какое направление вас интересует

Как создать резюме, способное заинтересовать эйчара

Прежде чем принять решение относительно кандидата, HR-менеджер тратит в среднем полторы минуты на просмотр резюме. В этой статье мы подробно и по пунктам расскажем, что надо и не надо писать в резюме, как правильно описывать все пункты и на чем делать акценты, чтобы вы справились с основной задачей — заинтересовать работодателя именно за заветные 90 секунд и не разочаровать его в дальнейшем, если он захочет почитать резюме подробнее.

Надо ли резюме лично вам?

У каждого профессионала наступает в жизни момент, когда ему становится необходимо резюме. Даже если вы ищете работу через знакомых, в социальных сетях, по объявлениям в прессе или в Интернете — чтобы узнать о вашем профессионализме подробнее, работодатель рано или поздно запросит ваше резюме. Исключения могут быть, но они столь редки, что не стоит надеяться попасть в их число.

Резюме — один из самых мощных инструментов, помогающих найти работу. С его помощью вы сможете:

Имея готовое и хорошо написанное резюме, вы никогда не попадете в глупую и обидную ситуацию, когда вам звонит работодатель, о котором вы мечтали, а вам нечего ему прислать о том, какой вы классный. Наспех, как правило, ничего путного не сваяешь. Так что лучше подготовиться заранее и качественно. А если еще и разместить резюме на работном сайте, то можно быть вообще спокойным — в любой момент вы во всеоружии.

Общие рекомендации, без которых все можно испортить

В написании резюме есть моменты, кажущиеся банальными, но если их упустить, можно свести на нет все свои старания. Итак, в резюме важны:

Такое название, чтобы вас нашли

Именно по названию работодатели чаще всего ищут резюме кандидата. Поставьте себя на место ищущего, который вбивает ключевые слова: он ищет одну конкретную должность, например, PR-менеджер. Поэтому нужно указывать в названии резюме желаемую должность. Нельзя писать «Любая работа», «Что предложите» и т. п.

В названии резюме указывайте только одну желаемую позицию. Если вы владеете в равной мере разными специальностями, создайте для них отдельные резюме.

Если в названии резюме вы хотите указать уровень позиции, указывайте только один уровень:

Если вы готовы рассматривать предложения на обе должности, правильным будет создать два резюме: одно — на директора, второе — на заместителя.

Как описывать свои цели

Перечислите здесь одним или двумя простыми предложениями следующие моменты:

Правильно: «Получение должности менеджера по продажам или медицинского представителя в иностранной фармацевтической компании».

Неправильно: «Работа в перспективной компании с возможностью развития и самореализации».

Ключевая информация — ваш ключ к сердцу работодателя

В данном пункте опишите кратко:

Выделяйте только основные навыки, достижения и квалификацию, которые являются важными для позиции, на которую вы претендуете.

Опыт работы — что и как писать, о чем промолчать

Опишите свой опыт работы, последовательно добавляя описание каждого отдельного работодателя.

Если ваш послужной список очень длинный — включите в резюме только основные места работы, не более чем за пять лет или не более 3–4 компаний:

Пример правильно описанных обязанностей и личных достижений для руководителя отдела продаж (фармацевтика):

Обязанности:

Достижения:

О чем промолчать:

Фотография — преимущество с подвохом

Фотография в резюме формирует первое впечатление работодателя о вас, поэтому подходите к ее выбору сознательно и ответственно. Добавляйте фотографию, на которой будет видно только ваше лицо (рядом не должно виднеться рук, плеч, голов и прочих частей тела других людей).

Найдите или сделайте специально фотографию в деловом стиле. Скромность, в данном случае, будет очень кстати. Само собой разумеется, что фото в резюме не может быть «в пляжном стиле» или «в эротической позе». Воздержитесь от фото на фоне любимого ковра или толпы людей.

Изображения, которые не являются вашей личной фотографией, публиковать запрещено. Оставьте аватары для социальных сетей. Фото в резюме может как привлечь к вам работодателя, так и оттолкнуть его.

«Оцениватель» уровня знания иностранного языка

Есть несколько уровней владения языком, из которых необходимо выбрать один, соответствующий вашим знаниям. Указывая уровень знания иностранного языка, не пытайтесь завысить его — на собеседовании это легко может быть проверено.

Как правильно оценить свой уровень владения языком:

Дополнительная информация — ваш бонус для работодателя

В этот раздел входит вся дополнительная информация, которая может повысить вашу ценность как профессионала. Ничего лишнего, того, что не может быть полезным вам в работе на данной должности. Например, в дополнительную информацию можно включить:

Источник

Профессии будущего: как следить за трендами и найти новый карьерный путь

какое направление вас интересует

Об эксперте: Татьяна Смирнова, руководитель Центра развития карьеры в «Нетологии»

Рынок труда меняется. Каждый год появляются новые профессии: тиктокеры, пилоты беспилотников, аналитики баз данных. Меняются требования в уже существующих: появляются новые технологии, инструменты и ниши. Как следить за этими изменениями и не отстать от трендов в профессии?

Есть несколько шагов, которые помогут сориентироваться в обилии информации и найти то, что будет интересно и перспективно. Они подойдут тем, кто хочет развиваться в существующей профессии и оставаться востребованным специалистом, а также тем, кто хочет найти новую профессию и понять, в каком направлении двигаться.

Кстати, РБК Тренды постоянно обновляют статью «100 профессий будущего». Экопроповедник, дата-журналист, трендвотчер — кто все эти люди? Ответы — в нашем материале.

5 шагов по построению карьерной траектории

1. Смотреть шире

Избегайте привычных путей и ищите новое. Важно собрать как можно больше проверенных фактов, чтобы составить общую картину текущей ситуации в профессии.

Павел Притчин, CTO «Додо Пицца»:

«В основном новые специалисты растут внутри компании. Когда появляется новая технология, разумнее передать работу над ней сотруднику, который понимает контекст и специфику бизнеса. Если такого нет, ищем извне того, кто живо интересуется новой технологией и хотел бы отработать ее, внедрив в конкретный продукт.

Подходящий специалист при этом должен соответствовать определенным параметрам, даже если он не всегда до конца понимает, чем ему предстоит заниматься. Это задача первопроходца –– исследовать неизвестное и структурировать его.

Когда новая роль становится понятной, мы даем ей формальное описание и составляем список компетенций. После этого можно обучать других сотрудников или нанимать новых, потому что для нее уже прописан четкий пул задач и обязанностей».

Роман Доронин, CEO группы компаний EORA:

«Появление специалиста по принципиально новому направлению — сложный вопрос. Есть несколько способов его привлечения — внутренний и внешний. В первом случае внутри команды выбирают человека, обладающего необходимым опытом и интересом к новому направлению. Ему предстоит пройти становление в новой специализации, которой раньше в компании не существовало. Таким человеком может быть технический директор, менеджер проекта или продуктолог, который возьмется за изучение азов нового направления. Особенно важно для такого пути найти внешних консультантов, которые ускорят процесс освоения новой области».

2. Углубиться в изучение направлений

В процессе изучения информации вы начнете понимать, что вызывает у вас внутренний отклик. Когда вы выберете несколько наиболее интересных направлений, нужно будет изучить их глубже.

Хорошо, если вы знаете английский, поскольку наиболее свежие исследования и качественная информация по многим сферам доступны именно на нем.

Выясните, какие требования сейчас предъявляются к специалистам вашей профессии. Можете найти на HeadHunter вакансии по аналогичной должности или посмотреть в LinkedIn профили сотрудников, занимающих интересующие вас позиции в других компаниях. Составьте список требований.

Павел Притчин:

«На рынке появляются комбинированные роли, включающие в себя операционную часть и более детальное знание процессов. В частности, это происходит в техническом менеджменте. У нас, например, вместо тимлидов есть техлиды (Tech Lead), которые ведут команды разработчиков в техническом направлении. Причина их появления в том, что компании хочется делать максимум минимальными силами. Уже нет подхода, когда бизнес следует регламенту — технологии привносят все более разнообразные возможности, а комбинирование функционала обеспечивает гибкость».

Роман Доронин:

«Появление новой технологии стимулирует спрос на специалистов, которые будут с ней работать. Зачастую происходит миграция профессий. Например, мы все хорошо представляем, что такое визуальный дизайн. Но сейчас появился Conversational User Interface (CUI) — голосовой дизайн, в котором специалист программирует диалоги для голосовых ассистентов, их реплики и стиль общения (tone of voice). Это смежная часть дизайна, в котором UI/UX-навыки комбинируются с навыками из лингвистики и копирайтинга».

Екатерина Шестимерова, руководитель управления по развитию привлечения и HR-бренда в «Тинькофф»:

«Специальности рождаются от потребности. Так, например, для улучшения качества наших моделей в отделе Искусственного интеллекта появились сотрудники, которые работают на стыке машинного обучения и лингвистики. Они проводят анализ конкретных моделей, ищут неточности и смотрят, как с ними системно работать.

Изначально была команда, пишущая модели голосового помощника «Олег». От него нужно добиваться высокого качества понимания и помощи клиенту. Каждый день появляется все больше данных, по которым алгоритм может понять, где он неправ. Но чтобы ускорить этот процесс, наряду с основной командой появились эти специалисты, которые разбираются, в какой именно области ответов «Олег» западает и как скорректировать модель, чтобы исправить ошибку».

3. Оценить себя

После изучения интересующих направлений нужно будет так же внимательно присмотреться к себе.

Объедините ценности, имеющиеся знания и навыки и зоны своего развития — это понадобится на следующем этапе.

Екатерина Шестимерова:

«Все хорошие специалисты у нас имеют базовое образование. У продуктовых маркетологов, которых я знаю лично, либо хорошее фундаментальное образование, либо большой опыт работы, который им это образование компенсировал. Например, отлично срабатывает, когда есть база в виде физмата, технической специальности или исследовательской деятельности, на которую «насаживается» знание фреймворков работы в конкретной области».

4. Сопоставить информацию

Теперь нужно сопоставить собранную на предыдущих шагах информацию о себе и интересующих направлениях. С одной стороны, будут ваши интересы, ценности и профессиональные навыки. С другой — требования рынка, задачи и возможности по каждому направлению. Посмотрите:

Определите, какое направление подходит вам по ценностям, имеющимся навыкам и необходимым усилиям для развития в нем.

Екатерина Шестимерова:

«Следить за тем, что происходит и становится востребовано, нужно опираясь на свои симпатии. Мой совет тем, кто следит за изменениями, — попробовать несколько лет поработать в большой корпорации. Тренды в них «прорастают» быстрее, насмотренность будет выше и будет больше данных, с помощью которых вы сможете решать, откликается вам это или нет. Хорошо, когда есть большая витрина выбора с практиками и областями развития».

5. Определить зоны развития

Когда конкретное направление в профессии выбрано, еще раз проанализируйте, какие навыки вам необходимы для дальнейшего развития. Составьте план развития этих навыков и дальнейших шагов на выбранном карьерном пути. Например, как вы можете получить необходимые навыки: что прочитать, посмотреть, какие проекты выполнить.

Тренды в появлении новых специалистов в диджитал-сфере

Екатерина Шестимерова:

«Сейчас для нас в приоритете решения, основанные на искусственном интеллекте. Поэтому будет активно развиваться все, что связано с исследованием данных и автоматизацией.

С другой стороны, машинное обучение — это всегда только инструмент, который можно применить к работе с текстом, маркетингу, распознаванию образов. Поэтому в некоторых направлениях появляется все больше людей с сильным гуманитарным образованием. Они лучше понимают, как исследовать людей, их привычки и поведение. У них большой академический опыт (анализа научных статей, мета-анализов, подготовки гипотез и экспериментов, оценки статистической значимости), и в то же время умение использовать продуктовые подходы, такие как исследование проблем клиента (CustDev), и данные веб-аналитики».

Роман Доронин:

«В ближайшие пять лет востребованными станут профессии, связанные с прикладным применением машинного обучения. Особенно ценными кадрами будут люди с пониманием основ Data Science и предметной области. Например, человек с фундаментальным знанием биологии, применив методы машинного обучения, может получить принципиально новые результаты, а журналист, умеющий работать с данными, сможет найти новые инсайты для своих статей.

Что касается дата-сайентистов, то есть две тенденции. Одни со временем станут универсальными и будут закрывать весь цикл работ на проекте или в компании, так как в мире будет все больше полностью готовых и автоматизированных фреймворков и обученных моделей. Другие, наоборот, будут узкими специалистами, делающими акцент на ресерче, которые будут стараться получать максимальные метрики в локальных задачах и писать статьи».

Современный мир редко предлагает готовые и простые решения, всегда существует множество индивидуальных аспектов и нюансов, которые нужно учитывать. Поэтому, несмотря на все тенденции и тренды, выбор вашей карьеры всегда за вами.

Источник

20 вопросов, которые помогут выбрать профессию

Обычно в этот момент родители или психолог-профориентолог хватаются за голову и начинают придерживать дергающийся глаз. В этом материале мы публикуем совет эксперта проектов «Родительский университет: PRO-Родители!» ГК «Просвещения» и ГЕРОИ — Марии Косинец, психолога, профориентолога и создателя программы профориентации для школьников «Мой выбор».

Зачем нужен осознанный выбор?

Чтобы сделать осознанный выбор будущего, каждому подростку предстоит столкнуться с перечнем вопросов. Но что значит осознанный?

Плотно связанный с представлением, что выбранная вами профессия будет пронизывать всю жизнь, поможет реализовать мечты и амбиции, а не только заработать.

Выбор профессии – это выбор образа жизни. Учитель, бухгалтер, экономист – вы с легкостью можете представить, из чего складывается их день?

Каждая профессия несет определенную специфику. Мы выбираем не только зарплату, которую “гарантирует” профессия, но и распорядок дня. Будут ли выходные, будет ли работа, которую придется забирать на дом, будут ли нервные перегрузки. Исходя из статистики, 4 из 10 студентов отчисляются и переходит на другие направления, ведь только после знакомства и обучения они понимают, что выбранная ими сфера – совсем не то, чему хотелось бы уделять время.

какое направление вас интересует

Говорят, что один из трех студентов не в курсе, сколько стоит его обучение. Мы с Леной в курсе. А ты?

Кроме причин психологического характера, добавляется финансовая. Подросток может не знать, а взрослые – забыть, что перечень бесплатного обучения гарантированного государством по профессиональным программам органичен одной специальностью в ступени СПО и ВО.

Над детьми в любом случае довлеет ситуация: родители, учителя, одноклассники – так или иначе стараются склонить к выбору. Параллельно с этим меняется мир – к нам приходит автоматизация, меняется и сам рынок профессий.

Все 20 вопросов могут быть разделены на два направления: профориентация и самоопределение. Кстати, что это?

Умение смотреть вглубь себя, определять, что интересно, чего они хотят от жизни, и как эти вещи соотносятся между собой.

Начнем мы именно с них – с вопросов, которые помогают ребятам сформировать свой список желаний.

1. Какие критерии при выборе работы для меня важны?

Кому-то важен карьерный рост, кому-то деньги, командировки или возможность проводить день с семьей. Выписывайте все критерии в столбик — это и будет основой, через которую можно смотреть на профессиональный мир.

2. Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?

Важно разделять индивидуальную и групповую деятельность: кому-то комфортно работать одному, а кому-то помогать коллегам. Обычно уже сейчас, в учебной деятельности, видна эта разница.

К ответу на этот же вопрос относятся:

Когда мы соберем вот эти показатели, станет ясно, из чего возможно выбирать, потому что большой спектр специальностей вообще отпадает.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу работать с людьми. Хочу быть актером, но люблю только индивидуальную деятельность. Получится? Нет.

какое направление вас интересует

Сейчас мы с Пашей на третьем курсе. И только в этом семестре узнали, что ежедневно делают HR-менеджеры. Не надо так.

3. Хочу, могу и надо. + Не хочу и могу научиться

Если мы определяем только наши «хочу», выбор профессии может зайти в тупик, так как мечты и возможности необходимо соотносить.

Пусть подросток подумает, что он готов делать с точки зрения «могу».

Например: Кто-то не в состоянии заниматься монотонной работой, но хочет быть юристом. Получится? Нет.

Качества, которые характеризуют рабочую деятельность, — крайне важный элемент выбора. И здесь подростку потребуется помощь взрослого, способного смотреть правде в глаза.

Например: Кто-то имеет физические особенности, по зрению не проходит на военную деятельность. Не на всю, но на какую-то. Профессиональный отбор нужно также мягко учитывать.

Еще один важный вопрос – работа на перспективу. Если ребенок выбирает для себя профессию на основе того, что он может на настоящий момент, он себя сильно ограничивает. Есть масса навыков, которым можно научиться прямо сейчас. Создайте и этот список.

4. Формат интересующей меня работы

Работать в современном мире нужно тоже по-разному.

Например: Если ребенок хочет быть “судьей”, но одновременно “фрилансером” – ничего не выйдет. Точно так же, как учитель не может приходить только во вторник и четверг. Репетитор – может. И юрист консультант – может.

5. В каких схемах и областях мне интересно работать?

Разделение на естественные и гуманитарные науки сильно упрощает. Ребятам надо объяснить, что ни одна профессия не связана на 100% с конкретным школьным предметом. Прямая связь с дисциплиной может пугать ребенка.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу сдавать литературу, мне говорят, что я в ней плох. Но ведь журналист работает и с людьми, и с творчеством, и с информацией, а если пишет про науку или технику — добавляет ее.

Чем шире информация о пересечении внутри выбранной области, тем проще выбрать.

6. Действительно ли я знаю, из чего выбираю?

Ребята всегда выбирают из некоторого ограниченного списка специальностей, знакомых со школы, и важно максимально его расширять.

Осознанный выбор — это не выбор из 10 знакомых работ, это изучение того, что есть в мире. На YouTube масса разборов разной профессиональной деятельности, а в интернете – подборок современных профессий.

какое направление вас интересует

YouTube – это возможность посмотреть на разные профессии, не устраиваясь на работу.

какое направление вас интересует

7. Есть ли смежные специальности с интересующим меня направлением?

Фокусировать все свое внимание на одной конкретной специальности может быть ошибочным подходом. Часто ребенок решает: мне нужна физика и информатика по ЕГЭ, а больше я ничего учить не будут, литературу, биологию, географию закрою “для галочки”.

В итоге ребенок себя ограничивает, и не имеет возможности, даже в случае желания, изменить подход оперативно и без потерь.

Изучение школьных предметов помогает ребятам расширить представление о мире, о том, чем можно заниматься. Возможно, если бы мы преподносили школьную программу именно так, уровень мотивации и ее смысл были бы другими.

8. Чем занимаются представители интересующей меня профессии?

Иногда бывает, что подросток посмотрел фильм про адвоката и ему понравилось. Но дело в том, что в кино обычно показывается всего одна сторона: без подробностей и трудностей. А, возможно, наоборот, без повседневной рутины.

Понимание должно быть максимальным: вот я отучусь, приду на работу и… Что и?

Например: Некоторым детям удивительно, что учителя заполняют документы после того, как школьники уходят домой. Учитель — это не только работа с подростками, это еще и бумажная работа. Если вы к такому не готовы, задумайтесь сразу.

9. Из скольких источников я знаю про интересующую меня профессию?

Только интернет, только слова одного человека, только фильм – это не вариант.

Про одну и ту же профессию можно рассказать так, что 100% захочется стать ее представителем и так, что 100% захочется держаться подальше.

Часто школы приглашают родителей или партнеров рассказать о своей работе в рамках профориентационного трека. Но всегда важно понимать: такой человек может а) быть ситуативно неудовлетворен работой б) ситуативно вдохновлять и что-либо упускать из внимания.

Чем больше знает ребенок, тем меньше субъективное влияние на его выбор.

10. Могу ли я попробовать сейчас интересующую меня профессию?

Речь не о том, чтобы трудоустроиться на несколько месяцев сразу, хоть это и желательный исход. Не всю работу можно попробовать в 15 или со стандартным уровнем подготовки.

Тем не менее, любую деятельность можно разбить на компетенции или навыки и попробовать себя через них.

Например: Будущий юрист может попробовать почитать законы и посмотреть, не вызывает ли это отторжение. Журналист — написать в блог по законам жанра, а не просто как пост в Инстаграм.

11. Есть ли рабочие места на интересующую меня профессию в моем регионе?

На этом этапе может произойти корректировка целей. Вариантов, в принципе, не так много: а) сменить вектор, если я принципиально хочу остаться в своем регионе; б) подготовиться к переезду.

С приходом в нашу реальность цифры, некоторую работу можно перевести в онлайн, так что и переезжать не придется. Но на начальном уровне занятости соискателю очень редко дают возможность работать удаленно.

какое направление вас интересует

Алиса! А нужны вообще генетики в Салехарде?

12. Если рынок труда перенасыщен, что я буду делать?

В любой период существуют востребованные специальности, как следствие – рынок ими перенасыщен. Решение всегда есть, но окончательный выбор подростка будет зависеть от степени его мотивации.

Например: Программист – очень востребованная и очень популярная профессия. К тому же, в ней крайне много направлений и задач. Но ребята, кто готов работать на таком перенасыщенном рынке, должны сразу же обогащать себя, прокачивать навыки. Здесь чтобы быть востребованным, нужно быть в три раза более конкурентоспособным.

13. Какие знания, умения и навыки важны для данной профессии?

Вопрос связан отчасти с предыдущим. Мы выбрали профессию, она соответствует всем нашим желаниям и целям, теперь необходимо рассмотреть саму деятельность.

Готовы ли вы «прокачиваться» в такую сторону? Готовы ли начать приращение навыка прямо сейчас и потом – постоянно – в будущем? Есть профессии, “застой” в которых означает выбывание из гонки.

14. Перспективна ли эта профессия, не исчезнет ли она к завершению образования?

Изучите рынок труда, изучите университетские программы. Важно понять, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чтобы время, потраченное на образование, не было потрачено впустую.

15. Соответствует ли эта профессия всем моим пожеланиям? (1-5 пункт)

С этого момента необходимо вернуться в начало и перепроверить исходные данные. Дело в том, что желания могут корректироваться в любой момент – и это нормально.

Например: Иногда ребятам выбирают групповую деятельность, потому что она снимает индивидуальную ответственность. Якобы снимает. Изучите выбранную вами профессию еще раз.

Каждая наша проба – особенно вопрос № 10 – дает понимание, чего именно ты хочешь хочешь.

Например: Пока ты ни разу не пробовал управлять командой, ты не поймешь, можешь ли и, что важнее, нравится ли тебе отвечать за макро-процессы, но не делать что-либо руками.

16. Понимаете ли вы все минусы и плюсы интересующей профессии?

У любой профессии и любой деятельности есть минусы и плюсы. 24 часа и 7 дней в неделю нельзя получать удовольствие, как бы нас ни уверяли в обратном.

Всегда будут задачи, которые нам нравятся, и задачи, которые нам не нравятся. Осознанный выбор — это понимание всех минусов и согласие с ними.

Выпишите на лист и то, и другое, чтобы понять: перевешивают ли конкретные плюсы – минусы?

какое направление вас интересует

У тебя получилось больше плюсов хотя бы в одной профессии? Кажется, у нас не все данные, Маш.

17. Представьте, что вы занимаетесь выбранной профессией 5-10 лет

Каждый день, на протяжении длительного срока, 8 часов в день подросток будет заниматься определенной работой. Готов ли он к такому? Достаточно ли многообразны задачи внутри выбранной профессии?

18. Знаете ли вы, где и как вы можете получить интересующую вас профессию?

Мечты – это прекрасно, но в вашем плане должна быть реальность. Если после школы у вас есть возможность переехать в другу страну и там получать степень “гендерного исследователя” – это хорошо. Если нет, стоит поискать смежные профессии.

19. Какие экзамены мне предстоит сдавать? И как повысить шансы на поступление?

Необходимо разобраться не только с ЕГЭ, но и с системой поступления. Узнать, будут ли дополнительные вступительные испытания. Это особенно актуально в творческих специальностях.

Иногда для таких испытаний нужны заранее подготовленные материалы. Например, для поступления на журфак, нужны статьи в газетах. Если вы выяснили об этом весной 11 класса, можно не успеть подготовить пакет требуемых документов.

какое направление вас интересует

Подготовка к Олимпиадам – мой шанс получить 100 баллов за предмет ЕГЭ. И отличная тренировка для вступительного экзамена.

20. Когда я начну выбирать?

Для большей определенности и спокойствия решите, какие сроки получения ответа вы ставите себе на каждый вопрос.

Абсурдно оставлять все 19 тем на май месяц выпускного класса. Поспешные решения или выбор по остаточному принципу чаще всего не ведут к успеху. Перед нами и так период большого стресса, а эффективно делать параллельно столько задач невозможно.

Оптимальным сроком для старта профориентационной (самоопределение) кампании является 7-8 класс. К началу 11 класса детям рекомендуется понимать, какое направление они выбирают.

Экстренные меры не всегда хороши. Например, найти первый попавшийся в интернете тест и окончательно запутаться после ответа на 7 вопросов из серии “Нравится ли вам?”.

Что еще поможет определиться?

Каждый ответ сужает список специальностей, каждая проба помогает определиться. Но что делать, если все 20 вопросов пройдены? Максимально кратко:

Если вы читаете этот текст и вы – подросток, то запомните: к рекомендациям родителей и педагогов стоит относиться с легкостью, так как их общая цель одна — счастливое будущее. Ваше будущее. Так что ваша общая задача – быть в свободном диалоге без директив.

Материал подготовлен на основе онлайн-лектория, организованного проектом “Родительский университет: PRO-Родители” ГК “Просвещение”, проектом ГЕРОИ и при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *