какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

вдребезги

Смотреть что такое «вдребезги» в других словарях:

вдребезги — вдребезги … Орфографический словарь-справочник

ВДРЕБЕЗГИ — ВДРЕБЕЗГИ, нареч. (разг.). 1. На мелкие части, кусочки. Разбить, разбиться вдребезги. 2. В сочетании с выражениями, означающими опьянение окончательно, до потери сознания (фам.). Вдребезги пьян. Напился вдребезги. срн. дребезг. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

Вдребезги — американский фильм 1991 года. Вдребезги российский фильм 2011 года … Википедия

вдребезги — в хлам, до потери сознания, полностью, мертвецки, догола, начистую, абсолютно, начисто, допьяна, в дымину, вчистую, до потери памяти, на мелкие части, совершенно, до положения риз, на мелкие куски, до зеленого змия, вдрызг, от кончика носа до… … Словарь синонимов

вдребезги — • вдребезги пьяный • вдребезги разбить • вдребезги разбиться … Словарь русской идиоматики

ВДРЕБЕЗГИ — ВДРЕБЕЗГИ, нареч. 1. На мелкие части, осколки. Разбить стакан в. 2. перен. Совершенно, полностью (разг.). Проиграться в. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ВДРЕБЕЗГИ — (Shattered) США, 1991, 101 мин. Триллер, драма, детектив. Традиционный детектив о попавшем в автокатастрофу и потерявшем память богатом бизнесмене Дэпе Меррике и его подозрениях по поводу жены Джудит, которая скрывает какие то тайны из прошлого.… … Энциклопедия кино

вдребезги — вдре/безги, нареч. Стекло разлетелось вдребезги. Проиграться вдребезги … Слитно. Раздельно. Через дефис.

ВДРЕБЕЗГИ — Разбивать/ разбить вдребезги. Разг. 1. Разбивать что л. на мелкие части, кусочки. 2. кого. Сокрушительно победить, поразить кого л. Мокиенко 1990, 143; БМС 1998, 69 … Большой словарь русских поговорок

Вдребезги — нареч. качеств. обстоят. 1. На мелкие части, осколки. 2. перен. разг. Совершенно, окончательно, полностью. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Урок русского языка в 7 классе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Русский язык 7 класс.

Морфологический разбор наречия

Вниманию учащихся предлагается отрывок из книги Э. Вартаньяна «Из жизни слов».

На (во) всю Ивановскую

В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обмениваясь слухами и новостями, вступая в торговые сделки. Тут же ( ведь ни газет, ни радио тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали царские указы и приказы.

Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.

Какими наречиями можно заменить данное словосочетание? ( Очень громко. ) Устно придумать с ним предложение.

Выписать из данного текста 2-3 наречия и разобрать морфологически.

Из истории слова вдребезги

Наречия возникли в языке позже других слов. Они не редко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нем происходят процессы отмирания одних слов и рождение других.

Так, в древнерусском языке употреблялось существительное дребезг со значением «черепок, осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом в образовалось наречие вдребезги .

В каком значении употребляется это наречие? Связанно ли оно со значением древнерусского слова? (Да. Вдребезги означает «на мелкие куски».). Приведите примеры с данным наречием. ( Например : Стекло разбилось вдребезги).

Морфологический разбор союзов.

Из жизни слов. Эзопов (эзоповский) язык.

Басни греческого мудреца-баснописца Эзопа давно известны во всем мире, и все позднейшие баснописцы испытывали на себе влияние его таланта.

Эзоп, как и все, кто сочиняет басни, выражался в них не прямо, а при помощи затейливых иносказаний: говорится про лисицу и виноград, а подразумевать надо человека и предмет его устремлений.

Такой не прямой, загадочный язык, умение говорить притчами, и получил название эзоповского языка.

В каких литературных произведениях, изученных вами в школе, вы встречались с использованием эзоповского языка? ( Басни Крылова, сказка Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».).

Задание. Морфологически разобрать два любых союза.

Морфологический разбор частиц.

История выражения. Учитель читает текст.

Заметать за собой следы. Подобно тому, как делают некоторые рыбы, когда, спасаясь от преследования, поднимают ударами плавников и хвоста облачка песка или ила, ослепляющие врага. Вот поэтому выражение «мутить воду» означает тоже, что и «хитрить», «сбивать с толку окружающих».

Придумать выражение с данным выражением. Из текста выписать частицы, сделать их морфологический разбор.

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Номер материала: ДБ-234435

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников

Время чтения: 2 минуты

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений

Время чтения: 1 минута

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий

Время чтения: 1 минута

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

«Спутник» объявили словом года в России

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

C помощью каких способов образуются наречия
Какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески. C помощью каких способов образуются наречия Наречие это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы как.

C помощью каких способов образуются наречия

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Какие виды наречий существуют? Какие между ними сходства и какие между ними различия?

По способу образования наречия делятся на:

К языковым единицам первой группы относятся также церковнославянские слова, воспринимаемые современными носителями языка как архаизмы: зело, втуне.

Непроизводные слова — сама частотная группа наречий в языке, в топе употребляемых — как, так, очень, там, еще, уже.

С помощью каких способов и как образуются наречия

Рассматриваемые лексемы образуются с помощью морфологических и неморфологических способов. Первый тип подразумевает аффиксацию. Второй — переход слов из одного частеречного разряда в другой.

От чего образуются наречия других групп?

Наречия мотивируются знаменательными частями речи:

Образование наречий в русском языке происходит также от предложно-падежных конструкций: вдвое, зачем, поэтому, по-русски.

Как можно образовать наречие?

Морфологический способ образования— аффиксация — самый продуктивный у слов данной части речи. Выделяются следующие словообразовательные типы:

Морфологический способ связан с тем, как образуются наречия в русском языке сложением:

Неморфологический тип создания наречий включает в себя:

Словообразование наречий учитывается при выборе орфографического облика слова. Дефисное написание декларируется для:

Предлоги, имевшиеся в исходных формах слов, при создании наречий в их составе переходят в приставки: поутру, набок, поблизости, второпях.

Наречия, образованные от существительных

Наречия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных, пишут­ся раз­дель­но с пред­ло­га­ми и слит­но. Рассмотрим пра­ви­ла слит­но­го и раз­дель­но­го напи­са­ния наре­чий, обра­зо­ван­ных от имен существительных.

В рус­ском язы­ке мно­гие наре­чия воз­ник­ли на базе падеж­ных форм суще­стви­тель­ных. Например, сло­во «нача­ло» явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для наречий:

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

В отли­чие от наре­чий, обра­зо­ван­ных от при­ла­га­тель­ных, место­име­ний, наре­чий и чис­ли­тель­ных, сло­ва этой части речи, соот­но­си­тель­ные с падеж­ны­ми фор­ма­ми суще­стви­тель­ных, пишут­ся как раз­дель­но, так и слитно.

Наречия, образованные от существительных с предлогом

1. Раздельное напи­са­ние наре­чий про­сле­жи­ва­ет­ся при нали­чии опре­де­лен­ных пред­ло­гов, даже если сло­во само­сто­я­тель­но уже не упо­треб­ля­ет­ся в рус­ском язы­ке. Такие наре­чия обра­зо­ва­ны от суще­стви­тель­ных в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа с предлогами:

без про­сы­пу, без огляд­ки, без тол­ку, без ума, без спро­су, без умол­ку, без оби­ня­ков, без ведо­ма, без удер­жу, без уста­ли;

до заре­зу, до отва­ла, до полу­смер­ти, до упа­ду, до неузна­ва­е­мо­сти, до вос­тре­бо­ва­ния, до полу­но­чи и пр.

Наречие «до зав­тра» пишет­ся раз­дель­но, в соста­ве кото­ро­го неиз­ме­ня­е­мое сло­во «зав­тра» высту­па­ет в роли существительного.

с раз­бе­гу, с кон­дач­ка, с молот­ка, с пан­та­лы­ку, с маху, с налё­та, с наско­ка, со стра­ха, с раз­ма­ха, с пере­пу­гу, со зла, с лих­вой.

Запомним : сна­ру­жи, слиш­ком, сро­ду, сря­ду, спле­ча, сра­зу, слиш­ком, спро­со­нок, спро­со­нья, спо­за­ран­ку, сродни

2. Укажем груп­пу наре­чий, обра­зо­ван­ных от суще­стви­тель­ных в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа с предлогами:

под стать, под силу, под мыш­ку, под гору, под шумок, под сур­дин­ку, под утро, под узд­цы и пр.

Исключения: под­час, под­ряд, подшофе.

за гра­ни­цу, за гла­за, за пол­ночь за пол­день, за упокой.

Но: зараз, замуж, заму­жем, запа­ни­бра­та, запод­ли­цо.

Раздельно пишут­ся наре­чия, если пред­лог закан­чи­ва­ет­ся на соглас­ную, а суще­стви­тель­ное в вини­тель­ном паде­же начи­на­ет­ся с гласной:

3. В соста­ве про­из­вод­но­го наре­чия суще­стви­тель­ное с пред­ло­гом сохра­ни­ло неко­то­рые падеж­ные формы:

Исключения: наизнан­ку (но с изнан­ки), пооди­ноч­ке (хотя в оди­ноч­ку), вмиг (на миг), наспех (не к спе­ху), вза­мен (в заме­ну).

4. Ряд наре­чий оформ­лен как тво­ри­тель­ный падеж суще­стви­тель­ных с раз­лич­ны­ми предлогами:

за гра­ни­цей, под боком, под спу­дом, под мыш­кой, под мыш­ка­ми, с огляд­кой, с лен­цой, с про­хлад­цей, с тол­ком, с разбором.

4. Укажем наре­чия, обра­зо­ван­ные путем соче­та­ния пред­ло­гов в, на и суще­стви­тель­ных в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -ах/-ях:

в бегах, в голо­вах, в ногах, в серд­цах, в летах, на пору­ках, на рысях, на побе­гуш­ках, на ногах, на часах, на днях, на радо­стях, на чет­ве­рень­ках, на цыпоч­ках, на запятках.

Пишутся слит­но сло­ва: вго­ря­чах, вто­ро­пях, впро­сон­ках, впо­пы­хах, впотьмах.

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Слитное написание наречий

оземь, обок, отро­ду ( в зна­че­нии «нико­гда»), отча­сти, кря­ду, кста­ти, изнут­ри, исско­ни (уста­рел,)

Отличаем:

ему от роду шесть лет (в зна­че­нии «от рож­де­ния»).

2. Большая груп­па наре­чий обра­зо­ва­на от суще­стви­тель­ных с про­стран­ствен­ным или вре­мен­ным значением:

даль, низ, верх, перёд, зад, высь, ширь, глубь, нача­ло, конец, век

Примеры

Имеем в виду, что с воз­врат­ны­ми гла­го­ла­ми «всмат­ри­вать­ся» и «вгля­ды­вать­ся» упо­треб­ля­ет­ся суще­стви­тель­ное с предлогом:

Сравним:

Отличаем про­из­вод­ные наре­чия от суще­стви­тель­ных, кото­рые име­ют опре­де­ля­ю­щее сло­во (при­ла­га­тель­ное, суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го падежа).

Вдали виден ело­вый лес. — В дали озер­ной сто­ит зыб­кий туман.

Поначалу он не понял, что обра­ща­ют­ся имен­но к нему. — По нача­лу мат­ча еще труд­но делать прогнозы.

3. Многие наре­чия обра­зо­ва­ны от суще­стви­тель­ных, кото­рые в совре­мен­ном язы­ке не употребляются:

навзрыд, нато­щак, вку­пе, наот­машь, невдо­мёк, вдре­без­ги, навз­ничь, невзна­чай, попо­лам, впро­сак, воочию, наис­ко­сок, насмар­ку, поодаль, пона­слыш­ке и т. д.

Видеоурок «Раздельное правописание наречий, образованных от существительных»

Видеоурок «Слитное написание наречий, образованных от существительных»

История наречий в древнерусском языке

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношескиЯзыки

Этимология некоторых русских наречий

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Наречия образовывались в языке в разное время, этот процесс продолжается и сейчас. Многие наречия сохраняют словообразовательные и смысловые связи со словами других частей речи, так что выяснить их происхождение не составляет труда. Но есть наречия, образовавшиеся еще в глубокой древности, в дописьменную эпоху; их живые связи с другими словами потеряны, что создает сложности для этимологического анализа.

Такими, например, являются образованные от местоимений наречия:

— куда, туда, сюда. Образованы от местоимений къ (ср. къто), тъ, сь при помощи наречного суффикса -да;

— когда, тогда, иногда, всегда. От местоимений къ, тъ, инъ, вьсь с помощью суффикса -гда;

— где, здесь, везде. От местоимений къ, сь, вьсь и частицы де;

— всюду, повсюду, отовсюду. От местоимения вьсь с помощью предлогов и суффикса -уду.

Конечно, эти наречия подверглись значительным фонетическим изменениям. Например, современное где происходит от къде, в котором в результате падения редуцированных сначала утратился гласный после [к], а затем звук [к] перешел в [г] под влиянием следующего звонкого [д].

Проще выяснить происхождение наречий, появившихся позже, уже в древнерусскую эпоху. У них лучше прослеживается связь со словами, от которых они образованы (хотя и тут есть спорные моменты). Так, часто наречия этимологически представляют собой «застывшие» формы существительных или прилагательных в косвенных падежах, с предлогами или без. Интересно, что некоторые из этих существительных не зафиксированы ни в каких памятниках письменности и восстанавливаются только путем анализа соответствующих наречий.

Ниже приводится небольшой список наречий с этимологическими комментариями.

Вдребезги. Образовано из сочетания предлога в и слова дребезги ‘осколки, мелкие куски’ (форма винительного падежа множественного числа существительного дребезг). Слово дребезг этимологически родственно глаголу дробить.

Внутрь. Праславянское по происхождению. Образовалось из сочетания предлога *vъn ‘в’ и формы винительного падежа существительного *ǫtrь (> оутрь) ‘внутренность’. Однокоренным к этому существительному является слово утроба (носовой гласный перешел в звук [у]).

Вопреки. Из старославянского въпрѣкы. По происхождению является сочетанием предлога въ и слова прѣкы. Последнее, по всей видимости, — форма винительного падежа множественного числа от не зафиксированного в памятниках существительного *прѣкъ. В древнерусском языке было слово перекъ ‘ширина, поперечина’, в украинских диалектах зафиксировано перека ‘противоречие’. Исконно русское слово, близкое наречию вопреки,поперёк.

Восвояси. Церковнославянское по происхождению (въ своѩси), калька с греческого выражения eis ta idia, где eis — предлог ‘в’, idia
— форма винительного падежа множественного числа существительного idion ‘собственность’, ср. idios ‘собственный’. При переводе с греческого использован предлог въ, слово своѩ (субстантивированная форма винительного падежа множественного числа местоимения свои или своѥ ‘свой, свое’), а также си — форма дательного падежа единственного числа возвратного местоимения сѧ. Употребление си в данном случае является болгарской языковой особенностью.

Второпях. Произошло от въ торопѣхъ — сочетания предлога въ и формы местного падежа множественного числа существительного то́ропъ ‘поспешность, суета’.

Дотла. Образовалось путем сращения в одно слово предлога до и формы родительного падежа единственного числа существительного тьло ‘почва, пол’. Таким образом, первоначальное значение наречия дотла — ‘до основания’.

Завтра. Общеславянское; древнерусская форма — заутра. Представляет собой сращение предлога за и родительного падежа единственного числа существительного утро. Буквальное значение — ‘то, что будет за (ближайшим) утром’. Ударение падало первоначально на звук [у], но затем переместилось на первый слог, из-за чего [у] стал произноситься кратко, потерял слогообразующую функцию и перешел в [в].

Замуж. Восточнославянское. Сочетание предлога за и старой формы винительного падежа единственного числа существительного мужь. Такой была эта форма до развития категории одушевленности у существительных (современный вариант — мужа).

Зря. По происхождению диалектное, в русский литературный язык проникло в начале XIX века. Бывшее деепричастие от глагола зреть ‘смотреть, видеть’. Первоначальное значение ‘на глазок, наугад’, затем ‘напрасно’.

Искони. Старославянское. Образовалось из сочетания предлога изъ (> ис-) и формы родительного падежа существительного *конь ‘начало’. Это существительное не сохранилось, но имеется много родственных ему слов. В древнерусском языке было слово конъ в значении ‘предел, рубеж, начало, конец’ (этот же корень содержится в нынешних антонимах конец и начало). Изъ кони — ‘из начала’.

Исподтишка. Собственно русское, в словарях фиксируется с XVIII века. Сращение сложного предлога из-под и формы родительного падежа единственного числа существительного тишок ‘тишина’.

Кубарем. Собственно русское, в словарях отмечается с XVIII века. Застывшая форма творительного падежа единственного числа существительного кубарь ‘волчок’ (детская игрушка).

Лишь. Первоначальная форма — лише ‘больше, сверх чего-либо, свыше, излишне, кроме, только’. Это сравнительная степень древнерусского прилагательного лихъ ‘лишний’.

Мельком. Застывшая форма творительного падежа единственного числа диалектного существительного мельк ‘миг, мгновение’, производного от глагола мелькать и зафиксированного в словаре В. И. Даля.

Мимоходом. По всей видимости, общеславянское. Изначально — форма творительного падежа единственного числа существительного мимоходъ. Такое слово зафиксировано в древнерусских памятниках письменности с XII века. Мимоходъ означало ‘проходящий мимо, прохожий, странник’.

На этом пока прервемся. Продолжение — в следующей статье.

Выбранный для просмотра документ Исследовательская работа.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

с.Терновка Балашовского района Саратовской области»

« История наречия в русском языке»

учитель русского языка и литературы

Котяш Елена Анатольевна

1.1 Наречие в системе частей речи современного

2.2. Формирование наречия как части речи…………….10

Развитие морфологической системы русского языка от древнейших эпох до нашего времени определяется процессами унификации форм, процессами упрощения системы форм словоизменения, причём упрощения, осуществляющегося путём объединения ранее различных групп слов по формам их изменения в одну группу.

Унификация связана, кроме того, с утратой многообразия форм одной части речи, с упрощением всей системы форм, с потерей различных форм, что обуславливается передачей выражения определённых значений другим, сохраняющимся в языке формам. Названные общие процессы получили различное конкретное воплощение в истории форм словоизменения различных частей речи, и в том числе в истории форм наречия. Этим определяется научная новизна проводимого исследования.

Целью работы является изучение возможностей исторического комментирования наречий.

Эта цель достигается решением конкретных задач:

исследовать и описать особенности наречия в морфологической системе современного русского языка, а именно наречие как часть речи;

описать исторические особенности формирования наречия как части речи в современном русском языке;

Предметом данного исследования является наречие в современном русском языке.

Объектом исследования являются возможности исторического комментирования наречий.

Наречие в системе частей речи современного русского языка

Наречие – часть речи, объединяющая знаменательные неизменяемые слова, которые обозначают признак действия, состояния, другого признака или предмета.

Обозначая признак действия (признак процессуального признака), наречие сочетается с глаголами или деепричастиями, примыкая к ним: Тёмное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами (Тургенев); Раскалённая почва, жадно выпивая воду, отнимала у речки силу (Чехов).

Обозначая признак предмета, наречие сочетается с существительными, примыкая к ним: Приезд домой на каникулы превратился в праздник (Коптяева); Перед полуночью Ариадна объявляла, что она хочет есть, и требовала ветчины и яиц всмятку (Ахматова).

Примыкая к глаголу, деепричастию, прилагательному, причастию, наречию, словам категории состояния, наречия выполняют синтаксическую функцию различных обстоятельств; примыкая к существительному, наречия выполняют синтаксическую функцию несогласованного определения.

По выполняемой функции наречия делятся на знаменательные и местоименные. Знаменательные наречия непосредственно называют признак процессуального или непроцессуального признака или признак предмета и выполняют при этом номинативную функцию. Местоименные наречия лишь указывают на признак, выполняя при этом указательную, или дейктическую (греч. deixis – «указание») функцию.

Среди местоименных наречий выделяются:

вопросительные ( где?, куда?, откуда?, зачем?, как?. почему? и т.п.): И зачем ты бежишь торопливо за промчавшейся тройкой вослед? (Некрасов);

относительные (где, куда, откуда, зачем, как, почему и т.п.):

Ты помнишь, у облачных впадин С тобою нашли мы карниз, Где звёзды, как горсть виноградин, Стремительно падали вниз? (Гумилёв);

указательные (там, здесь, сюда, туда, тогда, затем и т.п.):

Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей… (Пушкин);

определительные ( всегда, всюду, везде, повсюду, иногда и т.п.)

Иногда он просил что – нибудь, но, честное слово, я не съел ни одной его сливы, ни одного стручка, ни одной карамели (Каверин);

отрицательные ( нигде, никогда, никуда, никак, ниоткуда и т.п.):

Я нигде не встречал дамы, Той, чьи взоры непреклонны (Гумилёв) ;

неопределённые (где-то, где-нибудь, кое-где, где-либо, куда-то, куда-нибудь и т.п.):

Обстоятельственны наречия обозначают временные, пространственные, причинные и целевые отношения.

Среди определительных наречий следующие семантические разряды:

1.Качественные наречия, отвечающие на вопрос как?, определяют признак со стороны качества, являются производными от качественных имён прилагательных или причастий, часто вступая в омонимические отношения с краткими формами среднего рода: весело, грустно, вызывающе, дружески и т.п.

2. Количественные наречия (меры и степени), отвечающие на вопросы сколько?, как много?, во сколько раз?, в какой степени?, до какой степени?, указывают на количество реализаций признака, меру его качества или степени интенсивности: весьма, очень, слишком, чуть-чуть, много, мало, немало, вдвое, трижды и т.п.

Наречия образа и способа действия, отвечающие на вопросы как?, ка-

ким образом?, обозначают способ осуществления действия, названного глаголом: вброд, вплавь, наизнанку, шёпотом и т.п.

Сравнительно-употребительные наречия, отвечающие на вопросы как?,

каким образом?, выражают значение сравнения или уподобления: по-братски, по-медвежьи, стрелой, вихрем и т.п.

Наречия совместности, отвечающие на вопросы как?, каким образом?,

указывают на совместный характер выполнения действия: вдвоём, втроём, парами, поротно(от рота) и т.п.

Среди обстоятельственных наречий выделяются следующие семантические группы:

Наречия времени, отвечающие на вопрос когда?, как долго? и др.,

обозначают момент реализации признака или длительность его существования: вчера, завтра, сейчас, тогда и т.п.

Наречия места, отвечающие на вопросы где?, куда?, откуда?,

обозначают признак по его положению в пространстве: там, никуда, внизу, вдалеке, дома, рядом и т.п.

Наречия причины, отвечающие на вопросы почему?, по какой причине?,

указывают на причину или мотив проявления признака: сгоряча, сдуру, сослепу, поневоле и т.п.

Наречия цели, отвечающие на вопросы зачем?, с какой целью?,

обозначают цель реализации признака: назло, нарочно, насмех, умышленно и т.п..

Положительная степень является исходной, она называет признак, констатирует его наличие в реальной действительности вне всякого сопоставления с другим появлением этого же признака: хорошо, грустно, тепло, скромно и т.п.

Формы сравнительной степени (компаратив) обозначают большую или меньшую степень проявления признака у одного действия по сравнению с другим. Образуются формы сравнительной степени двумя способами: синтаксическим и аналитическим.

Аналитическая (составная) форма сравнительной степени образуется путём сочетания слов более, менее с формой положительной степени: более (менее) красиво, более (менее)высоко и т.п.

Формы превосходной степени (суперлатив) обозначают наивысшую степень проявления признака в данном действии по сравнению с другими.

Синтетические формы превосходной степени наречий с суффиксами -ейше-/-айше- в современном русском языке употребляются крайне редко и только в составе устойчивых сочетаний, имеющих книжный характер с оттенком устарелости: покорнейше прошу, нижайше кланяюсь, строжайше запрещаю и т.п.

Наречие является интересной в историческом отношении частью речи. В грамматике наречие определяется как знаменательная часть речи, которая обозначает признак действия, а также признак качества или предмета.

Характерным грамматическим отличием наречия от всех других знаменательных частей речи является отсутствие у него форм словоизменения.

Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Какая?

Итак, уже древние учёные главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему чёткость и стилистическую выразительность. Ср. работатьработать вдохновенно, радостно, продуктивно и т.п.

Среди наречий можно найти бывшие существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные.

Интересно деление наречия на разряды: грамматические наречия (с формой словообразования: громко, дружески, по – старому ) и неграмматические («бесформенные» наречия: вчера, здесь, долой ).

2.2. Формирование наречия как части речи.

Язык на протяжении всей своей истории активно пополняется наречиями. Круг наречий в древнерусском языке был ограничен, причём можно выделить две группы наречий: а) первичные – наречия, которые непосредственно не связаны с другими частями речи, и поэтому установить их происхождение часто затруднительно; б) производные – наречия, которые явно обнаруживают связь с иными словами, и эту связь нетрудно восстановить.

Происхождение подобных наречий можно выяснить лишь путём специального этимологического анализа.

Ко второй группе относятся наречия, образованные от различных частей речи, причём их образование вырисовывается довольно отчётливо, так как связь наречия с источником происхождения сохраняется.

В русской орфографии есть ещё одно правило правописания наречий, которое может быть осмыслено при помощи исторических комментариев. Речь идёт о том, что в наречиях, оканчивающихся на шипящий, пишется ь : навзничь, вскачь, настежь, наотмашь и т.п. Это

Рассмотрим некоторые наречия:

Вдогонку – образовано путём слияния предлога в с устаревшим существительным догонка – «окончание гонки, погони» в вин. пад.;

Дважды – образовано путём слияния числительного два и шьды (ср. шедший ); после утраты редуцированных в результате ассимиляции получилось -жды (с этим же суффиксом наречия однажды, трижды, четырежды );

Тотчас – образовано путём слияния указательного местоимения тот и существительного час – «время» (ср. сейчас ); и т.д.

В древнерусских источниках часто встречаются наречия, которые имеют значения «в ширину, шириной», «в большую величину, большой величиной», «малого размера».

и створи жертвьницю мъдмноу локоть к въ

должъю и локо(т) к въширъю. (Хроника

Георгия Амартола, XIV в.);

Более того, уже в старорусском языке произошло дальнейшее фонетическое упрощение данного слова:

копааше полоутора локти въглоубь. (Иоанна

Так появилось нынещнее наречие вглубь.

ств(о)ри ковчегъ въвыше л лако(т). (Ипатьевская

летопись,около 1425 г.).

Весьма распространённы в древнерусских и старославянских текстах наречия въдъле, вздъле в значении «длиной, в длину»:

церковь та и въдлъ и въпреки имать же

сажень 30. (Хождение игумена Даниила, начало

бъ бо тогда вода текущи вздолъ горы

одале отца есть. (Иоанна Златоуста и

других поучения, XIV – XV вв.);

Джамалова,Л.И. Наречие, его признаки, употребление// Русский язык в школе.-1990.-№4.-с.31-37.

Иванов,В.В.,Потиха,З.А. Исторический комментарий по русскому языку в средней школе. Пособие для учителей/В.В.Иванов, З.А.Потиха-М.:Просвещение,1978.-с.159.

Иванова, И.А. Тайны родного языка / Иванова В.А., Попов Г.А., Потиха З.А. – 2-е изд. – Волгоград: Н. – Волж. кн. изд-во, 1969. – 303 с.

Лексико-грамматические исследования по русскому языку / Туркина Р.В. – Калинин. 1977. – 134 с.

7. Самсонов, Н.Г. Древнерусский язык. М.: Высш. школа, 1973. – 295 с.

«Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи».

Данная презентация являетя приложением к открытому уроку по русскому языку в 7 классе. Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи».

Просмотр содержимого документа
««Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи».»

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

«Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи».

Презентация к открытому уроку по русскому языку в 7 классе

Подготовила учитель МБОУ «Лицей №28 г. Йошкар-Олы»

Вероника Владимировна Бирюкова

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной…

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношескикакое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

От существительных и прилагательных:

Приставки: по-, в-, на-, под-

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Математика – царица наук.

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношескикакое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Этимологический музей русского языка.

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Вымершие наречия (архаизмы) чохом – легкомысленно зело – очень зыбко – неустойчиво квело – слабо ошую – справа

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Соответственно, « тла» – это форма родительного падежа единственного числа существительного «тло». С развитием языка слово «тло» стало рассматриваться как устаревшее и вскоре вовсе вышло из употребления.

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Шиворотом” в Московской Руси именовался расшитый боярский воротник, один из знаков достоинства вельможи.

Во дни Ивана Грозного подвергшегося царскому гневу и опале боярина нередко сажали на тощую клячу спиной вперёд, надев на него одежду тоже наизнанку, шиворот – навыворот, то есть наоборот. В таком виде опального возили по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. Наречие «пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и выделяем в нём корень пеш- и суффикс -ком , а наречие «мельком» связываем по смыслу с глаголом «мелькать» и выделяем в нём корень мельк- и суффикс -ом

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

«Поперек» буквально — «в ширину».

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Вдогонку, начеку, набекрень, ненароком(нарочно), вдогонку, второпях, нахрапом, вопреки, вдребезги, дотла, наобум, внутрь, настежь

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношескикакое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Заменить фразеологизмы наречиями.

Сильно краснеть – до корней волос;

Крепко спит – как убитый;

Быстро бежать – сломя голову;

Громко кричать – во все горло;

Отлично знать – как свои пять пальцев;

Тесно – яблоку негде упасть;

Рано – ни свет не заря.

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Сегодня сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре.

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Роль наречий: 1) помогают описать состояние души человека, его эмоциональное состояние; 2) ярко, красочно, точно и выразительно могут охарактеризовать действия, образ; 3) помогают создать наиболее полный образ окружающего мира; 4) придают речи краткость, ёмкость, при этом не увеличивая её объём; 5) дают чёткое представление о времени и месте.

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыханье грозы, детский шепот и шорох морского гравия. (К.Паустовский)

какое наречие было образовано позже других вдребезги дотла мельком по юношески

Домашнее задание. 1. Исследовать самостоятельно происхождение любых пяти наречий. * Нарисовать герб наречию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *