какое направление лучше экономика или менеджмент
Какое направление лучше экономика или менеджмент
Многие задаются вопросом, кто такой менеджер, когда видят его работу в ресторане быстрого питания, магазине электротехники или продуктовом супермаркете. Почему эта профессия такая востребованная и высокооплачиваемая?
В переводе с английского «менеджмент» означает «управление». В разных видах деятельности «управление» или «менеджмент» имеет свои особенности. Давайте разберемся на примере, что такое менеджмент, и чем он отличается от экономики.
Представьте бутылку йогурта — она зеленая, ее объем составляет 0,5 литра, внутри молочный продукт с семенами чиа. Почему выбран именно зеленый цвет, и почему добавили именно эти семена? На эти вопросы с легкостью ответит менеджер по маркетингу или маркетолог. Он знает, что зеленый цвет напоминает о весне, энергии и молодости, а семена чиа содержат множество полезных веществ, что так востребовано у людей, увлеченных здоровым образом жизни и полезным питанием. Маркетолог знает, чего хотят люди и помогает производителю йогурта продать как можно больше товара.
Йогурт стоит 35 рублей. Вы спросите: «почему именно 35 рублей?» Всё просто: производитель заплатил 3 рубля за ингредиенты для йогурта, 2 рубля за оборудование, 1,5 рубля за труд сотрудников, 1,5 рубля за доставку, 1,5 рубля за упаковку и т.д. Все это — структура затрат, за которую отвечают финансисты. Вместе с маркетологами они рассчитывают рентабельность продукта и принимают решение о том, сколько будет стоить йогурт для конечного потребителя.
Когда йогурт готов, его нужно доставить в магазины. Этим занимается логистика. Логист придумал, что бутылки такой формы нужно складывать в коробки по 10 штук, потому что именно таким образом больше коробок поместится в контейнер для перевозки, и меньше места займет на складе. Так логист помог компании сэкономить на транспортировке и хранении. А экономия — это прибыль — главная цель любого бизнеса.
Еще в компании есть специалист кадровой службы — HR, он подобрал в команду сообразительного маркетолога, финансиста и логиста, которые придумали и вывели продукт на рынок. Также над йогуртом работают специалист по производству, по закупкам, IT-специалист, аналитик и многие другие.
Самая важная задача топ-менеджера — собрать маркетологов, логистов, финансистов и грамотно выстроить работу, чтобы бизнес-процессы были эффективными и приносили прибыль компании. Делаем вывод: менеджмент объединяет в себе множество функций, без которых невозможно было бы дать вам попробовать йогурт с семенами чиа в зеленой бутылке.
Основной сферой деятельности экономистов является осуществление экономического анализа деятельности организации, разрабатывание мер по обеспечению режима экономии, повышению эффективности работ, выявлению резервов, предупреждению потерь и непроизводительных расходов.
«Экономика», «Менеджмент» или «Бизнес-информатика»?
Многие абитуриенты подают документы сразу на несколько образовательных программ бакалавриата Пермского кампуса НИУ ВШЭ. Перед ними встает непростой выбор: какое направление предпочесть. Чем направления отличаются друг от друга? Мы расскажем о ключевых моментах обучения на направлениях «Экономика», «Менеджмент» и «Бизнес-информатика».
Многие абитуриенты подают документы сразу на несколько образовательных программ бакалавриата Пермского кампуса НИУ ВШЭ. Перед ними встает непростой выбор: какое направление предпочесть. Чем направления отличаются друг от друга? Мы расскажем о ключевых моментах обучения на направлениях «Экономика», «Менеджмент» и «Бизнес-информатика».
«Экономика»
Особенности обучения
Студенты получают языковую подготовку, приобретают фундаментальные знания в области современной экономической теории, изучают обширный спектр дисциплин математического цикла, без знания которых немыслим современный экономист. На старших курсах учебный план формируется с включением значительного числа прикладных дисциплин, таких как финансовые рынки, инвестиционный анализ, основы оценки стоимости, управление финансами фирмы, банковский менеджмент, риск-менеджмент в кредитных учреждениях и др.
Вариативная часть программы позволяет студентам самостоятельно формировать на старших курсах образовательную траекторию в рамках одного из 4-х профилей: «Прикладная экономика», «Банки и банковская деятельность» (реализуется совместно с ЗУБ Сбербанка России), «Аудит», «Корпоративные финансы».
Кем работают выпускники?
Выпускники могут проявить себя в качестве высококвалифицированных экономистов-аналитиков для различных компаний как финансового, так и реального секторов экономики.
«Менеджмент»
Особенности обучения
Образовательная программа предназначена для тех, кто хочет заниматься развитием бизнеса, стать инициатором и руководителем бизнес-проектов, предпринимателем, аналитиком и исследователем сферы управления компаниями. Выпускники программы владеют современными теориями управления и способны разрабатывать и внедрять инструменты повышения эффективности бизнеса в различных сферах деятельности. Бакалавр менеджмента — это будущий руководитель компании, инициатор продуктивных изменений в бизнесе и экономики, обладающий хорошим теоретическим фундаментом в области управления.
Профили обучения
Процесс обучения позволяет гибко выстраивать образовательную траекторию: для этого существует возможность выбора дисциплин, а также выбора на старших курсах одного из 5 профилей: «Инновации и предпринимательство», «Управление человеческими ресурсами», «Логистика», «Управление в банковской сфере», «Менеджмент в сфере интернет-проектов».
Кем работают выпускники?
Выпускники реализуют себя в таких профессиях, как бизнес-аналитик, логист, HR-менеджер, менеджер инвестиционных проектов, аккаунт-менеджер, SMM-менеджер, маркетолог, ко-фаундер стартапа, бренд-менеджер, бизнес-коуч, фиксер, трафик-менеджер, менеджер интернет-проектов и т.п.
Особенности обучения
Студенты получают основательную подготовку в области экономики и менеджмента, но акцент делается на овладение современными информационными технологиями, методами и системами программирования, математическими методами.
На направлении «Бизнес-информатика» реализуется профиль «Информационные системы в бизнесе». Он включает в себя умение видеть IT-инфраструктуру компании, проводить анализ и оценку применения информационных систем и информационно-коммуникационных технологий для управления бизнесом, аудит бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятий. Выпускник будет подготовлен к профессиональной деятельности в качестве менеджера IT-проектов, проектировщика и разработчика сложных информационных систем, будет разбираться в бизнесе на уровне высшего руководства так же хорошо, как во всем разнообразии технологий и решений информационного рынка. Это необходимо для эффективного управления компанией.
Кем работают выпускники?
Выпускники могут реализовать себя в таких профессиях, как бизнес-аналитик, IT-менеджер в консалтинговой, проектной, внедренческой, сервисной компании или госструктуре, организатор и руководитель электронного предприятия, менеджер IT-проекта, программист в IT-компаниях или IT-отделах крупных компаний.
Прошу совета! Экономист или менеджер?
Если экономика-платно, а менеджмент-бюджет логичнее идти на менеджмент. Время и так и так потеряешь, а так хоть деньги останутся.
вам только на экономику.
На менеджмент не идите. Вас 4-5 лет будут обучать тому, чему в любом офисе обучают за пару месяцев. Менеджерами у нас становится человек с любым образованием. Рекомендую факультет «экономика предприятия». Так вы сможете устраиваться на производственные предприятия, а не каким-нибудь торговым представителем на бытовую химию.
Подумай, кем ты хочешь/сможешь работать после окончания ВУЗа и выбирай.
Чтоб потом в МакДаке не пришлось работать.
*шутка про свободную кассу*
ПТУ №21 Повар кондитер! Реально Ваш вариант, считать не нужно, решение принимать не нужно, работы море!
не бойтесь слова «менеджер»
я сама училась на экономическом факультете, специальность: экономика и управление
в итоге квалификация: экономист-менеджер
всё это родственно и нужно другие факторы принимать во внимание: платность, например
Архитектор отличается от художника что ли?
Ну разве что архитектор не возится с маслом, темперой, гуашью. И в мастерской у него нет палитр и брызг краски на полу и стенах.
И вообще, архитектор рисует проекции:
Центральные (они же перспективы)
В проекциях не только рисуют, но и чертят.
Когда архитектор придумывает, то он сначала эскизирует. То есть делает наброски.
Но это не наброски художника.
Посудите сами, что рисует архитектор:
схемы функциональных процессов,
схемы функционального зонирования,
Пожалуй, только видовые кадры роднят его с художником.
А еще масла в огонь непонимания разницы подливает то, что абитурьентов архитектурных ВУЗов заставляют сдавать экзамены по рисунку.
Подготовка по нему долгая, нудная, дорогая и для профессиональной деятельности совершенно бесполезная. Поэтому многие считают, что только выходцы из художественных школ могут стать архитекторами. Что не есть правда.
Моё глубокое убеждение: хорошо нарисованная на вступительных экзаменах голова Цезаря совершенно не является свидетельством таланта архитектора.
Так же и наоборот: талантливый ребенок лишается шанса проявить себя, срезавшись на абсолютно непоказательном испытании.
И это я еще про бесперспективность черчения от руки не упомянул.
Мои ученики учатся самым важным вещам, которые точно им понадобятся и в студенческой жизни, и в профессиональной.
Это тот возраст, в котором детей уже не нужно развлекать. Им льстит взрослое отношение.
Почему взрослое? Потому что программа, по которой мы занимаемся – это программа первых курсов архитектурного ВУЗа, защищенная в своё время моим преподавателем в качестве кандидатской диссертации в МАрхИ.
Дети, будучи школьниками, получают институтскую подготовку.
Нет, это не тяжело. Методично, последовательно они узнают всё то, что другие узнают только в ВУЗе.
Учиться на архитектурном факультете трудно. Очень много терминов и навыков, которыми нужно овладевать. Поэтому если ребенок готов заранее, то это существенно облегчает его студенческую жизнь.
Так что милости просим, если считаете, что вашему ребенку есть 14, и ему интересно попробовать архитектурное проектирование.
В начале октября откроется секция «Архитектурное проектирование» в московской школе № 2098. Это дополнительное образование, так что любой ребенок 14, 15 и 16 лет, даже учащийся в другой московской школе, может записаться на эту секцию. Она бесплатная. Так что пользуйтесь.
Что я с детьми вытворял
Когда я учился в 7-м классе, у нас ввели второй язык. Я выбрал французский. Обожаю его мурлыкающую мелодичность. Он, в отличие от английского, неудобен в произношении, но как же он красив!
Параллельно с уроками французского нам дали ещё часы то ли допки, то ли внеурочки по нему же.
Допку вела преподавательница ВУЗа по ВУЗовской же программе и изрядно потрёпанному поколениями студентов учебнику.
Ах, что это был за учебник! Как он льстил моему подростковому эго! Ведь в нем не было ни одной картинки! Потому что он был для взрослых. И в его ореоле я сам казался себе чуточку взрослым и важным.
И вот в 2018-м я стал учителем в школе, чтобы вести занятия по архитектурному проектированию в архитектурных классах.
В какой-то момент я обнаружил, что дети, начиная с 8-го класса вполне способны усваивать профессиональный язык. Что с ними можно заниматься не просто абстрактным развитием творческих способностей, а давать профессиональные знания. Конечно, в адаптированном виде и объёме, но всё-таки специальные, а не общие.
Я откопал свои методички с института, связался со своим преподавателем, который является автором методики и в своё время защитил ее в качестве своей кандидатской диссертации в МАрхИ.
Заручился его благословением и поддержкой и стал внедрять программу 1-го и 2-го курсов высшей архитектурной школы.
Так что стали получать дети?
Проекции с числовыми отметками
Построения без линейки и циркуля
Виды архитектурной композиции
Схемы функциональных процессов
Схемы функционального зонирования
Конструкции зданий и сооружений
Макетирование из пластика и картона
Вообразите, какую гордость должен испытывать 8-миклассник, сознавая, насколько профессионально круче он будет по окончании школы по сравнению с теми, кто прошел только художку.
Кем он может стать, не переучиваясь в других ВУЗах?
Лично я побывал в ролях архитектора, макетчика, художника-проектировщика, промышленного дизайнера, графического дизайнера, ландшафтного дизайнера, веб-дизайнера и, наконец, обрёл себя в роли преподавателя. Но всё, что было до этого, пригождается в новой для меня деятельности и до сих пор я время от времени возвращаюсь к прежним занятиям.
Так почему я это всё пишу.
В школе я столкнулся с одной курьезной, но досадной ситуацией.
Родители не всегда понимают, что такое «архитектор». И когда ребенок начинает проявлять способности в этом направлении, они думают, что он станет художником. Разницы между архитектором и художником они просто не представляют.
Надеюсь, эта публикация хотя бы немного прольёт свет на эту область тьмы и для кого-то станет аргументом при выборе профессионального пути для себя или для своего ребенка.
Как поставить людей в перспективе
Действительно ли России понадобились инженеры?
Так вот, в 2012 году в ТОП-25 самых престижных вузов России (КЦП свыше 300) был только один технический вуз – МФТИ.
В период с 2012 по 2019 гг. добавились:
МИФИ поднялся с 33 на 4 место (+29),
ИТМО – с 31 на 5 (+26),
МГТУ им. Баумана с 54 на 23 (+31),
СПбПУ – с 67 на 24 (+43),
ЛЭТИ – с 100 на 25 (+75).
А МФТИ в 2018 г. вытеснил с первого места МГИМО, которому уступал многие годы, и стал самым престижным вузом страны.
Ну я тоже расскажу своё «Фууу. »
Как людей направляют идти учиться на учителя в село?
Дело было так, Казахстан. Приехали мы поступать в универ с братом. Брат твердо решил быть программистом. Заходит в приемную комиссию, меня с родителями не пускают, это важно.
Выходит брат с листками, с немного виноватым лицом, дает бумагу, а там на Первом месте:
1. Профессия учитель физики.
2. Согласие отработки по профессии 3 года
3. Отработка будет производиться в сельской местности по поручению лектора.
4. Учеба стоит около 200 000 рублей в год, если не грант. (у родителей ЗП около 30 000 рублей)
Я в шоке, кричу: «Ты что творишь, дурак!» А он глазами хлопает, и говорит, что ему сказали, что с такими баллами он на грант не поступит, а на учителей много грантов, ему сказали отучиться, ведь главное диплом получить, а потом работай где хочешь. Ага, где хочешь! А брат знает зп родителей, вот он и подумал.
Возвращается брат. Так читаем. Ага информационные технологии, отработка по профессии три года. в сельской местности! Офигеть. Нервы сдали, я говорю: «Где ты видел программистов в селе?» А он говорит, ему сказали, что если он это не подпишет, то документы не примут.
Я злой, ору во дворе универа: «Гектор! Выходи!». Выходит член комиссии и объясняет мне, так как вы с села, то для вас действует уникальная программа «с дипломом в село». Мол, где родился, там и пригодился. Из грязи в город и назад.
Я кричу: «Не верю! Ткните меня в лицом документом. Убедите меня. Вы исчерпали свой кредит доверия!»
Словом, убедить меня не пришлось, и брат переписал документы. В третий раз. Как надо.
Идем назад. Отец сокрушается, мол, баллов не хватит на грант, ему тот член комиссии сказал, что не меньше 90 баллов надо на грант, а у брата всего лишь 70. И учеба капец дорогая. Брат начинает сдавать назад и уже хочет быть учителем физики и подать документы в четвертый раз.
Итоги переживаний: Дофига людей подали заявки на грант учителем, брат получил грант. А вот если бы пошел в учителя физики, то ему бы не хватило баллов на грант.
Итог. Никогда не соглашайтесь делать то, что вы не хотите. Чужие люди не желают вам добра, они выполняют только то, что им приказали сверху.
Факты о Японии 6
Этим летом в Фукуоке температура достигала 38 градусов. В Осаке под 40 со смертельными случаями, однако это считается аномалией. В жаркие дни японцы любят поливать из шланга асфальт вокруг дома. По идее это охлаждает окружение на пару-тройку градусов, по-факту от этого увеличивается влажность, и проходя мимо становится ещё более душно, чем было.
В школьные годы японцы учатся, как проходить собеседования. Часто при поступлении в ВУЗ попадается экзамен-собеседование, результаты которого тоже оцениваются. Лично мне не доводилось участвовать в собеседовании для поступления в ВУЗ, но в нашей школе проводят занятия по собеседованиям. На работу в компанию собеседование проходит проще, благодаря тому что работодатель сам говорит, что делать, и сам-же говорит все дежурные вежливые фразы, которые достаточно повторить, а манеры воспитанного среднестатистического русского хорошо сочетаются с японскими манерами. Сенсей ВУЗа до начала общения может молча сидеть на жопе, пока абитуриент будет вежливо здороваться. Собеседование проходит примерно следующим образом:
-Почему Вы решили поступать в наш колледж «Искорка»?
-Работаете ли на подработке?
-Сколько у Вас человек в семье? Чем они занимаются? Кто будет платить за образование? Расскажите какие-нибудь новости. Какая у Вас мечта? Какие Ваши сильные и слабые стороны? Почему Вы выбрали именно этот город?
Когда сенсею надоедает, он говорит, мол давайте заканчивать. Абитуриент встаёт, благодарит сенсея Arigato godzaimashita, клонится, подходит к двери, разворачивается к сенсею, Shitsureisimasu, клонится и уходит, закрывая за собой дверь.
На этом всё. Предыдущие посты можно почитать здесь
Выбор профессии
Комната с видом вовнутрь. Как меня «поступали»
История о взрослении ребёнка под гнётом гиперопеки неблагополучной семьи.
– Она закончила школу, и не хочет поступать на экономиста! Поговорите с ней! – с этими словами мать отвела меня к дяде-психологу с угрожающей фамилией Злыдин.
Мою маму на протяжении всей сознательной жизни терзали различные страхи. Когда родилась я, эти страхи расползлись и расширились, распространившись с маминого существования вдобавок и на моё.
К достижению мной шестнадцатилетнего возраста в основной повод для паники превратился подступающий выпускной и следующее за ним поступление.
Так как мама всю жизнь проработала экономистом, то в её глазах во всём окружающем мире стоящая профессия существовала только одна – думаю, не стоит и говорить, какая.
Но молодое поколение в моём лице проявляло недюжинное, а потому возмутительное, упрямство, не желая идти по проторённой дорожке и тратить свою жизнь на скучные цифры. Юная дочь рисовала, писала стихи, грезила творческой деятельностью любого вида и грозилась подорвать династию на корню, поступив, к примеру, в архитектурный или, хуже того – сделавшись журналистом.
Не в силах найти решение и в одиночку вынести тягостный груз ответственности за слишком талантливое, но недостаточно разумное чадо, мама пожаловалась коллегам. Те поскребли в затылках, и посоветовали психолога.
В те годы психологи были относительно новым явлением российской действительности, и только-только входили в моду. Из-за ограниченности собственного мышления мама не доверяла всевозможным нововведениям, будь то печение «Юбилейное» с новым малиновым вкусом, электрические скороварки или, к примеру, психологи. Поэтому она не очень горела желанием меня к кому-то из них вести. Но другого выхода из ситуации она не увидела. Дать мне шанс попробовать свои силы при поступлении на какую-нибудь творческую специальность вообще как вариант не рассматривалось. То, что я не пройду по баллам и останусь за бортом уже в первый год своей после-школьной жизни, маме в ночных кошмарах.
Но никакие мамины уговоры насчёт «поступить на экономиста» не помогали. Я была непреклонна и бесстрашна даже перед лицом перспективы «провалить экзамены ко всем чертям».
Ситуация складывалась поистине патовая. Я так сильно я не хотела идти туда, куда пихала меня она, а она так сильно не хотела пустить меня туда, куда хочу я, что я рисковала попросту не подать своих документов ни на один факультет ни одного ВУЗа, и в итоге не поступить вообще. А это, в понимании маминой стороны, было ни под каким предлогом недопустимо.
Именно назревающее отчаяние и подтолкнуло её всё-таки сделать этот непростой шаг.
– Мы с тобой пойдём к психологу! – однажды вечером, заметно волнуясь, сказала она.
– Психолог – это же врач. – осторожно решила уточнить я.
– Ну, да, это вроде как бы… как врач.
– А что он будет мне делать. – врачей я не любила, с детства помня, что они не делают ничего особо хорошего.
– Он делать? – переспросила мать в замешательстве от моей неудачной формулировки, – Он ничего не сделает тебе. Он просто поговорит…
– Ну, тогда ладно… – нехотя согласилась я.
Мама внезапно подошло ко мне близко-близко, и встревоженно посмотрела мне прямо в глаза.
– Ну, если не хочешь, то мы с тобой не пойдём к нему. – проговорила она запальчиво.
– То есть если я так скажу, то мы правда к нему не пойдём. – не поверила я.
– Ну, не пойдём… – уже не так уверенно отозвалась мама.
Тут я встревожилась тоже, не понимая маминых намерений до конца, и принялась без конца переспрашивать обо всём. Беседа ещё немного потопталась на месте. Мы с мамой «совместно решали», пойдём ли мы туда или же нет. Чем больше мы о том говорили, тем меньше мне хотелось показываться на глаза психологу.
– Его фамилия Злыдин, – к концу разговора честно призналась мама.
– Мне не нравится эта фамилия. Давай не пойдём! – я обрадовалась, что наконец-таки железный аргумент «против» найден.
Однако же вопреки моим ожиданиям это сработало обратным образом.
– Да, мне тоже поначалу не понравилась эта фамилия. Но фамилия – это не человек, – рассуждения подобного уровня сложности для моей мамы были уже философией. Большего от неё не следовало ожидать.
Я попалась в ловушку: с таким обоснованным аргументом было трудно не согласиться. Поэтому в назначенный день я, повздыхав, оделась и покорно согласилась идти с мамой «к психологу», тихо ненавидя себя за то, что иду туда. Ведь Злыдин – это не человек, а всего лишь фамилия. И вот что тут скажешь.
Мы вошли в многоэтажное здание какой-то незнакомой мне новой больницы и прошли по аккуратно отремонтированному светлому коридору с ярко-синими лавочками. Коридор был украшен картинами с фотографиями моря и леса и большими растениями в напольных горшках. Я едва поспевала за мчавшейся от волнения мамой, и на бегу с интересом рассматривала обстановку. Предметы интерьера внушали скорее приятные чувства, и потому я совсем успокоилась.
У дверей кабинета нас встретил мужчина в белом халате, черноволосый и явно нерусских кровей. Его лицо имело до того неописуемые черты, что с мысленной попыткой определить его национальность я так и не справилась. Наверное, он был смешанных нерусских кровей, подумала я.
– Добрый день. Чем могу. – начал, но не успел закончить он.
– Вы Злыдин. – выпалила мама, накрученная, как часовая пружина.
– Да, я. А в чём проблем-мка? – протянул он как-то слишком уж иронично.
– Помогите, она не хочет поступать на экономический! – с жадностью пожирая его глазами, выплеснула своё горе моя безутешная мать.
С высоты своего роста (а Злыдин был очень высокий) специалист скептически посмотрел на маленькую, тощую, кажущуюся десятилетней шестнадцатилетнюю меня.
– Хорошо! – с лёгкой улыбкой и хладнокровием хирурга одобрил он.
– Да что ж хорошего-то?! – мама вспомнила своё недоверие к «психологам», и фыркнула, – Это, наоборот, плохо ведь! – добавила она, и развернулась вполоборота, пытаясь уйти.
Слыханное ли дело. Новомодный доктор не только не пришёл в ужас, совсем не проникнувшись кромешным кошмаром её слов, но ещё и позволяет себе одобрять моё подростковое «Не хочу!».
– Оставляйте её мне, – он тут же поменялся и принял серьёзный, слегка озабоченный вид, – А сами ждите под дверью. Я поговорю с ней, чуть-чуть… Это много времени не займёт.
Меня, не успевшую произнести ни единого слова в своё оправдание, торжественно переручили доктору Злыдину.
Через пятнадцать минут меня вывели из кабинета и сдали с рук на руки исстрадавшейся от волнения маме.
– Держите свою девочку, – опять иронично произнёс он, – Всё готово. Теперь она ХОЧЕТ поступать на экономический.
Не веря в такое великое чудо, мама обратилась ко мне, и голос её задрожал от переполнившей мамину душу радости:
– Что, ты и правда теперь будешь поступать?!
– На экономическом. Будешь.
Маму не смутили ни моё убитое выражение лица, ни подчёркнутая краткость моих ответов. Она отсчитала нужное количество крупных купюр и с сияющими глазами подала взирающему на всё свысока и как будто издалека Злыдину:
– Спасибо вам. Не знали, что делать. Спасибо. Большое спасибо.
– Не стоит благодарности, – процедил доктор, медленно убирая свёрнутые им вдвое деньги в нагрудный карман халата, пока мама продолжала рассыпаться во всяческих объяснениях и похвалах.
– Приходите, – бросил он, чтобы оборвать разговор, и исчез за своей новенькой дверью.
Дядя этот оказался сметливый малый. Он с самого начала прекрасно отдавал себе отчёт в том, из чьего кармана получит деньги – маминого или же моего. Подобные люди действуют исключительно в интересах того из клиентов, который платёжеспособен. Поэтому неудивительно, что «поговорили» со мной не самым подобающим образом.
– Присаживайся, – почти брезгливо бросил мне он, когда мы вошли в кабинет, и для пущей надёжности (от моей мамы, наверное!) запер изнутри дверь. Раскинувшись в кресле напротив скромного гостевого стула и даже не спросив моего имени, Злыднев повёл допрос.
– Так. Значит, ты не хочешь поступать на экономический?
– Не хочу, – подтвердила я.
Покрутив ручку между длинных и гибких пальцев, Злыднев кивнул самому себе:
После этого он сделал какую-то короткую запись и надолго ушёл в себя. Я не без некоторого интереса ждала, когда он продолжит задавать мне вопросы, ожидая возможности своими ответами объяснить ему моё несчастливое положение.
Однако вопросов, к разочарованию моему, более не последовало. Посидев ещё несколько минут с отсутствующим видом, доктор нарушил установившееся молчание и, не глядя на меня, произнёс:
– Смотри. Альтернатив у тебя две.
– Экономика и журналистика? – запальчиво воскликнула я, – Тогда я выбираю журналистику!
– Нет, – спокойно возразил Злыдин, – Эконо-о-омика… и-и-или… – опять протянул он.
– Или… Что – или?! – нетерпеливо спросила я, видя, что дяденька медлит с ответом.
– Или панель, – развёл руками психолог.
Уж лучше бы, кажется, мне оплеуху отвесили. И то было бы не так больно. Неужели же, кроме как для вот этого, по его мнению, я ни на что не годна. Впрочем, мама и бабушка говорили про меня то же самое… Я как-то послушала их разговор. Мама сказала в нём:
– Пускай она поступит на экономиста.
– И пускай её поступает! – гневно поддакнула бабушка. Тема была ей крайне неинтересна.
– А то иначе она вырастет и станет никем… – продолжала рассуждать мама.
– На панель пойдет твоя дочечка! – самодовольно фыркнула бабушка Саша.
На этом месте я прекратила подслушивать. Почему-то мне показалось, что ТУДА меня мама не пустит. Скорее уж запихает в экономический, будь бы он проклят, ВУЗ.
И вот теперь эти же две, чуть ли не равно ужасные, альтернативы, в словах дипломированного психолога снова восстали передо мной, как павшие мертвецы, угрожая расправой.
Злыдин чуть откинулся в кресле назад и любовался произведённым эффектом, давая мне время на осмысление сказанных им слов. Наконец я не очень уверенно попыталась возразить:
– Обязательно, – утешил всезнающий врач.
– А ку-да ещё? Диплома у тебя не будет! – холодным, чуть издевательским тоном подчеркнул он.
– На журналистику, – робко предположила я.
Злыдин покачал головой:
– Почему не возьмут? – я была окончательно сбита с толку его слишком непоколебимой логикой, в которой отсутствовала логика как таковая.
– По формату не подойдёшь, – тут Злыдин впервые за весь сеанс смерил меня взглядом. Презрительно.
– Так я тогда и ТУДА не подойду… Ну, ТУДА, куда вы говорите, – смущаясь, сбивчиво предположила я.
– Туда все подходят, – заверил он.
Я смутилась и почти подавилась словами, которые всё же решилась сказать:
– Почему вы так думаете.
Доктор блеснул на меня угольными глазами:
Уточнять, откуда он знает это, не было смысла. Я сидела подавленная, пытаясь в уме отыскать выход из только что построенного психологом передо мной словесного лабиринта.
«На журналистику я не подойду. А вот на панель – подойду. А на экономиста? Он не сказал мне, что не подойду, значит, я подойду. Тогда у меня будет экономический, вовсе ненужный, диплом…»
Врач с проклюнувшимся интересом молча наблюдал за движением мыслей у меня на лице. Тем временем я всё больше запутывалась:
«С экономическим дипломом не возьмут в журналистику. А без экономического диплома всё равно не возьмут в журналистику. Как же мне тогда попасть в журналистику? Нужен журналистский диплом. Но он же сказал, что туда я не подойду… Значит, мне не дадут такого диплома, и я не попаду туда… Как же быть? Неужели никакого варианта не существует. »
Но увы! Ни один из оставшихся мне открытых путей больше не вёл к журналистике. Я продолжала рассуждать, блуждая между тремя поставленными передо мной понятиями, словно заблудившись в трёх соснах:
«Вот не будет у меня журналистского диплома. И не будет экономического диплома. Зато на панель берут без диплома. Больше никуда не берут без диплома. Без диплома больше никуда не берут… Совсем никуда не берут без ди-пло-ма…»
Идя в тупик, приходишь в уныние. С каждым новым ходом, прокручиваемым в моей голове, я всё мрачнее молчала. И вот теперь я попала в настоящую западню, подгоняемая этой пугающей мыслью: без диплома у меня только один выход. Один. Ужасный. Нет, только не это.
– Ну так что, – обратился Злыдин ко мне наконец, очевидно увидев, что клиентка «дошла до кондиции», – Будешь поступать на экономический?
Сдавленным шёпотом я ответила всего одно слово:
На этом разговор был окончен. Меня вывели к матери.
Несколько недель спустя мои документы были поданы матерью в одно-единственное место – в экономический ВУЗ.
Сказ о том, как абитуриенты зажрались
На форуме РЭУ им.Г. В. Плеханова
Теперь казахстанцы смогут получить первое образование бесплатно
И вот Сенат Парламента одобрил законопроект, который закрепляет право граждан Казахстана на бесплатное получение первой рабочей специальности. И такой подход к решению данной проблемы стал наиболее оптимальным. Во-первых, государство готово взять на себя обязательства по обучению только окончивших школу учеников специальности, которая поможет им прокормить себя, то есть будет дан первый толчок к построению своей самостоятельной жизни. Но вот если вас не прельщает в будущем работать электриком или швеей, а хотите стать юристом, то будьте готовы либо набраться знаний, чтобы поступить на грант, либо заплатить. Причем, такое нововведение вовсе не означает, что вы всю жизнь будете теперь работать сварщиком. Вы вполне можете, получив сначала бесплатно рабочую специальность, заработать себе на высшее образование и, таким образом, развиваться и расти. А государство тем временем получит больше специалистов рабочих специальностей, которых сейчас огромный дефицит.
Кроме того, поправки в действующее законодательство официально закрепят прохождение производственной практики всеми студентами. Представляя проект закона, министр образования и науки Республики Казахстан «Образовательные программы технического и профобразования с использованием дуального обучения предусматривают теоретическое обучение в организациях образования, и не менее 60% производственной практики на базе предприятия».
То есть теперь производственная практика будет таковой не только по названию. Зачастую вузы просто принимают дневники практики с проставленными печатями и подписями, даже не интересуясь, действительно ли студент прошел там практику или просто договорился, также далеко не всегда акцентируется внимание на соответствии места прохождения практики и специальности студента. А ведь именно на производственной практике студент может опробовать полученные за время учебы теоретические знания. И когда ее нет, то выходит так, что после завершения учебы на работу приходит специалист, который не знает, как и что происходит в реальности.