какое население в карачеве

Карачев

Карачев

центр муниципального района Карачевский район

Население: 19,539 тыс. чел. (2010)
Площадь: 15,0 кв. км
Телефонный код: +7 48335
Ближайший аэропорт: Брянск

Название города Карачев произносится с ударением на второе «а». Находится этот замечательный российский городок в Брянской области, являясь административным центром Карачевского района.

С 1246 года, в это время распалось Черниговское княжество, Карачев становится самостоятельным центром удельного Карачевского княжества. А вот во второй половине 14 столетия город попадает под влияние Великого княжества литовского.

1500 год становится переломным в истории этого города, этим годом датируется переход Карачева в состав Московского государства. Использоваться тогда город начинает в качестве сторожевого городка со стороны Крыма.

Уже в 1708 году Карачев приписывается к Киевской губернии. В 1719 году успешно входит в состав Севской провинции. В состав Белгородской губернии город попадает с 1727 года.

В 1778 году Карачев становится уездным городом в Орловской губернии. В состав Брянской губернии этот город вошел только в 1920 году.Райцентром в этой области Карачев станет только в военный 1944 год.

Стоит отметить, что уроженкой именно этого города была мать известного русского писателя 20 века М.А. Булгакова.

За годы советской власти в городе были выстроены самые различные предприятия, например, шпагатная и картонная фабрики, обозный завод, маслозавод, развито мебельное производство и ряд других предприятий.

В современное время в городе основными отраслями промышленного производства являются машиностроение, развита отрасль текстильной промышленности, пищевая промышленность. Через Карачевский район проходит трасса нефтепровода «Дружба», проложена линия газопровода. Остатки Карачевского городища сохранены в городе до сегодняшнего дня, в пределах района есть и другие памятники археологии.

Источник

Администрация Карачевского района

г.Карачев, ул.Советская, 64, эл.почта:inbox@karadmin.ru

Новые материалы сайта

какое население в карачеве

какое население в карачеве

какое население в карачеве

какое население в карачеве

какое население в карачеве

какое население в карачеве

какое население в карачеве

какое население в карачеве

какое население в карачеве

какое население в карачеве

какое население в карачеве

какое население в карачеве

какое население в карачеве

какое население в карачеве

какое население в карачеве

какое население в карачеве

какое население в карачеве

Опрос

О районе

Есть версии происхождения названия «Карачев». очерке» так объясняет это название: «По местным преданиям названиям некоторых урочищ древних вятичей, река Смородинка, через которую проезжал Илья Муромец, есть нынешняя речка Смородинка уезде в Город Карачев указывает где конь Ильи Муромца окарачился при свисте Соловья-разбойника. верстах лежит село Девять Дубов, по преданию, жил Соловей-разбойник. Может быть, под Соловьем-разбойником племени вятичей». Многие ученые связывают эти былинные события именно (Карачарово), Девять Дубов, неподалеку речкой Смородинкой, «первая застава а тексте Муромце картине «Илья Муромец тоже указывается что эти события связаны краем.

Первые сведения встречаются летописи когда уже — то мере сложившимся городом Киевской Руси. Возможно, его основание относится к победы Святослава в над обитателями этого вятичами.

какое население в карачеве

Рожденный сражений, Карачев прошел долгий путь воина, труженика. Превратности исторической судьбы его стороной. после татарского разорения Карачев платит дань «золотой орде». году Карачев включен

Брянское княжество. года находился под владычеством Литовского государства. году перешел Московского княжества. году Карачев полностью сожжен поляками. Боярской думы в велено было восстановить Карачев и «строить новый острог». году образуется Карачевский уезд, который приписывается губернии. году утверждается «план городу Карачеву». Авторы проектного плана почти планировкой. сохранили лишь место торговой площади, основные «церкви, «город, окруженный земляным основное плато между Снежетью части города Карачева. Остальную территорию города расчертили прямыми улицами семь прямоугольных кварталов.

В историческом месте торга спроектирована Красная главная площадь города. Площадь Базарная намечена востока, восточном направлении.

Рядовая застройка центра Карачева, сложившаяся половине купеческая промышленным подъемом города. Богатейшие купцы строили капитальные двух-, трехэтажные добротные дома. Применялись «образцовые» проекты, часто архитектурой по вкусу застройщика. одновременности застройки сложился некий вне стилевой, позднего классицизма, псевдорусского и, порой, стиля модерн, облик центра города. очевидцев, Карачев был красивым, богатым, благоустроенным городом.

какое население в карачеве

В середине Карачеве получили развитие пенькотрепальная, пенькопрядильная, канатная промышленность. одном пенькозаводе работало более Продукция поставлялась Англию, Америку…

Широко была развита маслобойная промышленность. действовало более трехсот домашних маслобоен заводов. Ежегодно вырабатывалось тысяч пудов конопляного масла. Главными заводами были: пенькотрепальные, маслобойные, пенькопрядильные, кирпичные, канатные, водочные. было 90. После революции Гражданской войны было сформировано несколько частей Красной Армии.

В годы пятилеток возводятся шпагатная фабрики, обозный завод, молокозавод, мебельное производство, пенькозавод.

В предвоенные годы имелось три специальных учебных педагогическое училище, сельскохозяйственный техникумы. Гордостью карачевцев был драматический театр.

Кровавую страницу нашего города, как страны, оставила Великая Отечественная война.

12 августа армия ( ) после короткой артиллерийской подготовки начала штурм Карачевских оборонительных позиций. Противник непрерывно контратаковал, вводя все новые резервы. на немцы усилили свою Карачевскую группировку 78-й штурмовой пехотной дивизией, пятьюдесятью танками бронепоездами. армия, овладеть командными высотами, начала обходить Карачев Противник, чтобы избежать окружения, начал отход армия и ( ) освободили город. Приказом Верховного Главнокомандующего от 16-й и 84-й гвардейским дивизиям было присвоено почётное наименование Карачевских.

Жители свято чтут память воинов, отдавших свои жизни города сооружен памятник воинам-танкистам 4-й гвардейской танковой армии, погибшим города. бетонном танк Т-34, первый ворвавшийся памятника горит Вечный огонь. Автор памятника архитектор

На Аллее Героев установлены бюсты Героев Советского Союза – уроженцев Карачевского района: В, А, Александр Ромашевский.

какое население в карачеве

какое население в карачевекакое население в карачевекакое население в карачеве
Часов Дмитрий ИвановичКучеров Петр ВладимировичЛоскутов Степан Петрович
какое население в карачевекакое население в карачевекакое население в карачеве
Тесленко Илья АлексеевичХудякова Антонина ФедоровнаХахерин Илья Кириллович

За лет город родился заново одним районных центров Брянщины 19,8 тыс. человек.

Районвошел Брянской области времени соседней Орловской области.

Дорожно-транспортная доступность географическое положение делают район привлекательным для инвесторов. году введено новое здание автобусного вокзала. какое население в карачеве

По территории района проходит железнодорожная ветка Московской железной дороги сообщением Станция Карачев имеет разгрузочные площадки Пересекая район через проходит автомобильная дорога федерального значения (А-141 ФГУ Управления дорогами

Площадь района — км, числе 59,7 земли сельскохозяйственного назначения, лесной 388,7 кв. км (27,6 процента площади района).

В состав Карачевского района входят городское сельских поселений, более пунктов.

Граничит район части областью, западной районом, части областью. Расстояние составляет

Численность населения на 1.01.2012 г. – Общая площадь жилищного фонда 874,0 тыс. кв. м, Жилищный фонд благоустроен водопроводом на 93,5 процента, водоотведением на 93,2%; оборудован газом на 99,3%.

Образовательный процесс подрастающего поколения карачевцев обеспечивается в общеобразовательных школах, детских дошкольных учреждениях и садах всех форм собственности. Дополнительное образование дети получают искусств, детского творчества, спортивной школе, Доме Культуры.

С открыт филиал Орловского государственного университета с обучается – очников. Выпускники получили высшего, средне – технического профессионального образования.

В районе функционирует ряд учреждений здравоохранения, среди Центральная районная больница на корпусом детского отделения, акушерский пункт.

В отрасли занято численность среднего медицинского

Культуру Карачевского района представляют учреждений, историко-краеведческий музей, стадион, где начата реконструкция, залов.

Район обладает обширным культурным наследием. Поныне сохранились остатки Карачевского городища. Расположено оно части современного города Карачева, высоком берегу реки Снежеть, возвышаясь над на

В пределах Карачевского района насчитывается семь памятников археологии.

При ремонте фундамента собора Св. Архангела Михаила была обнаружена идущая параллельно фундаменту древняя кирпичная кладка. Оказалось, месте веке стоял каменный храм домонгольского периода, построенный – широких плоских кирпичей. области таких храмов существует всего два. Теперь обнаружен

К культурным достопримечательностям Карачева относятся:

— Собор Михаила Архангела. берегу древнего городища здесь стоял деревянный собор Архангела Михаила, в замененный каменным

какое население в карачеве

— Церковь Всех Святых. Расположена окраине города. Построена в по заказу священника вместо сгоревшего вг. деревянного храма 1776 г.

— В селе Бережок, пригород Карачева, находится Воскресенская церковь XVII—вв. Сохранившийся храм был построен царевны Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила Федоровича

— Карачевский Одрин мужской монастырь Святителя Николая образовался явления чудотворного образа Святителя Николая. разрушенной обители был открыт Николо-Одринский женский монастырь. время женского монастыря возводятся новые постройки.

какое население в карачеве

Православные традиции Карачева имеют глубокие земле, родились:

один Оптинских Лев Оптинский Лев Данилович Наголкин), основатель старчества, наставник проводник огромного количества людей и

Архимандрит Аарон Андрей Дмитриевич наместник Александро-Невской лавры.

С Карачевом неразрывно связаны имена выдающихся деятелей литературы. служил воеводской канцелярии.

какое население в карачеве

Булгакова (Покровская) Варвара Михайловна (5/17 сентября 1869 г. — мать известного российского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова родилась соборного протоиерея. Окончила Орловскую женскую гимназию. была учительницей в 4-м классе Карачевской женской прогимназии. вышла замуж Ивановича Булгакова Бабушка Михаила Афанасьевича Анфиса Ивановна была Карачевских купцов Турбиных. известный московский врач Николай Покровский, явился прообразом профессора Преображенского «Собачье сердце».

Иван Сергеевич Тургенев бывал окрестностях, имение его отца находилось Юшково Карачевского уезда.

Карачевская земля помнит драматурга Александринского театра в

Известные уроженцы Карачева:

Ноздрачев Александр Данилович (род. 1931) — советский, российский учёный, специалист физиологии вегетативной нервной системы висцеральных процессов. Академик РАН (1997), профессор.

Муляр Дмитрий Сергеевич — российский актёр театра

Стефанцов Александр Николаевич — российский актёр театра

Локшин Давид Борисович (1921—1995) — советский музыкант

В один маршрутов Брянщины включено Карачевское искусство елочных тончайшая сфера духовной жизни, такой как Праздник

В районе работают компании, конторы, частные юридические фирмы, Карачевский районный филиал «БТИ» Брянского ГУП, Карачевское отделение Сбербанка РФ.

Источник

Древний город Карачев

Все мы со школы знаем, Русь (она же Россия) единым государством стала не сразу. На заре своей государственности Русская земля состояла из целой серии образований, где одним из самых сильных и мощных являлось забытое ныне Черниговское княжество.

Большая часть Черниговского княжества располагалась на левом берегу Днепра в бассейне рек Десна и Сейм. Княжество было населено северянами, радимичами, а также вятичами и частично полянами. Столицей княжества был город Чернигов. Другими значимыми городами были Новгород-Северский, Стародуб, Вщиж, Сновск, Брянск, Путивль, Курск, Любеч, Рыльск, Трубчевск, Карачев, Козельск и др. Владения и влияние Черниговского княжества доходили глубоко на восток, в том числе в муромо-рязанские земли и к Тмутараканскому княжеству.

Черниговские князья, как и князья Киевские, Рязанские и Владимиро-Суздальские, периодически боролись между собой за власть и за влияние. Именно такую Русь, где насмерть воевали между собой Галицкое и Черниговское княжество, застал в 1238 г. Батый.

На переговоры в Чернигов, дабы выступить единым фронтом, приезжал рязанский воевода Евпатий Коловрат. Михаил рязанским князьям в помощи отказал, мотивируя это тем, что рязанцы с ним на Калку не пошли.

Такие города как Козельск и Вщиж, оказавшие ожесточённое сопротивление монголам, входили на тот момент в состав Черниговского княжества. Сам Чернигов ворота монголам также не открыл и был ими сожжён.

Однако, увы, если города, как и простые люди, сопротивление завоевателям оказали, то в противовес им князь Михаил Черниговский, являвшийся на тот момент великим князем Киевским, предпочёл вместе с сыном скрыться в Венгрии.

Он вернулся в Киев, однако город, по татарскому ярлыку, был отдан в управление другому князю — Ярославу Всеволодовичу Владимирскому (отец Александра Невского).

Михаилу ничего не оставалось, как вернуться в Чернигов. В 1246 г. его вызвали в Орду.

Перед входом в шатёр Батыя монгольские жрецы повелели ему пройти через священный огонь и поклониться их идолам, на что Михаил, истинный христианин, ответствовал: «Я могу поклониться царю вашему, ибо небо вручило ему судьбу государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За отказ от поклонения по приказу Батыя князь был казнён.

На Соборе 1547 г. Черниговского Михаила причислили к лику святых.

Скажу честно, для меня подобное крайне непонятно. Человек, которому было доверено огромное княжество, не стал его защищать и трусливо бежал. Насколько я понимаю, далее его мучила совесть. Вот он и поехал в Орду, заранее решив умереть там. (Не будем обсуждать решение Собора. РПЦ к Богу ближе, нежели мы, грешные…)

После смерти Михаила Черниговское княжество было поделено на четыре части.

Карачевское княжество с «тянувшими» к нему волостями досталось второму сыну, Мстиславу Михайловичу. Кроме Карачева, в состав княжества входили ещё более десятка городов со своими волостями: Козельск, Болхов, Звенигород Северский, Мосальск, Серпейск, Лихвин, Хотимль, Кромы, а также Перемышль, Елец.

В 1360 г. оно было завоёвано Великим княжеством Литовским, после чего Карачевские князья перешли на службу к Великому князю Литовскому.

В период расцвета, по занимаемой территории, Карачевское княжество превышало многие европейские государства, такие как Португалия и Венгрия. Относительно современного деления России, оно занимало часть Курской области и практически всю Орловскую область, всю северо-восточную часть Брянской области, практически от самого Брянска и Трубчевска, значительную часть Калужской области, достаточную часть Тульской области, часть Воронежской области.

В 1493 Карачев получил во владение Семён Иванович Можайский.

В 1500 году со всеми своими вотчинами он перешёл на службу к великому князю Ивану III. У Московии с Литвой существовал договор — князей с их волостями в подданство не принимать. В результате вспыхнула русско-литовская война 1500—1503 гг. Её венцом стала 4 ноября 1501 г. битва под Мстиславлем (город в Могилёвской обл).

Потери литовцев достигли 7 тысяч, а остатки армии, потеряв все знамёна, во главе с Заславским заперлись в замке. Русская армия штурмовала его, но не сумела взять, опустошила окрестности и возвратилась с большим количеством пленных в Москву. Стратегическое значение битвы под Мстиславлем заключается в том, что она сорвала план совместного нападения литовский войск и Большой Орды на Чернигово-Северскую землю.

Итак, как самостоятельная территориальная единица Карачевское княжество просуществовало 114 лет. Далее, повторюсь, эти земли 140 лет входили в состав Литвы. Вот какую интересную историю имеет Карачев!

После Перестройки стали доступны книги, написанные писателями эмигрантами. Так я познакомился с творчеством М. Д. Каратеева (1904 — 1978). Я прочитал его роман «Русь и Орда» и целый ряд других книг. Михаил Дмитриевич потомок Карачевских князей. В своих произведениях он описывал малоизученный период истории, когда Русь находилась под властью Орды. В центре повествования судьба древнего рода Карачевских князей. Один из главных героев молодой князь Василий, ставший жертвой жестоких междоусобиц. Из родного Карачева Василий вынужденно уехал в Орду, где далее жил.

После прочтения мне захотелось посетить Карачев. Городок от Москвы относительно не далеко. Потенциально я хотел туда попасть, однако моё хотение растянулось на 30 лет.

И вот так совсем недавно, приехав на автовокзал Брянска, я увидел, что с соседнего перрона через 10 минут уходит автобус на Карачев. В голове застучало — сейчас или никогда… Изменив брянские планы, я отправился в Карачев.

Согласно Ипатьевской летописи, Карачев на целый год старше Москвы. В настоящем это просто аккуратный, маленький городок районного масштаба. На центральной площади указывает правильную дорогу дедушка Ленин. Здесь же неподалёку сцена, где проводятся различные мероприятия, рядом бывшее здание райкома, автовокзал, киноконцертный зал, спортивная площадка, фонтан… Всё по-советски стандартно…

Древний и вечно молодой Карачев на первых порах разочаровал. Нет, я понимал, что чего-то эдакого княжски-купеческого ждать не стоит, но всё же слегка расстроился.

Задолго до поездки я знал, что в Карачеве есть музей. Поинтересовался о музее у местных. Мне ответили, таковой действительно есть и находится он слева от универмага.

В настоящий момент, когда после моей поездки в Карачев прошёл почти месяц, могу честно сказать — Карачевский музей оставил впечатление, не сравнимое ни с какими Африками, Азиями и другими заграницами. Там ты смотришь, пусть и интересное, но всё же чужое — здесь соприкасаешься со своим.

Удивительное дело, музей создан в 1970 году, однако никакой информации о нём найти невозможно. Устроители музея собрали пусть и не ахти какую коллекцию, но сделали это с любовью.

Музей находится в старом одноэтажном здании. Сюда часто приходят школьники. Дирекция проводит для них квесты, либо просто экскурсии.

Меня сразу предупредили, через полчаса придут местные ребята, и экскурсовод готовится их встретить. Далее было предложено осмотреть стенды самостоятельно, однако мне повезло! На месте оказался директор музея С. В. Глотов. Про родной город он знает всё. Видя мой интерес к истории Карачева, Сергей Владимирович лично провёл меня по экспозиции и ответил на множество вопросов.

Первый зал, расположенный у входа, рассказывает о седом прошлом лесного края.

Летопись 859 года упоминает вятичей, попавших под власть хазар. В 964 г. киевский князь Святослав впервые совершил поход в землю вятичей, заставив платить не хазарам, а Киеву. В последующем вятичи неоднократно бунтовали. Они платили Киеву дань, но при этом составляли государство в государстве.

Киев крестился в 988 году. Однако вятичи ещё долгое время не принимали христианства. В 1113 году в их леса, для приведения в лоно церкви, был направлен миссионер Кукша, который сам происходил из вятичей. Увы, не помогло. Язычники проповедника убили. Произошло это под Мценском.

По легенде, к государственному порядку вятичей привёл былинный богатырь Илья Муромец.

По местным преданиям и топографическим названиям река Смородинка, через которую проезжал Илья Муромец, есть нынешняя речка Смородинка в Карачевском уезде в 28 верстах от Карачева. Город Карачев указывает на место, где конь Ильи Муромца окарачился при свисте Соловья-разбойника. В 12 верстах от Карачева лежит село Девять Дубов, на которых, по преданию, жил Соловей-разбойник.

Скорее всего под именем Соловья-разбойника скрыт кто-то из местных князей. Вятичи проиграли войну и потому вошли в историю как разбойники. В музее представлены изображения Ильи Муромца и Соловья. Называть последнего разбойником, на земле вятичей язык не поворачивается….

В Ипатьевской летописи Карачев упоминается 4 раза.

В 1146 году северский князь Святослав Ольгович вместе со своей семьей и верной ему дружиной переезжает в Карачев, входящий в состав его владений.

Летом 1237 года татарские орды подошли к стенам Карачева, жители которого заблаговременно ушли в лес. Город подвергся грабежу и разрушению.

Год 1252. С именем князя Мстислава связано образование удельного Карачевского княжества.

Смутами и кровавыми междоусобицами были заполнены 1309–1356 годы, вплоть до захвата Карачева литовским князем Ольгердом.

На полках разложены артефакты: женские украшения вятичей, черепки от посуды, гвозди, металлические наконечники стрел и копий, подковы, монеты, железные цепи, декоративные мозаики. Есть экспонаты и более древние — кремневые ножи и наконечники. Они свидетельствуют, люди на здешних землях жили ещё во времена доисторические.

Человек нашёл на своём огороде большой камень, о чём далее сообщил в музей. Краеведы определили, что он является фундаментом Карачевсуой крепости. Два других камня, поменьше размерами, принадлежали древнему Карачевскому храму. По словам директора музея, Карачевский храм, уничтоженный поляками в 1615 году, был точной копией храма в городе Вщиж, разрушенного Батыем.

На стенде Карачевские князья. Стрелками показано кто от кого происходил. Рядом план города 19-ого века, где Карачев чётко поделён на кварталы. Интересны старые фотографии.

Краеведы воссоздали план Карачевской крепости. цитадель находилась там, где теперь стоит собор Михаила Архангела. В музее можно видеть картины, где изображён собор и сама крепость.

Следующий стенд рассказывает о истории не столь древней. Возле Карачева периодически проводились ярмарки. Достоянием музея стали застёжки от ремней, кресты, ложки и монеты.

Сергей Владимирович предлагает мне, взять увеличительное стекло с подсветкой и детально рассмотреть артефакты. Мой особый интерес вызвали наградные значки начала 20-х, а также две красноармейских звёздочки. Если первая, где изображался серп и молот, вполне обычна, то вторая, где молот переплетался с плугом, на первых порах являлась кокардой нового образца. В РККА такая звёздочка имела хождение с июля 1918 года до июля 1922 года.

В конце 1918 года в России началось производство подглазурных красок. До этого времени своего производства керамических красок страна не имела. Красители, эмали и препараты жидкого золота импортировались из-за границы.

Молодой советской Республике приходилось учиться всему и сразу. Как результат, звёздочка нового образца, с серпом и молотом, сохранилась лучше и детальки на ней выбиты чётче.

Следующий зал знакомит посетителя с крестьянским бытом. Здесь и ткацкий станок, и всевозможные ушаты для печки, лапти, рубахи, деревянные вёдра, корыта, ступа, прялка, металлические утюги, инструменты.

В следующем зале посетитель возвращается во времена царя Михаила Романова (период Годунова и обоих Лжедмитриев в музее не представлен).

В 1615 г. польский полковник Лисовский сжёг Карачевскую крепость. Восстанавливать город начали в 1621 году, после чего жители стали возвращаться. К примеру соседний Орёл, также пострадавший от Смуты, стал отстраиваться только в 1636 году.

В 1625 г. по указу царя Михаила Карачев был пожалован его отцу — патриарху Филарету. По указу Петра Первого в 1708 году города Орел, Брянск, Карачев вместе со своими уездами попали в состав Киевской губернии.

В 1719 году Карачев вошёл в состав Севской провинции (с 1727 года — в составе Белгородской губернии), с 1778 года — уездный город Орловской губернии. В 1920 году Карачев в составе Брянской губернии. С 1929 года — райцентр (первоначально в составе Западной области, с 1937 года — в Орловской, с 1944 года в Брянской области).

Любопытно, на гербе Карачева вверху герб Орловский, внизу «в серебряном поле пук связанного золотой верёвкой распустившегося мака, которого в окрестностях сего города в полях довольно сеют и оным торгуют».

В советские годы исторический герб Карачева не использовался. В постсоветский период решение о восстановлении исторического герба в качестве официального символа Карачева, городскими властями не принимались.

Отдельный стенд музея посвящён карачевским помещикам. Надо сказать честно, многие из них для крестьян являлись просветителями. Они и школы на свои деньги открывали и врачей из города выписывали.

Рядом на другом стенде рассказывается о героях Первой мировой войны. До 1914 г. в городе квартировал 401-ый Карачевский пехотный полк. Он входил в состав первой бригады 101-ой пехотной дивизии, успешно сражавшейся с немцами и с австрийцами. Карачевский полк участвовал в Бруссиловском прорыве. Солдаты и офицеры полка были отмечены Георгиевскими крестами и другими наградами.

На средства городского Общественного Управления совместно с местным комитетом Красного Креста содержался лазарет на 50 кроватей для раненых воинов.

Именно из Карачева вместе со своим подразделением в 1914 г. ушёл на войну Николай Кононович Щёлоков — будующий начальник штаба 1-ой конной армии С. М. Будённого.

Советская власть в городе установилась в ноябре 1917 г. В последующем белогвардейцы Деникина, в ходе его наступления на Москву, до Карачева не дошли.

На одном из стендов фотографии времён гражданской. Рядом большими буквами выведено постановление Совета народных комиссаров Карачевского уезда от 3 марта 1918 года:

«Наложить на карачевскую буржуазию налог в размере 3000000 рублей из сумм, высосанных из народа в течении многих лет» и взыскать их в течении 3 дн.

Годы первых пятилеток не прошли мимо. В 1939 году за достигнутые успехи в сельском хозяйстве Карачевский район стал участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В уезде насчитывалось 4 школы начальных, в них обучалось 3697 детей, учителей было 108.

К началу Великой Отечественной Карачев, из типично мещанско-купеческого поселения, превратился в город с новыми предприятиями, школами, клубами, жилыми домами.

Война в жизнь советского народа ворвалась неожиданно. Карачев оказался занят немцами 6 октября 1941 года. Танки Гудериана вошли в город со стороны Орла. Брянский фронт советских войск оказался в окружении.

Карачев под немцами находился 22 месяца. Значительная часть населения была отправлена на работы в Германию. За период окупации фашисты лишили жизни более 1000 мирных жителей.

12 августа 1943 года 11-я гвардейская армия (И. X. Баграмян) после короткой артиллерийской подготовки начала штурм карачевских оборонительных позиций. Противник непрерывно контратаковал, вводя все новые и новые резервы. В ночь на 13 августа немцы усилили свою карачевскую группировку 78-й штурмовой пехотной дивизией, пятьюдесятью танками и двумя бронепоездами.

11-я гвардейская армия, не сумев в течение 12 и 13 августа овладеть командными высотами, начала обходить Карачев с севера и юга.

Противник, чтобы избежать окружения, начал отход. 15 августа 11-я гвардейская армия (И. X. Баграмян) и 11-я армия (И. И. Федюнинский) освободили город. Приказом Верховного Главнокомандующего от 15 августа 1943 года 16-й и 84-й гвардейским дивизиям было присвоено почётное наименование Карачевских.

Меня заинтересовала картина немецкого кладбища. По словам директора музея, немцы своих погибших хоронили непосредственно в Карачеве, желая создать мемориал.

Осмотрев оставшиеся стенды и экспонаты, я вновь начал спрашивать Сергея Владимировича про период окупации. На тот момент Карачев, как Верховье, где моей бабушке в 41-ом году под немцами довелось прожить неделю, входил в Орловскую область.

Некоторое время назад я посетил Ржев. Тот факт, что немецкие ветераны периодически туда приезжали, для меня стал откровением. Я спросил Сергея Владимировича, доводилось ли ему слышать про немцев, посещавших Карачев?

Директор музея ответил, нет, Карачев для немецких ветеранов местом паломничества не стал, однако сын одного немца город таки посетил, и произошло это в середине 90-х.

Между Россией и правительством Германии существует договор о сохранении солдатских могил. По этому договору обе страны передают друг другу останки павших солдат. Далее выяснилось, та картина, где нарисовано немецкое кладбище времён войны, место вполне реальное, и находится оно в десяти минутах хотьбы от музея.

Поблагодарив директора за экскурсию, я отправился изучать город.

Карачев, как и до революции, разбит на кварталы. Частная застройка сочетается с домами в два и пять этажей. Что мне особо понравилось, так это мемориальные таблички. Их устанавливают в Карачеве на домах, где жили заслуженные люди, либо там, где они работали.

По данным 18-ого года здесь проживает почти 18 тыс. жителей. В Карачеве шесть действующих церквей. Утраченных насчитывается восемь.

Первые лица государства, за исключением Александр I, Карачев не посещали. Во время поездки в 1823 году император проследовал через Мценск, Орел, Карачев и Брянск. В трудах Орловской учёной архивной комиссии за 1892 г. сообщается следующее:

«В пятом часу по полудни, сего же числа (7 сентября) царь Александр I прибыл в город Карачев. Остановясь в доме купца Шестакова, он благосклонно принял поднесенную от городской головы и членов магистрата хлеб и соль, равно и от семейства хозяина. После сего, пожаловал нижним чинам 21 Егерского полка, бывшим на карауле, по 1 рублю, отправился далее по тракту к Брянску. Проезжая мимо карачевской градской полиции изволил заметить хорошее устройство и исправность пожарных инструментов».

Прогулявшись по улочкам, я вышел к тому месту, про которое говорил директор музея. Рядом с глыбой, установленной в память о чернобыльцах, шетестела белая материя. Значительная часть сквера оказалась закрыта этой самой клеёнкой. Мне вспомнилась музейная картина.

После войны Карачев был полностью отстроен заново, тогда как, согласно рисунку, на месте универмага ранее стоял кинотеатр.

Найдя вход, я заглянул за клеёнку. Двое парней слой за слоем лопатами аккуратно поднимали землю. Рядом с непонятным предназначением находилось ещё два человека.

На мои вопросы о немецком захоронении ребята отвечали неохотно, фотографировать не разрешили. Я покрутился пару минут, посмотрел и отправился восвояси. Отхожу метров на сто, вижу, в мою сторону с крейсерской скоростью направляются две женщины. Одна из них на повышенных тонах говорит:

— Мужчина, вот вы корреспондент, напишите про этих ребят. Квартиру у нас на три месяца сняли, под моими окнами УАЗик бросили и весь подъезд своей непонятной аппаратурой захломили. Что они тут копают? Чернобыльцов эксгумируют? Почему никто ничего не объясняет. Если радиационные останки поднимут, будет заражение…

Туристы в Карачеве не бывают. Ну разве что ближе к Новому году кто-то приезжает на местную фабрику, дабы затовариться ёлочными игрушками, и потому нет ничего удивительного, что меня приняли за корреспондента.

Взяв инициативу в свои руки, я стал объяснять, что приехавшие ребята, по совместному договору с Германией, занимаются поиском похороненных в Карачеве немцев.

Упс! Вижу, женщины ещё более насупились. Оно и понятно, фашисты на нашей земле натворили много зла. Российское общество к миру и любви с немцами ещё не готово. Опережая реакцию собеседниц, мне пришлось объяснить, что в Германии подобная работа также ведётся, и что никаких немецких мемориалов в Карачеве не будет.

В ответ посыпались вопросы, откуда я всё это знаю, ибо местным никто ничего объяснить по поводу раскопок в сквере не удосужился. Пришлось рассказать про музей и про мой разговор с директором.

Вот ведь как интересно получается, дабы не травмировать общество темой немецких захоронений, российские власти на местах стараются проводить подобную работу тихо, никому ничего не объясняя.

Единственный момент, не стоит думать, что немецких солдат наши поисковики ищут, тогда как своими не занимаются.

Интересную историю рассказал таксист, возивший меня в монастырь. Некоторое время назад парень увлёкся поиском кладов. Возле Карачева периодически проходили ярмарки и проводили их в чистом поле. В советское время оно было засеяно пшеницей, однако это не мешало в последующем находить там что-то ценное.

Мой собеседник напополам с другом купил металлоискатель. Периодически они что-то находили, и тот медный вычещенный крест, что мотался у таксиста на ключах, его слова подтверждал.

Как-то раз по весне мой собеседник обходил знакомые места. Вдруг прибор начал судорожно пищать. В земле обнаружилась солдатская каска, прикрывавшая череп.

Приехавшие на место поисковики подняли на свет божий троих советских солдат. У одного оказался медальон. Это помогло установить имя и фамилию. В Карачев приехали родственники из Башкирии. Далее выяснилось, ребята пытались корректировать огонь нашей артиллерии. Об этом говорили найденные у них оптические приборы. Все трое моложе тридцати, погибли они от немецкой мины.

Немцы создали хорошо эшелонированную оборону, с бетонными бункерами, ДОТами и ДЗОТами, преодолеть которую в лоб у Баграмяна и Федюнинского не получилось. В любом случае, древний Карачев от немцев был освобождён!

В честь Героев Советского Союза, уроженцев Карачева, разбит сквер, где каждому Герою установлен бюст.

В Городском парке возвышается на постаменте танк Т-34. Мемориал создан в 1946 году. Через два года сверху установили танк. Здесь же табличка, со списком Павших. Так что, Героев ВОВ на Брянщине помнят и почитают.

Я с удовольствием посидел в Городском парке на скамье примирения. Не потому что хотел с кем-то помириться, просто так вышло… Посмотрел велосипедные инсталляции, резные скульптуры сказочных героев. После направился к собору Михаила Архангела.

Гуляя по Красной площади, я невольно перебираю в памяти все те события, что происходили на этом месте в течении веков. Здесь же у меня невольно возник вопрос, что чувствуют люди, живущие на месте древнего городища? Как можно сажать картошку на месте разорённого города?

Наша цивилизация существует в течении многих тысячелетий. Следовательно, на каждом пятачке что-то обязательно происходило. Думаю, местные со своей историей сроднились и потому столь ярко выраженное прошлое, происходившее на собственном огороде, нисколько не тяготит.

Рядом с собором Архангела Михаила находится место основания города. Его обозначили крупным камнем. Надпись сообщает:

В жестоких битвах многократ

Основан здесь Карачев-град

Из пепла возрождённый

Чуть дальше высокий обрыв. Обзор окрестностей закрыт разросшимися деревцами. Однако мы можем представить, как на этом месте стояли Карачевские князья, пристально вглядываясь в даль…

Если верить Каратееву, Василий срубил голову дяде именно здесь, в Карачевской крепости.

Крутая тропинка бежит вниз, где меня встречают нарисованные на заборе герои из мультика. Всё правильно — жизнь не стоит на месте, выбирая новые и новые формы, она всегда продолжается.

Карачев дал миру пятерых христианских святых. С большой долей вероятности можно предположить — Евпатий Коловрат, направляясь на переговоры с черниговским князем Михаилом, проезжал через Карачев.

Если это так, Евпатий, как и спустя 560 лет преподобный Лев Оптинский, наверняка пил воду из Святого источника, что выходит на поверхность возле древнего городища. Здесь ощущается некий особый дух. Родник, названный в честь Святого Архистратига Михаила, олицетворяет собой красоту и несгибаемую силу русской земли.

Глядя на окружающую зелень, мне невольно вспомнился рассказ директора музея. Слово Карачев на первый взгляд имеет тюркские корни. Следовательно город могли основать хазары? Музейщики вопросом заинтересовались и написали письмо академику Лихачёву.

Дмитрий Сергеевич ответил, Карачев — название славянское. Зато, думаю, никому в голову не придёт разбирать слово Снежеть — уж оно то чисто славянское. Именно так называется река, уснувшая летаргическим сном возле древнего городища.

Прогулявшись возле бывшей крепости, я понял, как и где она располагалась. С двух сторон крепость примыкала к обрыву. Две другие стороны опоясывал вал. горожане в настоящем называют его Татарским. По большей части вал срыт, но кое у кого на огородах он таки остался. Вал проходил в 50 метрах от собора Архангела Михаила. В течении нескольких веков Карачев умещался на узеньком пятачке.

После осмотра древнего городища мне захотелось посетить Карачевские монастыри: мужской и женский.

Николо-Одринский монастырь от Карачева расположен в семи километрах, но ехали мы туда по разбитой дороге минут двадцать. В ближайшей деревеньке почти никто не живёт, так что, в настоящем, это самая что ни есть пустошь — именно в таком месте как раз и должен находиться монастырь! Во всяком случае, особый монастырский дух здесь чувствуется.

Точный период основания монастыря не известен. Год постройки колеблется: между приблизительно 1376 и приблизительно 1425 гг.

Карачевский Одринский мужской монастырь во имя Святителя Николая образовался в начале XIII–XIV веке на месте явления чудотворного образа Святителя Николая. Трое братьев, жители Брянска, принесли сей образ в свой город, где сразу прекратилась страшная моровая язва. Церковь, построенная для образа, сгорела, а икона вновь появилась на прежнем месте, на древе сосны близ речки Одрины. Братья расценили это как предзнаменование свыше и на берегу Одрины снова была построена деревянная церковь, ставшая началом будущего монастыря.

Расцвет обители пришёлся на время управления ею настоятелем-игуменом Варнавой (1705–1720). Император Пётр Первый, не жаловавший монастыри, благоволил обители.

В 1720 году «лихие люди» напали на обитель и буквально стерли её с лица земли, а старца Варнаву предали пытке огнём, от которой он и скончался.

Во времена Екатерины II вся принадлежащая монастырю земля была отобрана в пользу государственных крестьян. Послереволюционная история, хотя и стандартна, но не менее интересна.

В 1922 году на территории была размещена детская колония, чуть позже — военный полигон Западного фронта. В 1924 году монастырь был официально закрыт. Властями было принято решение разобрать колокольню (1928) и пятипрестольный соборный храм (1930).

Во время Великой Отечественной здесь находился немецкий военный штаб, после детский дом и средняя школа-восьмилетка. В 1970 году детский дом закрыли. Некоторое время здесь располагалась база отдыха швейной фабрики, однако далее здания опустели и были на грани разрушения.

22 мая 1995 года на месте разрушенной обители был открыт Николо-Одрин женский монастырь. Настоятельницей монастыря была назначена игумения Мариам (Шагарова).

Из прежних строений до нас дошли игуменский дом и братский корпус. В первый зайти не удалось. Во втором, наоборот, проходит вся основная монастырская жизнь. Если вы сюда попадёте, миновать братский корпус попросту не получится.

В 1843 году в монастыре была прославлена чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». Оригинал иконы — главная святыня монастыря. Подойти к ней можно вполне свободно.

При проведении строительных работ на территории обители находят артефакты. В большей части это нательные кресты и монеты. Так при монастыре образовался небольшой музей. Найденные предметы, вместе с выставленными картинами, можно посмотреть в одном из коридоров братского корпуса.

Женская братия насчитывает 20 монахинь. С одной из них мне даже удалось обстоятельно поговорить. Всю жизнь женщина проработала на заводе, постриг приняла, выйдя на пенсию. Последние 20 лет живёт здесь. По её словам, молодые послушницы периодически приходят, но до пострига дело не доходит. Женщины возвращаются в мир. Что касается паломников, их приезжает мало.

В любом случае, монастырь из руин возрождается. Те полчаса, что я провёл в Николо-Одринском монастыре, пролетели как один миг. Я же получил истинное наслаждение от визита.

На карачевской земле есть ещё одна обитель. В селе Бережок на левом берегу реки Снежеть расположен Карачевский Воскресенский мужской монастырь (Тихонова пустошь). Правильнее сказать, он стоит на границе Карачева, на подъезде со стороны Брянска.

Обитель основана в конце XVI века иеромонахом Тихоном Карачевским. В те годы здесь действительно была пустошь. В советское время монастырь, как и множество других, закрывался. В 1990 году — началось восстановление главного храм. 17 августа 2004 года Карачевский Воскресенский монастырь был возрождён.

Прогулявшись по территории, могу сказать честно, монастырь хотя и считается действующим, до полного возрождения ему далеко. На втором этаже храма я застал вяло текущий ремонт, конца и края которому не видно. Что касается территории, я здесь не встретил ни одного монаха, как и вообще ни единой живой души.

Выходит, настоятельница женского Николо-Одринского монастыря сумела найти спонсоров, тогда как в монастыре мужском что-то пошло не так.

Вот таким оказалось моё знакомство с городом под названием Карачев.

Друзья, настоятельно советую всем, загляните в древний Карачев, прогуляйтесь по здешним паркам и улицам, зайдите в музей, почувствуйте себя историком, исследуйте Карачевское городище, испейте воды из родника, что выходит на поверхность возле бывшей крепости, постойте со свечкой в здешних церквях. Ну и если всё сложится, не пропустите карачевские монастыри.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *