами семей и их социальным окружением
Оценивать риски, ресурсы, потенциал и возможности реабилитации семей с детьми
Проводить разные виды социального консультирования
Обеспечивать эффективное взаимодействие с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Повышать свою профессиональную квалификацию по реализации трудовой функции
Проявлять чуткость, вежливость, доброжелательность, учитывать физическое и психологическое состояние человека
Находить и подбирать эффективные технологии помощи неблагополучным семьям с детьми
Поддерживать социальные контакты с семьей и детьми
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)
Вести документацию и отчетность по характеристикам разных типов семей
Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере семейной политики и прав ребенка
Основные направления государственной демографической и семейной политики в Российской Федерации
Государственные стандарты оказания социальных услуг
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народных традиций
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи
Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристик социальной среды
Типологии семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации
Методы диагностики трудной жизненной ситуации, нарушений социализации
Теория, методология и технологии социальной работы применительно к семьям групп социального риска
Конфликтология, возрастная психология, дефектология для определения проблем взаимоотношений
Социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия
Социальная психология (методы, малые группы, психологию влияния и т.д.)
Социальная психология личности
Социальная педагогика, социология
Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды
Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными
Ответственность, исполнительность, позитивный взгляд на перспективу жизнедеятельности семей с детьми
Готовность постоянно совершенствовать свои умения и навыки, направленные на повышение качества и эффективности работы
3.1.2 Трудовая функция
Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 июня 2020 г. № 351н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по социальной работе”
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе».
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 г. № 571н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 г., регистрационный № 30549).
Министр | А.О. Котяков |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2020 г.
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 июня 2020 г. № 351н
Профессиональный стандарт
Специалист по социальной работе
I. Общие сведения
Деятельность по планированию, организации, контролю и предоставлению социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи | 03.001 |
---|---|
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Предоставление социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи гражданам в целях улучшения условий их жизнедеятельности и расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности |
---|
2635 | Специалисты в области организации и ведения социальной работы | — | — |
---|---|---|---|
(код ОКЗ 1 ) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
87.10 | Деятельность по медицинскому уходу с обеспечением проживания |
---|---|
87.30 | Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания |
87.90 | Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая |
88.10 | Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам |
88.91 | Предоставление услуг по дневному уходу за детьми |
88.99 | Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки |
(код ОКВЭД 2 ) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
---|---|---|---|---|---|
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Деятельность по предоставлению социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи | 6 | Определение индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании | А/01.6 | 6 |
Определение порядка и конкретных условий реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг, представленной получателем социальных услуг | А/02.6 | 6 | |||
Организация социального обслуживания получателей социальных услуг с учетом индивидуальной программы предоставления социальных услуг, индивидуальных потребностей и обстоятельств, по которым гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании | А/03.6 | 6 | |||
В | Деятельность по планированию, организации, контролю реализации и развитию социального обслуживания | 6 | Планирование, организация и контроль деятельности подразделения по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании | В/01.6 | 6 |
Контроль реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг | В/02.6 | 6 | |||
Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания граждан и деятельности по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании | В/03.6 | 6 | |||
Развитие и повышение эффективности социального обслуживания | В/04.6 | 6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 2635 | Специалисты в области организации и ведения социальной работы |
ЕКС 5 | — | Специалист по социальной работе с молодежью |
ОКПДТР 6 | 26527 | Социальный работник |
ОКСО 7 | 5.39.02.01 | Социальная работа |
5.39.03.02 | Социальная работа |
3.1.1. Трудовая функция
3.1.2. Трудовая функция
Наименование | Определение порядка и конкретных условий реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг, представленной получателем социальных услуг | Код | А/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выявление потенциала гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с преодолением обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия его жизнедеятельности |
---|---|
Планирование действий, выбор технологий, форм и методов предоставления социальных услуг при организации предоставления социальных услуг, определенных индивидуальной программой предоставления социальных услуг | |
Взаимодействие со специалистами, организациями и сообществами по оказанию помощи в решении проблем получателей социальных услуг, связанных с преодолением обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности | |
Необходимые умения | Конкретизировать цели, указанные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг на основе проведенной диагностики, а также прогнозировать результаты предоставления социальных услуг |
Использовать технологии и методы социальной работы | |
Применять методы диагностики личности, позволяющие актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию технологий самопомощи и взаимопомощи | |
Учитывать изменяющиеся условия жизнедеятельности граждан с целью внесения предложений о корректировке индивидуальной программы предоставления социальных услуг | |
Взаимодействовать со специалистами, организациями и сообществами при предоставлении социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи | |
Необходимые знания | Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в части необходимой для исполнения должностных обязанностей |
Основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях | |
Основные типы проблем, возникающих у получателей социальных услуг | |
Основные формы и виды социального обслуживания | |
Основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг | |
Порядок предоставления социальных услуг | |
Технологии социальной работы и условия их применения | |
Основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе | |
Мотивационные технологии в социальной работе и технологии активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения | |
Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции | |
Экономические основы социальной работы | |
Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества | |
Российский и зарубежный опыт социальной работы | |
Этические основы социальной работы | |
Другие характеристики | — |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование | Организация социального обслуживания получателей социальных услуг с учетом индивидуальной программы предоставления социальных услуг, индивидуальных потребностей и обстоятельств, по которым гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании | Код | А/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Подготовка документов для заключения договора о предоставлении гражданину социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг |
---|---|
Организация предоставления социальных услуг получателям социальных услуг, а также мер социальной поддержки и государственной социальной помощи | |
Обеспечение посредничества между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг, мер социальной поддержки, государственной социальной помощи, и различными специалистами (организациями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем | |
Содействие мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан | |
Организация направления получателей социальных услуг в специализированные социальные организации (подразделения) и (или) к профильным специалистам | |
Организация социального сопровождения граждан в процессе реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки | |
Организация профилактической работы по предупреждению появления и (или) развитию обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан | |
Необходимые умения | Подготавливать документы для заключения договора о предоставлении гражданину социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг |
Использовать оптимальное сочетание различных технологий социальной работы в процессе предоставления социальных услуг, определенных индивидуальной программой предоставления социальных услуг | |
Обеспечивать организацию взаимодействия профильных специалистов в процессе предоставления социальных услуг гражданам | |
Мотивировать получателей социальных услуг и их социальное окружение к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг | |
Организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных услуг | |
Использовать основы правовых знаний в сфере предоставления социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи | |
Принимать участие в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг | |
Обеспечивать конфиденциальность личной информации о гражданах, обратившихся за получением социальных услуг | |
Необходимые знания | Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в части необходимой для исполнения должностных обязанностей |
Основные направления политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения | |
Порядок предоставления социальных услуг | |
Перечень документов, необходимых для предоставления социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы | |
Правила ведения документации | |
Система организаций социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции | |
Цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов получателей социальных услуг и решения его социальных проблем | |
Регламент межведомственного взаимодействия | |
Сферы профессиональной ответственности профильных специалистов в процессе предоставления социальных услуг | |
Основы валеологии, социальной медицины | |
Экономические основы социальной работы | |
Психологические и социально-педагогические основы социальной работы | |
Правила оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры | |
Основы геронтологии | |
Технологии социальной работы | |
Этические основы социальной работы | |
Другие характеристики | — |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 2635 | Специалисты в области организации и ведения социальной работы |
ЕКС | — | Специалист по социальной работе с молодежью |
ОКПДТР | 26527 | Социальный работник |
ОКСО | 5.39.03.02 | Социальная работа |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование | Планирование, организация и контроль деятельности подразделения по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании | Код | B/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Определение плановых целей и задач подразделения и отдельных специалистов |
---|---|
Определение ресурсов, необходимых для реализации социального обслуживания, ответственных исполнителей | |
Определение объема работы сотрудников подразделения и распределение заданий между ними | |
Содействие в предоставлении медицинской, психологической, социальной помощи гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, не относящемся к социальным услугам (социальное сопровождение) | |
Определение группы специалистов для междисциплинарного и (или) межведомственного взаимодействия при социальном обслуживании граждан | |
Координация деятельности сотрудников подразделения по выполнению поставленных задач | |
Мотивация сотрудников на выполнение поставленных задач | |
Контроль выполнения плановых целей и деятельности специалистов | |
Анализ работы отдельных специалистов и подразделения в целом | |
Проведение мероприятий для обеспечения принятия коллективных решений по осуществлению социального обслуживания граждан | |
Осуществление мероприятий по повышению квалификации сотрудников подразделения | |
Применение технологий наставничества, направленных на оказание помощи новым сотрудникам подразделения, включая их адаптацию на рабочем месте | |
Организация мероприятий по профилактике профессионального выгорания | |
Необходимые умения | Планировать работу подразделения |
Формулировать цели, задачи, определять обязанности и трудовые действия сотрудников подразделения | |
Организовывать взаимодействие специалистов в процессе предоставления социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи | |
Организовывать социальное сопровождение граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании | |
Использовать инструменты межличностных коммуникаций | |
Регулировать конфликты, применять навыки медиации в социальной сфере | |
Использовать инструментарий выявления возможностей и потребностей конкретного сотрудника с целью определения его профессионального потенциала | |
Реализовывать технологии наставничества, выстраивать модели его организации и проведения в соответствии с изменяющимися потребностями сотрудников | |
Определять стимулирующие факторы профессиональной деятельности, разрабатывать и реализовывать систему стимулирования эффективной профессиональной деятельности | |
Необходимые знания | Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в части необходимой для исполнения должностных обязанностей |
Основы социального сопровождения | |
Цели, принципы и технологии управления персоналом | |
Технологии социальной работы | |
Основы конфликтологии и медиации | |
Психология и социология личности и группы | |
Психологические и социологические методы исследования | |
Психология и социология управления | |
Основы документоведения, требования к отчетности, порядку и срокам ее предоставления в рамках своей компетенции | |
Принципы, виды, методы и технологии наставничества | |
Этические основы социальной работы и делового общения | |
Другие характеристики | — |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование | Контроль реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг | Код | B/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Организация контроля качества, результативности и эффективности предоставления социальных услуг в рамках реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг |
---|---|
Организация контроля за соблюдением стандартов предоставления социальных услуг | |
Контроль выполнения индивидуальной программы предоставления социальных услуг | |
Взаимодействие с получателями социальных услуг, организация личного приема граждан по вопросам предоставления социальных услуг | |
Мониторинг удовлетворенности граждан качеством предоставления социальных услуг | |
Необходимые умения | Производить личный прием граждан по вопросам предоставления социальных услуг в организации |
Использовать методы и технологии для оценки качества, результативности и эффективности предоставления социальных услуг | |
Проводить различные виды опросов населения и экспертных опросов, направленных на оценку качества и эффективности предоставляемых услуг | |
Организовывать проведение мониторинга удовлетворенности граждан качеством предоставления социальных услуг | |
Анализировать результаты предоставления социальных услуг в виде качественных и количественных данных, в том числе в электронном виде | |
Необходимые знания | Основы контроля качества предоставления социальных услуг |
Порядок предоставления социальных услуг | |
Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия | |
Методы обработки данных эмпирических исследований, предоставления их в числовой, табличной, графической форме | |
Принципы и правила проведения опросов населения и экспертных опросов, направленных на выявление качества и эффективности предоставляемых услуг и мер социальной поддержки | |
Основы стандартизации и количественной оценки качества предоставления социальных услуг | |
Этические основы социальной работы и делового общения | |
Другие характеристики | — |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование | Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания граждан и деятельности по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании | Код | B/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Проведение мониторинга социальной ситуации на территории обслуживания |
---|---|
Составление прогноза развития социального обслуживания на территории обслуживания | |
Разработка и экспертиза проектов (программ) по реализации социального обслуживания граждан и профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании | |
Необходимые умения | Определять цель мониторинга социальной ситуации на территории обслуживания |
Использовать различные методы мониторинга социальной ситуации | |
Использовать результаты мониторинга в определении целей социального обслуживания населения | |
Выявлять и анализировать информацию о социальной ситуации на территории обслуживания | |
Оценивать достоверность информации, полученной в ходе мониторинга | |
Разрабатывать социальные проекты (программы) по реализации социального обслуживания граждан и профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании | |
Анализировать применение существующих социальных технологий для реализации социального проекта (программы) | |
Разрабатывать инновационные технологии социального обслуживания | |
Выполнять экспертизу социального проекта (программы) | |
Использовать методы и средства получения, хранения, переработки информации, предоставления данных в числовой, табличной, графической форме, работать с компьютером как средством управления информацией, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет | |
Необходимые знания | Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в части необходимой для исполнения должностных обязанностей |
Основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе | |
Основы организации профессиональной деятельности, контроля качества предоставления социальных услуг | |
Основы анализа социальных процессов, происходящих в обществе, их возможные негативные последствия, ситуации социального риска | |
Методы обработки данных эмпирических исследований | |
Другие характеристики | — |
3.2.4. Трудовая функция
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», город Москва | |
---|---|
Ректор | Починок Наталья Борисовна |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 | АНОО ВО «Институт социального образования», город Воронеж |
---|---|
2 | ГАУ «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, город Москва |
3 | Межрегиональная общественная организация «Ассоциация работников социальных служб Российской Федерации», город Москва |
4 | Министерство социального развития Московской области, город Москва |
5 | Общероссийская общественная организация «Союз социальных педагогов и социальных работников», город Москва |
1 Общероссийский классификатор занятий.
2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
3 Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 351.1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2015, № 29, ст. 4363).
4 Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. № 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный № 50237), приказом Минздрава России от 13 декабря 2019 г. № 1032н (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2019 г., регистрационный № 56976), приказом Минтруда России № 187н, Минздрава России № 268н от 3 апреля 2020 г. (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2020 г., регистрационный № 58320), приказом Минздрава России от 18 мая 2020 г. № 455н (зарегистрирован Минюстом России 22 мая 2020 г., регистрационный № 58430).
5 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
6 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
7 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Обзор документа
Для специалистов по социальной работе Минтруд утвердил новый профстандарт. Уточнены трудовые функции и квалификационные требования.
Прежний профстандарт утратил силу.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.