какое наслаждение уважать людей чехов

Принято считать, что Чехов, в первую очередь, писатель-юморист, высмеивающий в своих произведениях характеры людей из разных слоев общества, их поведение и принципы жизни. Однако среди творений писателя немаловажное место занимают рассказы, в которых нет сатирического подтекста или открытых насмешек. В них Чехов высказывает своё уважение к героям и разделяет их взгляды, такими его произведениями являются, например, «Дама с собачкой» и «Студент».

Анна Сергеевна – замужем за нелюбимым человеком, но в отличие от Гурова, мысль об измене приводит её в ужас и заставляет думать, что она не достойна чьего-либо уважения. Неожиданно возникшая любовь изменила жизни двух героев, открыла им обоим неведомые ранее настоящие искренние чувства. И Дмитрий Гуров, и Анна Сергеевна узнали о возможности существования той счастливой жизни, которой у них не было до этого момента. Чтобы не быть осужденными в обществе, влюбленным приходится хранить свой роман в тайне, но это никак не мешает проявлению их чувств. Сам Чехов относится с уважением к своим героям, считает оправданным и даже правильным их желание бороться за своё счастье, несмотря на жизненные преграды.

Другой рассказ под названием «Студент» является любимым произведением писателя из всех его работ. В начале мир главного героя мрачен и скучен, наполнен тоской и мыслями о том, что этот мир уже не может стать лучше. Однако после разговора Ивана с вдовой Василисой и её дочерью у него происходит переосмысление всей жизни, студент задумывается над реакцией женщин на его коротенький рассказ и понимает, что как сильно связано далекое прошлое с настоящими событиями. Вдруг ему открывается красота и правда этого мира, а собственная жизнь теперь кажется Ивану чудесной и полной смысла. Нет сомнений в том, что Чехов разделяет взгляды своего героя.

В этих двух произведениях нет пошлости, их герои стоят выше этого способны преодолевать возникающие трудности на пути к правильной жизни.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Как вы понимаете слова А. П. Чехова: «Какое наслаждение — уважать людей»? (ЕГЭ по русскому)

Уважение и сохранение человеческого достоинства в любой жизненной ситуации – вот главное кредо чеховских рассказов. В то же время это очень хрупкое и относительное понятие. Ведь оно, как и все другое в нашей жизни зависит от обстоятельств.

В рассказе «Толстый и тонкий» писатель юмористически изображает подобострастие и самоунижение. Читая это произведение, на ум приходят известные слова: «это было бы смешно, если бы не было так грустно».

Действительно, грустно, когда человек буквально съеживается, встречая того, кто выше его по рангу. Еще печальнее становится от того, что бывших друзей разделяет социальное положение, и они не в состоянии отбросить условности и просто обнять друг друга, вспоминая свои детские проказы.

В рассказе «Дама с собачкой» стареющий ловелас Гуров и несчастная в личной жизни Анна Сергеевна встречаются на одном из курортов Ялты. Казалось бы эта встреча могла бы стать очередной интрижкой для Гурова, но искренняя и совестливая Анна Сергеевна не могла не оставить след в его душе. Каждый из них изменяет своей половинке, но почему-то читатель на их стороне. Ведь эти уже немолодые люди обрели любовь и должны иметь право быть счастливыми.

Еще один рассказ, в котором сплелись в клубок любовь и унижение – рассказ «Попрыгунья». Талантливый врач Дымов беззаветно любит свою жену. Ради ее нарядов и прихотей он работает не покладая рук. Почти все свое время он лечит больных, а дома вместо отдыха вынужден исполнять роль метрдотеля во время шумных вечеринок, устраиваемых Ольгой Ивановной. Он старается всячески угодить жене и делает вид, что не замечает ее романа с художником. Только когда Дымов умирает, Ольга Ивановна понимает, какое значение имел в ее жизни муж, что именно он был самым дорогим и самым достойным человеком не только для нее, но и для всех тех, кого лечил всю свою жизнь.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Какое наслаждение уважать людей чехов

5.1. Как вы понимаете слова А. П. Чехова: «Какое наслаждение — уважать людей»? (По 1−2 рассказам А. П. Чехова.)

5.2. Человек и природа в лирике А. А. Фета.

5.3. В чем смысл эпиграфа к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

5.4. Каковы особенности лирики одного из современных поэтов? (По выбору учащегося.)

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

1.1.1. Какую роль в приведенном фрагменте играет описание собаки и кухарки?

1.2.1. Какую роль в стихотворении А. А. Фета «В дымке-невидимке. » играет прием олицетворения?

1.1.1. Собственно и описания-то особого нет, есть несколько штрихов, деталей, но деталей очень значимых. Собака и кухарка очень похожи на своего барина, который «того и гляди, хрюкнет в одеяло»: «рыжая собака, толстая, похожая на свинью», «кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью». С помощью художественной детали Чехов подчеркивает ничтожность существования своего героя. Именно существования, потому что интересы его настолько ничтожны, что напоминают удел животного, а не человека.

1.2.1. Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа. Олицетворение служит для создания художественного образа. Так, в стихотворении Фета с помощью олицетворения создается одухотворенный, очеловеченный образ природы: камень «плачет», а

Цвет садовый дышит

1.1. Какую роль в приведенном фрагменте играет описание собаки и кухарки?

1.2. В чем герой и повествователь расходятся в своих представлениях о смысле жизни?

1.1. Собственно и описания-то особого нет, есть несколько штрихов, деталей, но деталей очень значимых. Собака и кухарка очень похожи на своего барина, который «того и гляди, хрюкнет в одеяло»: «рыжая собака, толстая, похожая на свинью», «кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью». С помощью художественной детали Чехов подчеркивает ничтожность существования своего героя. Именно существования, потому что интересы его настолько ничтожны, что напоминают удел животного, а не человека.

1.2. Предназначение человека, по мнению автора, — активная жизнь с пользой для окружающих. Чеховский герой — прямая противоположность авторскому идеалу. Николай Иванович совершенно счастлив, удовлетворив свои животные инстинкты: сытно поесть, обзавестись крыжовником как высшим смыслом жизни. Для Чехова — это удел существа низшего, больше напоминающего животное, нежели человека.

Комментарии к сочинениям

5.1. Как вы понимаете слова А. П. Чехова: «Какое наслаждение — уважать людей»? (По 1−2 рассказам А. П. Чехова.)

90-е годы — мелиховский период в жизни А.П.Чехова, который дает писателю воз-можность наблюдать жизнь. Он много думает о человеке, о судьбе русского народа «Очень, очень русский», — скажет о нем Лев Толстой. Наблюдая людей, со всеми их достоинствами и недостатками, людей, способных противостоять пошлости, жизненным трудностям, способных стать выше этого, Чехов делает их героями своих рассказов.

В рассказе «Дама с собачкой» герои оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им увидеть мир, окружающий их: «какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах». По Чехову, можно уважать людей за способность любить.

«Какое наслаждение — уважать людей», — говорит Чехов и доказывает это на примере героев своих рассказов.

5.2. Человек и природа в лирике А. А. Фета.

Образ природы в поэзии помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его. Тема природы органически связывается у Фета с философским осмыслением жизни. Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песней соловьиной

Разносятся тревога и любовь.

Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.

Фет умел очеловечить природу, находить в ней отзвук своим настроениям и чувствам, тонко ощущал прелесть русской природы, любил красоту родного пейзажа:

Сын севера, люблю я шум лесной

И зелени растительную сырость…—

Писал он в стихотворении «Италия»

Для анализа можно взять стихотворения Фета: «Еще весны душистой нега…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Первый ландыш» и др.

5.3. В чем смысл эпиграфа к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» был поставлен Гоголем ко второй редакции комедии «Ревизор». Народная пословица явилась своеобразным ответом автора комедии на негодование чиновной публики в связи с постановкой этой пьесы на сценах петербургского Александринского театра и московского Малого театра в 1836 году. Автора комедии упрекали в искажении действительности, в желании опорочить русскую жизнь.

Актер Щепкин, игравший городничего в постановке Малого театра, писал, что публика на представлении была «высшего типа» и многим комедия была «не по вкусу». Как можно было ее лучше принять, «когда половина публики была берущей, а половина дающей»?

Комедия Гоголя стала как бы зеркалом, в котором отразились картины взяточниче-ства, казнокрадства, злоупотреблений, характерные для русской жизни нико-лаевской России. Гоголь ответил своим эпиграфом тем, кто упрекал его в клевете на русскую действительность и покушение на честь и достоинство чиновничества. С эпиграфом перекликаются и слова городничего в последнем монологе (действие пятое), обращенные в зал, к сидящей публике: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь. »

5.4. Каковы особенности лирики одного из современных поэтов? (По выбору учащегося.)

Лирика Андрея Вознесенского требует пристального, может быть, многократного про¬чтения, потому что поэт обращается к вопросам сложным, он избегает готовых выводов и решений.

Среди тем лирики Вознесенского обращение к историческим судьбам Родины, к из-вечной, постоянной красоте природы и человеческой души:

Лишь одно на земле постоянно,

Словно свет звезды, что ушла, —

Тема любви звучит пронзительным признанием в стихотворении «Не исчезай». Лирический герой чувствует незримую связь с возлюбленной, которая дремлет на его плече в самолете. Любовь превыше всего, сильнее смерти:

Не исчезай, в нас чистота,

Не исчезай, даже если подступит край.

Ведь все равно, даже если исчезну сам,

Я исчезнуть тебе не дам. Не исчезай!

Установка на творческий эксперимент и стремление к демократичности и доступности широкому читателю делают творчество Андрея Вознесенского глубоко современным и созвучным нашему времени.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1
Тема не раскрыта0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущено три фактические ошибки

1
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий),

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

И/ИЛИ авторская позиция искажена

0
3. Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий),

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий0
4. Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,

внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2
В сочинении прослеживается композиционный замысел,

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается

1
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения0
5. Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2
Допущены три-четыре речевые ошибки1
Допущены пять или более речевых ошибок0
Максимальный балл13

Критерии оценивания грамотности

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).

Источник

Какое наслаждение уважать людей чехов

какое наслаждение уважать людей чехов

«Хорошее воспитание детей настолько является долгом и интересом родителей и благополучие нации настолько зависит от него, что каждому бы следовало серьёзно принимать его к сердцу. » Так пишет Джон Локк,который трепетно доказывает важность процесса воспитания.

«Неправильное воспитание тяжело отзывается во всей жизни человека, есть главная причина зла в народе, и ответственность за это падает прямо на воспитателей».
Константин Ушинский видит корень зла в безответственных родителях, на плечах которых груз будущего их детей.

По моему мнению, воспитанный человек это тот, который следует нормам общества, уважает его мораль и старается быть добросовестным. Я согласна с мнением классика, так как воспитанный человек не станет повышать голос, делать все наперекор или перечить. И конечно же, по-настоящему воспитанный человек не заметит, как сидящий рядом прольет соус на скатерть, ведь он не хочет заставить его чувствовать себя неловко.

какое наслаждение уважать людей чехов

какое наслаждение уважать людей чехов

какое наслаждение уважать людей чехов

Я согласна с мнением А. П. Чехова о критериях воспитанного человека. Но что же лежит в основе понятия «хорошее воспитание»? На мой взгляд, это в первую очередь то, что родители вложили в своего ребенка, то есть, то какой пример они ему преподносили своим поведением, манерами и стилем жизни. Ни устные замечания, ни пустые наставления, а именно условия и атмосфера, в которой находится ребенок, определяют его будущее поведение в обществе.

Неоспоримый пример тому даёт Себастьян Брант, немецкий писатель-гуманист 15 века, в своем стихотворении:

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Там где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным — пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова…Легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

Существует мнение, что при желании человек, даже из самой неблагополучной семьи, способен сам себя сформировать как благовоспитанную и вежливую личность. Например, он может постоянно контролировать себя или выбрать круг общения, в котором он сможет перенять манеры и примерное поведение. Это действительно возможно и, наверное, это лучшее, что он может сделать, но всё-таки я считаю, что полностью изменить себя человек не способен. То, что вкладывалось в него с раннего детства, не может быть просто забыто, да и пример родителей в жизни личности играет не малую психологическую роль, поэтому очень важно помнить, что наше нынешнее поведение и привычки напрямую влияют на судьбу будущих поколений.

какое наслаждение уважать людей чехов

какое наслаждение уважать людей чехов

какое наслаждение уважать людей чехов

какое наслаждение уважать людей чехов

какое наслаждение уважать людей чехов

какое наслаждение уважать людей чехов

какое наслаждение уважать людей чехов

какое наслаждение уважать людей чехов

Спорить с классиком русской литературы не придёт никому в голову. Теоретически все люди легко подпишутся под общепризнанным мнением А. П. Чехова про воспитанных людей. И легко продолжат:»В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». И я согласна с мнением писателя, как с аксиомой поведения, но.
Но насколько возможно в жизни соблюдать неписанные правила общежития и быть воспитанным в должной степени? То есть «уважать человеческую личность, а потому всегда быть снисходительным, мягким, вежливым, уступчивым». Для этого надо воспитать в себе сдержанность, терпимость, доброжелательность. Значит, воспитанность надо ещё воспитать! Замечу, что А. П. Чехов обращался к людям взрослым, значит, речь идёт о самовоспитании. Так как круг общения не приходится выбирать, то мы сталкиваемся ежедневно с людьми разной степени культуры, которые порой излучают агрессию, бывают неадекватны, грубы. Трудно сохранить самообладание в такой среде, но доброта и вежливость заразительна, поэтому воспитанность любого служит сдерживающим фактором от конфликта. Нахальство обычно тушуется перед спокойным вниманием, а неловкость устраняется деликатностью собеседника. Дети легко перенимают модель поведения уверенных в себе людей, а люди воспитанные уверенны в себе, поэтому это хороший пример для них.

Источник

Ханило А.В.: «Какое наслаждение уважать людей!». Доклад А. В. Ханило на Международном форуме русистов, г. Евпатория

«Какое наслаждение уважать людей!». Доклад А. В. Ханило на Международном форуме русистов, г. Евпатория.

В последнее время в литературоведении, и в частности в чеховедении, появилась такая тенденция — разбирать и анализировать не творчество писателя, а его личную жизнь. Такой анализ авторы проделывают во всех литературных жанрах: в драматургии, в прозе и даже в поэзии.

Почему кому-то хочется или хотелось бы, чтобы Чехов непременно женился на Лике Мизиновой, другие желали бы видеть его женой писательницу Лидию Алексеевну Авилову. И уж ни в коем не Ольгу Леонардовну Книппер. Кстати сказать, в статьях, исследованиях, публикациях достаётся не только Ольге Леонардовне, но и родной сестре Чехова — Марии Павловне.

Не хотелось бы называть имена этих исследователей, хоть их и довольно много и в Украине, и в России, и за рубежом.

А между тем мне хочется сказать, что нам всем, кто занимается Чеховым, надо поклониться земным поклоном и Марии Павловне и Ольге Леонардовне. Это они сохранили неизданные произведения Чехова, его архив, его многочисленные письма друзьям, родственникам, знакомым. Не ошибусь, если скажу, что эти две замечательные женщины на много лет продлили жизнь А. П. Чехова, благодаря им он стал нашим современником, близким и дорогим человеком многим поколениям людей, влюблённым в литературу. Можно ли сейчас представить себе чеховедение без писем А. П. Чехова, без писем Марии Павловны, без писем Ольги Леонардовны?

Помню французскую газету, в которой автор статьи обрушился на В. И. Немировича-Данченко, К. С. Станиславского и, конечно же, на О. Л. Книппер, обвиняя их в бесчеловечности по отношению к А. П. Чехову, которым не нужен был Антон Павлович как человек, он был им нужен только как драматург, вернее сказать, автомат, который должен был писать пьесы для их театра, и неважно, что он тяжело болеет, им нужны пьесы и пьесы.

А ведь когда провалилась «Чайка» в Петербурге в 1896 году на сцене Александринского театра, Чехов на второй день, 18 октября, писал А. С. Суворину: « Никогда я не буду ни писать пьес, ни ставить», и через две недели, 2 ноября, снова в письме к А. С. Суворину: « Да, проживу 700 лет и не напишу ни одной пьесы. Держу пари на что угодно. »

«Чайку» для постановки на сцене Московского Художественного театра, он возродил «Чайку». А Ольга Леонардовна стала одной из выдающихся исполнительниц женских ролей в пьесах Чехова.

Каждый волен писать что хочет, имеет право на художественный вымысел. Но о реально существующих исторических личностях надо бы говорить тактичнее.

Всем хорошо известна пьеса Леонида Малюгина «Насмешливое моё счастье». Пьесу он писал специально для театра имени Евгения Вахтангова и заранее знал, какую роль какой артист будет исполнять. Как когда-то Чехов писал «Три сестры», где роль Маши предназначалась для Ольги Леонардовны Книппер.

В 1966 году Малюгин отдыхал в Ялте, пришёл к нам в музей, чтобы рассказать о своей пьесе. Мы оказали ему очень достойный приём. Разрешили прочитать нам пьесу не в зале литэкспозиции, а в гостиной чеховского дома. Он прочитал нам пьесу полностью. Меня, мягко говоря, удивило название пьесы, и я спросила, почему он так её назвал. Ответил: «Очень просто, насмешливое счастье заключается в том, что Чехов любил Лику Мизинову, а женился на Ольге Леонардовне Книппер». Я возразила — ведь эти слова Чехова никакого отношения не имеют ни к Лике, ни к О. Л. Книппер.

Напомню, откуда эта чеховская фраза. В апреле 1890 года писатель отправился на остров Сахалин. 14—17 мая посылает письмо своим родным, в котором описывает подробности тяжёлой дороги на лошадях, как столкнулся его возок с почтовой тройкой и как он едва успел отскочить в сторону, а на другой день чуть не утонул в бурной реке во время сильного ветра. Это описание он заключает словами: «Нехорошее, насмешливое мое счастье!»

стало ясно: все симпатии зрителей будут на стороне Борисовой (она только что потрясла зрителей в фильме «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского, где играла Настасью Филипповну). Ольгу Леонардовну, по желанию драматурга, должна была исполнять Елена Добронравова, хорошая актриса, но она совсем не такого характера, как Ольга Леонардовна, сразу чувствовалась предвзятость автора пьесы к жене Чехова. Этот спектакль был выдвинут на соискание Государственной премии. Но премию не присудили.

При жизни А. П. Чехова Иван Алексеевич Бунин в Ялте, в Гурзуфе и в Москве общался с Ольгой Леонардовной, и тогда она казалась ему достойной Чехова и очень привлекательной. В апреле 1902 года он подарил ей свою фотографию с надписью в левом верхнем углу: «О. Л. Книппер — И. А. Бунин», и дальше стихи: «О, Весна, как сердце счастья просит! Как сладка печаль моя весной! Ив. Бунин».

какое наслаждение уважать людей чехов

М. П. Чехова и И. А. Бунин

Эта фотография долгие годы хранилась у Ольги Леонардовны в её московской квартире. После её смерти я выпросила фотографию у Л. К. Книппер, племянника Ольги Леонардовны, и сейчас она находится в ялтинском Доме-музее А. П. Чехова.

Как-то в Ялту, уже после смерти Марии Павловны, приехал Виктор Борисович Шкловский. Он рассказал нам о своей поездке во Францию и о встрече с И. А. Буниным. Поведал, как ревниво встретил Бунин его рассказ о ялтинском музее Чехова и о самой Марии Павловне. В те годы вышли воспоминания Л. А. Авиловой о Чехове. Шкловский об этом рассказал Бунину, на что тот ответил: «Наконец я узнал имя женщины, которую любил Чехов». Шкловский объяснил ему, что по поводу этих воспоминаний Мария Павловна опубликовала большую статью в «Литературной газете», в ней она писала, что многое в воспоминаниях не соответствует действительности. Вряд ли Чехов объяснялся Авиловой в любви. В 1904 году, после смерти Антона Павловича, Авилова прислала письмо Марии Павловне, в котором писала: «Я не знаю, как Антон Павлович относился ко мне, и я не знаю, почему называл меня матушкой». Тогда, видимо, это была правда. На это Бунин ответил Шкловскому: «Подумаешь, Мария Павловна, со всей мещанской стыдливостью».

Реплика Бунина о «мещанской стыдливости» Марии Павловны очень удивляет: он долго жил у Чехова и в Ялте, и в Гурзуфе, пользовался гостеприимством Антона Павловича и Марии Павловны, и тогда они для него не были мещанами. Из ялтинского дома Бунин писал брату: «У Чеховых — я как родной».

Кстати сказать, у Антона Павловича никогда не было фотографии Авиловой.

В одной довольно современной газетной статье прочитала такую фразу: «По какому праву Мария Павловна вырезала строки из писем Антона Павловича?» Вероятно, имела право. Шесть томов писем Антона Павловича, подготовленные Марией Павловной, вышли в свет с 1912 по 1916 годы. В это время ещё были живы люди, о которых шла речь в письмах. Мария Павловна не хотела кого-то обидеть. А если говорить о праве Марии Павловны, то право она имела. Ведь ещё в 1891 году (21 ноября, письмо А. И. Смагину) Чехов писал: « Марья Павловна у нас главная Я полагаюсь во всем на нее » Перед самым отъездом на Сахалин 15 апреля 1890 года А. С. Суворину, как завещание, писал: « В случае утонутия или чего-нибудь вроде, имейте в виду, что всё, что я имею и могу иметь в будущем, принадлежит сестре; она заплатит мои долги. »

какое наслаждение уважать людей чехов

«Иванов». В роли Иванова — И. М. Смоктуновский

имеет права её осуждать. Ольга Леонардовна не хотела публиковать письма Антона Павловича к ней. Мария Павловна уговорила её отдать их в печать. Это было не просто для Ольги Леонардовны, но она сумела переступить через себя, и мы должны быть очень благодарны ей за это. Вспомните, сколько было недоброжелательных отзывов в её адрес, когда появились в печати эти письма. Но письма нужно просто читать, а не выискивать в них какие-то тёмные пятна из жизни Чехова и его жены.

В статьях и даже в стихах некоторые авторы позволяют себе бестактные выпады по отношению к жене писателя. Хочется вспомнить слова Ф. И. Шаляпина, который сказал: «Когда толпа не может возвыситься до гения, она его принижает до себя».

Приведу в пример слова очень талантливого актёра и мудрого человека И. М. Смоктуновского. В 1974 году мы закрыли музей на капитальный ремонт и реставрацию, которые продолжались шесть с половиной лет. В 1975 году в октябре у нас открылись очередные Чеховские чтения. Московский Художественный театр готовился к своему 80-летнему юбилею (1978 год). Принято было решение поставить пьесу Чехова «Иванов», главную роль в которой должен был исполнять И. М. Смоктуновский — актёр, который всегда необыкновенно серьёзно подходил к своим ролям. Труппа приехала к нам на чтения, чтобы послушать доклады. В те годы у нас на чтениях выступали известные чеховеды: З. С. Паперный, В. И. Кулешов, Э. А. Полоцкая, В. Б. Катаев, А. П. Чудаков, М. Н. Строева, В. Я. Лакшин, А. П. Кузичева, Т. К. Шах-Азизова и др. В ялтинском музее Смоктуновский не был, не мог посмотреть его и в этот раз. Музей реставрировался, и все вещи находились в зале литэкспозиции. В те годы я была Главным хранителем музея, вещи разместили так, чтобы можно было осмотреть письменный стол Чехова, его библиотеку и другие экспонаты. В книжном шкафу Чехова книги стояли в следующем порядке. На первой полке: 10 томов Л. Н. Толстого, 10 томиков А. С. Пушкина и 10 томов И. С. Тургенева, а перед ними впереди стояли маленькие книжечки — молитвенники на разных языках и Новый Завет. На них сразу обратил внимание Смоктуновский и задал вопрос чеховедам: «Как Чехов относился к религии, и был ли он верующим человеком?» Ему ответили, что Чехов был атеист. Меня несколько удивил этот ответ, и я подумала, что надо И. М. показать иконы Чехова и сказать ему правду. Но это был атеистический 1975-й год, и открыто говорить было нельзя. Тихонько я попросила И. М. остаться в зале, когда все выйдут. Мы с ним остались, я закрыла дверь на ключ, подвела его к «многоуважаемому шкафу», в котором хранились главные чеховские иконы — Николай Чудотворец, семейная реликвия Господь Вседержитель, и Шуйская-Смоленская Богородица.

Икона Господь Вседержитель всегда висела в спальне Чехова. Её заказал отец Чехова Павел Егорович в 1862 году. На ней изображены святые, имена которых носит семья Чеховых: апостол Павел, преподобная Евгения, святой князь Александр Невский, святой Антоний и Иоанн Креститель. На иконах нет святых, в честь которых даны имена дочери Марии и сыну Михаилу — они родились позже 1862 года.

Ещё в музее хранятся маленькие иконки, которые Чехов привозил из монастыря для матери, тётки Феодосьи и Марии Павловны. Показала Смоктуновскому выдержку из письма Чехова В. С. Миролюбову от 17 декабря 1901 года из Ялты: « Нужно веровать в Бога, а если веры нет, то не занимать ее места шумихой, а искать, искать, искать одиноко, один на один со своею совестью. » И. М. схватил меня за обе руки и сказал: «Вы даже не представляете, что вы для меня сделали. Я верующий человек, и для меня важно познать душу автора, тогда я понимаю его произведение». Заложил руку за воротник свитера, достал и показал мне маленький золотой крестик на золотой цепочке и сказал: «Доверие за доверие, только пусть это будет нашей тайной».

«Иванова» в Художественном театре. Главная сцена МХАТ(а) была закрыта на капитальный ремонт, и спектакль проходил в новом здании театра на Тверской.

В антракте ко мне подошла секретарь О. Н. Ефремова и попросила после спектакля пройти за кулисы, там собрались чеховеды и актёры театра. За кулисами я встретила двух чеховедов-женщин, мы пошли по длинному коридору и в конце его увидели Смоктуновского. Они вскрикнули и побежали к нему, как девочки-поклонницы. Я осталась стоять на месте, ведь прошло более двух с половиной лет, и я вовсе не претендовала на то, что он меня узнает. Они стояли довольно далеко от меня и разговаривали. Я посмотрела в их сторону, мы встретились взглядами со Смоктуновским, и я поняла, что он узнал меня. Он направился в мою сторону. Подойдя, взял меня опять за обе руки и произнёс: «Милый, милый друг». Мы стояли недалеко от его гримёрной, он открыл дверь, и мы все четверо в неё вошли. На столе лежала стопка театральных программ пьесы Чехова «Иванов». Он взял одну и написал мне: «Милый, милый друг. Никогда не забуду Вашего доверия ко мне, связанного с А. П. Чеховым. И. Смоктуновский, 78». Мы вышли из его гримёрной, и мои коллеги спросили, что означает эта надпись. Я ответила, что это наша тайна, и я не могу объяснить. И до 1994 года я никогда никому об этом не рассказывала. Только в Баденвейлере в 1994 году на II Международном симпозиуме я рассказала об этом автографе. И. М. Смоктуновского уже в то время не было в живых.

какое наслаждение уважать людей чехов

О. Л. Книппер-Чехова. Москва, 1957 г.

Мне стало ясно, что он понял Чехова по-настоящему потому, что сумел «познать его душу».

Некоторые из тех, кто пишет о Чехове, не познав его души, не понимают ни его, ни его жену. Тогда, в 1975 году, Смоктуновский прослушал все доклады чеховедов (их было около двадцати) и сделал следующий вывод: «Я внимательно прослушал все доклады и понял одно — вы также не понимаете Чехова, как и я».

«. женись на хорошем человеке, но обязательно женись, роди младенца пусть твоя будущая жена, — мне бы почему-то хотелось, чтобы это была Наташа Линтварева или А. А. Хотяинцева » 26 октября Чехов ответил Михаилу Павловичу: « Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это всё равно, что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша. В семейной жизни самый важный винт — это любовь Стало быть, дело не в симпатичной девушке, а в любимой; остановка, как видишь, за малым. »

И Чехов женился на любимой. Впервые увидев её на сцене в роли царицы Ирины, он писал о ней: « Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется. » (из письма А. С. Суворину от 8 октября 1898 г.).

Напомню слова из записной книжки Чехова: «Когда любишь, то какое богатство открываешь в себе, сколько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить».

Нежность и ласковость Антона Павловича постоянно присутствуют в его письмах к Ольге Леонардовне.

За полтора месяца до смерти Чехов писал в Ялту доктору Л. В. Средину (от 22 мая): « Моя жена при больном муже — это золото Значит, хорошо, что я женился, очень хорошо ».

«Какое наслаждение уважать людей! Когда я вижу книги, мне нет дела до того, как авторы любили, играли в карты, я вижу только их изумительные дела».

Так должны относиться к Чехову и те авторы, которые пишут о нём.

Верх бестактности, когда автор пишет плохо о жене Чехова в стихах. Такого человека нельзя называть поэтом. Настоящий поэт-лирик не может унизиться, чтобы писать неуважительно о любимой жене Антона Павловича.

Но бывают и другие восторженные люди, которые тонко чувствуют и понимают Чехова, его характер и душу.

3 декабря 2011 года я гуляла по дорожке чеховского сада. Навстречу мне шёл экскурсант, который только пришёл и ещё не осмотрел дом Антона Павловича. Мы разговорились, он задал мне вопрос о Чехове один, второй и т. д. Как он определил, что я музейный работник, не знаю. Мы проговорили целый час. Я почувствовала увлечённость экскурсанта Чеховым и Ольгой Леонардовной. Кто он и откуда, я не знала. Потом сотрудники мне сказали, что он спросил моё имя и номер телефона. Примерно через неделю мне позвонили из Киева — это был тот самый экскурсант, сказал, что прочитал за это время много писем Чехова, его переписку с Ольгой Леонардовной. Говорил с восторгом, очень увлечённо, оказалось, он композитор, и всё это время не только читал о Чехове, но уже вместе с женой создаёт литературно-музыкальную композицию по переписке А. П. и О. Л. Мы проговорили три часа, и в конце он мне сказал название «Драматург и актриса». Потом я подумала, что такое название не подходит, оно уже использовалось.

— я сразу предложила другое название, которое им очень понравилось, и в результате появились ноты и текст: «Александр Костин. «Антон Чехов и царица Ирина». Литературно-музыкальная композиция для чтеца, сопрано и фортепианного трио по мотивам переписки Антона Чехова и Ольги Книппер-Чеховой. Сценарий Марины Варзацкой-Костиной. Киев, 2012 год». Композиция прекрасная. 9 февраля 2012 года она была исполнена в Доме-музее Чехова в Ялте.

Ольга Леонардовна и была для Чехова как царица. Я почти 13 лет общалась с ней и в Ялте, и в Москве, была на её 90-летнем юбилее, провожала её в последний путь 22 марта 1959 года.

Я счастлива, что судьба подарила мне эти встречи. От Ольги Леонардовны исходил какой-то свет, какая-то радость жизни. Она очень любила природу — море, горы, солнце, цветы. Она была удивительным человеком, сохранила свою женственность и в девяносто лет!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *