какое направление разработкой методов способов и приемов использующихся в библиотечном деле ответ

Вопрос 60. Основные направления методического обеспечения библиотечной деятельности

Научно-методическая работа – это деятельность по выявлению и разработке наиболее эффективных методов, приемов и форм библиотечного труда, укоренение их в практику с целью повышения уровня работы библиотек. Научно-методическую работу выполняют органы управления библиотечным делом и научно-методические центры. Научно-методический центр – это библиотека, осуществляющая научно-методическую работу. Функции научно-методических центров осуществляют соответствующие республиканские, областные, центральные районные и центральные городские библиотеки. Координатором деятельности научно-методических центров является НББ.

Направления методической деятельности:

I. Аналитическое – это анализ состояния и развития как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом; основывается на методическом мониторинге, т. е. слежении за изменениями в деятельности библиотеки (сети) в целях определения уровня работы и принятия на этой основе методических решений, направленных на ее совершенствование. Объекты методического мониторинга: динамика показателей работы библиотеки, движение библиотечных кадров, библиотечные новшества, документальный поток по библиотечному делу. Источники получения сведений о работе библиотеки: библиотечная документация (отчетная, плановая, информационная и др.), материалы совещаний, конференций, семинаров библиотекарей, публикации в местной периодической печати и обследования.

Обследование – основной метод, позволяющий получать и анализировать сведения; сопровождается оказанием коллективу библиотеки консультационной и практической помощи, проводится с согласия руководства обследуемой библиотеки. Обследования могут быть фронтальными (изучается работа библиотеки по всем участкам ее деятельности) и тематическими (исследуется определенное направление). Обследованию предшествует тщательная подготовка (составляется план обследования, в нем намечаются вопросы обследования, объекты, сроки проведения и методы). Методы обследования: метод непосредственного наблюдения, изучение документации библиотеки, беседы с библиотекарями и читателями, их анкетный опрос. Собранный материал анализируется и оценивается, на этой основе делаются соответствующие выводы и конкретные рекомендации, которые отражаются в справке. Данные, полученные в ходе методического мониторинга, собираются и хранятся.

Анализ библиотечной практики – это анализ работы библиотеки в совокупности содержания, методов и результатов деятельности. В нем используются методы количественного анализа (методы, выработанные библиотечной статистикой) и методы качественного анализа (структурно-функциональный анализ, анализ по аналогии, причинно-следственный анализ). Итоги аналитической деятельности: статистические сводки, диаграммы, графики, текстовые отчеты и обзоры деятельности библиотек.

II. Консультационно-методическое направление.Его цель – оказание консультационной и практической помощи. Консультации могут быть: устными или письменными, групповыми или индивидуальными, по инициативе самих библиотекарей или по инициативе методического центра (принцип активности). Основным путем такого активного консультационно-методического влияния является подготовка, издание и распространение методических изданий.

Основные виды методических изданий:

Практические руководства – дают советы по различным участкам библиотечной деятельности, ориентированы в основном на библиотекарей со специальным библиотечным образованием.

Методические письма – это консультации по конкретным вопросам, недостаточно освещенным в специальной литературе.

Методические разработки – это материалы в помощь подготовке и проведению конкретных работ (организация выставок, проведение массовых мероприятий и т. д.).

Инструктивно-методические – дают консультацию по применению на практике регламентирующих документов (стандартов, инструкций, норм…).

Специальные заведения по подготовке и переподготовке (библиотечные факультеты вузов, техникумы; институты, факультеты и курсы повышения квалификации);

Формы повышения квалификации, используемые в системе методического обеспечения библиотечной деятельности (научно-практические конференции, школы молодого библиотекаря, семинары, деловые игры, стажировки, практикумы и др.). Требования к повышению квалификации: полный охват, дифференцированный подход, систематичность и последовательность.

Этапы инновационного процесса:

а). Изучение библиотечной практики;

б). Поиск новшества (в книгах, статьях, Интернете, в материалах конференций, семинаров, отчетах о НИР, депонированных рукописях…);

в). Оценка новшества. Критерии оценки: преимущества, степень доступности, соответствие условиям работы.

д). Испытание новшества (экспериментальная проверка);

е). Распространение новшества и освоение нововведения в библиотеке.

Задача методической работы не только в использовании достижений библиотечной практики, но и в создании новшеств.

Управление нововведениями – это комплексный процесс целенаправленного воздействия на внедрение, распространение и освоение новшеств, полученных в результате научно-исследовательской, методической, рационализаторской, практической деятельности библиотек.

Особым направлением методической работы библиотек является маркетинговая деятельность (маркетинговые исследования, разработка бизнес-планов, продвижение библиотечной продукции и услуг, установление и поддержание связей с общественностью и др.).

Источник

Методическая деятельность библиотек: направления, функции.

Научно-методическая работа библиотек включает две самостоятель­ные составные части. Одна из них представляет собой методическую рабо­ту в коллективе библиотеки или ЦБС. Другая направлена на оказание ме­тодической помощи библиотекам сети со стороны библиотеки-методического центра.

В системе терминов, относящихся к методическому обеспечению библиотечной деятельности, родовым является «метод». Метод —- это путь исследования (с точки зрения теории), способ достижения какой- либо цели, решения конкретной задачи (с точки зрения практики). Упо­рядоченная совокупность методов, связанных с общностью решаемой за­дачи, предназначенных для практического выполнения какой-либо рабо­ты, составляет содержание понятия «методика».

Разработка и совершенствование методики — задача методической работы, которая в том или ином объеме ведется в каждой библиотеке. Она направлена на совершенствование деятельности библиотек, освоение новшеств, повышение квалификации библиотекарей.

Каждый библиотекарь, особенно специалист с высшим библиотеч­ным образованием, должен владеть не только методикой библиотечной работы, но и необходимыми знаниями и навыками ее разработки и совер­шенствования, уметь самостоятельно принимать методические решения. Особенно необходимы такие знания руководителям библиотечных кол­лективов всех уровней.

По отношению к сети библиотек обязанности методического обеспечения их деятельности выполняют специальные методические службы — методические отделы центральных библиотек.

Методическая работа в коллективе библиотеки и методическая по­мощь сети библиотек преследует одну и ту же цель —методическое обес­печение деятельности библиотек и осуществляется на основе единых принципов: научности, активности, рекомендательное, оперативности, дифференцированного подхода.

Методические решения и рекомендации должны основываться на принципе научности, то есть быть результатом научно-исследователь­ской работы. Недопустимо принятие методических решений, не имеющих научно-методического обоснования, экспериментально не проверенных, оторванных от реальной библиотечной практики.

Принцип активности означает, что методическая помощь не долж­на быть пассивной, ограниченной выполнением запросов, поступивших от библиотекарей. Методическая деятельность должна быть активной, то есть направленной на совершенствование работы библиотек, на внедрение в их практику новых, прогрессивных форм и методов. Цель методического обеспечения заключается в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям сделать их работу наиболее разнообразной, помочь каждой библиотеке найти «свое лицо».

Важно, чтобы это активное влияние не препятствовало инициативе библиотекарей, а, наоборот, стимулировало, было направлено на ее раз­витие. Важнейшим практическим воплощением этого принципа является поиск и освоение библиотечных новшеств.

В связи с этим большое значение в методическом обеспечении биб­лиотечной деятельности приобретает опора на принцип рекомендательности, который означает, что методические решения и рекомендации не могут иметь обязательного, директивного характера. Они являются лишь советами, пожеланиями, и библиотекари имеют право самостоятельно их использовать, выбирая для методического обеспечения своей деятельнос­ти те рекомендации, которые в наибольшей степени соответствуют по­требностям и условиям конкретной библиотеки.

В Федеральном законе «О библиотечном деле» подчеркнуто, что биб­лиотеки имеют право самостоятельно определять содержание и конкрет­ные формы своей деятельности (ст. 13). Стремление к регламентации и опеке в методическом обеспечении библиотечной деятельности ведет к потере творческой инициативы библиотекарей, стремлению работать на основе готовых методических «рецептов», к неумению принимать самосто­ятельные методические решения.

Принцип оперативности выражается в том, что методическая работа призвана оперативно выявлять недостатки и просчеты в-библиотечной де­ятельности, своевременно оказывать консультационно-методическую по­мощь, вовремя обеспечивать работу библиотеки методическими рекомендаци­ями, способствующими качественному выполнению всех позиций ее плана.

Принцип дифференцированного подхода требует учета в методичес­ком обеспечении специфики типов и видов библиотек; технологических процессов и специализации библиотекарей, их выполняющих; уровня об­разования, стажа и практического опыта библиотекарей; тех условий, в которых работает библиотека.

Методическое обеспечение функционирования библиотек и биб­лиотечных систем включает несколько взаимосвязанных направлений: аналитическое, консультационно-методическое, инновационное. Одним из направлений является повышение квалификации и переподготовка биб­лиотечных кадров.

В основе методического обеспечения работы библиотек лежит ана­литическая деятельность, направленная на анализ состояния и разви­тия как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом. Она осно­вывается на методическом мониторинге, то есть слежении за изменениями в деятельности библиотеки и/или сети библиотек в целях определения уровня их работы и принятия на этой основе методических решений, и направленных на ее совершенствование.

На основе аналитической деятельности осуществляется консультационно-методическая помощь, имеющая своей целью оказание консультационной и практической помощи библиотекарям. Эта помощь базирует­ся на принципе активности, то есть осуществляется не только по просьбе библиотекарей, которые в ней нуждаются, но и по инициативе библиотеч­ных менеджеров (руководителей библиотек и методистов).

Важным направлением является инновационная деятельность, включающая поиск и оценку существующих новшеств и их адаптацию к условиям деятельности конкретной библиотеки. В тех случаях, когда по­требность в изменениях ощущается остро, а готовых решений нет, произ­водится самостоятельная разработка и внедрение новшества, способству­ющего повышению эффективности и качества деятельности библиотек.

Для реализации инноваций оказывают влияние различные организационно-психологические факторы: возрастная структура персонала (соотношение различных стажевых групп); наличие неформальных лидеров; появление в коллективе новых сотрудников. Важным является отслеживание организационного климата, прогнозировать ситуацию, а также активное привлечение сотрудников к участию в управлении изменениями, что позволяет минимизировать сопротивление и добиваться эффективности инноваций. На формирование инновационного климата в библиотеке особое влияние оказывает признание и поощрение достижений новаторов.

В последние годы зародился новый облик научно-методической службы библиотечной работы, развиваются ранее не свойственные направления работы: прогнозирование, менеджмент, маркетинг; осваивается ассортимент платных научно-методических услуг: продажа методических пособий, платные консультации, стажировки, выездные тренинг-семинары.

В процессе методического обеспечения библиотечной деятельности реализуется ряд функций, которые находятся в тесном взаимодействии, представляя в совокупности систему методического влияния на работу библиотеки и/или сети библиотек.

Важное место в методическом обеспечении принадлежит информа­ционной функции, направленной на своевременную и полную библиогра­фическую и фактографическую информацию библиотекарей на базе мето­дического мониторинга о достижениях современной библиотечной теории и практики, обо всем новом, что появляется в библиотечном деле.Информационная функция осуществляется в тесной связи с педаго­гической, так как одновременно с процессом информирования происхо­дит и процесс обучения библиотекарей использованию новшеств в их дея­тельности. В основе педагогической функции лежит работа по повышению квалификации и переподготовке библиотекарей, содействие их непрерыв­ному образованию.

Организационная функция предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практической помощи библиотекарям в реализации методических рекомендаций. Она особенно ярко проявляется в общении библиотечных менеджеров (руководителей библиотечных коллективов и методистов) с библиотекарями. Именно через эту функцию реализуется активное влия­ние на библиотечную практику, на освоение библиотеками новшеств.

Все большее значение приобретает исследовательская функция, так как в методическом обеспечении библиотечной деятельности произошли существенные изменения, связанные с повышением роли научных иссле­дований в развитии библиотечного дела. Осуществление исследователь­ской функции предполагает изучение и обобщение библиотечной практи­ки, экспериментальную работу в библиотеках. Это позволяет избегать умозрительности и рецептурности методических решений и рекоменда­ций, способствует развитию творческой инициативы библиотекарей.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что выделение отдельных на­правлений, принципов и функций методического обеспечения библиотеч­ной деятельности не означает их изолированности. В реальной методичес­кой практике они тесно взаимосвязаны и переплетены.

Источник

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФУНКЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Введение

Совершенствование деятельности библиотек в совре­менных условиях во многом связано с методическим обеспе­чением их работы, пришедшим на смену методическому руководству, характерному для управления библиотечным делом в годы советской власти.

Изучение вопросов методического обеспечения требу­ет однозначного понимания терминов, используемых в этой сфере библиотечной деятельности.

В системе этих терминов родовым является «метод», с помощью которого образованы различные понятия, относящиеся к этой деятельности: «методическая работа», «методическое руководство», «методическое обеспечение» «методическая помощь», «методическое пособие», «мсто дический центр», «методическая служба» и др.

Метод – это путь исследования (с точки зрения теории), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи (с точки зрения практики). Упорядоченная сово­купность методов, связанных с общностью решаемой задачи, предназначенных для практического выполнения какой-либо работы, составляет содержание понятия «методика»

(методика обслуживания читателей, методика индекси­рования, методика библиографирования и т.д. и т.п.).

Разработка и совершенствование методики – зада­ча методической работы, которая в том или ином объеме ведется в каждой библиотеке. Она направлена на совершенствование деятельности библиотеки, освое­ние новшеств, повышение квалификации библиотеч­ных кадров.

Поэтому каждый библиотекарь, особенно специалист с высшим библиотечным образованием, должен владеть не только методикой библиотечной работы, но и необхо­димыми знаниями и навыками ее разработки и совер­шенствования, уметь самостоятельно принимать мето­дические решения. Особенно необходимы такие знания руководителям библиотечных коллективов всех уровней, в обязанности которых входит методическое обеспечение деятельности своей библиотеки.

Поэтому в настоящее время совершенствование биб­лиотечной деятельности связано с повышением значимос­ти методической работы в коллективах библиотек. Этот процесс направлен, прежде всего, на развитие их самостоятельности в планировании своей деятельности, что в свою очередь требует резкого повышения объема и уровня методической работы в библиотеках.

Методическая работа, направленная в адрес других биб­лиотек, присуща библиотекам, имеющим в соответствии с Федеральным Законом «О библиотечном деле» (ст. 20) статус центральных библиотек (национальные, краевые, областные, центральные городские и центральные районные библиотеки) – методические центры, призванные оказывать методическую помощь библиотекам в пределах обслуживаемой территории. Для осуществления

этой деятельности в структуре центральных библиотек – методических центров выделяются специальные методи­ческие службы. В годы советской власти эта сторона методической деятельности получила название «методи­ческое руководство» и представляла собой функцию органов административного руководства библиотечным делом.

Предоставление библиотекам самостоятельности, определенное Федеральным Законом «О библиотечном деле», лишающим учредителей права вмешиваться в творческую деятельность библиотек (ст. 10), привело к отка­зу от методического руководства как управленческой функ­ции и переходу к методическому обеспечению библиотечной деятельности.

При этом методическая работа в коллективе библи­отеки и методическая помощь сети библиотек преследуют одну и ту же цель методического обеспечения функци­онирования библиотек и библиотечных систем, т.е. оснащения всех направлений, процессов, форм и методов библиотечной работы соответствующими решениями и рекомендациями.

Цель методического обеспечения заключается в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям сделать их рабо­ту наиболее разнообразной, помочь каждой библиоте­ке найти «свое лицо». Его основными направлениями является консультационно-методическая помощь биб­лиотекарям в совершенствовании их деятельности; иннова­ционная деятельность (формирование и освоение биб­лиотечных новшеств); повышение квалификации и пере­подготовка библиотечных кадров.

Рассмотрению этих основных направлений методи­ческого обеспечения деятельности библиотек и посвящено

учебное пособие. Оно адресовано студентам библиотечно-информационных факультетов при изучении курса «Библиотечный менеджмент» и включает тот круг вопросов методической работы, знание которых необходимо каждому библиотекарю. Пособие может быть использова­но как при подготовке, так и при переподготовке и повышении квалификации библиотечных менеджеров (руководителей библиотек, структурных подразделений, методистов).

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФУНКЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Демонтаж административно-централизованной систе­мы управления библиотечным делом привел к необхо­димости пересмотра сложившейся в нашей стране системы методического руководства библиотеками, которая была порождением командно-административных методов управ­ления. Это выражалось в том, что методическое руководство библиотеками рассматривалось как функция адми­нистративных органов руководства библиотечным делом. Поэтому в основу методического руководства ставилась не научно-методическая, а командно-административная деятельность.

На практике такой подход приводил к тому, что в основе руководства библиотечным делом сплошь и рядом лежали административные решения, не имевшие научного обоснования. Командно-административный стиль руковод­ства активно внедрялся в деятельность методистов, которые рассматривались в такой системе в качестве помощников библиотечных администраторов.

Результатом явились такие негативные явления, как разработка многочисленных и всегда обязательных рекомендаций для библиотек, не имеющих научно-методи­ческого обоснования, экспериментально непроверенных, оторванных от реальной практики, умозрительных И абстрактных, издание которых считалось основной формой методического руководства библиотеками. Составление и тиражирование таких «опусов» явилось одним и I наиболее ярких проявлений бюрократизма в методической работе.

Методические центры стремились регламентировать ….

Настаивая на сохранении и развитии методического руководства, его сторонники связывают это с усилением административно-организационной и контрольно-регламен­тирующей функций центральных библиотек, с передачей им ряда обязанностей, выполнявшихся ранее администра­тивными органами управления библиотечным делом, рассматривают методические подразделения библиотек как вспомогательные звенья управленческого аппарата.

В современных условиях такой стиль организационно-управленческого воздействия методических центров на библиотеки вступил в противоречие с правом библиотек самим решать, что и как им использовать из методичес­ких рекомендаций. Это право получило законодательное подтверждение в Федеральном Законе «О библиотечном деле», где учредитель библиотеки (т.е. орган управления) не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки (ст. 10), а библиотеки имеют право самосто­ятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах (ст. 13).

Основной смысл перестройки в области методической работы заключается в развитии творческой инициативы библиотекарей, формировании библиотечного профессиона­лизма.Это требует пересмотра традиционных форм методического руководства. Не стремиться формализовать, шаблонизировать каждый шаг работы библиотекаря, а учить его методам анализа и совершенствования своей ра­боты – такова основная задача.

Именно это направление представляется наиболее важным в преодолении формализма в методической работе. Этот формализм многократен и многолик. Например, он выражается в многократном повторении шаблонных

рекомендаций сомнительных новшеств, без их эксперимен­тальной проверки, анализа эффективности. Особенно ярко проявляется практика регламентации каждого шага работы библиотекаря в методических разработках. Это лишает ппблиотекарей инициативы, вырабатывает у них вредную привычку проводить те или иные мероприятия только при наличии соответствующих методических разработок.

Разумеется, что известная регламентация в библиотечном деле необходима. Она обеспечивается ГОСТами, госу­дарственными инструкциями, носящими обязательный характер для библиотек. Но это не относится и не может относиться к рекомендациям методического характера.

Цель методического обеспечения библиотечной деятельности заключается не в том, чтобы сделать все библиотеки «на одно лицо», а в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям сделать их работу наиболее разнообразной, помочь каждой библиотеке найти это «свое лицо», причем помочь не шаблонными рекомендациями, а индивидуальными дельными советами, эксперимен­тами, осуществляемыми совместно с библиотекарями-практиками, теоретическими поисками, оперативной информацией о новшествах. Рекомендации методистов

должны быть не «рецептами», а служить распространению прежде всего нравственного опыта передовых библиотекарей, стимулировать самостоятельный творческий поиск.

К несомненным достижениям библиотек – методичес- I ких центров следует отнести систематическую методичес­кую помощь библиотекам, выявление и распространение передового библиотечного опыта, систему повышения квалификации библиотечных кадров. При переходе от методического руководства к методическому обеспечению работы библиотек традиционные формы методической помощи должны сохраняться и получать дальнейшее развитие.

Методическая работа в коллективе библиотеки и мето­дическая помощь сети библиотек преследуют одну и ту же цель – методическое обеспечение деятельности библиотек и осуществляются на основе единых принципов, которые определяют его содержание, характер и направленность.

Важнейшим принципом методической деятельности является принцип научности. Он означает, что все методи­ческие решения и рекомендации должны строиться на основе новейших достижений библиотечной теории, быть научно обоснованными и экспериментально проверенными, т. е.

1 Столяров Ю. Н. Возродить профессионализм // Библиотека.

должны быть результатом научно-исследовательской деятельности методических центров по поиску и созданию новшеств, направленных на совершенствование работы опблиотек, на преодоление противоречий в их деятель­ности.

Недопустимо принятие методических решений, не имеющих научно-методического обоснования, эксперимен­ты ьно не проверенных, оторванных от реальной библиотеч­ной практики. Опора на принцип научности позволяет методическим центрам внедрять результаты библиотеко­ведческих исследований в библиотечную практику, совершенствуя тем самым деятельность библиотек.

Принцип активности заключается в том, что методи­ческие центры не должны ограничиваться пассивной помо­щью библиотекам по их запросам, а стремиться активно нлиять на их работу через методические рекомендации, информацию о результатах НИР и передовом библиотеч­ном опыте и т.д.

Методическая деятельность должна быть направлена на совершенствование работы библиотек, на внедрение в их практику новых, прогрессивных форм и методов. Цель методического обеспечения заключается в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям сделать их работу наиболее разнообразной, помочь каждой библиотеке найти «свое лицо».

Нельзя рассматривать методическую службу как пере­датчика библиотекам готовых методических «рецептов». Методический центр, если он хочет быть подлинным мето­дическим центром, не может слепо следовать за библи­отечной практикой, регистрируя ее достижения и недос­татки. Его задача шире и заключается в том, чтобы активно влиять на работу библиотек.

Однако важно, чтобы это влияние не препятствовало инициативе библиотекарей, а, наоборот, ее стимулировало, было направлено на ее развитие. Важнейшим практическим проявлением этого принципа является поиск и освоение библиотечных новшеств.

В последние годы появилось стремление отказаться от активной методической помощи библиотекам и пере- | вести ее осуществление на договорную основу и заказ библиотеками услуг методических центров и продажу этих | услуг библиотекам. Представители этой позиции убеждены, что при такой организации к методической помощи буду! обращаться те библиотекари, которым эта помощь необходи­ма и которые при этом готовы оплатить консультации и советы методистов.

При реализации такого подхода от методической помо­щи будет отрезан большой массив работников библиотек и не только тех, кто не имеет средств для ее оплаты. Практика консультационно-методической помощи библи­отекам убедительно показывает, что за советами и рекомен­дациями обращаются, как правило, библиотекари, имею­щие специальное библиотечное образование. Что касается библиотекарей, не имеющих такого образования, то в силу своей профессиональной некомпетентности им и так все ясно и никаких вопросов у них не возникает Таким образом, введение платы за методическую помощь отрежет от нее значительный «пласт» работников библиотек. При таком подходе полностью отрицается один из основных принци­пов методического обеспечения деятельности библиотек — принцип активности.

В связи с этим важное значение в методическом обеспе­чении библиотечной деятельности приобретает опора на принцип рекомендательности. который означает, что методические решения и рекомендации не могут иметь обязательного, директивного характера. Они являются лишь советами, пожеланиями, которые библиотекари имеют право самостоятельно использовать, выбирая для методического обес­печения своей деятельности те рекомендации, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и-условиям конкретной библиотеки.

Важное значение для осуществления методического обеспечения имеет опора на принцип дифференцированного подхода. Методические центры всю свою деятельность стро-II с учетом специфики типов и видов библиотек, профес­сий, образования и практического опыта библиотечных работников, тех условий, в которых работает библиотека. Особое внимание при этом необходимо уделять молодым, начинающим сотрудникам библиотек.

Методические центры призваны оказывать помощь библиотекам по всем участкам и направлениям их работы. Однако это не означает, что методическая помощь должна всюду осуществляться в равной степени. В каждом конкрет­ном периоде перед библиотеками стоят определенные задачи, на решение которых в первую очередь направлено внимание библиотек. Поэтому в работе методических центров всегда выделяется главное звено (или несколько главных звеньев), на которое обращается особое внимание, но это не означает, разумеется, что можно забыть о других участ­ках и направлениях деятельности библиотек. Например, в настоящее время таким главным звеном является методи­ческое обеспечение маркетинговой деятельности библиотек.

Суть принципа непосредственной связи с библиотеками заключается в том, что методическое обеспечение должно строиться на основе непосредственного изучения работы библиотек, оказания им помощи на месте.

Важное значение имеет опора на принцип оператив­ности. Для совершенствования деятельности библиотек крайне важно оперативно выявлять недостатки и просчеты в работе и своевременно оказывать консультационно-методическую помощь, вовремя обеспечивать работу библиотеки методическими рекомендациями, способству­ющими качественному выполнению всех позиций ее плана.

Эффективность методического обеспечения тесно связана с его систематичностью и плановостью. Очевидно, что обе­спечить непрерывное совершенствование работы библиотек можно лишь на основе систематической и планомерной помощи библиотекам, а не путем отдельных, разрозненных методических мероприятий.

Методическое обеспечение функционирования библиотек и библиотечных систем включает несколько взаимосвязанных направлений: аналитическое, консультационно-методичес­кое, инновационное. Одним из направлений является повы­шение квалификации и переподготовка библиотечных кадров.

В основе методического обеспечения работы библиотек лежит аналитическая деятельность, направленная на анализ состояния и развития как отдельных библиотек, так и биб­лиотечной сети в целом. Она основывается на методическом мониторинге, т. е. слежении за изменениями в деятельности библиотеки или сети библиотек в целях определения уровня их работы и принятия на этой основе методических решений, направленных на ее совершенствование.

На основе аналитической деятельности осуществляется консультационно-методическая помощь, имеющая своей целью оказание консультационной и практической помо­щи библиотекарям. Эта помощь базируется на принципе активности, т. е. осуществляется не только по просьбе биб­лиотекарей, которые в ней нуждаются, но и по инициативе библиотечных менеджеров (руководителей библиотек и методистов).

Важным направлением является инновационная дея­тельность, включающая поиск, разработку и исполь-ювание новшеств, способствующих повышению эффек-гивности и качества деятельности библиотек.

Имеются предложения ограничивать методическую Работу инновационной деятельностью. Не отрицая важно-с I и и необходимости всемерной активизации именно этого направления методического обеспечения, все же заметим, Что методические центры не могут ограничивать свою юггельность только работой с нововведениями.

В процессе методического обеспечения библиотечной леятельности реализуется ряд функций, которые находятся н тесном взаимодействии, представляя в совокупности систему методического влияния на работу библиотеки или сети библиотек.

Ведущее место в методическом обеспечении принадлежи! информационной функции, направленной на своевременную и полную библиографическую и фактографическую инфор­мацию библиотекарей на базе методического мониторинга о достижениях современной библиотечной теории и практи­ки, о всем новом, что появляется в библиотечном деле.

Информационная функция получает все большее раз­витие. Обусловливается это рядом факторов, которые непосредственно связаны с возрастанием роли информа­ции в совершенствовании библиотечного дела.

Информация является неотъемлемым элементом мето­дической работы, инструментом анализа и контроля, рас­пространения новшеств, помогает своевременно выявлять и предупреждать возникающие трудности и недостатки, служит средством связи методических центров и библиотек всех уровней, способствует обмену опытом.

Информационное обеспечение библиотекарей имеет большое значение для распространения новшеств по сети библиотек, так как новые формы и методы приобретают общественную значимость только в том случае, если будет обеспечена возможность их применения в библиотеках. Это означает, что методическое обеспечение деятельности биб­лиотек должно опираться как на восходящий, так и на нисходя­щий поток информации о новшествах в библиотечном деле.

Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической функцией, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения библиотекарей использованию новшеств в их деятельности

В библиотечной литературе можно встретить утверждения, когда педагогическая функция рассматривается как второ­степенная. Сводя методическую работу к управлению ново­введениями, видя в этом главное и единственное ее пред­назначение, сторонники такой позиции рассматривают педагогическую функцию методической деятельности как второстепенную. Между тем недооценка этой функции тишает методические центры возможности целенаправлен­но влиять на уровень работы библиотек. Как показывает методическая практика, внедрение новшеств только с помошью организационных мер, без продуманной системы обучения библиотечных кадров не дает желаемых результатов.

Значение педагогической функции определяется тем, что методические центры призваны осуществлять обуче­ние библиотечных работников. В основе ее лежит повышение квалификации и переподготовка библиоте­карей, содействие их непрерывному образованию. Осущес­твление этой функции предполагает охват всех групп и категорий библиотекарей, дифференцированный подход к повышению их квалификации, последовательность и преемственность в

Обучении, использование различных форм повышения квалификации, в том числе и самообразования, повышение качественного уровня обучения библиотечных кадров.

Необходимость непрерывного библиотечного образо­вания, значительный процент библиотекарей, не имеющих специальной подготовки, требуют расширения и углубле­ния именно педагогической функции методической дея-гельности. К сожалению, непрерывное библиотечное ‘М>1>ачование У Час более декларируется, нежели существут реально. Так, давНым давно сформулированные требования к системе повышения квалификации: всеобщность охвата опотиотекарей, дифференцированный подход, ее наце-юнность на расширение и углубление знаний и другие, на практике не выполняются. Формально-бюрократический подход к системе повышения квалификации проявляется и в том, что учебные планы и программы составляются без учета конкретных особенностей и потребностей ппблиотек. Занятия на семинарах зачастую превращаются В указания библиотекарям, что они обязаны сделать, а обмен опытом — в самоотчеты библиотекарей.

Недостатки методического руководства во многом объясняются постепенным отходом от методов педаго­гического влияния к методам административного воздей­ствия на библиотекарей. Методист зачастую чувствовал себя Не другом и помощником библиотекаря, а администра­тором, присвоившим себе не принадлежащее ему право приказывать и требовать. А между тем основной смысл методической работы заключается в воспитании творчес­кой инициативы у библиотекарей-практиков.

Было бы неправильным рассматривать педагогическую функцию лишь в связи с повышением квалификации и переподготовкой библиотекарей и не связывать с другими

направлениями методической работы. В сущности все методическое обеспечение библиотечной деятельности является специфическим педагогическим процессом.

Организационная функция предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практической помо­щи библиотекарям в реализации методических рекоменда­ций. Она особенно ярко проявляется в общении библиотечных менеджеров (руководителей библиотечных коллективов и методистов) с библиотекарями. Именно через эту функцию реализуется активное влияние на библиотечную практику, на освоение библиотеками новшеств.

К сожалению, организаторская роль библиотек — методических центров далеко не всегда активно реализуется в практике методического обеспечения. В деятельности мето­дических служб нередко преобладают формы опосредован­ной методической помощи. Методические центры зачастую ограничиваются выявлением и описанием новшеств, сложившихся в библиотечной практике, и не оказывают своего организующего влияния на формирование и сове­ршенствование новшеств, т.е. не управляют нововведениями.

Все большее значение приобретает научно-исследова­тельская функция, так как в последние годы в методической деятельности произошли существенные перемены, связанные с повышением роли научных исследований в развитии библиотечной практики, с изменением соотношения научно-исследовательской и методической работы, что обусловлено тем, что уровень советов и рекомендаций во многом определяется глубоким исследованием как существу­ющей библиотечной практики, так и перспектив ее развития.

В основе методического обеспечения должна лежать научно-исследовательская деятельность методических 22 центров, поскольку в системе «наука-методика-практика» Методической деятельности принадлежит центральное место. Осуществление научно-исследовательской функции пред­полагает изучение и обобщение библиотечной практики,

>м I криментальную работу методических центров в библиоте­ках Это позволяет избежать умозрительности и рецептурности методических решений и рекомендаций, способствует развитию творческой инициативы библиотекарей.

Втаимосвязь научно-исследовательской и научно-мето-

I и чес кой деятельности — это проблема, которая в настоя­щее время является одной из актуальных, что обуслов-

мвается, с одной стороны, значительным расширением и VI нублением научно-исследовательской деятельности библиотек, все более широким вовлечением библиотекарей-практиков в исследовательскую деятельность библиотек.

С другой стороны, значительно возросли требования к методической деятельности библиотек. Ее эффективность ВО многом определяется тем, насколько методические центры опираются на результаты научных исследований, используют их в разработке методических рекомендаций, внедряют в библиотечную практику. Это ведет, в частности, к шачительному расширению исследовательской функции методической деятельности, что, в свою очередь, спо­собствует повышению научного уровня изучения и распро-пранения библиотечной практики.

Таким образом, происходит сближение научно-исследовательской и методической деятельности, которые становятся все более похожими одна на другую, тесно в 1лимосвязанными, взаимно проникающими.

Есть все основания полагать, что эта тенденция, кото­рая является, безусловно, прогрессивной, так как способству-II повышению эффективности и качества исследовательской

работы и внедрению ее результатов в практику, в перспек­тиве получит дальнейшее развитие, станет основным направлением совершенствования как научно-исследова­тельской, так и методической деятельности.

Однако, если в теоретическом плане взаимное сближение научно-исследовательской и методической работы следует рассматривать как прогрессивную тенденцию, то в плане организационном оно создало немало трудностей, особенно в разделении функций в области научно-исследовательской и методической работы, так как эти функции так же взаимо­связаны и перекрещиваются. Так, очевидно, что внедрение в практику результатов научного исследования невозможно без осуществления организационно-методической работы. С другой стороны, как уже подчеркивалось, повышение эффективности и качества методического обеспечения невозможно без развития исследовательской деятельности методических служб.

Научно-исследовательские коллективы призваны не только проводить исследования, но и подготавливать рекомендации для библиотек, организовывать эксперимен­тальное внедрение итогов исследования. Однако эти рекомендации можно внедрить в практику, если они не только показывают пути решения той или иной проблемы, но и содержат в себе технологию внедрения, т.е. научно обоснованное и полное описание порядка и последователь­ности применения на практике этих новшеств.

В заключение необходимо подчеркнуть, что выделение отдельных направлений, принципов и функций методи­ческого обеспечения библиотечной деятельности не означает их изолированности. В реальной методической практике они тесно взаимосвязаны и переплетены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *