какое наказание за дискриминацию инвалидов

Полноценное равенство: за дискриминацию инвалидов вводят штрафы

какое наказание за дискриминацию инвалидов

Правительство вводит наказание за дискриминацию людей с ограниченными возможностями здоровья при оказании им различных услуг. Соответствующий законопроект был рассмотрен на заседании кабинета министров. Если инвалид не может купить определенный товар или получить услугу из-за проблем со здоровьем, а представители компании откажут ему в помощи, их ждет штраф: для должностных лиц — до 30 тыс., а для юридических — до 100 тыс. рублей. Документ разработало Минтруда и социальной защиты.

В документе, разработанном Минтруда, идет речь о наказании за отказ в помощи или игнорирование человека, которому она нужна. Например, возможна ситуация, когда инвалид-колясочник не видит снизу стоимость товара, лежащего в магазине на верхней полке. Или человек с болезнью Паркинсона не может потрогать товар или рассмотреть его. Персонал магазина в такой ситуации обязан помочь.

какое наказание за дискриминацию инвалидов

Также авиакомпании неоднократно отказывались перевозить инвалидов-колясочников, а людей с ментальными нарушениями выгоняли из кафе и ресторанов из-за того, что те могут нанести вред имиджу компании. В таких ситуациях пострадавший сможет обратиться в Роспотребнадзор с соответствующей жалобой и требованием оштрафовать.

В соответствии с законопроектом, в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) внесут поправки за отказ в предоставлении в удобной форме товаров или услуг для такой категории граждан. Документ предлагает дополнить статью 14.8 КоАП новой нормой, которая будет предусматривать штрафы за отказ инвалидам в доступе к товарам, работе или услугам по причине их физического состояния. За такое правонарушение правительство предлагает ввести денежные санкции в размере от 15 тыс. рублей до 30 тыс. рублей для должностных лиц и от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей — для юридических.

какое наказание за дискриминацию инвалидов

В материалах правительства отмечается, что принятие поправок в КоАП обеспечит особые меры защиты уязвимых категорий граждан.

Председатель Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Елена Клочко отметила, что случаев, когда инвалидам отказывают в посещении кафе, ресторанов, баров и так далее, не сосчитать.

— Слепых не пускают с собаками-поводырями в общественный транспорт. Я не видела ни одного приспособленного для колясочников отделения «Почты России». Повседневные объекты инфраструктуры практически не приспособлены для нужд инвалидов, — сказала эксперт. — Отдельный разговор — про неправильно установленные пандусы. Никакой ответственности за то, что пандус невозможно использовать по назначению, что он может быть опасен для жизни, до сих пор не было. А это широко распространенное нарушение.

Елена Клочко пояснила, что статья о запрете на дискриминацию инвалидов 181 закона «О защите прав инвалидов» до сих пор не работала потому, что для этого не было инструментов. Одним из них должно стать дополнение к КоАП. Оно четко определит, что такое дискриминация, и обозначит организации, которые уполномочены проводить проверки: Роспотребнадзор, Росздравнадзор и Рособрнадзор.

По мнению Елены Клочко, штрафы по этой статье должны быть существенными. Иначе некоторые организации предпочтут их заплатить, чем устранить нарушение. Для физических лиц ощутимым может быть штраф до 10 тыс. рублей, а для юридических — от 30 тыс. рублей, полагает эксперт.

— Создаваемая с помощью таких мер безбарьерная среда принесет пользу не только инвалидам, но и всему обществу. Легче станет и пожилым, и беременным, и больным, и людям с маленькими детьми, — добавила Елена Клочко.

Согласно данным Росстата, по состоянию на 2018 год, в России насчитывается 12,1 млн людей с ограниченными возможностями здоровья.

Источник

Прокурор разъясняет

Разъясняет прокурор Рудничного района г. Кемерово Виталий Сергеевич Артемьев.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности.

Согласно нормам Федерального закона № 181-ФЗ под дискриминацией по признаку инвалидности понимается «любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области».

За дискриминацию по признаку инвалидности предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Положения статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» обязывают государственные органы и органы местного самоуправления иметь версию сайта для слабовидящих, так как отсутствие, например, у медицинского или образовательного учреждения версии сайта для слабовидящих может привести к дискриминации людей страдающих проблемами со зрением («слабовидящих»), то же самое касается и коммерческих сайтов.

Таким образом, в соответствии с законами Российской Федерации и для недопущения административных правонарушений всем сайтам, в том числе информационным ресурсам государственных органов и органов местного самоуправления, медицинских и образовательных учреждений необходимо иметь версию для слабовидящих.

Источник

Минтруд России инициирует повышение штрафов за уклонение от соблюдения прав инвалидов

какое наказание за дискриминацию инвалидов
rades / Depositphotos.com

Министерство уже готовит соответствующий законопроект, предусматривающий внесение поправок в ст. 5.42, 9.13, 9.14 и 11.24 КоАП. Уведомление о подготовке документа появилось на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и на официальном сайте Минтруда России.

Необходимость увеличения размера штрафов разработчики инициативы связывают с неэффективностью действующих мер по обеспечению надлежащей защиты прав инвалидов в сфере их социальной защиты, включая права на труд, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве, обеспечение доступа к объектам инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, в т. ч. обеспечение транспортной доступности и возможности использования транспортных средств для проезда.

В настоящее время применяются штрафы в пределах 1-10 тыс. руб. для должностных лиц и 20-100 тыс. руб. для юрлиц. «Такие мягкие санкции фактически подталкивают некоторых недобросовестных собственников объектов продолжать практику несоблюдения прав инвалидов на доступную среду в случаях, когда соблюдение законодательно установленных условий доступности требует от собственников объектов или поставщиков услуг расходов финансовых средств, в несколько раз превосходящих размеры установленных штрафов», – подчеркивается в обоснование изменений.

В связи с этим предлагается 1 увеличить размеры штрафов, установленных ст. 5.42, 9.13, 9.14 и 11.24 КоАП РФ. В частности, за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом установленной квоты для приема их на работу, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах квоты, необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного штрафы для должностных лиц могут возрасти с 5-10 тыс. до 10-20 тыс. руб. В свою очередь, штрафы за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, отказ от постановки на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, планируется увеличить для должностных лиц с 2-3 тыс. до 10-35 тыс. руб., для юрлиц – с 20-30 тыс. до 100-150 тыс. руб.

Наконец, за нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов, суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц, предлагается повысить с 2-3 тыс. до 10-20 тыс. руб.

При этом авторы законопроекта не исключают, что после общественного обсуждения поправок (обсуждение уведомления о подготовке законопроекта продлится до 12 сентября 2019 года) предлагаемые размеры штрафов могут быть скорректированы с учетом замечаний и предложений госорганов, общественных организаций инвалидов, экспертного сообщества и иных заинтересованных лиц.
_____________________________

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части увеличения размеров штрафов налагаемых на юридических и физических лиц за уклонение от соблюдения прав инвалидов)» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/08-19/00094385).

Источник

Эксперты ООН указали на основные нарушения прав инвалидов в России

Комитет ООН по правам инвалидов опубликовал предварительные рекомендации по итогам доклада, который был представлен замглавы Минтруда РФ Григорием Лекаревым на 19-й сессии Комитета в Женеве. В частности, эксперты ООН рекомендуют России ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов, чтобы люди с инвалидностью в России могли подавать в ООН жалобы на нарушения своих прав.

В документе, размещенном на сайте Координационного совета по делам инвалидов при Общественной палате РФ, перечислены наиболее распространенные нарушения прав инвалидов в России и рекомендации по их устранению. Россия, как государство, подписавшее Конвенцию о правах инвалидов, должна будет представить отчет о выполнении требований и рекомендаций Комитету ООН по правам инвалидов.

Эксперты ООН отметили, что в России есть положительные сдвиги в защите прав инвалидов. В законодательстве есть прямое запрещение дискриминации по признаку инвалидности. В настоящее время в стране принята и реализуется государственная программа «Доступная среда», которая продлена до 2025 года. В последние голы значительно увеличилось число детей-инвалидов в системе инклюзивного образования. Россия также присоединилась к Марракешскому договору, облегчающему доступ незрячих и слабовидящих людей к печатной информации.

Однако в Комитете ООН по правам инвалидов указали и на многочисленные проблемные вопросы, связанные с нарушением прав людей с инвалидностью в стране. Прежде всего, в документе указано, что в России, как и прежде, упорно придерживаются медицинской модели в реабилитации инвалидов и основное внимание акцентируется на создании специализированных служб, что приводит к сегрегации людей с инвалидностью. Кроме того, законодательство страны не в полной мере соответствует требованиям Конвенции ООН о правах инвалидов. Эксперты рекомендуют при принятии новых законов и нормативных актов активно задействовать самих людей с инвалидностью и независимые организации, занимающиеся защитой их прав.

Среди других нарушений прав инвалидов в России и наиболее частых случаев их дискриминации эксперты Комитета ООН по правам инвалидов выделили следующие:

Комитет ООН по правам инвалидов также рекомендует России ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов, чтобы люди с инвалидностью в России могли подавать в ООН жалобы на нарушения своих прав. Кроме того, в документе указано, что термин «инвалид», официально использующийся в России, не отражает модели прав человека и его рекомендовано изменить.

Ранее мы сообщали, что заместитель министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев на 19-й сессии Комитета ООН по правам инвалидов в Женеве доложил о выполнении Россией положений Конвенции ООН о правах инвалидов. По его словам, сейчас в России система льгот и пособий дополняется новыми правовыми возможностями для обеспечения людям с инвалидностью возможности участвовать в общественной жизни наравне с другими.

Источник

Какое наказание за дискриминацию инвалидов

какое наказание за дискриминацию инвалидов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

какое наказание за дискриминацию инвалидов

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

какое наказание за дискриминацию инвалидовОбзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 ноября 2017 г. № 777 “Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости”

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости.

МинистрМ.А. Топилин

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от «___» _________ 2017 г. № _______

Методические рекомендации
по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи государственным учреждениям службы занятости населения, работодателям, профессиональным сообществам, образовательным организациям профессионального образования и другим организациям по исключению случаев проявления дискриминации при решении вопросов занятости инвалидов, для организации работы по выявлению возможных признаков прямой и косвенной дискриминации в сфере труда и занятости инвалидов с учетом основных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы защиты инвалидов от дискриминации.

2. При решении вопросов занятости инвалидов необходимо учитывать следующее:

а) прямая дискриминация в отношении инвалидов при решении вопросов занятости выражается в не связанном с деловыми качествами инвалида отказе в приеме на работу и продвижении по службе, в профессиональной ориентации и обучении (переподготовке), трудоустройстве преимущественно на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места;

б) косвенная дискриминация представляет собой требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят в неравное положение инвалидов.

Косвенная дискриминация имеет место, когда положения локальных нормативных актов (нормативных предписаний) работодателя и практика их применения создают условия, препятствующие или ограничивающие выполнение работы инвалидом по сравнению с другими работниками.

3. Основными формами возможного проявления дискриминации являются:

а) отсутствие доступа к информации о вакансиях, о конкурсном избрании, в том числе для инвалидов по зрению и слуху (непредоставление в установленном порядке информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, несоблюдение порядка обеспечения условий доступности официальных сайтов федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и порядка предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу);

в) отказ в создании условий для осуществления сопровождаемого содействия занятости инвалида путем приспособления с учетом его потребностей маршрута передвижения по территории организации, обеспечения доступности для него необходимых служебных помещений и информации (в том числе, несоблюдение гигиенических требований к условиям труда инвалида);

г) отказ в разумном приспособлении (в том числе, невыполнение работодателем комплекса мероприятий по дооборудованию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места для инвалида таким образом, чтобы не имелось ограничений или препятствий при выполнении им работы по сравнению с другими работниками);

д) неоказание помощи в организации труда при дистанционной работе и работе на дому;

е) отказ в закреплении при необходимости наставника;

ж) несоблюдение требований трудового законодательства в отношении условий труда инвалидов;

з) непредоставление инвалидам услуг, связанных с выбором профессии, специальности или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости;

и) отказ инвалидам в переводе на другую имеющуюся в организации работу в соответствии с рекомендациями о показанных (противопоказанных) видах трудовой деятельности, содержащимися в ИПРА;

к) отказ в приеме на работу на основании наличия инвалидности;

л) наличие при приеме на работу избыточных требований, не связанных с трудовой деятельностью инвалида и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу;

м) увольнение работников по признаку инвалидности.

4. В целях обеспечения реализации прав инвалидов на труд путем разумного приспособления решаются задачи по преодолению возможных барьеров, обеспечению свободы передвижения инвалида и эффективности его трудовой деятельности.

Обеспечение инвалиду разумного приспособления означает, что работодатель, любое лицо или организация принимают меры, создающие условия для инвалидов в степени, необходимой и достаточной для решения вопроса занятости в конкретной ситуации.

5. Примерами действий работодателя, которые могут выступать в качестве разумных приспособлений, являются:

а) приспособление помещения, обстановки и оборудования под нужды инвалида;

б) предоставление информации в доступной для инвалида форме;

в) изменение режима работы или обучения;

г) предоставление инвалиду другого рабочего места или места обучения, или перевод на работу на дому;

д) перевод инвалида на другую работу в соответствии с рекомендациями ИПРА;

е) освобождение инвалида от работы или обучения для прохождения курса реабилитации в период временной нетрудоспособности и лечения;

ж) корректировка проведения обучения или переподготовки, или предоставление наставника;

з) приобретение или модификация оборудования в соответствии с потребностями инвалидов с различными нарушениями функций организма;

и) изменение процедуры тестирования при приеме на работу инвалида с учетом нарушенных функций организма и ограничений его жизнедеятельности;

к) предоставление помощи сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;

л) предоставление помощи наставника или другой поддержки.

6. Основными задачами, решение которых позволяет исключить проявление дискриминации при осуществлении трудоустройства (занятости) инвалидов, являются:

а) информирование инвалидов о вакансиях;

б) проведение конкурса на замещение вакантных должностей;

в) профессиональная ориентация;

г) профессиональная подготовка;

д) сопровождение и наставничество в целях формирования трудовых навыков;

е) оснащение (оборудование) рабочих мест;

ж) своевременное получение инвалидами полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), участвовать в трудовом и учебном процессе;

з) обеспечение доступности мест целевого посещения и обеспечения беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений;

и) обеспечение безопасности путей движения (в том числе эвакуационных);

к) устранение или преобразование элементов производственной среды, которые могут являться барьерами на пути передвижения инвалидов к рабочим местам;

л) оборудование бытовых и санитарно-гигиенических помещений, столовой, буфета или комнаты приема пищи в соответствии с потребностями инвалидов с различными нарушениями функций организма.

II. Организация деятельности по недопущению проявления признаков дискриминации при решении вопросов занятости инвалидов

9. В целях предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяется порядок проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда (статья 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

10. Органом службы занятости осуществляется государственная функция надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и их закреплением (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 181н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов»).

11. Установление фактов дискриминации со стороны работодателя в отношении гражданина в связи с установлением ему инвалидности осуществляется судами по заявлению граждан, считающих, что они подверглись дискриминации в сфере труда (часть четвертая статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации).

Обзор документа

При решении вопросов занятости существует прямая и косвенная дискриминация в отношении инвалидов. В первом случае инвалиду отказывают в приеме на работу, продвижении по службе и т.д.

Во втором случае предъявляются требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят в неравное положение инвалидов.

Основными формами дискриминации являются, в частности, отсутствие доступа к информации о вакансиях, о конкурсном избрании; отказ в создании условий для передвижения инвалида по территории организации; неоказание помощи в организации труда при дистанционной работе; отказ в закреплении при необходимости наставника.

Региональный орган службы занятости в случае отсутствия у инвалида индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА) или наличия в ИПРА некорректных рекомендаций должен направить запрос в федеральное медико-экспертное учреждение для уточнения рекомендаций (доступные виды труда; трудовые действия (функции), выполнение которых затруднено; рекомендуемые условия труда; рекомендации по оснащению рабочего места).

Инвалид может обратиться в региональную госинспекцию труда (или через сайт Роструда) с заявлением о проведении самопроверки соблюдения требований трудового законодательства в своей организации, а также оставить электронное обращение о нарушении его норм.

Кроме того, орган службы занятости контролирует прием на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Факты дискриминации со стороны работодателя устанавливаются судами по заявлению инвалидов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *