какое нарушение речи связано с аномалией строения артикуляционного аппарата либо особенностями

Как правильно оценить состояние речи своего ребёнка? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких просто подождать. Как не пропустить момент, когда ему, возможно, понадобиться помощь специалистов? Эти и другие непростые вопросы задают себе те родители, каким не безразлично, каким вырастут их дети.

Все виды нарушений на основе психолого-лингвистических критериев, можно подразделить на две группы: устная и письменная речь.

Нарушения устной речи

Речь ребенка при ринолалии характеризуется невнятностью из-за назализованности голоса (гнусавости) и нарушения произношения многих звуков. Чем обширнее расщелина, тем сильнее сказывается ее отрицательное влияние на формирование звуковой стороны речи. Нарушения в строении и деятельности речевого аппарата при ринолалии страдают все структурные компоненты языковой системы.

Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи, тонус мышц артикуляционного аппарата повышен или понижен. Причиной дизартрии в детском возрасте является поражение нервной системы главным образом во внутриутробном или родовом периоде жизни.

При дизартрии наблюдаются расстройства звукопроизношения: искажения, смешение отсутствие, замены, недифференцированное произношение звуков. Речь «смазанная», мало интонированная, невыразительная. Темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным.

Проявляется в замедленном темпе устной речи и мыслительной деятельности, замедленность чтения и письма, монотонность голоса, удлинение пауз между словами, растянутое произношение звуков речи.

При ускоренном темпе речь характеризуется неудержимой, стремительностью, торопливостью, напористостью. Ускорение речи сопровождается запинками, спотыканием, повторением, проглатыванием и перестановкой слогов, искажением предложений, неясностью произношения фраз.

Заикание, как правило, начинается у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Оно может появиться у детей в результате излишней речевой нагрузки, психической травмы либо у детей с задержанным речевым развитием в результате поражения определенных структур центральной нервной системы.

Основным проявлением заикания являются судороги мышц речевого аппарата, которые возникают только в момент речи или при попытке начать речь. Речь заикающихся характеризуется повторениями звуков, слогов или слов, удлинением звуков, обрывом слов, вставками дополнительных звуков или слов. Нередко судорожная речь заикающихся, сопровождается сопутствующими движениями: зажмуриванием глаз, раздуванием крыльев носа, различными движениями головой, притопыванием. Заикающиеся часто используют в своей речи, многообразно повторяющиеся на протяжении всего высказывания слова-вставки типа: вот, это, ну и т. п.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована.

Алалия является одним из наиболее тяжелых и сложных дефектов речи. Для этой речевой патологии характерны позднее появление речи (после 3-х лет), ее замедленное развитие, значительное ограничение как пассивного, так и активного словаря. Речевое развитие при данном нарушении идет по патологическому пути. Различают две формы алалии: моторную и сенсорную.

При моторной алалии не формируется звуковой образ слова, характерны упрощения слоговой структуры слов, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, а также слов во фразе. Существенно страдает усвоение грамматических структур языка.

Сенсорная алалия характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Дети с сенсорной алалией либо совсем не понимают обращенную к ним речь, либо понимание речи ограничено привычной бытовой ситуацией. Дети с сенсорной алалией очень чувствительны к звуковым раздражителям. Речь, произнесенная тихим голосом, воспринимается ими лучше. Для таких детей характерно явление эхолалии, т. е. повторение услышанных слов или коротких фраз без осмысления. Нередко дети с сенсорной алалией производят впечатление глухих или умственно неполноценных.

Нарушения письменной речи

Подразделяются на две группы: расстройств письма (дисграфия) и чтения (дислексия).

Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках письма: смещения и замены букв; искажения звуковой и слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, разрыв слова на части, аграмматизм; смешения букв по оптическому сходству.

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, аграмматизму, искажению понимания прочитанного.

Уважаемые родители! Если Вы заметили, что у вашего ребёнка имеются речевые нарушения, нужно обратиться к логопеду. Чем раньше ребенка обследует специалист, тем выше вероятность исправить речь.

Информацию подготовила: Н.В. Михайлова, логопед РПМПК.

какое нарушение речи связано с аномалией строения артикуляционного аппарата либо особенностями

Новости и анонсы
мероприятий

Источник

Какое нарушение речи связано с аномалией строения артикуляционного аппарата либо особенностями

какое нарушение речи связано с аномалией строения артикуляционного аппарата либо особенностями

Аннотация: Аномалии языка могут иметь как врожденный, так и приобретенный характер – нередко они становятся следствием определенных патологических процессов, протекающих в организме.

Статья:

Аномалии языка могут иметь как врожденный, так и приобретенный характер – нередко они становятся следствием определенных патологических процессов, протекающих в организме. В настоящее время пороки развития главного разговорного органа встречаются довольно редко. Многие из них представляют собой серьезные нарушения, которые зачастую требуют хирургического вмешательства.

Генетические заболевания. Могут быть наследуемыми или развиваться в результате новых мутаций, таких заболеваний как: синдромов Беквит-Видемана, Дауна, Сотоса, наследственных мукополисахаридозов

Экзогенные факторы. К данной группе причин относят воздействие на плод ионизирующей радиации, канцерогенов, химических веществ, радиоактивного излучения, пестицидов в продуктах питания, употребляемых беременной. Развитию челюстно-лицевых аномалий способствуют вредные привычки родителей (употребление алкоголя, наркотиков, курение), прием будущей матерью лекарственных препаратов с тератогенными эффектами (это такой состав лекарства, который запрещен при беременности).

Эндогенные факторы. Включают инфекционные и метаболические заболевания беременной: трихомоноз, токсоплазмоз, вирусные инфекции, гиповитаминоз и гипервитаминоз А, гипотиреоз и др. Количество врожденных черепно-лицевых дисморфий возрастает пропорционально увеличению возраста матери на момент зачатия.

Общепринятой классификации пороков языка не разработано.

Исходя из основных критериев (размер, строение, способ прикрепления), аномалии могут быть разделены на следующие группы:

Аномалии размера – макроглоссия (гипертрофированный язык), микроглоссия (уменьшенный в размерах язык).

Сочетанные аномалии – складчатый (бороздчатый, скротальный) язык. Характеризуется наличием складок и борозд на поверхности органа

Микроглоссия отличается недоразвитием и уменьшением размера языка. В зависимости от степени выраженности порока возникает нарушение сосания, а в дальнейшем – речи. Бывают случаи, когда аномалия протекает бессимптомно. Маленький язычок не способен принять нужную артикуляционную позу: амплитуда его движений слишком мала. В случае микроглосии, детский хирург-стоматолог делает пластику языка. В каком возрасте? Это решает только врач. После операции – реабилитационный период и занятия с логопедом.

Аглоссия – редкая аномалия, при которой язык отсутствует полностью. При аглоссии – полном отсутствии органа – младенец не может осуществлять сосание, поэтому эта редкая аномалия требует зондового кормления

Анкилоглоссия является врожденной аномалией, которую обнаруживают вскоре после рождения. Для нее характерно частичное или полное укорочение лингвальной уздечки. Средняя длина уздечки 1,5 см. Отклонения от нормы (укороченная или очень короткая): 1. Уздечка тонкая, почти прозрачная, но подъѐму языка препятствует. 2. Уздечка тонкая. Еѐ передний край прикреплѐн близко к кончику языка. Из-за этого при подъѐме языка вверх, кончик раздваивается «сердечком». 3. Уздечка представляет собой плотный короткий тяж. Он прикреплѐн близкок кончику языка. Подъѐм языка вверх ограничен. При попытке высунуть язык изо рта, его кончик заворачивается, а спинка языка «выбухает». 4. Плотный короткий тяж уздечки намертво сросся с мышцами языка: прикреплѐн практически к кончику языка. Все движения языка резко ограничены. 5. Где уздечка, а где язык, понять трудно, они – единое целое. Создаѐтся впечатление, что язык сросся с дном ротовой полости. С таким языком не то что говорить, есть невозможно!

Все эти отклонения от нормы в строении подъязычной уздечки на первых порах будут затруднять процесс кормления ребёнка, а впоследствии помешают своевременному появлению не только звуков [Р] — [Р’], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л’], заднеязычных [К], [Г], [Х].

Родители в большинстве своём не любят слушать доводы в пользу операции на подъязычной уздечке. Они уповают на упражнения, с помощью которых короткая уздечка якобы растягивается. Подобное заблуждение отмечается и среди логопедов. Хотим разочаровать: уздечка в процессе логопедической работы не растягивается, хотя с помощью специальных артикуляционных упражнений можно существенно увеличить подвижность языка, за счёт чего и создаётся впечатление, что где-то что-то там «растянулось». На самом деле растягивается время постановки звуков, впустую тратятся силы и ребёнка, и логопеда.

О чём ещё может «рассказать» язык ребёнка?

Последнее время всё чаще встречаются дети с «географическим языком». Поверхность такого языка покрыта разводами белого, бурого и розового цветов, очертаниями напоминающими карту материков, отсюда и название. При этом слизистая языка блестящая, словно отполированная, на ней слабо просматриваются вкусовые сосочки. Это состояние языка говорить о необходимости посетить аллерголога и гастроэнтеролога. Визит к логопеду тоже обязателен. Как правило, чувствительность такого языка и подвижность существенно ограничены, поэтому приходится проводить артикуляционную гимнастику и постановку некоторых звуков.

Иногда поверхность языка бывает испещрена глубокими бороздками «Складчатый язык», словно морщинами. Этакий язычок-старичок. Он болезненно сух и малоподвижен, что отрицательно сказывается на звукопроизношении. Подобная особенность встречается при сбоях в эндокринной системе, так что не стоит откладывать визит к эндокринологу.

Внимание также должен привлечь слишком бледный, рыхлый и вялый язык ребёнка. В таком языке понижен мышечный тонус (гипотонус), движения его медленные и нечёткие, принять нужную артикуляционную позу для произнесения того или иного звука ему порой невозможно. Отсюда и ошибки в звукопроизношении: «каша во рту».

Если язык слишком напряжённый, отчего его спинка вздёрнута, словно «горб», а в высунутом положении язык синеет, кончик языка отклоняется в сторону, — налицо гипертонус. И в первом, и во втором случае следует показать ребёнка детскому неврологу, возможно, подобные явления — следствие родовой травмы, энцефалопатии или каких-то других заболеваний.

Заключение.

Язык – карта внутренних проблем.

Отмеченные аномалии в строении артикуляционных органов по- разному влияют на звукопроизношение.

Источник

Какое нарушение речи связано с аномалией строения артикуляционного аппарата либо особенностями

Ожидайте

Перезвоните мне

какое нарушение речи связано с аномалией строения артикуляционного аппарата либо особенностями

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

какое нарушение речи связано с аномалией строения артикуляционного аппарата либо особенностями

Аннотация: Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи.

Статья:

Речь, являясь уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления и обеспечивает общение с помощью того или иного языка.

Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. Полноценная речь ребенка — непременное условие его успешного обучения в школе. Поэтому важно устранить дислалию ещё в дошкольном возрасте, до того как она превратится в сложный, стойкий дефект. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное — она гибка и податлива. В результате сложной дислалии появляются нарушения фонематического восприятия, которое впоследствии вызывает общее недоразвитие речи. О.Л. Правдина выделяет две формы дислалии: органическую (так называемую механическую) и функциональную.

Актуальность выбранной нами темы определяется еще и тем, что в большинстве случаев увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, в частности – механической дислалией. Появление многочисленных работ по данной теме подтверждает эти данные и необходимость изучения темы в дальнейшем.

Таким образом, тема работы: «Механическая дислалия. Специфика преодоления механической дислалии» является актуальной в современной науке и практике логопедии.

1. Механическая дислалия как речевое нарушение

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Выделяют две основные формы дислалии: функциональную и механическую (органическую).

Механическая дислалия нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи.

Довольно часто нарушается произношение и гласных звуков, которые становятся мало разборчивыми из-за избыточной зашумлённости согласных и недостаточной акустической противопоставленности гласных.

Вторую группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка.

При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм. В ряде случаев страдает внятность произношения в целом. Однако не во всех случаях язычных аномалий страдает произношение звуков. Факты нормального звукопроизношения при аномалиях языка и зубов свидетельствуют о компенсаторных возможностях, позволяющих сформировать нормальное произношение и при нарушенных условиях реализации звуков; один и тот же акустический эффект можно получить разными путями.

Значительно реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями, так как врождённые дефекты (различные деформации) преодолеваются хирургическим путём в раннем возрасте.

Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные: 1) аномалиями зубо-челюстной системы:

Прогнатия – (дистальный прикус). Верхний зубной ряд заметно выступает вперёд по отношению к нижнему, в связи с чем фронтальные резцы не соприкасаются.

Прогения – (мезиальный прикус) нижний зубной ряд выступает вперёд.

Глубокий прикус – верхние резцы полностью перекрывают нижние резцы или наоборот.

Прямой прикус – верхние фронтальные резцы стоят на нижних не перекрывая их.

Сужение челюстей может быть одно или двух стороннее.

Перекрёстный прикус смещение верхней и нижней челюсти в горизонтальной плоскости.

Микрогения – маленькая нижняя челюсть.

Аномалии строения челюстей часто сочетаются между собой. Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или приобретёнными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений.

При неправильных прикусах страдает функция жевательной системы. Может нарушаться функция дыхания (привычка дышать ртом). Важным обстоятельством является то, что указанные недостатки в пережёвывании пищи и дыхании у ребёнка могут усугублять аномалии строения артикуляционного аппарата. Преобладание дыхания через рот может привести к большему выдвижению вперёд нижней челюсти, может увеличиться масса языка. Отклонения в строении челюстей могут приводить к дефектам произношения – различным сигматизмам, ротацизмам, йотизмам.

Зубные аномалии не всегда приводят к дефектам произношения: при некоторой деформации зубов оно может оказаться нормальным.

Микроглоссия маленький язык характерна для микроцефалии, часто встречается укороченная подъязычная связка (уздечка).

Встречается раздвоение языка. При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм.

3) Нёбо. Приобретённые дефекты нёба могут быть травматического происхождения или возникают в результате специфических заболеваний. К числу врождённых дефектов нёба можно отнести несращение срединного шва и малый размер нёбных костей, расщелину мягкого нёба и язычка, субмукозную щель а также укорочение мягкого нёба. По данным литературы, расщелины губы и нёба нередко сочетаются с пороками развития других органов и элементов артикуляционного аппарата.

Губы. Одной из аномалий развития губ может быть несращение верхней губы и в редких случаях – нижней. Расщелина нижней губы иногда осложняется расщелинами нижней челюсти и языка.

Нормальное звукопроизношение при аномалиях языка и зубов свидетельствует о компенсаторных возможностях, позволяющих сформировать нормальное произношение.

2. Специфика преодоления механической дислалии

Механическая дислалия относится к междисциплинарным проблемам, требующим содружественного медицинского и педагогического подхода к диагностике. В рамках диагностических мероприятий выявляется само речевое нарушение, определяются его причины, выраженность анатомических отклонений в строении речевых органов. Только на основе всестороннего и грамотного обследования планируется поэтапное коррекционное воздействие. Диагностический алгоритм предполагает:

Коррекционный этап, также как и диагностический, складывается из медицинского и логопедического воздействия. Иногда эта работа проводится параллельно, в некоторых случаях стоматологическое лечение предшествует педагогическим методам. Сроки коррекции звукопроизносительных дефектов при механической дислалии колеблются от 3 до 6 месяцев.

Анатомические изменения артикуляционного аппарата могут возникать в процессе жизни ребенка. Образование некоторых дефектов строения органов речи можно предупредить, либо ослабить, используя педагогические или медицинские приемы.

Постоянное наблюдение, контроль и отвлечение ребенка путем активного участия его в специальных занятиях, играх, а не только разъяснение, что сосать палец или язык плохо, помогут постепенно отучить ребенка от этой плохой привычки. Дать точный рецепт в таких случаях невозможно. Однако некоторые общие рекомендации существуют. Так, необходимо выяснить, в каких ситуациях ребенок прибегает к дурной привычке и, наоборот, когда забывает о ней. В результате такого наблюдения у воспитателя складывается определенное представление о тех ситуациях, которые провоцируют, подкрепляют дурное занятие или отвлекают ребенка от него. На этом основании можно построить целую систему заданий, игр, во время которых ребенок забывает о вредной привычке. Однако эти игры, поручения, занятия надо строить так, чтобы дети не чувствовали, что это организуется для какого-то определенного ребенка, т. е. не надо подчеркивать его особое поведение перед всеми детьми.

Независимо от возраста ребенка полезно проводить с ним артикуляторную гимнастику, позволяющую развить подвижность элементов артикуляционного аппарата. Вид упражнений и приемы проведения гимнастики, естественно, нужно варьировать с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

Таким образом, большую помощь в своевременном лечении и предупреждении аномалии артикуляционного аппарата могут оказать педагоги, воспитатели и тем более логопеды, осведомленные в вопросах нормального и аномального строения зубочелюстно-лицевой системы, что в свою очередь позволит своевременно предупредить и устранить механическую дислалию.

Заключение

При поступлении ребенка в школу большое значение имеет уровень развития у него познавательных процессов, эмоционально-волевых качеств, речи. Все эти компоненты психологической готовности к школьному обучению определяют, во многом, успешность дальнейшей адаптации ребенка в школе.

Речь является неотъемлемой частью общего развития ребенка. При помощи речи осуществляется взаимодействие между людьми, поэтому о необходимости формирования у ребенка правильной и четкой речи говорили и говорят многие ученые, педагоги и психологи. Однако, наряду с данной необходимостью, в последнее время наблюдается все больший процент детей с недостатками произношения, речевыми дефектами.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. В механической дислалии выделяют две группы нарушений: к первой группе относятся нарушение произношения свистящих и шипящих звуков губно-зубных, переднеязычных, взрывных. Вторую группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка.

Только на основе всестороннего и грамотного обследования планируется поэтапное коррекционное воздействие.

Механическая дислалия может комбинироваться с функциональной фонематической. Во всех случаях механических дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.

В результате целенаправленного медико-педагогического подхода большую часть случаев механической дислалии удается скорректировать.

Список литературы

2.Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1987. – 212 с.

4.Поваляева М.А. Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей/Под ред. – Ростов н/Дону: РГПУ, 2010. – 138 с.

5.Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь говорить правильно. – м.: Просвещение: АО «Учебная литература». 1995. – 224 с.

Источник

Статья Дислалия как один из видов нарушения речевого развития детей. Автор: Бачинина Анастасия Игоревна

Автор: Бачинина Анастасия Игоревна
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает норму произношения. В связи с тем, что все дети индивидуальны, то особенностей развития у некоторых детей возрастногонесовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией. Развитие речевой функции является одним из важнейших условий успешного обучения ребенка, так как речь — это средство общения, приобретения знаний, формирования и совершенствования психических функций, способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности. Эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки звукопроизношения оченьзатрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития.

Автор: Бачинина Анастасия Игоревна

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федерального государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт специального образования

Кафедра специальной педагогике и специальной психологии

Дислалия как один из видов нарушения речевого развития детей

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Исполнитель:Бачинина Анастасия ИгоревнаОбучающийся ЛГП 1803 z группы _______________подписьКурсовая работаДопущена к защитеЗав. кафедройЛогопедии и клиники дезонтогенезаК. п. н., профессор И.А.Филатова_______________подпись

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает норму произношения. В связи с тем, что все дети индивидуальны, то особенностей развития у некоторых детей возрастного несовершенства произношения звуков не исче зают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией. Развитие речевой функции является одним из важнейших условий успешного обучения ребенка, так как речь — это средство общения, приобретения знаний, формирования и совершенствования психичес ких функций, способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности. Эта проблема требует дальнейшего углубленн ого изучения, так как недостатки звукопроизношения очень затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития.

Объект исследования – нарушения речи у детей с дислалией.

Цель исследования: сделать теоретический анализ источников по коррекции нарушений речи у де тей с дислалией.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

— изучить коррекционно-педагогическую литературу по проблеме исследования;

— изучить этиологию дислалии;

— рассмотреть различные подходы к классификации дислалии;

— изучить недостатки в произношении некоторых звуков.

Глава 1.Теоретические основы изучения дислалии

1.1 История изучения дислалии

Изучение расстройств произношения началось очень давно, но велось недостаточно дифференцировано. Поэтому долгое время различные речевые расстройства, при которых отмечались дефекты произношения, были объединены под общим названием «косноязычие». Косноязычием называлось всякое отклонение в произношении звуков речи от общ епринятых норм в данном языке. Термин «косноязычие» очень древний, народный, долгое время он обозначал всякую неправильную речь. Уточнение понятия косноязычие возникает в медицинской литературе в первой половине 19 века, после того как заикание было выделе но в самостоятельную группу речевых расстройств. Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедшей в 1827 г., он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии. Несколько позже, в 30-е годы XIX столетия, швейцарский врач Р. Шультесс все речевые нарушения разделил на две группы: заикание и косноязычие. Косноязычие он обозначил термином «дислалия», но в б олее узком значении: он причисляет к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции. В классификации Куссмауля была принята точка зрения Шультесса, такое же понимание дислалии встречается в работах Гутц мана. В 1879 году А. Куссмауль называет косноязычием все недостатки речи, основанные на расстройствах в буквенном звукообразовании. А. Куссмауль различает также косноязычие врожденное и приобретенное. Последнее чаще бывает функциональным вследствие неправи льного воспитания и недостаточного упражнения, но может быть и органическим. Органическое косноязычие, по его мнению, является одной из форм центрального, органически обусловленного нарушения речи. С этого времени в связи с развитием логопедии все больше и больше стала уточняться картина нарушений звуковой стороны речи и механизмов, лежащих в их основе. Это нашло свое отражение в работах многих авторов, в том числе Куссмауля, Беркана, а позднее в работах Е.С. Боришпольского, Гутцмана. Несколько иную позицию занимал польский исследователь В. Олтушевский, который относил к дислалии случаи нарушения произношения, не обусловленные анатомическими дефектами речевого аппарата. Он выделял две формы: функциональную и обусловленную снижением слуха (dislalia audiogene s). Дефекты произношения, обусловленные патологическими изменениями в артикуляционном аппарате, он обозначил термином «дисглоссия» и выделил четыре вида этого дефекта в зависимости от того, какой из артикуляционных отделов оказывается нарушенным: губную (l abialis), язычную (lingualis), зубную (dentalis) и нёбную (palatalis). [7]

В медицине существует две основные формы дислалии. Они разделяются по причине возникновения и по месту заболевания.

Также функциональная дислалия разделяется на несколько основных форм:

— акустико-фонематическая. Это неправильное произношение отдельных звуков из-за недостаточного развития. Т.е. людям трудно распознавать, что они говорят. Например, слово «кости» произносится как «гости»;

Также функцион альный вид нарушения разделяется на два типа:

Моторная функциональная дислалия. Это когда при разговоре искажаются движения речевого органа.

Сенсорная функциональная дислалия дислалия. В этом случае ребенок заменяет и смешивание буквы.

1.2 Этиология дислал ии

Механическая дислалия. Ее причины.

Механической (органической) дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.

Сравнительно часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте оказываются затрудненными движения языка, так как с лишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (при верхних звуках). Кроме того, дислалия может быть вызвана и тем, что язык или слишком большой, едва умещающийся во рту и от этого неповоротливый, или слишком маленький и узкий, что такж е затрудняет правильную артикуляцию.

Дефекты строения челюстей ведут к аномалии прикуса. Следует сказать, что нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние. Аномалии прикуса могут иметь несколько вариа нтов:

— боковой открытый прикус может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним;

— неправильное строение зубов, зубного ряда также может привести к дислалии. Например, при больших расщелинах между зубами язык в момент речи часто просовывается в них, искажая звукопроизношение;

— регуляция зубов и челюстей проводится в зубных кабинетах врачом-стоматологом при помощи наложения на зубы специальных шин. Наибольший эффект наложение шин приносит в возрасте от 5 до б лет, когда кости еще достаточно пластичны.

Отрицательно сказывается на звукопроизношении и непра вильное строение нёба. Узкое, слишком высокое («готическое») нёбо или, наоборот, низкое, плоское препятствует правильной артикуляции многих звуков.

Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое п роизношение губных и губно-зубных звуков.

Функциональная дислалия. Ее причины. Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Иными словами, нет никакой орг анической основы. [23]

Одной из распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкаю т» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

Дислалия может возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сфор мировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектными осо бенностями речь. [9]

Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Часто причиной дислалии у детей является так называемая педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерн ому воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков. Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающих ся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается. [30]

В то же время недостатки звукопрои зношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.

Д ислалия бывает также следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому. Дис лалия у детей может быть вызвана также снижением слуха. На почве тугоухости возникает до 10% случаев нарушений звукопроизношения. Чаще всего при этом наблюдается затруднение в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных. [13]

Необходимо также учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повле чь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка.

Известно, что в процессе экспрессивной речи и, следовательно, при произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуля ционного аппарата. Импульсы от этих кинестетических раздражений идут к коре головного мозга. И. П. Павлов придавал кинестетическим раздражениям огромное значение в связи с формированием второй сигнальной системы и называл их «базальным (основным) компонент ом». Именно кинестетические раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. Само собой разумеется, что при дефектном звукопроизношении «базальный компонент» присутствует не целиком и, стало быть, не происходит и полноценного раз вития фонематического восприятия. [2]

Нарушение же фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в сос тав которых входят трудноразличимые звуки.

По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются «неуловимыми».

Таким образом, причинами механической дислалии являютс я:

— укороченная подъязычная уздечка, это вызывает затруднение движений языка, т.к. слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься;

— дефекты строения челюсти и зубов;

— верхняя челюсть сильно выступает над нижней;

— нижняя челюсть вы ступает вперед;

— между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток, если промежуток есть между передними зубами, говорят о переднем открытом прикусе, если промежуток есть между боковыми зубами, говорят о правостороннем, левосторон нем или двухстороннем боковом прикусе.

Причины функциональной дислалии являются:

— неправильное воспитание речи ребенка в семье;

— подражание ребенком неправильному звукопроизношению взрослых;

— недоразвитие фонематического слуха;

1.3 Классификация дислалии

В отечественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов, нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию (К. П. Беккер, М. С овак, М. Е. Хватцев, О. А. Токарева, О. В. Правдина и др.).

Рассмотрим три подхода к классификации дислалии.

По мнению Хватцева М.Е. косноязычие может принимать различную форму в виде искажений, замещений, пропусков, перестановки отдельных звуков, слогов и целых слов, недоговаривания, гнусавого или невнятного см азанного произношения их, а также недочетов регулирования дыхания в процессе произношения. [28]

Речь косноязычного ребенка отягчена различными неправильностями, в результате чего становится непонятной для окружающих. У него резко нарушено единство формы и содержания, понимая речь, он не может оформить ее фонетически. Основными причинами возникновения косноязычия Хватцев М.Е. считал:

1. Органические: косноязычие может появиться в результате:

— разнообразных периферических поражений органов слуха и артикуля ции речевого аппарата;

— врожденных аномалий слухового органа, костей черепа, губ, зубов, твердого и мягкого неба, языка, и др. органов речи

— рахита (вызывает резкие деформации черепных костей, что в свою очередь деформирует мозг; в нем нарушается кровооб ращение и питание.

2. Психические, в результате мозговых нарушений:

— недостаточность в фонематическом анализе слова (в сравнении, сопоставлении с др. звуками в связи с их смысловым значением;

— вторичные нарушения слуха на почве первичных моторных поражен ий (при гнусавости и др. расстройствах);

— плохое слуховое внимание в отношении речи окружающих и своей собственной;

— отсутствие сознания своих речевых отклонений.

— манера взрослых подражать неправильному произнош ению ребенка;

— неправильная речь окружающих ребенка людей (торопливая, нечеткая, ошибочная).

Большой заслугой э того советского дефектолога является то, что он создал собственную терминологию относительно косноязычия [27].

Следовательно, дислалия в логопедической практике находится на ранней стадии своего развития. Хватцев М.Е. впервые в отечественной логопедии ввел понятие «косно язычие», применительно к дислалии, обозначив им неспособность правильно произносить и образовывать некоторые звуки или ряды звуков. Данный термин явился своеобразной базой, фундаментом для дальнейшего изучения дислалии, как самостоятельного нарушения звуко произношения. [1]

К функциональной дислалии она отнесла все те случаи неправильного звукопроизношения, когда не и меется органической основы. Таким образом, в раздел функциональных дислалий попадают случаи, зависящие от неправильного речевого воспитания (неправильное произношение маленького ребенка не поправляют, а иногда даже культивируют), от неправильной или иноязы чной речи окружающих, а также случаи, связанные с повышенной возбудимостью или некоторой отсталостью ребенка, что мешает образованию тонких дифференцировок в речи как моторного, так и сенсорного характера. [15]

К механической дислалии Правдина О.В. отнесла те случаи неправильного звукопроизношения, которые обусловлены органическими дефектами периферическо го речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации. Нарушения периферического речевого аппарата могут быть врожденными и приобретенными. К врожденным дефектам относятся несращения верхней губы, челюсти, мягкого и твер дого нёба. Сравнительно частым дефектом развития является укороченная и слишком массивная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте могут быть затруднены движения языка, так как слишком короткая уздечка фиксирует его у дна полости рта. Дефекты р азвития челюстей и зубного ряда ведут к аномалиям прикуса (нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей нижние передние зубы слегка прикрываются верхними). В результате челюстнолицевых травм с раздроблением костей и разрывом мышц и послед ующими рубцами, а также в результате болезненных процессов, поражающих иннервацию речевых мышц, возникают нарушения в артикуляционных органах в любом возрасте, – это приобретенные дефекты. [16]

Расщелины и ранения мягкого и твердого нёба имеют очень большое значение для всего произношения (страдают все звуки). Все остальные перечисленные нарушения строения артикуляционного аппарата могут иметь только узкое, местное значение. Например, дефекты губ отражаются на произношении губных и гласных звуков, изменение формы челюстей – на произношении свистящих и шипящих, массивные подъязычные уздечки – на произношении [р] и шипящих. [11]

Таким образом, в 60-х годах 20 столетия наблюдаются существенные измен ения относительно данной речевой патологии. Правдина О.В. кардинально изменяет терминологический аппарат логопедии, т.е. отказывается от термина «косноязычие», и применяет вместо него термин «дислалия», тем самым, выделив дислалию в самостоятельное речевое нарушение. В отличие от Хватцева М.Е., который выделил три формы дислалии (органическую, функциональную и механическую), Правдина О.В. создает собственную классификацию, где исключает нарушения, обусловленные дефектами слуха, а в состав механической дисла лии, включает ринолалию.

От акустико-фонематической дислалии следует отличать более грубые нарушения, распространяющиеся на перцептивный и смысловой уровни процессов восприятия речи и приводящие к ее недоразвитию.

При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звук ов принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их употребл ению.

Дефектное произношение при это й форме дислалии обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, требующих для своей реализации определенных укладов р ечевых органов; нередко производит более сложные в моторном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции звуки. [16]

Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии сформирована, но фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофо нах). Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Слушающий без особых затруднений соотносит этот вариант произнесения с определенной фонемой. [2]

В ходе освоения произносительных умений и навыков ребенок под управлением своего слуха постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, которые со ответствуют нормальному акустическому эффекту. Эти позиции записываются в памяти ребенка и в дальнейшем воспроизводятся по мере необходимости. При нахождении правильных укладов ребенок должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выр аботать комплекс речедвижений, необходимых для воспроизводства звуков (Ф. Ф. Pay ). [19]

Процесс выработки речедвижений сопряжен со специфическими трудностями, так как в качестве промежуточных звеньев выступают адекватные и неадекватные звуки, которые в рус ском языке не несут смыслоразличительной функции. В ряде случаев такой промежуточный для развития произношения звук-заменитель, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Он принима ется фонетическим слухом ребенка как нормированный. Его артикуляция закрепляется. В дальнейшем звук обычно не поддается самокоррекции вследствие инертности артикуляторных навыков. Эти дефекты, в отличие от дефектов предшествующих групп, имеют тенденцию к з акреплению.

Таким образом, дано определение дислалии, как речевого нарушения, при котором ребёнок не может произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает их между собой. Проанализированы научные подходы отечественных логопедов, таких как Хватцев М.Е., Правдина О.В. и Гриншпун Б.М., благодаря их исследованиям, мы имеем полное представление о стр уктурной организации дислалия.

Глава 2. Недостатки произношения согласных звуков

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например м, н, т, п.

Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных, например р, л, свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ)

Обычно твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Например, если ребенок неправильно произносит звуки с, з, то дефектными оказываются также и их мягкие пары, т. е. с’ и з’. Исключение составляют звуки р и л. Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твердые варианты. [16]

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русско го языка. Например, велярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный р, когда вибрирует маленький язычок, межзубный с, боковой ш, двугубный л и др. [20]

Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка. Замены эти могут быть следующими:

1. замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г

взрывными переднеязычными т и д («тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т. п.);

2. замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным взрывным т («танки» вместо санки);

3. замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органо в артикуляции, например с губно-зубным ф («фумка» вместо сумка и т. п.);

4. замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);

5. замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила). [31]

Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухост ью.

Исключение составляют только звуки щ, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звуки ч, щ, й, которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.

Таким образом, мы можем говорить о шести видах неправильного произношения согласных звуков русского языка. Каждый вид имеет несколько разновидностей, например, сигматизмы могут быть: межзубный, боковой, носовой и др.; парасигматизмы — призубный, шипящий и др.

Полноценная речь ребенка является непременн ым условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребе нка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды дислалии преодолеваются легче и быстрее.

Необходимо также учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнени й и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Как это происходит?

Известно, что в процессе экспрессивной речи и, следовательно, при произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Импульс ы от этих кинестетических

раздражений идут к коре головного мозга. И. П. Павлов придавал кинестетическим раздражениям огромное значение в связи с формированием второй сигнальной системы и называл их «базальным (основным) компонентом». Именно кинестетически е раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. Само собой разумеется, что при дефектном звукопроизношении «базальный компонент» присутствует не целиком и, стало быть, не происходит и полноценного развития фонематического восп риятия. [12]

Нарушение же фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудно различимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или бе зударные окончания слов для ребенка остаются «неуловимыми».

Таким образом, можно отметить, что у ребенка возникает целая «цепь» нарушений: фонетико-фонематические и лексико-грамматические. Иными словами, в результате сложной дислалии появляется нарушение ф онематического восприятия, которое впоследствии приводит к общему недоразвитию речи. А общее недоразвитие речи, если его не устранить в дошкольном возрасте, обязательно повлечет за собой в дальнейшем нарушения письма и чтения. Вот какие серьезные последств ия в некоторых случаях может повлечь за собой дислалия, если ее своевременно не выявить и не устранить. [4]

Установлено, что не позже 5 лет необходимо приступать к определению всех недостатков звукопроизношения. Почему?

Само собой разумеется, что маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение дошкольников до 4 — 5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или фи зиологическое косноязычие. И только после 4 — 5 лет (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка) нарушение звукопроизношения считается патологией. Таким образом, именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу по устранению дислалии. [17]

Но прежде чем приступать к занятиям по развитию правильного звукопроизношения, нужно обследовать речь детей.

Обследование состояния звукопроизношения у детей

Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии мы имеем в виду логопедическое обследование, которое проводится не позже чем в 4 г.

При логопедическом обследовании детей с дислалией нужно прежде всего детально изучить стр оение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения. Кроме того, важно выяснить состояние фонематического восприятия. Остановимся на каждом из видов логопедического обследования отдельно.

Обследова ние артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме. [3]

В процессе обследования можно обнаружить следующие а номалии в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата:

· губы — толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;

·зубы — редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние;

·прикус — открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий;

·челюсти — верхняя выдвинута вперед, нижняя выдвинута вперед;

·нёбо — узкое, высокое (так называемое «готическое») или, наоборот, плоское, низкое;

·язык — массивный, ма ленький или, наоборот, очень большой; укороченная уздечка.

Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию (вслед за логопедом) или речевой инструкции, например: облизать языком губы, постараться дотянуться языком до носа, подбородка, левого, а затем правого уха; пощелкать языком; сделать язык широким, распластанным, а затем узким, поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать его в этом положении; перемещать кончик язы ка то в левый угол губ, то в правый, меняя ритм движений; высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот; вытянуть губы вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку; делать попеременно эти упражнения, меняя ритм движений; выдв инуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад, раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти и т. д. [8]

При этом логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется пе реход от одного движения к другому.

Обследование звукопроизношения. В результате этого обследования должно быть выявлено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. При этом следует отмечать недостат ки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков — при изолированном произнесении, в словах, во фразах.

Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:

I этап — подготовительный. Основными его задачами являются:

а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для раз вития подвижности органов периферического речевого аппарата.

II этап — формирование произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входит:

· устранение неправильного звукопроизношения;

·формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей. [24]

Логопедическая работа по устранению дислалии строит на основе выработки новых артикуляционных навыков путем использ ования компенсаторных возможностей организма (зрительных и слуховых восприятий, тактильных и кинестетических ощущений).

Занятия по исправлению дефектов произношения проводят в определенной последовательности. Все артикуляционные упражнения распределяются п о следующим видам:

1) постановка звука;

2) автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных);

3) автоматизация навыка произношения звука в словах;

4) автоматизация навыка произношения звука в предложениях;

5) дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков;

6) автоматизация звука в разговорной речи.

Для ведения логопедических занятий нужны зеркало, набор зондов, шпатели, вата, спирт; набор дидактического и иллюстративного материала; индивидуальные тетради для записи домашних заданий, словари, специальная литература, протоколы речевого обследования логопатов. [11]

В настоящее время значительно возросло число детей с речевыми нар ушениями, а как известно правильная речь является родным и важнейшим, из предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесс социальной адаптации, самовыявление и устранение нарушений дислалии необходимо проводить в более раннем возрасте. Поэтом у излучение развития дислалии детей раннего возраста, а также выявлению отклонений в развитии дислалии в раннем возрасте является наиболее актуальной темой в настоящее время.

При написании работный была использована учебная, справочная, научная и методичес кая литература и ее анализатор по проблеме исследования позволил проследить путь развития термина «дислалия». Дано определение дислалии, как речевое нарушение, прим котором ребёнок не может произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает их между собой. Проанализированы научные подходы отечественных логопедов, таких как Хватцев М.Е., Правдина О.В. и Гриншпун Б.М.

Существует две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причина, обуславливающих дефектов звукопроизношения: фу нкциональная и механическая.

Причинами механической дислалии являются:

Дефекты зубо-челюстной системы. Наиболее часто встречаются аномалии положения зубов (диастемы, отсутствие или неправильное прорезывание резцов), нарушения прикуса (прогнатия, прогения, открытый прикус, перекрестный прикус), дефекты челюстей (микрогнатия, микрогения). Данные патологии могут носить врожденный характер, являясь наследуемым признаком или результатом нарушений эмбриогенеза. Иногда они формируются уже после рождения вследствие травм зубов, вредных привычек (длительное сосание пальца), заболеваний (рахит, кариес), возрастной адентии.

Аномалии твердого и мягкого нёба. К ним относятся аркообразное (высокий свод) или низкое (пологий свод) небо, отсутствие или расщепление маленького язычка (увулы). Данные аномалии принадлежат к дизэмбриогенетическим стигмам, искажают произношение целого ряда звуков. Звукопроизносительные и просодические дефекты, вызванные небными и губными расщелинами, выделяются в самостоятельную нозологию – ринолал ию.

Дефекты строения языка и губ. Внутриутробные особенности развития включают укороченную подъязычную связку, изменения объема языка по типу микро- или макроглосии, тонкие или толстые губы. К дефектам, формирующимся в процессе жизни в результате механичес ких травм ЧЛО и стоматологических операций, относятся рубцы в области губ и полости рта, препятствующие нормативному произнесению звуков речи.

Причины фаункциональной дислалии являются: · Биологические предпосылки. Включают задержку психоречевого развития, соматическую ослабленность ребенка вследствие частых инфекционных заболеваний, хронических патологий, гиповитаминозов, расстройств питания (дистрофий). Нарушение общего физического развития предопределяет нейродинамический дефицит, который выражается в ос лаблении тонких дифференцировок в речеслуховом или речедвигательном анализаторе. Артикуляционные движения неточны, речевые кинестезии нечеткие, фонематический слух недоразвит.

Социальные предпосылки. К ним относятся случаи неправильного воспитания речи дет ей: подражание родителей лепетному произношению дошкольника, усвоение ребенком дефектных образцов речи взрослых (картавости, смазанности звучания, диалектных черт). На становлении

детской речи отрицательно сказывается нахождение в двуязычной среде – в этом случае особенности звукопроизношения, нормативные для одного языка, могут переноситься в другой, где не являются нормой. Наконец, причиной дислалии может выступать позднее обращение к логопеду или педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают вн имания на дефектное произношение и не участвуют в развитии речи ребенка.

Недостатками произношения согласных звуковик являются. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’, j), заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т’, д’, н’).

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, тол ько шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.

Благодаря исследованиям отечественных логопедов, мы имеем полное предоставление об структурной организации такого речевого дефекта, как дислалия. Эти стандарт ы необходимы школам, детским садам и специальным пунктам, на базе которых работают логопеды, олигофренопедагоги и многие другие, занимающиеся вопросами детской дислалии.

Волкова Л. С. Нарушения детской речи и их устранение в

учебно-воспитательном процессе (1969) //Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. и

зд. Цент ВЛАДОС, 1997

Гриншпун Б. М. Дислалия (1989) //Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. –

М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

Дефектологический словарь. Гл. ред. А.Н. Дьячков. – М.: Педагогика, 1980.

Дефектология: Словарь – справочник /Под ред. С.С. Степанова. – М., 1996

Дифференциация дислалии (1967) //Хрестоматия по логопедии (извлечение и т

ексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

Зееман. Косноязычные дети (1962) //Хрестоматия по логопеди

и (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

Куссмауль А. Косноязычие и лепетание (187

9) //Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

еб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. «Дефектология»/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989

Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии (1963)

//Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной – М., 1968 – С. 271 – 290

Очерки по патологии речи и голоса /Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1963 – С. 34 – 35; 77 – 79

Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПБ: Питер, 2004. – С. 80 – 81

Пискунов А.М. Анатомо–ф

изиологические основы и терапия косноязычия. – М.: 1962. – С. 4

Правдина О.В. Логопедия. – М., 1969

Правдина О. В. Дислалия (1973) //Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических у

чебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

Приемы исправления недостатков произношения фонем (1968) //Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высш

их и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. / Под. ред. Ф.А. Со

хина. – М.: Просвещение, 1950.

Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: 1963 – С. 100 – 101

Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. – М.: Медгиз, 1971.

Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с на

рушением речи. – М.: Педагогика, 1980.

Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Нарушения речи у детей (1985) //Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1

/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

Токарева О. А. Функциональные дислалии (1969) //Хрестоматия по

логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Лог

опедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Учебное пособие для педагогических институтов, М, «Просвещение», 1989

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Дислалия у детей (1987) //Хрестоматия по логопедии (

извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного

произношения. – М.: Просвещение, 1990.

Хватцев М.Е. Логопедия – М., 1959 – С. 69 – 75

Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных

заведений: В 2 тт. Т. 1/ Под ред.

Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

Хватцев Д.Е. Общее учение о косноязычии (1959) //Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заве

де-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

Чиркина Г. В. Основы коррекционного обучения (1969) //Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних спе

циальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учите

лей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. –– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 240стр.

Ястребова А. В. Особенности устной речи учащихся

класса (1984) //Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты

): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *