какое образование должен иметь эксперт

Экспертный корпус. Особенности нормативного регулирования статуса эксперта и его аттестации

какое образование должен иметь эксперт

Экспертный корпус. Особенности нормативного регулирования статуса эксперта и его аттестации

Работа экспертных организаций как почти единственного механизма, который стоит на пути у некачественных проектов, который отвечает за надежность и безопасность решений, принятых в проектной документации, всегда будет исключительно важна как для государства и граждан, так и для профессионального сообщества. В этих условиях особенное внимание должно уделяться правовому регулированию деятельности экспертных организаций: в первую очередь, статусу эксперта и определению подходов к формированию экспертного корпуса как базису, на котором возводится все здание института строительной экспертизы.

5 марта 2007 года Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации №145, был установлен порядок проведения государственной экспертизы по принципу «одного окна».

Тем же документом было введено понятие статуса государственного эксперта. Так, пунктом 47 Положения определено, что исключительным правом подготовки заключений государственной экспертизы обладают лица, аттестованные в качестве государственных экспертов в порядке, установленном Министерством регионального развития Российской Федерации. Согласно ранее действующей редакции пункта 47 Положения «при проведении государственной экспертизы государственный эксперт независим и обязан руководствоваться только требованиями законодательства Российской Федерации. Никто не вправе давать государственному эксперту обязательные для исполнения указания в части выводов относительно соответствия или несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, соответствия или несоответствия инженерных изысканий требованиям технических регламентов». К сожалению, столь важный и принципиальный аспект статуса эксперта так и не нашел отражения в последующих нормативных правовых актах. Сегодня этот раздел Постановления правительства утратил силу, и вопросы, связанные с правовым статусом эксперта, определяются уже статьями 49 и 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Во время разработки этих документов профессиональным сообществом довольно долго обсуждался вопрос того, должен ли государственный эксперт быть штатным сотрудником организации по проведению государственной экспертизы. В 2007 и 2009 годах этот вопрос получал, в основном, положительный ответ. Однако сегодня, как то устанавливает часть 1 статьи 49.1 Градостроительного кодекса, а также пункт 8 Положения об аттестации, любое физическое лицо может быть аттестовано на право подготовки заключений экспертизы при условии его соответствия следующим требованиям:

1) наличие высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта;
2) постоянное проживание в Российской Федерации;
3) наличие стажа работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности не менее пяти лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо в организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, не менее трех лет;
4) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
5) обладание необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации.

Отдельно необходимо отметить, что первое требование, а именно наличие высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта, довольно нечеткое. Ведь в настоящее время в общепринятой системе российского высшего образования существует разделение выпускников вузов на бакалавров (4 года обучения в вузе), специалистов (5 лет обучения) и магистров (6 лет в вузе). Разумеется, уровень профессиональной подготовки у этих выпускников очень разный, хотя все они формально считаются получившими высшее образование.

Квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий действует на всей территории Российской Федерации. Срок действия аттестата – 5 лет. Физическое лицо вправе обратиться в Минстрой России с заявлением о продлении срока его действия путем переаттестации. Согласно части 7 статьи 49.1 Градостроительного кодекса квалификационный аттестат может быть аннулирован тем же органом, который его выдал, то есть, Минстроем России, до истечения срока его действия. Основанием для аннулирования аттестата являются:

1) установление факта участия эксперта в экспертизе при наличии личной заинтересованности в ее результатах, в том числе, если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали эксперт лично или его близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг;
2) установление факта представления для прохождения аттестации документов, содержащих недостоверные сведения;
3) вступление в законную силу решения уполномоченных органов о привлечении лица, которому выдан квалификационный аттестат, к ответственности за правонарушения в сфере его профессиональной деятельности.

Аттестованные эксперты вносятся Минстроем России в соответствующий реестр в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 16 марта 2012 года № 102. Этот реестр открыт для всех заинтересованных лиц и ведется в электронном виде на официальном сайте Минстроя России. В реестре содержатся следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество физического лица, которому выдан квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
2) номер квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
3) дата выдачи и дата окончания срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
4) направления деятельности эксперта, по которым он может осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
5) отметка об аннулировании, приостановлении, выдаче дубликата квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае принятия Министерством регионального развития Российской Федерации соответствующего решения).

Пункт 13 Положения об аттестации определяет, что при наличии действующего квалификационного аттестата эксперт может представить документы для прохождения аттестации на получение права подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по другому направлению деятельности. Данное правило касается лиц, работающих в организации по проведению государственной экспертизы и обладающих необходимым стажем.

В настоящее время в Правительстве Российской Федерации на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации. Эти изменения связаны с необходимостью повысить требования, предъявляемые к аттестации физических лиц на право подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

Например, непростым было принятие решения о стаже работы, необходимом для такой аттестации. Сегодня в проектных организациях этот стаж составляет пять лет, однако вносились предложения продлить его до десяти и даже пятнадцати лет. В конечном итоге, в рассматриваемый проект вошел вариант, согласно которому длительность стажа эксперта должна составлять не менее семи лет.

Споры вызывает не только стаж, но и порядок проведения самой аттестации. В настоящее время она проводится в двух формах: устный экзамен и письменное тестирование, где при ответе на вопрос следует выбрать верный вариант из нескольких предложенных. Конечно, устный экзамен раскрывает возможности претендента значительно полнее и нагляднее, чем тестирование. Экзаменационная комиссия состоит из представителей Минстроя и специалистов Главгосэкспертизы России. Экзаменаторы могут лично познакомиться с кандидатом, задать дополнительные вопросы, послушать, как потенциальный эксперт обосновывает свою точку зрения и какие аргументы он подбирает. Но, как считает сообщество, и письменное тестирование имеет право на существование – как дополнительный экзамен. Во время такого тестирования кандидаты могли бы решать практические задачи, которые позволяли бы получить дополнительные данные об уровне их профессиональных знаний и навыков.
Кроме того, в законопроекте установлен перечень оснований для аннулирования квалификационного аттестата. Такими основаниями, например, могут стать:

— установление судом двух и более фактов совершения экспертом нарушений, влекущих за собой создание угрозы причинения вреда жизни, здоровью человека, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Речь идет о нарушениях, совершенных за последние пять лет профессиональной деятельности в качестве эксперта, либо о нарушениях, которые повлекли причинение указанного вреда вне зависимости от того, когда такие нарушения были совершены. В частности, нарушением является подготовка экспертом положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий, не соответствующих требованиям технических регламентов, или положительного заключения экспертизы проектной документации, не соответствующей требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий;

— установление судом двух и более фактов нарушений эксперта за последние пять лет его профессиональной деятельности. Речь идет о таких нарушениях, как подготовка экспертом отрицательного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий при соответствии их требованиям технических регламентов, или отрицательного заключения экспертизы проектной документации при ее соответствии требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий.
При этом, если причиной аннулирования квалификационного аттестата стали нарушения, которые повлекли за собой причинения вреда жизни, здоровью человека, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повторная аттестация эксперта не допускается.

Источник

Какое образование должен иметь эксперт

от 20 мая 2014 года N 556

В соответствии с частью 15 статьи 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036, N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566), пунктом 29 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1039 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6118), и пунктом 5.2.60 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2923; N 33, ст.4386, N 37, ст.4702; 2014, N 2, ст.126; 2014, N 6, ст.582),

квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, привлекаемым для проведения аккредитационной экспертизы (приложение N 1);

порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций (приложение N 2);

порядок отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы (приложение N 3).

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
31 июля 2014 года,
регистрационный N 33374

Приложение N 1

Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, привлекаемым для проведения аккредитационной экспертизы

1. К экспертам предъявляются следующие квалификационные требования:

1.1. Наличие высшего образования и стажа работы в сфере образования не менее 5 лет.

федеральные государственные образовательные стандарты (по уровню образования, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт может проводить аккредитационную экспертизу);

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036, N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566.

В случае если эксперт подал заявление для проведения аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам.

порядок работы со служебной информацией, а также со сведениями, составляющими государственную тайну (при наличии допуска к указанным сведениям), персональными данными;

способы и особенности применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

1.2.2. Обладать навыками:

поиска, сбора, анализа и систематизации информации, необходимой для проведения аккредитационной экспертизы;

работы с компьютерной и другой оргтехникой, применения современных информационно-телекоммуникационных технологий;

применения правил деловой этики;

делового письма (переписки).

работать с нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами, содержащими нормы, регламентирующие образовательные отношения;

проводить экспертизу оценочных и методических материалов на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам и (или) самостоятельно установленным образовательным стандартам;

устанавливать соответствие (несоответствие) содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, а также качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, реализуемым в соответствии с самостоятельно установленными образовательными стандартами;

анализировать информацию и документы, полученные в ходе проведения аккредитационной экспертизы;

грамотно формулировать и обосновывать выводы по предмету аккредитационной экспертизы;

составлять и оформлять отчет об аккредитационной экспертизе и заключение экспертной группы с использованием средств компьютерной техники и информационных технологий.

1.2.4. Обладать опытом:

разработки и реализации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам);

применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых с применением сетевой формы реализации образовательных программ, а также электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).

2. К экспертным организациям предъявляются следующие требования:

Перечень экспертов включает в себя следующие ежемесячно обновляемые сведения о привлекаемых экспертах:

б) уровень высшего образования, наименование организации, выдавшей документ о высшем образовании и о квалификации, наименование специальности, направления подготовки, наименование присвоенной квалификации, год окончания обучения;

в) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт может привлекаться для проведения аккредитационной экспертизы;

г) стаж (опыт) работы в сфере образования.

2.2. Наличие локальных нормативных актов, устанавливающих требования к привлекаемым экспертам, а также регламентирующих порядок оценки соответствия привлекаемых экспертов установленным требованиям. Требования к привлекаемым экспертам не могут быть ниже квалификационных требований к экспертам, установленным пунктом 1 настоящих квалификационных требований.

2.3. Наличие локальных нормативных актов, регламентирующих вопросы организации и проведения мероприятий по подготовке и участию в проведении аккредитационной экспертизы.

Приложение N 2

Порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций

2. Аккредитация осуществляется аккредитационными органами.

3. Аккредитация проводится в целях установления полномочий физического лица в качестве эксперта и установления полномочий юридического лица в качестве экспертной организации в соответствии с квалификационными требованиями (требованиями), установленными Министерством образования и науки Российской Федерации.

4. Полномочия физического лица в качестве эксперта и полномочия юридического лица в качестве экспертной организации устанавливаются сроком на 3 года.

Заявление и прилагаемые к нему документы представляются претендентом одним из следующих способов:

7. В заявлении об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта указываются следующие сведения о претенденте:

б) реквизиты документа, удостоверяющего личность;

в) контактная информация (место жительства (место пребывания), телефон);

г) уровень высшего образования, наименование организации, выдавшей документ о высшем образовании и о квалификации, наименование специальности, направления подготовки, наименование присвоенной квалификации;

д) место работы (полное наименование и местонахождение работодателя), занимаемая должность;

е) стаж (опыт) работы в сфере образования;

ж) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которой претендент подает заявление на проведение аккредитационной экспертизы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

з) идентификационный номер налогоплательщика и (или) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

и) форма допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (при привлечении к аккредитационной экспертизе образовательных программ, содержащим сведения, составляющие государственную тайну (при наличии);

к) согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. К заявлению об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта прилагаются следующие документы:

а) копия документа, удостоверяющего личность;

Источник

Памятка судебного эксперта

П А М Я Т К А

для судебных экспертов и судей

1. Какие требования предъявляются судебному эксперту (кто может быть судебным экспертом).

1.1. Все процессуальные кодексы указывают только одно основание (требование) для назначения лица судебным экспертом – наличие специальных знаний (ст. 57 УПК РФ, ст. 85 ГПК РФ, ст. 55 АПК РФ).

Вместе с тем, процессуальные кодексы требуют, чтобы в своем заключении судебный эксперт сообщил о своем образовании, специальности, стаже работы, о наличии ученой степени и (или) ученого звания (ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ). Требование о наличии высшего образования для государственных судебных экспертов содержится в ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (№ 73-ФЗ от 31.05.2001). Эти данные помогают суду (следователю, дознавателю) в решении вопроса о компетентности эксперта.

Кроме того компетентность судебного эксперта подтверждается в системах добровольной сертификации некоммерческого партнерства «ПАЛАТА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ» (НП «СУДЭКС»), которая является единственной в настоящее время организацией, осуществляющей сертификацию негосударственных судебных экспертов и негосударственных судебно-экспертных лабораторий в Российской Федерации. Обе системы добровольной сертификации зарегистрированы в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт России): «Система добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов», свидетельство о регистрации № РОСС.RU.И597.04.НЯ00, от 16.10.2009г.; «Система добровольной сертификации негосударственных судебно-экспертных лабораторий», свидетельство о регистрации № РОСС.RU.И643.04.СЭЛ0, от 22. 04. 2010г.

В рамках указанных систем добровольной сертификации ведутся Реестры, для регистрации участников систем, выданных, приостановленных и отмененных сертификатов судебных экспертов и судебно-экспертных лабораторий.

Программы подготовки судебных экспертов, определяющие требования к ним в вышеперечисленных системах сертификации, утверждены Минюстом России.

2. Какие требования, предъявляемые к судебным экспертам, неправомерны.

2.1. Требования о предоставлении экспертом лицензии на право производства судебных экспертиз и(или) сведений (документа) о его аккредитации являются незаконными и не выполнимыми.

Лицензирование судебно-экспертной деятельности не предусмотрено Федеральным законодательством (Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 (ред. от 20.08.2010) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»)

В настоящее время аккредитации судебных экспертов в Российской Федерации не существует.

2.2. Если выполняется (назначается) судебно-оценочная экспертиза, судебная строительно-техническая экспертиза или другие виды судебных экспертиз, выполняемыми специалистами саморегулируемых организаций (СРО), требование о представлении экспертом сведений о своем членстве в СРО не предусмотрено законом. Судебная экспертиза осуществляется только по нормам процессуальных кодексов. Что касается компетенции эксперта, то она должна устанавливаться по существу, а не по формальным основаниям.

2.3. Неправомерны требования о профильном образовании судебного эксперта. Закон (ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ) требует указать образование, не уточняя: высшее, среднее специальное, профильное и т.д.

В ГПК РФ вообще ничего не говорится об образовании эксперта.

3. Самоотвод (отвод) судебного эксперта.

Самоотвод должен быть заявлен судебным экспертом до рассмотрения дела по существу. Наряду с общими основаниями для самоотвода (отвода) участников процесса (ст. 61, 62 УПК РФ, ст. 16 ГПК РФ, ст. 21, 22 АПК РФ) существуют специфические основания для самоотвода (отвода) судебного эксперта:

— служебная или иная зависимость, в которой находился или находится эксперт от лица, участвующего в деле;

— личная заинтересованность в исходе дела (ст. 70 УПК РФ, ст. 18 ГПК РФ, ст. 23,27 АПК РФ).

В арбитражном процессе в дополнение к этому приведено еще одно специфическое основание (ст. 23 АПК РФ) для отвода эксперта. Это проведение сведущим лицом ревизии или проверки, материалы которой послужили поводом для обращения в арбитражный суд или используются при рассмотрении дела.

Других, оснований, кроме содержащихся в упомянутых выше статьях, для отвода судебного эксперта не имеется, например: требование наличия лицензии, аккредитации, членства в каком-то профессиональном объединении, высшего профильного образования, высшего образования и другое.

4. Разъяснение прав судебному эксперту и предупреждение его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Лицо, назначившее судебную экспертизу (судья, следователь, дознаватель), обязаны разъяснить эксперту его права и предупредить его об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ (ст. 192, 283 УПК РФ, ст. 79, 80 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ).

Если экспертиза проводится в экспертном учреждении, то разъяснение прав и предупреждение по ст. 307 УК РФ осуществляет руководитель экспертного учреждения (ст. 199 УПК РФ, ст. 82 АПК РФ, ст. 80 ГПК РФ).

Если определение (постановление) о назначении судебной экспертизы поступило по почте в адрес эксперта, не работающего в экспертном учреждении, или в адрес руководителя экспертного учреждения, который сам проводит эту экспертизу, то актом разъяснения прав и предупреждения об уголовной ответственности следует считать дачу ими соответствующей подписки, прилагаемой к делу, а также его отметка о предупреждении об уголовной ответственности, помещаемая во вводной части заключения (п. 5 ч. 1 ст. 204 УПК РФ, п.4, ч. 1 ст. 96 АПК РФ).

Отказ принять заключение в подобных случаях из-за того, что никто лично не предупреждал судебного эксперта не основателен. К тому же, эксперт, давший заключение, вызванный в судебное заседание, предупреждается судьей лично, о чем экспертом дается подписка в протоколе судебного заседания (п. 7, ч. 2 ст. 153 АПК РФ, ст. 165 ГПК РФ, ст. 282, 195 УПК РФ).

5. Обязанности и права судебного эксперта (ст. 57 УПК РФ, ст. 55 АПК РФ, ст. 85 ГПК РФ).

5.1. Лицо, назначенное судебным экспертом, обязано явиться по вызову судьи (суда) (следователя, дознавателя).

5.2. Обязано заявить самоотвод при наличии оснований.

5.3 Обязано принять экспертизу к производству.

5.4. Эксперт обязан явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании задавать в судебном заседании вопросы лицам, участвующим в деле и свидетелям (ч.1,3 ст. 85 ГПК РФ).

5.5. Имеет право знакомиться с материалами дела, относящими к предмету экспертизы (необходимыми для ее производства).

5.6. Ходатайствовать о предоставлении дополнительных материалов, относящихся к предмету экспертизы.

5.7. Ходатайствовать о привлечении другого эксперта.

5.8. Участвовать с разрешения дознавателя, следователя, суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы (ст. 57 УПК РФ).

5.9. Эксперт вправе с разрешения арбитражного суда участвовать в судебных заседаниях, задавать вопросы лицам, участвующим в деле и свидетелям (ч. 3 ст. 55 АПК РФ).

5.10. Эксперт вправе дать заключение.

5.11. Эксперт вправе отказаться от дачи заключения.

5.12. Эксперт вправе обжаловать действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права.

6. Наиболее часто встречающиеся вопросы, задаваемые судебными экспертами.

6.1. Может ли суд не принять заключение судебного эксперта. Если заключение эксперта выполнено по форме, установленной законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (N 73-ФЗ от 31 мая 2001 года), проведено исследование в полном объеме и даны ответы на вопросы, суд обязан принять заключение эксперта.

Заключение эксперта по экспертизе, проведенной в точном соответствии с ее правовым регулированием, является доказательством по делу и должно быть приобщено к материалам дела.

«Заключение эксперта для суда не обязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ. Несогласие судьи с заключением должно быть мотивированно в решении или определении» (ч. 3 ст. 86 ГПК РФ).

«Заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу» (ч. 3 ст. 86 АПК РФ).

«Заключение эксперта оглашается в судебном заседании. В целях разъяснения и дополнения заключения эксперту могут быть заданы вопросы» (ст. 187 ГПК РФ).

Из выше приведенных статей очевидно, что заключение эксперта всегда должно быть приобщено к материалам дела, проверено и оценено наряду с другими доказательствами. Не выполнение этих условий является грубейшим нарушением закона.

Как было указано выше, суд может не согласиться с заключением эксперта и не принять его в качестве доказательства. Однако и в этом случае экспертиза, проведенная экспертом, должна быть оценена и включена в судебные издержки.

6.2. Можно ли судебного эксперта вызывать повесткой как свидетеля.

Судебный эксперт, давший заключение на основе определения суда (постановления следователя, дознавателя) остался в этом качестве до окончания дела. Судебный эксперт не может быть вызван в качестве свидетеля по следующим основаниям. Закон различает процессуальное положение лиц, участвующих в деле и вызываемых в судебное заседание: «Лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд повесткой с уведомлением…» (ст. 113 ГПК РФ).

Его процессуальный статус уже определен в деле несколькими документами:

— определением о назначении экспертизы;

— подпиской о предупреждении об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ;

— заключением судебного эксперта.

Судебный эксперт может быть вызван в судебное заседание только для допроса по его заключению.

Эксперт не может быть свидетелем, т.к. ему не о чем свидетельствовать, если бы он был свидетелем, то его нельзя было назначать экспертом. К тому же эксперт приходит в суд с данным им заключением, т.е. с выводными знаниями. В то время как свидетеля никогда не спрашивают о том, к каким выводам он пришел.

По этим же основаниям ни специалист (в гражданском, уголовном процессах), ни лицо, производившее оценку также не могут вызываться в качестве свидетелей.

Специалист (ст. 188 ГПК РФ, ст. 58 УПК РФ) является участником соответствующего процесса и так должен обозначаться во всех процессуальных документах (в том числе в документе о вызове его в судебное заседание).

Оценщик не является свидетелем по существу, ему не о чем свидетельствовать, он также как эксперт приходит в суд с выводными данными. К тому же, оценка имущества, указана в ст. 188 ГПК РФ, в качестве одной из функций специалиста.

6.3. Можно ли давать рецензию на заключение судебного эксперта после принятия решения по делу.

Ни в одном из процессов (уголовном, гражданском, арбитражном) такого процессуального действия как рецензия на заключение судебного эксперта не предусмотрено.

Если сторона обоснованно не согласна с заключением судебного эксперта, она может ходатайствовать перед судом о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

В уголовном процессе наряду с этим сторона может обратиться к специалисту и предложить ему дать заключение по уже проведенной экспертизе, сформулировав надлежащим образом вопросы.

Рецензирование заключения судебного эксперта – действие не процессуальное и не регулируемое никакими нормами, такой документ – рецензия на заключение судебного эксперта не имеет доказательственного значения. К тому же, как всякая рецензия она может быть оспорена автором, т.е. судебным экспертом, давшим заключение.

7. Судебная экспертиза может быть назначена в арбитражном процессе и в гражданском процессе только судом, в уголовном – судом, следователем, дознавателем.

Попытки судебных приставов назначать судебные экспертизы являются незаконными и недействительными. Если экспертиза проводилась по заданию какой-либо из сторон, то она не является судебной. Лицо, имеющее на руках такое заключение, может ходатайствовать о приобщении такого заключения эксперта к делу. Решение принимает суд. Суд может отклонить ходатайство о приобщении заключения без объяснения причин отклонения, но может и удовлетворить это ходатайство. В этом случае, такое заключение будет приравнено к письменным доказательствам (ст. 71 ГПК РФ, ст. 75 АПК РФ) или иным документам (ст. 84 УПК РФ).

Наличие такого заключения в деле не исключает возможности назначения судебной экспертизы по тем же вопросам (Постановление Пленума Верховного суда СССР от 16.03 1971 г.).

8. Эксперт не вправе (ст. 57 УПК РФ, ст. 85 ГПК РФ,

ст. 55 АПК РФ).

8.1. Самостоятельно собирать доказательства (материалы для экспертного исследования).

8.2. Без ведома следователя или суда вести переговоры с участниками уголовного судопроизводства по поводу производства судебной экспертизы.

8.3. Вступать в личные контакты в гражданском (арбитражном) процессе с участками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела.

8.4. Разглашать сведения, которые стали ему известны при производстве экспертизы.

8.5. Давать заведомо ложное заключение.

8.6. Без разрешения лица, назначившего экспертизу, проводить исследования, способные полностью или частично разрушить объекты или изменить их внешний вид и основные свойства.

8.7. Уклоняться от явки по вызову в суд, к следователю, дознавателю.

8.8. За дачу заведомо ложного заключения судебный эксперт несет уголовную ответственность по ст. 307 УК РФ.

8.9. За разглашение данных предварительного расследования эксперт несет уголовную ответственность по ст. 310 УК РФ.

8.10. В контакт со сторонами судебный эксперт чаще всего вступает, когда начинает экспертное исследование по месту нахождения крупногабаритного объекта (транспортное средство, домовладение, помещение, здание и т.п.). Эксперт должен помнить, что приступая к осмотру такого объекта, он приступает по существу к производству судебной экспертизы в «полевых условиях». Самостоятельного процессуального действия «экспертный осмотр» не существует. Экспертный осмотр является частью экспертизы, началом экспертного исследования по месту нахождения вещественного доказательства. Поэтому присутствие лиц при таком осмотре должно быть оформлено как присутствие при производстве экспертизы с указанием на это в определении (постановлении) о назначении экспертизы (или в дополнительном), а также отражено во вводной части заключения эксперта (ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ, ст. 84 ГПК РФ).

9. Форма и содержание заключения судебного эксперта

(ст. 294 УПК РФ, ст. 86 ГПК РФ, ст. 86 АПК РФ).

Вводная часть.

Исследовательская часть.

При изложении исследовательской части следует руководствоваться указанием закона (ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ): в исследовательской части должны быть указаны «содержание и результаты исследования с указанием примененных методик (методов)».

Выводы.

(Лаконичное, четкое, однозначно трактуемое изложение ответа на поставленный вопрос).

— альтернативная (эксперту заданы две, три ситуации);

— условно-определенная (решается задача для сформулированных условий);

— решить не представляется возможным (НПВ) с указанием причины невозможности решения вопроса.

10. Оплата труда эксперта.

Производство судебной экспертизы и участие в судебном заседании подлежат оплате эксперту за счет судебных издержек.

10.1. В гражданском процессе.

«К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам…» (Ст. 94 ГПК РФ).

Свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд и проживание, а также выплачиваются суточные (Ст. 95 ГПК РФ).

Эксперты, специалисты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работника государственного учреждения (Ст. 95 ГПК РФ).

Размер вознаграждения эксперта, специалиста определяется судом по согласованию со сторонами и по согласованию с экспертом, специалистом.

Ст. 96 ГПК РФ. «Внесение сторонами денежной суммы, подлежащей выплате свидетелям, экспертам, специалистам».

Денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам предварительно вносятся на банковский счет управления судебного департамента в субъекте Российской Федерации стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случаях, если указанная просьба заявлена обеими сторонами, соответствующие суммы вносятся обеими сторонами в равных частях».

Во второй части этой статьи указано, что если вышеописанные действия осуществляются по инициативе суда, то их оплата производится из федерального бюджета (ч. 2 ст. 96 ГПК РФ).

Если вызов специалиста и производство экспертизы осуществляются по инициативе мирового судьи, то оплата производится за счет бюджета субъекта Федерации на территории которого действует мировой судья (ч.2 ст. 96 ГПК РФ).

Суд и мировой судья могут освободить от уплаты граждан с учетом их имущественного положения или уменьшить оплату. В этих случаях расходы возмещаются за счет соответствующих бюджетов (ч. 3 ст. 96 ГПК РФ), судебные постановления, в том числе о внесении денег за оплату производства экспертизы обязаны выполняться всеми гражданами (ст. 13 ГПК РФ).

Не исполнение судебных постановлений влечет ответственность по федеральным законам, в том числе штраф (ст. 105 ГПК РФ) и увеличение штрафа (ст. 106 ГПК РФ).

10.2. В арбитражном процессе.

Ст. 106 АПК РФ. «Судебные издержки».

«К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дел в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, … и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде».

Денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам (ст. 107 (ч.1, 2) АПК РФ).

«ч. 1. Экспертам, свидетелям и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в арбитражный суд расходы на проезд, найм жилого помещения и выплачиваются суточные.

Эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их обязанностей как работников государственного судебно-экспертного учреждения.

Размер вознаграждения эксперту определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле и по согласованию с экспертом».

Ст. 108 АПК РФ. «Внесение сторонами денежных сумм, необходимых для оплаты судебных издержек».

1. Денежные суммы, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившем соответствующее ходатайство, в срок, установленный арбитражным судом: если указанное ходатайство заявлено обеими сторонами, требуемая денежная сумма вносится сторонами на депозитный счет арбитражного суда в равных частях.

2. В случаях, если в установленный арбитражным судом срок, на депозитный счет арбитражного суда не были внесены денежные суммы, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, арбитражный суд вправе отклонить ходатайство о назначении экспертизы и вызове свидетелей, если дело может быть рассмотрено и решение принято на основании других предоставленных сторонами доказательств».

Ст. 109 АПК РФ. «Выплата денежных сумм, причитающихся экспертам, свидетелям и переводчикам.

1. Денежные суммы, причитающиеся экспертам, свидетелям и переводчикам, выплачиваются по выполнению ими своих обязанностей.

2. Денежные суммы, причитающиеся экспертам, свидетелям и переводчикам, выплачиваются с депозитного счета арбитражного суда».

10.3. В уголовном процессе.

Ст. 131 УПК РФ. «Процессуальные издержки».

К процессуальным издержкам относятся расходы, связанные с производством по уголовному делу. Они возмещаются либо из федерального бюджета, либо за счет сторон.

Суммы, выплачиваемые экспертам и специалистам, относятся к судебным издержкам (п. 1 ч. 2 ст. 131 УПК РФ). Сюда входят:

— расходы на проезд к месту проведения процессуальных действий и на проживание (п. 1 ч. 2 ст. 131 УПК РФ);

— суммы за выполнение экспертом, специалистом своих обязанностей в ходе уголовного судопроизводства, за исключением, когда эти обязанности исполняются ими в ходе служебного задания;

— суммы, израсходованные на производство судебной экспертизы в экспертных учреждениях.

Эти суммы выплачиваются по постановлению дознавателя, следователя или по определению судьи.

Порядок и размер возмещения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Взыскание процессуальных издержек, содержит изложение порядка взимания процессуальных издержек, либо взиманием их с осужденного, либо из федерального бюджета, но экспертиза в ней не упоминается (ст. 132 УПК РФ).

Судебная экспертиза в уголовном процессе всегда оплачивается преимущественно из федерального бюджета.

Приведенные выше сведения об оплате судебной экспертизы в гражданском и арбитражном процессах свидетельствуют о том, что ситуация, когда эксперт сделал экспертизу и возникли сложности с оплатой, может быть объяснена только тем, что судья не выполнил всех требований закона и не использовал свои полномочия. Суд выносит постановление (заранее) о внесении денег на счет или в депозит. Если деньги не внесены, суд может наложить штраф, затем увеличить штраф. При отказе оплатить экспертизу, суд отменяет свое определение о назначении экспертизы и рассматривает или не рассматривает дело.

Плата за экспертизу должна быть внесена на счет до начала ее производства и эксперт должен в этом убедиться.

Если экспертиза не оплачена или существенно снижена ее стоимость, устанавливаемая судом по согласованию со сторонами и с экспертом, эксперт может обратиться с исковым заявлением в суд (не в тот, в котором проводилась экспертиза).

11. Какие нарушения прав судебного эксперта допускаются судом наиболее часто?

11.1. Судебный эксперт, назначенный определением суда и уже давший заключение, удаляется из зала суда наравне со свидетелями или вообще не допускается в зал секретарем судебного заседания до того момента, когда последует его вызов.

Подобные действия являются незаконными. В каждом процессуальном кодексе имеется статья об удалении свидетелей из зала суда (ст. 264 УПК РФ, ст. 163 ГПК РФ, ст. 153 и 6 ч. 2 АПК РФ), но ни в одном процессуальном кодексе нет даже намека на удаление из зала эксперта. Более того, в каждом кодексе имеются статьи, регулирующие действия суда в отношении эксперта (разъяснение прав, предупреждение об уголовной ответственности, подписка в протоколе судебного заседания), совершаемые после того, как свидетели были удалены из зала суда до допроса (ст. 269 УПК РФ, п.4 ч. 2 ст. 153 АПК РФ, ст. 165 ГПК РФ).

В ст. 85 ГПК РФ прямо указана обязанность эксперта явиться по вызову в суд и принять личное участие в судебном заседании (ч. 1 ст. 185 ГПК РФ).

В АПК РФ (ст. 55) и УПК РФ (ст. 57) указано, что эксперт имеет право участвовать в процессуальных действиях (в заседаниях арбитражного суда) с разрешения лиц, ведущих производство по делу. Разрешение присутствовать в процессуальных действиях, в т.ч. в заседании суда касаются решения вопроса: вызывать эксперта в судебное заседание или не вызывать (что допустимо при согласие сторон и отсутствия вопросов эксперту). Но если принято решение о вызове судебного эксперта в судебное заседание, он обязан присутствовать в этом заседании. Как видно из приведенных ранее прав эксперту дано право (в ГПК РФ – обязанность) не только присутствовать при судебном разбирательстве, но и задавать вопросы сторонам и свидетелям, относящиеся к предмету экспертизы. Оба указанных права неразрывно связаны.

Лишая возможности судебного эксперта, вызванного в суд, участвовать в судебном заседании, суд нарушает сразу два права судебного эксперта.

Судебный эксперт вправе возразить против действий суда, удаляющего его из зала заседания (или не пускающего в зал) (ст. 156 ГПК РФ) и его возражения подлежат занесению в протокол судебного заседания (ст. 156 ГПК РФ). Председательствующий обязан будет разъяснить свои действия по удалению эксперта. По АПК РФ и УПК РФ эксперт по данному вопросу может заявить ходатайство.

11.2. Существенным отступлением от закона является представление судебному эксперту всех материалов дела для того, чтобы он сам отобрал материалы для производства экспертизы.

В процессуальных кодексах указано, что эксперт имеет право знакомиться только с материалами, относящимися к предмету экспертизы (необходимыми для производства экспертизы). Уже с этих позиций предоставлять ему все материалы неправомерно. Однако много хуже другое, отбирая по своему усмотрению материалы для экспертизы, эксперт, по существу, оценивает доказательства при отсутствии у него такого права.

Суд (следователь, дознаватель) должен сам указать, какие материалы дела (листы, документы) он предоставляет эксперту, которые он может использовать. Если предоставляется прошитое дело, то в определении (постановлении) должны быть указаны листы дела.

Наилучшим вариантом является предварительное консультирование лица, назначающего экспертизу, специалистом или экспертом. Такое взаимодействие судьи и эксперта в стадии подготовки к назначению экспертизы (т.е. до вынесения определения) можно только приветствовать. Эксперт (специалист) может проконсультировать судью по вопросам: какие объекты необходимо предоставить, какие материалы дела обозначить (указать), как относящиеся к экспертизе; как правильно сформулировать вопросы, в какой срок может быть выполнена экспертиза, сколько будет стоить ее производство.

12. Сроки производства экспертизы.

В июне 2009 г. во все кодексы были внесены дополнения, согласно которым суд устанавливает срок проведения экспертизы, за нарушение которого следуют штрафные санкции («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 124-ФЗ от 28 июня 2009 года).

Желательно, чтобы эти сроки предварительно были согласованы с экспертом при его консультации перед назначением экспертизы. Если экспертизу в указанный судом срок выполнить не представляется возможным, эксперт может направить мотивированное ходатайство о продлении срока.

Если материалы получены по почте и установленные срок уже подходит к концу, необходимо сохранить конверт со штемпелем почты о дне поступления материалов, ходатайствовать о том, чтобы исчисление срока шло с момента получения материалов, приложив к ходатайству почтовый конверт со штемпелем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *