какое обещание дал бог аврааму

Как нас касаются обетования, данные Богом Аврааму?

какое обещание дал бог аврааму

Устами апостола Павла Церковь напоминает нам сегодня про обетования Божии, данные Богом Аврааму: «истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя» (Евр. 6:14). Сразу возникает закономерный вопрос: какое дело современному человеку до обещаний, данных Богом родоначальнику еврейского народа больше трех тысяч лет назад?

Прежде всего, обратим внимание вот на что. Павел не приводит обетования Аврааму полностью, а дает лишь одну строчку, зная, что такой важный момент Писания, несомненно, хорошо известен любому еврею и нет нужды цитировать весь текст. Обетование же это взято из 22-й главы Бытия, где описывается жертвоприношение Авраама, и звучит так: «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело (т. е. согласился принести Исаака в жертву Богу. – Прим. автора), и не пожалел сына твоего, единственного твоего для Меня, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:16–18).

Большая часть обетования относится не столько к самому Аврааму, сколько к его «семени». Это слово употребляется в Библии с разными смысловыми оттенками. В данном случае оно имеет три основных значения.

Прежде всего, это израильский народ, который произошел от Авраама. Потом – христиане, согласно словам апостола: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29). Третье значение – указание на Мессию, долженствовавшего произойти от Авраама – на Иисуса Христа, «Сына Божьего», «Сына Авраама» (Лк. 3:38; Мф. 1:1). «Семенем» Христос именуется и в начале книги Бытия, в эпизоде суда Бога над змием: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; ОН будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» (Быт. 3:15 – греческий текст).

«Овладеет семя твое городами врагов своих» – здесь речь идет не только о завоевании израильтянами Палестины, но и о победе Христа над адом и дьяволом. Ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил (Пс. 106:16), – поет псалмопевец об этой победе.

«И благословятся в семени твоем все народы земли». «Благословятся в семени» значит «благословятся во Христе». Во Христе все люди снова получают утраченное грехопадением благоволение и благословение Отца; неуверовавшие – как возможность; уверовавшие и пребывающие в Церкви – как реальность и действие.

Итак, мы видим, что обетование, часть которого приводит Павел, прямо касается нас, христиан, людей Церкви. Более того, сам Авраам не увидел исполнения обетования до конца – оно раскрылось и исполнилось именно в Церкви Христовой. Исполнилось в нас! Поэтому Павел и напоминает христианам об этом обетовании, чтобы «твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18–19).

Апостол сравнивает надежду с якорем. Этот предмет, как всем известно, удерживает корабль непоколебимым, несмотря на движение вод. Чем глубже опускается якорь в грунт, тем устойчивее корабль. Если якорь устремляется в грунт, то куда же направляется наша надежда? Она «входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр. 6:19–20). Что здесь имеется в виду?

В отличие от ветхозаветных первосвященников, входящих с жертвенной кровью один раз в год во «святое святых» скинии земной, Первосвященник Иисус один раз в истории мира вошел в скинию небесную и принес Свою Кровь за грехи всех людей.

Заметим, что ветхозаветный Храм (а перед ним и скиния, т. е. храм-палатка) делился на три части: святое святых, святилище и двор. Святое святых отделялось от святилища завесой. Это и есть то «внутреннейшее за завесой», о котором говорит апостол, только уже имея в виду скинию небесную, «которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8:2). Иисус вошел туда «предтечею». Значит, открыл путь и для нас. Поэтому, кстати, и разорвалась завеса в Иерусалимском Храме, когда Иисус испустил дух (см. Мф. 27:51). Это было великое знамение, о котором толкователь Евфимий Зигабен говорит: «Так как внутренняя сторона завесы служила образом неба, а внешняя – образом земли, то раздрание завесы означало то, что уничтожена преграда между небом и землею, т. е. вражда между Богом и человеком, и что небо стало доступно для людей, потому что Иисус Христос, уничтожив эту преграду, возобновил нам этот доступ» (Толк. на Мф. 27).

Именно туда, в Небо, в Небесную скинию, во «внутреннейшее за завесой», и следует простираться надежде нашей, братья и сестры. Там должен бросить якорь корабль жизни нашей, со всех сторон колеблемый волнами житейских бурь. Ибо все мы странники и пришельцы на земле, «не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем» (Евр. 13:14). А что за «грядущий град»? Это – «святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего», не имеющий нужды «ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21:2; 21:23).

Туда, «в горняя… в горняя… к свету…», как произнес умирающий Григорий Палама, туда должны устремляться и упование, и все помышления наши. Там «отрет Бог всякую слезу с очей, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). Обратим туда надежду нашу и будем веровать: она не посрамит нас, ибо обетования Божии непреложны.

Вот сколько всего находим мы в сегодняшнем апостольском чтении! И утешение, и увещание, и надежду, и ободрение, и напоминание обетований. Таково слово Божие, «богодухновенное и полезное для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (ср. 2 Тим. 3:16). Запасемся же драгоценными семенами слова Божьего в это благодатное время поста, чтобы они со временем проросли в плод духовный, который есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22). Сами мы да будем истинным семенем Авраама и наследниками всех обетований Божиих (ср. Гал. 3:29).

Источник

Глава четвертая. Четвертое Богоявление Аврааму. Обетование Святой Земли Аврааму после разлучения его с Лотом

И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку, и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда]. ( Быт. 13:14–17 ).

4.1. Авраам и Лот

Странствуя по Святой Земле, Авраам стал весьма богат, и велики были его стада. Велики были и стада племянника его Лота. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова ( Быт. 13:7 ). Как разрешился этот спор? Пастухи разрешить его не могли. Не смог этого сделать и Лот. Сделал это Авраам, проявив смирение и великодушие. Имея право старшего все решить по своей воле, он миролюбиво, смиренно и великодушно предоставляет право выбора племяннику Лоту. Лот избрал прекраснейшую, цветущую, как сад Ягве, землю Содома и Гоморры в земле Иорданской. А Авраам за благородство, уступчивость и нестяжание сподобляется великой награды – нового Богоявления и обновления обетования Святой Земли, а также, обетования многочисленного потомства. Бог дал Аврааму несравненно больше того, что он уступил Лоту. Таков духовный закон.

Можно отметить разницу между Лотом и Авраамом. Лот сам возвел очи свои (ст. 10) и увидел Содомские земли. Возведя очи свои, он увидел земную красоту, не увидев нравственного растления. Аврааму Господь повелел: возведи очи свои, и Авраам не сам увидел, не сам себе присмотрел, а Господь ему показал землю, которую даровал ему и его потомству в удел – Землю Святую, Землю Обетованную.

Пока Фарра был с Авраамом, Бог не мог вывести его в Обетованную Землю. Пока Лот был с Авраамом, Бог не мог дать ему полноту Своего откровения и полноту Своих обетований. Авраам, уже оставивший в Харране дом отца своего, должен был, также, и отойти от родства своего.

Суждению о том, что вместе с Лотом Аврааму невозможно было дарование полноты обетований, Берман дает текстологическое обоснование: «Лот ушел и Господь обращается к Аврааму. Но не так, как обычно: и сказал Господь Авраму, а иначе. Всем, кто слышит Тору, ясно заключенное в этом стихе резкое противопоставление: А Господь сказал Авраму. Пока Лот был с ним, Господь не мог сказать ему то, что теперь говорит». И все это потому, рассуждает Берман, что Бог, как бы, говорит Аврааму: «Тебе, а не Лоту; твоему семени, а не семени Лота» земля и все обетования.

Так, через спор пастухов Авраама и Лота провиденциально разошлись два сродника – Авраам и Лот, чтобы обетование Божие было дано в своей полноте.

4.2. Богоявление Аврааму

4.3. Обетование Божие Аврааму

Бог обещает Аврааму и его потомству всю землю, которую тот увидел от севера до юга и от запада до востока, обещая, при этом, размножить его, как песок морской. О каком потомстве Авраама идет речь? О его потомках по плоти, народе Израильском? Или вообще о всех чадах его по вере? Блаж. Августин усматривает в самих библейских словах на этот счет некоторую неопределенность, сам же склонен принимать мнение то и другое.

Что же означает, что Святая Земля дается потомству Авраама на веки? На это можно ответить различно.

Слова навеки עלם (олам) можно рассматривать как некий риторический оборот, означающий неопределенное время. Подобным образом ветхозаветная пасха есть установление вечное ( Исх. 12:14 ). Царя Навуходоносора приветствовали халдеи: царь! вовеки живи! ( Дан. 2:4 ).

Бог обещает Аврааму: И сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет ( Быт. 13:16 ).

Старость Авраама и неплодие Сарры не усомнило Авраама в действительности обетования потомства, и не только действительности, но и величии его, ведь потомство его должно стать, как песок земной, т.е. неисчислимо.

Многочисленность потомства Авраама, как прах земной, св. Филарет Московский производит от трех причин:

– долговременное существование народа еврейского, по которому он, приемлемый во всем своем продолжении, может быть многочисленнее других народов, занимавших обширные страны;

– неизвестность пребывания десяти колен Израилевых, переселенных царем ассирийским, которые, изменяясь более или менее, конечно, доселе продолжаются в одном или многих народах, известных или неизвестных;

– наконец, то, что все сущие от веры, все Христовы, суть Адамово потомство, и, по обетованию – наследники ( Гал. 3:7, 29 ).

4.4. Знамение Авраамова креста над Святой Землей

Бог отдает Аврааму и его потомству землю. Как печатью Божией, закрепляющей обладание Авраамом этой землей, над ней дважды знаменуется крест – взором и стопами праотца.

И сказал Господь Авраму: возведи очи твои, и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему. И далее: Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее: ибо Я тебе дам ее (и потомству твоему навсегда) ( Быт. 13:14–15, 17 ).

По Божию повелению, Авраам должен возвести очи свои и посмотреть к северу и югу, к востоку и западу, и тем назнаменовать взором своим крест над обетованной и передаваемой ему во владение Землей. Потом, то же самое должно произойти в действии – Авраам должен пройти эту землю в долготу от будущих Дана до Вирсавии и от Иордана до Средиземного моря, в широту, вступая во владение.

Взор Авраама, назнаменовавший крест на Святой Земле, означает пророческое предвидение тайны Креста в Израиле святыми пророками. Стопы Авраама, начертавшие крест на Земле Израиля, означают Боговоплощение и крестные страдания Бога воплотившегося.

Пройти землю – означает вступить во владение ею. Как говорит равви Берман: «Один из способов легитимизации владения землею состоит в том, что хозяин обходит ее вдоль и поперек». Авраам это сделал и верой своей уже овладел Обетованной Землей. При этом Богоявлении, Авраам вступил во владение не только землей, но и всех, дарованных ему, обетований Божиих. Буквально же – по этим местам пройдет Иисус Навин, и тогда, весь Израильский народ вступит во владение Обетованной Аврааму Землей. Вступить – значит овладеть. Это видно, например, из клятвенных слов Моисея Халеву, другу и соратнику Иисуса Навина: Земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим на век, ибо ты в точности последовал Ягве Богу моему ( Нав. 14:9 ).

Св. Иоанн Златоуст: «Восстав, сказано, пройди землю в долготу ее и в широту, яко тебе дам ю. Смотри, как (Бог) всячески хочет возбудить в праведнике живое упование. Восстав, говорит, обойди вокруг, осмотри и длину, и широту (земли), чтобы узнать тебе обширность земли, которою будешь пользоваться и, прежде еще обладания (ею), утешаться уже надеждою. Сколько ты ни обойдешь земли, (всю) ее отдам тебе, дабы ты знал, что ты уступил (племяннику) не столько, сколько теперь имеешь получить. прими обетование и узнай всю ту землю, которой ты господин и которою скоро овладеешь ты и семя твое навсегда». Авраам обрел надежду, а верою – достояние. Эту же мысль о вступлении Авраама во владение Обетованной Землей выражает св. Филарет Московский: «Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее; ибо Я тебе дам ее. Не назначив пределов Земли Обетованной, Бог повелевает пройти ее в долготу и широту. Сие можно разуметь так, что он повелевает Авраму проходить и обходить предлежащую ему страну по произволению, с таким уверением, что всякое место, где он поставит свою ногу, будет принадлежать к Земле Обетованной. Бог внушает чрез сие Авраму, что мера обетования есть мера веры, и, что пределы Земли Обетованной суть колико подвижны, толико обширны и даже невидимы». Примечательно, что Бог не определил границы обетования – их определит вера Авраама. Сколько пройдет – столько и получит!

А потом, Земля Авраама осенится тенью Голгофского Креста и вся соделается Господней, будучи омытой кровью Иисуса Христа. Ныне же, верующая душа христианина вступает в «землю благодати» Божией, деятельно усвояя плоды крестных страданий Спасителя, и вступает во владение дарами Духа Святого, дарами вечной жизни, дарами неба. Горе же останавливающимся за Иорданом, горе взирающим на Содом и располагающимся там!

4.5. Место четвертого Богоявления Аврааму

И сказал Бог Аврааму:

Возведи очи твои, и с места, на котором ты теперь, посмотри.

Где же разделились Авраам и Лот? Где произошло новое Богоявление Аврааму? Откуда взор праотца осенил крестным знамением Святую Землю? Где место сие?

На основании библейского свидетельства Быт. 13:3–4, 7 : И продолжал он (Авраам) переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале. И был спор между пастухами скота Авраамова и между пастухами скота Лотова. можно предположить, что это произошло между Вефилем и Гаем в земле Вениаминовой.

С этого места взят человек Адам, на этом месте погребен, и после долгого пути человек, в лице Авраама, вновь вернулся к нему. Отсюда должна начаться история домостроительства спасения.

4.6. Текст Кумрана

С 1947 г. среди первых семи свитков, найденных у Мертвого моря в первой кумранской пещере, обнаружена рукопись, получившая название Genesis Apocryphon (1 Q Gen. Ap.) – «Апокриф книги Бытия». В этом апокрифе содержится описание явления Бога Аврааму после его разлучения с Лотом. Приведем этот текст:

«7. А я обитал на горе Вефиль. И огорчился я тому, что отделился Лот, сын брата моего, от меня.

8. И явился мне Бог в ночном видении и сказал мне: «Поднимись на Рамат Хацар [«высота Хацар», некоторые отождествляют с самой высокой вершиной Палестины Джебель эль-Ацур в 7 км от Вефиля и ок. 80 км от Иерусалима – Г.Ф.], что слева

9. от Вефиля, места, где ты живешь, и подними глаза свои и посмотри на восток, и на запад, и на север, и на юг, и обозри всю

10. землю эту, которую Я даю тебе и семени твоему навечно». И поднялся я на следующий день на Рамат Хацар, и осмотрел землю с

11. высоты этой от реки Египетской до Ливана и Сенира, и от Великого моря до Хаурана, и всю землю Гебаля до Кадеша, и всю пустыню

12. великую, которая к востоку от Хаурана и Сенира. И Он (Бог) сказал мне: «Семени твоему Я даю всю эту землю, и они наследуют ее навечно.

13. И Я умножу семя твое, как прах земной, который никто из сынов человеческих не может исчислить, так же и семя твое не будет сочтено. Встань и иди,

14. и посмотри, какова длина ее и какова ширина ее, ибо тебе, семени твоему после тебя Я отдаю ее навечно».

16. не достиг горы Бык [г. Кармил или Ливан? – Г.Ф.], и повернул от берега Великого моря, того, которое соленое [в данном случае, речь не о Мертвом море, а о Средиземном – Г.Ф.], и пошел вдоль горы Бык к востоку по широте земли,

17. пока не достиг реки Евфрат, и продвигался вдоль Евфрата, пока не достиг Красного моря на востоке, и продолжал идти вдоль

18. Красного моря, пока не достиг залива Тростникового моря, которое вытекает из Красного моря, и пошел я к югу, пока не достиг Гихона

В дополнение к библейскому повествованию, здесь дается подробное описание обхождения (вступления во владение!) Авраамом Обетованной Земли. Примечательно, что от Рамат-Хацор, близ Вефиля, Авраам идет сначала к Нилу, и оттуда начинает, и там заканчивает свое ритуальное обхождение Обетованной Земли. Оттуда уже возвращается к себе и потом переселяется в Хеврон, расположившись у дубравы Мамре.

Источник

А. Богоявление Аврааму, обетования ему и заветы с ним

Глава XII, 1–9. Два первые Богоявления Аврааму в Уре Халдейском и близ Сихема

а. Первое Богоявление Аврааму в Уре Халдейском

И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей. в землю, которую Я укажу тебе (Ст. 1). …пойди… от родства твоего. … С какою целью Господь изводит Авраама из отечественной ему земли? Господь изводит Авраама из отечественной земли его (Ура Халдейского) с тою целью, чтобы спасти как его, так и имевшую образоваться в его племени церковь ветхозаветную от всеобщего в то время разлива идолопоклоннического, и сохранить в людях чистое познание о Себе и об истинной религии. Иисус Навин называет идолопоклонником даже отца Авраамова 237 – так широко распространилось язычество, и так велика была опасность от него для истинного богопочтения! Хотя и в земле Ханаанской царствовало язычество, но там Авраам и следовавшие за ним патриархи были пришельцами и странниками, и, следовательно, не могли иметь крепких связей с туземцами.

б. Второе Богоявление Аврааму близ Сихема и первые обстоятельства странствования его в земле Ханаанской (Ст. 6–9)

И явился Господь Аврааму (в Сихеме). (Ст. 7) . потомству твоему отдам Я землю сию (Ханаанскую). …Почему не какую-либо другую, а именно Ханаанскую землю Господь отдаёт в наследие потомству Авраамову? С одной стороны – сие было делом правосудия Божия, которое определило наказать чрез Евреев нечестивые племена хананейские; ибо мера их беззаконий скоро имела наполниться. 243 С другой стороны – Господь, по благости и любви своей к избранному народу, отдает ему Ханаанскую землю, как наипрекраснейшую, кипевшую медом и млеком – по выражению Писания. Наконец – поелику земля Ханаанская находилась между главнейшими частями света, я как бы в средине мира; тο Господь, по всеобъемлющей премудрости своей, в ней именно определяет основать ветхозаветную церковь еврейскую, дабы отсюда удобнее мог разливаться по всему миру свет истинной религии и веры в обетованного Искупителя. 244

Глава XIII, 14–18. Третье Богоявление Аврааму, по разлѵчении его с Лотом в Вефиле

И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него. (Ст. 14). Почему Бог подтверждает Аврааму свое обетование не прежде, как по разлучении его с Лотом? Сим Господь как бы хотел показать, что Лот со своим потомством не имел участия в сем обетовании.

Но не одними чувственными и временными благами ограничивалось Божие обетование Аврааму. На сие указывает Ап. Павел, говоря, что «верою поселился Авраам в земле обетованной, как на чужой: ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель есть Бог». 248 Таким образом, под землей, обещанной Господом в вечное наследие потомству Авраамову, подразумевалось, в сокровенном смысле, то духовное наследие, или то царство Мессии, которое такими яркими красками изобразили впоследствии пророки. Под неисчислимым же потомством Авраамовым разумелись, конечно, все сущие от веры Авраамовы, все истинные христиане, которые суть истинное Авраамие семя и пo обетованию наследницы. 249 О неисчислимом множестве сих духовных потомков Авраамовых в особенности можно сказать, что они – как песок земной, а наследие духовных и благодатных даров именно будет для них на век, на всю вечность!

Глава XIV, 14–24. Плен Лота и благословение Авраама Мелхиседеком

И Мелхиседек, царь Салимский. вынес хлеб и вино. Он был священник Бога всевышнего. (Ст. 18). Был ли Мелхиседек лицом историческим? Без всякого сомнения, был, хотя некоторые – ошибочно и вопреки сказанию Моисееву – считали его то Сыном Божиим, то Духом Святым, то ангелом, явившимся Аврааму. «Он не есть Сын Божий, ибо уподоблен Сыну Божию; 250 не есть Бог (и не ангел), ибо священник, а всякий священник приемлется от человека (происходит от человека), т.е. чрез плотское рождение». 251

Сретение с хлебом и вином, или водою, было в древности обыкновенным знаком уважения, союза и гостеприимства. 252 Но что означает, по отношению к личности Мелхиседека, название его священником Бога всевышнего? Сим именем он отличается не только от чтителей ложных богов, но и от прочих царей и даже от Авраама. Хотя с царским достоинством в древности весьма обыкновенно соединялось и священническое достоинство, но Мелхиседек был священником в некотором особенном и преимущественном смысле. Ибо, в противном случае, почему бы Моисею не назвать священником, например, царя Содомского, или, по крайней мере, Авраама? Можно полагать, что сам Бог, некоторым особенным и нарочитым откровением воли своей, соединил в личности Мелхиседека достоинство царское и священническое. В хлебе к вине Мелхиседека Бл. Феодорит видит прообразование бескровной жертвы новозаветной, или таинства Евхаристии. 253

Что побудило Авраама дать десятину царю Салимскому? Конечно, не царское достоинство Мелхиседека, ибо Aвраам был сам победитель и избавитель царей, но благоговейное уважение к необыкновенному священству Мелхиседекову и к благословению именем Бora вышнего.

Аврам сказал царю Содомскому: нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего…. (Ст. 22. 24). Почему Авраам с такою силою отклоняет от себя щедрость царя Содомского? Не по гордости, конечно, а по бескорыстию и миролюбию, ибо он мог опасаться, что Содомляне станут ему и даже захотят силою возвратить свою собственность, уступленную в первом порыве благодарности.

Глава XV. Четвертое Богоявление Аврааму при таинственном обряде вступления его в завет с Богом

Аврам поверил Господу, и он вменил ему это в праведность. (Ст. 6). Как учит Ап. Павел о вменении веры Авраамовой в праведность для него? На сие вменение он смотрит как на доказательство того, что вера есть всеобщий и всегдашний способ оправдания людей пред Богом; что если бы сам отец верующих стал искать оправдания в делах своих, то ему нечем было бы похвалиться пред Богом. 264 Святые дела, конечно, суть естественный плод живой веры в Бога, 265 но не суть все-таки источник нашего оправдания на суде Всесвятейшего.

Господь сказал Авраму: возьми мне трилетнюю телицу, трилетнюю козу, трилетнего овна, горлицу и молодого голубя… (Ст. 9). Что можно приметить относительно числа жертвенных животных при вступлении Авраама в завет с Богом? То, что для жертвы при сем случае употребляются вдруг и вместе все те роды животных, которые впоследствии законом определены для кровавых жертв. Сие в знак того, что жертва Авраамова была всеобщая и образцовая, вмещавшая всех потомков Авраамовых и все роды их будущих жертв. 266

Он (Авраам) взял всех их, рассек их пополам, и положил одну часть против другой… (Ст. 10). Зачем Авраам рассёк пополам жертвенные животные? Таков был древнейший обряд жертвоприношений при заключении союзов, соблюдавшийся и у язычников. 267 Отсюда произошли выражения сыщи союз, сыщи клятву. При сем употреблялось прохождение между рассеченными животными – с одной стороны в знак того, что клянущиеся отселе общаются составлять как бы одно целое, как некогда составляли эти части животных, 268 за с другой стороны с той мыслью, что с нарушителем союза должно быть поступлено так же, как с этими жертвенными животными. Голуби и горлицы не были рассечены, поелику были символами читосердечия и верности. 269 Авраам не воспламеняет своей жертвы, ожидая нового откровения воли Божией, хищных же птиц прогоняет, дабы сохранить чистоту и святость своей жертвы.

При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама; и вот когда он пробудился, напал на него ужас и мрак великий. (Ст. 12). Чем объяснить ужас Авраама? Конечно, он был следствием близкого присутствия Божия, которое ощутил Авраам по своем пробуждении, мрак же великий (т. е.) необыкновенный ночной, а сверхъестественный и глубокий мрак), был символом сего присутствия, как впоследствии при Синайском законодательстве. 270

И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. (Ст. 13). Откуда и до чего нужно считать эти четыреста лет переселения и порабощения потомства Авраамова? Так как Евреи в Египте рабствовали и были пресельниками только 215 лет, начиная от переселения туда Иакова и до общего исшествия Евреев; то очевидно, что в разбираемом месте к этим годам причисляется и время странствования в земле Ханаанской патриархов Авраама, Исаака и Иакова, которое тоже продолжалось 215 лет. Таким образом, считая от первого призвания Авраамова из Ура Халдейского (в 1921 г. до Р.Х.) до исшествия Евреев из Египта (в 1491 г. до Р.Х.), получаем период в 430 лет, который и указывается в книге Исход. 271 Если же стоят не 430, а только 400 лет, то это объясняется тем, что для круглоты числа откинуты года Авраамова странствования со времени переселения его из Харрана (в 1916 г.) до рождения Исаака (в 1891 г.).

A ты отойдешь к отцам своим в мир, и будешь погребен в старости доброй. (Ст. 15). Что отрадного было для Авраама в сем обетовании Божием? Сими словами Господь обещает Аврааму, после долговременной жизни земной, вечную блаженную жизнь за гробом с отцами. Вот та весьма великая награда, о которой говорил Бог Аврааму выше. 272

Потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки Евфрата. (Ст. 18). В какое время потомство Авраамово получило в обладание обещанные Богом столь обширные владения? При царях Давиде и Соломоне границы Еврейского царства действительно простирались до указанных здесь пределов. 275

Впрочем, нужно всегда иметь в виду различие между теми землями, которые Господь отдавал народу Еврейскому собственно в наследие, от тех, которые обещал ему под именем завоеваний. В наследие назначалась главным образом земля Ханаанская, провинции же израильские, или завоевания, простирались гораздо дальше, – и о сих-то последних говорится в настоящем месте. Если же Евреи не завоевали всех обетованных Богом городов и земель, или владели ими только самое кроткое время, то сему причиною было нарушение с их стороны тех условий, на которых заключен был завет с Богом, т.е. их нечестие и разврат. 276

Глава XVII. Пятое Богоявление Аврааму с переменою его имени и установлением обрезания

Излагаемый в сей главе завет обрезания – какое имеет значение для Авраама в ряду бывших ему обетований Божиих? Он был новою яснейшею степенью откровений Божиих Аврааму и вместе подкреплением веры Авраама, когда сей последний «уже утомился ходить одною верою, а не видением». 277 Обрезание Господь делает постоянною видимою печатью истинности своих обетований в потомстве Авраама. Предшествовавший завет огненного видения преисполнен был знаменательных и прообразовательных действий – более со стороны Бога, а затем образования – более со стороны Авраама. 278 Таким образом, оба сии завета стоят в неразрывной связи, и последний есть как бы продолжение и дополнение первого.

И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам… Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра…. (Ст. 5. 15). Какое значение имела перемена имен в ветхом завете? Во-первых, она означала власть того, кто давал новое имя, над теми, кому давалось сие имя. Так, Даниил и три отрока еврейские халдейском плену получили халдейские имена. В сем же смысле о Боге говорится, что Он есть исчитай множество звезд и всем им имена нарицай. 279 Во-вторых, сия перемена бывала по случаю и в память каких-нибудь замечательных событий с людьми. Так, Иаков (зачинатель) получил имя Израиля (богоборца) после того, как он боролся с Богом. Наконец, переменою имен выражали какую-нибудь уже случившуюся перемену с человеком, или открывшееся в нем новое замечательно качество. Так, Иосиф получил в Египте новое имя Псомфомфаних (тайновидец) после того, как истолковал сны Фараону. 280 Так, Ноемин (красная) стала называться Марею (горькою) после того, как умерли ее сыновья в земле Моавитской, и она осталась горькой сиротой со своими невестками. 281 В сем-то последнем значении всевидящий Бог Авраму дает новое имя Авраама (отец множества народов), определив и обещав ему многочисленное потомство, подобно тому, как впоследствии Господь Иисус переиименовал Кафу в Петра, придвидя крепкую веру сего Апостола, и определив на сей вере, как на камени, основать свою церковь. 282 Перемена имени была новым уверением для Авраама в непреложности Божиих к нему обетований.

Обрезывайте крайнюю плоть вашу; и сие будет знамением завета между Мною и вами. (Ст. 14). Какое значение имел богоучрежденный обряд обрезания? Прообразуя собою новозаветное таинство крещения, 283 таинственный обряд обрезания, во-первых, внушал ветхозаветным людям, что по плотскому рождению всякий человек является в мире нечистым и грешным; во-вторых, что очищение поврежденной натуры человеческой должно совершаться путем внутренней и болезненной борьбы со страстями и посредством умерщвления похотей сердечных, или, – как выражается Апостол, – чрез совлечение тела греховного плоти. 284 В-третьих, обрезание плоти мужеские таинственно указывало на рождение обетованного потомка Аврамова, который имел родиться не от похоти плотской, ни от похоти мужеской, но бессменно от неискусобрачной Девы Марии и Духа Свята, чрез устранение (и как бы отсечение) мужского участия. «Обрезание плоти мужские есть как бы отрицательное выражение понятия о семени жены». 285

Почему не обрезывался пол женский? Не потому, что он не участвовал в завете, но в знаменование того, что Обетованное Семя жены, долженстовавшее спасти род человеческий, был муж (Господь Иисус Христос), а не жена.

Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем, и купленный за серебро твое… (Ст. 13). С какой целью предписывалось обрезание рабов и иноплеменников? Сие было прообразовательным знамением того, что некогда все народы и всякого звания люди примут участие в благодатном завете Бога с человеком, образом которого был Авраамов завет.

Сару жену твою не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра…. (Ст. 15. 16). Что означают имена Сара и Сарра? По объяснению Иеронима, первое имя значит госпожа или владычица моя, а второе владычица вообще, т.е. госпожа не одной только семьи, но многих народностей. 286

А Измаил… был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его. (Ст. 25). Чем замечателен тринадцатилетний возраст Измаила при его обрезании? Тем, что он дал начало обычаю, соблюдающемуся у аравийских племен, потомков Измаила, по которому они совершают над собою обрезание в тринадцатилетнем возрасте. 289

Глава. XVIII. Шестое Богоявление Аврааму с откровением Сарре о рождении от неё сына

И явился Аврааму Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного… (Ст. 1). Какую можно усматривать цель сего нового богоявления, предмет которого уже определительно и точно открыт был Аврааму в предыдущих богоявлениях? Особенное намерение сего повторительного откровения Божия о рождении Исаака было, между прочим, то, чтобы наставить и укрепить в обетовании Сарру, подобно как прежде наставлен был Авраам. Должно думать, что для нее было богоявление сие первое. 290

. вот три мужа стоят против Авраама… (Ст. 2). Откуда открывается сверхъестественный характер мужей, посетивших Авраама? Из первого стиха сей главы, где Моисей нарочито предупреждает, что именно Господь явился Аврааму у дубравы Мамврийской – под видом трех странников.

И сказал один из ангелов: Я опять буду у тебя в это же время (в следующем году), и будет сын у Сарры, жены твоей… (Ст. 10). В дальнейших повествованиях Моисеевых мы не находим обещанного Аврааму богоявления, но это не значит, чтобы его не было на самом деле; оно только опущено в книгах Моисеевых, которые, как известно, не вполне объемлют достопримечательные события ветхозаветной истории, точно так же, как и евангельская история не все передает о делах Христовых. 298 Те, которые под обещанным богоявлением Аврааму разумеют обещанное рождение Исаака, очевидно, прибегают к натяжке.

Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных… (Ст. 11). Какое имеют значение слова Бытописателя о преклонной старости Авраама и Сарры? С одной стороны, сими словами несколько извиняется излагаемое далее колебание вер Сарриной, а с другой – возвеличивается вера Авраама, который, по Апостолу, не ослабевая в вере тогда, как ему было до ста лет, не смотрела на то, что плоть его уже омертвела и что Саррина утроба также – в омертвении. 299

Сарра внутренне рассмеялась… (Ст. 12). Какого характера был смех Сарры? поелику Бог осуждает сей смех, 300 то очевидно, что он не был подобен смеху Авраамову, заключавшему одно только играние радости, а содержал в себе недоверие к словам чудесного странника. Конечно, Сарра не понимала божественности сего странника, – и здесь новое обстоятельство, служащее к ее извинению.

Глава XXI. Седьмое Богоявление Аврааму с повелением об изгнании Агари

И сказала Сарра Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее. (Ст. 10). Как согласить с благочестием Сарры ее, по-видимому, жестокую просьбу об изгнании Агари с Измаилом? Хотя ближайшим поводом к этой просьбе было естественное чувство неудовольствия оскорблённой матери на Агарь и ее сына; но это чувство Сарра сумела бы, конечно, победить в себе, если бы оно не совпадало вместе с волею Божиею об Измаиле и его матери, которую (волю) Сарра подразумевала или предчувствовала. Сию волю свою Господь открывает тотчас же после вышеозначенных слов Сарры. 302 Таким образом, Сарра здесь выше суда человеческого, и прося изгнать служанку с ее сыном, она не одно только личное свое выражает неудовольствие, но как бы по вдохновению οт Бога пророчествует, что сын рабыни «не наследует с сыном ее Измаилом».

И показалось это Аврааму весьма неприятным. но Бог сказал. во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее. (Ст. 11. 12). … ибо в Исааке наречется тебе семя. Сии слова Бога Аврааму означают то, что истинными детьми Аврамовыми будут потомки Исаака (Евреи); ибо из них образуется народ избранный, из среды которого произойдёт сам обетованный Мессия, Иисус Христос. 303 В духовном смысле Апостол Павел разумеет под потомками Исаака всех верующих в Иисуса Христа, яко чад Исаака по обетованию. 304

И от сына рабыни Я произведу (великий) народ, потому что он семя твое… (Ст. 13). Замечательно, что ради Авраама не лишается благословения и потомство Измаила, который был от рабыни. Отсюда мы узнаем, что святость и праведность родоначальника может привлекать милость Божию « на отдаленных его потомков. Весьма важный урок для тех, которые имеют быть отцами и родоначальниками.

Глава XXII. Восьмое Богоявление Аврааму и принесение Исаака в жертву

И было, после сих происшествий Бои искушал Авраама…. (Ст. 1). Для чего всеведущему Богу нужно было искушать Авраама? Цель искушений Божиих состоит в том, чтобы вывести человека на борьбу со злом; и этой борьбой укрепить человека в добре, и его окрепшую и возвышенную добродетель явить в пример и укрепление другим людям.

Таких искушений люди благочестивые сами себе просят от Бога. Искуси мя Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое! Давид. 305 Такого же рода было и искушение Авраамово «Не для того (искушал Бог Авраама), чтобы самому узнать, чего не знать, но, чтобы научить не знающих, сколько справедливо возлюбить патриарха». 306

Кроме сего, искушение Авраамово имело прообразовательное значение. В образе Исаака, возносимого отцом своим на жертвенник. Господь хотел предуказать ветхозаветному миру, как со временем сам Сын Божий будет вознесен на крест Богом Отцом за род человеческий. 307

. и там принеси его (Исаака) во всесожжение. Почему Авраам мог узнать истинное откровение Божие в странном, по-видимому, и недостойном Бога повелении заклать сына? Получив неоднократные откровения от Бога, Авраам имел, конечно, некоторые верные средства отличать истинные откровения Божии от ложных.

Авраам встал рано утром… пошел на место, о котором сказал ему Бог. (Ст. 3). Если не слепо и безотчетно, а разумно было послушание Авраама, то как он мог посягнуть на жизнь сына, вопреки своему разуму и самой природе? Самое крепкое и разумное основание для веры Авраамовой было его убеждение, что так угодно Богу. Как не все то разумно, что делает человек по личному своему усмотрению и убеждению, так напротив, все то разумно и премудро, что повелевает и творит Бог, хотя сие не всегда человеку понятно. Вот где основание беспредельного повиновения праведников Господу Богу! «Так, или иначе, – мог думать Авраам, – a Господь возвратит мне сына, от которого обещал многочисленное потомство». 309 Ап. Павел даже прямо указывает, что думал и чем утешал себя Авраам, исполняя непонятную для него волю Божию: «Он думал, что Бог и из мертвых силен воскресить (Исаака) 310 ; посему и поверил Богу, который оживляет мёртвых и называет не существующее, как существующее. 311

. взял с собою. Исаака, сына своего. (Ст. 3). В каком возрасте был Исаак пред жертвоприношением?

Вероятнейшим представляется мнение, что Исаак шел на заклание в том же возрасте, в котором пострадал на кресте Иисус Христос, прообразуемый Исааком.

Ha третий день Авраам, возвёл очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом (Ст. 4. 5) Зачем Авраам притворяется пред рабами, и не берет их с собою к жертве? Поняв и увидев намерение Авраама заколоть своего сына, рабы могли 6ы остановить его и не дозволить жертвы, таинственного смысла которой они не понимали.

И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего. (Ст. 6). Какое прообразование скрывалось в том обстоятельстве, что Исаак сам понес дрова для своего сожжения? В этом случае он изображал Сына Божия, имевшего понести на своих собственных раменах тот самый крест, на котором был Он пригвожден. 312

И устроил Авраам жертвенник. (Ст. 9). Как и из чего Авраам устроил жертвенник, ибо не видно, чтобы он взял какие-нибудь для сего орудия и материалы? В последующие подзаконные времена Господь повелел чрез Моисея устроить себе жертвенник или из земли, или из камней, но строго воспретил обтесывать сии камни. 314 Можно полагать, что тогда Господь узаконил то, что уже было обыкновенно во времена патриархальные. Таким образом, Авраам мог устроить свой жертвенник на горе Мориа без всяких приготовлений, прямо из камней, находившихся при подошве горы, или же просто из земляных глыб.

Как исчислить подряд все богоявления и откровения Божии Аврааму? Их было восемь. Первое в Уре Халдейском, когда Господь повелел Аврааму оставить свое отечество. 323 Второе в Сихеме, где Господь объявил Аврааму, что Ханаанская земля будет принадлежать ему. Здесь был первый жертвенник Авраамов. 324 Третье около Вефиля, по разлучении Авраама с Лотом. 325 Четвертое в ночном видении, когда Авраам вступил в завет с Богом. 326 Пятое, при котором Авраам и Сарра получили новые имена и установлено обрезание. 327 Шестое, когда Авраам принял трех странников и узнал гибель Содома. 328 Седьмое, бывшее по случаю изгнания Агари и Измаила. 329 Восьмое – при жертвоприношении Исаака. 330

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *