какое нужно образование чтобы стать бизнесменом
11 конкретных советов тем, кто хочет открыть свое дело
Просто сделай это
Успешный бизнес — это не врожденный талант и не дело случая. Это набор навыков, гибкость мышления и постоянная концентрация.
Вот конкретные шаги, которые помогут начинающим бизнесменам.
Менять окружение
Пробовать, а не думать
Планы полезны, если не путать их с реальными действиями. Легко погрязнуть в мыслях об идеальном продукте, но так его и не сделать. Перфекционизм занимает много времени и задерживает прибыль.
Если бы автоконцерны ждали изобретения автоматической коробки передач вместо продаж первых автомобилей, они бы далеко не уехали. Дайте объявление на «Авито» или во Вконтакте, даже если продавать еще нечего — так вы определите спрос.
Выбрать свою нишу
Рассматривайте разные варианты. Если разбираетесь в телефонах, вам не нужно открывать вторую «Евросеть», возможно, ваша ниша — блог на Ютубе с обзором новинок, ремонтная мастерская или индивидуальный дизайн гаджетов.
Делать то, что приносит деньги
Вокруг важного вертится много дел-паразитов: они создают иллюзию работы и отвлекают фокус на себя.
Не начинайте с печати визиток, аренды офиса и продвижения сайта — делайте то, что приносит прибыль. Выложите пост в соцсети, подайте объявление в газету, предложите купить друзьям.
Просчитать риски
Риск напрямую связан с прибылью, но предприниматели рискуют с умом. Бизнес — это не казино. Не пробуйте то, на чем тысячу раз прогорали другие. Для грамотного риска нужно видеть барьеры и компетенции команды, чтобы их преодолеть.
Если в вашем городе открывали 10 антикафе, но все закрыли в течение года, вряд ли все поголовно неудачники, а у вас получится. Если нет явного преимущества бизнес-идеи, шанс стать успешным предпринимателем близок к нулю.
Составить бюджет
Перед запуском в бизнес-плане должен появиться ряд чисел. Сколько продавать, чтобы выходить в ноль? Сколько продавать, чтобы отбить вложения за 1, 2, 3 года?
Нанять профессионалов
Бизнес с друзьями прекрасен только на этапе планирования: люди должны попадать в команду из-за профессионализма, а не по дружбе. Не бойтесь нанимать сотрудников умнее себя. Ваша задача — управлять бизнесом, а не быть лучшим специалистом.
Найти ментора
Ментор — опытный бизнесмен с беспристрастным взглядом со стороны. Он увидит слабые места, поможет предотвратить ошибки и подскажет возможности для роста, которые начинающие предприниматели упускают. Ищите ментора-практика с опытом в вашей сфере. Кажется, что выращивать конкурента глупо, но это не так. Бизнесмены с радостью делятся знаниями с коллегами. Такая практика развита в Европе и постепенно приходит к нам.
Сделать заявление
Пункт дополнительной мотивации для отчаянных. Разместите на страницах в соцсетях пост о цели открыть бизнес к определенному числу. Страх публичного провала и интерес знакомых помогут двигаться вперед.
Где учат бизнесу: форматы и программы бизнес-образования с комментариями выпускников
Я проанализировала предложения бизнес-школ, вузов, центров дополнительного образования, онлайн-платформ и программ поддержки малого бизнеса. Затем выделила 8 способов получить навыки, знания и компетенции, необходимые для запуска, развития и повышения эффективности своего дела.
Особенности, программы, цены – в этой статье.
Когда нужно комплексное обучение
Программы MBA
MBA считается престижной степенью в бизнес-сообществе. Однако ради «статуса» учиться идут в основном наемные работники – топ-менеджмент и те, кто стремится до него дорасти. Предприниматели и владельцы бизнеса идут за опытом, знаниями и нетворкингом. Собственно, в этом и заключается суть классического бизнес-образования – учащиеся в интерактивном формате обмениваются опытом, разбирают кейсы, решают сложные бизнес-ситуации из практики своих компаний.
Здесь нечего делать «вчерашним студентам» – программы рассчитаны на людей с опытом в бизнесе или руководящей работе, которые хотят прокачать свои навыки, понимание глобальных бизнес-процессов и управленческие скилы. Для поступления требуется высшее образование и опыт управленческой работы не менее 2 лет, для некоторых программ – от 5 до 7 лет.
В зависимости от целей и исходных данных слушателя существуют разные категории программ.
Содержание программы зависит от школы и типа MBA. Она может включать занятия по:
Каждая программа заканчивается разработкой дипломного проекта. Учебный план в престижных школах включает также зарубежный модуль – несколько дней обучения в одной из иностранных школ.
Длительность обучения зависит от выбранной школы и программы, составляет 12–25 месяцев. Кроме того, многие школы предлагают ускоренное обучение для руководителей с экономическим или управленческим высшим образованием. Сроки сокращаются благодаря зачету пройденных ранее дисциплин.
Формат. В Европе и США больше котируется обучение очно и в дневное время. Однако в нашей стране это редкость – слишком сложно совмещать с работой. Обычно бизнес-школы предлагают один или несколько форматов на выбор:
Стоимость обучения сильно зависит от конкретной школы, формата, программы, преподавательского состава, наличия иностранных экспертов и зарубежных модулей. Цены варьируются от 200–300 тыс. руб. за General MBA онлайн в частном центре дополнительного образования до 1,5–2 млн. за Executive MBA в престижной бизнес-школе государственной академии.
Я пошла учиться на президентскую программу Executive MBA, чтобы расширить круг общения, найти единомышленников и новых интересных людей, с которыми хотела бы в дальнейшем, возможно, дружить или работать. Выбрала именно «Синергию», потому что много моих знакомых с Facebook преподают там – Патырев, Рызов. Я знаю, что это мощная школа с серьезными спикерами.
У нас собралась очень сильная группа. Нетворкинг – лучшее, что было на курсе. Поэтому ожидания найти новых интересных людей оправдались. Обучение помогло понять структуру бизнеса и масштабирование. У меня изменилось в целом видение бизнеса, потому что я увидела людей с очень большими компаниями. Это дало понимание, что мне еще есть куда развиваться. Я поняла, куда хочу расти и чего могу добиться через 5, 10 и даже 20 лет. Еще понравился выездной модуль в Дубае – мы познакомились с ОАЭ не как туристы, а как ученики.
Мы были первой «тестовой» группой, из-за чего столкнулись с организационными недочетами. Еще было довольно много теории, а вот разбора кейсов не хватило. Но мне на самом деле особо не с чем сравнивать, поэтому я благодарна, что приняла участие.
Второе высшее образование
В общем смысле это нельзя считать бизнес-образованием, однако если правильно выбрать вуз и факультет, можно получить фундаментальные знания и навыки для управления бизнесом. Конечно, специальности «Предпринимательство» в классификаторе нет. Зато такая специализация есть в вузах. Также тем, кто хочет изучить нужные для создания и развития своего дела дисциплины, стоит обратить внимание на факультеты менеджмента, где можно найти образовательные программы:
Второе высшее – не альтернатива MBA. Мастерские программы – это дополнение к базовому высшему образованию, направленное на развитие навыков управления, а второе высшее – получение новой профессии. Отсюда вытекает одно из самых существенных отличий между этими формами обучения.
Если MBA в большей мере ориентированы на практику, то второе высшее – это стандартное вузовское образование со всеми вытекающими. От первого оно отличается только сроком и возможностью сосредоточиться на специальных дисциплинах. Правда, справедливости ради, некоторые вузы сейчас добавляют в «бизнесовые» учебные программы деловые игры и практические занятия.
Длительность обучения варьируется от 3 до 5 лет.
Содержание программ зависит от выбранного вуза, факультета, специальности и может включать такие дисциплины, как:
Формат обучения – очно-заочный, заочный, вечерний или дистанционный.
Стоимость зависит от вуза и специализации. В негосударственном институте дистанционно можно отучиться за 110–180 тыс. руб. (40 тыс. руб. в год). В престижном государственном вузе очное обучение обойдется в 800–1500 тыс. руб. (200–400 тыс. руб. в год).
Магистратура
Хотя магистратура – это в первую очередь про углубление в уже полученную специальность, никто не мешает с высшим образованием психолога поступить в магистратуру на менеджмент.
Как и второе высшее, стандартные программы магистратуры дают углубленное изучение теории и методологии, но не уделяют достаточно внимания практике. Однако в организациях, специализирующихся на бизнес-образовании, встречаются магистерские программы «новой школы». Они больше заточены под практику – решение кейсов, деловые игры, мозговые штурмы.
По официальной информации, такое образование больше похоже на MBA, с той разницей, что занимает больше времени и вместе с практическими занятиями дает глубокое изучение теории. Ну и вместо степени MBA вы получите диплом магистра.
Некоторые бизнес-школы предлагают получить одновременно степень MBA и магистерский диплом государственного образца.
Длительность обучение в магистратуре – 2–2,5 года.
Содержание программы зависит от вуза и специализации. Может включать занятия по:
Формат очный, очно-заочный, вечерний, заочный, дистанционный.
Стоимость. В некоторых государственных вузах для учащихся магистратуры предусмотрены бюджетные места, однако их немного и попасть туда сложно. Цена платного обучения варьируется от 40 тыс. до 200–300 тыс. руб. в год.
Профессиональная переподготовка
Один из наименее затратных по деньгам и времени способов получить недостающие для ведения своего дела знания и навыки. В отличие от второго высшего и магистратуры такие программы включают только профильные дисциплины. Тем, кто хочет прокачаться в управлении бизнесом, стоит обратить внимание на программы «Менеджмент», «Предпринимательство», «Управление организацией» и подобные.
К этой же категории относятся так называемые mini MBA – краткосрочные в сравнении с «настоящими» MBA программы, содержащие в основном практические дисциплины. Это компромиссный вариант для тех, кому для полноценного обучения не хватает денег, времени или квалификации.
Важно: программы с названием mini MBA по сути не имеют никакого отношения к классическому бизнес-образованию. Содержание таких курсов лишь частично совпадает с мастерскими программами, по окончании слушатели получают диплом о повышении квалификации или переподготовке, без степени MBA.
Длительность обучения на программах профессиональной переподготовки – 6–12 месяцев.
Содержание курса зависит от организации и конкретной программы. Переподготовка для собственников и управленцев может включать:
Формат – очно-заочный, заочный, дистанционный.
Стоимость разнится в зависимость от конкретной программы, формата и престижа учебного заведения – 60–350 тыс. руб.
Другие комплексные программы
Большинство комплексных образовательных программ для предпринимателей в центрах и школах с лицензией, так или иначе, подпадают под одну из рассмотренных выше категорий. Однако другие варианты все же есть.
Такие программы стоит искать на образовательных онлайн-платформах, где встречаются онлайн-курсы от университетов и бизнес-школ. Кроме того, обучение для собственников предлагают организации поддержки малого бизнеса и крупные корпорации. Третий источник таких курсов – онлайн-школы, в том числе отраслевые.
Я пошла учиться на курс для женщин «Леди007», чтобы стать увереннее в бизнесе. Проходила много курсов по бизнесу и все не могла открыть свое дело. После этого курса то ли время пришло, то ли страхи проработала, но я, наконец, сделала это.
Занятия проходили онлайн на платформе «Геткурса». Такой формат мне очень понравился, это удобно. Я выходила на занятия из любых точек, где находилась: еду ли я куда-либо, сижу в кафе и т. д. Обучение, в целом, понравилось. Преподаватели были разные, по-разному подавали информацию, поэтому многое «зашло».
Помогло ли достичь целей? Собственно, благодаря курсу я и представляюсь «директор по развитию гостевой территории». Есть, что развивать, образовалась команда, запустила работу. Сейчас открылись другие задачи по развитию команды, увеличению продаж и т. д., и для этого опять нужны курсы 🙂
Сюда относятся в основном интернет-курсы прикладного характера, которые не заменят полноценное бизнес-образование. Ни глубокого погружения в теорию, как в магистратуре, ни обмена опытом и моделирования бизнес-процессов, как в MBA. Тем не менее на начальном этапе здесь можно узнать базовую информацию о том, как работает бизнес.
Но есть и исключения. Например, «Стартап Академию» Сколково нельзя отнести ни к одной из рассмотренных выше форм, однако это полноценная комплексная программа с глубокой практической работой.
Когда я пришла в «Стартап Академию» Московской школы управления «Сколково», у меня была уже идея своего проекта – PaaS для аналитики бизнес-показателей и формирования финансовой стратегии. Планировать, анализировать и считать метрики бизнеса я уже умела, потому что занималась этим много лет. Но предпринимательского опыта не было.
Сначала мне понравились темы каких-то мероприятий в Сколково. Я побывала на паре тематических лекций, потом посетила презентацию программы. Меня заинтересовал формат: было ощущение, что он вписывается именно в мои цели, – обещали много практических кейсов, коммуникации с экспертами.
В «Академии» без преувеличений понравилось все. Я приходила на занятия и полностью погружалась в процесс, отключала телефон. Но таков был и изначальный мой настрой – я шла, чтобы извлечь максимум пользы для себя и своего проекта.
На моем курсе почти все эксперты давали много полезной и применимой на практике информации, после каждого занятия были не только эмоции, но и понимание следующего шага, умение владеть тем или иным инструментом. Многие инструменты я сразу пыталась применять на практике. Например, мне вот так не очень скромно кажется, что у меня получается сформировать идеальную команду – мы не просто эффективны, но нам еще и комфортно психологически.
Я получила мощную обратную связь от менторов во время обучения и на финальном мероприятии «День инвестора» – когда выбранные проекты защищались перед инвесторами. Стала менее идиллично оценивать все, что мне предстоит сделать, начала формировать команду и процессы.
Одна из целей подобного образования – появление новых людей в окружении. Мои начинания шли параллельно с действиями одногруппников, мы все обсуждали, помогали друг другу, начинали какие-то совместные проекты. Первое время очень помогло то, что ощутимая часть клиентов приходила по сарафанному радио через те контакты, которые я получила во время обучения.
Длительность зачастую зависит только от самих слушателей – они сами выбирают, в каком темпе проходить курсы. В других программах есть фиксированный график и сроки – 2–6 месяцев
Содержание таких курсов не регулируется ни на государственном, ни на международном уровне. Поэтому каждый организатор включает в нее то, что посчитает нужным. В разных курсах встречаются, например, такие темы:
Формат чаще всего предполагает просмотр видеозаписей и прохождение тестов. Некоторые организаторы периодически проводят живые вебинары или офлайн-встречи. Также встречаются курсы в модульном формате.
Стоимость таких программ – от 0 до 700 тыс. руб.
Когда нужно подтянуть отдельные аспекты
Повышение квалификации
Этот формат чем-то похож на профессиональную переподготовку. Разница в том, что такие программы обычно короче и охватывают только один или несколько аспектов ведения и управления бизнесом.
Будут полезны тем, кто уже открыл свое дело или имеет управленческий опыт, но хочет прокачать свои навыки и получить знания по отдельным направлениям – продажам, закупкам, маркетингу и т. д. Хотя, конечно, и здесь встречаются общие программы, вроде курса «Управление созданием собственного бизнеса», но они более поверхностные и включают далеко не все темы, которые есть в комплексном обучении.
Длительность таких курсов – от недели до 2–3 месяцев, в зависимости от программы.
Содержание напрямую зависит от конкретной программы и направления обучения. В вузах, бизнес-школах и центрах дополнительного образования можно найти курсы повышения квалификации по направлениям:
Формат – вечерний, очно-заочный, дистанционный, онлайн.
Стоимость – от 10 тыс. руб. за краткосрочные курсы в учебном центре до 150 тыс. руб. за полноценную программу в бизнес-школе при государственном вузе.
Курсы по отдельным направлениям
От программ повышения квалификации такие курсы отличаются тем, что первые хоть как-то регламентируются приказами Министерства образования, а выпускники получают документы о повышении квалификации. Программа других курсов остается на совести организаторов, по окончании выдают сертификаты о том, что люди прослушали курс. Это не значит, что такие курсы бесполезны. Напротив, программы хороших учебных центров могут быть лучше курсов повышения квалификации. Однако выбирать их нужно тщательнее – ориентиров в виде лицензий и других документов образовательных организаций может не быть. Да и они не дают в сущности никаких гарантий. Поэтому ориентироваться придется исключительно на имидж компании, отзывы выпускников, экспертизу спикеров.
В остальном это такие же программы по отдельным направления бизнеса, только выбор тем и направлений здесь больше. Разнообразнее и форматы:
Длительность обучения на таких курсах – от пары-тройки часов до года.
Три года назад передо мной встала проблема: открыв несколько парков, я столкнулся с тем, что пока мы управляем развлекательным центром сами, его эффективность высока, но она снижается, как только команда уезжает работать над новым проектом. Стали искать, в чем причина, и нашли проблему в себе. Зная, что и как нужно делать, мы не могли квалифицированно передать это знание другим.
Чтобы разобраться с тем, как устроено восприятие информации взрослыми, я отправился учиться на «Тренинг тренеров» компании EQuator. Полгода мы осваивали мастерство публичных выступлений, правила составления обучающих программ, изучали виды и форматы тренингов, разрабатывали сценарии. Я научился тренерскому искусству и разработал программу обучающего курса для управляющих своей компании. Мне кажется, что из всей группы для меня этот тренинг оказался наиболее эффективным, поскольку была четкая цель – создать обучающую программу для своих сотрудников. Моей дипломной работой стал «Курс развития управляющего развлекательным центром».
На курсе я получил знания, которые практически каждый день применяю на практике. Они помогают мне в подготовке и проведении тренингов, выступлений, добавляют смелости и уверенности при выходе на сцену. Могу даже в чужом тренинге при необходимости провести разминку, ввести упражнения или помочь с организацией. Все это шире, чем просто тренерский курс, потому что внутри есть блоки, направленные на разные сферы – публичные выступления, влияние на людей, ведение переговоров, организация собраний, эмоциональный интеллект. Помимо важных прикладных вещей, я получил дополнительный эффект в виде импульса к развитию.
Содержание программы зависит от формата, организатора и направления. При подготовке статьи мне встретились, например, такие курсы:
Формат – онлайн, видеокурсы, вечерний, модульный.
Стоимость курсов – 15–70 тыс. руб. Среди видеокурсов много коротких бесплатных программ.
Экспресс-форматы
Сюда относятся всевозможные тренинги, семинары, марафоны. Это краткосрочное интенсивное обучение, которое даст быстрый результат в виде конкретных методик и практических инструментов.
Выбирать такой формат стоит, если вы четко понимаете, зачем вам это. Например, чувствуете, что в бизнесе хромают продажи – нет процессного подхода, лиды срываются, хотя продукт востребован. Тренинг по продажам может помочь найти слабые места и дать инструменты для решения проблем.
Длительность курсов в экспресс-формате обычно 1–5 дней. Но это предполагает интенсивную работу – занятия идут с утра до вечера.
Содержание таких программ обычно заточено под решение конкретных проблем в тех или иных процессах бизнеса. Помимо лекций, которые зачастую ведут практики с опытом, обучение включает интерактивные занятия, деловые игры, разборы кейсов. Также ученики получают печатные или электронные материалы – шаблоны, чек-листы и инструкции, которые можно адаптировать и внедрить у себя.
Примеры таких курсов:
В середине февраля 2019 я прошел практический семинар «Корпоративная логистика: прорывные результаты мировых стандартов и лучших практик» в учебном центре КСЛ. Выбрал этот центр и семинар, потому что люблю очный формат. Кроме того, заинтересовала преподаватель Демина, потому что она преподает технологический менеджмент в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
Понравились разносторонний опыт и подходы к подаче материала от нескольких преподавателей. Кроме того, на семинаре выступал приглашенный преподаватель из Германии, было интересно понять европейский подход. Возмутило, что один из лекторов продавал свой продукт со сцены, для платных курсов это дурной тон.
Поскольку я активно изучаю менеджмент, обучение оказалось для меня полезным. Я взял на вооружение и изучение несколько кейсов, немного повысил свои знания в этой области. Взглянул со стороны на работу спикеров и понял, какие ошибки в этом плане совершаю. Дополнительным плюсом стал хороший коллектив учеников, продолжаем общаться.
Формат тренингов и семинаров – онлайн, очное с онлайн-трансляцией или без.
Стоимость также сильно разнится – от 500 руб. за онлайн-семинар до 60–80 тыс. руб. за 3–5 дней интенсива.
Сравнительная таблица: выбираем форму обучения
Выбор формы и конкретной программы обучения зависит от целей, финансовых возможностей и предпочтений предпринимателя. Чтобы не ошибиться, нужно тщательно изучить содержание курсов, пообщаться с выпускниками, посмотреть «послужной список» преподавателей. Все это долго, сложно и ответственно.
Чтобы немного облегчить хотя бы выбор формы обучения, я свела ключевые особенности разных вариантов в сравнительную таблицу.
Чтобы разобраться, как предприниматели выбирают обучение, я провела опрос в группе «Подслушано Бизнес [ПБ]» и узнала, что больше внимания люди уделяют содержанию программы, стоимости обучения и преподавательскому составу.
А что важнее для вас? Если бы вы сейчас выбирали программу, на что обращали бы внимание? Давайте обсудим в комментариях.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Какое образование нужно предпринимателю и где его получить Статьи редакции
Финансовые инструменты, инвестиционные презентации, построение модели продаж: что изучают на программе Стартап Академия Сколково и как туда поступить.
Предпринимательское образование должно быть прикладным, чтобы быстро вникнуть в бизнес-процесс и не тратить много времени на изучение теории. Это позволяет приобрести необходимые навыки и освоить инструменты за короткий срок.
На практике это выглядит так: преподаватель рассказывает, например, об интернет-маркетинге и сразу знакомит студентов с полезными инструментами – сервисами для создания лендингов, анализа трафика и конверсии. Студенты выбирают, что нужно их проекту, и сразу применяют новые знания на практике.
Такая система действует на программе Стартап Академия бизнес-школы Сколково. Она состоит из тематических модулей: бизнес-моделирование, маркетинг, команда, финансы, PR и soft skills. Программа рассчитана на действующих или будущих предпринимателям с оформленной идеей, которые хотят запустить собственный проект или ускорить развитие существующего.
Обучение длится пять месяцев. Раз в месяц студенты приезжают в бизнес-школу на несколько дней и изучают новую тему. Между очными модулями студенты выполняют задания преподавателей и учатся онлайн.
В первую очередь это база, без которой невозможно выстроить собственный бизнес — как рассчитать финансовую модель и построить модель продаж, решить юридические и налоговые вопросы перед стартом:
Как рассчитать выручку компании и прибыль с единицы товара, как моделировать unit-экономику.
Как упаковать проект в структурированный рассказ на 30 секунд, минуту или три минуты — в зависимости от требований формата. Преподаватели программы также уделяют внимание таким навыкам, как умение убеждать и вести переговоры.
Как проводить презентацию компании или услуги с учетом особенностей аудитории — будь то инвестор, клиент или будущий сотрудник, как позиционировать себя в социальных сетях и выстраивать digital-маркетинг.
Нет уникального рецепта, который превратит в предпринимателя менеджера среднего звена, который никогда не делал свой бизнес. Но одно можно сказать точно: навыки стопроцентно развиваются во время практики.
Программа рассчитана на три категории слушателей:
Бизнес-школа работает по модели модульного обучения: студент приезжает раз в месяц в бизнес-школу, остаётся на несколько дней, а затем возвращается к своему проекту.
Модульный формат подходит тем, кто планирует уйти из корпорации и запустить собственный проект. В таком случае есть время на подготовку к старту и запуск пилота. Также такой формат будет удобен предпринимателю, который в текущем бизнесе поменял управленца, отошёл от операционной деятельности и занимается новой идеей.
Бизнес-школа — это не про маленькие шаги. Тебе не скажут здесь подвинуть логотип на три пикселя. В Сколково ты приходишь с непонятной, но вроде бы работающей штукой. И тут тебе начинают объяснять, как она на самом деле работает и как это можно улучшить.
Процесс построен следующим образом: четыре дня студенты учатся, а в течение трех недель до следующего модуля применяют новые знания на практике. Занятия длятся весь день с четверга по воскресенье. Первые три дня студенты слушают лекции преподавателей-практиков, а воскресенье отводится на работу с коучем. Коуч помогает определить общий вектор развития проекта и выстроить стратегию по шагам.
Во время собеседования на поступление директор программы Юрий Митин делает заметки по каждому кандидату и создаёт его или её предпринимательский портрет. Коучи — опытные предприниматели — привлекаются в соответствии с этими описаниями.
Затем коучи выбирают себе студентов (не наоборот). Например, Владимир Волошин, основатель Ironstar, международного соревнования по триатлону, работает преимущественно со спортивными стартапами. Если у студента не сложилась работа с коучем, он имеет право выбрать другого.
Любой студент также может попросить о встрече с ментором. Ментор Стартап Академии — это крупный российский бизнесмен, или партнер-учредитель бизнес-школы, или выпускник Сколково EMBA, который управляет компанией в аналогичной сфере бизнеса.
Московская школа управления Сколково строилась для того, чтобы управленцы и бизнесмены могли получить достойное образование, не уезжая за границу. Основатели хотели, чтобы студенты создавали бизнес-сообщество в России и имели возможность общаться, помогать друг другу в реализации проектов.
Мой бизнес появился в 2014 году. Это был шеринг-проект: люди безвозмездно отдавали нам ненужную одежду, а мы продавали её в магазине. Прибыль от продажи одежды перечислялась в благотворительный фонд.
На программу меня позвал её директор — Юрий Митин. Когда я пришла на программу, у нас было четыре московских магазина с годовым оборотом 36 млн рублей, пункты приёма в виде контейнеров и наработанные контакты с корпорациями, которые помогают нам собирать одежду.
За пять месяцев обучения я поняла, какие возможности есть у моего проекта. Прежде он мне казался «милой самозанятостью»: кручусь на складе, в магазинах, со всеми общаюсь и нанимаю людей. А тут мы решили, что будем строить региональную сеть.
За время обучения я открыла один региональный магазин — он вышел на окупаемость за три недели. Сейчас мы подписываем договор с инвестором, который вложится в региональное развитие 70-ти магазинов в ближайшие три года.
Обучение в бизнес-школе выбирают также из-за возможности обмениваться экспертизой. Когда студент заканчивает учёбу, он попадает в сообщество выпускников — одно из наиболее активных деловых сообществ в России.
Мы называем это английским словом Alumni — ассоциация выпускников, в которой человек может найти партнёра по бизнесу или инвестора.
Для многих возможность состоять в сообществе Skolkovo Alumni — это большая ценность. Проходит несколько лет, а выпускники продолжают встречаться и общаться, организовывают тематические мероприятия и поездки, вместе запускают новые проекты.
Сейчас в сообществе полторы тысячи выпускников программ Стартап Академия, Практикум для директоров, MBA и Executive MBA — все они активно общаются.
Мой проект вырос из личной истории — у меня развилась сильная аллергия, и многие продукты резко оказались под запретом. Тогда я придумала «Слайсы» — хлебцы из пророщенного льна, которые помогли мне вылечиться, и «Фрешкейки» — вкусные и полезные торты. Они получились такими вкусными, что я решила поделиться ими с миром.
К моменту поступления на программу я уже поставляла свою продукцию в «Азбуку Вкуса», «Перекресток», «Глобус». Я хотела идти дальше, масштабировать проект, но остро чувствовала недостаток в компетенциях и навыках.
За свой предпринимательский путь я совершила, наверное, практически все возможные ошибки по части планирования финансов, маркетинга, управления командой, организации бизнес-процессов. Когда я отучилась на программе Стартап Академия Сколково, то поняла, что могла бы быстрее достичь результатов, если бы пошла учиться раньше.
До этого я много распылялась, а коучи помогли определиться со стратегией развития конкретных продуктов и компании в целом. В группе я получила мощную поддержку, веру в меня и мой продукт. Это не просто слова, это именно действия — кто-то даёт нужные контакты, кто-то специалистов, кто-то помогает сам. После Стартап Академии я чувствую себя вполне уверенным предпринимателем, который знает, куда он идёт.
Сообщество работает, живёт и развивается, внутри него существуют клубы по интересам. Например, есть юридический клуб, клуб независимых директоров, клуб строителей, клуб инвесторов, триатлонистов, любителей баскетбола, клуб «Сандуны» и так далее. Чем больше студентов — тем больше инициатив.
Мой проект — это фитнес-клуб для серферов с двухметровой искусственной волной. В прошлом году мы спроектировали саму технологию и установку — она почти готова, в феврале этого года запустим прототип.
В Стартап Академии мне помогли придумать альтернативные способы продажи и сформировать новую продуктовую линейку. Изначально мы планировали делать «мобильные» волны, которые можно просто привезти и поставить — например, на набережной.
Во время обучения я стал думать, как наладить работу с частными инвесторами и франшизами. В результате родилась новая концепция — помимо продажи «мобильных» волн, я решил открыть фитнес-клуб для серфёров — чтобы они могли комплексно тренировать навыки сёрфинга в городе и поддерживать форму, готовясь к очередной поездке на океан.
На финальном питчинге я занял второе место среди 50 студентов. Сразу после окончания Стартап Академии и публичного питчинга мне за неделю пришло 57 запросов от инвесторов — так что сейчас у меня очень активный период с множеством встреч.
Программа Стартап Академия — это бизнес-образование, поэтому у претендента должен быть диплом вуза, опыт работы, действующий предпринимательский проект или понятная концепция бизнеса, которую можно обосновать.
Цель учёбы должна соответствовать ценностям бизнес-школы. К учебе вряд ли допустят кандидата с такой мотивацией: «Здесь можно получить доступ к обеспеченной аудитории и продать услугу. У меня строительная компания — возьмите меня в сообщество».
Собеседование на программу — оно также называется адмиссией — проходит каждый четверг. В состав комиссии входит директор программы Юрий Митин, выпускники программы Стартап Академия, коучи, представители предпринимательского сообщества.
На адмиссии потенциальному студенту задают вопросы об опыте работы, о личных заслугах. Затем нужно рассказать о проекте или идее. После этого следует самое главное: выявление мотивации. Кандидат должен ответить, зачем ему обучение и чем он может быть полезен бизнес-школе.
Это неудобный вопрос — как если бы человек пришёл купить автомобиль, а у него бы спросили, чем он будет полезен сообществу этой марки автомобиля. Но на адмиссии его задают, — потому что Сколковское бизнес-сообщество принимает только единомышленников, готовых помогать и поддерживать друг друга.
На адмиссии можно получить хороший совет в отношении своего проекта. Кандидату также дадут контакт выпускника с похожим запросом на старте обучения. Как правило, общение с выпускником позволят принять финальное решение — стоит ли идти учиться.
У каждого поступающего есть свой рейтинг в баллах. Претендентов оценивают по пяти критериям. Первый критерий — объём рынка, на который претендует предприниматель. Второй — конкурентное преимущество и новизна. Третий критерий — команда проекта: комиссия смотрит, как предприниматель собирается действовать — в одиночку или собрал команду профессионалов с подтвержденной репутацией.
Четвертый критерий — финансовые показатели и бизнес-модель. Пятый критерий — готовы ли инвесторы вложить собственные деньги или деньги фонда в этот проект.
Есть предприниматели, которые приходят с конкретной задачей: например, найти ментора или улучшить навыки ведения переговоров, чтобы договариваться с торговыми сетями о реализации продукции. Кто-то приходит в поисках инвестора.