какое объединение олицетворяет европейскую интеграцию и какие страны входят в его состав
ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Европейская интеграция — процесс передачи части суверенитета наднациональным (независящим от государств-участников) органам власти в рамках специально созданных европейских организаций.
Со схожими интеграционными процессами ее объединяют две черты: 1) создание самостоятельных органов власти, что с учетом привычного в западных демократиях принципа разделения властей заставляет инициаторов Е. и. формировать исполнительные, законодательные и судебные органы, искать новый баланс между ними как на наднациональном, так и на национальном уровнях; 2) компромиссность, постоянное согласование интересов стран-участниц. По мере роста их числа скорость интеграционного процесса замедляется. Кроме указанных выше имеются особенные черты Е. и.: 1) новизна, обусловленная отсутствием подобных примеров добровольного делегирования суверенитета в демократической Европе; 2) отказ от определения конечной цели интеграции; 3) элитарность процесса — принятие важных решений взяла на себя политическая элита без участия населения в какой-либо форме; 4) активная роль США, использовавших Е. и. как фактор укрепления западного лагеря в «холодной войне»; 5) антисоветская направленность, в стремлении консолидировать западные ценности.
Состав участников можно разделить на четыре группы. Инициаторы — Бельгия, Люксембург, Италия, Нидерланды, ФРГ, Франция. Западноевропейская — Великобритания, Дания, Ирландия; присоединившиеся к Е. и. в 1973 с основной целью не упустить выгоды интеграции и оказывать на нее влияние изнутри. Смешанная — Греция (1981), Испания и Португалия (1986), Австрия, Финляндия и Швеция (1995). Их целью было изменение своего национального статуса. Центрально-восточноевропейская группа — Венгрия, Латвия, Литва, Кипр, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония (2004), Болгария и Румыния (2007), Хорватия (2013), стремившиеся использовать благоприятные геополитические условия после окончания «холодной войны» для обеспечения собственной безопасности.
Причины, которыми руководствовались страны-инициаторы Е. и., были различны. Франция собиралась сдерживать ФРГ, что было существенно легче в наднациональных структурах, где французы рассчитывали на доминирование. Для ФРГ интеграция означала преодоление послевоенного неравноправия и укрепление выгодного большинству западногерманских элит блокового статуса страны, но экономические преимущества были весьма сомнительны. Италия стремилась не допустить усиления Франции и ФРГ на международной арене, а внутри страны — укрепления левых сил, аналогичными резонами руководствовались и страны Бенилюкса. В научный оборот было введено понятие «метод интеграции», которое было связано с французскими предложениями сформировать самостоятельные сообщества в различных сферах со своими органами и полномочиями. Основной договорной целью большинства интеграционных организаций было создание общего рынка, то есть пространства свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала.
К основным организациям Е. и. относятся: Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), созданное по инициативе французского министра иностранных дел Р. Шумана и руководителя французского комиссариата планирования Ж. Монне вместе с различными советниками, в том числе и американцами. Подписание договора по созданию ЕОУС (так называемый план Шумана) состоялось 18 апреля 1951 (вступление в силу — 23 июня 1952), его основной целью стал общий рынок угля и стали. Срок действия — 50 лет.
Европейское оборонительное сообщество (ЕОС, подробнее см. в ст. Европейское оборонительное сообщество).
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное по инициативе стран Бенилюкса. Договор по его созданию был подписан 25 марта 1957 и вступил в силу 1 января 1958. Его инициаторы стремились обеспечить сотрудничество в сфере транспорта, финансов, энергетики, социальной политики путем создания общего рынка через таможенный союз, то есть через постепенный отказ от таможенных пошлин во взаимной торговле и принятие общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами.
Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), организованное по инициативе французской стороны, стремящейся к финансовой экономии для собственной атомной программы и к контролю над развитием атомных технологий в ФРГ. Договоры о ЕЭС и Евратоме были подписаны в один день и вступили в силу одновременно, по месту их подписания их принято называть Римскими договорами.
С 1 января 1957 применительно к Е. и. следует говорить о Европейских сообществах: ЕОУС, ЕЭС и Евратоме. Таможенный союз начал в полной мере работать с 1 июля 1968. Вместо общего рынка, распространяющегося на все товары и услуги, первоначально был построен общий рынок сельскохозяйственной продукции. И только после подписания Единого европейского акта (1986), в котором произошли смена названия (общий рынок был переименован во внутренний рынок) и обновление обязательств государств-участников интеграции, пространство свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала с 1 января 1993 стало реальностью. Распад СССР и объединение Германии создали новую геополитическую реальность и потребовали изменения конфигурации Е. и., о чем свидетельствует создание Евросоюза и его транформация (см. Европейский союз).
Главными наднациональными органами власти, созданными в процессе Е. и. являются: Европейская комиссия — своебразный исполнительный наднациональный орган. Первым председателем Еврокомиссии стал статс-секретарь МИДа ФРГ В. Хальштейн. С 1 июля 1967 все три комиссии ЕОУС, ЕЭС и Евратома были объединены в одну. Только Еврокомиссия обладает правом законодательной инициативы.
Совет министров представляет собой регулярные заседания министров стран-участниц, на которых обсуждаются текущие интеграционные вопросы. Совет министров участвует в законодательной деятельности.
Европарламент — основной законодательный орган. С 1979 года депутатов Европарламента избирают граждане стран-участниц прямым голосованием. Полномочия Европарламента постоянно расширяются.
Европейский совет — особый наднациональный орган, выполняющий консультативные функции, состоит из глав государств и правительств (подробнее см. в ст. Европейский совет). Суд ЕС — высшая судебная инстанция, в нее входят по одному судье от каждого государства-участника.
Главными достижениями Е. и. является обеспечение мира и примирение бывших противников во Второй мировой войне; постоянный поиск компромисса (несмотря на многочисленные кризисы, ее участники находили выход из сложных ситуаций); появление единой европейской модели развития, хотя экономические выгоды интеграции с учетом усилий, затраченных на переориентацию традиционных хозяйственных связей и упущенных возможностей являются отнюдь не бесспорными. Основным противоречием Е. и. является неясность конечной цели, что не позволяет обеспечить понятность и легитимность интеграции для европейцев, согласовать общие цели и задачи, а, значит, гарантировать защиту в будущем от повторения кризисов.
Лит.: Борко Ю. А., Буторина О. В. История развития Европейского союза (глава 5) // Европейская интеграция: учебник / под ред. О. В. Буториной. М., 2011. С. 81—116; Липкин М. А. Советский Союз и европейская интеграция: середина 1940-х — середина 1960-х годов. М., 2011; Синдеев А. А. Вальтер Хальштейн // Вопросы истории. 2013. № 8. С. 52—71; Синдеев А. А. История западноевропейской интеграции: начало (1947—1957 годы): Учебное пособие. М., 2011; Чубарьян А. О. Европейская идея в истории: Проблемы войны и мира. М., 1987.
Европейский Союз — главная интеграционная группировка мира
Основой для создания Европейского Союза послужило Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное в 1957 г.
Расширение сфер деятельности и числа стран, стремящихся к совместному решению экономических проблем, вызвало необходимость преобразования Европейского экономического сообщества (ЕЭС). В 1967 г. оно слилось с двумя европейскими организациями: Европейским сообществом по атомной энергии и Европейским объединением угля и стали. Новая организация стала называться Европейское сообщество, или Общий рынок.
В 1993 г. Европейское сообщество было преобразовано и получило новое название Европейский Союз (ЕС). Это название сохраняется до сих пор.
В настоящее время ЕС — крупнейшее интеграционное объединение мира с населением около 400 млн. человек. Первоначально членами ЕС были 15 стран Западной Европы: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция. Границы ЕС не постоянны: после 2002 г. присоединяется еще ряд европейских стран. Это прежде всего Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия. Считается, что в ближайшем будущем членами ЕС будут 27 государств.
Таким образом, ЕС охватывает почти всю Западную Европу.
С 2000 по 2006 гг. Европейский Союз предоставляет помощь центральноев-ропейским странам — Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Чехии, Словакии, Сло-
(Венгрии — в размере 3,12 млрд. евро ежегодно. Эта помощь направляется на подготовку к вступлению в сообщество и дальнейшему развитию.
Для оказания помощи создана специальная программа Праге, которая содействует разрешению проблем, возникающих в начальном периоде, а также созданию управленческих структур и поддержке инвестиций.
Между странами ЕС отменены таможенные пошлины и другие ограничения торговли. Устраняются препятствия во взаимном движении продукции, услуг, капиталов, рабочей силы.
В ЕС действуют общие для всех стран органы управления экономическим развитием.
С 2002 г. интеграция углубилась: введены новые наличные деньги — единые для всех стран ЕС. По предложению Германии они получили название «евро». Сейчас евро — единственное законное средство платежа в Евроландии (так иногда называют территорию ЕС). Новые деньги заменили национальные деньги в 12 государствах — членах ЕС: Ирландии, Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Франции, Германии, Австрии, Португалии, Испании, Италии, Греции, Финляндии. С этого года прекратили существование немецкие марки, французские франки, итальянские лиры, испанские песеты, финские марки. Их окончательно заменил евро.
Европейский Союз (ЕС) — экономическое объединение стран Западной Европы, которое характеризуется отменой таможенных пошлин, других ограничений в торговле между участниками, устранением препятствий во взаимном движении товаров, капиталов, рабочей силы, а также созданием общей денежной единицы и общих органов управления национальными хозяйствами.
Интеграция расширяет границы национальных хозяйств, увеличивает рынки сбыта, развивает международное разделение труда. Для западноевропейских стран, обладающих небольшими территориями и ограниченным числом производителей и потребителей, экономическое объединение является необходимостью.
Основная экономическая мощь ЕС приходится на четыре наиболее крупные страны — Германию, Францию, Великобританию, Италию, в которых сосредоточено 1/2 населения и почти 3/4 совокупного ВВП региона.
Остальные относятся к так называемым малым странам. Их отличие — высокий уровень специализации на производстве технически сложной, высококачественной продукции. Небольшие масштабы внутренних рынков и недостаточный спрос сдерживают появление крупных предприятий.
По уровню экономического развития, структуре экономики и масштабам хозяйственной деятельности малые страны делятся на группы. К первой — относятся Бельгия, Нидерланды, Швеция, Испания. Величина их совокупного (общего) ВВП довольно значительная и составляет около 20% ВВП Евросоюза. Во вторую группу входят Австрия, Дания, Греция, Финляндия. Их значение в общей экономике невелико: менее 10% ВВП Евросоюза. Доля третьей группы стран, включающей Португалию, Ирландию, Люксембург, еще меньше: около 2% ВВП Евросоюза.
В последние десятилетия участие Европейского Союза в мировой экономике несколько сократилось. Главная причина — ограждение экономики Союза от конкуренции извне, что не стимулирует прогрессивных нововведений и сдерживает совершенствование отраслевой структуры.
К наиболее динамичным отраслям Евросоюза относятся электроника, изготовление станков, управляемых по компьютерным программам, атомных реакторов, аэрокосмической техники, средств связи. Вместе с тем темпы развития этих отраслей ниже, чем в США и Японии.
Развитие отраслей происходит не столько благодаря коренному обновлению производства, как, например, в Японии, сколько благодаря его совершенствованию, замене устаревшего оборудования и технологий. Поэтому в мировом хозяйстве страны ЕС выделяются прежде всего производством традиционной продукции (например автомобилей, станков, оборудования для легкой и пищевой промышленности).
Европейский Союз сохраняет значительный научно-технический потенциал, который ориентирован в основном на фундаментальные исследования. Однако расходы Евросоюза на развитие науки и техники отстают от аналогичных расходов США и Японии. Например, на исследования в области микроэлектроники выделяется столько средств, сколько в США выделяет одна компания IBM.
В экономическом развитии стран ЕС значительная роль принадлежит государству. В государственной собственности находятся многие заводы, фабрики, школы, больницы. Хотя в последние годы влияние государства на процесс производства снизилось, число государственных предприятий сокращено, тем не менее его роль в экономике остается намного выше, чем в США и Японии, Особенно высока в малых странах (например, Австрии, Финляндии), в которых государственный сектор создает примерно 1/3 ВВП и предоставляет места 1/5 части работающих.
Управление экономическим развитием осуществляется одновременно на двух уровнях: национальном и наднациональном. На национальном уровне осуществляется главами государств, правительствами, министрами, руководителями предприятий и организаций каждой страны.
Управление на наднациональном уровне направлено на выработку единой внутренней и внешней политики стран-участниц. Как показала практика, решение национальных экономических проблем требует общих подходов к стратегии экономического развития. Кроме того, требуются общие подходы в отношении к «третьим» странам и проведение общей внешней политики. Соединение экономической интеграции с общей внешнеполитической деятельностью — особенность Европейского Союза.
Эта организация включает следующие органы наднационального управления:
— Европейский совет — политический орган, в состав которого входят гла-•’ вы государств, обсуждающие наиболее принципиальные вопросы внутренней и внешней политики стран-участниц;
— Совет министров — законодательный орган, в состав которого входят — министры национальных правительств, принимающие конкретные решения по реализации единой политики в ЕС и утверждающие законы этой организации;
— Комиссия Европейских сообществ — исполнительный орган, который разрабатывает единые для всех участников законы, приводит их в соответствие с национальными законодательствами;
— Европейский парламент (Европарламент) — контролирующий орган, который осуществляет контроль за выполнением принятых решений и законов, разрабатывает и утверждает бюджет ЕС;
— Суд Европейских сообществ — судебный орган, который следит за соблюдением равноправия всех стран-участниц, охраняет и защищает их интересы.
Помимо перечисленных существуют другие властные и консультативные орга-414 ны, а также различные вспомогательные учреждения: комитеты, комиссии, подкомиссии, фонды.
Европейский Союз располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран.
Доходная часть бюджета состоит, во-первых, из собственных средств ЕС, которые образуются за счет пошлин при ввозе на ее территорию товаров из третьих стран, и, во-вторых, из средств, отчисляемых странами-участницами (около 1% национального ВВП).
Расходы ЕС в основном связаны с деятельностью различного рода фондов и финансовых институтов: например, таких, как Европейский фонд регионального развития, Европейский фонд аграрной ориентации и гарантирования, Европейский социальный фонд.
За счет средств фондов финансируются различные направления политики ЕС: например, аграрная, социальная, региональная, энергетическая.
Участники ЕС проводят единую отраслевую и территориальную (региональную) политику. Наибольшие успехи достигнуты в проведении совместной аграрной политики. Ее финансирование — самая крупная статья расходов в бюджете Союза.
В основе общей аграрной политики лежит субсидирование цен на сельскохозяйственную продукцию, т.е. доплаты фермерам до уровня доходов, распространенных в других сферах экономики. Такая политика помогла ЕС превратиться во второго после США поставщика аграрной продукции на мировые рынки.
В то же время аграрный рынок самого ЕС огражден высокими таможенными барьерами, препятствующими доступу сельскохозяйственных товаров из других стран.
Искусственное вытеснение внешних конкурентов и высокие внутренние цены на продукты питания стимулируют сельскохозяйственное производство. Предложение этой продукции значительно превышает спрос и порождает проблему сельскохозяйственного перепроизводства. Для ее решения принимаются разные ограничения объемов аграрного производства. В последнее время распространяется ограничение в виде «гарантированного максимального количества». Эта мера состоит в том, что предусматривается снижение цен на продукцию, поставляемую сверх установленного государством предела. В результате становится невыгодным увеличивать производство в сельском хозяйстве.
Важной статьей расходов бюджета ЕС является проведение совместной научно-технической политики. Ее цель — усилить конкурентоспособность промышленной продукции в мировом хозяйстве. Для этого проводятся совместные исследования по основным направлениям научно-технического прогресса (например, в микроэлектронике, биотехнологии, генной инженерии, телекоммуникациях). Среди них выделяется крупномасштабная многоцелевая программа «Эврика».
К настоящему времени в ЕС отменены практически все барьеры перемещений товаров, капитала и рабочей силы. Их отмена значи тельно повышает темпы экономического роста национальных экономик, снижает цены на производимую в них продукцию, уменьшает издержки производства, в конечном счете укрепляет позицию каждой страны в мировом хозяйстве.
Ближайшая цель ЕС — создание Федеративной Европы — Европы объединенных государств. Отдаленная цель — создание единого государства — Соединенных Штатов Европы.
Какое объединение олицетворяет европейскую интеграцию и какие страны входят в его состав
Понятие
В политической науке существует несколько подходов к определению понятия европейская интеграция: межправительственный, институциональный и коммуникативный подходы.
Сторонники межправительственного подхода отводят приоритетную роль в процессе интеграции национальным государствам. Результатом их взаимодействия на межправительственном уровне является особая окружающая среда, которая влияет на появление общих институтов. В рамках институционального подхода (Эрнст Хаас) европейская интеграция рассматривается как процесс трансформации национальных практик взаимодействия институтов, которая ведет к созданию особой многоуровневой системы управления с множеством центров принятия решений (governance). Коммуникативный подход трактует европейскую интеграцию как процесс создания социальных общностей посредством эффективного взаимодействия между их членами в различных областях. В результате чего формируется сообщество безопасности, в котором политические факторы ориентированы на создание нового политического центра. Этот политический центр и должен будет координировать работу участников.
История
В конце Второй мировой войны континентальный политический климат благоприятствовал единству европейских стран, что рассматривалось многими как спасение от экстремальных форм национализма, которые угнетали континент. В знаменитой цюрихской речи 19 сентября 1946 года Уинстон Черчилль призвал к созданию европейской федерации по подобию США, а первым шагом к объединению Европы назвал франко-германское примирение.
Впоследствии были образованы такие организации как Западноевропейский союз ( 1948 ), НАТО ( 1949 ) и Совет Европы ( 1949 ).
27 мая 1952 года те же страны подписывают договор об образовании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). 10 сентября того же года параллельно начинается подготовка договора, который утвердит Европейское политическое сообщество.
Но в 1954 году Национальное собрание Франции отвергло договор о ЕОС, после чего прекратилась подготовка и договора о ЕПС.
Таким образом, в начале 1950-х годов странам «европейской шестёрки» не удалось начать интеграцию в оборонной и политической сферах. Но интеграция продолжала развиваться в других сферах, в первую очередь в экономической.
Участие европейских стран в европейской интеграции
В этой таблице присутствуют все страны Европы, кроме России, Белоруссии, Азербайджана и Армении, которые в данный момент не являются членами или официальными кандидатами нижеперечисленных европейских организаций.
Участие стран в европейских договорах и организациях.
Маастрихтский договор
Серьёзный шаг в экономическом сближении стран Европейского Союза был сделан в 1991 г. с подписанием Маастрихтского договора — договора об экономическом и валютном союзе (ЕВС). Первоначально его подписали семь стран с наиболее стабильной экономикой: Германия, Франция, Голландия, Бельгия, Австрия, Люксембург и Ирландия.
В Маастрихтском договоре были закреплены крайне жёсткие критерии экономического сближения (конвергенции) государств-членов, согласившихся перейти к единой валюте. Уровень инфляции в этих странах не должен был превышать 2,6 %, дефицит государственного бюджета — 3 %, а общего государственного долга — 60 % валового внутреннего продукта (ВВП). Большинство государств — членов ЕС продвигалось к выполнению критериев конвергенции с огромным трудом.
Нелёгкий процесс адаптации к маастрихтским критериям конвергенции во всех странах Европы, и в особенности в странах, вошедших в ЕВС, сопровождался ростом безработицы. Но уже в 1999 г. безработица начала снижаться.
Шенгенское соглашение
С 1 января 1991 г. в соответствии с конвенцией, подписанной в июне 1990 г. в замке Шенген (Люксембург) между ФРГ, Великобританией, Францией, Италией, Данией, странами Бенилюкса, фактически были ликвидированы границы, которые остались лишь на географических картах ; внутри шенгенского пространства нет ни пограничников, ни таможен. С 1992 г. Шенгенское соглашение распространилось на остальных членов ЕС. В Европе зародился единый и однородный хозяйственный комплекс, в рамках которого капиталы из одной страны могли перетекать в другую.
Комиссия европейских сообществ
В Комиссию европейских сообществ входят избираемый председатель и 16 членов, назначаемых правительствами стран ЕЭС. Европарламент имеет консультативные функции, которые с 1980-х гг. расширяются, он избирается прямым всеобщим голосованием населения стран-участниц сроком на пять лет по нормам представительства пропорционально численности населения государства. Ежемесячно сессии Европейского парламента проходят в Страсбурге (Франция), чрезвычайные заседания — в Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европейского парламента; его секретариат располагается в Люксембурге.
Европейский валютный институт
Второй этап реализации валютно-экономического союза начался в 1995 г. Он был отмечен учреждением Европейского валютного института, в задачу которого входила координация валютной политики государств Союза и создание Европейского центрального банка, контролирующего новую валюту — евро.
Амстердамский договор
В 1997 г. был подписан Амстердамский договор, в соответствии с которым с 1999 г. вводилась в обращение новая валюта, начался третий этап интеграции.
Европейский центральный банк
Значительная доля управления экономикой была передана Европейскому центральному банку; он должен был контролировать эмиссию, устанавливать базисные процентные ставки и налагать санкции на те страны, которые тратят слишком много или не выплачивают долги по кредитам. Национальные правительства по-прежнему могли решать, на что тратить деньги, но ограничения, устанавливаемые банком, фактически определяли лимит той суммы, которую предстояло расходовать каждой стране, и уже ни одна страна не могла решать экономические трудности путём девальвации валюты или эмиссии.
ЕС в начале 21 века
Страны ЕС обязались следовать совместному курсу в сфере внешней политики и безопасности, в вопросах внутренней экономической политики, правоохранительной деятельности, в борьбе с преступностью, в том числе с наркобизнесом, и др. Устанавливалось единое европейское гражданство. Вновь созданный Европейский валютный институт позволял осуществлять единую денежно-кредитную политику.
Вторая мировая В конце Второй мировой войны континентальный политический клима т благоприятствовал единству европейских стран, что рассматривалось многими как спасение от экстремальных форм национализма, которые угнетали континент. В знаменитой цюрихской речи 19 сентября 1946 года Уинстон Черчилль призвал к созданию европейской федерации по подобию США, а первым шагом к объединению Европы назвал франко-германское примирение.
1947 г. «плана Маршалла программа помощи странам Западной Европы, позволившая стабилизировать ее экономику, укрепить основы политической демократии
1947 ГАТТ В 1947 г. между 23 странами развитой зоны мира было заключено Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Его участники обязались содействовать развитию внешней торговли за счет взаимного снижения налогов на импортную продукцию, исключения таможенных войн. Впоследствии рамки ГАТТ расширились, в нее вошли многие страны Азии, Африки и Латинской Америки, она была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО).
1948 ОЕЭС В 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) Первоначально ее функции состояли в распределении помощи, предоставленной Европе Соединенными Штатами по «плану Маршалла» для послевоенного восстановления экономики. Затем она стала форумом для многосторонних экономических консультаций, обмена экономической информацией.
В 1960 г. ОЕЭС была переименована в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития), к ее деятельности подключилась Япония.
1949 НАТО Общность принципов, ценностей, интересов в поддержании стабильности и процветания стран зафиксирована в 1949 довором о создании НАТО
1949 Совет Европы Первой собственно западноевропейской структурой, призванной содействовать согласованию политики в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной сферах, был Совет Европы. Он был создан в 1949 г., его учредителями были Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания.
1957 ЕЭС В 1957 г. участниками ЕОУС были подписаны два документа, имевшие огромное значение для развития европейского единства: Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ). Создавался общий рынок всех видов продукции, принимался принцип свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Реализация этого принципа была бы невозможна без принятия единых стандартов налоговой, социальной политики, унификации законодательной базы, что было определено в качестве задачи интеграции. Впервые были сформированы наднациональные органы: Европейский совет как законодательный орган, Комиссия европейских сообществ как исполнительный орган, Особый суд. При решении вопросов, относящихся к интеграции, они имели право принимать решения прямого действия, вступающие в силу без утверждения национальными правительствами и парламентами.
Реализация положений Римского договора позволила уменьшить конкуренцию между товаропроизводителями стран-участниц интеграции, обратив ее на внешние рынки. Производители однотипной продукции имели возможность либо объединить свои капиталы, либо согласиться с установлением квот на объемы производства. При этом особые усилия были направлены на преодоление конкуренции между фермерами и виноделами Франции, Италии и Германии. Наряду с квотами, ограничивающими производство, за счет общего бюджета ЕЭС были установлены высокие закупочные цены на аграрную продукцию.
1961 Атлантическое сообщество 1961 Дж. Кеннеди предложил Великий проект создания Атлантического сообщества для укрепление единства стран Северной Америки и Западной Европы.
1948 (окончательно оформился в 1955) ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ — военно-политическая организация в составе Великобритании, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Испании, Португалии. Союз был создан в мае 1955 года путем преобразования и расширения Западного Союза, образованного по Брюссельскому договору в 1948 году в соответствии с Парижскими соглашениями 1954 года. Существуют тесные связи между Западноевропейским союзом и Североатлантическим союзом. Договор о Западноевропейском союзе предусматривает оказание помощи, в том числе военной, если одна из стран-участниц подвергнется «нападению» в Европе. Предусматриваются также консультации по политическим, экономическим и другим вопросам. Руководящими органами Западноевропейского союза являются Совет в составе министров иностранных дел стран-участниц и Ассамблея, состоящая из парламентариев стран-участниц, которые являются одновременно участниками Консультативной ассамблеи Европейского совета. Решения Совета и Ассамблеи имеют рекомендательный характер для правительств стран-участниц. В рамках Западноевропейского союза создано также Агентство по контролю над вооружением. В 60-начале — 70-х годов деятельность Западноевропейского союза ослабла в связи с обострением противоречий между его участниками и образованием и выдвижением на первый план других политических организаций, в частности Европейского экономического сообщества.
1949 НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organization; Организация Североатлантического договора) — военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 года в Вашингтоне представителями 12 государств (США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Португалии, Норвегии, Дании, Исландии). В 1952 году к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 — ФРГ, в 1982 — Испания. В рамках НАТО создано объединенное военное командование. В 1966 году из военных структур НАТО вышла Франция (вернулась в 2009), в 1974 — Греция (вернулась в 1980); в военные структуры не входит Испания. В 1999 году в состав организации были приняты Польша, Чехия и Венгрия; в 2004 году — Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония; в 2009 году — Хорватия и Албания. Вснго в состав НАТО входят 28 государств. Штаб-квартира организации располагается в Брюсселе.
1949 СОВЕТ ЕВРОПЫ (СЕ), консультативная политическая организация, создана в 1949 для содействия интеграционным процессам в области прав человека. Способствует унификации законодательства различных стран в этой области. СЕ проводит экспертизу уровня защиты прав личности в конкретной стране, в ее законодательстве и на практике. Органы СЕ находятся в Страсбуре (Франция).
1952 Европейское оборонительное сообщество (ЕОС). 27 мая 1952 года те же страны подписывают договор об образовании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). 10 сентября того же года параллельно начинается подготовка договора, который утвердит Европейское политическое сообщество.
Но в 1954 году Национальное собрание Франции отвергло договор о ЕОС, после чего прекратилась подготовка и договора о ЕПС.
В 1950-х политическая и оборонная интеграция не удалась, в отличии от экономической
Таким образом, в начале 1950-х годов странам «европейской шестёрки» не удалось начать интеграцию в оборонной и политической сферах. Но интеграция продолжала развиваться в других сферах, в первую очередь в экономической.
Поиск информации: Обласова Е. В.
Вопросы для самопроверки
Вопросы: Жилина Д., Обласова Е.