какое направление древнеиндийской философии разрабатывает атомистическое учение

Философия: Шпаргалка

какое направление древнеиндийской философии разрабатывает атомистическое учение

В пособии в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы курса философии. Книга окажет вам неоценимую помощь в подготовке и сдаче экзамена. Информация, содержащаяся в данной книге, получена из источников, рассматриваемых издательством как надежные. Тем не менее, имея в виду возможные человеческие или технические ошибки, издательство не может гарантировать абсолютную точность и полноту приводимых сведений и не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

7. Основные философские учения Древней Индии

Древнеиндийская предфилософия исторически восходит к третьему-второму тысячелетиям до н. э. и простирается до III–IV вв. н. э. Внутри этого периода выделяются несколько самостоятельных этапов:

• ведический (до VI–V вв. до н. э.);

• послеведический (до III–IV вв. до н. э.);

• период философии сутр (до III–IV вв. н. э.).

Главная цель индийской философии — достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это означает полное и вечное освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели выступает уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм.

Для джайнизма, как и для брахманизма, характерна направленность на индивида, личность. Однако в джайнизме больше элементов рационализма. Он в определенном смысле противостоит брахманизму. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. Освобождение духа джайнизм основывает на действии закона кармы, который регулирует связь индивидуальной души с природой. Сущность личности двояка: она одновременно материальна и духовна. Карма трактуется как тонкая материя, соединяющая материальное и духовное в человеке. Душа может освободиться от влияния кармы в результате благих дел и аскетического поведения.

Джайнизм пытается помочь человеку спастись, найти вечное блаженство, оказаться в состоянии нирваны. Жизнь надо прожить так, чтобы достичь состояния блаженства, слиться с брахманом, оказаться в состоянии нирваны.

Важной составной частью буддийского мировоззрения выступает учение о познании человеком себя и мира через процесс самоуглубления и самосозерцания в йоге. Как философская концепция и система медитационных техник йога возникла около I в. до н. э. и направлена на то, чтобы научить человека освобождаться от волнений жизни, страданий, оков телесноматериального, чтобы остановить поток перевоплощений. Такое по плечу только «святым» — людям, достигшим нирваны, полностью освободившимся от всего земного. Достичь нирваны чрезвычайно трудно, но можно. Как особое состояние его сложно представить рационально, его можно только ощутить. По сути это бессмертие, вечность, конец мира. Достигнуть такого состояния могут те, кто тренирует веру, мужество, внимание, сосредоточенность, мудрость. Это позволяет им войти в состояние вечности, пустоты, отсутствия времени, пространства, желаний.

Индийская философская мысль предстает как целостная концепция личности, стремящаяся помочь человеку в его волнениях и страданиях. Индийский тип философствования сосредоточивает внимание на индивиде, абстрагируясь от сложных социальных связей. Более того, индийская философия ориентирует на уход от этих связей, ищет пути достижения независимости субъекта. Можно сказать, что и нирвана, и йога служат адаптации не столько мира к человеку, сколько человека к миру. Тем самым индийская философия полагает, что если мир не удовлетворяет человека, то надо изменить не мир, а человека.

Источник

Философия. Краткий курс

какое направление древнеиндийской философии разрабатывает атомистическое учение

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Философия Древней Индии

1. Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. В развитии древнеиндийской философии выделяются три основных периода, в общем и целом соответствующие этапам социально-экономического развития Индии. Первым периодом является ведический (первая половина I тысячелетия до н. э.), пришедшийся на время разложения первобытнообщинного строя и возникновения рабовладения; следующий — эпический (вторая половина I тысячелетия до н. э.), совпавший с закреплением системы хозяйственных, политических, нравственных и прочих связей и отношений в форме варно-кастового деления. Третий период — классический, длившийся с начала нашей эры до XVII–XVIII вв. — пришелся на развитие и закрепление феодализма.

2. Философское мышление в Индии изначально формировалось в тесной связи с брахманизмом (учениями брахманов — священников, жрецов).

Брахманизм — религия древних индусов, в основе которой лежали тексты «Вед» (древнеинд. веда — знание, ведение), написанные на языке древних ариев — ведическом санскрите — во II–I вв. до н. э.

3. «Веды» создавались на протяжении тысячелетия и отразили различные стадии развития мировоззрения древнеиндийского общества — от мифологического до предфилософского и философского. В целом «Веды» представляли собой священные тексты — шрути, которые были результатом откровения мудрецов-риши и выражали идеологию брахманизма, а затем индуизма. Ведический комплекс составляет большое количество книг.

Древняя ведическая мифология представляла собой дофилософскую форму мировоззрения.

Появление предфилософского и в дальнейшем собственно философского сознания было связано с кризисом родоплеменной организации общественной жизни.

4. Философия «Упанишад». Вначале «Упанишады» означало буквально: «сидение вокруг учителя с целью познания истины». Впоследствии этим словом стали обозначать тайное эзотерическое учение. Тексты «Упанишад» являются составной частью «Вед». В «Упанишадах» развиваются такие идеи, как единство всего сущего, космология, поиск причинно-следственные связи явлений и т. д.

В «Упанишадах» содержится учение о брахмане как генетическом и субстанциональном начале всего сущего. Брахман — это универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Все природные вещи и стихии, все многообразные миры суть брахман. Все вещи из него происходят, им поддерживаются и в нем растворяются. Универсальность брахмана достигается посредством познания им самого себя. Брахман, с одной стороны, равен, а с другой — противопоставлен атману — индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я». Атман является универсальной основой, заключенной во всех индивидах, во всех вещах, охватывающей все творения. Вместе с тем это некое универсальное, неизменное, сохраняющееся при любых обстоятельствах (и в бодрствующем состоянии, и во сне, и при смерти, и в оковах, и при освобождении) «Я», в одно и то же время универсальный субъект и универсальный объект, который одновременно воспринимает и не воспринимает себя: атман — не предмет для восприятия, но принцип всякого восприятия. Но одновременно брахман и атман, как объективное и субъективное, как космическое и психическое начала, тождественны: оба они, как сверхчувственные начала всего сущего, отождествляются с «Я». В индивиде брахман осознает самого себя, переходя в атман; на уровне интуитивного «Я» атман сливается с брахманом. Тем самым человек в своих высших духовных проявлениях (тождестве «Я» с атманом и брахманом) становится и богом, и космосом: «Кто знает: «Я есть брахман», тот становится всем. И даже боги не могут помешать ему в этом, ибо он становится их атманом».

В «Упанишадах» обосновываются понятия сансары (круговорота жизни) и кармы (закона воздаяния). Учение о сансаре гласит, что человеческая жизнь является цепью бесконечного перерождения. При этом каждое следующее рождение определяется законом кармы: будущее определяется поступками, совершенными в предшествовавших воплощениях. Важнейшей задачей каждого индивида становится выход из бесконечного круга перерождений, для чего необходимы освобождение от вещественного мира и постоянное нравственное совершенствование.

5. В эпический период индийская философия постепенно превращается в особую отрасль знания. Об этом, в частности, свидетельствует текст III в. до н. э. «Артхашастра», автор которого вводит для философии специальный термин — «рационально-логическое знание».

Главными источниками философии эпического периода являются поэмы «Махабхарата», «Рамаяна» и Свод законов Ману, кодифицирующий этические нормы.

6. Начало классического периода индийской философии стало переходом от спорадического предфилософского творчества к появлению собственно философских культур и традиций. Исходным материалом для подобной интеллектуальной работы было духовное наследие «Вед». Как следствие, формирование школ и направлений древнеиндийской философской мысли зависело от отношения к ведическим традициям и характера их переосмысления. Окончательное закрепление философских школ как целостных мировоззренческих систем, имеющих собственную историю, произошло в первые века н. э., со становлением и развитием раннефеодальных отношений в Индии.

Наиболее яркими философскими системами в раннеклассический период являются чарвака, джайнизм и буддизм.

Чарвака — материалистическое и атеистическое философское учение, отрицающее концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы.

7. Последователи чарваки крайне негативно относились к «Ведам» и ведическому учению, не признавая ничего из них. Согласно чарваке, основой всего сущего является материя в виде пяти элементов: земли, огня, воды, воздуха и эфира. Все живое состоит от этих элементов. В основе познания лежит чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познается посредством чувств.

Джайнизм (основан Махавирой в VI в. до н. э.) — дуалистическое учение, признающее одновременное существование духовного и материального начал.

Источник

какое направление древнеиндийской философии разрабатывает атомистическое учение

Ведический период

Источником знаний о ведическом периоде древнеиндийской философии является собрание памятников литературы, которые объединены под одним заглавием «Веды» (дословно «знание», «ведение»). Книги созданы на санскрите — древнеиндийском языке.

Писания сформированы из 4 собраний молитв, гимнов (самхит), заклинаний и песнопений:

какое направление древнеиндийской философии разрабатывает атомистическое учение

Каждый постепенно дополнялся и комментировался магическими, философскими и ритуальными текстами:

Философские взгляды Древней Индии особенно ярко отражены в Упанишадах.

«Веды» считаются откровением бога подобно Библии, но свою базовую направленность книги, скорее всего, получили в середине I тыс. лет до н. э. Истинными знатоками этих Священных Писаний по праву признаны брахманы.

Философия Упанишад

какое направление древнеиндийской философии разрабатывает атомистическое учение

Изначально Упанишады подразумевали присутствие рядом с учителем для осознания истины. Со временем термин получил значение тайного учения. В Упанишадах развит смысл объединения всего сущего, тема космологии, поиск причин и следствий различных феноменов. Например, были поставлены вопросы: «Куда пропадают звёзды днём?», «Куда исчезает солнце ночью?».

В отличие от первых двух книг, здесь делается акцент не на внешнюю, а на внутреннюю сторону бытия и всего происходящего. В основном рассматривается человек и его познание, в частности, совершенствование нравственности. Поставленные проблемы: «Откуда мы появились?», «Кто мы и куда идём?» — очень чётко характеризуют Упанишад.

Первоосновой бытия в этом учении считается Брахман — духовное начало, безликая всеобъемлющая душа, из которой происходит мир со своими составляющими. Многогранность Брахмана достигается за счёт его самопознания. Он тождественен и одновременно противоположен Атману — субъективному духовному началу, «Я». Брахман, представленный в индивиде, осознавая себя, постепенно становится атманом.

Эпический период

какое направление древнеиндийской философии разрабатывает атомистическое учение

Значимыми литературными произведениями этого периода философии Древней Индии считаются поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Полагают, что «Махабхарата» была создана мудрецом Вьясом, а «Рамаяна» — Вальмики. Эти поэмы образовывались и подвергались редакции на протяжении многих веков, в них отразились и явления ведической эпохи.

Поэмы выражают божественные и бесстрашные стороны человеческих отношений, поэтому период был назван «эпическим». В одной из частей поэмы «Махабхараты» — «Бхагавадгите» — раскритикованы замыслы Упанишад.

Эпическая часть древнеиндийской философии началась в VI в. до н. э. В это время Индия переживала основательные реформы. Происходит усиленное развитие ремесленного и земельного производства, идёт увеличение дифференциации социума и увеличение влияния монархии.

Наряду с этим меняются и взгляды индийского народа. Набирает силу критика в отношении ведического брахманизма.

Исследование занимает место интуиции, а философия подменяет религию. Внутри философии зарождаются противоречивые и враждующие философские школы древней Индии и системы, отражающие реальность разногласий тех времён.

Ортодоксальные школы

Такие школы не выступают против авторитета Вед, а наоборот, полностью опираются на них. Следует рассмотреть фундаментальные принципы в философии этих систем.

Система Миманса

Миманса — это размышление, изучение ведических текстов о жертвоприношениях. Учение, которое объясняет ведический ритуал. Здесь Веды вплотную подходят к идее долга (дхарме). Его исполнение в первую очередь подразумевает принесение в жертву. Исполнение долга и приводит постепенно к отречению от кармы и к избавлению от перевоплощений и страданий.

Направление Веданта

какое направление древнеиндийской философии разрабатывает атомистическое учение

Веданта (окончание Вед) — очень серьёзная система, очень важная основа в философии индуизма. Это учение принимает брахмана в виде абсолютной духовной ипостаси мира. Отдельные души (атманы), воссоединяясь с богом через познание, приходят к спасению.

Выход из круговерти перерождений (сансары) и есть взгляд на всё сущее, с точки зрения высшей истины; осознание того факта, что внешнее пространство, окружающее человека, есть обманчивый мир, а верной постоянной реальностью является брахман, с которым отождествляется атман. Основной дорогой, ведущей к познанию истины, является полное соблюдение норм нравственности и медитация, приводящая к усиленному раздумью над вопросами Вед.

Йога: основные особенности

Специфика школы Йога (углублённое размышление, созерцание, напряжение) подразумевает психологическое обучение на практике. Его теоретической основой служит санкхъя, однако в этом учении есть собственное божество.

Немалую область Йоги занимает обучение правилам психической тренировки, состоящей из последовательных упражнений:

какое направление древнеиндийской философии разрабатывает атомистическое учение

В течение заключительного упражнения происходит разъединение духа с телом, достигается разрыв пут кармы и сансары. В основном учение направлено на формирование высоконравственной личности.

Система Санкхъя

В основах Санкхъи (перечисление) положен не сам ведический текст, а рассуждение и независимо приобретённый опыт. В этом контексте санкхъя отличается от веданты и мимансы. Эта школа принимает за основу мироздания пракриту или природу, и вместе с ней наличие пуруши или совершенной души. Благодаря присутствию пуруши во всех предметах, существуют и сами предметы. При воссоединении пуруши и пракрити происходит зарождение начальных принципов мироздания, материальных (вода, воздух и пр.) и духовных (сознание, разум и пр.).

Школа Вайшешика

какое направление древнеиндийской философии разрабатывает атомистическое учение

На начальных этапах развития этому учению присущи сильно выделяющиеся материалистические моменты. Согласно ему, все предметы всегда изменяются, но при этом они обладают неизменными элементами — атомами. Шарообразные частицы никем не сформированы, долговечны и у них много качеств (семнадцать). Они являются строительным материалом для всех вещей. Окружающий мир, состоящий из атомов, развивается с помощью бога, действующего по законам кармы.

Учение Ньяя

В системе Ньяя (смысл, предписание), которая является учением о видах и законах мышления, характерной чертой является изучение философских вопросов с помощью логики. Освобождение — финальная цель жизни человека. Представители этой системы считают, что способы и условия настоящего познания как метода достижения избавления определяются с помощью логики. Под избавлением понимается окончание воздействия негативных источников терзания.

какое направление древнеиндийской философии разрабатывает атомистическое учение

Самым известным и значимым памятником литературы всей истории Индии признана «Бхагавадгита», которую зачастую нарекают просто «Гита». Она является частью «Махабхараты». «Бхагавадгита» означает песнь бога или Кришны.

Религиозный трактат был создан в середине I тыс. лет до н. э., показавшая потребность народа к замене старой Упанишад на формальную и менее абстрактную религию. Книга со своим богом Кришной довольно успешно решила этот вопрос и дала начало для нового движения в религии — индуизму. Учение «Гиты» не опровергает ведический авторитет, а наоборот, подвержено серьёзному влиянию Упанишад. У истоков новой эры индуизм получил переломное влияние в идеологии народа Индии.

В «Бхагавадгите» повествуется о том, что постоянно меняющаяся действительность не является начальной — пракрити. Наивысший брахман — это неизменное, начальное бытие. Не стоит грустить о смерти, потому что она и есть увядание. Индивидуум человека может меняться, однако его сущность не будет уничтожена даже после смерти, т. е. человеческий атман остаётся без изменений, даже если тело превратилось в прах.

Наподобие Упанишад, в «Бхагаваде» приравниваются брахман и атман. За бренным телом стоит атман, за приходящими вещами мира — брахман. Оба понятия равны и едины по своей натуре. Основной объект познания в «Гите» — верховный брахман, который не имеет конца и начала. Только познав его, человек обретает вечную жизнь.

Неортодоксальные системы

Посреди многочисленных сторонников иных взглядов, выступающих против авторитетных Вед, можно выделить представителей основных неортодоксальных систем философии:

Учение Джайнизм

Основоположником этого учения является общественный деятель Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.), получивший имя Джина или Победителя (подразумевается победа над круговоротом реинкарнаций). Основной характеристикой этого направления служит житие личности. По учению джайнизма, индивид дуалистичен и состоит из дживы (духовной составляющей) и адживы (материальной состовляющей). А связь осуществляется за счёт кармы.

какое направление древнеиндийской философии разрабатывает атомистическое учение

Карма здесь является утончённой материей, а не законом расплаты. Личность возникает при воссоединении неживой материи с душой при помощи кармы, сопровождающей душу в постоянной цепи перевоплощений.

Движение джайнизма сохранилось в Индии и по сей день.

Школа Чарвака

какое направление древнеиндийской философии разрабатывает атомистическое учение

Чарвака является материалистичным учением Древней Индии и Индии средних веков. Поздний вариант подобной философии — локаяты, с которой зачастую сравнивается. Никаких произведений не дошло до нашего времени, а ознакомление с этим учением происходит по изречениям иных школ.

Характеристика буддизма

Возникновение буддизма и джайнизма относится к VI в. до н. э. Буддизм был основан принцем Индии Сиддхартха Гаутама, более известным как Будда (просветлённый). Такое имя он получил после достижения пробуждения и понимания наиболее правильной жизненной позиции (отвергающей крайности) после долгих лет в отшельничестве.

В основе буддизма лежит этико-практическая направление, и главным вопросом является бытие личности. Такое учение проповедует список из четырёх благородных истин:

какое направление древнеиндийской философии разрабатывает атомистическое учение

Следовательно, философия буддизма и джайнизма носит эгоистичный и самодостаточный характер.

Попытки понять окружающий мир и своё место в нём позволили философам Древней Индии сделать первые шаги в развитии разнообразных школ. Так зародилась философия Индии, которая внесла значительный вклад в мировую культуру.

Источник

Основные направления и школы древнеиндийской философии

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

по дисциплине «Философия»

Студент: Гузеева С.В.

Личное дело: 09УББ01428

кандидат философских наук, доцент

1.Основные направления и школы древнеиндийской философии…………. 4

2.Основные школы и направления древнекитайской философии…………..13

3. Объясните, в противоречиях, между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия………………………………………. 18

1. Основные направления и школы древнеиндийской философии

В данном вопросе рассмотрим брахманизм, философию эпического периода, неортодоксальные и ортодоксальные школы в Древней Индии.

Брахманизм – религия древних индийцев, являвшаяся дальнейшим развитием ведической религии в период становления рабовладельческого общества. В священную литературу брахманизма входят Веды и обширные комментарии к ним, составленные в 8-6 вв. до н.э. Брахманизм давал религиозное обоснование социальному неравенству, строгому кастовому делению, освящал привилегированное положение профессиональных жрецов, составлявших варну (сословие) брахманов. Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами существует высший абсолют – бог-творец Брахма, к слиянию с которым должны стремиться бессмертные души всех живых существ, являющиеся частицами Брахмы. Но на пути к этой конечной цели стоит бесконечный ряд переселений душ, которая может воплощаться в самых разнообразных формах – начиная от растений и животных и кончая брахманами, царями и даже небожителями. Форма каждого нового рождения души зависит от самого человека, от его прижизненных деяний (закон кармы ), от степени его праведности. Учение о посмертном воздаянии использовалось господствующими классами для удержания в покорности народных масс. Брахманизм стал основой формирования индуизма.

Эпический период развития философии

В эпический период философия в Индии постепенно превращается в особую отрасль знания, специальную науку. Среди главных источников эпического периода развития философской мысли выделим следующие:

1. Эпическая поэма Махабхарата, состоящая из 13 книг, которые содержат около 100 000 стихов, написанных Вьясой. Основа поэмы – песни, баллады, народные предания и сказания о родовых героях. Махабхарата в идейном плане есть попытка синтеза народных верований, мифологии пришельцев с брахманистской догматикой Вед.

2. Поэма «Рамаяна», состоящая из 7 книг, написанная Вальмики. Состав поэмы многослоен: здесь и ведические боги во главе с Индрой, и новые боги, отождествляемые с различными первопредками, и политеистические культы и т.п.

3. Свод законов Ману – этический кодекс, дающий разъясне­ния по поводу прав и обязанностей различных варн древнеиндийского общества, порядка жертвоприношений, моральных критериев различных действий и т.д.

Этот период в развитии индийской философии начинается в VI в. до н.э., когда в индийском обществе происходят значительные перемены: развивается аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная дифференциация, утрачивает свое влияние институт племенной власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения и в мировоззрении индийского общества. В частности, усиливается критика ведического брахманизма. Интуиция уступает место исследованию, религия – философии. Внутри самой философии появляются различные, в том числе и противоположные и враждующие между собой школы и системы, в которых отразились реальные противоречия того времени.

Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря — неортодоксальные (настика): чарвака, буддийская, джайнская и ортодоксальные (астика): миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика.

Неортодоксальные школы в индийской философии

В индийской философии слово «чарвака» означает материалист. Онтологической сущности этого учения соответствует теория познания. Ее основа – чувственное восприятие мира. Они указывают, что все непрямые, находящиеся вне процесса восприятия, источники познания, такие, как вывод, свидетельство других лиц и т. д., ненадежны и часто вводят в заблуждение. Поэтому мы не должны верить ничему, кроме того, что мы познаем непосредственно через восприятие.

Восприятие раскрывает перед нами только материальный мир, состоящий из четырех элементов материи: воздуха, огня, воды и земли, в существовании которых мы можем убедиться посредством наших ощущений. Все предметы воспринимаемого нами мира состоят из этих элементов. Нет никаких оснований допускать существование чего-то подобного нематериальной душе человека.

Школа чарваков положила начало критики брахманистского направления в индийской философии, подорвала авторитет Вед оказала значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли Индии.

Основные этические принципы джайнизма: отстранение от мирского богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам и т.п. Философия джайнизма и сегодня сохраняет свое влияние в Индии.

Буддийская система философии выросла из учения Гаутамы Будды, хорошо известного основателя буддизма. Характерная особенность этого учения – его этикопрактическая направленность, а центральный вопрос – бытие личности. В основе буддизма «четыре благородные истины»:

1) существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием;

2) существует причина страдания, которой является жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению;

3) существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды;

4) существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания. Именно в этом состоит буддийский принцип так называемого среднего пути, рекомендующий избегать крайностей. Учение Будды заключается в охарактеризованных выше четырех благородных истинах. Из этого явствует, что сам Будда занимался не столько проблемами философии, сколько практическими вопросами уничтожения человеческих страданий. Он считал, что в то время как человек испытывает невыносимые страдания, обсуждение метафизических проблем было бы пустым времяпрепровождением.

В буддизме устанавливается практика медитации – углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Практика медитации составляет сущность буддийского проникновения в жизнь.

Таким образом, философия буддизма, как и джайнизма, носит эгоцентрический и интровертивный характер.

Ортодоксальные школы в индийской философии

Философское учение «Бхагавадгиты»

Философское обоснование индуизма содержится в шести системах: веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя. Несмотря на имеющиеся различия, все они считаются равномочными в толковании истины, всех их объединяет поиск путей искупления и освобождения из пут сансары и кармы. Рассмотрим основные положения этих систем, опирающихся на Веды.

Веданта — важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Она так прочно укоренена в индийскую культуру, что именно с ней связывают особенности, характер и направление развития всей индийской философской мысли.

Центральная идея Веданты — идея Брахмана. Брахман раскрывается как безличный абсолютный дух, генетическое и субстанциональное начало, равно как и завершающий конец всего сущего. Из него все вещи происходят, им они поддерживаются и в нем растворяются. Нет ничего подобного ему и ничего отличного от него.

Учение о Брахмане как безликой Реальности дополняется в веданте учением об Атмане как индивидуально-психическом бытии, душе, человеческой самости. В силу своей сущностной тождественности Брахману Атман универсален, непреходящ, сверхчувственен. Он открывается во внутреннем опыте человека, независимом от внешних ощущений, через некое сокровенное, потаенное чувство ума. Как эмпирическое, или проявленное, бытие Брахмана Атман внутренне присущ каждому индивиду — как его жизненное дыхание. Постижение субстанциального единства Брахмана и Атмана освобождает человека от оков нескончаемого круговорота жизни, делает его просветленным, подлинным, свободным.

Веданта была и остается ведущей духовной традицией Индии, так или иначе сказывающейся на мировоззренческо-методологических координатах ее современных философских дискурсов.

Миманса была основана Джаймини. Ее целью являлась защита и оправдание ведийского ритуализма. Учение Вед здесь тесно связывается с дхармой – идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение. Это выполнение своего долга и ведет к постепенному искуплению от кармы и к освобождению как прекращению перерождений и страданий. Создатели философии мимансы, как и представители школы джайнизма верят в существование бессмертной души, опровергая точку зрения материалистов, не допускающих наличия чего-либо, кроме тела.

Философия санкхьи отвергает всякую веру в божественное. Согласно этой системе, бытие бога не может быть доказано никоим образом. Однако некоторые авторы и комментаторы санкхьи пытаются доказать, что эта система допускает существование бога как верховного существа, которое является лишь свидетелем, а не создателем мира.

Сторонники философии вайшешика (III в. до н.э.) обосновывали представление об атомах как неделимых частицах всех вещей. Если стихийно-материалистические взгляды в Древней Индии ориентировали людей на активное отношение к миру, то учения джайнизма и крайние формы буддизма – преимущественно на созерцательность. Целью человека в этих учениях провозглашалось достижение особого духовного состояния (нирваны) слияния с «божественной сущностью» и освобождения от материально-чувственного мира.

Система ньяйи создана великим мудрецом Готамой. Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия, вывода, или заключения, сравнения и свидетельства, или доказательства.

В “Ши цзи” (“Исторические записки”) Сыма Цяня (II-I вв. до н. э.) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Там названо шесть школ: “сторонники учения об инь и ян” (натурфилософы), “школа служилых людей” (конфуцианцы), “школа моистов”, “школа номиналистов” (софисты), “школа законников” (легистов), “школа сторонников учения о дао и дэ” – даосистов.

Конфуцианство – философско-этическое учение мыслителя древнего Китая Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н.э. в религию. Источник конфуцианства – «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), написанные последователями Конфуция. Конфуций жил в период социальной смуты и междуусобиц, основным для мыслителя стал вопрос: «Как восстановить порядок в китайском обществе?» Поэтому его интересовала чисто человеческая проблематика. Конфуций исходил из того, что человек есть самое ценное из «тьмы вещей».

В центре учения Конфуция стоит человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Главное внимание он уделяет вопросам воспитания идеального человека. В основе всех общественных и нравственных норм поведения и воспитания у Конфуция находится религиозный ритуал.

Со II в. до н.э. конфуцианство стало официальной идеологией Китая, и это понятно, ибо главные мужи у Кун-цзы суть государственные чиновники. Во времена маоистской «культурной революции» конфуцианство, ставшее к тому времени ядром китайского менталитета, помогло сохранить традиционные духовные устои народа.

Моизм

Основатель моизма Мо-цзы (479–400 гг. до н.э.) развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. Взгляды Мо-цзы на человека отличает редкий для древности дух демократизма и широкого гуманизма.

Любовь в рамках семьи Мо-цзы считал узкой и эгоистичной. По его мнению человек способен на большее, при определенном настрое он может любить все чужие семьи и как представитель одного народа даже может любить и уважать все другие народы. Ради общего блага надо относиться ко всем другим людям как к себе, человечество может и должно быть единой семьей.

Если у Конфуция ритуальный порядок исходит извне (небо), то Мо-цзы в качестве исходной основы взял внутренний мир отдельного человека. Именно, в его сердце добрые отношения зажигают чувство любви, которое в дальнейшем расширяет круг его действия. Если правитель и чиновники имеют искру такого чувства, то они будут стремиться не к войнам, а к миру. Так постепенно будет строиться союз государств, ищущих добра и счастья.

Отказавшись от идеала личности и перенеся все свои надежды на идеальное государство, Мо-цзы создал первую в Китае утопию.

Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли, считается Лао-цзы. Его взгляды изложены в произведении «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ»).

Эта школа возникла и оформилась в VI-II вв. до н.э. Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Ряд глав трактата написан самим Гунсунь Яном, известным под именем Шан Ян. Он выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы и суровые наказания. Критикуя распространенные в его время и влиятельные конфуцианские представления и идеалы в сфере управления (приверженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной этике и т.д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут «лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать вопросы, выходящие за рамки старых законов».

Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и развивали многие видные представители влиятельной школы (Шэнь Дао, Шэнь Бухай, Хань Фэй и др.). Взгляды этой школы, помимо «Шан цзюнь шу», изложены также в целом ряде других древнекитайских источников, в частности в главе «Ясные законы» сводного памятника «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н.э.), в книге «Хань Фэй-цзы» – работе крупного теоретика легизма Хань Фэя (III в. до н.э.), в разделе «Рассматривать все по нынешнему времени» компендиума древнекитайской мысли «Люй-ши чунь цю» (III в. до н.э.) и др. Во всех этих произведениях с теми или иными вариантами отстаивается необходимость жестоких законов как средства управления.

Начиная с III в. до н.э. происходит процесс слияния легизма и конфуцианства в единое учение, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства и права в Китае.

Школа сторонников Инь и Ян

Инь и Ян в Китае – два начала (духа). Ян – это мужское, светлое и активное начало. Оно управляет небом. Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. Ян и Инь могут действовать только в соединении своих сил. В IV-III вв. до н. э. развитие получает космогоническая концепция, связанная с силами ян и инь и пятью первоначалами, стихиями – усин.

3. Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия

В Индии Восточная философия развивалась в противоречиях между неортодоксальными и ортодоксальными школами. Неортодоксальные школы не признавали авторитета Вед, в отличии от ортодоксальных школ, которые признавали авторитет Вед и опирались на них.

В Китае Восточная философия развивалась в противоречиях между:

1. Конфуцианством и даосизмом. Дао зависит у Конфуция от воспитания и образования и не является у него первичным и самодовлеющим началом. Таковым у Конфуция выступает Небо, которое и определяет дао. В даосизме же, наоборот, небо, как и все остальное, зависит от воли дао, которое является самодовлеющим началом.

2. Конфуцианством и моизмом. Основатель моизма Мо-цзы, рассматривая выгоду как содержание и цель человеколюбия и долга, развивал концепцию утилитаризма, от которого было свободно учение Конфуция. Для последнего именно долг, гуманность стояли на первом месте. Также Мо-цзы выступил против конфуцианской концепции о «воле Неба», выдвинув теорию «отрицания воли Неба».

3. Конфуцианством и легизмом. Конфуцианство исходило из нравственных качеств людей, делало акцент на роли и значении ритуала, нравственных норм в утверждении порядка в стране и принципов управления. Легисты же, напротив, исходили из законов, утверждая, что политика несовместима с моралью.

Древнекитайскую философию отличает следующее. Выйдя из глубин мифологически-религиозного мировоззрения, она сохранила его общие структуры и стабильный круг проблем и понятий. Философские размышления носили отчетливо выраженный практический характер, они были сориентированы на решение морально-этических и социально-политических проблем. Реальная древнекитайская философия весьма богата направлениями, школами и именами, которые прошли через всю историю китайского общества и оставили в ней яркий и неизгладимый идейный след.

Есть, однако, у Древневосточной философии и другая сторона. Как и каждая далёкая от нас философия прошлого, она несёт неразгаданные идеи, значение которых раскрывается порой неожиданно в связи с гораздо более поздними находками человеческой мысли, открытиями в науке, поисками смысла бытия.

1. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-4 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2007

2. Философия: Энциклопедический словарь – М.: 2004. (Статьи: индийская философия, китайская философия)

3. Философия: Энциклопедический словарь – М.: 2004. (Статьи: индийская философия, китайская философия)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *