какое население азербайджанцев в иране

Сколько в Иране азербайджанцев?

Однако это не мешает им брать на себя смелость заявлять, что «предположительно их численность достигает 30–35 миллионов»: https://inosmi.ru/world/20121120/202395064.html.

Вопрос: как они определяют псевдомногомилионную диаспору азербайджанцев в Иране, если там все себя называют по национальности иранцами и переписей по языку не делают? Вопрос риторический, как мне кажется, учитывая конъектуру пантюркистов. Однакл фактов у нас есть это: профессор-этнограф Секандар Аманолахи насчитал 9 млн. тюрков различных групп, включая азербайджанцев, за исключением таких тюркофонов как шахсеваны, айналлу, халаджи (разговаривают уже на фарси). Источник: Sekandar Amanolahi, “A Note on Ethnicity and Ethnic Groups in Iran”, Iran and the Caucasus, vol. 9.1 (2005), p. 37. Официальная перепись населения по останам 2006 г.:

Восточный Азербайджан – 3.603.456;

Западный Азербайджан – 2.879.459;

Получилось 9.094.105 чел. В иранском Западном Азербайджане больше половины населения курды, в Казвине столько же говорят на фарси и его диалектах. Кроме того, в других провинциях также много людей, которые другой этничности (курды, талыши, таты и др.). Выходит, что численность азербайджанцев не составит даже 7 млн., если и приплюсовать туда тех азербайджанцев, которые мигрировали в другие регионы и скорее всего перешли на фарси как на родной. Чтобы понять, что пантюркисты не разбираются в теме разговора, достаточно привести пример того, что многие из них считают аятоллу Сеййед-Али Хаменеи азербайджанцем из-за его родного Тебриза. Но как он может быть азербайджанцем, если говорит на фарси и считает себя потомком пророка мусульман Мухаммада?

Мы видим, что на примере выдумывания фантастических цифр демографии тюркоязычных иранцев пантюркисты пытаются нагнетать страхи, будто тем, кто сохранил свой иранский язык, должны считаться с диаспорой тюркофонов.

Источник

Новое в блогах

Иранские азербайджанцы

В основном — мусульмане-шииты. В начале XVI века Ираном управляла династия Сефевидов — персидского происхождения, но к моменту прихода к власти тюркизировавшаяся и принявшая тюркский язык в качестве родного; по мнению В.Минорского, они также владели и персидским, как родным. Основатель династии — Шах Исмаил Хатаи, родившийся в городе Ардебиль, и для которого тюркский язык был родным, был одним из основателей литературы на азербайджанском языке. В первый период Сефевидов азербайджанские тюрки доминировали в управлении Персией и тюркский язык интенсивно воздействовал на персидский и наоборот. После падения династии Сефевидов в XVIII веке и хаоса последующих лет, азербайджанцы были дезинтегрированы между двумя десятками полунезависимых ханств.

Последующая в начале XIX века русско-персидская война, привела к разделу Азербайджана по реке Аракс в 1828 году, согласно Туркменчайскому договору, по которому северный Азербайджан перешел под контроль Российской Империи, а южный (Иранский Азербайджан) остался в составе Ирана, и влияние азербайджанцев в Иране значительно уменьшилось. После начала Первой Мировой Войны и революции в России, турецкие войска вошли на территорию южного Азербайджана и взяли под контроль его столицу Тебриз летом 1918-го года. Одновременно на территории северного Азербайджана была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика.

Появление турецких войск в Тебризе в 1918-м году всколыхнули национальные чувства азербайджанцев и стимулировало стремление к объединению азербайджанцев Ирана и Закавказья. После прихода к власти в Иране династии Пехлеви в 1925 году правительство в Тегеране небрежно относилось к азербайджанцам и Пехлеви запретили использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве.

Контакт между азербайджанскими частями Ирана и Советского Союза был ограничен до тех пор пока в 1945 году советские войска не вошли в северный Иран во время Второй Мировой Войны. Азербайджанский народ получил возможность объединения. В 1945 году по одобрению СССР в иранском Азербайджане была объявлена Азербайджанская Демократическая Республика. Однако она просуществовала всего один год, до момента, пока советские войска не были отозваны назад под нажимом альянса США, Франции и Великобритании. На следующий день несколько тысяч иранских азербайджанцев были убиты. В последующие годы сепаратисткие настроения в Азербайджане внимательно отслеживались и использование азербайджанского языка еще больше воспрепятствовалось.

Современность

Период после провозглашения независимости Азербайджанской Республики на севере обозначен появлением открытой и скоординированной политической деятельности и созданием организаций, которые объединили иранских Азербайджанцев.

Право на использование азербайджанского языка в Иране было главной темой политической активности начавшейся в тот период. Весной 1998 года группа из шестидесяти лидеров интеллигенции Иранского Азербайджана послала открытое письмо президенту Хатами с требованием свобод в области культуры и языка. Они указали, что их язык является тем же, на котором говорят в Азербайджанской Республике и там, в отличии от Ирана, разрешается печатать на азербайджанском языке. Молодежные студенческие организации также требовали создания двуязычной образовательной системы.

В 1995 году профессором-азербайджанцем Махмудали Чохраганлы, который выиграл выборы в парламент Ирана, но не был туда допущен, была создана организация «Движение за Национальное Пробуждение Южного Азербайджана» (GAMOH/GAMIC). Эта организация требует предоставления независимости азербайджанцам и действует в подполье. Азербайджанская Республика, в свою очередь, колеблется между сочувствием к сородичам — иранским азербайджанцам и нежеланием обострять отношения с Ираном.

Первый год, после распада Советского Союза, были открыты границы и сотни семей по обе стороны начали активно навещать друг друга. Были достигнуты значительные улучшения в коммуникационных и транспортных соединениях между Азербайджанской Республикой и азербайджанскими провинциями Ирана. Появились прямые авиационные и автобусные рейсы. Были установлены связи и подписаны соглашения между администрацией азербайджанских провинций Ирана и правительством Азербайджанской Республики, в области торговли, образования, научных исследований и экономического сотрудничества.

Первоначально Иранские власти приветствовали контакты по обеим сторонам границы, надеясь на распространение своего влияния на новорожденную Азербайджанскую Республику. Однако вскоре они осознали, что влияние происходит в обратном направлении. И к концу 1992 года начали ставить препятствия на пути контактов и с целью их сокращения. Так например, в отличии от своей политики в отношении беженцев из Афганистана и Ирака, Иранские власти отказались принять азербайджанских беженцев спасающихся из районов боевых действий с Арменией, опасаясь интенсивного общения между беженцами и «своими» азербайджанцами. Также правительство Ирана изменило свою позицию в Карабахском конфликте в пользу поддержки Армении, так как считало, что победа Азербайджана вдохновит иранских азербайджанцев.

В 2003 по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. С тех пор позиция иранских властей в отношении националистических организаций стала заметно жестче. В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах. В 2006 разгорелся новый скандал вокруг высмеивающей азербайджанский язык карикатуры, напечатанной в государственной газете, вылившийся в тысячные акции протеста в азербайджанонаселённых городах Ирана. Иранские службы безопасности жестко подавили демонстрации, убив, как минимум четырех человек, ранив сорок три человека и арестовав сотни азербайджанцев[16].

Персы и другие ираноязычные народы Ирана называют азербайджанцев «турки» (перс. ترک),что вызывает манифестации со стороны иранских азербайджанцев, идентифицирующих себя как «Азербайджанцы» или «Азери.

Источник

Иранские азербайджанцы

В основном — мусульмане-шииты. В начале XVI века Ираном управляла династия Сефевидов — персидского происхождения, но к моменту прихода к власти тюркизировавшаяся и принявшая тюркский язык в качестве родного; по мнению В.Минорского, они также владели и персидским, как родным. Основатель династии — Шах Исмаил Хатаи, родившийся в городе Ардебиль, и для которого тюркский язык был родным, был одним из основателей литературы на азербайджанском языке. В первый период Сефевидов азербайджанские тюрки доминировали в управлении Персией и тюркский язык интенсивно воздействовал на персидский и наоборот. После падения династии Сефевидов в XVIII веке и хаоса последующих лет, азербайджанцы были дезинтегрированы между двумя десятками полунезависимых ханств.

Последующая в начале XIX века русско-персидская война, привела к разделу Азербайджана по реке Аракс в 1828 году, согласно Туркменчайскому договору, по которому северный Азербайджан перешел под контроль Российской Империи, а южный (Иранский Азербайджан) остался в составе Ирана, и влияние азербайджанцев в Иране значительно уменьшилось. После начала Первой Мировой Войны и революции в России, турецкие войска вошли на территорию южного Азербайджана и взяли под контроль его столицу Тебриз летом 1918-го года. Одновременно на территории северного Азербайджана была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика.

Появление турецких войск в Тебризе в 1918-м году всколыхнули национальные чувства азербайджанцев и стимулировало стремление к объединению азербайджанцев Ирана и Закавказья. После прихода к власти в Иране династии Пехлеви в 1925 году правительство в Тегеране небрежно относилось к азербайджанцам и Пехлеви запретили использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве.

Контакт между азербайджанскими частями Ирана и Советского Союза был ограничен до тех пор пока в 1945 году советские войска не вошли в северный Иран во время Второй Мировой Войны. Азербайджанский народ получил возможность объединения. В 1945 году по одобрению СССР в иранском Азербайджане была объявлена Азербайджанская Демократическая Республика. Однако она просуществовала всего один год, до момента, пока советские войска не были отозваны назад под нажимом альянса США, Франции и Великобритании. На следующий день несколько тысяч иранских азербайджанцев были убиты. В последующие годы сепаратисткие настроения в Азербайджане внимательно отслеживались и использование азербайджанского языка еще больше воспрепятствовалось.

Современность

Период после провозглашения независимости Азербайджанской Республики на севере обозначен появлением открытой и скоординированной политической деятельности и созданием организаций, которые объединили иранских Азербайджанцев.

Право на использование азербайджанского языка в Иране было главной темой политической активности начавшейся в тот период. Весной 1998 года группа из шестидесяти лидеров интеллигенции Иранского Азербайджана послала открытое письмо президенту Хатами с требованием свобод в области культуры и языка. Они указали, что их язык является тем же, на котором говорят в Азербайджанской Республике и там, в отличии от Ирана, разрешается печатать на азербайджанском языке. Молодежные студенческие организации также требовали создания двуязычной образовательной системы.

В 1995 году профессором-азербайджанцем Махмудали Чохраганлы, который выиграл выборы в парламент Ирана, но не был туда допущен, была создана организация «Движение за Национальное Пробуждение Южного Азербайджана» (GAMOH/GAMIC). Эта организация требует предоставления независимости азербайджанцам и действует в подполье. Азербайджанская Республика, в свою очередь, колеблется между сочувствием к сородичам — иранским азербайджанцам и нежеланием обострять отношения с Ираном.

Первый год, после распада Советского Союза, были открыты границы и сотни семей по обе стороны начали активно навещать друг друга. Были достигнуты значительные улучшения в коммуникационных и транспортных соединениях между Азербайджанской Республикой и азербайджанскими провинциями Ирана. Появились прямые авиационные и автобусные рейсы. Были установлены связи и подписаны соглашения между администрацией азербайджанских провинций Ирана и правительством Азербайджанской Республики, в области торговли, образования, научных исследований и экономического сотрудничества.

Первоначально Иранские власти приветствовали контакты по обеим сторонам границы, надеясь на распространение своего влияния на новорожденную Азербайджанскую Республику. Однако вскоре они осознали, что влияние происходит в обратном направлении. И к концу 1992 года начали ставить препятствия на пути контактов и с целью их сокращения. Так например, в отличии от своей политики в отношении беженцев из Афганистана и Ирака, Иранские власти отказались принять азербайджанских беженцев спасающихся из районов боевых действий с Арменией, опасаясь интенсивного общения между беженцами и «своими» азербайджанцами. Также правительство Ирана изменило свою позицию в Карабахском конфликте в пользу поддержки Армении, так как считало, что победа Азербайджана вдохновит иранских азербайджанцев.

В 2003 по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. С тех пор позиция иранских властей в отношении националистических организаций стала заметно жестче. В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах. В 2006 разгорелся новый скандал вокруг высмеивающей азербайджанский язык карикатуры, напечатанной в государственной газете, вылившийся в тысячные акции протеста в азербайджанонаселённых городах Ирана. Иранские службы безопасности жестко подавили демонстрации, убив, как минимум четырех человек, ранив сорок три человека и арестовав сотни азербайджанцев[16].

Персы и другие ираноязычные народы Ирана называют азербайджанцев «турки» (перс. ترک),что вызывает манифестации со стороны иранских азербайджанцев, идентифицирующих себя как «Азербайджанцы» или «Азери.

Источник

Кто такие азербайджанцы Ирана и сколько их?

какое население азербайджанцев в иране

какое население азербайджанцев в иране

КТО ТАКИЕ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ ИРАНА И СКОЛЬКО ИХ?

Думаю, нет нужды обосновывать важность прояснения вопросов, стоящих в заглавии данной заметки. Манипуляции с «иранскими азербайджанцами» и их «многомиллионной» численностью в Иране стали настоящим камнем преткновения на пути серьезной аналитики по релевантным проблемам, касающимся Ирана и Южного Кавказа.

Я много и пространно писал об этом, поэтому опускаю детали и обоснования, отсылая интересующихся к моей работе по данной тематике (см., например, «Этническая композиция Ирана», а также отклики на нее Евгения Бахревского и Андрея Арешева).

То, что изрядно набившая оскомину мантра о наличии «азербайджанского меньшинства» в Иране, насчитывающем якобы от 20 до 40 млн., широко тиражируется и продвигается из Баку – понятно и в комментариях не нуждается.

Непонятно, каким образом это утверждение, сомнительность которого очевидна даже при поверхностном взгляде на этнодемографическую картину Ирана, подается российскими медиа в качестве общепринятого клише, а порою и вкладывается в уста политических деятелей их советниками.

Да, люди по обе стороны Аракса — в Республике Азербайджан и северо-западных областях Ирана — говорят на сходных диалектах в пределах понимаемости. Но это абсолютно разные этнические группы. К северу от Аракса, не считая талышей, живущих на своей этнической территории, в Талышистане, от Астары до Джалилабада, население представлено, так сказать, титульными гражданами Азербайджанской Республики. В XIX веке представителей этой этнической группы называли «кавказскими татарами», «кавказскими турками», «кавказскими мусульманами» или просто «мусульманами», а начиная с 30-х годов прошлого века официально вошло в употребление обозначение «азербайджанцы» — по названию нового гособразования, в котором они оказались (в данном случае неважно, обосновано это название исторически или нет).

Однако процесс консолидации этого в одночасье объявленного титульным тюркоязычного конгломерата — несмотря на огромные усилия властей Азербайджанской ССР и Республики Азербайджан — до сих пор нельзя считать завершенным. Подтверждение тому — наличие большого количества локальных кланов и субэтнических групп, а также тот показательный факт, что в течение почти двух веков у этой тюркоязычной массы так и не возникло собственного этнонима. Ведь даже сейчас активный поиск приемлемого названия (наряду с поиском генезиса) продолжается, хотя и превалирует термин «азербайджанцы». Народ же, проживающий на северо-западе Ирана и говорящий в обиходе на тюркских диалектах (часть которого, кстати, все еще сохраняет свой исконный иранский язык, имевший хождение до языковой тюркизации края), имеет исключительно иранское самосознание.

Весь ареал обитания данной тюркоязычной группы входит в историческую провинцию Большого Атурпатакана, который и являет собой настоящий Азербайджан. Разумеется, в результате целенаправленной работы азербайджанских властей, СМИ и многочисленной щедро финансируемой агентуры, посредством создания декоративных организаций типа «Всемирной организации азербайджанцев», объединяющей якобы 50 млн. азербайджанцев и т.д., сегодня имеются отдельные маргинальные группы иранских граждан из северо-западных районов страны, действующих в основном в Баку и Анкаре, которые ведут подрывную антииранскую деятельность в русле идей «единства разделенного азербайджанского народа» и объединения «двух Азербайджанов». Но совершенно очевидно — и в свое время это было отмечено даже таким ярым поборником «азербайджанского единства», как бакинский академик Зия Буниатов, — что тюркоязычные граждане северо-западных провинций Ирана абсолютно безучастны к тому, что они составляют якобы часть разделенного Араксом народа под названием «азербайджанцы».

И, действительно, если до сих пор не завершен сам процесс этнической консолидации титульной нации Азербайджанской Республики, как можно утверждать, что она является частью народа, находящегося в составе другого государства, причем народа автохтонного и тысячелетиями пребывающего в совершенно другом общественно-политическом, культурном и даже цивилизационном пространстве?

Я опускаю тот факт, что сегодняшняя титульная нация Республики Азербайджан фактически сформирована на северотатском иранском субстрате (общеизвестно, что во время присоединения к России в конце 30-х годов XIX века Дербент, весь Апшеронский полуостров и даже весь Ширван были по большей части татоязычными).

Население же северо-западных провинций Ирана, то есть азербайджанцы исконные, иранские, всегда были оплотом иранской государственности. Достаточно сказать, что паниранизм как культурное течение, противостоящее тюркизму, возник именно здесь. Почти все представители этого течения – Ахмад Касрави Табризи, Абдолали Каранг, Яхья Зока, Парвиз Варджаванд, Хасан Тагизадэ, Зарьяб-Хойи и проч. – выходцы именно из этого края: Табриза, Урмии, Мараги, Хоя, Ардебиля и т.д.

Можно ли вообще постулировать наличие этнополитического единства между веками остававшейся аморфной в плане идентичности этно-языковой стихией, лишенной даже конкретного этнонима — на одной стороне и оформленным этно-цивилизационным конструктом, тысячелетиями составлявшим органичную часть монолитного политического образования, — на другой? На северном берегу Аракса – тюркоязычная среда, веками пребывавшая на периферии культурного пространства региона, на северном – один из мощных государствообразующих, формирующих собственно иранское культурное и политическое пространство элементов, являющих собой знаковую составляющую иранства.

И вот на этом фоне аналитики, а вслед за ними и политики, с неким намеком на знание «эзотерики» предмета вещают о том, что якобы лидер ИРИ Аятолла Али Хаменеи или бывший оппозиционер Мир Хосейн Мусави — «азербайджанцы» и что, мол, надо учитывать этот факт при политических прогнозах. Ну не абсурдно ли!

Недавно Армению посетила делегация из Канады, возглавляемая министром науки и просвещения одного из кантонов этой страны – иранцем, уроженцем Урмии. Как водится у иранцев (пусть и граждан иной страны), урмиец восхищался сходствами иранской и армянской культур, посетил достопримечательности и, естественно, возложил венок к памятнику жертвам Геноцида 1915 года. В Баку, конечно же, этот акт канадского официального лица, в силу его урмийских корней, закономерно оценили как «предательство национальных интересов». Забавно, но те же эмоции всколыхнули азербайджанское общество, когда в прошлом году в Ереване дала концерт легенда иранской поп-музыки, уроженка Ардебиля «азербайджанка» Гугуш, отказавшись при этом посетить Баку.

Пора бы уже понять, что в том смысле, в котором термин «азербайджанец» понимают в Баку и на постсоветском пространстве, в Иране он просто не воспринимается. Посему всякое утверждение о наличии в Иране «азербайджанского меньшинства» или об «азербайджанской» этнической аффилиации кого бы то ни было из иранцев не имеет под собой никакого объективного обоснования и тем более не является фактором политических реалий.

Далее, о численности «азербайджанцев» в Иране. Возьмем самую низкую из распространенных мифических чисел — 20 миллионов. Где гипотетически могли бы быть локализованы эти 20 млн. «азербайджанцев», если бы даже они существовали? По идее, они должны быть сконцентрированы в провинциях, некогда составлявших Большой Атурпатакан — Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан и Ардебиль. Для полноты охвата и во избежание обвинений в предвзятости включим сюда еще две провинции, примыкающие к этому ареалу – Занджан и Казвин. Так вот, согласно переписи населения 2006 года (а переписи в Иране всегда отличаются чрезвычайной точностью в плане количества населения по провинциям), общее число жителей всех указанных пяти провинций составляло чуть больше 9 млн. С учетом прироста населения за прошедшие 10 лет, увеличим эту цифру до 9,5 млн. По самым консервативным подсчетам, за вычетом курдов, насчитывающих не менее 3 млн. в этом регионе, а также гуранов, талышей, южных татов, айсоров, армян и т.д., количество тюркоязычного элемента на этой территории может достигать от силы 5,5–6 млн. человек. Так где же остальные «иранские азербайджанцы»? А больше искать их, по сути, негде! Я, разумеется, не воспринимаю как аргумент глупейшее расхожее утверждение о том, что «весь тегеранский базар – азербайджанцы».

Так что всем адептам идеи о двадцати- или, тем более, сорокамиллионном «азербайджанском меньшинстве» в стране с 85-миллионным населением советую просто взглянуть на карту Ирана и данные последней переписи по провинциям. Уверен, к другим источникам (действительно эзотерическим!) им уже не придется обращаться.

Источник

Почему в Иране живет так много азербайжанцев? Как связаны две эти страны?

В дальнейшем эта Ойкумена пережила несколько волн завоеваний и. разумеется представители тюркских племён завоевателей ассимилируясь принимали участие в этногенезе. После краха тимуридов здесь образовывались государственные образования кочевых племён Гара-гоюнлу и Аг-гоюнлу и на смену им пришло государство Сефевидов.Основотель государства Шах Исмаил I ввёл тюркскийй азербайджанский язык в диван. Ранее по традиции в диванах всех постарабских государств. в т.ч. и монгольских использовался фарси. Это был прецедент и это произошло на сто лет раньше, чем это было принято в ОИ. Шах Исмаил I вёл дипломатическую переписку со своим злейшим врагом Султаном Селимом I на тюркском аз-ком языке. Копии этой переписки сохранились в исторических архивах Турции. Селим сам был поэтом и писал стихи на фарси. Ответы его Исмаилу I переводили грамотеи из его канцелярии. Сами турецкие исследователи указывают, что тюркский язык ответных писем желал много лучшего.

После династии Сефевидов воцарились ненадолго Афшары, после Афшаров был незначительно короткий период правителей. которые не принимали шахского титула. Они были из курдов. Затем воцарилась династия Гаджаров. Это продолжалось до 1920 года. когда пришёл к власти Реза Пехлеви. Все эти государства управлялись азербайджанскими династиями и государства носили самоназвание по царствующей династии. На западе же был принят термин Персия.

После смерти Надир шаха Афшара эта империя распалась на отдельные ханства. Каджарам удалось объединить все ханства южнее Аракса, за исключением ханства Хойского под своей властью. На севере же остались независимые аз. ханства. Российская экспансия в начале XIX века в результате двух войн с Гаджарами получили все северные ханства под свою юрисдикцию, ханство Хойское отошло Гаджарам. Таким образом основные азербайджанонаселённых территорий оказались под юрисдикцией Ирана. Ныне в Иране проживает примерно 35 млн азербайджанцев и примерно 5 млн родственных им туркман.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *