какое направление в философии рассматривает сознание как атрибут материи
МАТЕРИЯ и СОЗНАНИЕ: кратко
ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ.
ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
В философии материя является наиболее общей категорией, в которой фиксируется материальное единство мира. Главное свойство окружающего нас мира, которое отражается в понятии «материя», – это самостоятельное существование мира, независимое от нашего познания и ощущений.
В материализме она трактуется как объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая вне и независимо от человеческого сознания.
В определении материи решается один из основных вопросов философии – вопрос о соотношении материи и сознания.
Среди свойств материи выделяются ее атрибуты – изменяющиеся характеристики того или иного материального объекта. К числу атрибутов материи относятся пространство, время и движение.
В современной науке пространство, движение и время рассматриваются не самостоятельно, а относительно друг друга. Считается, что не существует абсолютного пространства или времени, пространство и время возникают в результате движения и взаимодействия материальных тел. В то же время сами материальные тела могут рассматриваться как искривления пространственно-временного континуума.
Каждая эпоха имела свое представление о том, что такое сознание. В эпоху Античности сознание понималось как связь между человеком и окружающим его миром, космосом. Платон выразил это в метафоре «воск и печать».
В Средние века была открыта новая грань проблемы сознания. Теперь оно понималось не только как знание внешнего мира, но и как осмысление человеком его собственного внутреннего мира. Так возникает проблема самосознания.
В Новые века формируется новое представление о человеческом сознании. Оно становится центральной проблемой философии. Даже само бытие человека доказывается наличием у него сознания. Так, французский философ Р. Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, существую».
Говоря о свойствах человеческого сознания, немецкий философ И. Кант определял пространство и время как формы чувственности и рассудка познания. Еще дальше в утверждении значимости человеческого сознания пошел другой немецкий мыслитель И.Г. Фихте. Он писал, что мир существует лишь как представление в сознании человека.
К. Маркс решительно критиковал попытки считать сознание первичным, а весь остальной мир – вторичным, порождением сознания. Он полагал, что сознание определяется бытием, т. е. практикой и общественными отношениями, в которые люди вступают между собой. Таким образом, можно говорить об искаженном классовом сознании, идеологии.
Кратко и понятно о философии, философах, понятиях, сути философии, направлениях и школах. Шпаргалка для экзаменов, зачётов, рефератов, докладов. вся Философия в кратком изложении.
Бытие, материя, сознание как категории философии
1.Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.
2.Формирование научно-философского понятия материи.
3.Проблема сознания в философии.
1 вопрос. Категория БЫТИЯ, ее смысл, место в системе философских категорий.
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.
Каково же содержание философской проблемы «БЫТИЕ»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:
1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.
Данные положения (признаки) обобщаются понятием «субстанции».
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:
1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.
Категория «МАТЕРИЯ» введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ «МАТЕРИЯ», каждый из которых имеет несколько уровней, являются:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
3. Социум (общество).
Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:
1. Наличие движения. ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
а) Механическое движение.
б) Физическое движение.
в) Химическое движение.
г) Биологическое движение.
д) Социальное движение.
2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.
3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.
ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний ) данных объектов в процессе из развития.
ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
а) Физическим.
б) Химическим.
в) Механическим.
3 вопрос. Проблема СОЗНАНИЯ в философии.
Высшим уровнем (видом) отражения является СОЗНАНИЕ. Согласно материалистической концепции СОЗНАНИЕ – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях
Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
Философия изучает две основные ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:
Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.
В целом в философии существует НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм и умеренный материализм.
3. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания».
4. УМЕРЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.
— Понятие «бытие» – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.
Философское учение о сознании
Мир един и единство его состоит в материальности. Если мы будем рассматривать мир как целое, то в него войдет и мыслящая материя с её свойствами. Сознание и является свойством высокоорганизованной материи, так полагают материалисты. Идеалисты, напротив, утверждают, что сознание есть особая, чуждая материи духовная субстанция, которая не подчиняется законам природы. Отрыв сознания от материи характерен и для религиозных представлений. Религия рассматривает сознание как частицу бессмертной души, данную человеку богом. Сам факт наличия у человека сознания и то, что оно резко отличается от тела материи, является бестелесным, использовался богословами как доказательство существования иного, духовного мира, отличного от мира материального.
В противоположность религии и идеализму материализм рассматривает сознание как вторичное по отношению к материи, как её свойство. Весь материализм признает, что нет мышления без мыслящей материи, но вопрос о происхождении и сущности сознания оказался очень не простым для материалистов, о чем свидетельствует история философии.
Одна из первых попыток материалистического решения этого вопроса состояла в том, что сознание рассматривалось просто как разновидность материи, как один из её видов. Так Демокрит утверждал, что сознание материально, что душа состоит из наиболее совершенных и подвижных атомов, имеющих шарообразную форму.
Взгляд на сознание как на особый вид материи держался вплоть до второй половины Х1Х века. То, что в древности было наивным, в середине Х1Х века стало вульгарным. Именно в это время его развивали немецкие вульгарные материалисты Бюхнер, Фогт, Молешотт. Бюхнер заявлял, что мысль – это физико-химическое движение мозгового вещества, а Фогтутверждал, что мозг выделяет мысль также, как печень выделяет желчь. Вульгарные материалисты всерьез пытались найти связь между составом пищи и духовной жизнью народа. Человек, говорилМолешотт, »есть то, что он ест».
Другой попыткой материалистического решения проблемы сознания было воззрение, согласно которому вся материя одухотворена, вся материя мыслит. Это направление получило название гилозоизма (от греч. »хиле» – материя и »зое» – жизнь). Приверженцами гилозоизма были французские материалисты ХVIII века Робинеи Дидро. Дидро, например, утверждал, что ощущение в потенциальном виде является всеобщим свойством материи. Он писал: »От молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума». Дидро рассматривал чувствительность как свойство, присущее всей материи и различающееся у камня, растения, животного и человека лишь по степени проявления. На позициях, близких гилозоизму, стоял Спиноза, который утверждал, что мышление является атрибутом материи, таким же всеобщим её свойствам, как и протяженность.
Понятие – принципиально новая форма отражения, здесь общее фиксируется не только объективно, но и субъективно. Ребенок, имеющей знания о чем-то на уровне понятий, начинает осознавать факт обладания этим знанием, у него появляется самосознание. Мышление как философская категория включает в свое содержание все формы мышления, оно отражает действительность посредством образов-представлений и понятий. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, дающее знание о существенных свойствах, связях и отношенях объективного мира. В генетическом отношении »мышление» является более широким понятием, чем »сознание». Сознание – это высшая форма мышления, включающая в свое содержание эмоции и волю. Сознание– это свойство функционирующего мозга, заключающееся в чувственно-рациональном и эмоционально-волевом отражении действительности, в разумном регулировании чувств и поведения человека.
Сознание существует для другого через язык, в нем оно находит свое материальное выражение. Мышление и язык тесно связаны друг с другом, но они не тождественны. Мысль есть отражение действительности, а язык есть способ выражения, закрепления и передачи этого отражения. Язык– это знаковая система, способная передавать информацию и быть способом выражения и закрепления мысли. Язык выполняет две основные функции: быть средством познавательной деятельности (когнитивная) и служить средством общения (коммуникативная).
Сознание не имеет своего собственного содержания, а, следовательно, и своего собственного самостоятельного бытия. Оно не существует наряду с материей, а является ее свойством. В онтологическом отношении сознание материально, как и любое другое свойство материи. Но сознание – особое свойство, оно способно отражать мир. Для характеристики этой специфики используется понятие идеальное. Идеальное– это не материальное. Но в материалистической философии оно имеет рациональный смысл только в гносеологическом отношении, выражая противоположность отражения и отражаемого. Считать, что сознание нематериально во всех отношениях, значит полностью отделять его от материи. Сознание способно давать идеальное отражение реального мира в виде ощущений, восприятий, представлений и понятий. Идеальный образ не содержит в себе ни грамма вещества и не имеет физических характеристик отражаемого предмета, не обладает массой, энергией, не имеет пространственных свойств. Образ огня не жжет, а образ камня не имеет веса и твердости. Идеальное, по выражению К. Маркса, есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Но идеальное отражение присуще не только человеку, но и животным. Идеальное – это атрибутивное свойство психического отражения.
Таким образом, при рассмотрении проблемы идеального необходимо четко различать онтологический и гносеологический аспекты. Абсолютная противоположность материи и сознания имеет смысл лишь в гносеологическом отношении, когда сознание рассматривается как отражение, образ, »копия» материальных объектов. Как свойство материи сознание – материально, как образ – оно идеально. Сознание является единством материального и идеального. Сознание является продуктом исторического развития материи, функцией и свойством коры больших полушарий человека. Зависимость сознания от мозга и человеческих чувств была известна уже материалистам XVII-XVIII веков. Источником знаний о природе они считали чувства, а саму природу – основой, на которой развивается человек и его мышление. Не понимая роли труда в возникновении сознания, домарксовские материалисты не видели принципиальной разницы между сознанием человека и психикой животных. Они приписывали животным воображение, фантазию, считали, например, что лошади присуще честолюбие, а курица высиживает чужие яйца из хороших побуждений. Но сама по себе физиология мозга не порождает мысли. Об этом свидетельствует случаи воспитания животными человеческих детёнышей. Эти »Тарзаны» и »Маугли» были весьма мало похожи на свои художественные образы. Это были животные без всяких проблесков человеческой мысли. Рожденные людьми, в обществе животных они становились животными. Следовательно, мозг человека, лишенный в раннем детстве социальной среды, мыслить не научается. Для возникновения сознания помимо биологического субстрата необходимы ещё социальные условия. Эти условия были блестяще обоснованы в работе Ф. Энгельса »Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Как показал Энгельс, сознание человека возникает под влиянием и в процессе труда. »Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг».
Итак, долгое время создателем первых каменных орудий считался питекантроп. Однако в 60 годы ХХ века в Олдовайском ущелье, расположенном в Восточной Африке, английским археологом Лики, а затем и другими экспедициями, были найдены останки существа с объемом мозга на 150 см 3 превышающем объем мозга австралопитека. Рядом с ним были обнаружены каменные орудия, грубо оббитые гальки с одной или двух сторон. Творец галечных орудий стал рассматриваться учёными как древнейший представитель человеческого рода и получил наименование »хабилис» или »человек умелый». Поскольку абсолютный возраст хабилиса и олдовайской культуры составил 2,6 миллионов лет, был сделан вывод о том, что процесс антропосоциогенеза удлинился почти в три раза. »Человек умелый » не обладал членораздельной речью, понятийным мышлением и сознанием, поскольку в коре его головного мозга отсутствовали речевые центры, его трудовая деятельность осуществлялась на основе наглядных форм мышления. Все эти факты позволяют сделать вывод, что в процессе антропосоциогениза имело место наличие трех скачков, трех основных этапов в процессе перехода от биологического к социальному.
Первый скачок связан с началом становления трудовой деятельности »человека умелого», появившегося около 3 млн. лет назад. Второй скачок связан с появлением питекантропа, а третий – с человеком современного типа, »человеком разумным».
Основы философии. Рабочая тетрадь для самостоятельной работы обучающихся.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема 1. Философия, ее роль и функции в обществе
1. Сущность мировоззрения и его исторические типы.
2. Возникновение философии, ее предмет и метод, функции в обществе.
Задание№1. Дайте определение следующим понятиям:
Мировоззрение. Мифология. Религия. Философия. Материалисты. Идеалисты. Дуалисты. Агностики. Метафизика. Диалектика.
Задание№2. Заполните таблицу.
— это эмоционально-чувственное отображение действительности
носит интеллектуально-рациональный характер
результат обобщения практического жизненного опыта
совокупность приведенных в систему знаний, убеждений и верований, отображающих общечеловеческие отношения
Задание№3. Заполните таблицу Исторические типы мировоззрения
Задание№4. Заполните таблицу Методы философии
Данный метод заключается в том, что предметы и явления рассматриваются вне связи друг с другом. Развитие понимается как простое увеличение или уменьшение готовых качеств. Источник развития видит либо во внешнем столкновении одних предметов с другими, либо таким источником является сверхъестественная сила.
Данный метод состоит в том, что предметы и вещи окружающего человека мира рассматриваются во взаимосвязи движении и развитии,
признает самодвижение, саморазвитие природы и общества.
Задание№5. Заполните таблицу
Основной вопрос философии
бытие (материя) или сознание?
мир, природа, общество?
Философы, которые за первичное принимают природу, материю, а сознание считают вторичным, производным от материи, особым свойством материи (Фалес, Демокрит, Гераклит)
философы, которые за первичное принимают дух, сознание; оно творит материю, мир (Платон, Гегель).
Философы, считавшие, что в основе бытия существуют два равноправных начала: материальное и идеальное.
Те, кто признает познаваемость мира
Те, кто отрицает возможность полностью или частично познавать мир
Задание№6.Установить, какой функции соответствует ее содержание.
— дает наиболее общие знания о мире и месте человека в нем;
— ориентирует человека определенным образом в его жизни и деятельности, помогает вырабатывать активное, творческое отношение к жизни.
2. Воспитательная и образовательная функция.
— философия подсказывает наиболее общие методы познания и преобразование действительности человеком;
— служит методологией для других наук.
— философия изучает проблемы процесса познания, его возможности и закономерности, выявляет условия, достоверности и истинности знаний.
— изучение философии расширяет кругозор человека, формирует определенное отношение к миру, повышает общую культуру, развивает мышление.
Задание№7. Дайте ответ на вопросы № _________________________________
1.Что такое мировоззрение? Назовите исторические типы мировоззрения.
2.Какова роль мифологического мировоззрения в обществе, назовите его черты.
3.Охарактеризуйте религиозное мировоззрение. В чем его отличие мифологического мировоззрения?
4.Что изучает философия? Назовите особенности философского мировоззрения
5.Какова сущность основного вопроса философии?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №8. Дайте ответ на тесты №___________________________
1.Философия может быть определена как:
1) система самых общих теоретических воззрений на мир, на место человека в нем;
3) совокупность нравственных учений и норм;
4) система религиозных учений о мире и человеке.
2.Какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи?
1) материя — то, из чего все состоит;
2) материя — объективная реальность, существующая независимо от сознания;
3) материя — основная субстанция, первоматерия;
4) материя — комплекс «моих ощущений».
3.Онтология — это философское учение:
2) о ценностях мира;
3) о происхождении Вселенной;
4) о доказательствах.
4.Гносеология — это философское учение:
2) о непознаваемости бытия:
4) раннего христианства.
5.Чем отличается философия от мифологии и религии?
1) учением об авторитетах;
2) рационально-теоретическим представлением о мире;
3) образностью представлений;
4) учением о сверхъестественном.
6.Укажите философское определение «природы»:
1) природа — это географическая среда;
2) природа — это вся Вселенная;
3) природа — это материя;
4) природа — это биосфера Земли.
7.Материалистическая точка зрения:
1) сознание есть свойство высокоорганизованной материи;
2) сознание есть свойство всей материи;
3) сознание материально;
4) сознание человека — это проявление мирового духа.
8.Выделите метод познания, который относится только к теоретическому уровню:
9.Выделите методы познания, которые применяются только на эмпирическом уровне:
10.Какое суждение с современной философской точки зрения верно?
1) цель оправдывает средства;
2) основа мира — это число и гармония;
3) материя и сознание — две основы бытия;
4) все наши знания — только гипотезы и таковыми останутся.
11.Что такое мировоззрение?
1) это состояние сознания;
2) это чувственное восприятие мира;
3) это совокупность взглядов человека на мир и свое место в этом мире.
12.Почему вопрос о соотношении материи и сознания является основным вопросом философии?
1) потому что он решает вопрос об основах бытия;
2) он наиболее сложен для решения;
3) потому что в зависимости от ответа на него человек формирует свое мировоззрение.
13.Чем отличается философский тип мировоззрения от мифологии и религии?
2) логической доказательностью выдвигаемых положений;
3) верой в силу разума.
14.Основной вопрос философии. В чем его сущность?
1) это вопрос о жизни и смерти;
2) это вопрос о том, что есть истина;
3) это вопрос о соотношении мышления и бытия.
15.Что такое философия?
1) это мировоззрение небольшой части людей;
2) это соотношение мышления и бытия;
3) это форма общественного сознания.
16.Кто впервые употребил термин «философ» в отношении тех, кто стремится к высшей мудрости и добродетельной жизни?
17.Как называется раздел философии, изучающий:
1) бытие, его формы, сущность мира, его первооснову?
2) сущность и природу человека, специфику его бытия?
3) познание, его источники и границы?
4) сущность и специфику бытия общества
5) сущность и первооснову, специфику бытия природы?
д) социальная философия.
а) познание, источники и формы знания, методы и границы познания;
б) сущность и природу человека, специфику его бытия, смысл его жизни;
в) сущность и природу ценностей, их место и значение в жизни людей;
г) бытие, формы и способы бытия мира, его первооснову и сущность.
1) бытие, формы и способы бытия мира, его первооснову и сущность;
2) познание, источники и формы знания, методы и границы познания;
3) сущность и природу ценностей, их место и значение в жизни людей.
1) познание, источники и формы знания, методы и границы познания;
2) бытие, формы и способы бытия мира, его первооснову и сущность;
3) сущность и природу ценностей, их место и значение в жизни людей.
21.В чем состоит сущность:
а) философского мировоззрения?
б) религиозного мировоззрения?
в) мифологического мировоззрения?
1) форма мировоззрения, разделяющая мир на сверхъестественный и земной и ставящая земной мир в зависимость от божественного;
2) теоретическая форма мировоззрения, отображающая мир в понятиях и обоснованных знаниях;
22.В чем состоит отличие философии от мифа и религии?
1) отображением внутреннего мира человека.
2) экзистенциальной направленностью отображения мира;
3) аксиологическим характером знаний;
4) рационально- логическими методами исследования;
23.Что является предметом философии?
1) структура различных областей природы, их свойства;
2) специфика и структура живых организмов;
3) мир как целостность, место человека в мире, его отношение к миру;
4) психика человека, ее механизмы.
24.В чем состоит сущность:
1) познавательной функции философии?
2) методологической функции философии?
3) аксеологической функции философии?
4)мировоззренческой функции философии?
а) выражение, систематизация, обоснование мировоззрения;
б) разработка принципов и методов познания, критериев знаний;
в) вырботка знаний о мире как единой целостности в отношении к нему человека;
г) изучение и обоснование ценностей, раскрытие их значения в жизни людей.
25.Как называется направление в философии считающее первоосновой мира сознание?
26.Какое направление в философии рассматривает сознание как атрибут материи?
27.В чем состоит содержание основного вопроса философии?
1) вопрос об отношении материи и сознания;
2) вопрос о структуре материального мира;
3) вопрос о структуре и свойствах сознания;
4) вопрос о структуре и свойствах природы.
28.Как называется направление в философии считающее:
3) независимость существования друг от друга материи и духа?
29.Как решает основной вопрос философии:
2) субъективный идеализм?
3) объективный идеализм?
а) первооснову мира составляет материя, существующая вне сознания человека;
б) первооснову мира составляет идея, существующая вне сознания человека;
в) существует лишь то, что человек ощущает, дано ему в органах чувств.
30.В чем состоит сущность основного вопроса философии?
1) что составляет первооснову мира, его сущность;
2) каковы свойства психики человека;
3) какова структура природы, ее физические свойства;
4) какова структура общества, его особенности.
31.В чем состоит сущность философского понятия бытия?
1) бытие – это философское понятие, обозначающее все, что существует субъективно;
2) бытие – это философское понятие, обозначающее все, что существует объективно;
3) бытие – это философское понятие, обозначающее все, что существует;
4) бытие – это философское понятие, обозначающее все, что существует само по себе и через себя.
32.В чем состоит сущность философского понятия материи?
1) материя- это философское понятие, обозначающее все, что существует;
2) материя- это философское понятие, обозначающее все, что существует объективно, не зависимо от сознания человека;
3) материя- это философское понятие, обозначающее все, что существует субъективно;
4) материя- это философское понятие, обозначающее все, что существует само по себе и через себя.
33.Термин «философия» означает:
2) компетентное мнение;
3) профессиональную деятельность;
4) любовь к мудрости.
34.В философии миф – это:
1) мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное;
2) специфическое образное синкретическое мировоззрение;
3) фантастический рассказ, предание;
4) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем;
5) сказка, выдумка, заведомый обман.
35.Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:
1) природных явлений;
2) объективного мира в целом;
3) социальной жизни;
4) судьбы, предназначений и высших идеалов человека.
36.Ответы на философские вопросы ищут:
1) в религиозных верованиях;
2) в мифологических представлениях;
3) в научных исследованиях;
4) в доводах и умозаключениях разума.
1. Мировоззрение как необходимое условие существования человека и общества.
2. Философия в системе культуры.
3. Мировоззрение как форма духовного освоения действительности.
4. Философия как рационально-теоретическое ядро мировоззрения.
Тема 2. Философия Древнего мира
1. Особенности философии Древней Индии, Древнего Китая.
2. Основные направления и философские взгляды мыслителей Древней Греции.
Задание№1. Дайте определение следующим понятиям:
Будда, Веды, Даосизм, «Книга перемен», Упанишады, Конфуцианство, Атом, Метафизика.
Задание№2. Заполните таблицу.
Формирование философии Древней Индии
Задание№3. Заполните таблицу.
Формирование философии Древнего Китая
Возникновение китайской философии
Возникновение «ста философских школ»
Задание№4. Заполните таблицу. Первые древнегреческие философы
Основные философские школы, их представители
Важнейшие философские идеи, проблемы
(ок 610-547 гг. до н.э.).
Один из первых древнегреческих материалистов
(около 460-370 до н.э.).
Задание№5. Заполните таблицу. Древнегреческие философы
Основные философские школы, их представители
Важнейшие философские идеи, проблемы
Задание№6 . Кому из философов античности принадлежат данные высказывания и афоризмы:
1. «Чего не желаешь себе, того не делай другим».
2. «На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые волны».
3. «Глупцам лучше повиноваться, чем повелевать».
4. «Что легко? – Давать советы другим».
5. «Познай самого себя».
6. «Если бы возникающие противоположности не уравновешивали постоянно одна другую, все, в конце концов, приняло бы один и тот же образ, приобрело одни и те же свойства и возникновения прекратились бы».
7. «Уничтожение старого есть рождение нового».
Задание №7. Дайте ответ на тесты №___________________________
1.Сиддхарта Гаутама Шакьямуни — создатель:
2.Укажите древнекитайский философский текст:
3.«Теория недеяния» — основной принцип:
4.В V в. до н. э. существовало сто философских школ:
5.Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь» принадлежит
6.По своему мировоззрению Платон был:
7.Логику сделал орудием познающего разума:
8.Что означало у древних греков слово «хаос»?
1)война всех против всех;
3)первичное бесформенное состояние мира;
9.Какая школа была первой в истории греческой философии?
10.Каким представлялось Фалесу начало мира?
1)атомы – это основа всех вещей;
2)боги – творцы всего сущего;
3)вода – начало всего сущего;
4)четыре элемента – начало всех вещей.
11.С чем согласуются все вещи, по учению Пифагора?
12.Из чего, по мнению Гераклита, происходят все вещи?
13.Какой памятник китайской письменности оказал влияние на китайскую философию?
2) «Книга о Дао и дэ»;
14.В каком понятии даосизм отобразил первооснову сущего, закон мироздания?
15.В каком понятии Конфуций выразил человеколюбие и гуманность?
16.Какое направление древнекитайской философии считает мораль первоосновой стабильности и порядка общества?
17.В чем состоит «золотое правило» морали, сформулированное Конфуцием?
1) «нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо»;
2) «не делай другому того, чего не желаешь себе»;
3) «наслаждение есть начало и конец блаженной жизни»;
18.В чем состоит сущность учения Конфуция об «исправлении имен»?
1) «не делай другому того, чего не желаешь себе»;
3) «нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо»;
4) «наслаждение есть начало и конец блаженной жизни».
19.В чем состоит сущность понятия «жэнь», данное Конфуцием?
1) «нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо»;
2) «наслаждение есть начало и конец блаженной жизни»;
3) «человеколюбие, не быть жестокосердным»;
4) «не делай другому того, чего не желаешь себе».
20.В чем буддизм видит причину страданий человека?
1) стремление человека к постижению Бога ;
2) стремление человека к нравственности;
3) желания, жажда бытия, страсти, влечения;
4) стремление человека к достижению нирваны.
21.Кто в древнегреческой философии положил начало диалектике как учения о развитии природы?
22.Кто в древнегреческой философии начал изучать человека, исходя из идеи: «познай самого себя»?
23.В чем Демокрит усматривает первооснову природы?
1) «Начало всего является беспредельное время»;
2) «Человек- мера всех вещей, существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют»;
24.В чем состоит сущность идеализма Платона?
1) сущностью вещей является материя;
2) сущностью идей является их свойства пространства;
25.Какие причины бытия вещей выделяет Аристотель?
1) форма, материя, действующая причина, целевая причина;
2) огонь, действующая причина, целевая причина, апейрон;
3) вода, форма, действующая причина, целевая причина;
4) воздух, форма, апейрон, действующая причина.
26.Кто считал, что первоначало мира составляет вечно живой и подвижный огонь?
Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения .
1.Особенности философии Средневековья, европейская схоластика
2. Философия эпохи Возрождения.
Задание№1. Дайте определение следующим понятиям:
Схоластика. Теология. Теоцентризм. Антропоцентризм. Гелиоцентризм. Гуманизм. Монотеизм. Политеизм.
Задание№2. Заполните таблицу.
Особенности философии Средневековья
крупнейший христианский мыслитель
Фома Аквинский (1225-1274)
был центральной фигурой среди схоластов
Задание№3. Заполните таблицу.
Особенности философии эпохи Возрождения
Николай Коперник (1473-1543),
великий польский ученый, работал гелиоцентрическую теорию.
Джордано Бруно (1548-1600)
итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, пропагандист материалистического мировоззрения.
Задание №4. Дайте ответ на тесты №__________________________
1. Что такое схоластика?
2)направление средневековой европейской философии;
3)принцип религиозной философии.
2. Какой источник знаний считается в схоластической философии главным критерием истины?
3. Кто в эпоху Возрождения выдвинул теорию, согласно которой Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца?
4. Кто ввел в оборот слово «утопия»?
5. Истоки средневековой философии находятся в:
1)атомистической философии античности;
философии Платона, стоиков и эпикурейцев.
6. «Ангельским доктором» назвали впоследствии средневекового мыслителя:
7. «Отцом схоластики» называют средневекового мыслителя:
8. Главными чертами философии средневековья являются:
9.Кто из христианских философов считал, что вера выше разума?
3) Августин Блаженный
10.Кто из схоластов считал, что универсалии существуют в вещах, в сознании человека, в божественном разуме?
4) Августин Блаженный.
11.Какая черта была характерна средневековой философии?
12.Какая форма духовной культуры определила содержание и специфику средневековой философии?
1) античная мифология;
2) христианская религия;
13.На учение каких античных философов опиралась средневековая философия Западной Европы?
1) Платон, Аристотель;
3) Демокрит, Гераклит;
4) Аристотель, Эпикур.
14.Что является предметом средневековой философии?
1) материя как субстанциональная основа мира;
2) бытие Бога как субстанциональная основа мира;
3) природа как самостоятельная сущность.
15.В чем состоит сущность теоцентризма?
1) определяющей всю реальность является мировая идея.
2) определяющей всю реальность является природа;
3) определяющей всю реальность является разум человека;
4) Бог является реальностью, определяющей бытие мира;
16.Что является предметом схоластики?
1) соотношение единого и общего, соотношение веры и разума;
2) соотношение опыта и разума в познании;
3) соотношение материального и духовного в жизни общества;
4) соотношение единого и многого в природе вещей.
17.Как Фома Аквинский решал вопрос о соотношении теологии и философии?
1) только теология может постичь сущность природы.
2) теология и философия равнозначные формы знания;
3) теология и философия не имеют ценности в познании;
18.Какой статус приобрела философия в средние века?
1) философия- духовная основа культуры;
2) философия- служанка теологии;
3) философия- «наука всех наук»;
19.Какую черту античной культуры возрождала философия 15-16 в.в.?
20.Как называется подход, в центре внимания которого находится человек?
21.Как называется подход, провозглашающий человека, его свободу и достоинство как высшую ценность?
1. Философские взгляды Августина Блаженного.
2. Схоластическая философия Фомы Аквинского.
3. Роль философии эпохи Возрождения в становлении и развитии западноевропейской техногенной цивилизации
4. Учение Д. Бруно о бесконечном космосе, множественности миров и форм разума во Вселенной.
Тема 4. Философия Нового Времени и эпохи Просвещения.
1. Эмпиризм и рационализм философии Нового Времени.
2. Философские идеи эпохи Просвещения.
3. Немецкая классическая философия.
Задание№1. Дайте определение следующим понятиям:
Дедукция. Индукция. Дуализм. Рационализм. Сенсуализм. Эмпиризм.
Задание№2. Заполните таблицу.
английский философ, материалист
Задание№3. Заполните таблицу.
материалист и атеист
Задание№4. Заполните таблицу.
Задание№5. Заполните таблицу.
Особенности формирования Немецкой классической философия.
(1770 – 1831) крупнейший представитель немецкой классической философии, ее центральная фигура, объективный идеалист.
Людвиг Фейербах (1804 – 1872)
был последовательным и глубоким материалистом и атеистом
Задание №6. Дайте ответ на тесты №__________________________
1. Индукция — это понятие, означающее в философии:
1).метод психологического воздействия;
2).метод мышления, построенный на переходе от общего к частному;
3).метод мышления, построенный на переходе от частного к общему;
4).метод всеобщего познания.
2. Рационализм — это понятие, означающее в философии:
научное знание вообще;
теоретическое познание, основанное на разуме;
3. Для философии эпохи Просвещения характерно:
4. Какая наука в начале Нового времени играла лидирующую роль в естествознании?
5. Идея прогресса является ведущей какой эпохи?
7. Понятие «деизм» в философии Нового времени заключает в себе:
разделение научной и религиозной истин;
признание существования Бога в качестве безличной причины;
признание двух равноправных начал: духа и материи;
представление о том, что дух творит материю и предшеству ет ей.
8. Дедукция — это понятие, означающее в философии:
метод психологического воздействия;
метод мышления, построенный на переходе от общего к част ному;
метод познания всеобщего;
метод мышления, построенный на переходе от частного к об щему.
вид духовной деятельности;
развивающаяся система знаний о законах мира:
все перечисленное выше.
10. Эмпирическое знание — это:
2).научное знание вообще;
1) направление в теории познания, полагающее разум источником и критерием знания;
2) знание, опирающееся на эксперимент;
4) область математики.
12.В какой работе Б.Спиноза излагает учение о субстанции?
1) «Краткий трактат о Боге, человеке…»;
2) «Метафизические мысли»;
3) «Богословско- политический трактат»;
13.Кому принадлежит высказывание «Я мыслю, следовательно, существую»?
14.Как называется учение, считающее источником и критерием знания разум?
15.Как называется учение, считающее источником и критерием знания опыт?
16.Как называется учение, считающее источником знания чувства?
17.В чем Ф.Бэкон видит значение науки?
1) наука-средство установления господства человека над природой;
2) наука- средство преобразования общества на началах разума;
3) наука- средство воспитания и развития человека;
4) наука- цель сама по себе и стремится к познанию природы ради знания.
18.Как рассматривали просветители естественное состояние общества?
1) сотрудничество всех людей во имя общественного блага;
2) равнодушие и апатия всех членов общества;
3) взаимодействие и взаимопомощь всех людей, которые от природы эгоисты;
4) в естественном состоянии люди обладали неограниченными правами и свободой.
19.Что просветители считали источником исторического прогресса?
1) классовая борьба;
2) религия, церковь, инквизиция;
3) наука, мораль, образование, воспитание;
4) абсолютная монархия и дворянство.
20.В какой работе И.Кант излагает свою теорию познания?
1) «Критика чистого разума»;
2) «Критика практического разума »;
3) «Всеобщая естественная история и теория неба»;
4) «Антропология с прагматической точки зрения».
21.Что Г.В.Ф.Гегель считал источником развития?
1) естественные законы;
2) человеческий разум;
4) деятельность человека.
Тема 5. Проблема бытия в философии. Учение о развитии.
1 . Бытие, его основные формы.
2. Философское учение о материи, ее структуре и свойствах.
3. Законы диалектики.
Задание№1. Дайте определение следующим понятиям:
Онтология. Бытие . Материя. Движение. Пространство. Время.
Задание№2. Заполните таблицу.
Основные формы бытия
б) бытие вещей и процессов, произведенных человеком.
а) бытие человека в мире вещей. Особенность бытия человека состоит в возникновении уникальной живой природы, и в зависимости бытия человека от общества
б) специфически человеческое бытие. Люди способны мощно /как положительно, так и пагубно неотвратимо/ влиять на мир и самих себя, способны понять и пережить боль других людей.
К нему относится все накопленное духовной культурой человечества.
а) индивидуальное бытие человека в обществе
б) бытие общества в целом
Задание№3. Заполните таблицу.
Основные формы движения материи
пространственно-временное перемещение тел.
Задание№4. Заполните таблицу.
Раскрывает внутренний источник, действительные причины вечного движения и развития материального мира. Он заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу.
Говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса.
Качество — определенные характеристики и связи предмета.
При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры, а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».
Заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Показывает направление развития. Развитие идет по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
Задание №5. Дайте ответ на тесты №__________________________
1. Что означает понятие «материя»:
1) материя — философская категория для обозначения матери альной основы бытия;
2) материя — фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной нам в ощу щениях;
3) материя есть лишь символ, который отражает ощущения раз личных наших чувств;
4) материя — это непознаваемая «вещь в себе».
2. Что означает время как философская категория:
1) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осу ществляемом нашим разумом;
2) время — текущая длительность, в которой все возникает и ис чезает;
3) время — это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью;
4) время — это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.
3. Что характеризует пространство как философскую категорию:
1) пространство — бесконечная протяженность, вмещающая в се бя всю материю;
2) пространство — это форма существования материальных объек тов, характеризующаяся протяженностью и объемом;
3) пространство — всеобщее внешнее условие бытия тел, создан ное богом вместе с материей;
4) пространство — это не реальность мира явлений, а способ, ко торым мы воспринимаем вещи.
4.Что такое материя?
2) это вещество и поле;
3) это категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях .
5.Что такое движение?
1) это механическое перемещение тел;
2) это любое изменение;
3) это способ существования материи.
6.Как вы понимаете суть пространства и времени?
1) это абсолютные формы существования материи;
2) это формы чувственности;
3) это философские категории, означающие формы бытия материи.
7.Что изучает онтология?
1) сущность и природу человека, специфику его бытия, смысл его жизни
2) познание, источники и формы знания, методы и границы познания
3)сущность и природу ценностей, их место и значение в жизни людей
4) бытие, формы и способы бытия мира, его первооснову и сущность
8.Как называется раздел философии, изучающий бытие, его формы, сущность мира, его первооснову?
9.В чем состоит сущность философского понятия субстанции?
10.В чем состоит сущность философского понятия пространства?
11.В чем состоит сущность философского понятия времени?
12. Что такое диалектика:
1) искусство ведения спора;
2) представление о вечном становлении мира;
3) универсальная теория и метод познания мира;
4) учение о противоречиях.
13. Что такое метафизика:
1) другое название философии;
2) отрицание развития;
3) признание развития за счет внешнего толчка;
4) теоретическая физика.
14. Какая, по вашему мнению, трактовка закона является наиболее правильной:
1) законы науки — утверждения, имеющие общезначимый смысл;
2) законы науки — выражение мирового разума, воплощенное в природе и обществе;
3) законы науки — следствие законов человеческого разума, орга низующих эмпирический материал;
4) законы науки — выражение общих и повторяющихся связей предметов и явлений.
15.В чем состоит сущность философского понятия развития?
16.В чем состоит сущность закона отрицания отрицания?
1) единство, взаимодействие противоположных, взаимодействующих сторон, выступают источником развития;
2) количественные изменения при нарушении меры переходят в качественные в форме скачка;
3) направленное, необратимые качественные изменения от старого к новому, от простого к сложному;
4) каждая ступень, являющаяся результатом отрицания, является синтезом предыдущих ступеней, воспроизводя их на более высокой основе;
5) механическое перемещение тел в пространстве обусловлено тяготением и сопротивлением.
17.В чем состоит сущность закона перехода количественных изменений в качественные?
1) направленные изменения от старого к новому, от простого к сложному.
2) каждая ступень, являющаяся результатом отрицания, является синтезом предыдущих ступеней;
3) механическое перемещение тел в пространстве обусловлено тяготением и сопротивлением;
4) единство, взаимодействие противоположных, взаимодействующих сторон, выступают источником развития;
5) количественные изменения при нарушении меры переходят в качественные в форме скачка.
18.В чем состоит сущность закона единства и борьбы противоречий?
1) единство, взаимодействие противоположных, взаимодействующих сторон, приходящие в противоречие, выступают источником развития;
2) направленные изменения от старого к новому, от простого к сложному;
3) направленное, необратимые качественные изменения от старого к новому, от простого к сложному;
4) каждая ступень, являющаяся результатом отрицания, является синтезом предыдущих ступеней;
5) количественные изменения при нарушении меры переходят в качественные в форме скачка.
19.В чем состоит сущность закона:
1) отрицания отрицания;
2) перехода количественных изменений в качественные;
3) единства и борьбы противоречий;
а) количественные изменения при нарушении меры переходят в качественные в форме скачка;
б) единство, взаимодействие противоположных, взаимодействующих сторон, приходящие в противоречие, выступают источником развития;
в) каждая ступень, являющаяся результатом отрицания, является синтезом предыдущих ступеней, воспроизводя их на более высокой основе.
20.В чем состоит сущность философских понятий:
а) это направленное, необратимые качественные изменения от старого к новому, от простого к сложному;
б) это философское понятие отображает последовательность и длительность, протекающих процессов;
в) это философское понятие отображает протяженность материальных вещей, их место среди других тел.
Тема 6. Духовное измерение человеческого бытия (феноменология). Основное содержание познавательной деятельности.
1. Сознание как идеальное отражение действительности.
2. 0бщественное сознание и его формы.
3. Понятие гносеология, история теории познания.
5. Процесс познания. Средства и методы познания .
Задание№1. Дайте определение следующим понятиям:
Отражение. Сознание. Общественное сознание. Гносеология. Познание. Чувственное познание. Рациональное познание. Эмпиризм.
Задание№2. Заполните таблицу.
Благодаря знанию осознаются объекты внешнего мира, отношения, оценки, цели и стремления.
Это осознанное стремление, это подчинение деятельности человека достижению поставленной цели, умение управлять своим поведением в экстремальных ситуациях.
Это отражение внешнего и внутреннего мира в переживаниях, это осознание переживания, отношения, оценки.
Задание№3. Соотнесите функции сознания и их содержание.
2. Управления, регулирования
Сознание человека способно проявить свою активность только в результате подчинения деятельности человека поставленной цели. Знания, эмоции и воля сплавляются в этой функции
Суть ее в том, что сознание не только получает, хранит и перерабатывает информацию, но и создает новые образы, прототипов которых нет в реальной действительности. В этом процессе большую роль играют эмоции и научная фантастика.
4. Продуктивного творчества
Сознание человека управляет его поведением, его производственной и общественной деятельностью.
Задание№4. Соотнесите формы общественного сознания и их содержание.
Формы общественного сознания
это совокупность идей и взглядов о том, кому должны принадлежать средства производства и власть в стране, об отношениях между классами, нациями, государствами. Это активная сила в обществе, особенно в современных условиях.
3. Философское сознание
это совокупность идей и взглядов о поведении людей и их взаимоотношениях с позиции добра и зла, спра ведливости и несправедливости.
4. Политическое сознание
это совокупность художественных образов, идеалов и теорий, отражающих ценность предметов и явлений через понятия прекрасного и безобразного возвышенного и низменного, комического и трагического.
5. Религиозное сознание
6. Нравственное сознание
это совокупность идей, взглядов, догм и учений о сверхъестественных явлениях.
Задание№5. Заполните таблицу.
Процесс познания и его основные формы
это результат непосредственного воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека (зрение, обоняние, вкус, слух, осязание).
это выраженные в абстрактной форме и закрепленные в языке знания о сущности предметов, явлений, процессов.
основанное на данных ощущений целостное знание о предмете.
это система взаимосвязанных понятий, при помощи которой конкретизируется знание о предмете
способность человеческой психики воспроизводить образы предметов, явлений, ситуаций.
это система суждений, взаимосвязь которых ведет к получению нового знания.
Задание №6. Дайте ответ на тесты №___________________________
1. В чем состоит сущность сознания?
2.В чем состоит природа сознания?
2) сознание – материально;
3) сознание- это физиологический процесс;
4) сознание-это духовное, идеальное образование;
5) сознание – ткань, из которого состоит организм.
3.Что входит в структуру сознания?
1) высшая нервная система человека;
2) анатомия и физиология человека;
3) обмен веществ, протекающий в организме человека;
5) чувства, эмоции, переживания, разум, воля, память, бессознательное, самосознание.
4.Что такое самосознание?
1) способность сознания отражать свое собственное содержание;
2) анатомия и физиология человека;
3) обмен веществ, протекающий в организме человека;
4)атомно-молекулярная структура, лежащая в основе организма;
5) высшая нервная система человека.
5.Что входит в структуру самосознания?
1) самочувствие, анализ собственного сознания, осознание своего « Я », самооценка;
2) анатомия и физиология человека;
3) обмен веществ организма человека;
4) атомно-молекулярная структура, лежащая в основе организма;
5) высшая нервная система человека.
6.В чем состоит идеальность сознания?
2) сознание – материально, телесно;
3) сознание- это физиологический процесс;
4) сознание есть субъективная реальность, не содержащее в себе нечто телесное, вещественное;
5) сознание – ткань, из которого состоит организм.
7.В чем состоит субъективность сознания?
1) сознание есть субъективная реальность, содержащая в себе нечто телесное, вещественное;
2) носителем сознания выступает человек, выделяющий себя из окружающего мира и характеризующейся индивидуальностью, самобытностью своего духовного мира;
3) сознание есть субъективная реальность, основу которого составляет физиологический процесс;
4) сознание есть субъективная реальность, основу которого составляет психика, обусловленная биологией;
8.Что такое отражение?
1) способность материальных тел перемещаться и изменяться в пространстве;
2) способность материальных тел к развитию;
3) способность материальных тел в процессе взаимодействия нести в своих свойствах и структуре нести свойства воздействующих тел;
4) способность материальных тел к механическому движению;
5) способность материальных тел изменять свою форму.
9.Какие формы отражения выделяются в процессе развития материи?
1) пассивное отражение в неживой материи, активное отражение в живой материи, психическое отражение, сознание;
2) механическое, физическое, химическое, биологическое формы движения;
3)материальное производство, социальное действие;
4)перемещение тел в пространстве и во времени;
5)направленное движение материи от низшего к высшему.
10.Почему сознание называют высшей формой отражения?
1) сознание есть созерцание того, что воздействует на сознание;
2) сознание есть копия мира, зеркальное отражение;
3) сознание не только отображает мир, но и преобразует его, творит то, что не существует в реальности;
4) сознание обусловлено биологической природой человека;
5) сознание есть субъективная реальность, содержащая в себе нечто телесное.
11. Какое из приводимых ниже определений сознания принадлежит метафизическому материализму:
1) сознание — такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь — продукт печени;
2) сознание является не физиологической функцией головного мозга, а свойством человеческого общества;
3) сознание — это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе;
4) сознание — божественный дар человеку.
1) политическое сознание как форма общественного сознания?
2) правовое сознание как форма общественного сознания?
3) общественное сознание?
а) представления и понятия о правопорядке, законе
б) совокупность идей, учений, взглядов, чувств, переживаний людей, отражающие сущность социальной реальности во всем ее многообразии
в) представления и понятия о власти, ее сущности и источниках, о государстве, его сущности, формах, устройстве.
13.Что такое сознание?
1) это деятельность нематериальной души;
2) это различные по направлению движения мысли;
3) это функция мозга, заключающаяся в идеальном отражении действительности.
14.Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
1) объективный идеализм;
2) субъективный идеализм;
3) диалектический идеализм;
15.Человеческому сознанию присуще:
1) пассивное отражение действительности;
2) активная творческая деятельность;
3) непосредственное воздействие на действительность;
4) порождение объективной реальности.
16.Самосознание человека – это:
1) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования;
2) осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми;
3) осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества;
4) результат рефлексии, размышления личности о самой себе.
17.Что появилось у человека раньше – мышление или язык?
4) они совершенно не связаны между собой, поэтому вопрос не корректен.
18. Что означает термин «агностицизм»:
1) представление о непознаваемости мира;
2) представление о несовершенстве знаний и их изменчивости;
3) представление о том, что познание полно и адекватно отража ет действительность;
4) представление, что познание носит чисто символический ха рактер, а истинные знания раскрываются в вере.
19. Какое познание основано на ощущении:
1) образное познание;
2) логическое познание;
3) интуитивное познание;
4) чувственное познание.
20. Отметьте формы, в которых осуществляется рациональное познание:
21. Эмпирическое знание — это:
1) научное знание вообще;
2) теоретическое знание;
знание, опирающееся на эксперимент;
направление в теории познания, полагающее разум источником и критерием знания;
5) образное познание.
23.Как называется раздел философии, изучающий познание, его источники и границы?
24.Что изучает гносеология?
1) природу как целостность, ее первооснову, специфику бытия;
2) бытие, формы и способы бытия мира, его первооснову и сущность;
3) познание, источники и формы знания, методы и границы познания;
4) сущность и природу человека, специфику его бытия, смысл его жизни
25.Как называется процесс активного, целенаправленного отражения мира в идеальных образах?
26.Как называется уровень научного познания, основу которого составляет опыт, наблюдение?
27.Как называется уровень научного познания, который обобщает данные опыта и выводит из них концепции?
28.Как называется разложение изучаемого предмета на составные части с целью их самостоятельного изучения?
29.Как называется объединение ранее разложенных объектов в целое с целью получения целостного знания?
30.Как называется процесс непосредственного взаимодействия субъекта с объектом познания?
31.В каких формах осуществляется чувственное познание?
1) восприятие, представления, суждение;
2) ощущения, восприятие, понятия;
3) ощущения, восприятие, представления;
4) представления, суждение, понятие.
32.В каких формах осуществляется рациональное познание?
1) восприятие, представления, суждение;
2) ощущения, восприятие, представления;
3) понятия, суждения, умозаключение;
4) ощущения, восприятие, понятия.
33.Как называется форма знания,
а) отображающая отдельные внешние свойства объекта;
б) отображающая предмет в совокупности всех его внешних свойств;
в) воспроизводящая предмет, воспринятый ранее.
34.Что марксисткая философия считает критерием истины?
35.Понятие, противоположное «истине» в гносеологии:
36.Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
37.Как называется целенаправленное изучение предмета, находящегося в естественных условиях?
38.Как называется знание, отображающее мир таким, каков он есть в действительности?
39.Как называется истина, содержание которой не зависит от человека?
1) субъективная истина;
2) относительная истина;
3) объективная истина;
4) абсолютная истина.
40.Как называется истина, отображающая предмет не в полном объеме?
1) субъективная истина;
2) относительная истина;
3) объективная истина;
4) абсолютная истина.
1) объективная истина;
2) субъективная истина;
3) интуитивная истина;
4) абсолютная истина.
1. Познание и мудрость.
2. Познание и здравый смысл.
3. Роль интуиции в познавательном процессе.
- какое аниме мне посмотреть сегодня
- 11 февраля день девушек в науке