какое наказание за взятки в китае
Какое наказание грозит за взятки в Китае?
Антикоррупционная кампания, запущенная властями Китая в 2013 году, наносит удары «и по тиграм, и по мухам», то есть не щадит ни мелких, ни крупных чиновников. За взятки в Китае размером более 15 тыс. долларов чиновникам грозит наказание в виде лишения свободы на срок от 10 лет до пожизненного с конфискацией имущества. Есть и более суровые меры по отношению к взяточникам.
В апреле текущего года стало известно, что Верховный народный суд Китая установил минимальный размер взятки, получение которой будет означать применение высшей меры наказания. Пороговое значение установили на уровне 3 млн юаней (около 438 тыс. долларов). Если будет доказано, что чиновник получил взятки на эту сумму и более, то максимальным наказанием для него станет смертная казнь.
Часто исполнение высшей меры откладывают на срок до двух лет, а затем и вовсе заменяют на пожизненное. В среднем, как отмечают специалисты, китайские коррупционеры получают по 12-16 лет.
Жесткий подход к борьбе с коррупцией, по крайней мере, уже помог избавиться от мелких взяточников. Никто не хочет лишиться свободы на десятилетия из-за мелкого пустяка. Игра, как говорится, не стоит свеч.
Однако крупных «тигров» суровые меры не всегда останавливают. Так, в 2014 году у одного из высокопоставленных членов партии во время обыска нашли 37 кг золота, 120 млн юаней наличными и документы на право владения 68 домами. Изъятую сумму наличных назвали крупнейшей в истории страны.
Впрочем, борьба с взяточниками продолжается. По итогам прошлого года 50 тыс. чиновников разных уровней были привлечены к ответственности за различные преступления коррупционного характера.
Запущены специальные программы по поиску, возвращению домой беглых взяточников и конфискации их имущества. Как ранее сообщали СМИ, борцам с коррупцией удалось добиться возвращения домой почти 2 тыс. граждан из 70 стран мира. У них было изъято имущество на сумму в 1,2 млрд долларов.
Таким образом, даже прожив за границей 10 лет, коррупционер рискует оказаться дома и провести остаток своих дней в незавидном положении. Так власти страны хотят донести до всех простую мысль — наказание за коррупцию неизбежно.
Читайте здесь о том, сколько отдыхают китайцы, японцы и россияне?. А если вам нужны деньги быстро, мгновенно и без отказа, то советуем заглянуть сюда.
1 отзыв к «Какое наказание грозит за взятки в Китае?»
В Азии действуют только драконовские меры. Также в Сингапуре было, жёсткими методами победили и взятки, и плевки на улицах
Какое наказание за взятки в китае
Вступающие в силу с 1 марта 2021 года поправки предусматривают:
1. изменение ответственности за испрашивание или получение взятки негосударственными должностными лицами в случае:
а) «значительного» размера подкупа – с установленного ранее лишения свободы на срок до 5 лет или содержания под стражей на лишение свободы сроком до 3 лет или содержания под стражей и выплату штрафа;
б) «крупного» размера подкупа – с предусмотренного ранее лишения свободы на срок до 5 лет и штрафа на лишение свободы на срок от 3 до 10 лет и выплату штрафа;
2. установление ответственности за испрашивание или получения взятки негосударственными должностными лицами в «особо крупном» размере в виде лишения свободы на срок более 10 лет, вплоть до пожизненного заключения, и штрафа.
Таким образом, негосударственные должностные лица, для которых ранее предусматривалось более мягкое наказание за совершение указанных преступлений, с принятием поправок будут нести ответственность наравне с государственными должностными лицами*. Исключением является возможность применения к государственным должностным лицам таких дополнительных санкций, как конфискация имущества, а также возможность назначения для них наказания в виде смертной казни в случае, если преступление привело к нанесению серьезного ущерба национальным/общественным интересам.
При этом границы «значительного», «крупного», «особо крупного» размера взятки в настоящее время не установлены. Ожидается, что Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура дадут развернутое толкование указанных понятий после того, как закон вступит в силу.
*В Китае разделение должностных лиц на государственных и негосударственных происходит не в зависимости от того, в каком органе/организации они замещают должность, а исходя из выполняемых ими функций. В этой связи служащие среднего или низшего звена государственных учреждений и государственных предприятий, вероятнее всего, не будут считаться государственными должностными лицами в соответствии с китайским законодательством. Так, коррупционные выплаты врачам, выписывающим лекарства, обычно преследуются в Китае как взятки негосударственным должностным лицам, а незаконное вознаграждение, передаваемое администрации больницы, уже будет считаться подкупом государственных должностных лиц.
Как наказывают за взятки в разных странах
Коррупция является проблемой многих государств мира. Борьба с этой «социальной чумой» заключается, как правило, в уголовном преследовании взяточников. Однако меры ответственности варьируются в разных странах от штрафа до смертной казни.
В странах СНГ размер уголовного наказания за получение взятки схож с белорусским. В России ответственность за взятку начинается со штрафа. Его размер может быть, в том числе, до 1 000 000 рублей или в сумме зарплаты взяточника за период до двух лет. Верхний предел ответственности — до 15 лет лишения свободы. В Украине самое большое наказание, которое грозит взяточнику — 12 лет лишения свободы. Коррупционеры Казахстана могут провести за решеткой до 15 лет.
В Беларуси и странах СНГ за получение взятки, как правило, применяют дополнительно конфискацию имущества и лишение права занимать определенные должности. Под запрет обычно подпадают должности на государственной службе или руководящие посты.
В Европе за получение взятки также предусмотрено тюремное заключение. Так, в Германии его срок установлен от 6 месяцев до 5 лет, во Франции — до 10 лет плюс значительный штраф. В Великобритании за получение взятки можно провести за решеткой до 7 лет, в Швеции — до 6 лет, а в Италии — до 12.
За океаном коррупционеров карают еще строже. В Соединенных штатах за такое преступление можно потерять свободу на срок до 15 лет, еще и уплатить штраф в тройном размере от суммы взятки. Если взятку получит житель Канады, который занимает должность в суде или законодательном органе, ему грозит до 14 лет лишения свободы. Причем понести наказание он может только за одно согласие на получение «подарка».
Самые радикальные меры борьбы со взяточниками закреплены в Уголовном кодексе Китая. В Поднебесной за получение взятки могут приговорить к пожизненному тюремному заключению и даже к смертной казни. Размер наказания зависит от суммы взятки. Лишение жизни грозит тому, кто получил больше 100 000 юаней. К чиновникам, которые требуют взятку, применяют такое же наказание, как за ее фактическое получение. То есть приговорить к смерти могут того, кто еще не получил незаконного вознаграждения, а только потребовал его.
Опыт Сингапура доказывает, что успешно бороться с коррупционерами можно и без применения смертной казни. За получение взятки в Сингапуре могут приговорить к 5, в исключительных случаях — к 7 годам лишения свободы. При этом это государство считается одним из наименее коррумпированных в мире. Для борьбы с взяточничеством в Сингапуре использован целый ряд мер. Чиновники и судьи получают высокие зарплаты, при этом они должны ежегодно декларировать свои доходы, а также доходы родственников. Если в декларации обнаружится недостоверная информация, это может быть расценено как доказательство коррумпированности чиновника.
Расследованием случаев коррупции в Сингапуре занимается специальное Бюро, которое наделено широкими полномочиями. Работники Бюро вправе, например:
— рассматривать заявления и жалобы граждан о случаях коррупции;
— задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупции;
— вести расследование в отношении подозреваемого и его родственников;
— проверять любые банковские и расчетные счета подозреваемого во взяточничестве и его родственников.
Как в Китае борются с коррупцией? И почему китайский опыт малоприменим в России
России еще очень далеко до победы над коррупцией – страна стабильно находится внизу международных рейтингов. При этом есть соблазн перенять опыт других стран – например, Китая. Считается, что в Китае очень жестко борются с коррупцией – вплоть до смертной казни для взяточников. Но почему даже такие меры не искоренили этот бич общества, и почему разговоры о китайском опыте для России – чистой воды популизм?
Почему Китай и коррупция – почти одно целое
О китайской системе борьбы с коррупцией много говорят, но ограничиваясь обычно лишь тем, что там за взятку можно схлопотать смертную казнь. Вместе с тем, страна с самым большим населением на планете страдает от коррупции уже не одно столетие, и лишь громкими словами проблему исправить не удается. Поэтому, чтобы понять, как бороться с коррупцией, нужно заглянуть в ее истоки.
Современная коррупция в Китае неразрывно связана с его экономической историей. Совмещать коммунистические принципы с рыночной экономикой не так просто, поэтому трансформация экономики, начавшаяся в 1980-е годы, и стала питательной средой для коррупционеров.
Началось все с того, что в период рыночной трансформации образовался серьезный разрыв между доходами в государственном и частном секторах экономики. Другими словами, чиновники получали слишком мало, имея при этом некоторые полномочия, интересные для представителей частного сектора. А еще становлению коррупции помогла система «территориального фискального подряда», когда власти региона получали большую часть доходов в специальные фонды – откуда их было проще разворовывать.
Еще одна часть коррумпированной системы – менеджмент государственных предприятий. До 1992 года в Китае существовало 2 цены на товары – фиксированные государством и рыночные. Продавая продукцию по рыночным ценам, менеджмент просто забирал себе разницу с фиксированными ценами. Руководители государственных предприятий стали настолько мощными фигурами, что нередко даже занимали высокие посты в руководстве партии.
Все это работало примерно до середины 1990-х годов, после чего центральные власти начали «закручивать гайки» – подчинять госпредприятия министерствам, вводить все новые и новые антикоррупционные нормативные акты, более жестко контролировать государственные закупки. Многое изменила реформа административного аппарата, когда на государственные должности стали назначать не по политической линии, а через всеобщий экзамен. А потом большую часть налогов передали «наверх», и местные власти уже не могли настолько откровенно воровать.
Правда, это помогло более-менее искоренить «низовую» коррупцию, и она перешла на более высокий уровень. По сути, коррупция стала частью системы взаимодействия государства и крупного бизнеса, что сильно затруднило борьбу с ней.
Но самая характерная черта китайской коррупции – это гуаньси. Если говорить просто, то это целая система отношений в китайском обществе. В плане коррупции это подарки и банкеты, которые частный бизнес презентует чиновникам. Конечно, прямая коррупция там есть не всегда, но часто чиновники, получившие такое внимание к себе, относятся к бизнесменам более лояльно. Например, можно «задобрить» чиновника, ответственного за составление документов для очередного тендера на поставку какой-нибудь продукции или услуг. Гуаньси есть даже внутри государственных структур (за взятки чиновники получают повышения по службе и другие блага).
В начале XXI века Китай стал демонстрировать намного более высокие темпы роста – вкупе с высокой долей государственного сектора это снова лишь подпитывало коррупцию. И серьезно бороться с ней власти начали лишь в последнее десятилетие.
Чем грозит взяточничество в Китае?
С точки зрения Уголовного кодекса китайская Фемида наказывает взяточников примерно за те же деяния, что и в других странах. Так, под понятие «получение взятки» в Китае попадают сразу 15 составов преступления, от вымогательства ценностей или имущества, до неправомерного получения неучтенных активов или банального неправомерного действия госслужащих за материальное вознаграждение.
Куда интереснее в китайской борьбе с коррупцией наказания – они предполагают очень большую «вилку», например:
Считается, что в Китае под суд по делам о коррупции может попасть практически любой госслужащий, от простого полицейского до министра или главы крупной корпорации. Известен случай публичной казни 150 бизнесменов, причастных к подкупу госслужащих на строительстве олимпийских объектов в 2008 году. А всего, по некоторым данным, за последние 12 лет в Китае было расстреляно около 13 тысяч коррупционеров. А только за один год их арестовали более 160 тысяч.
Естественно, что большая часть дел заканчивается тюремным сроком или крупным штрафом. Например, есть случаи, когда сотрудник дорожной полиции за взятку около 100 долларов в эквиваленте получил 9 лет тюрьмы.
Но давать крупные сроки за коррупцию в Китае стали относительно недавно – с середины 90-х власти страны только начали бороться со взяточничеством (тогда в Уголовный кодекс ввели дополнительные статьи), а самые громкие скандалы прогремели в середине 2000-х годов. Например, крупные сроки получили несколько мэров больших городов, которые тратили деньги на личные нужды.
Еще серьезнее за коррупцию в Китае взялись после землетрясения в провинции Сычуань, где погибло более 69 тысяч человек. Как оказалось, многие здания были построены с нарушениями, из-за чего не выдержали подземных толчков. А строить их разрешили коррумпированные местные власти – именно землетрясение дало старт крупным расследованиям.
Тем не менее, считается, что многие дела о коррупции в Китае имеют политическую окраску, а реальные масштабы взяточничества такие, что действующих мер недостаточно, чтобы бороться с ним.
Насколько хорошо у Китая получается бороться с коррупцией?
Как можно понять, основной подход Китая к коррупции – жесткие наказания даже за небольшие по сумме взятки, и «показательные» сроки или даже смертные приговоры за самые крупные суммы. Но сама по себе система построена примерно на тех же принципах, что и в других странах – и эффективность ее находится примерно на том же уровне.
В официальных заявлениях китайского руководства все выглядит так, будто страна практически победила коррупцию. Чаще всего говорится о том, как в декабре 2012 года председатель КНР Си Цзиньпин объявил новую эру борьбы со взяточничеством. Правда, даже они буквально каждую неделю отчитываются о задержании за коррупцию очередного высокопоставленного чиновника – это происходит настолько часто, что уже становится обыденностью. Например, не так давно в Китае задержали троих членов Политбюро ЦК КПК, потом – глав государственного энергетического управления и местного подразделения Интерпола.
Поэтому даже официальная пропаганда признает – решать проблему китайской коррупции предстоит еще очень долго, и в любой момент могут возникнуть новые вызовы. Статистика соответствующая – еще в 2013 году власти отчитывались о том, что в стране осудили более 1 миллиона взяточников.
Другими словами, даже официально коррупция в Китае процветает – иначе задерживать за взятки было бы просто некого. Многих это удивляет – неужели при такой неотвратимости наказания (вплоть до смертной казни) кто-то еще осмеливается брать взятки?
На самом деле, не все так просто. Коррупция в Китае пронизывает буквально все общество – вплоть до самой его верхушки. Да, только официально из 70 миллионов чиновников под следствие попали более 1,3 миллионов, а неофициально – до 10% от всех госслужащих уже находятся «в разработке». Но до некоторых высот борьба с коррупцией все же не дотягивается. После нескольких утечек информации и «Панамагейта» стало известно, что у многих высших руководителей КНР есть родственники за границей, а дети партийных функционеров скупают элитную недвижимость в странах Европы. То есть, политика
Соответственно, закон не работает в равной степени для всех – некоторые чиновники остаются «неприкасаемыми». С другими же тоже не все так просто: даже получив крупный срок за взятку, китайский чиновник может выйти на свободу раньше. Смертные приговоры часто выносят с отсрочкой наказания, и за этот срок приговор удается пересмотреть. То есть, «лазейки» в законах все же присутствуют.
Еще один фактор против полномасштабной борьбы с коррупцией – это риск проблем в экономике. Да, коррупция в Китае настолько тесно сплелась с экономикой, что активная борьба со взяточничеством начинает замедлять экономический рост (что отражается на популярности партии в народе). Например, если раньше бизнес получал разрешения на строительство домов и фабрик через взятки, то сейчас получить эти разрешения полностью по закону сложно, дорого или вообще невозможно.
Замедление экономического роста, внутриэлитная борьба, гибкость и избирательность правосудия – вероятно, основные причины того, что проблема коррупции в Китае, несмотря на попытки побороть ее, все еще не утратила своей актуальности.
Чем отличается опыт других стран?
Проблема коррупции присутствует везде, где есть чиновники и бизнес. Конечно, в разных странах ее уровень будет разным, но природа взяточничества одна во всем мире. Как считают в Transparency International, уровень коррупции можно измерить одним обобщенным показателем – это Индекс восприятия коррупции. Чем выше балл, тем лучше ситуация в стране. В 2020 году лучше всех боролись с коррупцией Дания и Новая Зеландия, хуже всех – Сирия, Сомали и Южный Судан. Китай в этот раз занял 78 место, тогда как Россия – 129-е.
Опыт разных стран показывает, что каких-то новых и уникальных инструментов для борьбы с коррупцией попросту не существует, все уже давно придумано, а вопрос – лишь в их использовании. Вот несколько примеров:
Таким образом, почти все страны мира строят свою борьбу с коррупцией примерно по одной схеме – это создание специальных органов по выявлению фактов взяточничества и подкупа, а также активная политика по предотвращению коррупции. Чаще всего это контроль доходов и расходов чиновников, предотвращение конфликта интересов, система реагирования на выявленные случи взяток.
Примерно то же существует и в России – но ее позиции в рейтинге все еще очень низкие, так что ключевую роль играют не антикоррупционные институты, а эффективность их работы.
Стоит ли перенимать китайский опыт?
По сути, если адаптировать китайскую модель к российским реалиям, это отразится разве что на максимальных сроках тюремного заключения за коррупцию. Так, в России за некоторые коррупционные преступления полагается штраф, за крупные взятки чиновники иногда отделываются условными сроками, а больше 8-10 лет за это практически никто не получает. При этом максимальные сроки можно получить и за взятку на несколько миллионов, и за несколько миллиардов рублей.
Китайская модель основана на максимально жестком наказании за взятки, тогда как современные модели советуют немного иное – а именно, сделать коррупцию просто нецелесообразной. На самом деле, в этом есть смысл:
И, что немаловажно, в России это работает – на «Госуслуги» и в МФЦ перенесли большую часть функций государства, налоги взимаются в автоматическом режиме, а «регуляторная гильотина» отменяет устаревшие справки и разрешения.
Но коррупцию побороть почему-то не получается. Российская коррупция присутствует там, где чиновник или силовик помогает избежать наказания; где крохотная фирма без сотрудников получает крупный государственный контракт; где ректор ВУЗа получает 200-300 тысяч рублей в месяц (а преподаватели – 15 тысяч); где в больнице отказываются проводить процедуру по ОМС, переводя пациента в платное отделение, и во многих других аспектах.
А если учесть, что китайская модель во многом построена, чтобы вести борьбу внутри правящих элит, окажется, что для России она вообще неприменима. А вот что России нужно – так это полноценный контроль чиновников (не только доходы, но и расходы), более совершенная система госзакупок, а также простые и понятые правила назначения руководителей государственных учреждений.
Но народу, конечно, больше нравятся показательные процессы – поэтому опыт Китая еще долго будет будоражить умы простых россиян.
Как в Китае борются с коррупцией
Аксиома: чем древнее государство, тем древнее его бюрократия. А где процветает бюрократия, там есть, и также процветает коррупция, ибо эти два понятия, как сиамские близнецы – они неразделимы. А там, где коррупция, там и развращённые умы, и полнейшее отсутствие совести. Не говоря уже о чести.
Истоки китайской коррупции
Даже в эпоху всеобщей разобщённости и непрекращающихся междоусобных войн, две – три тысячи лет назад, правители немногочисленных китайских царств опирались на чрезвычайно раздутый бюрократический аппарат – со всеми так сказать для них самих, прежде всего, отнюдь не самыми приятными «вытекающими».
Недобросовестные, нечистые на руку чиновники были в Поднебесной как будто всегда; и воровали они тоже всегда, едва ли не с допотопных ещё времён, и уж точно со времён Жёлтого императора Хуан-ди, Лао-Цзы и Конфуция.
Так что бюрократия, коррупция и казнокрадство для этой страны скорее даже традиционны и у них в Китае очень давняя история.
Справедливости ради заметим, впрочем, что уже тогда, в те стародавние времена, предпринимались попытки борьбы с внешними проявлениями коррупции. И первым в это деле отметился сам Цинь Шихуанди, постепенно создавший целую систему административного надзора за чиновниками, опираясь при этом на особое философское учение, появившееся ещё лет эдак за двести до того – легизм, фацзя («Школа законников»), признававшим, помимо всего прочего, верховенство права и ужесточение наказаний за малейшие его нарушения.
Си Цзиньпин и общенациональная кампания «Борьба против тигров и мух»
В 2012 году нынешний «основной» лидер (такова, между прочим, официальная формулировка) Китая Си Цзиньпин решил напомнить своим соотечественникам о «высоком звании китайского коммуниста» и заодно дал им понять, что совсем не стоит злоупотреблять этим «высоким званием», как это было заведено задолго до его появления во власти, и что любые нарушения будут жестоко караться. И теперь в Китае нет неприкасаемых, а то и дело появляющиеся в тамошних СМИ официальные сообщения о «неожиданных» арестах высокопоставленных партийцев стали вполне себе обыденными.
Всё просто – в Поднебесной во всю идёт «борьба с тиграми и мухами». Причём, в данном случае это – ничто иное, как «партийная зоология», самый настоящий арго, где «тигры» – это зарвавшиеся и проворовавшиеся партийные бонзы, а «мухи» – это так, мелкие коррумпированные сошки, которых предполагается брать с поличным прямо на рабочем месте. Есть в этом красном «зоопарке» ещё и свои «лисы» – алчные чинуши-казнокрады самого разного калибра, ухитрившиеся вывести украденное за рубеж.
Украл, потратил — расстрелять. Наказание в Китае за коррупцию
Известная у нас по одному комедийному киношедевру нехитрая формула «Украл, выпил – в тюрьму» в Китае не работает. То есть, она, конечно, работает, но несколько иначе чем в России с её нынешним беззубым либеральным законодательством. Жёстче, гораздо жёстче, иной раз даже предельно жёстко работает. Во всяком случае в отношении всего того, что касается обвинений в коррупции и взятках, тем более, если речь идёт о коррупции во власти, в органах Коммунистической партии Китая на местах.
Взяточничество и казнокрадство – деяния в Поднебесной, как и везде, безусловно уголовно наказуемые. Более того, за такого рода преступления там введена даже высшая мера наказания – расстрел. Как это некогда было и в Советском Союзе.
Кстати, в действующем уголовном кодексе Китайской Народной Республики предусмотрено аж 45 «расстрельных» статей. И, главное, они работают, да ещё как работают.
В Китае эта мера наказания распространяется, в первую очередь, на членов китайской компартии и «государевых людей» (то бишь государственных служащих) и в этом смысле Китай, в смысле самой принципиальной борьбы с любыми проявлениями коррупции, вне всякого сомнения, может преподать мастер-класс всем своим соседям по планете.
Сколько чиновников расстреляли в Китае
Методы наказания, применяемые в настоящее время в Поднебесной к чиновникам и партийным функционерам самого разного уровня и ранга, за тяжкое преступление, каковым, собственно, и является коррупция, самые передовые, хотя они и совсем не новы – по обвинениям, так или иначе связанным с коррупцией, казнокрадством и взяточничеством, с 2000 года в Китайской Народной Республике были публично казнены около 10 тысяч человек.
В их числе некто Сю Маюн, ранее занимавший пост вице-мэра города Ханчжоу (Ханчоу) и Цзян Женцзе, бывший замглавы городского округа Сючжоу, расстрелянные ещё в 2011 году при предшественнике Си Цзиньпиня Председателе Китайской народной Республики Цзян Цзэмине.
Аналогичные приговоры к высшей мере наказания выносились и при предыдущем главе китайского государства Ху Цзиньтао.
Как еще борются с коррупцией
Кроме приговоров к высшей мере наказания – расстрелу в уголовно-процессуальном законодательстве Китайской Народной Республики в связи с обвинениями в коррупции и взяточничестве также предусмотрены значительные тюремные сроки. За тот же период на скамью подсудимых «присели» и в дальнейшем были осуждены к тюремному заключению на срок до 20 лет ещё 120 тысяч человек.
А всего по состоянию на конец 2018 года в этой же связи, то есть по обвинениям в коррупции разной степени тяжести, были наказаны 1,5 млн китайских коммунистов. И формулировка всегда одна и та же, универсальная – «нарушение партийной дисциплины». После чего, в лучшем для них самих случае, нарушителей с позором изгоняют из рядов Коммунистической партии Китая, снимают со всех занимаемых должностей и, не взирая на лица, лишают всякого имущества, всех прежних привилегий, наград и званий.
О наращиваемых темпах борьбы с коррупцией и её малейшими проявлениями в Китае говорит и тот факт, что только за первое полугодие текущего года были привлечены к ответственности за такого рода «нарушения партийной дисциплины» ещё 254 тысячи чиновников, в числе которых упоминаются два десятка высокопоставленных государственных служащих.
Что в итоге: есть коррупция в Китае или нет?
Ответ на этот вопрос чрезвычайно прост, и он на самом деле лежит на поверхности – если с коррупцией где-то борются, то это значит, что есть с чем бороться, и что она там, в Китайской Народной Республике, действительно есть. Точнее, пока ещё есть.