какое образование должен иметь аудитор

Статья 4. Аудитор. Руководитель аудита

Информация об изменениях:

Статья 4. Аудитор. Руководитель аудита

Информация об изменениях:

2. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

3. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, предусмотренных статьей 1 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

3.1. Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у него квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций.

4. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

ГАРАНТ:

О случаях проведения аудиторских проверок аудиторскими организациями см. также федеральные законы

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Источник

Глава 24. Требования к внутренним аудиторам (п.п. 129-132)

Глава 24. Требования к внутренним аудиторам

1) иметь высшее образование;

2) пройти обучение на курсах подготовки внутренних аудиторов СМК и иметь документальное подтверждение обучения (повторное обучение внутренних аудиторов проводится не реже 1 раза в 3 года, а также при изменении текущей версии стандарта ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001);

3) знать и понимать требования СМК, на соответствие которым проводятся внутренние аудиты;

4) владеть методами осмотра, опроса, оценивания;

5) иметь навыки, необходимые для планирования, организации, управления процессом аудита, общения;

6) обладать выдержкой, способностью реально оценивать ситуацию, понимать сложные процессы с точки зрения общих целей и задач, понимать роль отдельных подразделений;

7) уметь применять личные качества для беспристрастного сбора и оценки объективных доказательств;

8) быть объективными в принятии решений по аудитам.

130. Главный аудитор должен обладать следующими дополнительными знаниями и навыками:

1) уметь планировать аудит и результативно использовать имеющиеся ресурсы при проведении аудита;

2) организовывать работу и руководить аудиторами;

3) обеспечивать руководство и контроль за аудиторами-стажерами;

4) руководить аудиторами при вынесении заключений по результатам аудита;

5) предупреждать и разрешать конфликты;

6) оформлять отчет по результатам аудита.

132. Проведение внутренних аудитов для всех членов аудиторской группы приравнивается к основной деятельности. Непосредственный руководитель лиц, назначенных внутренними аудиторами, не должен препятствовать выполнению аудиторами обязанностей по проверкам и обязан установить для них режимы и объемы работ такие, чтобы выполнение должностных обязанностей и обязанностей аудитора (в том числе и обучение/повышение квалификации) не вступали в конфликт.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Как бухгалтеру стать аудитором?

Для многих из нас карьерный рост — залог жизненного успеха. Как известно, границы профессионального совершенства у каждого свои. Какие перспективы у бухгалтера? В статье мы расскажем, как бухгалтеру стать аудитором, и в чем плюсы и минусы «нового статуса».

Многие практикующие бухгалтеры со стажем работы 5–7 лет задумываются о смене профессии. Главный бухгалтер, который заинтересован в карьерном росте, может стать финансовым аналитиком, аудитором, консультантом по налогам и сборам. Основанием для такого выбора служит отсутствие необходимости ежедневно вести учет, ездить в налоговую инспекцию для представления отчетности, прохождения сверок, выполнять рутинные операции по оформлению первичной документации, формированию отчетности и т. д. Остановимся на профессии аудитора.

Аудитор — призвание или наказание?

Аудитор — интересная и хорошо оплачиваемая профессия, но стать им может далеко не каждый желающий. И не только потому, что существуют высокие требования к кандидатам на получение квалификационного аттестата, необходимого для аудиторской деятельности. Специалист, решивший стать аудитором, должен обладать большим объемом знаний в разных областях бухгалтерского учета, налогового и гражданского законодательства.

Работа аудитора имеет «сезонный» характер. Как правило, основная нагрузка по проведению проверок приходится на период с ноября по апрель. По окончании каждой проверки необходимо составить отчет и выдать клиенту заключение. Также необходимо заполнить ряд документов, предусмотренных внутрифирменными стандартами. Порой аудитор пишет отчеты дома поздно вечером. Поэтому за выбором профессии стоит не только ее статус, но и личные характеристики специалиста.

Деятельность аудитора связана с частыми командировками. Поэтому нужно быть готовым к тому, что большая часть работы будет проходить за пределами офиса, а порой в других городах.

Обязательные требования к претендентам

Аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора является наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. Также претендент может иметь документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства. В этом случае придется предъявить свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании.

Еще одно обязательное условие — наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти.

Порядок проведения аттестации

Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Проверка проходит в форме квалификационного экзамена, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов:

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора соответствующего типа без ограничения срока действия.

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов Российской Федерации через учебно-методические центры (УМЦ) определенный перечень документов. Одним из требуемых документов является копия свидетельства о присвоении физическому лицу ИНН. Если по каким-либо причинам вы его не получили — поспешите.

Существует список учебно-методических центров, с которыми Минфин заключил договоры на проведение аттестации и повышение квалификации аудиторов (по состоянию на 1 июня 2007 года). Занятия в этих центрах проводятся по программе, утвержденной Минфином России. В любом случае предпочтение стоит отдавать известным, зарекомендовавшим себя на образовательном рынке учебным центрам.

Обратите внимание!

Перечень документов на получение квалификационного аттестата аудитора:

Как проходит экзамен?

Экзамены состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы. Формирование экзаменационных комплектов билетов и тестов осуществляется централизованно методом выборки из базы данных, сформированной и утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Претенденты допускаются к квалификационным экзаменам при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Претенденты, не имеющие при себе таких документов либо опоздавшие на экзамены, считаются не явившимися на экзамен.

За прохождение экзамена придется отдельно заплатить 2000 рублей. Учтите, что при неудовлетворительных итогах аттестации эта сумма претенденту не возвращается. С условиями набора групп и прохождения обучения вы можете ознакомиться в таблице 1.

Таблица 1. Условия набора групп и обучения

Повышаем квалификацию

Аудитор, имеющий квалификационный аттестат аудитора, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программе повышения квалификации аудиторов. Эта программа утверждается Министерством финансов Российской Федерации в объеме не менее 40 академических часов в год.

Курс по программе повышения квалификации можно пройти в том же учебном центре, где проходили обучение перед экзаменом на получение квалификационного аттестата. Стоимость курса колеблется от 4500 до 8400 рублей. По окончании курса повышения квалификации выдается сертификат для продления аттестата.

Аттестат получили. Что дальше?

После успешной сдачи экзамена и получения аттестата можно претендовать на должность аудитора. Средняя заработная плата для начинающего специалиста, не имеющего опыта проверок, — 35 000–45 000 рублей. С опытом работы аудитором от года, с сертификатом о прохождении повышения квалификации диапазон оплаты труда значительно повышается — 55 000–75 000 рублей. Впрочем, заработная плата опытного главного бухгалтера находится в том же диапазоне. Заметим, что совмещение работы аудитора и главного бухгалтера нецелесообразно и практически невозможно.

Необходимо определиться, в какой сфере деятельности вам интересней работать, и сделать свой выбор.

А. Деменко, ведущий налоговый консультант Группы компаний «РУСКОНСАЛТ»

какое образование должен иметь аудитор

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года

Какие вопросы затронули изменения

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ (далее – Закон № 359-ФЗ) внёс ряд изменений в законодательство РФ об аудиторской деятельности и в частности, в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ/Закон об аудиторской деятельности).

Новшества направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в России до 2024 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3709-р.

Основные нововведения законодательства об аудите связаны со следующими вопросами:

Закон № 359-ФЗ с большим объемом изменений вступает в силу 1 января 2022 года (за исключением отдельных норм).

Определен перечень общественно значимых организаций

Для целей аудита теперь введено понятие «общественно значимая организация» (ранее не применялось) и определен их состав.

(Общественно значимые организации, отмеченные знаком «*» в таблице, считаются общественно значимыми организациями на финансовом рынке.)

ОРГАНИЗАЦИИ, ОТНОСЁННЫЕ К ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА)

УКАЗАНИЕ НА ЭТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СТАРОЙ РЕДАКЦИИ ФЗ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Публичные акционерные общества (ПАО)Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам*XОрганизации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг*XКредитные организации*XГоловные кредитные организации банковских групп*Головные организации банковских холдингов*Страховые организации*XОбщества взаимного страхования*Организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг*Бюро кредитных историй*Клиринговые организации*Организаторы торговли*Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)*XУправляющие компании инвестиционных фондовУправляющие компании паевых инвестиционных фондов*Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов*Государственные корпорацииXГосударственные компанииXПублично-правовые компанииXОрганизации, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности не менее 25%XИные организации, которые представляют и/или раскрывают отчетность в соответствии с ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»X

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации на финансовом рынке

Правила те же, но речь также идёт о Реестре аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям именно на финансовом рынке, которого ранее не было.

Одновременно в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» установлено, что он с 2023 года ведет базы данных:

Изменения, связанные с деятельностью аудиторских фирм

Введены новые обязанности аудиторских фирм

СОДЕРЖАНИЕ НОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ

ПРИМЕЧАНИЕ

Предоставлять аудируемым лицам информацию о внесении сведений об аудиторской организации в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям и Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО аудиторов)Аудиторские фирмы, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям

Аудиторские организации на финансовом рынкеИнформацию аудиторская фирма предоставляет при оказании аудиторских услуг по требованию аудируемого лицаВести сайт аудиторской организацииВсе аудиторские организации–Раскрывать информацию о своей деятельности на сайте (ранее Совет по аудиторской деятельности лишь рекомендовал аудиторским организациям раскрывать информацию на своем сайте)Все аудиторские организацииПеречень информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на сайте, а также сроки раскрытия устанавливает Минфин.

Для аудиторских организаций на фин. рынке ЦБ вправе устанавливать дополнительные требования к перечню, срокам и форме раскрытия информации.Обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Федеральное казначейство и получать такие документы от него (с 2023 г.)Аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям, в т. ч. аудиторские организации на фин. рынкеПорядок предоставления и получения таких документов устанавливает Федеральное казначействоОбеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Банк России и получать такие документы от него (с 2023 г.)Аудиторские организации на финансовом рынкеПорядок предоставления и получения устанавливает ЦБНазначать руководителей аудитаВсе аудиторские организацииВведена обязанность назначать руководителей аудита (см. далее в статье)Осуществлять взаимодействие с Банком РоссииАудиторские организации на финансовом рынкеОпределен порядок взаимодействия аудиторских фирм с Банком России (см. далее в статье)Сообщать об отказе аудируемого лица – общественно значимой организации на финансовом рынке либо о своем отказе от проведения обязательного аудита в ЦБАудиторские организации на финансовом рынкеНе позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от аудируемого лица уведомления в письменной форме об отказе или принятия решения об отказе

Расширен предмет аудита

Дополнительно предметом аудита определены:

Аудиторская тайна

Согласно Закону об аудиторской деятельности аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Новой ст. 14.1 Закона об аудиторской деятельности предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским фирмам.

В связи с этим аудиторская организация не вправе:

Уточнены права и обязанности аудируемых лиц

Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:

Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:

Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.

Введена обязанность назначать руководителей аудита

В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита», которого ранее не было. Это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу. В том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.

То есть, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом по закону допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, – разные лица.

Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации (ранее требование не устанавливалось).

Руководителем аудита может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с ФЗ об аудиторской деятельности 2001 года не может быть назначен руководителем аудита.

Аудиторская организация может назначить руководителем аудита как своего работника на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора по совместительству здесь. Исключение – руководители аудита общественно значимых организаций (только по основному месту работы).

Законом об аудиторской деятельности установлен ряд специальных положений, посвященных руководителям аудита общественно значимых организаций. Они касаются:

Установлены повышенные требования к руководителям аудита общественно значимых организаций

Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

Уточнены требования минимальной численности аудиторов

По закону одно из требований к членству аудиторской организации в СРО аудиторов – наличие не менее 3-х аудиторов, работающих на основании трудовых договоров. С 1 июля 2022 года Закон № 359-ФЗ уточнил, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской фирмы по основному месту работы (ранее такое требование не устанавливалось).

Однако трудовое законодательств не раскрывает понятия «основное место работы» и «место основной работы». По мнению Минтруда России, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (письмо от 15.09.2016 № 14-2/В-880).

Вот ещё требования, которых ранее не было:

СИТУАЦИЯ

ПОСЛЕ 01.01.2023

Аудиторская фирма собирается оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациямНа основании трудовых договоров по основному месту работы – не менее трёхНе менее пятиАудиторская фирма, сведения о которой внесены в Реестр оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям собирается оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынкеНе менее семиНе менее двенадцати

Уточнена сфера деятельности аудиторских фирм

Аудиторские организации вправе обслуживать следующие виды аудируемых лиц:

ВИД ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ЛИЦ

АУДИТОРСКАЯ ФИРМА, ОКАЗЫВАЮЩАЯ АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

(* – АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ)

ДРУГАЯ АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Публичные акционерные общества (ПАО)XОрганизации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгамX*Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумагX*Кредитные организацииX*Головные кредитные организации банковских группX*Головные организации банковских холдинговX*Страховые организацииX*Общества взаимного страхованияX*Организации – профессиональные участники рынка ценных бумагX*Бюро кредитных историйX*Клиринговые организацииX*Организаторы торговлиX*Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)X*Управляющие компании инвестиционных фондовX*Управляющие компании паевых инвестиционных фондов (ПИФ)X*Управляющие компании негосударственных пенсионных фондовX*Государственные корпорацииXГосударственные компанииXПублично-правовые компанииXОрганизации, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности не менее 25%XИные организации, которые представляют и/или раскрывают отчетность в соответствии с ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»XЛица, отличные от указанных выше организацийXX

В отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности – начиная с аудита отчетности за 2023 год, сопутствующих аудиту услуг – начиная с 1 января 2023 года.

Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и ЦБ

Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:

Изменения, связанные с обязательным аудитом и конкурсами

Дополнен перечень случаев проведения обязательного аудита

Это когда организация – эмитент эмиссионных ценных бумаг, обязанный раскрывать информацию в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Ранее обязательный аудит касался только организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Запрет проведения обязательного аудита индивидуальными аудиторами

Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.

Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2021 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.

Уточнен порядок проведения конкурсов по закупке аудиторских услуг

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

Аналогичное требование сохранено для заключения договоров на проведение инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности госкорпорации и госкомпании, а также обязательного и инициативного аудита отчетности ГУП и МУП.

Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля госсобственности не менее 25%, а также госкорпорации, госкомпании, ГУПы или МУПы проводят конкурс в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ. При применении этого порядка допустимо одно исключение: организатор конкурса освобожден от обязанности вводить в качестве одного из условий конкурса требование об обеспечении заявок на участие и/или обеспечении исполнения контракта.

Для иных организаций, признаваемых общественно значимыми, Минфин совместно с Банком России вправе установить правила проведения указанного конкурса, если иные правила не установлены другими ФЗ. Ранее такое полномочие отсутствовало.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *