какое наказание за пропущенный намаз
Какое наказание за пропущенный намаз
Следует ли возмещать намаз, пропущенный без приемлемой шариатом причины?
Многие ученые, как из числа первых, так и последующих поколений считали, что пропустивший намаз без шариатской причины не возмещает ее, а приносит искреннее покаяние. Этого мнения придерживались многие сподвижники, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Са’д ибн Абу Уаккъас, Сальман аль-Фариси и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), которые считали, что намаз, пропущенный без причины, не восполняется. Имам Ибн Хазм говорил: “И нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе”. См. “аль-Мухалля” 2/235.
Также этого мнения придерживались и многие последователи, среди которых аль-Къасим ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Сирин, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Мутариф ибн ‘Абдуллах. Также этому мнению отдали предпочтение такие имамы, как аль-Хумайди, аль-Джузджани, аль-Барбахари, Ибн Батта, Дауд, ‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аш-Шаукани, аль-Альбани, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др. См. “Маджму’уль-фатауа” 40/22, “аль-Инсаф” 1/443, “Найлюль-аутар” 2/31, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/258.
Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитв есть свое время, и тот, кто совершит намаз до наступления его времени, он у него не будет принят, так же как и у того, кто совершит его после окончания его времени!” См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб.
Имам аль-Барбахари сказал: “Аллах не примет обязательные молитвы, кроме как совершенные в свое время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!” См. “Фатхуль-Бари” 5/148.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил ее без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.
Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение намаза, пропущенного сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение намаза вне его времени подобно совершению намаза до наступления его времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682.
Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:
Во-первых, Всевышний Аллах установил для каждого намаза свое время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Ниса 4: 103).
Во-вторых, нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить намаз, его совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины ее восполнение уже не будет являться искуплением.
В-третьих, если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил ее без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать ее возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!
В-четвертых, вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет текста, указывающего на подобный вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (Марьям 19: 64).
В-пятых, вопрос возмещаемого намаза не в его время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение намаза относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.
Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но ее нужно возместить, на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество ученых несогласно. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/224.
Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять намазов, пропущенных в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!
То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил намазы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже один пропущенный без причины намаз, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.
Также некоторые мусульмане велят человеку, принявшему Ислам возмещать все молитвы, которые он должен был совершать с достижением совершеннолетия. Это является излишеством и усложнением религии, которую Аллах сделал легкой для Своих рабов, сказав: «И Он не сделал для вас в религии никакого затруднения» (аль-Хадж 22: 78). Ведь подобное утверждение мало того, что не опирается ни на какой аргумент, но еще и может оттолкнуть покаявшегося человека от Ислама! Это мнение не имеет под собой никакой основы, и не пришло никаких сообщений о том, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возмещал сам или приказывал своим сподвижникам восполнять молитвы, а наоборот говорил: «Принятие Ислама стирает все грехи, которые были до него». Ахмад 4/198. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Имам Ибн Наср аль-Маруази говорил: “Мусульмане не разногласили в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязывал никого из неверных, принявших Ислам, возмещать что-либо из обязательны
Что грозит человеку, осознанно пропустившему намаз?
Что грозит пропустившему намаз?
Хазрати Джабраил поступит так, как указал ему Аллах – направится в Преисподнюю и увидит, как связанные цепями, грешники подвергаются мучениям. Джабраил выберет одного из них и, отведя в сторонку, станет расспрашивать: «Из чьей ты уммы?» На что несчастный ответит: «Теперь уж и не припомню имени моего пророка», падая ниц перед Джабраилем, и целуя его ноги возопит: «О, Габдуллах! Пожалей меня, попроси милости ко мне у Всевышнего, нет моей мочи терпеть эти страдания!» Джабраил спросит у него: «Как же мне просить за тебя, если ты даже не знаешь имени своего Пророка? Тогда скажи мне, как ты совершал поклонения Аллаху Та’аля?»
И тут грешник вспомнит: «Ежегодно соблюдал 30 дневную уразу, каждый день совершал пятикратный намаз». Джабраил напомнит ему: «Это поклонения Мухаммада! Так ты из Его уммы?» Услышав имя своего Пророка грешник воскликнет: «О, Мухаммад! Ах ва шафигах!» Джабраил назидательно произнесет: «Помни имя своего Пророка, а я направлюсь к Нему с вестью о тебе, просить прощения».
После этого Джабраил направится в рай и увидит как Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сидит за столом, уставленным различными яствами, в окружении своих приближенных. Расуль Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) увидев ангела, спросит у него: «О, Джабраил! С каким подарком пожаловал и чем меня хочешь обрадовать?» Джабраил ответит: «Я доставил тебе весть от твоей уммы, часть ее пребывает в аду и терпит испытания».
Услышав об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) покинут рай, поклявшись: «Пока моя умма не достигнет милости Всевышнего, наши места в раю будут пустовать». После чего Джабраил вновь направится в ад, однако поиски грешников из той уммы будут тщетны и тогда он взмолится: «О, Боже! С какими глазами я предстану перед Мухаммадом и что я ему скажу?» Аллах провозгласит: «Ищи эту умму в ущелье Гай!»
Из книги Каюма Насыри «Фавакихуль джулюса» («Плоды для угощения собеседника»)
Какое наказание за пропущенный намаз
«МАЯК НА ПУТИ К ИСТИНЕ»
Предостережения и наказания за пропуск намаза
Аллах в Коране сказал:
مَا سَلَكَكُمْ فِي سَقَرَ قَالُوا لَمْ نَكُ مِنَ الْمُصَلِّينَ
Смысл: «Они в райских садах, не поддающихся описанию словами, спрашивают друг друга о грешниках, которых они уже раньше спросили: «Что ввело вас в сакар (адский огонь)?» Они ответили: «Мы не совершали молитву, как её совершали мусульмане» (аль-Муддасир, аяты 40-43). Пропуск молитвы или преднамеренное несовершение её является тягчайшим грехом и наказание за это – адская геена.
Пусть эта статья будет служить напоминанием о тех наказаниях и мучениях, которые заслуживает тот, кто не совершает молитву. Также цель статьи – показать всю значимость молитвы в Исламе, а также предостеречь от халатности в совершении молитвы.
Не нужно бояться истины или закрывать глаза на неё, а нужно знать, что ожидает человека и стараться не попасть в число грешников, которые будут наказаны в Ахирате.
Аллах в Коране сказал:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالإِنسَ إِلاَّ لِيَعْبُدُونِ
Смысл: «И не сотворил Я людей и джинов кроме как для поклонения Мне». Этот аят нам даёт понять, что первая и самая главная обязанность человека –это поклонение Аллаху, обязательными видами которого являются намаз, закят, пост, хадж и т.д., потом все остальные благие дела.
Первое, за что будет спрошен человек в День Суда – это пятикратная молитва, и по этому поводу Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إن أول ما يحاسب به العبد يوم القيامة من عمله صلاته ، فإن صلحت فقد أفلح وأنجح ، وإن فسدت فقد خاب وخسر
Смысл: «Поистине, первое, о чём будет спрошено в День великого Суда это пятикратная молитва, если она в порядке, то и остальные деяния будут в порядке, если же молитва не в порядке (пропущенных молитв много или вообще не совершал), то и другие деяния будут не достаточными».
Пятикратная молитва является фундаментом всех деяний, поэтому тот, кто утешается тем, что многим помогает и никому не вредит, однако молитву не совершает, пусть знает, что его дела не имеют вес, как и дом не имеет цены без фундамента.
Пусть человек не заблуждается, что его поклонение нужно Аллаху, нет, Аллах не нуждается в его поклонении и воздаёт большие награды за исполнение обязательного. Как награды огромные за послушание, так и жестокие мучения ждут того, что ослушался Всевышнего.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«За пропуск одной молитвы –семьдесят лет адских мучений». Адское мучение невозможно описать, а огонь невозможно представить, даже в самых жестоких мыслях. Человек не понимает, что его ожидает за оставление молитвы, если бы осознавал, то не вставал бы с земного поклона до наступления времени следующего намаза.
Имам аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«…того, кто не совершает молитву (или относится халатно к ней) ожидает четырнадцать бед. Пять из них в этом мире, три при смерти, три в могиле, три при воскрешении из могилы.
Пять бед, которые настигают в этом мире:
1. За деяния, которые он совершает, Аллах не будет воздавать. Поэтому одно благое дело молящегося лучше, чем сто благих дел того, кто не совершает молитву.
2. Стирается с его лица признак праведника, то есть праведником он не станет.
3. Мольба его не будет подниматься к небесам, то есть его мольба и просьба будет отвергнута Аллахом.
4. В его жизни не будет бараката (благодати), что бы не совершал, за что бы не взялся, не получит он от этого блага.
5. Мольба праведников за него также не примется. То есть, если даже праведники будут просить за него, Аллах не примет их дуа или же он вообще будет лишён их мольбы.
Три беды при смерти:
2. Умрёт голодным, даже если и кушал.
3. Умрёт, испытывая жажду, сколько бы воды не пил, не сможет утолить её.
1. Могила станет для него такой тесной, что ребра будут заходить друг в друга.
2. Могила будет пылать огнём для него, как раскалённые угли, днём и ночью.
3. Обовьётся вокруг него змея, имя которой аш-Шуджа аль-Акра, глаза её огненные, когти железные, протяжённостью одного дня ходьбы, и она обратится к мёртвому: «Я аш-Шуджа аль-Акра, — её голос будет как гром — мне Аллах повелел бить тебя (мучать тебя) за то, что ты откладывал (за оставление ещё сильнее наказание) молитвы (без уважительной причины)». От одного её удара тело мёртвого будет уходить в землю на семьдесят локтей! И наказание будет продолжаться до Дня Суда!
Три– при воскрешении:
1. Ужесточение допроса.
3. И после допроса – вхождение в Ад. (Упаси нас Аллах)» (Китаб аль-Кабаир, стр. 38.)
Если человек соблюдает молитву, то беды в этом мире не коснутся его, иншааАллах, если и коснутся, то Аллах даст ему стойкости и терпения.
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
من ترك صلاة واحدة متعمداً لقي الله وهو عليه غضبان
Смысл: «Тот, кто умышленно оставил молитву, того Аллах встретит будучи разгневанным на него» (аль-Баззар, ат-Табрани).
Примечание: Уважительная причина – это причина, которая по Исламу позволяет опоздание и несовершение молитвы, то есть человеку нужно сразу при возможности совершить или возместить намаз. Причинами являются: 1) случайный сон от сильной усталости. Считается небрежностью, если человек преднамеренно уснул или же уснул, зная, что времени до молитвы мало осталось. 2) Забыл вообще про молитву или время молитвы. 3) Немусульманин (который вообще не был мусульманином), который принял Ислам.
То есть исключаются из правила причины, которые считает объективными сам человек, потому как для человека и по его умозаключению, например, руководствуясь ленью или другими страстями нафса, любая трудность может оцениваться как достаточный довод не совершить молитву в данное время.
Положение не совершающего молитву
Учёные говорят, что есть две категории мусульман, не совершающих намаз:
1. Пропускающие по лени своей, но убеждённые, что молитва —предписание Аллаха. Насчёт этой категории учёные говорят, что попадают в грех, но не становятся неверными. Это мнение Имамов аш-Шафии, Малика, Абу Ханифы, Ахмада.
2. Не совершающие молитву будучи убеждёнными, что это не обязательство, эта категория является неверующими.
Откладывание молитвы без причины
Мы писали об оставлении, однако откладывание молитвы без причины также является тяжким грехом, например, если человек просто ленится сразу совершить молитву, гуляет, разговаривает с кем-то и т.д.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
ثلاثة لا يقبل الله منهم صلاتهم ـ من تقدم قوما و هم له كارهون و من استعبد محررا و رجل أتى الصلاة دبارا
Смысл: «У троих Аллах не принимает молитву: 1) У человека, который руководит молитвой, когда люди не желали этого 2) У человека, который поработил свободного человека 3) У того, кто откладывает молитву (без причины)» (Абу Давуд, Ибн Маджах).
Очень много хадисов о греховности откладывания молитвы без причины, так пусть каждый задумается.
Человеку никогда не поздно обратиться с покаянием к Аллаху, ведь Всевышний прощающий и Его милость опережает Его наказания.
Один человек двадцать лет поклонялся Аллаху, а затем ещё двадцать лет ослушался Его. Когда он опять одумался, то обратился к Аллаху со словами: «О Аллах! Примешь ли ты меня?!», – тогда Он услышал голос (Наущение): «Когда ты поклонялся, мы принимали тебя, потом ты ослушался нас, теперь ты опять пришёл к нам, и мы примем тебя», значит, никогда не поздно искренне раскаяться.
Пропущенные намазы. Что делать и как восполнять?
Что делать, если пропустил намаз?
Совершать молитву пять раз в сутки – обязанность и дело совести каждого мусульманина. Но, в жизни бывают ситуации, когда верующий пропускает намаз непреднамеренно или вынуждено. Принявшие ислам люди часто задают вопросы, что делать, если я пропускаю намазы, возможно ли восполнить намаз, как это правильно сделать? Большинство авторитетных исламских ученых-богословов подтверждают необходимость возмещения намаза, пропущенного по уважительной шариатской причине. В некоторых случаях верующие могут пропустить намаз и не восполнять его, и на них не будет греха.
Для начала предлагаем вам посмотреть видео на тему «Пропущенные намазы (каза)»:
Можно ли перенести или пропустить намаз?
Переносить намаз на другое время суток преднамеренно (сознательно) без уважительной причины – недопустимо и считается грехом. Если наступило время намаза, но верующий не имеет возможности совершить его немедленно, он молится сразу же, как только сможет. Такие ситуации иногда случаются в пути, на приеме у врача, на работе, на улице, если рядом нет мечети или человеку требуется омовение, а сделать его негде.
Верующий должен совершать очередной намаз в соответствующий период времени (до наступления следующего). Всевышний Аллах ﷻ определил время для поклонения, «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103). Для этого необходимо соблюдать такие условия:
В каких случаях можно пропустить намаз?
«Омар ибн аль Хаттаб в день сражения у Рва после захода солнца сказал: «О посланник Аллаха, едва я помолился аср, как солнце стало заходить». На что Пророк Мухаммед ﷺ ответил: «Клянусь Аллахом, я еще не молился аср». После этого они вместе с пророком Мухаммадом совершили аср после заката, а затем магриб.
Аль-Бухари 598, Муслим 209
Пророк Мухаммад ﷺ, отвечая на вопрос верующих, есть ли на них грех, когда они просыпают ночную молитву, сказал следующее:
«Воистину, не совершаются преднамеренные плохие поступки во сне. Сознательно грешит человек только бодрствуя. Кто забыл или проспал, искуплением ему будет совершение молитвы, как только он вспомнит о ней».
Во время любого путешествия или в случае возникновения опасности, разрешается укорачивать намаз. Об этом Аллах говорит в суре Женщины. Также нет греха на том, кто по принуждению пропустил намаз:
«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами».
Ан-Ниса, 101-й аят из 176
«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами».
«Подневольный человек имеет оправдание перед Всевышним, если пропускает намаз по принуждению. В этом вопросе среди ученых нет разногласий».
Когда следует совмещать два намаза?
Исламские ученые пришли к соглашению, что в дальних поездках или походах на расстояние больше 80 км, совмещают зухур и аср, и магриб и иша. Вместо четырех ракаат каждого выполняют только по два. Их решение основано на хадисах Джабера:
Пророк Мухаммад ﷺ во время хаджа на горе Арафат «Он молился зухур и затем аср», и в долине Муздалифа «Он молился магриб и иша, с двумя ракаатами, и ничего между ними».
Совершать намазы допустимо как до наступления времени следующего (такдим, что в переводе означает досрочный), так и после (таахир, что значит после срока).
Как возместить пропущенный намаз?
Если мусульманин вынужденно или случайно пропустил намаз, он должен восполнить его, совершив после очередной молитвы каза-намаз в любое разрешенное время. Исламские ученые сошлись во мнениях, что восполнять пропущенные намазы следует, сохраняя их последовательность. (аль-Мугни 1/607, Найлюль-аутар 2/36). Молиться запрещено во время восхода, когда солнце в зените, и на закате. Возмещение намаза в неправильной очередности по незнанию не следует исправлять, потому что незнание является оправданием. Этого мнения придерживался шейх аль-Ислам Ибн Таймия. (аль-Инсаф 1/445) и другие ученые.
Правила восполнения
Обязан ли человек, пропустивший намаз без причины, восполнить его?
Большинство ученых считали, что мусульмане обязаны восполнять намазы, пропущенные без разрешенной шариатом причины. Однако это мнение не подтверждено аргументами из Корана и сунной. Многие из числа первых исламских ученых, и более поздние последователи, считала, что пропущенный без законной причины намаз не восполняют. Вместо этого мусульманин должен раскаяться в содеянном грехе и вернуться своевременному ежедневному обряду.
Про это говорили сподвижники Омар ибн аль-Хаттаб, Саад ибн Абу Уаккас, Ибн Мас’уд, Сальман аль Фариси. Имам Ибн Хазим сказал:
«Нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников спорил с ними».
Шейх аль-Ислам Ибн Таимия говорил:
«Нет указания восполнять молитву для пропустившего ее без законной причины, и эта молитва недействительна». Верующий должен читать больше дополнительных молитв».
В каких ситуациях не нужно восполнять пропущенный намаз?
Не нужно восполнять намазы, причины пропуска которых следующие:
Считается достоверным хадис:
«Принятие Ислама очищает от грехов, совершенных ранее».
Как молиться людям с плохим здоровьем?
Больным людям, которые физически не могут совершать традиционный намаз, разрешается молиться мысленно, сидя лицом к Кибле. Если состояние человека тяжело настолько, что он не может даже сидеть – молитва читается лежа, ритуал выполняется мысленно. Информацию о последовательностях действий во время намаза Вы можите прочитать в статье «Как делать намаз».
Куфр оставления намаза
Оставление молитвы может иметь три положения:
Относительно каждой из перечисленных ситуаций есть довод из Кур’ана или Сунны, однако в рамках этой публикации мы их приводить не станем, поскольку это не является предметом исследования статьи и слишком удлинит чтение.
مُنِيبِينَ إِلَيْهِ وَٱتَّقُوهُ وَأَقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَلَا تَكُونُواْ مِنَ ٱلْمُشْرِكِينَ
«Кайтесь перед Ним, бойтесь Его, совершайте молитву и не будьте в числе мушриков» (30:31)
فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَٱتَّبَعُواْ ٱلشَّهَوَٰتِ ۖ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا
«После них пришли потомки, которые оставили молитву и стали потакать прихотям. Они окажутся в убытке, [и зло поразит их]» (19:59)
مَا سَلَكَكُمْ فِى سَقَرَ
قَالُواْ لَمْ نَكُ مِنَ ٱلْمُصَلِّينَ
وَلَمْ نَكُ نُطْعِمُ ٱلْمِسْكِينَ
وَكُنَّا نَخُوضُ مَعَ ٱلْخَآئِضِينَ
وَكُنَّا نُكَذِّبُ بِيَوْمِ ٱلدِّينِ
حَتَّىٰٓ أَتَىٰنَا ٱلْيَقِينُ
««Что привело вас (обитателей Ада) в Сакар?» Те скажут: «Мы не были в числе молящихся, и не кормили бедняков, и несли чепуху вместе с другими, и считали ложью День Воздаяния, пока к нам не явилась смерть»» (74:42-47)
Сунна пророка разъясняет вопрос оставления молитвы ещё более подробно. Ключевыми хадисами в этой теме являются следующие риуаяты:
Убада ибн Самит рассказывает, что посланник Аллаха ﷺ завещал:
لَا تُشْرِكُوا بِاللَّهِ شَيْئًا وَإِنْ قُطِّعْتُمْ وَصُلِّبْتُمْ، وَلَا تَتْرُكُوا الصَّلَاةَ مُتَعَمِّدِينَ فَمَنْ تَرَكَهَا مُتَعَمِّدًا فَقَدْ خَرَجَ مِنَ الْمِلَّةِ
« Никого не приобщайте Аллаху в сотоварищи (не делайте ширк), даже если вас будут резать, и даже если будут распинать на кресте! И не оставляйте намаз преднамеренно! А кто оставил его преднамеренно — тот уже вышел из религии!… »
(«Муснад» аш-Шаши 1309, «Шарх усуль аль-иктикад Ахль ас-Сунна ва-ль-джамаа» аль-Лялякаи 1520, Ахмад 21659, «Тарх ат-тасриб» аль-Иракий 174, Ибн Маджа 4034, Хаким 900, хадис хасан сахих).
В одной из версий этого хадиса сказано:
فَمَنْ تَرَكَهَا مُتَعَمِّدًا، فَقَدْ بَرِئَتْ مِنْهُ الذِّمَّةُ
« … а кто оставил её (молитву) преднамеренно, то расторгнут с ним договор » (Ибн Маджа 4034).
Здесь слово — الذِّمَّةُ – означает «право, договор». Имеется в виду обещание Аллаха о том, что человек находится под Его защитой и что ему обещан Рай. Этот договор будет с ним расторгнут, если он оставит намаз.
Подтверждает это и другой хадис.
Анас ибн Малик передает слова посланника Аллаха ﷺ:
مَنْ صَلَّى صَلاَتَنَا وَاسْتَقْبَلَ قِبْلَتَنَا، وَأَكَلَ ذَبِيحَتَنَا فَذَلِكَ المُسْلِمُ الَّذِي لَهُ ذِمَّةُ اللَّهِ وَذِمَّةُ رَسُولِهِ، فَلاَ تُخْفِرُوا اللَّهَ فِي ذِمَّتِهِ
« Тот, кто совершает молитву так же, как и мы, и обращается к нашей кыбле, и ест то, что мы приносим в жертву, является мусульманином, который находится под защитой Аллаха и под защитой Его посланника. Не предавайте же Аллаха, (предавая тех, кто находится) под Его защитой! » (Бухари 391).
Далее идёт целая группа похожих хадисов с очевидным смыслом.
Абдулла Ибн Бурейда передает от своего отца, что тот слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал:
الْعَهْدُ الَّذِي بَيْنَنَا وَبَيْنَهُمُ الصَّلَاةُ، فَمَنْ تَرَكَهَا فَقَدْ كَفَرَ
« Договором [разницей, отличием] между нами и ними [кафирами] является намаз, а кто оставил его — совершил куфр » (Ахмад 22428, Тирмизи 2621, Ибн Хиббан 1454, Хаким 11, хадис сахих).
В этом хадисе чётко сказано, что отличием мусульманина от кафира является намаз : когда человек оставил его, то он совершает куфр и становится кафиром.
Передаётся от Джабира, что он слышал, как пророк ﷺ сказал:
بَيْنَ الرَّجُلِ وَبَيْنَ الشِّرْكِ وَالْكُفْرِ تَرْكُ الصَّلَاةِ
« Поистине, между человеком и ширком и куфром — оставление намаза » (Муслим 82, Насаи 465, Тирмизи 2620, хадис сахих).
От Джабира передаётся, что пророк ﷺ сказал:
بَيْنَ الكُفْرِ وَالإِيمَانِ تَرْكُ الصَّلَاةِ
« Между куфром и иманом — оставление намаза » (Тирмизи 2618, хадис сахих).
Так, спросили у Джабира Ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах:
مَا كَانَ يُفَرِّقُ بَيْنَ الْكُفْرِ، وَالْإِيمَانِ عِنْدَكُمْ مِنَ الْأَعْمَالِ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ
« Что из дел считалось у вас различением между куфром и иманом во время посланника Аллаха ﷺ? »
(«Шарх усуль аль-иътикад Ахлю Сунна ва-ль-джамаа» аль-Лялякаи 1249, аль-Марвази в «Тазыму кодри ас-соля» и Мухаммад ибн ан-Наср 892, Ибн Батта в «аль-Ибана» 876, хадис хасан).
Сообщается, что табиин Шакык бин Абдуллах сказал:
كَانَ أَصْحَابُ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا يَرَوْنَ شَيْئًا مِنَ الأَعْمَالِ تَرْكُهُ كُفْرٌ غَيْرَ الصَّلَاةِ
« Сподвижники Мухаммада ﷺ не считали (проявлением) неверия отказ ни от какого дела, кроме молитвы » (Тирмизи 2622).
Наглядно иллюстрирует эту мысль следующий хадис.
Абу Умама аль-Бахили рассказал, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَتُنْقَضَنَّ عُرَى الْإِسْلَامِ عُرْوَةً عُرْوَةً، فَكُلَّمَا انْتَقَضَتْ عُرْوَةٌ تَشَبَّثَ النَّاسُ بِالَّتِي تَلِيهَا، وَأَوَّلُهُنَّ نَقْضًا الْحُكْمُ وَآخِرُهُنَّ الصَّلَاةُ
« Будут разрываться звенья Ислама одно за другим, и когда разорвется одно, то будут люди браться за другое, и первым звеном (которое разорвется) будет хукм [положения религии], а последним будет намаз » (Ахмад 21655, Ибн Хиббан 6715, «аль-Му’джам аль-Кабир» Табарани 7486, Байхакы 7524, хадис хасан).
Однако здесь требуется одно важное разъяснение: во всех этих хадисах используется слово — ترك — «тарк», которое традиционно переводится на русский язык как «оставление». Именно по причине разногласий в понимании этого слова и произошли разногласия у учёных.
Понятно, что оставление намаза является большим куфром, однако вопрос состоит в том, оставление какого именно числа молитв имеется в виду?
Так, одним из мнений среди ученых является то, что куфром является сознательное оставление даже одной обязательной молитвы. В качестве довода они используют следующий хадис.
Бурайда ибн аль-Хусайб, да будет доволен им Аллах, передаёт, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ تَرَكَ صَلاَةَ العَصْرِ فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُهُ
« Тщетными станут дела того, кто (умышленно) оставляет молитву Аср » (Бухари 528, Ахмад 23007).
В этом хадисе не имеется в виду, что куфром является пропуск одного аср намаза. Аср намаз упомянут для того, чтобы подчеркнуть достоинство и величие этой обязательной молитвы, а под оставлением асра подразумевается полное оставление его совершения изо дня в день.
Такое понимание подтверждает следующий хадис.
Сказал посланник Аллаха ﷺ:
مَنْ تَرَكَ الصَّلَاةَ سُكْرًا مَرَّةً وَاحِدَةً، فَكَأَنَّمَا كَانَتْ لَهُ الدُّنْيَا وَمَا عَلَيْهَا فَسُلِبَهَا، وَمَنْ تَرَكَ الصَّلَاةَ سُكْرًا أَرْبَعَ مَرَّاتٍ، كَانَ حَقًّا عَلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ أَنْ يَسْقِيَهُ مِنْ طِينَةِ الْخَبَالِ
« Кто оставил салят по причине опьянения один раз, то будто был у него этот мир и всё, что в нём, но он это потерял, а кто оставил салят по причине опьянения четыре раза, то право Аллаха над ним, чтобы Он напоил его из «тынату-ль-хабаль!» »
وَمَا طِينَةُ الْخَبَالِ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟
« А что такое «тынату-ль-хабаль», о посланник Аллаха? »
عُصَارَةُ أَهْلِ جَهَنَّمَ
(Ахмад 6621, «аль-Му’джам аль-Аусат» Табарани 6371, Хаким 7298, Байхакы 1582, хадис хасан).
Обратите внимание: если бы оставление одной молитвы само по себе было бы большим куфром, то не имело бы смысла описывать последствия оставления большего числа намазов. Кроме того, внимательное прочтение хадиса указывает на то, что четырехкратное оставление намаза обязывает человека к Аду, но при этом не сказано, что он останется там навечно.
Здесь уместно упомянуть следующий хадис.
Сказал посланник Аллаха ﷺ:
خَمْسُ صَلَوَاتٍ افْتَرَضَهُنَّ اللَّهُ تَعَالَى مَنْ أَحْسَنَ وُضُوءَهُنَّ وَصَلَّاهُنَّ لِوَقْتِهِنَّ وَأَتَمَّ رُكُوعَهُنَّ وَخُشُوعَهُنَّ كَانَ لَهُ عَلَى اللَّهِ عَهْدٌ أَنْ يَغْفِرَ لَهُ، وَمَنْ لَمْ يَفْعَلْ فَلَيْسَ لَهُ عَلَى اللَّهِ عَهْدٌ، إِنْ شَاءَ غَفَرَ لَهُ وَإِنْ شَاءَ عَذَّبَهُ
« Аллах Всемогущий сделал обязательными пять молитв. Тот, кто совершит для них омовение должным образом и совершит их в установленное для них время, будет совершать как следует поясные поклоны и выстаивать их со смирением, то Аллах обещал ему, что Он простит его (грехи). А кто не сделает этого, то для него нет обещания от Аллаха, и если Он пожелает, то простит его, а если пожелает — накажет » (Абу Дауд 425).
В этом хадисе чётко сказано, что человек, который халатно относится к своему намазу, находится под желанием Аллаха. Такое положение — это положение грешника, а не кафира.
Под оставлением намаза понимается скорее полное оставление его совер шения, и каждый человек внутри себя сам понимает, когда можно посчитать что кто-то оставил намаз, а когда — нет.
Как следствие, с одной стороны человек, пропуская обязательные молитвы, боиться попасть в куфр, а с другой стороны, в отношении того, кто всё-таки это допустил, мы сохраняем надежду на его прощение Аллахом.
Именно такой, срединный подход к этому вопросу является наиболее взвешенным и полностью согласуется со всеми аятами и хадисами из данной темы.
Будет неправильно смотреть лишь на те хадисы, которые говорят о надежде и заявлять, как это делают мурджииты, что оставление намаза вообще не является куфром.
Точно также будет неправильным обвинять в неверии по личности каждого, кто пропустил одну или несколько обязательных молитв, как это делают такфиристы.
Позиция ахлю-с-Сунна уаль-Джама’а, на которую указывает понимание сподвижников, занимает срединную позицию между этими двумя крайностями.
Выносится ли личный такфир за оставление намаза?
Сподвижники пророка, да будет доволен всеми ими Аллах, единогласили на том, что оставление обязательной молитвы является большим куфром.
Сообщается, что табиин Шакык бин Абдуллах сказал:
كَانَ أَصْحَابُ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا يَرَوْنَ شَيْئًا مِنَ الأَعْمَالِ تَرْكُهُ كُفْرٌ غَيْرَ الصَّلَاةِ
« Сподвижники Мухаммада ﷺ не считали (проявлением) неверия отказ ни от какого дела, кроме молитвы » (Тирмизи 2622).
Вместе с этим, не существует ни одного достоверного сообщения, из которого мы бы увидели, что сподвижники выносили за оставление молитвы личностный такфир или переставали принимать в пищу мясо, зарезанное человеком, оставившим намаз.