какое образование должен иметь психолог

Красноярского края

Профессиограмма

какое образование должен иметь психолог

Клинический психолог

Презентация профессии

Термин «клиническая психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером. В нашей стране часто также используется термин «медицинская психология».

Тип и класс профессии

Содержание деятельности

Поэтому важно подчеркнуть, что клинический психолог – это специалист, который может работать не только в клиниках, но и в учреждениях другого профиля: образования, социальной защиты и др. Это учреждения, в которых необходимо углубленное изучение личности человека и оказание ему психологической помощи. В вышеуказанных областях клинический психолог выполняет следующие виды деятельности: диагностическую; экспертную; коррекционную; профилактическую; реабилитационную; консультативную; научно-исследовательскую и др.

Требования к знаниям и умениям специалиста

Специалист в качестве клинического психолога работает в тесном содружестве с врачом-психиатром, врачом-психотерапевтом и другими специалистами бригады, осуществляющими оказание психотерапевтической и психиатрической помощи. Он самостоятельно проводит необходимые консультативно-диагностические, психодиагностические, психокоррекционные мероприятия в лечебных, реабилитационных, психопрофилактических и психогигиенических программах для пациентов с реакциями дезадаптации, стресса, неврозов и других непсихотических и психосоматических расстройств. Совместно с лечащим врачом (психиатром, психотерапевтом, интернистом) в качестве консультанта или сотрудника терапевтической бригады, клинический психолог принимает участие в лечении и реабилитации больных с психическими и соматическими расстройствами в стадии ремиссии и с другой патологией, в развитии которой существенную роль играют психосоциальные факторы. При выполнении психодиагностических мероприятий клинический психолог руководствуется задачами, поставленными лечащим врачом или собственными целями и планами реализации индивидуальной лечебной и реабилитационной программы.

Медицинские противопоказания

Не может быть клиническим психологом человек, страдающий каким-либо психическим отклонением, т.к. очень важно случайно не нанести вред другому человеку, который придёт к нему за помощью или консультацией.

Базовое образование

Для овладения специальностью «Клинический психолог» необходимо наличие высшего образования.

Пути получения профессии

Получение высшего образования по специальности «Клиническая психология» возможно в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ. Освоение специальности «Клинический психолог» возможно после получения высшего образования по специальностям или направлениям подготовки психологического профиля в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева», АНО ВО «Сибирский институт бизнеса, управления, психологии» с последующей переподготовкой в области медицинской психологии в институте последипломного образования ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора
В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ.

Область применения профессии

Перспективы карьерного роста

Клинические психологи могут специализироваться в области психотерапии, осваивая новые способы, приемы работы с клиентами и пациентами, нуждающимися в психологической помощи.

Карьерный рост связан с получением руководящих должностей медицинских психологических центров, учреждений, отделений и т.д. Возможно практическая деятельность в частной практике.

Источник

Какое образование должен иметь психолог

какое образование должен иметь психолог

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

какое образование должен иметь психолог

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

какое образование должен иметь психологОбзор документа

Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Медицинский психолог» (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018)

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «__»_____2018 г. N

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Медицинский психолог

I. Общие сведения

Оказание клинико-психологической помощи и укрепление здоровья населения
(наименование вида профессиональной деятельности)Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Предоставление помощи населению по клинико-психологической диагностике, реабилитации, профилактике, коррекции и экспертизе
2634Психологи2269Специалисты в области здравоохранения, не входящие в другие группы
1342Руководители служб в сфере здравоохранения
(код ОКЗ*(1))(наименование)(код ОКЗ)(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

86.1Деятельность больничных организаций
86.90.9Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки
85.41.9Образование дополнительное детей и взрослых, не включенное в другие группировки
(код ОКВЭД*(2))(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функцииТрудовые функции
коднаименованиеуровень квалификацииНаименованиекодуровень (подуровень) квалификации
АОказание клинико-психологической помощи населению7Клинико-психологическая помощь при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе в кризисных и экстремальных ситуацияхA/01.77
Клинико-психологическая помощь при нарушениях психического (психологического) развитияA/02.77
Экспертное клинико-психологическое исследование в связи с задачами судебной экспертизыA/03.77
BУправление структурным подразделением, оказывающим клинико-психологическую помощь населению7Организация деятельности структурного подразделения, оказывающего клинико-психологическую помощь населениюB/01.77
Планирование деятельности структурного подразделения, оказывающего клинико-психологическую помощь населениюB/02.77
Контроль деятельности структурного подразделения, оказывающего клинико-психологическую помощь населениюB/03.77

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование документаКодНаименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ2634Психологи
2269Специалисты в области здравоохранения, не входящие в другие группы
ЕКС*(7)Медицинский психолог
ОКПДТР*(8)24041Медицинский психолог
ОКСО*(9)37.05.01Клиническая психология
37.04.01Психология
37.06.01Психология
37.05.02Психология служебной деятельности

3.1.1. Трудовая функция

3.1.2. Трудовая функция

НаименованиеКлинико-психологическая помощь при нарушениях психического (психологического) развитияКодA/02.7Уровень (подуровень) квалификации7
Происхождение трудовой функцииОригиналXЗаимствовано из оригинала
Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действияАнализ и описание процесса развития, соответствия состояния познавательных функций, эмоционально-личностной сферы возрастным нормативам, психологического, социального и семейного функционирования
Оформление клинико-психологического заключения по результатам исследования познавательных функций, эмоционально-личностной сферы, психологического, социального и семейного функционирования
Анализ и описание причин социальной и (или) школьной дезадаптации и нарушения детско-родительских отношений
Назначение комплекса мероприятий по профилактике и коррекции социальной и (или) школьной дезадаптации и нарушения детско-родительских отношений
Проведение реабилитационных и коррекционных мероприятий в индивидуальной и групповой форме
Клинико-психологическая оценка процесса развития, реабилитации и коррекции в динамике
Проведение немедикаментозной психотерапии с родственниками
Предоставление родителям (законным представителям) сведений, касающихся характера психологических нарушений, целей, методов реабилитационного/коррекционного воздействия и ожидаемых результатов
Консультирование родителей (законных представителей) и представителей образовательных организаций по вопросам профориентации лиц с нарушениями психического (психологического) развития
Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам нарушения детско-родительских отношений
Разработка рекомендаций по организации инклюзивного образовательного пространства и профилактики социальной и (или) школьной дезадаптации
Необходимые уменияСопоставлять выявленные особенности психического (психологического) развития с нормативными показателями данной возрастной группы
Анализировать возрастные особенности психологического развития
Анализировать причины социальной и (или) школьной дезадаптации и нарушения детско-родительских отношений
Разрабатывать рекомендации по организации инклюзивной образовательной среды и профилактике социальной и (или) школьной дезадаптации
Реализовывать психологические реабилитационные, коррекционные и профилактические программы в индивидуальной и групповой форме
Определять цели и составлять программы клинико-психологической реабилитации, коррекции и профилактики
Оценивать степень ограничений жизнедеятельности и здоровья, реабилитационный потенциал, специфику психологического и социального функционирования
Предоставлять родителям (законным представителям) рекомендации по профилактике и коррекции детско-родительских отношений, по вопросам инклюзии и профориентации
Предоставлять представителям образовательных организаций рекомендации по вопросам инклюзии и профориентации
Необходимые знанияЗаконодательные акты и нормативные документы, регламентирующие организационно-правовые основы оказания медицинской и психологической помощи, а также образовательных услуг населению
Возрастная психология, психология индивидуальных различий, педагогическая психология
Правила и принципы проведения клинико-психологической диагностики
Основы неврологии, психиатрии, клиники внутренних болезней детского возраста (этиологию, патогенез, современные классификации, клиническую картину, принципы диагностики пациентов)
Особенности оказания клинико-психологической помощи при нарушениях развития
Организационные аспекты (маршрутизация) лечебного, образовательного и реабилитационного/коррекционного процесса и взаимодействия со специалистами различного профиля (социального, образовательного, правового, реабилитационного)
Показания и противопоказания к проведению клинико-психологических диагностических и реабилитационных мероприятий
Виды социальной и (или) школьной дезадаптации
Клинические рекомендации по диагностике, лечению и реабилитации детей и подростков при нарушениях психического (психологического) развития
Другие характеристики

3.1.3. Трудовая функция

НаименованиеЭкспертное клинико-психологическое исследование в связи с задачами судебной экспертизыКодA/03.7Уровень (подуровень) квалификации7
Происхождение трудовой функцииОригиналXЗаимствовано из оригинала
Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действияОзнакомление с постановлением (определением) о назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ), составление плана экспертно-психологического исследования
Клинико-психологический анализ уголовного или гражданского дела, медицинской и иной приобщенной к делу документации при производстве КСППЭ (живых лиц, заочных, в т.ч. посмертных), составление и систематизация выписок
Экспертно-психологическое исследование, составление заключения при производстве КСППЭ
Участие в проведении однородной судебно-психиатрической экспертизы, комплексной сексолого-психиатрической экспертизы в отношении живых лиц
Участие в работе судебной психолого-психиатрической экспертной комиссии в качестве члена комиссии при производстве КСППЭ
Подготовка и составление итогового документа: заключения комиссии экспертов (КСППЭ); письменного сообщения о невозможности дать экспертное заключение; заключения о невозможности решения экспертных вопросов в условиях, в которых проводилась экспертиза
Исполнение иных обязанностей, предусмотренных процессуальным законодательством, в том числе, по вызову следователя (суда) давать разъяснения и дополнения по данному заключению комиссии экспертов (КСППЭ)
Необходимые уменияПрименять методы судебно-психологического и клинико-психологического исследования
Проводить судебно-психологическое экспертное исследование и составлять заключение эксперта в соответствии с требованиями процессуального законодательства
Применять различные стратегии взаимодействия и коммуникации с подэкспертными в зависимости от вида судебной экспертизы, процессуального статуса подэкспертного, уровня психического развития, пола, возраста, психического состояния подэкспертного, его установок по отношению к экспертизе
Взаимодействовать с органом или лицом, назначающим судебную экспертизу, а также с судебными экспертами-психологами и экспертами смежных специальностей
Формулировать и обосновывать экспертные выводы
Использовать границы ответственности и компетенции на основе принципов профессиональной этики психолога
Необходимые знанияПроцессуальное законодательство в части регуляции производства судебной экспертизы и участия специалиста
Уголовное, гражданское, семейное право, другие федеральные законы в части правовых последствий заключения эксперта (комиссии экспертов)
Федеральный Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»
Судебная экспертология, юридическая психология, теория и методология производства судебных экспертиз с участием психолога, специфика и юридическое значение предметных видов судебных экспертиз в уголовном и гражданском процессах
Основные методы судебно-психологического экспертного исследования
Судебно-психологические экспертные критерии определения юридически значимых способностей, психических свойств, процессов, состояний в разных предметных видах КСППЭ в уголовном и гражданском процессах
Этические принципы производства судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз
Другие характеристикиОбучение по программам дополнительного профессионального образования по вопросам судебных экспертиз с участием медицинского психолога

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наименование документаКодНаименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ1342Руководители служб в сфере здравоохранения
ОКПДТР24041Медицинский психолог
22043Заведующий отделением
ОКСО37.05.01Клиническая психология
37.04.01Психология
37.06.01Психология
37.06.02Психология служебной деятельности

3.2.1. Трудовая функция

НаименованиеОрганизация деятельности структурного подразделения, оказывающего клинико-психологическую помощь населениюКодB/01.7Уровень (подуровень) квалификации7
Происхождение трудовой функцииОригиналXЗаимствовано из оригинала
Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действияОрганизация работы структурного подразделения
Организация документооборота в структурном подразделении
Участие в разработке системы мотивации работников структурного подразделения
Формирование и поддержание корпоративной культуры организации
Необходимые уменияФормировать отчеты о деятельности структурного подразделения
Использовать методы мотивирования работников структурного подразделения
Управлять ресурсами структурного подразделения
Использовать информационно-аналитические системы и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»
Необходимые знанияПринципы и методы мотивации работников структурного подразделения
Порядки и стандарты оказания клинико-психологической помощи, Утвержденные клинические рекомендации по вопросам оказания клинико-психологической помощи населению
Методология анализа и оценки показателей, характеризующих психическое здоровье населения
Требования к оформлению документации в соответствии с профилем организации
Основы этики и психологии делового общения; деловая переписка, электронный документооборот
Другие характеристики

3.2.2. Трудовая функция

НаименованиеПланирование деятельности структурного подразделения, оказывающего клинико-психологическую помощь населениюКодB/02.7Уровень (подуровень) квалификации7
Происхождение трудовой функцииОригиналXЗаимствовано из оригинала
Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действияПланирование ресурсного обеспечения структурного подразделения
Анализ результатов деятельности структурного подразделения
Разработка и планирование показателей деятельности работников структурного подразделения
Планирование деятельности структурного подразделения
Составление графика работы, графика сменности и графика отпусков работников структурного подразделения
Необходимые уменияАнализировать показатели деятельности структурного подразделения
Составлять план ресурсного обеспечения и определять показатели деятельности структурного подразделения
Соблюдать требования по обеспечению безопасности персональных данных населения и сведений, составляющих врачебную тайну
Необходимые знанияПринципы и методы планирования деятельности структурного подразделения
Требования по обеспечению безопасности персональных данных населения и сведений, представляющих врачебную тайну
Трудовой кодекс Российской Федерации, нормативные правовые акты в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты населения
Другие характеристики

3.2.3. Трудовая функция

НаименованиеКонтроль деятельности структурного подразделения, оказывающего клинико-психологическую помощь населениюКодB/03.7Уровень (подуровень) квалификации7
Происхождение трудовой функцииОригиналXЗаимствовано из оригинала
Код оригиналаРегистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действияОрганизация мероприятий по обеспечению внутреннего контроля качества работников структурного подразделения
Участие в разработке проектов локальных актов организации
Контроль состояния ресурсного обеспечения деятельности структурного подразделения
Обеспечение соблюдения требований к эксплуатации оборудования в структурном подразделении
Контроль за выполнением работниками структурного подразделения правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-эпидемиологического режима, противопожарной безопасности
Необходимые уменияФормировать аналитические отчеты по результатам проведения внутреннего контроля качества и безопасности деятельности в структурном подразделении
Осуществлять контроль ресурсного обеспечения деятельности структурного подразделения
Осуществлять контроль за соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка
Необходимые знанияОсобенности санитарно-эпидемиологического режима организации
Правила эксплуатации оборудования в структурном подразделении
Виды, формы и методы внутреннего контроля качества и безопасности профессиональной деятельности в структурном подразделении
Основы менеджмента качества и безопасности профессиональной деятельности в структурном подразделении
Другие характеристики

4.1. Ответственная организация-разработчик

Общественная организация «Российское психологическое общество», город Москва
Президент Зинченко Юрий Петрович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1.ГБУ РД «Городская клиническая больница N1», город Махачкала
2.ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ», город Москва
3.НИИ неотложной детской хирургии и травматологии ДЗМ, город Москва
4.Союз медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата», город Москва
5.ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», город Челябинск
6.ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), город Москва
7.ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», город Томск
8.ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», город Владивосток
9.ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», город Ростов-на-Дону
10.ФГБУ «Научный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева» Минздрава России, город Москва
11.ФГБНУ «Научный центр неврологии», город Москва
12.ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», город Санкт-Петербург
13.ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Минздрава России, город Москва
14.ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», город Санкт-Петербург
15.ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», город Москва
16.ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России, город Москва
17.ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России, город Москва
18.ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский Центр здоровья детей» Минздрава России, город Москва
20.ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России, город Москва

*(1) Общероссийский классификатор занятий.

*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

*(3) Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный N 27723), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 01 августа 2014 г. N 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33591).

*(4) Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 213 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 39, ст. 3616; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986; 2015, N 29, ст. 4356).

*(5) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).

*(6) Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 351.1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 9, ст. 812; 2015, N 1, ст. 42; N 29, ст. 4363).

*(7) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

*(8) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

*(9) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Обзор документа

Предложен профессиональный стандарт «Медицинский психолог». В нем перечислены:

— цель деятельности и трудовые функции;

— требования к образованию, обучению и опыту работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *