какое настроение вызывает сказка о мертвой царевне
Какое настроение вызывает сказка о мертвой царевне
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
1. Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина?
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» мне очень понравилась. Она привлекла тем, что добро побеждает зло. Понравился образ молодой царевны добротой и верностью. Было интересно узнать о чудесном зеркальце. Больше всего мне понравились эпизоды: странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Было очень жалко преданного Соколко. А ещё, читая эту сказку, я восхищался мелодичными стихами А.С. Пушкина.
2. Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?
Особенно из героев мне понравились богатыри и царевич Елисей. Они добрые, отважные. Отрицательные эмоции у меня больше всего вызывала царица. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя. Она самовлюбленная и очень злая.
3. Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы?
Грустное настроение передается при помощи описания одиночества царицы. Она одна посиживает перед окном и глядит в поле так, что даже разболелись глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Поэт преумножает, что царевна лицезреет всегда вьюгу и снег, так как царь уехал весной, потом было лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество царицы.
Ждет пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
4. Похожа ли новая царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте строчки о новой царице.
Новая царица совершенно не похожа на первую. В отличие от первой царицы, которая любила, ждала и тосковала о царе, новая царица самовлюбленная, злая.
5. Почему стихотворные строчки о царевне начинаются со слова «но»?
Но царевна молодая.
Тихомолком расцветая.
Кому противопоставляет её автор?
«но» в данном случае означает вопреки ожиданиям. Автор противопоставляет её мачехе злой царице.
Союз но – обозначает противопоставление.
Значит, Пушкин противопоставляет молодую царевну царице.
Царевна молодая, красавица – черноброва, белолица, кроткая. Хороша так хороша!
6. Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркальцу? Проследите по тексту, когда и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов и словосочетаний выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?
Царица добивалась от зеркальца уверения в том, что она самая прекрасная. Пушкин именует по-разному героиню сказки, чтоб выделить, что в некие моменты она ведет себя как королева, в другие просто как баба, в третьи конкретно как злая мачеха. Королева относится к юный царевне с ненавистью, когда узнает, что царевна стала милее, румяней и белоснежнее. Она ведет себя не как королева, как завистная баба и злая мачеха.
Полностью выражает предпосылки недоброго дела к царевне словосочетание «злая мачеха».
7. Прочитайте:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Какие черты характера царицы переданы в данном тексте? Есть ли в чём-либо противоречия? Определите значение слова ломлива в приведённом выше тексте.
Черты характера – горда, ломлива, своенравна, ревнива. Противоречие – умная не может быть ломливой.
8. Выпишите из текста ключевые слова, с помощью которых вы могли бы воссоздать портрет и характер царевны.
«белолица, черноброва. нраву кроткого такого»
Царевна трудолюбивая, скромная, приветливая, добрая, верная
её любят
ей помогают
«моя душа» – называет её А.С. Пушкин
9. Какие черты характера свойственны богатырям? Как братья относятся к царевне и почему?
Семь братьев-богатырей в сказке Пушкина обладают такими личностными качествами, как:
Богатыри относятся к царевне с любовью, с уважением, с заботой.
10. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
1-ая фраза звучит неуверенно, как-то дребезжаще, 2-ая уверенно, утверждающе, отрадно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк делают звуки, из которых складываются слова. К примеру, слово «трезвонить» начинается теми же знаками, что и слово «трубит». Но 1-ое слово дребезжит (звук [р ] мягенький, сочетание [зв]), 2-ое слово звучит уверенно ([р1 жесткий, верно слышится звук [у]), его крепит слово «уже», в каком тоже звук [у].
В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже делает воспоминание неуверенности. Во 2-м двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.
11. Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать стихотворные строки, посвященные первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?
Строчки, посвященные первой королеве, могла бы аккомпанировать неспешная, плавная и печальная мелодия. Строчки, посвященные царевне, — не очень стремительная и тоже плавная; царице-мачехе — резкая мелодия с перепадами ритма, другими словами то стремительная, то неспешная. Богатырям соответствует точная, радостная, залихватская музыка.
13. Найдите строчки, рассказывающие о событиях, которые изображены в цикле иллюстраций В.М. Конашевича. Все ли важные эпизоды сказки нашли отражение в них?
1 иллюстрация:
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
2 иллюстрация:
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
3 иллюстрация:
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Не все важные эпизоды нашли отражение в них.
«Сказка о мертвой царевне» Какие ответы на вопросы 5 класс литература?
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Какие ответы на вопросы 5 класс литература Коровина?
1 Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?
2 Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?
3 Какая сказка — «Спящая царевна» Жуковского или «Сказка о мёртвой царевне. » Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?
4 Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?
5 Как вы понимаете строчки: «Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла. »?
6 Похожа ли новая, «другая» царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте пушкинские строчки, рассказывающие о новой царице.
7 Понравилась ли вам царевна? Как объяснить, что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «но»: «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела»? Кому противопоставляет её автор?
8 Чего добивалась царица от зеркальца и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?
9 Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?
10 Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.
11 Прочитайте сцену (эпизод) разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?
12 Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница на-строения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?
Будьте внимательны к слову К стр. 113
Литература и другие виды искусстваК стр. 113-114
1 Знакомы ли вы с иллюстрациями к этой пушкинской сказке Т. Мавриной, Е. Пашкова, художников Палеха? Какие из иллюстраций этих художников, по вашему мнению, точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
2 Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?
3 Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, — грустная или весёлая, быстрая или медленная, резкая, чёткая или плавная — могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, ца- рице-мачехе?
4 Какие фильмы, телефильмы, диафильмы на тему этой сказки вам известны? Какие события, эпизоды вы положили бы в основу фильма, если бы вам понадобилось подготовить спектакль или фильм по этой сказке?
Проверьте себя К стр. 114
Одна из сказок А. С. Пушкина заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Назовите эту сказку
Фонохрестоматия Стр. 114
1 Чем напоминает сказка А. С. Пушкина сказку В. А. Жуковского?
2 Послушайте ещё раз диалог нищенки и царевны. Какие особенности характера персонажей сумел передать актёр в своём чтении? Попробуйте сами прочитать этот диалог, выражая чувства и настроения участниц разговора.
3 Королевич Елисей трижды обращался с вопросом к силам природы. Какие чувства, переживания героя слышим мы в голосе чтеца при каждом обращении?
4 Какими средствами звукозаписи передаётся радостное, праздничное настроение в традиционно счастливом конце сказки?
1 Напишем свой отзыв о настроении, которое у вас создалось во время чтения сказки:
Сказка вызвала у меня радостное и доброе настроение, потому что сказка хорошо и счастливо заканчивается. Но, когда я читал первые страницы сказки, то меня не покидали тревожные чувства о судьбе царевны, ведь злая царица могла её извести. Мне было очень грустно от этой мысли. Но, когда смелый и целеустремлённый королевич Елисей взялся за поиски царевны, я понял, что он сделает всё, чтобы найти и спасти царевну, так и случилось: королевич нашёл царевну и она ожила. Я был очень рад, что так всё произошло, как я и думал.
2 Напишем о тех героях сказки, которые понравились и отдельно о тех, кто наоборот не понравился:
Мне в сказке больше всех понравилась царевна, потому что она добрая, кроткая девушка, а так же мне понравился смелый и отважный королевич Елисей и богатыри, которые по-доброму отнеслись к царевне.
Поведением Царицы, которая создавала интриги и хотела погубить царевну, я был возмущён.
3 Теперь обоснуем наш ответ по поводу того, какая сказка подходит больше к народной: сказка Пушкина или похожая на неё сказка Жуковского с названием «Спящая царевна»:
1.Хороший конец сказки воодушевляет, вселяет надежду, что добро победит и в жизни, поэтому отношение к сказке положительное, хоть на протяжении сказочного повествования и были моменты мрачноватые и, прямо скажем, тревожные. Но тревога быстро рассеялась, когда Елисей разыскал царевну.
Отвечаем на поставленные вопросы:
1)«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» после прочтения поднимает настроение, но только после финала, в начале сказки было немного тревожно.
2)Наиболее интересным героем оказался царевич, а отрицательный персонаж это конечно мачеха.
3)Наиболее близка к народу,на мой взгляд, сказка Пушкина так как в ней действие происходит с реальными людьми, есть падчерица и мачеха, а вот в притче Жуковского плетет интриги колдунья.
4)Царица очень грустит и переживает тяжело одиночество, все это передает ее простаивание возле окта, это происходит долго и тяжело, у нее начинают болеть глаза.
Давайте вместе ответим на вопросы к сказке «О Мертвой царевне и семи богатырях»:
Сказка Пушкина вызвала у меня настроение оптимизма и радости.
Поскольку все в сказке заканчивается хорошо для положительных героев, у сказки хороший конец, как и предписано волшебным сказкам.
Зло должно наказываться и справедливость должна торжествовать.
Именно на такой ноте сказка была завершена.
Она вселяет оптимизм и веру в хорошее.
Мне понравилась царевна за ее добрый нрав и искренность, хотя она и доверчива, не очень разбирается, кто несет зло, а кто добро. Мачеха же явилась в сказке собирательным образом злых и завистливых людей.
Дадим максимально краткие ответы на вопросы к «Сказке о мертвой царевне» в учебнике для 5 класса.
Добрым молодцам урок предлагает Пушкин извлечь из «Сказки о золотом петушке».
Начинаем отвечать на вопросы:
Сказка погружает нас в волшебный мир, она немного тревожная, но заканчивается все хорошо, поэтому все же можно сказать, что сказка вызывает хорошее настроение.
Понравилась царевна, она добрая, у нее хороший характер. А вот ее мачеха вызывает только отрицательные чувства, она очень злая и хочет погубить царевну.
Мне больше понравилась сказка Пушкина, и она ближе к народной, там много признаков народной сказки, язык народной сказки, волшебные герои, волшебные предметы, повторы и эпитеты, характерные для народной сказки.
Разболелись очи у царицы, видимо, от слез, наверное чувствовала она недоброе, да и не хотелось любимого мужа отпускать.
Скорее всего не выдержало сердце от радости от встречи.
Совершенно непохожа, новая царица злая, эгоистичная, она никого не любит и желает всем зла.
Противопоставляет злой царице. Царевна мне понравилась, она красивая, но и добрая, негордая, с прекрасным характером.
Царице было очень тяжело слышать от зеркальца, что теперь не она красивее всех и она добивалась от него, чтобы оно как и раньше назвало ее самой красивой. В разных ситуациях Пушкин показывает немного разное к ней отношение, называя ее разными словами.
Елисей вежлив и почтителен, обращаясь к ним, но в то же время настойчив, потому что ему очень нужно найти царевну, он волнуется и печалится, ему очень важно, чтобы ему указали, где она.
Чернавка вовсе не такая злая как царица, которая отдала ей приказ погубить царевну, она ее жалеет и не хочет ей навредить, поэтому приказа не исполняет.
Ответим на вопросы:
Отвечаем на вопросы.
1) Сказка очень красивая, читается легко, настроение такое, что хотелось узнать, чем же она закончится. Сказка вызвала положительные чувства.
2) Особенно мне понравилась Царевна, которая была очень добрая. А вот Царица вызвала у меня негативные чувства.
3) Сказка Пушкина более народная, так как в ней много литературных приемов (эпитеты, повторы), которые свойственны именно народным сказкам. Больше мне понравилась сказка Пушкина, для меня она читается легче.
4) Действительно, этот эпизод наводит грусть. Указано, что у Царевны заболели очи, возможно, она даже плакала, просто Пушкин не стал омрачать детскую сказку.
5) Я понимаю так, что Царица была очень рада видеть царя, но из-за того, что она сильно тосковала, ее здоровье было слабым. От сильных переживаний сердце не выдержало и она умерла к обеду.
6) Нет, совершенно не похожи, можно сказать, что она полная противоположность. Она настолько была самолюбивой, что не принимала никакой критики.
7) Автор противопостовляет царевну царице, поэтому и вставляет «но».
9) Царевна трудолюбива Богатыри очень хорошо и с уважением относятся к царевне.
10) Елисей обращается к стихии за помощью, как к живым людям.
11) Чернавка любит царевну, поэтому не убивает ее. Говорит, что «Бог с тобою», а у крестьян в те времена верили, что он обязательно поможет.
12) Разница в звучании, слово «трезвонит» звучит более беспокойно, а слово «трубит» более торжественно.
Ответим на вопросы к сказке-пьесе Маршака «Двенадцать месяцев».
Обогащаем свою речь
Сказки народные и литературные:
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
пятница, 15 октября 2021 г.
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 112-113
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Размышляем о прочитанном
1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?
2. Кто из героев особенно понравился вам, кто вызвал другие чувства?
Больше всего мне понравилась царевна. Она была доброй, отзывчивой, не кичилась своим происхождением, вела себя со всеми одинаково хорошо.
Мне не понравилась царица-мачеха. Она была злой, жестокой, эгоистичной, самовлюблённой.
Но тем не менее, сказка Жуковского мне понравилась больше. В ней больше юмора, она более лёгкая и увлекательная.
4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?
Грустное настроение создаёт описание долгого ожидания царицы, которая всё время сидела у окна и ждала милого друга. Мы понимаем, как сильно она скучала и тосковала.
5. Как вы понимаете строчки «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла»?
6. Похожа ли новая, другая царица на первую и что вы можете сказать о ней?
Новая царица не любила царя, а любила себя. Пушкин про неё сказал прямо: горда, ломлива, своенравна и ревнива. Хотя при этом она была умной и красивой.
7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «Но»? Кому противопоставляет её автор?
Царевна мне очень понравилась. Автор противопоставляет её царице, поэтому её описание начинается со слова «Но».
Она описывается роскошной красавицей, но у неё кроткий нрав. Она скромная и добрая.
8. Чего добивалась царица от зеркала и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?
Царица хотела знать, всех ли она красивей. Волшебное зеркальце могло дать ей ответ на этот вопрос.
Недоброе отношение к царевне лучше всего выражает слово «Ревнива», которое использует Пушкин, или «Завистлива», как мы бы сказали сейчас.
Из предложенных вариантов лучше всего подходит слово «Злая».
9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?
Живя в доме богатырей, царевна показала себя скромной, вежливой, трудолюбивой, застенчивой, доброй.
Богатыри были мужественными, честными, вежливыми и благодарными. Они полюбили царевну, но, узнав, что у той есть жених, стали вести себя как братья, опекая царевну и заботясь о ней.
10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея?
Эти обращения интересны прежде всего тем, что в них использован приём олицетворения, автор оживляет слепые силы природы.
Интересна и форма обращения Елисея. Он понимает, что говорит с могущественными силами, обращается к ним очень ласково, расхваливает их, стремясь расположить к себе. Он умоляет не отказать в ответе, говоря, что он жених царевны. В этом проявляется его тревога и печаль.
Узнав о судьбе царевны, Елисей громко рыдает.
11. Прочитайте сцену разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?
Чернавка отвела царевну в лес и та перепугалась. Она поняла, что против неё замышляют недоброе. Поэтому она стала умолять Чернавку пощадить её, обещая не забыть об этом, когда станет царицей.
Чернавка сжалилась и оставила царевну в лесу, сказав «Бог с тобой», то есть вручив её судьбу высшим силам.
12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?
Также автор использует два глагола, задающих общее настроение. Глагол трезвонить ассоциируется с печальным перезвоном колоколов. Глагол трубит ассоциируется с радостными, победными звуками труб.
Будьте внимательны к слову
Выберите слова и выражения, которые встречались в народных сказках, и те, которые могли быть, по-вашему мнению, только в авторской сказке.
Слова из народных сказок: простился, в путь-дорогу снарядился, с белой зари до ночи, желанный, воротился издалече, неутешен, правду молвить, приветливо, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубить, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить, поникли головою, вдруг погасла.
Слова из авторской сказки: ждёт-пождёт милого друга, глядючи, белешенька земля, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, в горести душевной, сотворив обряд печальный, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит молва.