какое направление выбрать в биологии

Биологические профессии и специальности

Профориентация,ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ

Какие возможности ждут тех, кто любит биологию и хочет связать с ней жизнь? На кого и куда пойти учиться? Отвечаем на главные вопросы о перспективных биологических профессиях и специальностях.

Почему биология – наука будущего

Человек всегда ставил перед собой невероятные задачи. И за последние 50 лет мы научились с нуля выращивать внутренние органы, делать пересадки, сложнейшие операции и вылечивать людей с онкологией. Всему этому человек научился, изучая природу и самого себя.

Развитие медицины сегодня достигло таких высот, что врачи ещё на этапе вынашивания ребёнка могут узнать о нём всё: потенциальные болезни, предрасположенности к чему-то, всё это записано в наших генах словно на флешке, главное научиться обрабатывать эти данные.

Всё это говорит только о том, что биология – это не просто наука будущего, а наука, которая создаст это будущее.

Привычные биологические профессии и специальности

Для любителей биологии найдётся много важнейших профессий, известных каждому с детства.

Ветеринар

По сути, это врач для животного. Требования к ветеринарам обычно такие же, как и к обычным врачам – они должны разбираться во всех нюансах своей работы.

Но в этой профессии есть много ответвлений. Например, ветеринары зачастую работают в судмедэкспертизе. Есть даже понятие «судебно-ветеринарная экспертиза». Ещё не стоит забывать, что помимо прикладных ветеринаров есть исследователи.

Учёный

Учёные в теории и на практике изучают особенности дикой природы и человеческого тела, трудятся над разработками в лабораториях и выпускают книги и статьи в научных и научно-популярных изданиях.

Такие люди посвящают себя многолетним исследованиям и разработкам. И некоторые даже становятся лауреатами Нобелевской премии по физиологии или медицине. Кстати, за время существования премии только 2 учёных из России удостоились её – Иван Петрович Павлов и Илья Ильич Мечников.

Количество лауреатов Нобелевской премии по физиологии или медицине​ по странам

Учёным приходится сложнее всего, ведь без них прогресс во всех сферах останавливается, и та же медицина без них невозможна.

Медик (врач)

Вряд ли нужно рассказывать, кто такой врач, ведь с представителем этой профессии каждый из нас сталкивался в жизни. Врачебные практики делятся на десятки отраслей и специальностей, но главным остаётся одно – помощь людям.

К слову,с 2017 года начать работать врачом стало возможно сразу после окончания вуза, а не после ординатуры. Но выбирая медицину, будьте готовы к тому, что после 6 лет в вузе врачу всё равно придётся учиться и совершенствоваться всю жизнь.

Агроном

Это специалист в области сельского хозяйства. Агрономы лечат растения, создают удобрения и занимаются выведением новых сортов уже знакомых плодов сельского хозяйства.

А поскольку в наши дни всё это стало высокотехнологичной областью, сегодня агроном-селекционер – вновь актуальная профессия!

Биологические профессии и специальности будущего

Но не медиками едиными… В той же медицине появилось много новых профессий. Технологический прогресс сделал возможным работу в абсолютно неизвестных ранее областях.

Генная инженерия

Стоит сказать, что генетика состоит из множества направлений.

Генный инженер – это учёный, который работает над изменениями живых организмов путём изменений в генах. Специалисты данной категории способны развить в организме необходимые им качества, а главное – притупить ненужные.

Без генных инженеров развитие фармацевтики не было бы таким стремительным. Именно благодаря этой профессии становится возможным диагностировать и лечить многие болезни.

Генная инженерия — наука новая, поэтому по этой специальности ведут набор совсем немного вузов. Помимо биологии в программе обычно много математики и информатики, студенты изучают клонирование и трансплантацию клеток, биоинженерию и разные виды химии.

Неонатология

Медицина для новорожденных. Хирургия, наблюдение, реанимирование, восстановление недоношенных детей – это малая часть того, чем занимается неонатолог.

Такие врачи присутствуют на родах и полностью обследуют новорожденного для быстрого выявления патологий, а позднее – лечения. Их можно назвать врачами широго профиля: от неврологии до хирургии. Однако работают они именно с младенцами.

Чтобы стать неонатологом, нужно поступить в любой понравившийся вам медицинский вуз на факультет педиатрии.

Биотехнология

Это наука об использовании живых организмов и биологических процессов для производства ценных продуктов, возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач. Биотехнология находится на стыке клеточной и молекулярной биологии, молекулярной генетики, биохимии и биоорганической химии.

В медицине биотехнологи играют важную роль в создании новых лекарственных препаратов для ранней диагностики и лечения сложных болезней.

Медицинская биофизика

Медицинские биофизики – это необыкновенные люди, их профессия включает в себя одновременно медицину, физику и биологию. Такие специалисты – большая ценность в наши дни, ведь когда в одном человеке сочетаются сразу три направления, то он становится универсальным.

Медбиофизики специализируются в большей части на медицине, поэтому могут оказывать медицинскую помощь и диагностику.

Медицинская физика относится к необычным подвидам профессий физика.

Что сдавать для биологической профессии?

Чтобы упростить выбор предметов для сдачи, расскажем о самых распространённых наборах ЕГЭ:

Помните, что точную информацию о необходимых предметах ЕГЭ для каждой конкретной специальности нужно узнавать в самом вузе.

Где получить биологическую специальность?

Чаще всего это можно сделать в медицинском вузе. И если говорить про лучшие вузы сегодня, то, разумеется, можно выделить Первый мед; Сеченовку и РНИМУ имени Пирогова. Они находятся на первых позициях рейтингов уже на протяжении многих лет.

Также по версии рейтинга медицинских вузов «Национальное признание» десятка лучших выглядит следующим образом:

А если с выбором профессии пока есть трудности, пройдите профтестирование или запишитесь на бесплатную консультацию с экспертом.

Источник

Выделяют три основных направления развития современной биологии.

Биология как наука. Система биологического знания.

Биология (от греч. «биос» — жизнь и «логос» — учение)— наука о жизни во всех ее проявлениях.

Дать строгое определение понятию «жизнь» ученые сегодня еще затрудняются, однако перечислить и описать основные ее признаки, те особенности, которыми обладают живые организмы, и которые в совокупности позволяют отделить их от неживой природы, можно. Известно, что живые организмы получают энергию из окружающей среды, то есть питаются, дышат, используя полученные вещества для поддержания своей чрезвычайно высокой упорядоченности; они активно реагируют на раздражения, содержат всю информацию, необходимую им для роста, развития, выживания и размножения, а также приспособлены к той среде, в которой обитают.

Предметом изучения биологии являются все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой.

Задачи биологии — изучение закономерностей этих проявлений, раскрытие сущности жизни, систематизация живых существ.

В современном представлении биология – наука о живой природе – об огромном многообразии вымерших и ныне населяемых Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, раздражимость, подвижность и др.).

В процессе поступательного развития и по мере обогащения новыми фактами биология преобразовалась в комплекс наук, исследующих закономерности, свойственные живым существам, с разных сторон.Она включает в себя примерно 300 конкретных наук.

Структуру биологии можно рассматривать с разных точек зрения.

— По объектам исследования биология подразделяется на вирусологию, бактериологию, ботанику, зоологию, антропологию.

— По свойствам, проявлениям живого в биологии выделяются: морфология – наука о строении живых организмов; физиология – наука о функционировании организмов; молекулярная биология, изучающая микроструктуру живых тканей и клеток; экология, рассматривающая образ жизни растений и животных и их взаимосвязи с окружающей средой; генетика, исследующая законы наследственности и изменчивости.

— По уровню организации исследуемых живых объектов выделяются: анатомия, изучающая макроскопическое строение животных: гистология, изучающая строение тканей; цитология, исследующая строение живых клеток.

Эта многоплановость комплекса биологических наук обусловлена чрезвычайным многообразием живого мира. К настоящему времени биологами обнаружено и описано более 1млн видов животных, около полумиллиона растений, несколько сот тысяч видов грибов, более 3 тыс. видов бактерий. Причем мир живой природы исследован далеко не полностью. Число неописанных видов оценивается, по меньшей мере в 1 млн.

Выделяют три основных направления развития современной биологии.

1. Классическая биология. Сюда относят учёных-натуралистов, изучающих многообразие живой природы. Они объективно наблюдают и анализируют всё, что происходит в живой природе, изучают живые организмы и классифицируют их.

2. Эволюционная биология. Основоположник теории естественного отбора Чарлз Дарвин (1809-1882 г.)начинал как обычный натуралист: он путешествовал, наблюдал, описывал и коллекционировал живые организмы. Впоследствии он обобщил этот материал и результатом его работы стала теория, объясняющая разнообразие жизни на нашей планете, сделавшая его известным учёным. Изучение эволюции живых организмов активно продолжается учеными-эволюционистами и по сей день, а синтез эволюционной теории и генетики привёл к созданию так называемой синтетической теории эволюции. Благодаря применению передовых физико-химических методов также сделаны важные открытия о происхождении жизни на нашей планете. Новые открытия позволили дополнить теорию антропогенеза (происхождения человека). Исследования в этом направлении продолжаются.

3. Физико-химическая биология— это новое быстро развивающееся направление биологии, важное как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Открытия, сделанные в этом направлении, позволят решить многие глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (производство продуктов питания, поиск новых источников энергии, охрана окружающей среды и др.).

Весь длительный путь развития биологии можно разделить на четыре основных эпохи.

1. Эпоха практических донаучных знаний (или умозрительный период) — от каменного века до XVI ст. Для этого времени характерно главным образом описание наблюдаемых биологических явлений, на основе которых еще не устанавливались закономерности их развития. Вместо них давались умозрительные и нередко религиозно-идеалистические трактовки.

2. Эпоха возникновения и оформления основных биологических наук (описательный период) — с XVI до середины XIX в. Это период аналитического развития биологии, когда появилась профессия натуралиста, ученые начали применять эксперимент и пытались давать биологическое обоснование практики медицины, растениеводства, животноводства. В это время формируется научная, система знаний о живой природе, быстро развиваются ботаника, зоология, систематика, морфология, физиология, эмбриология и другие биологические науки.

3. Эпоха синтеза научных биологических знаний (или каузальный период) — с середины XIX до середины XX в. Первым крупнейшим синтезом научных знаний была теория Ч. Дарвина, давшая причинное объяснение исторического развития органического мира.

4. Эпоха проникновения в биологический ультрамикромир и раскрытия сущности жизненных процессов (или реконструктивный период) — это биология настоящего и будущего времени. Современные технико-экономические и социально-идеологические возможности открывают широкие пути для дальнейшего развития биологической науки и практического использования ее достижений.

Современная биология является теоретической основой медицины и сельского хозяйства. Она не только изучает окружающий мир, расширяя применение в производстве биологических агентов и процессов, но и стала средством изменения этого мира, вторгается в производство и становится одним из важных факторов научно-технического прогресса.

Этапы развития биологии

1 этап. Период до появления земледелия и скотоводства — накопление знаний о человеке, растениях, животных.

2 этап. Период земледелия и скотоводства — дальнейшее накопление знаний о человеке, растениях, животных.

3 этап. Появление древних государств (Греция, Рим) — систематизация знаний о человеке, растениях, животных.

Аристотель описал около 500 видов животных. Создал первую систему их классификации. Заложил основы сравнительной анатомии. Считал, что живая материя возникла из неживой.

Теофраст — «Отец» ботаники. Описал разные органы растений. Заложил основы классификации растений. Считал, что живая материя возникла из неживой.

Гален — выдающийся римский врач. «Отец» медицины. Описал органы человека. Заложил основы анатомии человека.

Основа для развития европейской биологической науки, не менялась до VIII в. н.э.

Из всех наук биология, пожалуй, ощутила на себе наибольшее влияние Аристотеля. Его вполне можно считать основоположником многих разделов биологии. Кроме того, Аристотелю и его ученикам принадлежит целый ряд важных биологических открытий. Если Аристотель и не стал первым ученым, который изучал биологические объекты, то с уверенностью можно сказать, что именно он первым организовал и осуществлял систематическое изучение живой природы. Аристотеля нередко называют «отцом» биологии как науки.

Особое внимание ученый уделял сравнению человека с животными, в частности с пресловутыми обезьянами. Учитывая вышеизложенное, Аристотеля смело можно назвать основателем еще одной биологической науки — систематики.

Свою систему живой природы Аристотель представлял в виде лестницы, у основания которой находилась неживая материя, затем следовали растения, малоподвижные и неподвижные животные, бескровные и, наконец, животные с кровью. На верхней ступени располагался человек.

Можно смело сказать, что даже если бы Аристотель ограничил свои интересы только биологией, его вклад в развитие науки все равно трудно было бы переоценить. При этом надо учитывать, что до нашего времени дошли далеко не все труды Аристотеля, а какие-то находки он, возможно, просто не успел описать. Биологи и по сей день восхищаются масштабом исследований, проведенных ученым.

После смерти Аристотеля Ликей – школу возле храма Аполлона Ликейского – возглавил его ученик и друг Тиртамос, которого Аристотель называл «божественным оратором», Феофрастом, или Теофрастом. Под этим именем философ и естествоиспытатель и вошел в историю.Теофрасту было известно около 450 видов растений, которые он делил на четыре большие группы: деревья, кустарники, полукустарники и травы. Эти группы подразделялись на растения дикие и культурные, вечнозеленые и листопадные, наземные и водные, то есть была создана классификация жизненных форм, не отражавшая родства между группами.

Теофраст первым задумался над причинами географического распространения растений и описал разные фитогеографические зоны: наиболее типичные для них растения, изменения растительности по мере подъема в горы или при переходе от тропиков к умеренной зоне. В своих трудах «История растений» и «Причины растений» он рассуждал о продолжительности жизни растений и их болезнях, о роли вредных насекомых, о распространении семян с помощью ветра, птиц и воды, о возникновении годовых колец у деревьев. Он первым ввел основные морфологические понятия ботаники, различив в стебле растения кору, древесину и сердцевину и описав их структуру: волокна (тонкие сосуды), жилы (крупные сосуды), мясо (паренхима) и сок.

Разносторонний ученый, родоначальник истории философии, Теофраст полагал, что природа действует сообразно своим собственным предначертаниям, а не с целью быть полезной человеку. Только по естествознанию он оставил свыше 200 трудов.

Выдающимся исследователем античного времени, имя которого прочно вошло в историю медицины и биологии, был врач Гален, написавший множество трудов по всем отраслям медицины. Как великий врач, анатом и физиолог Гален получил всеобщее признание еще при жизни, а его авторитет в вопросах медицины, анатомии и физиологии считался непререкаемым на протяжении полутора тысяч лет.

Галена можно считать одним из величайших (наряду с Гиппократом) врачей античного мира и последним из знаменитых учеников школы Аристотеля.

Исключительно велики заслуги Галена в области экспериментальной медицины и анатомии. Он делал вивисекцию на обезьянах как на животных, анатомически наиболее близких человеку; разработал основы физиологии нервной системы. Его трудами о функциях нервов медики пользовались до XVIII века. В описание деятельности нервной системы Гален заложил мысль, что ее источником являются головной мозг и позвоночный столб, а не сердце, как доказывали представители школы Аристотеля.

Человеческий мозг, как утверждал Гален, есть обитель мысли и убежище души. Это свое мнение он доказывал опытом, в ходе которого животное умирало тотчас после того, как перевязали его спинной мозг между первым и вторым позвонком. Отсюда был сделан вывод, что именно это место является «полосой жизни» или «узлом жизни», как назвали его позднее, описывая нервную систему человека.

Однако авторитет Галена сыграл и отрицательную роль: довольно долго в науке существовало ошибочное мнение, что воздух поступает непосредственно в сердце через дыхательные пути, а кровь проходит из одного желудочка сердца в другой через отверстие в перегородке между желудочками.

Независимо от теории Гиппократа Гален создал собственную теорию о строении человеческого организма и о людских характерах, причем основой для нее послужили не столько исследования, сколько философские умозаключения. Он считал, что живые существа состоят из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня, которые в свою очередь дают начало четырем жидкостям (лимфам): крови, желчи, слизи и черной желчи. Если лимфы находятся в правильной пропорции, то и здоровье человека нормально, уравновешено. Если же начинает преобладать один из этих элементов, равновесие нарушается, что вызывает отклонения от нормальной деятельности организма. Это позволяло Галену утверждать, что болезнь овладевает организмом только в случае повреждения того или другого органа, что сохранило актуальность до нынешнего дня.

Гален был острым наблюдателем и обогатил медицинские и биологические науки многими открытиями.

4 этап. Период Средневековья (V–XV ст. н. э.) — торможение развития биологии, преобладание религиозных взглядов о создании материи Богом.

Биология развивалась преимущественно как описательная наука. Накопленные факты часто были искаженными. Например, встречаются описания различных мифических существ, например «морского монаха», который будто появлялся морякам перед штормом, сирен, русалок, спрутов и т.д.

5 этап. Период Возрождения (ХVІ–XVІІІ ст. н. э.) — развитие биологической науки, изучение строения и функций различных биологических объектов.

Роберт Гук (1635–1703) — изобретение микроскопа, введение термина «клетка».

Карл Линней (1707–1778) ввел термин «вид». Основал современную систематику, а также создал собственную классификацию растений и животных. Ввел латинские научные названия видов, родов и других систематических категорий, описал свыше 7500 видов растений и около 4000 видов животных.

Роберт Гук(1635-1703 гг.)

Источник

Естественно-научные дисциплины: куда поступать, если сдаёшь химию и биологию

Рассказываем, какой выбрать вуз, как поступить и кем потом работать

какое направление выбрать в биологии

какое направление выбрать в биологии

Как готовиться к поступлению и обучению в вузе по естественно-научному направлению, рассказываем в большом обзоре. Своим опытом делятся наши преподаватели: эксперт ЕГЭ-2020 по химии, преподаватель химфака МГУ Мария Володина и сотрудник общей физиологии и регуляторных пептидов биофака МГУ, сотрудник Ассоциации победителей олимпиад Полина Шлапакова.

Химия

Биология

Биохимическое направление (медицина)

Что запомнить

Химия

Особенности дисциплины

Привычные разделы школьной химии в вузе делятся на более узкие направления. Например, изучаемая в школе общая химия — на физическую, термодинамику, кинетику и катализ.

Чтобы связывать химические процессы с реальной жизнью, полезно хотя бы на базовом уровне знать другие школьные предметы. Для решения сложных расчётных задач студентам пригодятся знания математики, биологии, физики, иногда информатики.

«Может показаться неожиданным, но геометрия, например, имеет прямое отношение к химии. Дело в том, что свойства веществ во многом зависят от их структуры. Если мы понимаем, как протекают процессы на молекулярном и атомном уровне, какую геометрию имеют молекулы или как расположены атомы в узлах кристаллических решёток, то можем предсказать поведение веществ в химических реакциях. Знание основ электростатики и физических методов исследования вещества необходимо для конструирования различных материалов с уникальными физическими свойствами, а следовательно, и поиска областей их применения», — Мария Володина.

Кем может стать любитель химии

«Некоторые абитуриенты выбирают вуз и факультет на основе своих предположений о том, по каким предметам они могут получить максимальные баллы за ЕГЭ. Лучше выбирать специальность, которая действительно вас интересует, чтобы потом не пожалеть об упущенном времени и возможностях», — Мария Володина.

Фундаментальная химия и исследования

Факультеты фундаментальной науки готовят специалистов для работы в научно-исследовательских центрах и в лабораториях при вузах, государственных и частных компаний. Учёные-химики сегодня имеют возможность реализовать себя в очень разных областях, в том числе при поддержке грантов правительства или известных брендов. Если нет желания работать в лаборатории, можно заниматься теоретической химией — двигать науку вперёд.

Производство

Химические вузы также готовят кадры для работы на производстве, где необходимо находиться в прямом контакте с реакторами, механизмами, производственными цепями. О вакансиях компаний студенты узнают на университетских мероприятиях, таких, как День факультета, День студента, День карьеры.

Образование

Химики-преподаватели нужны в вузах, школах, научных и образовательных центрах. Умелые педагоги востребованы в сфере работы с одарёнными школьниками и иностранными студентами.

Преподавание — отличный вариант для тех, кто не только хорошо разбирается в химии, но ещё умеет объяснять сложные вещи простым языком и мотивировать других на изучение предмета.

Медицина и фармацевтика

Для работы в этой области требуются специфические знания химии и биологии, поэтому лучше осваивать эту специальность в медицинском вузе или даже на факультетах фундаментальной медицины и фармакологии.

Контроль качества

Проблемы качества питьевой воды и топлива, анализ биологических объектов и допинг-контроль сегодня особенно актуальны. Здесь химикам предоставлен простор для изобретения новых методов исследования и совершенствования старых.

Предпринимательство

Есть химики, которые патентуют свои разработки, и их покупают компании для запуска новых технологий и материалов в производство, например, востребованные диагностические инструменты для разных отраслей: от медицины до нефтяной промышленности. Другие специалисты открывают частные образовательные или научно-популярные и развлекательные центры, несут науку в массы посредством химических шоу.

Олимпиады по химии

Не все олимпиады по химии дают льготы при поступлении. Школьнику следует уточнить, диплом каких олимпиад принимает вуз и какие льготы даёт за призовые места. Например, льготы призёрам конкурса научных работ «Юниор» предоставляет только один вуз — МИФИ. В 11-м классе, когда время ограничено и нужно грамотно распределить силы перед ЕГЭ, следует избирательно относиться к олимпиадам.

Ученики 8–10 классов вольны пробовать разные олимпиады по разным предметам — это поможет расширить кругозор и уточнить выбор дальнейшего образовательного пути.

Вузы неспроста отдают предпочтение собственным олимпиадам. После введения ЕГЭ вузовские задания вступительных испытаний трансформировались в перечневые олимпиады. Поскольку каждый вуз стремится выбрать абитуриентов, наиболее способных к обучению по своим программам, то и задания олимпиад существенно отличаются.

«Сеченовская — это особенная олимпиада: она требует знаний химии в приложении к медицине. В школьном курсе и даже в ДВИ на химфак МГУ, например, эти темы не разбираются. Чтобы подготовиться к олимпиадам, стоит смотреть задания прошлых лет и пообщаться с ребятами, которые в них участвовали», — Мария Володина.

Практически все олимпиады включают отборочный (заочный) интернет-этап. На некоторых бывают практические туры. Например, экспериментальный тур является обязательным на региональном этапе Всероссийской олимпиады, на Московской олимпиаде школьников и, конечно, на Международной олимпиаде по химии.

Победители (а в ряде вузов и призёры) Всероса получают право поступить в государственный вуз без экзаменов на направление, соответствующее профилю олимпиады.

Лучшие химические вузы страны

Наш топ-6 химических вузов страны составлен на основе рейтинга лучших университетов России Интерфакса. В перечень вошли крупнейшие столичные и региональные вузы, по данным 2019 года.

Рейтинг ИнтерфаксНазвание вузаБюджетных местСтоимость года обучения, руб
1МГУ имени М. В. Ломоносова211435970
5СПбГУ50288700
6Новосибирский национальный исследовательский государственный университет50180000
7Томский государственный университет30156400
9-10Казанский федеральный университет49127680—155040
11РУДН36276500

Химические факультеты продолжают открывать в разных вузах, например, в НИУ ВШЭ обучают бакалавров. Факультет организован при поддержке Российской академии наук, в 2019-2020 году абитуриентов набирали на 21 бюджетное место, ещё 9 человек могли получить стипендию университета.

Биология

Особенности дисциплины

Биология — наука о живых системах. Раньше исследователи коллекционировали образцы растений и животных, придумывали запоминающиеся названия и разрабатывали систему классификации. Современные биологи не только моделируют живые системы, но и управляют ими. В настоящее время нормы биоэтики запрещают создавать жизнь в пробирке и редактировать геном, хотя теоретически и практически это возможно. Дальнейшее развитие науки будет зависеть от решений нынешнего поколения учёных.

какое направление выбрать в биологии

Чтобы заниматься моделированием живых систем, нужна теоретическая и терминологическая база. Многие студенты сдаются на этапе её освоения, однако базовые знания биологу необходимы.

В XXI веке биология развивается благодаря достижениям в смежных областях знаний. Поэтому биологам нужно знать химию, физику, уметь программировать и разбираться в базах данных. Только вместе со специалистами других областей биологи могут разобраться в загадках природы и, например, окончательно расшифровать геном человека.

«Физики, математики и даже химики говорят, что биология — сказочная наука, где нет вычислений и прикладных задач. Однако сейчас мы можем разложить физиологию и эволюцию живых систем по молекулам, по нуклеотидам. Мы имеем дело с огромными базами данных, можем сосчитать ДНК всех иммунных клеток организма и предположить, чем может болеть человек или какими талантами он одарён, так что, пожалуй, биология действительно сказочная наука», — Полина Шлапакова.

Кем может стать знаток биологии

Криминалистика

Специалист, который разбирается в геноме человека, может помочь полиции определить возраст подозреваемого по имеющимся уликам.

Юриспруденция

Специалисты в области права и биологии нужны не только для решения глобальных проблем биологической этики, но и для защиты прав исследователей. В области высокотехнологичных исследований и производств возникают конфликты и споры по вопросам защиты окружающей среды, тестирования лекарств, редактирования генома. Важно не только обсуждать эти вопросы, но и создавать биологические конструкции для решения проблем.

Биотехнологии

Биоинженеры помогают повысить эффективность производства: они используют бионический принцип — заимствуют модели движения или структуры живых систем.

Биоинформатика

Биология XXI века — это биология больших данных. Современные исследователи могут посчитать геном всех бактерий, которые содержатся в миллилитре воды. Чтобы записать этот геном, потребуются миллиарды символов кода. Эти данные нужно уметь сортировать, анализировать и представлять информацию в наглядной форме.

Методы сбора информации с каждым годом становятся доступнее, объёмы данных растут, и тут на помощь биологам приходят специалисты IT. Программисты помогают, например, отобразить графически распределение типов иммунных клеток. Посмотрев на график, биолог может объяснить наблюдаемое явление. Биоинформатики делают биологию простой, стройной и красивой, они помогают популяризовать науку.

Журналистика и связи с общественностью

Пишущий журналист с биологическим образованием сможет объяснять сложные вещи из мира науки широкой аудитории, просвещать читателей популярных изданий. Такой специалист сможет грамотно осветить новости экологии и медицины. Полезно знать английский язык, потому что о большинстве открытий мы узнаём из зарубежных журналов.

Олимпиады по биологии

Современная биологическая наука развивается за счёт междисциплинарных связей, поэтому задания Всероссийской олимпиады по биологии претерпеваю изменения в соответствии с новыми стандартами. Становится всё больше заданий на логическое мышление и меньше на эрудицию.

«Преподаватели делят олимпиады на две категории: “олимпиадные” и “ сложные задания” по химии. Например, Сеченовская олимпиада — это сложная химия. А Всерос — “олимпиадная” олимпиада: нужно много знать, обладать колоссальной эрудицией в вопросах химии и смежных областях и к тому же мыслить нестандартно», — Мария Володина.

«Ломоносов» содержит задачи по молекулярной биологии, в олимпиаде СПбГУ и «Покори Воробьёвы горы» — больше вопросов по зоологии и ботанике. Всесибирская олимпиада включает современные задания по цитологии, генетике, и молекулярной биологии. Турнир имени Ломоносова отличают нестандартные задачи на наблюдательность, там важно проявить мыслительные способности.

Лучшие биологические вузы страны

Перечень лучших биологических вузов на ⅔ совпадает со списком для химиков — хорошие вузы хороши почти во всём. Первые четыре университета предлагают классические программы фундаментального биологического образования. Сначала там преподают базу, а затем дают возможность изучать передовые науки или, например, высшую нервную деятельность. Туда набирают больше абитуриентов, и сообщество студентов-биологов получается более многочисленное.

На большинстве биологических факультетов сильная математика, поэтому в качестве вступительного экзамена часто требуется профильный ЕГЭ по предмету. Нужен ли ЕГЭ по химии на биофак, зависит от программы обучения в вузе. Поэтому абитуриентам нужно внимательно изучать информацию на сайте приёмной комиссии.

Выпускник биофака МФТИ, как правило, разбирается и в математике, и в физике, и в биологии. Такие специалисты могут заниматься передовыми отраслями биологии.

Рейтинг ИнтерфаксНазвание вузаБюджетных местСтоимость года обучения, руб
1МГУ имени М. В. Ломоносова157440000
5СПбГУ65253900
6Новосибирский национальный исследовательский государственный университет60180000
7Томский государственный университет63150000
3МФТИ (Физтех)16270000
4НИУ ВШЭ40400000

Биохимическое направление (медицина)

Что требуется от абитуриента

Биология, химия, математика, английский и милосердие

Медицинские специальности требуют отличных знаний, как минимум, по биологии и химии. Если один из этих предметов у вас западает, то в медицинском будет особенно сложно. На факультете фундаментальной медицины ДВИ по химии ввели потому, что многие студенты вылетали с первых курсов из-за неаттестации по этому предмету. В некоторых вузах уже требуется профильный экзамен по математике вместо базового, поэтому нужно внимательно изучить информацию приёмной комиссии. Передовые научные исследования публикуют в международных журналах, поэтому пригодятся и знание английского языка.

«Медикам не чуждо самопожертвование. Это люди, которые во время учёбы не спят, а потом выходят на работу и тоже не спят. Случаются и прекрасные моменты, но нужно понимать, что медицина — времязатратное занятие», Полина Шлапакова.

Прежде чем подавать документы в медицинский, нужно понять, готовы ли вы каждый день общаться с незнакомцами и как сильно вы хотите помогать людям. Проверьте себя в волонтёрских проектах медицинской направленности: мероприятия ко дню донора, помощь в онкологических отделениях больниц и работа с детьми-отказниками. Погрузиться в атмосферу медицинской диагностики помогают специальные курсы для школьников.

какое направление выбрать в биологии

Способность к клиническому мышлению

Хороший врач полагается на собственное чутьё, а не только на современное оборудование и методики. Компьютерные томографы и лучевая диагностика позволяют увидеть многое, но времени и денег на всестороннее изучение каждого пациента часто не хватает. Врач должен поставить предварительный диагноз и для его уточнения назначить анализы или обследования.

Медицинская диагностика напоминает расследования Шерлока Холмса: наблюдательный медик складывает фрагменты симптомов и жалоб пациента в единую картину. Такую способность при первичном осмотре просканировать человека называют клиническим мышлением.

«Считается, что правильно поставленный диагноз на 50% определяет успех лечения. Если врач вовремя «поймал» болезнь и назначил лечение, то прогноз более благоприятный, а вероятность осложнений ниже», — Полина Шлапакова.

Олимпиады по медицине

Медицинских олимпиад проводится мало. Вузы организуют локальные олимпиады, которые могут добавить пару баллов при поступлении. Хоть эти олимпиады и не входят в перечень Российского совета олимпиад школьников, участвовать в них полезно: вы прокачаете свои знания, познакомитесь с увлечёнными сверстниками, заработаете несколько бонусных баллов в портфолио.

какое направление выбрать в биологии

Лучшие медицинские вузы страны

Самые известные медицинские вузы страны — Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова и Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова в Санкт-Петербурге.

В специализированных вузах с многолетней историей на первый курс ежегодно зачисляют до 1500 студентов. Там учатся и работают династии врачей. В крупных вузах успешные студенты после каждой сессии прощаются с нерадивыми одногруппниками.

Чтобы поступить на бюджет в военный медвуз, нужно пройти медицинскую комиссию. На гражданского врача там учат платно. Подробности поступления необходимо уточнять в документах приёмной комиссии.

Помимо обособленных университетов врачей готовят на медицинских факультетах немедицинских вузов. Поступить туда сложнее, но и вылететь тоже не так просто. На маленькие медфаки набирают до 100 студентов, которых курируют почти индивидуально. Студенты-медики в таких вузах, например в МГУ, могут посещать занятия и даже выполнять курсовые работы на других факультетах.

Обратите внимание, что многие медицинские вузы стали требовать профильный экзамен по математике.

Что запомнить

Про химию

Про биологию

Про медицину

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *