какое наказание за мат в соцсетях после 1 февраля
В Госдуме объяснили, будут ли штрафовать за мат в соцсетях
Россияне стали материться в соцсетях чаще после того, как интернет-площадки обязали удалять нецензурные выражения. Закон об ограничении такой информации действует в стране с 1 февраля. Разбираемся, кому и в каких случаях грозит ответственность за крепкое словцо в Сети и запретят ли полностью мат в интернете.
Уши вянут
По данным «Медиалогии», в понедельник и вторник, 1–2 февраля 2021 года, пользователи соцсетей «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Twitter и Instagram опубликовали более 646 тысяч постов с нецензурной бранью. Авторы исследования сопоставили такую статистику с 3–4 февраля 2020 года, которые тоже были будними. В эти дни россияне разместили 426,5 тысячи публикаций с матом в тексте.
Похожую тенденцию заметили и в агентстве «Социальные сети». По их данным, всплеск нецензурной активности начался 22–23 января 2021 года на фоне новости о скором вступлении поправок, обязывающих соцсети блокировать противоправный контент. Прирост составил 30% к среднесуточным показателям. Схожая история произошла и 1–2 февраля, уточнили в агентстве.
Поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» с 1 февраля обязывают социальные сети удалять публикации с незаконным контентом в течение суток. Под это подпадает и нецензурная брань. Находить подобные публикации площадки должны с помощью собственного мониторинга.
Если владелец сайта, информационного ресурса или провайдера хостинга отказался удалить запрещенную информацию, гражданам будет грозить штраф от 50 до 100 тысяч рублей (от 100 до 200 тысяч – при повторном нарушении), должностным лицам – от 200 до 400 тысяч рублей (от 500 до 800 тысяч – при повторном нарушении), юридическим лицам – от 800 тысяч до 4 миллионов рублей (от 1/20 до 1/10 размера выручки за прошлый календарный год, но не менее 4 миллионов рублей – при повторном нарушении).
Штраф всем?
Один из авторов вступивших в силу поправок, первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский в разговоре с Москвой 24 подчеркнул, что никто за мат в соцсетях наказан не будет.
«Штрафы для соцсетей действительно введены, но другим законом и по другому поводу: за отказ удалять запрещенную информацию после требования Роскомнадзора. Нецензурная брань к запрещенной информации никаким образом не относится. Ни в одном законе, который касается интернета и соцсетей, нет санкций для конечных пользователей», – объяснил Боярский.
Штрафы для физических лиц были введены с целью не допустить ситуаций с уходом от ответственности юрлица как владельца интернет-площадки путем перехода в статус физлица, подчеркнул он.
«Волна публикаций про запрет мата в соцсетях и штраф за него является классическим недопониманием, в каком-то смысле это фейк-ньюс как он есть. Закон совершенно о другом. Мы определили понятие «социальная сеть», создаем их реестр, вменяем им в обязанности мониторить свои площадки в целях поиска, блокировки и удаления противоправной информации, перечень которой определен законом. Мат к этому не относится», – заявил парламентарий.
Боярский добавил, что соцсети теперь обязаны сдавать отчет о проделанной работе в Роскомнадзор. Эта информация будет проанализирована, чтобы понять, какого противоправного контента сейчас больше и какая из площадок эффективнее выстроила работу по борьбе с ним, заявил собеседник Москвы 24.
Депутат подчеркнул, что само по себе матерное слово в публикации не является правонарушением, однако если оно относится к конкретному человеку, то такая ситуация расценивается как оскорбление. В таком случае пользователь может пожаловаться в соцсеть, а она по новому закону в течение 30 дней должна на это отреагировать. Ранее площадки не обязаны были отвечать на подобные жалобы оперативно, продолжает Боярский.
Парламентарий добавил, что под понятие «социальная сеть» в принятом законе не подпадает Telegram. В данном случае он характеризуется как мессенджер. Соответственно, телеграм-каналы также не подпадают под действие вступивших в силу поправок, резюмировал Боярский.
Доктор юридических наук, профессор Антон Серго согласился, что принятые поправки в первую очередь направлены на соцсети, а не на их пользователей.
«У нас всегда старались бороться с площадками, а не с рядовыми нарушителями. Прежде всего, неприятности ожидают соцсети», – рассказал эксперт Москве 24.
Периодически как «мелкое хулиганство» в России оформляется и использование ненормативной лексики, отметил эксперт. Это может произойти в случае, если пользователь допустил мат в публичной записи и на него пожаловались в правоохранительные органы. Но до массовых наказаний за подобные вещи дойдет еще очень нескоро, считает собеседник Москвы 24.
Юрист добавил, что с принятием поправок за нецензурную брань пользователей жестко начнут наказывать сами соцсети. Это связано с тем, что площадке проще заблокировать сквернослова, чем постоянно отслеживать его активность.
Употребление нецензурной лексики в Интернете
Федеральный закон от 30.12.2020 № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“», вступивший в силу с 1 февраля 2021 г., дополнил Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» новой ст. 10.6, регулирующей особенности распространения информации в социальной сети.
Содержание
Зачем нужны изменения?
Законодательные изменения направлены на ограничение распространения в социальных сетях противоправной информации аналогично ограничениям, предусмотренным и действующим с 2017 года в отношении организаторов распространения информации Интернете (владельцев сервисов и операторов передачи электронных сообщений — сервисов электронной почты, мессенджеров и т.п.), операторов поисковых систем, владельцев новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов (ст. 10.1, 10.3, 10.4, 10.5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
На кого распространяется запрет?
Новая категория лиц, на которых распространяется данный запрет, включает как владельцев сайтов и (или) страниц сайта в Интернете, так и информационных систем и (или) программ для ЭВМ, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц общедоступной информации, т.е. владельцев социальных сетей, причем с числом пользователей на территории России в течение суток более 500 тысяч. Речь идет о ресурсах, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории России.
Очевидно, что такая реклама может распространяться не только на коммерческих, но и на иных ресурсах, носящих общественно-политический, культурный, образовательный, иной общедоступный или частный характер. Отличительной особенностью таких ресурсов является минимальное суточное число их пользователей, а не направленность их содержания.
Что можно и что нельзя на своей странице?
Согласно заключению на законопроект Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству от 24.12.2020 (размещен на официальном сайте Госдумы) под «социальной сетью» понимается сайт и (или) страница сайта Интернете, и (или) информационная система, и (или) программа для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц вышеуказанной информации на государственном или иных национальных языках России, направленной на пользователей на территории нашей страны, и доступ к которым в течение суток составляет более 500 тысяч таких пользователей.
Таким образом, по замыслу законодателя, в целях рассматриваемого закона под социальной сетью понимается не только глобальный национальный или международный информационный ресурс, но и отдельный сайт или страница в Интернете, предназначенные для распространения вышеуказанной информации, но имеющие аудиторию не менее 500 тысяч в сутки.
Данное определение социальной сети законодателем как информационного ресурса, включающего как отельный сайт или страницу сайта, так и совокупность информационных ресурсов (информационную систему и программы для ЭВМ), исходя из возможности размещения рекламной информации для неограниченного круга лиц и минимального числа таких лиц — пользователей, отчасти вызывает сомнение или, по крайней мере, не может претендовать на признание самым удачным, поскольку такие формулировки не исключают неясности и введение в заблуждение граждан. Обычный пользователь Интернета, владелец страницы в социальной сети в обывательском «сетевом» понимании может думать, что на него вышеуказанные ограничения не распространяются, поскольку он не распространяет рекламу и не имеет столько подписчиков. Тем не менее это будет ошибочное понимание.
С одной стороны, законодатель не накладывает ограничений и дополнительных обязанностей, предусмотренных новой статьей закона, на таких частных пользователей, которые возлагаются на владельцев социальных сетей. Но само по себе это не означает свободы выражения мнений в любой, в том числе экстремистской или нецензурной, форме для таких пользователей, так как иные нормы национального права устанавливают законодательный запрет на такие экстремистские и нарушающие общественный порядок и нормы нравственности формы выражения мнений под страхом административного и уголовного преследования (например, на основании ст. 282 Уголовного кодекса РФ — возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Не следует забывать, что такое мнение или противоправная информация, сообщенные на собственной странице, прежде всего в открытом профиле (не в частной переписке), будут доступны неограниченному кругу лиц, а следовательно, такие действия могут охватываться соответствующими составами административных проступков или уголовных преступлений. Поэтому действия таких пользователей могут быть предметом административных, уголовно-правовых или гражданско-правовых разбирательств на основе иных общих законодательных положений, помимо рассматриваемой новой статьи Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
С другой стороны, владельцы социальных сетей обязаны теперь следить за содержанием таких частных ресурсов, размещенных на страницах и сайтах в их социальных сетях. Такие владельцы создают свои ресурсы для пользователей с целью их привлечения и с целью расширения таким образом общей аудитории социальной сети для рекламных и коммерческих задач. В связи с этим на них возлагается повышенная ответственность и дополнительные обязанности, в частности, обязанность вести мониторинг с целью выявления запрещенной к распространению информации и обязанность ограничивать доступ к такой информации в случае ее выявления в результате мониторинга или обращений иных лиц. Иные обязанности по преследованию или воздействию на нарушителей общественного порядка на них не накладываются, это прерогатива остается за компетентными органами.
Как контролировать иностранные компании?
Все глобальные информационные ресурсы, т.е. общепопулярные сети, имеют правила и нормы, не допускающие распространение информации, нарушающей общепризнанные нормы морали и нравственности, а также запрещенные законом сведения. При этом имеют техническую возможность блокировать доступ к такой информации, что демонстрировалось неоднократно. Вопрос лишь в том, какие нюансы морали и нравственности проявляются в таких решениях в разных уголках мира и какими законами руководствуются владельцы той или иной социальной сети, чему примеров, к сожалению, не счесть.
Технологические особенности и межграничная информационная прозрачность Интернета позволяют распространять глобальным социальным сетям свои маркетинговые усилия по вовлечению в ряды своих пользователей граждан множества государств и одновременно устанавливать внутренние правила сети, не всегда сочетаясь с национальными законами. Противодействие этому процессу можно строить лишь на основе технологических ограничений в отношении тех владельцев сетей, которые упорно не желают подчиняться национальным правилам и требованиям государственных регуляторов. Этому есть как положительные примеры успешных решений, так и примеры неэффективных мер, не давших должного результата.
Что касается юридических процедур, то на текущий момент в силу общественно-правовой значимости повышения эффективности юридической защиты как граждан, так и государства в информационной сфере в глобальной информационной среде выявляется также положительная тенденция в части возможности судебного разрешения споров, возникающих с владельцами международных и иностранных информационных ресурсов, на территории России. Так, если недавно российские суды отказывались принимать к рассмотрению иски к сетям, владельцы которых не имеют на территории России ни филиалов, ни представительств, не выполняют требования национального законодательства о размещении на носителях на территории России предусмотренной законом информации, то в настоящее время наметились осторожные шаги к пересмотру этой позиции, исходя из того, что факт отсутствия на территории России официальных структур или представителей таких сетей не может быть основанием для ограничения доступа к правосудию их пользователей на территории России, коль скоро эти сети желают присутствовать в российском сегменте Интернета хотя бы только виртуально. Иное означало бы необоснованное допущение массовых нарушений прав российских пользователей и бессилие государственной и судебной инфраструктуры в защите собственных граждан и национальных интересов в глобальной информационной среде. Надо надеется, что в ближайшем будущем судебная система в комплексе с регулятором выработают правовые и технологические механизмы такой защиты и ее реальной технологической реализации.
Что теперь будет?
Ничего ужасного или нового в законе не появилось в части обязанностей обычных пользователей не допускать в своих поступках и сообщениях, адресованных абстрактному сообществу, распространения противоправной информации, в том числе нецензурных выражений, оскорбляющих человеческое достоинство и моральные принципы. Критерии недопустимого «поведения» в социальной сети, т.е. соблюдение общепризнанных норм морали и нравственности, деловой этики и законодательных запретов, не должно отличаться от аналогичных критериев, применимых в обычной жизни (в оф-лайне, так сказать). То, что недопустимо сказать прилюдно, недопустимо писать не только в газете, но также недопустимо писать это у себя на странице в Сети, поскольку это могут читать множество людей, в том числе несовершеннолетних, что владелец страницы в такой Сети не может не осознавать. В этом смысле новая статья Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» никаких новых критериев не устанавливает, но ради общественного блага в дополнение к обязанности каждого индивидуума лично блюсти нормы морали и нравственности обязывает владельцев глобальных ресурсов принять меры к воспитанию своих пользователей и исключению из общего доступа материалов запрещенного характера, если индивидуальная «ответственность» таких субъектов обернулась бессовестностью и попранием общественных и законодательных норм и правил.
Такие критерии установлены в любом обществе, в любой стране на национальном или межнациональном уровне и, как правило, с учетом глобального межграничного характера информационных ресурсов характеризуются принципом экстерриториальности в случае необходимости принятия мер по предотвращению распространения запрещенной информации.
Мат в соцсетях: можно или нельзя? Что говорит закон и кого оштрафуют на 8 млн рублей
С 1 февраля заработал новый закон о требованиях к соцсетям — заодно появилось конкретное определение, какие сайты к ним относятся. Самая жаркая дискуссия разгорелась вокруг запрета на нецензурные выражения. Вроде бы мат в соцсетях теперь запрещен и за неприличные слова будут штрафовать. Есть и противоположные мнения: что за мат все равно никого не накажут, а закон рассчитан на сознательность владельцев сайтов.
Вот как на самом деле обстоят дела с матом в соцсетях и кто рискует потерять миллионы.
О каком законе речь
Одним из таких законов введены новые обязанности для владельцев соцсетей. В законе о защите информации появилась целая статья с требованиями к таким ресурсам. И одновременно был обновлен административный кодекс с вариантами наказаний за разные нарушения. То есть риск получить штраф все-таки есть, но это не значит, что материться совсем нельзя.
Как победить выгорание
Что такое социальные сети
С точки зрения закона социальные сети — это сайты, информационные системы или программы, с помощью которых пользователи создают личные страницы и что-то там публикуют.
При этом должны соблюдаться два условия:
Формально под определение соцсети попадает не только «Твиттер», «Фейсбук» и «Инстаграм», но и корпоративное издание с сообществом, форум о ремонте или доска объявлений с профилями и комментариями.
В законе нет точной методики, как считать посещаемость в сутки, — ее еще должен утвердить Роскомнадзор. Но есть оговорка насчет исключения сайта из реестра соцсетей: если на протяжении трех месяцев сайт посещает меньше 500 тысяч пользователей из России, можно подать заявление, чтобы сайт исключили из списка. А через полгода сайт исключат из реестра даже без обращения владельца.
Если на сайт обычно заходит 300 тысяч человек в сутки, а после резонансной публикации или рекламной кампании за два дня пришло больше миллиона посетителей, это еще не значит, что ресурс точно признают соцсетью. Пока можно ориентироваться на сроки, которые предполагают удаление из реестра. То есть посещаемость более 500 тысяч нужна не меньше трех месяцев. Но все равно неясно, должен этот критерий соблюдаться каждый день без исключения, или большую часть дней в месяце, или это средняя посещаемость за какой-то период. В идеале надо дождаться официальной методики.
Хорошая новость в том, что, пока этой методики нет, сайты с пограничной посещаемостью могут не волноваться по поводу новых требований: никто точно не знает, считать их соцсетями или нет. Но рано или поздно соцсети должны будут установить одну из программ, которые предложит Роскомнадзор для проверки посещаемости, — это одна из новых обязанностей.
Какие требования должны выполнять соцсети
Вот список общих обязанностей, которые возлагаются на владельцев сайтов с рекламой и большой посещаемостью:
Соцсеть обязана мониторить публикации и находить такие материалы:
Если соцсеть не справляется с мониторингом, в этом ей вызвался помочь Роскомнадзор: у ведомства есть полномочия искать посты с нарушениями и требовать их блокировки.
Еще есть требования по размещению информации на сайте. Соцсеть должна опубликовать:
Если опубликован пост с нарушениями
Представим, что соцсети послушались и мониторят публикации пользователей, чтобы вовремя обнаруживать в них призывы, мат и фейки. Или кто-то пожаловался на странный пост через форму обратной связи. А может, даже сам Роскомнадзор нашел нарушения при проверке и прислал предписание.
Вот план действий на такой случай:
Если опубликованный пост нарушил чьи-то права, можно обратиться в суд за компенсацией убытков и морального вреда. Отвечать будет владелец соцсети. Например, если чей-то пост оскорбляет конкретного человека из-за его профессии или политических взглядов, соцсеть должна удалить такую публикацию. А если она этого не сделала — будет отвечать в суде и платить деньги. По крайней мере в теории.
Что грозит соцсетям за нарушение новых требований
Незадолго до принятия закона с требованиями к соцсетям были внесены поправки в административный кодекс. В нем появилась статья 13.41 с новыми штрафами. Они коснутся владельцев сайтов и провайдеров хостинга, которые не ограничили доступ к информации, хотя были должны по закону.
Когда можно и нельзя материться
И сколько это стоит
Использовать нецензурную лексику можно не всегда.
Когда-то мат был связан с языческими культами — для древнерусских православных книжников он считался бесовским проявлением, которое нужно строго пресекать.
По данным ВЦИОМа, в 2019 году 38% опрошенных россиян не матерились вообще, а 37% матерились каждую неделю. При этом 18% опрошенных использовали мат каждый день.
Нецензурная лексика может усилить эмоциональность речи, привлечь внимание и дать точную оценку ситуации. Некоторые такое мнение не разделяют, другие, напротив, матерятся везде: дома, на улице, на форуме, в своем блоге, в стихах, в оперном театре. А кто-то даже заигрывает с матом в рекламе или в СМИ. В статье расскажу, как это соотносится с российскими законами и что такое нецензурная лексика.
Что такое нецензурная лексика
Государственным языком РФ считается русский язык. Государство регулирует использование только русского мата. Нецензурная брань запрещена в русском языке, когда его используют как государственный, например в рекламе, документах и договорах.
В законах нет определения и перечня нецензурных слов. Какие слова следует ограничивать простым людям, определяет полиция и прокуратура. Роскомнадзор следит за матом в СМИ, а Федеральная антимонопольная служба — в рекламе.
В рекомендациях Роскомнадзор говорит, что нецензурные слова и выражения — это четыре общеизвестных слова, которые начинаются на «х», «п», «е», «б», а также производные слова и выражения. В 2018 году Роскомнадзор также посчитал нецензурным слово на букву «м», которое обозначает женский половой орган, и составил административный протокол на интернет-газету «Знак» за его использование.
ФАС в комментариях к закону «О рекламе» говорит, что увидеть в рекламе бранные слова «относительно несложно». Для этого достаточно обратиться к толковым словарям современного русского литературного языка или провести специальную лингвистическую экспертизу. Какой методологией экспертизы пользоваться и какие словари современного русского литературного языка содержат бранную лексику (спойлер: никакие), ФАС не уточняет.
МВД и прокуратура вообще не разъясняют, какие слова относятся к нецензурным.
Получается, нецензурная лексика — это набор из пяти слов, которые начинаются на «х», «п», «е», «б» и «м», и неограниченное число слов и выражений, которые образованы от тех же корней. Слово «мудак» Роскомнадзор использовать официально разрешает.
Где материться простому человеку
Для обычных граждан существует несколько правил, которые нужно соблюдать, чтобы не столкнуться с неприятностями.
Нельзя материться в общественных местах. На улице, в парке, магазине, кинотеатре и вообще везде, где есть люди, лучше вообще не браниться — или делать это негромко. Те, кому ваша речь не понравится, могут привести полицию. Тогда полицейские составят административный протокол: есть риск получить штраф от 500 до 1000 Р или до 15 суток ареста за мелкое хулиганство.
При этом само по себе использование бранных слов — это не правонарушение. Чтобы наказали за мелкое хулиганство, нужно одновременно с матом нарушить общественный порядок: проявить неуважение к обществу.
Разгуливать по улице в модной одежде с матерными надписями закон прямо не запрещает. Но я все же рекомендую не испытывать общественный порядок на прочность и переодеться, если этого потребуют сотрудники полиции.
Вне общественных мест материться можно. Интернет — место публичное, но не общественное. Сайты сами устанавливают наказание за сквернословие, если оно вообще запрещено. Максимальной карой за мат может стать разве что перманентный бан. Но сквернословить в комментариях на сайтах зарегистрированных СМИ все же не стоит. Об этом расскажу ниже.
Нельзя проявлять неуважение к обществу и государству. Наказать могут, если брань направлена на власть и ее представителей.
По закону запрещается «явное неуважение» к обществу, государству, государственным органам, символам и Конституции. Явно не уважать власть запрещается и в интернете, и на улице — и не только нецензурной бранью. За это могут оштрафовать на 30—100 тысяч рублей. За повторное правонарушение грозит штраф 100—200 тысяч или до 15 суток ареста, а за еще одно — штраф 200—300 тысяч или снова до 15 суток ареста.
Нельзя публично оскорблять чувства верующих. Неважно, как будут задеты чувства: матом или цензурно. За это грозит уголовное наказание:
Если преступление совершить, например, в церкви, наказание будет еще суровее:
Нельзя оскорблять других людей. Это хорошее правило на все случаи жизни. Не стоит ругаться на других, принижать их честь и достоинство матом или другими обидными словами или жестами.
Не стоит открыто на кого-то ругаться матом, даже если ругаетесь не на конкретного человека, а на какую-нибудь социальную группу. При неудачных обстоятельствах вас могут заподозрить в экстремизме. Не оскорбляйте других: это невежливо, небезопасно и дорого.
Как материться в книгах, песнях, музеях и кино
Для писателей, музыкантов, актеров и режиссеров тоже существуют ограничения. Однако они касаются не самого творчества, а его распространения читателям и зрителям.
Мат в литературе и музыке. Писателям и музыкантам можно сколько угодно нецензурно выражаться в своих произведениях, но это накладывает на их издателей дополнительные обязанности.
Если книга или песня содержит запрещенные пять слов или их производные, то на обложке книги, музыкального диска или на любом другом носителе необходимо написать: «Содержит нецензурную брань». При этом надпись должна легко читаться — шрифт должен быть простым — и занимать не менее 5% от площади поверхности. Продукцию необходимо дополнительно запечатать в упаковку, чтобы ее случайно не открыл ребенок. Специальных требований к упаковке нет — продавцы обычно заворачивают книги и диски в пленку.
Распространять печатную продукцию без маркировки и предупреждения о нецензурной лексике запрещено, даже если нет цели получить от этого прибыль.
На книгах и музыкальных дисках с матом также необходимо ставить маркировку «18+», но не всегда издатели это делают. Дело в том, что дистрибьютор может самостоятельно указывать возрастной ценз на продукции и несет ответственность за его корректность. Или он может обратиться к аккредитованной экспертной организации за оценкой произведения: это право дистрибьютора, а не обязанность.
Если в произведении есть мат, распространять его среди детей запрещено. Отсутствие маркировки на диске не освобождает магазин от обязанности оградить детей от взрослого контента — продавец не вправе размещать продукцию с нецензурной бранью в доступном для детей месте.
Стриминговые музыкальные сервисы тоже обязаны защищать детей от мата, даже если поставщик музыки не маркировал контент знаком «18+». Они могут, например, автоматически ограничивать доступ к музыке по возрастным параметрам.
Мат на концертах и в театре. В России запрещено публично исполнять литературные, музыкальные или театральные произведения, которые содержат нецензурную брань. Неважно, информировали ли публику о специфике мероприятия, наносили маркировку «18+» на афиши или нет. Если, например, автор решил устроить презентацию книги для взрослых, то зачитывать из нее матерные фрагменты нельзя. Или придется опускать нецензурные слова.
За нарушения грозят такие же санкции, как и за нарушение правил дистрибуции литературной и музыкальной продукции. Но это не мешает артистам собирать залы и успешно проводить концерты и спектакли.
Дело в том, что запрещена именно организация таких мероприятий. Обычно организаторы письменно уведомляют артистов о недопустимости нецензурной брани на их площадках, а сами артисты относятся к таким предупреждениям по-разному. Суды часто встают на сторону организаторов, если они соблюли все формальности.
Так, в 2019 году суд прекратил производство по делу о нарушении организации концерта группы «Ленинград» в Ростове. До этого суд Петербурга, как и суды других городов, уже выносил аналогичное постановление в отношении того же организатора концертов. Не изменился и инициатор разбирательств — Минкульт.
В СМИ говорят, что в некоторых случаях «Ленинград», предвидя реакцию властей, еще до концерта передает организаторам концертов деньги для уплаты возможных штрафов.
Самих участников группы уже штрафовали за мат на концертах по статье о мелком хулиганстве. Подобные разбирательства с музыкантами происходят регулярно: в сентябре 2019 года ростовская чиновница из Минкульта обратилась в полицию с жалобой на артистов, а в ноябре штраф за баттл со Шнуровым пришлось заплатить рэперу Noize MC, о чем он сообщил в своем инстаграме.
А вот материться на иностранных языках российское законодательство не запрещает: государственное регулирование касается использования только русского мата.
Мат в кино. В 2014 году новые поправки в законодательстве запретили выдавать прокатные удостоверения фильмам с матом. Без прокатного удостоверения фильм не мог добраться до зрителя легальными путями: ни в кинотеатрах, ни по телевизору, ни через магазины. Это означало полный запрет на нецензурную лексику в кино.
Одним из первых под этот запрет попал «Левиафан» Андрея Звягинцева, который на тот момент уже получил награду Каннского кинофестиваля за лучший сценарий. Лента должна была открыть 36-й Московский международный кинофестиваль, однако из-за невозможности получить прокатное удостоверение этого не произошло. Позже создатели были вынуждены запикать запрещенные слова.
Еще тяжелее пришлось создателям ленты «Комбинат „Надежда“» Натальи Мещаниновой: для участия в 25-м «Кинотавре» эпизоды фильма пришлось переснимать.
В 2016 году из-за критики правительство несколько смягчило правила: теперь на фильмы с матом можно получить прокатное удостоверение. Но только на распространение на дисках с предупреждением о ненормативной лексике, маркировкой «18+» и упаковкой.
Демонстрировать фильмы с нецензурной лексикой в кинотеатрах по-прежнему нельзя, за исключением взрослых показов в рамках кинофестивалей, на которые прокатное удостоверение не требуется. Перечень таких кинофестивалей утверждает Минкульт.
Возможность показывать российские фильмы без прокатного удостоверения, в том числе с нецензурной бранью, на международных кинофестивалях появилась только в 2018 году — через четыре года после запрета мата в кинопрокате. А запрета на показ иностранных фильмов без прокатного удостоверения на международных кинофестивалях вообще не было.
Из-за законодательных ограничений фильмы с нецензурной лексикой стали распространять в двух версиях озвучки: отцензурированная версия — для кинотеатров, оригинальная — для распространения на DVD и Blu-ray.
Получить прокатное удостоверение для демонстрации фильмов с матом на стриминговых сервисах по-прежнему невозможно. Легально посмотреть того же «Левиафана» в онлайн-кинотеатрах не получится.
Мат в изобразительном искусстве. В законодательстве нет специальных ограничений на использование мата художниками — действуют общие требования по защите детей от информации, которая может нанести им вред. Требования такие же, как и для любой другой информационной продукции: печатной и аудиовизуальной.
Чтобы выставить подобные картины, достаточно оградить от такого творчества детей. Галерее следует нанести маркировку «18+» на афиши и билеты на выставку с нецензурными надписями и проконтролировать, чтобы несовершеннолетние на такую выставку не прошли.
В противном случае организатору выставки грозит административная ответственность. Для граждан предусмотрен штраф от 2 до 3 тысяч рублей с конфискацией предмета искусства, для должностных лиц — от 5 до 10 тысяч, для предпринимателей — штраф от 5 до 10 тысяч рублей и конфискация предмета правонарушения или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Юридическим лицам назначат штраф от 20 до 50 тысяч рублей с конфискацией предмета искусства или приостановят деятельность на срок до 90 суток.
Как материться в СМИ
Материться в СМИ нельзя. За нецензурную брань грозят штрафы: автору — от 2 до 3 тысяч рублей, редактору — от 5 до 20 тысяч, самой компании — от 20 до 200 тысяч. Еще конфискуют технику, с которой совершили правонарушение. Например, компьютер, планшет или телефон, с которого была опубликована статья.
От ответственности СМИ и их сотрудники освобождаются, только если невозможно было заранее предсказать, что приглашенный гость позволит себе лишнее в прямом эфире. Хотя, чтобы таких нарушений не было, СМИ обязаны провести профилактическую беседу с гостями.
Если же без мата в материале не обойтись, Роскомнадзор предлагает пойти на ухищрения: незаконное слово запикать, изображение с ним затереть, а печатное слово изменить до неузнаваемости другими символами или буквами. То есть нецензурные слова нужно изменить так, чтобы они не угадывались однозначно ни по виду, ни по контексту. Намекать на них рифмой запрещается, оставлять подсказки в виде начальных букв тоже опасно.
Сам Роскомнадзор изменяет написание мата до неузнаваемости при помощи точек и знака @. Хотя в своих рекомендациях ведомство говорит, что перечня средств для маскировки брани в СМИ нет. Степень угадываемости Роскомнадзор определяет сам в каждом конкретном случае. Например, когда интернет-издание «Тайга-инфо» заменило пять букв нецензурного слова на пять звездочек, замаскированное слово Роскомнадзор угадал.
Таким образом, как бы СМИ ни маскировали нецензурную лексику, Роскомнадзор может выписать протокол, если разглядит брань. Надежных рецептов здесь нет.
Комментарии. Все эти ограничения распространяются и на комментарии пользователей на страницах сетевых СМИ. Если в них обнаружат мат, то от издания потребуют отредактировать или удалить комментарии, иначе штрафы грозят и автору, и самому изданию.
Чтобы понять, является ли сайт, на котором вы хотите оставить гневный комментарий, СМИ, обратите внимание на свидетельство о регистрации. Оно обычно расположено внизу главной страницы сайта, но надежнее проверить информацию в перечне зарегистрированных СМИ. Например, в этом перечне нет Т—Ж : это не СМИ, а блог. «Медузы» там тоже нет, потому что она хоть и СМИ, но зарегистрирована в Латвии, а не в России.
Ссылки на сторонние ресурсы. По мнению Роскомнадзора, СМИ не вправе размещать ссылки, которые ведут на сторонние ресурсы с матерным контентом. В 2017 году ведомство составило протоколы на шесть интернет-изданий: РИА Новости, «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», телеканал «Дождь», журналы Maxim и Republic, которые разместили у себя видео с рэп-исполнителями Оксимироном и Гнойным. Изданиям, которые поделились ссылкой на это видео, Роскомнадзор вынес предупреждения.
С тех пор суды регулярно штрафуют СМИ за ссылки на нецензурный контент по искам Роскомнадзора.
В 2019 году по инициативе ведомства суд признал виновным в распространении нецензурной брани редактора информационного агентства «Политсовет» Алексея Шабурова, который разместил внутри новости ссылку на аккаунт рэпера Гуфа в Инстаграме. В итоге суд заменил штраф предупреждением.
В 2019 году многие СМИ, включая «Дождь», «Ведомости» и «Эхо Москвы», обратились к Роскомнадзору: они хотели понять, почему несут ответственность за контент на сторонних ресурсах. Ведомство пояснило: если редактор видит мат на странице и все равно решает поставить ссылку, он хочет показать своей аудитории нецензурную брань. Это запрещено.
Как материться в рекламе
Маркетологи не всегда могут удержаться от заигрывания с матом в рекламе. Такие приемы отлично привлекают внимание, западают в память и удивляют публику: кого-то приятно, кого-то не очень.
Однако закон прямо запрещает использовать ненормативную лексику в рекламе и грозит штрафами: для граждан — от 2 до 2,5 тысяч рублей, для должностных лиц и ИП — от 4 до 20 тысяч, для юридических лиц — от 100 до 500 тысяч.
Если продукция, например одежда, содержит бранные надписи, то рекламировать ее не получится. Саму продажу лучше перенести в интернет — и затереть на изображениях запрещенные слова. Именно так поступают продавцы модной одежды с оригинальными надписями.
Реклама обычно не матерится прямо, а намекает на табуированное слово: использует разные шрифты, выделения, каламбуры и созвучия. ФАС выступает резко против этого. Если ФАС разглядит в рекламе мат, то накажет нарушителей общественного порядка.
Например, в 2019 году по инициативе ФАС суд оштрафовал «Бургер-кинг» на 105 000 Р за фразу в рекламе «Коля из „Бургер-кинга“ раздаст по Е-баллам за кофе». Зато общественное внимание к бренду фраза привлекла.
ФАС считает, что закон «О рекламе» устанавливает этические нормы для рекламодателя. Поскольку нигде не описаны критерии узнаваемости завуалированного мата, то ФАС сама определяет, где проходит грань правонарушения. Так что заигрывать с матом в рекламе — это всегда риск, особенно существенный для небольших бизнесов.
Сколько всего можно заплатить за мат
Связываться с государством из-за мата невыгодно. Чтобы сохранить свои деньги и нервы, лучше вообще не браниться. А если ситуация требует эмоций, сверьтесь с таблицей.
Штрафы и другие санкции за мат для простых граждан
За что наказывают | Размер штрафа или другого наказания |
---|---|
Мелкое хулиганство — если выругаться на людях | 500—1000 Р или до 15 суток ареста |
Оскорбление матом власти | 30 000—100 000 Р |
Если повторно | 100 000—200 000 Р или до 15 суток ареста |
И еще раз | 200 000—300 000 Р или до 15 суток ареста |
Мат, который задел чувства верующих | До 300 000 Р или в размере зарплаты или иного дохода за 2 года Обязательные работы на срок до 240 часов, принудительные работы или лишение свободы на срок до 1 года |
Мат в местах религиозного значения | До 500 000 Р или в размере зарплаты или иного дохода за 2 года Обязательные работы на срок до 480 часов, принудительные работы на срок до 3 лет или лишение свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до года |
Оскорбление матом человека | 1000—3000 Р |
Публичное оскорбление человека | 3000—5000 Р |
Нарушение правил распространения печатной, аудио- и видеопродукции с матом | 2000—2500 Р |
Если повторно | 2000—5000 Р |
Нарушение правил распространения контента с матом аудиовизуальным сервисом | 3000—5000 Р |
Если повторно | 5000—10 000 Р |
Организация публичного исполнения произведения искусства с матом | 2000—2500 Р |
Если повторно | 2000—5000 Р |
Распространение мата среди детей и нарушение возрастной маркировки продукции | 2000—3000 Р с конфискацией предмета правонарушения, например компьютера, с которого написали статью |
Мат в СМИ | 2000—3000 Р с конфискацией техники |
Мат в рекламе | 2000—2500 Р |
Штрафы и другие санкции за мат для предпринимателей, должностных и юридических лиц
За что наказывают | Размер штрафа или другого наказания для должностных лиц | Для предпринимателей | Для компаний |
---|---|---|---|
Оскорбление матом человека | 10 000—30 000 Р | 10 000—30 000 Р | 50 000—100 000 Р |
Публичное оскорбление человека | 30 000—50 000 Р | 30 000—50 000 Р | 100 000—500 000 Р |
Нарушение правил распространения печатной, аудио- и видеопродукции с матом | 4000—4500 Р | 4000—4500 Р | 40 000—50 000 Р |
Если повторно | 5000—20 000 Р или дисквалификация на срок от 6 до 12 месяцев | 5000—20 000 Р или приостановление деятельности на срок до 90 суток | 50 000—100 000 Р или приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Нарушение правил распространения контента с матом аудиовизуальным сервисом | 30 000—50 000 Р | 30 000—50 000 Р | 300 000—500 000 Р |
Если повторно | 50 000—100 000 Р | 50 000—100 000 Р | 500 000—1 000 000 Р |
Организация публичного исполнения произведения искусства с матом | 4000—5000 Р | 4000—5000 Р | 40 000—50 000 Р |
Если повторно | 5000—20 000 Р или дисквалификация на срок от 6 до 12 месяцев | 5000—20 000 Р или приостановление деятельности на срок до 90 суток | 50 000—100 000 Р или приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Распространение мата среди детей и нарушение возрастной маркировки продукции | 5000—10 000 Р | 5000—10 000 Р с конфискацией предмета правонарушения или приостановление деятельности на срок до 90 суток | 20 000—50 000 Р с конфискацией предмета правонарушения или приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Прокат и или показ фильма без прокатного удостоверения | — | — | 50 000—100 000 Р |
Если повторно | — | — | 100 000—200 000 Р или приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Мат в СМИ | 5000—20 000 Р с конфискацией техники | 5000—20 000 Р с конфискацией техники | 20 000—200 000 Р с конфискацией техники |
Мат в рекламе | 4000—20 000 Р | 4000—20 000 Р | 100 000—500 000 Р |
Что нужно знать о мате
Пиздатая статья, благодарствую =D
>А как вы относитесь к мату в публичном пространстве?
См комментарий выше
Бесит, что есть «оскорбление чувств верующих», но нет оскорбления чувств неверующих.
Несправедливая херня!
Olga, потому что это богоугодная хуйня
Olga, Мне больше нравится «Оскорбление здравого смысла». В первую очередь как раз самими верующими))
Olga, абсолютно согласен. И это в светском государстве! Ощущение что живёшь в Ватикане.
«в Т—Ж материться никто не запрещает»
да? круто! хотя, тут обычно такая атмосфера в каментах, что я веду себя прилично :-*
Игорь, сейчас часто слышишь, что человек не «ругается» или «восхищается» матерно, а просто использует пять известных слов как слова-паразиты, вместо «ну», «это самое», «так сказать». Его речь на половину состоит из скучного унылого и бессмысленного мата. Особенно гадко это звучит из уст девочек и девушек.
Марьяна, почему из уст девушек звучит особенно гадко?
«Если в произведении есть мат, распространять его среди детей запрещено»
Да дети сейчас еще фору дадут авторам произведений.
Отдельный вопрос по «неуважению к чувствам верующих». Есть юридическое определение, что такое «неуважение»? Фраза «Бога нет» это неуважение или мнение?
Gatito, не исследовала вопрос специально, но во всех музыкальных стриминговых сервисах есть предупреждение об explicit lyrics + часто есть две версии трека, с матом и без него. В играх убирают маты из саундтрека, чтобы не повышать возрастной рейтинг. Некоторые ютуберы запикивают маты или заменяют похожими словами типа feck (кто смотрит Call me Kevin, привет)) — честно, не знаю зачем, вроде на монетизацию это не влияет.
Ксения, полностью поддерживаю
Gatito, вашу бы трезвую логику нашим законотворцам.
Про киносервисы вот неясно. Кинопоиск (по подписке Яндекс.Плюс, как минимум) предлагает и к фильмам и к сериалам аудиодорожки 18+ (но она по умолчанию не выбрана).
Николай, по правилам выдачи прокатного удостоверения получить его на фильм с нецензурной лексикой возможно только для распространения на материальных носителях. А Кинопоиску спасибо:)
Алексей, потому что для вас женщина равно нежное существо, мягкое и деликатное?
А как же шпалоукладчицы, электромонтеры (не будет тут фемитива) и прочие представительницы физически тяжелых профессий?
Серега, не соглашусь. Для меня, например, оскорбительно, когда говорят, что тот, чьё существование не доказано, меня накажет и пошлёт гореть в аду, после того, как я высказала свою агностическую в какой-то мере атеистическую позицию. После тех баталий, которые возникают сразу как атеистом/агностиком произнесена фраза о сомнениях в существовании кое-кого, иногда бывает просто невозможно сдержаться и не прокомментировать очередную херню про то, как какой-то поп призвал всех ходить в церкви и молиться на уход вируса во время пандемии, желчными комментариями.
Крутая статья, спасибо автору!
Особенно доставила история переписки Новой газеты с РКН! 😄
Александр, еще классная история у Медиазоны есть. Им РКН запретил упоминания суицида, поэтому заголовки статей у них примерно такие:
«Полицейский совершил [Роскомнадзор] в московском отделе»
Алексей, сексист хуев
>А как вы относитесь к мату в публичном пространстве?
Зависит от пространства. Во многих публичных пространствах сегодня, если хочешь сохраненить душевное здоровье и здравый рассудок, нельзя не материться. Смачно, с оттяжечкой, пройдясь по именам, фамилиям и адресам 😉
Иван, если вы не можете не материться, это большая и нездоровая озабоченность, которую надо лечить.
Олег, вы про гос.органы?
Маша не дура? Маша не дура? Маша не дура? Ну ИЗВИНИТЕ 🤷♂️
Максим, а вот такой возможности из-за распоясавшихся озабоченных хулиганов нет.
Отличная статья. Очень интересно и подробно, распечатал и ношу с собой. Если дискуссия, всегда можно свериться теперь.
Lisa, что же вы так на грузчиков. Самые матерящиеся люди, которых я встречала, в дизайне, особенно в веб. Зайдите в любой дезигн паблик, так комменты как отдельный вид искусства!
Алексей, вы тут недавно писали, что если женщина чего-то добилась в карьере вопреки своей никчемной женской сущности, то значит по характеру и мышлению она — мужчина. Так что все нормально, мне можно.
автор на фото очень сладкий =^____^=
«Б» не знал, что так до»х» правил мата в этой стране 🙂
Alexander, после «Б» запятую забыли