какое наказание в ссср было за убийство
Какое наказание в ссср было за убийство
В настоящее время в России действует мораторий на смертную казнь. Высшая мера наказания за особо тяжкие преступления заменяется пожизненным тюремным заключением. Однако, в СССР смертная казнь применялась достаточно широко. За что же мог приговорить к высшей мере советский суд, самый гуманный в мире? В разные годы существования советской власти ситуация была разной.
Первые годы Советской власти и Гражданская война
Сразу после победы Октябрьской революции смертная казнь была отменена. Однако, затем ее восстановили в связи с принятием постановления «О красном терроре». В основном, она применялась к политическим противникам новой власти. Расстрелять могли и за контрреволюционную пропаганду, и за мародерство. В порядке производства нормального уголовного процесса смертная казнь почти не применялась по очень простой причине: уголовных дел в ситуации Гражданской войны заводили крайне мало. В этот период очень часто расстрел применялся в порядке внесудебной расправы. Помимо расстрела в этот период практиковалось и повешение.
Период правления Сталина
В 1922 году был принят запрет на применение смертной казни по отношению к лицам, не достигшим 18 лет и к беременным женщинам. Тогда же в УК РСФС был впервые приведен перечень преступлений, за которые полагалась смертная казнь. В этот перечень вошли: контрреволюционная деятельность, преступления против порядка управления (массовые беспорядки, бандитизм, уклонение о воинской повинности, фальшивомонетничество и т.п.), должностные преступления (взятки, присвоение ценностей, вынесение не правосудного приговора, принуждение к даче показаний при допросе путем применения незаконных мер и т.п.), нарушение правил об отделении церкви от государства (то есть, за пропаганду священнослужителями идей свержения или сопротивления власти рабочих и крестьян), бесхозяйственность, хищение государственной собственности, воинские преступления, способствование переходу государственной границы без соответствующего разрешения. В 1935 году было принято постановление «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», которое разрешало применять к несовершеннолетним с двенадцатилетнего возраста любые меры уголовного наказания вплоть до смертной казни. Разумеется, оговаривалось, что речь идет лишь о самых тяжких преступлениях и о применении смертной казни к детям в самых крайних случаях. Пиком расстрелов в этот период стало время «большого террора» 1937- 38 года, когда было вынесено 681692 смертных приговора. В период Великой Отечественной войны вернулись к практике публичного повешения в отношении полицаев и других пособников фашистов. В 1947 году был издан указ «Об отмене смертной казни», однако, уже в январе 1950 года «по многочисленным просьбам трудящихся» смертную казнь вернули, как меру наказания для изменников Родины, шпионов и диверсантов. В 1954 году «высшая мера» распространилась и на лиц, совершивших убийство при отягчающих обстоятельствах.
После Сталина
Жестокие палачи или справедливый суд: кого в СССР приговаривали к расстрелу
26 мая 1947 года в СССР была отменена смертная казнь. Высшая мера наказания действовала в стране почти 30 лет, и к расстрелам осуждённых за особо тяжкие преступления приговаривали и в годы войны, когда порядок и дисциплина были особенно важны. После Победы от смертной казни было решено отказаться, поскольку страна, одолевшая фашизм и занятая построением самого справедливого общества на земле, не должна была ассоциироваться с жестокостью. Однако уже через три года указом Президиума Верховного Совета СССР смертная казнь была возвращена.
Фото © ТАСС / Свердлов Леонид
Во многих зарубежных источниках встречается информация, что в годы войны офицеры НКВД только и делали, что гоняли «чёрные воронки» к домам неугодных и пачками возили несчастных противников режима в тёмные подвалы Лубянки. На деле в войну главными «расстрельными» статьями были расхищение государственной собственности, паникёрство и распространение панических настроений (особенно это проявилось при обороне Москвы и Ленинграда), вредительство на производстве. Но в 1947 году на серьёзные преступления намеренно закрыли глаза — большая часть осуждённых за тяжкие преступления отправлялась на стройки и работала на восстановление страны.
Орден за расстрел деревни: как в НКВД отомстили хатынским карателям
В 1950 году смертную казнь восстановили как высшую меру социальной защиты. «Расстрельный» список к этому времени значительно расширили — в него включили производственные преступления, взятки, умышленное заключение невыгодных для страны сделок, «левый» импорт/экспорт и многое другое. До 1953 года экономические дела расследовались активно, но исключительно острую реакцию общества вызывали громкие насильственные преступления, наказанием за которые нередко был расстрел. Вопрос с вооружёнными бандами частично решили задолго до смерти Сталина, но именно в 1953 году, когда лидер страны скончался, был взят курс на активизацию борьбы с экономической преступностью.
Бизнес-секреты советских «цеховиков»
Поднимать страну из руин после смерти Сталина взялся Никита Хрущёв. Именно он начал активную зачистку подпольных производств и их владельцев — первых советских «цеховиков». Вещи и товары народного потребления эти «невидимые труженики» делали из сэкономленных материалов. В результате страна получала вещи и продукты гораздо более низкого качества, зато обогащала некоторых руководителей. Одним из наиболее показательных в этом плане стало дело Зигфрида Газенфранца — тихого помощника мастера, сколотившего команду для подпольного производства.
Цеховики-подпольщики и директора магазинов: как советские коммерсанты-нелегалы зарабатывали состояния
Помимо производственных подельников «крышей» вышедших на серьёзные объёмы «цеховиков» стал глава Госплана Киргизской ССР Бекжан Дюшалиев. По самым скромным оценкам, фабрика Газенфранца приносила около 1 млн рублей в год — отбоя от желающих купить более-менее приличную одежду в послевоенные годы не было. От смертной казни некоторых работников фабрики спасла лишь служба в годы войны. Газенфранца, его подельника Исаака Зингера и ещё 12 человек расстреляли по приговору суда, остальные получили по 15 лет лагерей.
Похожая участь ждала многих советских «подпольщиков» — в разные годы (в том числе и после отставки Хрущёва) к расстрелу за хищение государственной собственности приговорили Шаю Шакермана, банду «цеховиков» Льва Дунаева и Петра Снобкова и многих других теневых подпольщиков, которых в середине 80-х начнут называть «предпринимателями».
Одним из самых резонансных стало дело Берты Бородкиной. Она сколотила ОПГ на курортах Чёрного моря и вымогала деньги у персонала ресторанов, в которых была назначена управляющей. Некоторые несогласные с её стилем руководства бесследно пропадали, а после обысков в её доме сотрудники органов нашли сотни тысяч рублей, валюту и драгоценности, заработать которые честным путём она просто не могла. В 1982-м её арестовали, а через год следствие доказало её вину, и Железную Беллу приговорили к высшей мере — расстрелу.
Любимый «оборотень» Брежнева: как начальник московской ГАИ торговал «блатными» номерами
Но хищение продуктов, сырья и денег из касс магазинов в те годы было обыденностью, несмотря на то что наказанием за такие преступления был расстрел. Наиболее чудовищными считаются преступления Тамары Иванютиной, известной как «киевская отравительница». Вместе с членами своей семьи Иванютина травила неугодных ей людей — одни становились её жертвами из-за успешной карьеры (сама Иванютина работала лишь на подсобных работах), другие — из-за личной жизни. Всего, включая отравление в школьной столовой, после которого преступницу задержали, следствие доказало 40 эпизодов. Во время обыска дома у подозреваемой нашли раствор с таллием, который она подливала в еду своим жертвам. Её приговорили к высшей мере наказания, сестра киевской отравительницы получила 15 лет тюрьмы, отец и мать сели на 10 и 13 лет и скончались в заключении.
Самые громкие расстрелы
Точной статистики по смертным приговорам, которые касаются уголовных дел, нет до сих пор. Некоторые эксперты включают в список «жертв режима» расстрелянных во время «террора» Сталина, другие утверждают, что Хрущёв тоже был не особенно разборчив, когда вопрос касался «расстрельного» уголовного дела. Первого серийного убийцу (сам факт существования которых в СССР не признавали до середины 70-х) расстреляли ещё в 1923 году. В 1964-м произошёл самый громкий расстрел по приговору суда —15-летнего Аркадия Нейланда казнили за убийство молодой женщины и её ребёнка топором.
Смертная казнь: от СССР до современной России
Советский Cоюз
Первый в Советской России смертный приговор был оглашен 21 июня 1918 года в отношении начальника Морских сил Балтийского моря Алексея Щастного. Ему предъявили обвинение «в контрреволюционной агитации, попустительстве таковой во флоте, неисполнении приказов советской власти и планомерной дискредитации ее в глазах матросов». Члены трибунала после пятичасового совещания признали доказанным, что Щастный «сознательно и явно подготовлял условия для контрреволюционного, государственного переворота» (см. «Первый в Советской России смертный приговор»). И в СССР, и в России смертная казнь приводилась в исполнение путем расстрела в следственных изоляторах и тюрьмах – что и произошло с Щастным (см. «Камни не должны быть слишком большими, чтобы осужденный не умирал от одного или двух ударов»).
С 1920 по 1950 год к высшей мере наказания приговаривали за самые разные преступления: заключение убыточных договоров, вынесение неправосудного приговора, незаконное задержание, получение взятки, бесхозяйственное использование рабочей силы в военное время, неисполнение обязательств по договору, хищение из государственных складов. Согласно УК РСФСР 1922 года, нельзя было расстреливать детей до 18 лет и беременных женщин (см. «Последняя пуля для женщины по приговору суда СССР»). При этом смертная казнь применялась даже во внесудебном порядке.
После смерти Иосифа Сталина в 1953 году был взят курс на либерализацию и гуманизацию общественной жизни. В 1960 году вступил в силу УК РСФСР, согласно которому смертную казнь могли назначить за мародерство, посягательство на жизнь народного дружинника, добровольную сдачу в плен, измену Родине, получение взятки должностным лицом в особо крупном размере, нарушение правил о валютных операциях в крупных размерах и другие преступления. Спустя два года была восстановлена смертная казнь за изнасилование, взяточничество и ряд экономических преступлений. Глава государства мог принять решение о помиловании, но делал это довольно редко. В случае помилования расстрел заменялся лишением свободы на 25 лет либо пожизненным заключением.
С конца 1980-х количество смертных приговоров начало сокращаться. А Конституция РФ 1993 года и вовсе установила: «смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». В итоге в 1993 году было вынесено 157 смертных приговоров, в 1994 году – 160, в 1995 году – 141.
28 февраля 1996 года Россия вошла в Совет Европы, в связи с чем обязалась подписать и ратифицировать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, отменяющую смертную казнь, – что в дальнейшем и было сделано. Президент РФ Борис Ельцин 16 мая 1996 года издал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». В московской «Бутырке» 2 августа 1996 года был казнен Сергей Головкин, обвиняемый почти в 40 изнасилованиях и убийствах мальчиков на территории Московской области – по некоторым данным, он и «закрыл» российский расстрельный список (см. «Последняя смертная казнь в Бутырке. За что расстреляли Головкина»).
16 апреля 1997 года РФ подписала протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому «смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен; государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны». Госдума должна была ратифицировать его до мая 1999 года, но так и не сделала этого.
Формально документ для РФ не вступил в силу, но по международным правилам после подписания договора страна должна вести себя как в случае его ратификации – поэтому на смертную казнь в России с 16 апреля 1997 года наложен мораторий.
В феврале 1999 года Конституционный суд принял постановление № 3-П, которым запретил применять смертную казнь до появления на всей территории России судов с участием присяжных заседателей. Произойти это должно было 1 января 2010 года, когда присяжные будут сформированы в Чеченской Республике
Мораторий (лат. moratorium – «замедляющий») – отсрочка исполнения договорных обязательств или воздержание от их исполнения.
Таким образом, 1 января 2010 года должен был истечь срок введенного моратория, но, несмотря на появление в Чечне суда присяжных, КС вынес определение № 1344-О-Р, которым заключил: «В течение 10 лет в РФ действует комплексный мораторий на смертную казнь. За это время сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого – с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Россией, – происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер и рассчитанной лишь на некоторый переходный период» (см. «Конституционный суд о запрете применения смертной казни в России»).
Современная Россия
Несмотря на запрет применения высшей меры наказания, норма о ней до сих пор содержится в УК. Согласно кодексу, преступника можно расстрелять за убийство с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 105 УК), геноцид (ст. 357 УК), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК), сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК) либо лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК). В УК прописано: эта мера наказания является исключительной и не может быть назначена совершившим преступления в возрасте до 18 лет, женщинам и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 60 лет. Порядок исполнения смертной казни установлен гл. 23 УИК. Нормы о смертной казни будут исключены из действующего законодательства (или установлены за действия, совершённые во время войны либо при неизбежной угрозе войной) в случае ратификации протокола № 6.
В мае 2015 года Госдума выступила против возврата смертной казни в качестве наказания для террористов. При этом в конце 2015 года председатель СКР Александр Бастрыкин заявил: «Я лично выступаю за смертную казнь, прежде всего как человек». По его мнению, тем, кто совершает тяжкие преступления, не место на земле (см. «Бастрыкин высказался за отмену моратория на смертную казнь»).
В январе 2017 года глава думского комитета по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников предложил убрать из УК все упоминания о смертной казни. Он считает, что фактически такого вида наказания в РФ уже нет, поскольку оно не только не применяется, но и не может выноситься судом (см. «Крашенинников предложил убрать смертную казнь из Уголовного кодекса»). В мае 2017 года председатель КС Валерий Зорькин заявил на VII Петербургском международном юрфоруме: «В России сложился конституционно-правовой режим на протяжении длительного времени, в результате которого граждане получили право не быть приговоренными к смертной казни».
А летом прошлого года глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев предложил выносить смертные приговоры террористам, но с отсрочкой до тех пор, пока в Европе не снимут на них запрет. «Мы идем к гуманизации, но я бы хотел, чтобы в случаях, когда речь идет об особо тяжких преступлениях, когда страдает огромное количество людей, когда погибают люди от взрывов, от терактов, все-таки прописывали в приговоре, что нужно применять именно эту меру наказания, но отсрочить исполнение до того, как появится всеобщее осознание, что эту меру надо применять», – сказал он (см. «В Думе предложили применять к террористам смертную казнь с отсрочкой»).
Самые громкие смертные казни в Советском Союзе
17 января 1920 года в РСФСР официально отменили расстрел. Интересно, что смертную казнь в нашей стране после революции запрещали трижды: с ноября 1917 года по февраль 1918-го, с 17 января до 11 мая 1920 года и с 26 мая 1947 до 12 января 1950 года.
Частое вынесение (и осуществление) смертных приговоров практиковалось не только в послереволюционные годы красного террора, во времена сталинских репрессий или Великой Отечественной. Во вполне мирном и счастливом 1962 году было казнено более 2000 человек, в 1983-м – около 500. А всего за период с 1962 по 1989 годы было вынесено более 24000 смертных приговоров, из них помиловали 2355 осужденных. Смертная казнь грозила не только жестоким убийцам, шпионам, диверсантам, предателям Родины, насильникам и подобным, но и, например, «злостным» валютчикам и крупным взяточникам.
«Санитар леса» против спекулянтов
Василия Комарова считают первым советским серийным убийцей, который орудовал еще во времена НЭПа. Мужчина из семьи потомственных алкоголиков пил с подросткового возраста. Его ловили на мелких кражах, случаях бытового насилия, но убивать он стал только в возрасте 44 лет, когда появились частные предприниматели.
Василий Комаров. wikipedia
Комаров знакомился с теми, кто был готов приобрести украденный им товар. Поил покупателя, убивал молотком или душил, а потом сбрасывал труп в реку или закапывал в укромных местах. Его поймали в 1923 году. Комаров признался в убийстве 33 человек. Не раскаивался в содеянном, так как, по его мнению, уничтожал исключительно спекулянтов. Между прочим, его жена Софья помогала ему расправляться с последними жертвами. Комарова признали психопатом, но вменяемым. Вместе с женой он был расстрелян в том же году.
Мальчик-бродяга с топором
В 1964 году 15-летний Аркадий Нейланд стал единственным казненным несовершеннолетним в послевоенном СССР. Мальчик родом из бедной ленинградской семьи плохо учился, воровал дома и в интернате, куда его отправили на перевоспитание. За несколько дней до страшного преступления его задержали за мелкую кражу, но он сбежал. Собирался ехать в Сухуми, только на проезд не было денег. Подросток ходил по подъездам и высматривал входные двери в квартиры, какая побогаче.
wikipedia
В доме на Сестрорецкой улице он нажал звонок на приглянувшейся двери, обитой кожей. Ему открыла молодая женщина. Хозяйку и ее трехлетнего сына незваный гость зарубил топором. После чего приготовил себе яичницу, достал колбасу, хлеб, варенье и плотно поел в присутствии трупов. Женщину Нейланд раздел и сфотографировал в непристойных позах. Позже он собирался продать порнографические снимки. Заметая следы, малолетний убийца пустил газ, надеясь на то, что взорвется весь подъезд и его никогда не найдут. Однако начавшийся пожар быстро потушили.
Женщина-палач
Тоньку-пулеметчицу, расстрелявшую во время Великой Отечественной войны около 1500 человек, искали более 30 лет. Антонина Макарова (Антонина Макаровна Парфенова) все эти годы скрывалась под фамилией мужа, который не знал о чудовищных преступлениях своей жены. Интересно, что Антонина добровольцем записалась на фронт, работала санитаркой, спасая жизни бойцов. А потом попала в плен, скиталась по лесам и вышла к селу, оккупированному немцами. Она сразу согласилась работать на них. Женщине выдали пулемет, из которого она расстреливала пойманных партизан. Лишь поначалу она казнила людей, прежде опрокинув стакан водки. Позже спокойно снимала с трупов одежду, которая ей приглянулась. И сетовала, если она слишком была испачкана кровью или продырявлена пулями.
Ее нашли благодаря брату, который в документах на выезд за границу, указал сестру под ее новой фамилией. Антонина была уверена, что за давностью лет вряд ли ее ждет суровое наказание. Однако в 1979 году ее расстреляли, отклонив множественные прошения о помиловании.
Фото 1979. wikipedia
Вор на миллион
Заслуженный работник торговли по прозвищу Железная Берта никого не отправила на тот свет, но отщипнула у государства слишком жирный кусок, который ей не простили. В 1974 году Берта Бородкина возглавила все пищевые точки в Геленджике (Краснодарский край). Здесь она развернулась так, что каждый работник торговли должен был платить ей дань, если хотел работать в этой сфере.
Берта виртуозно жонглировала блюдами, уменьшая вес, заменяя ингредиенты на более дешевые, но продавая по заявленной цене. За восемь лет махинаций Бородкина умыкнула у государства фантастическую по тем временам сумму – более одного миллиона рублей. В 1982 году ее задержали и приговорили к высшей мере наказания. По рассказам сестры, Берту в тюрьме пытали, и она сошла с ума, превратившись из еще моложавой женщины в жалкую старуху. Спустя год она получила свою пулю.
Источник: eg.ru
Завистливая отравительница
Тамара Иванютина работала посудомойкой в школе, где начали разворачиваться страшные события: в 1987 году несколько учеников и работников учебного заведения пострадали от неизвестного недуга. Девять попали в реанимацию, а еще четверо впоследствии скончались. В ходе следствия выяснилось, что не только Тамара, но и вся ее семья, начиная с 1976 года, жестоко расправлялась со всеми, кто им мешал получить различные блага или просто не нравился.
Тамара токсичным талием отправила на тот свет свекра и первого мужа из-за их квартиры. Потихоньку травила второго супруга, чтобы он даже не посмел посмотреть на другую женщину. Вместе с ней травили знакомых и родных родители и сестра Иванютиной, обвиняемые в 40 случаях, – 13 жертв умерли. Глава семейства получил 10 лет тюремного срока, мать – 13 лет, а сестра – 15. Саму Тамару казнили.
wikimedia
Кстати: Считается, что с 1960 по 1991 годы в СССР казнили только трех женщин – Макарову-Гинзбург, Бородкину и Иванютину. Однако неизвестной осталась участь Оксаны Собиновой, Светланы Пинскер, Татьяны Внучкиной, Юлии Грабовецкой, которым в 60-х была присуждена высшая мера за валютные преступления. Есть большая вероятность того, что они были расстреляны.
Душегуб на красной машине
wikipedia
Семья людоедов
Под видом парной свинины преступники торговали человечиной и любили угощать ею своих знакомых, которые не ведали, чем их кормят. По словам Шакировой, ее мужчина в каждой женщине видел продукт питания. Он любил рассматривать прохожих дам и рассуждать, сколько в них мяса, а сколько жира. Кровь жертв каннибал сливал в таз, пил ее сам и заставлял это делать Мадину. Она получила 15 лет тюремного срока, а Суклетин в 1987 году был признан вменяемым и казнен.
Смертная казнь в СССР и современной России
В 1922 году в СССР могли расстрелять за неисполнение обязательств по договору, в 1960 – за мародерство, в 1962 – за взяточничество. С 1962 по 1989 год было вынесено 24 422 смертных приговора, большинство из которых приведены в исполнение. Уже более 20 лет этот вид наказания не применяется, хотя разговоры о возвращении к нему ведутся до сих пор.
Первый в Советской России смертный приговор был оглашен 21 июня 1918 года в отношении начальника Морских сил Балтийского моря Алексея Щастного. Ему предъявили обвинение «в контрреволюционной агитации, попустительстве таковой во флоте, неисполнении приказов советской власти и планомерной дискредитации ее в глазах матросов». Члены трибунала после пятичасового совещания признали доказанным, что Щастный «сознательно и явно подготовлял условия для контрреволюционного, государственного переворота». И в СССР, и в России смертная казнь приводилась в исполнение путем расстрела в следственных изоляторах и тюрьмах – что и произошло с Щастным.
С 1920 по 1950 год к высшей мере наказания приговаривали за самые разные преступления: заключение убыточных договоров, вынесение неправосудного приговора, незаконное задержание, получение взятки, бесхозяйственное использование рабочей силы в военное время, неисполнение обязательств по договору, хищение из государственных складов. Согласно УК РСФСР 1922 года, нельзя было расстреливать детей до 18 лет и беременных женщин. При этом смертная казнь применялась даже во внесудебном порядке.
После смерти Иосифа Сталина в 1953 году был взят курс на либерализацию и гуманизацию общественной жизни. В 1960 году вступил в силу УК РСФСР, согласно которому смертную казнь могли назначить за мародерство, посягательство на жизнь народного дружинника, добровольную сдачу в плен, измену Родине, получение взятки должностным лицом в особо крупном размере, нарушение правил о валютных операциях в крупных размерах и другие преступления. Спустя два года была восстановлена смертная казнь за изнасилование, взяточничество и ряд экономических преступлений. Глава государства мог принять решение о помиловании, но делал это довольно редко. В случае помилования расстрел заменялся лишением свободы на 25 лет либо пожизненным заключением.
С конца 1980-х количество смертных приговоров начало сокращаться. А Конституция РФ 1993 года и вовсе установила: «смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». В итоге в 1993 году было вынесено 157 смертных приговоров, в 1994 году – 160, в 1995 году – 141.
28 февраля 1996 года Россия вошла в Совет Европы, в связи с чем обязалась подписать и ратифицировать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, отменяющую смертную казнь, – что в дальнейшем и было сделано. Президент РФ Борис Ельцин 16 мая 1996 года издал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». В московской «Бутырке» 2 августа 1996 года был казнен Сергей Головкин, обвиняемый почти в 40 изнасилованиях и убийствах мальчиков на территории Московской области – по некоторым данным, он и «закрыл» российский расстрельный список.
16 апреля 1997 года РФ подписала протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому «смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен; государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны». Госдума должна была ратифицировать его до мая 1999 года, но так и не сделала этого.
Формально документ для РФ не вступил в силу, но по международным правилам после подписания договора страна должна вести себя как в случае его ратификации – поэтому на смертную казнь в России с 16 апреля 1997 года наложен мораторий.
В феврале 1999 года Конституционный суд принял постановление № 3-П, которым запретил применять смертную казнь до появления на всей территории России судов с участием присяжных заседателей. Произойти это должно было 1 января 2010 года, когда присяжные будут сформированы в Чеченской Республике.
Таким образом, 1 января 2010 года должен был истечь срок введенного моратория, но, несмотря на появление в Чечне суда присяжных, КС вынес определение № 1344-О-Р, которым заключил: «В течение 10 лет в РФ действует комплексный мораторий на смертную казнь. За это время сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого – с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Россией, – происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер и рассчитанной лишь на некоторый переходный период».
Источник публикации: паблик ВКонтакте История и Право
Лига Юристов
18.5K постов 27.6K подписчиков
Правила сообщества
1. Действуют общие правила Пикабу.
2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:
— глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;
— оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;
— шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.
В случае помилования расстрел заменялся лишением свободы на 25 лет либо пожизненным заключением.
По Уголовному кодексу РСФСР 1960 года пожизненное лишение свободы не было предусмотрено
Если введем смертную казнь за взяточничество, выиграем гораздо больше, чем от вхождения во все советы, организации итд надо о себе сперва думать, а потом уже о том, как о нас подумают
Мораторий надо снять!
Всех преступников мы кормим из своего кармана.
После войны даже отменяли на какое-то время.
Наказание в виде смертной казни было введено задним числом
Некоторые люди заслуживают смертной казни, но современное общество такого варварства не заслуживает.
Хорошо, что это дерьмо отменили, поражает что есть люди, котоиые поддерживают такие виды правосудия.
Впервые в истории к смертной казни приговорён босс Якудзы
Группу товарищей Кудо-кай в Фукуоке признали особо опасной ОПГ, а его главу Номуру Сатору судья все-таки приговорил, получив заверение, что жалеть об этом он будет всю оставшуюся жизнь.
Поводы для смертной казни
За что могли казнить в Англии XVIII века
За грабеж с использованием маскировки (лицо в саже)
За пребывание в течение месяца с цыганами
В средневековой Англии связь с иностранцем приравнивалась к измене и наказывалась четвертованием
Древнеиндийские законы Ману (считаются созданными во II в. до н.э. – II в н.э.) казнили за любое проявление прелюбодеяния
Прелюбодеянием считалось даже дотронуться до одежды чужой женщины, или сесть рядом с ней на кровати (диване). Женщин прелюбодеек затравливали собаками, мужчин – сжигали заживо на раскаленной железной кровати.
В Китае за совершенное преступление казнили не только самого виновника, но и членов его семьи
Например за мятеж наказанию подвергался также отец мятежника, его братья и сыновья старше 16 лет. А за особо тяжкие преступления казнили всю семью (кроме дочерей вышедших замуж и сыновей-монахов), а также учителя преступника
Главного повара Императора могли казнить за неправильную подачу еду (не в том порядке, не того вида, цвета и т.п.)
В 1637 году в Японии был принят закон, запрещавший японцам выезд за границу. За нарушение этого закона предусматривалась смертная казнь
Во Франции при короле Карле VI казнили всех, кто произносил позорные ругательства
Казнь через утопление применялась также к тем, кто встретив короля не встал на колено
Майя казнили часто и буквально за все подряд. Например у них была особая «полиция» которая следила за высказыванием народа. За искажение исторической правды полагалась смертная казнь
Ацтеки казнили молодых людей за появление на публике в нерезвом виде, а также за то, что человек сдвинул границы своего участка
Смертная казнь полагалась также за жертвоприношение другим богам
В Древнем Египте смертная казнь полагалась за преднамеренное убийство кошки или ибиса (священных животных)
Смертная казнь также полагалась за разграбление гробниц знати и фараонов
И напоследок откуда пошло выражение «драконовские законы»
Загадки процесса над Жанной Д Арк
В феврале 1431 года начался процесс Жанны д’Арк. Орлеанская дева была не только политическим врагом, она слышала голоса Святых, о ней говорили древние пророчества. Ее обвиняли в колдовстве, но сожгли за ересь…
Вопреки всеобщему мнению, Жанна не была бедной крестьянской девушкой. Ее родной дом в Домреми может и не был роскошным дворцом, но для XV века был вполне комфортным и просторным. У Жанны была даже собственная комната. Орлеанская дева принадлежала со стороны матери к знатному, но обедневшему аристократическому роду.
Некоторые исследователи полагают, что за появлением Жанны стояли городские братства Святого Марселя и Святого Мишеля, которые и были «голосами Орлеанской девы». Они возлагали на нее скорее дипломатическую, нежели военную задачу, их цель – «воспитать» своего короля, возвести на трон третьего сына короля, будущего Карла VII, дабы потом использовать его в своих целях.
Жанна должна была, в первую очередь, оказать финансовую поддержку дофину. Именно об этом, якобы, говорило ее знамя, которое трактуют следующим образом: «Дайте серебро для коронации, чтобы Карл мог сражаться с англичанами; смелее, Марсель сдержит свое слово».
Карл не остался в долгу, в парламенте были предоставлены новые права третьему сословию — бюргерству. Только вот Жанна была больше не нужна, напротив, она стала слишком опасной фигурой, чтобы оставлять ее в живых.
У инквизиции было достаточно поводов «точить зуб» на Жанну и без политических мотивом. Одни слухи о «пророчестве Мерлина» чего стоят. Современные историки, в частности Ольга Тогоева, утверждают, что к первой встрече с дофином девушка подготовилась заранее.
Представим себе Францию XV века – страну отнюдь не демократическую. К тому же период Столетней войны. У принца должны были быть достаточные основания, чтобы выслушать простую девушку из народа, пусть даже она утверждала, что послана небом. Таких, в то время всеобщего упадка, было немало.
Но у Жанны был козырь в рукаве. Один из свидетелей на процессе реабилитации Жанны упомянул о «пророчестве Мерлина», в котором легендарный волшебник предрекает приход девы из Дубового леса в Лотарингии, которая явится «на спинах лучников и пойдет против них», то есть против англичан.
Еще один современник событий, Жан Барбен говорил о предсказании Марии Авиньонской о пришествии девы в доспехах. Очевидно, Жанна еще при жизни слышала эти легенды и удачно оперировала ими, что впоследствии дало повод церкви обвинить ее в идолопоклонничестве.
Богородица в доспехах
Помимо языческих предрассудков, Жанна прибегала и к христианским образам, уподобляя себя Деве Марии. Ее противопоставляли «развратной правительнице» Изабелле Баварской, которая фактически управляла государством при своем муже Карле VI Безумном и вошла в историю как «губительница Франции».
Девственность была той силой, которая поддерживала популярность Жанны. Из всех женщин того времени, войско могла вести за собой только королева или святая. Саму героиню не раз обследовали специально приглашенные матроны, которые подтверждали факт ее девственности, а ее противники англичане пытались обвинить Жанну в распутстве.
Однако ее невинность, столь поддерживающая ее во время успеха, обошлась ей боком во время руанского пленения. Согласно протоколам реабилитационного процесса, во время инквизиторского следствия над Орлеанской девой несколько раз пытались надругаться.
Впоследствии многие английские авторы, в том числе и Уильям Шекспир, будут утверждать, что Жанна не только лишилась невинности к моменту казни, но и была беременна. Англичанам и инквизиторам было необходимо «лишить» Жанну девственности, чтобы превратить ее в «публичную женщину», в которой больше нет ничего святого, которую можно, не вызывая божьего гнева и народных волнений, обвинить в ереси и сжечь.
Одной из главных загадок дела Жанны д’Арк является молчание короля Карла VII, который был стольким обязан Орлеанской деве.
Как известно, сам король оказывался непричастен к ее гибели. Жанна д’Арк была схвачена во время осады бургундцами города Компьеню.
Ее предали, подняв мост в осажденный город и оставив один на один с многочисленной армией врагов, которые после битвы продали ее англичанам. Еще современники видели здесь тщательно спланированную операцию, в которой обвиняли Гийома де Флави – капитана Компьена:
«Из-за предательства военачальников, которые не могли перенести, чтобы главенствовала девица и чтобы победа вновь досталась ей, ее в конце концов продал англичанам Лотарингский бастард, который предательством взял ее в плен».
Карл VII Победитель — король Франции из династии Валуа, пятый сын Карла VI Безумного и Изабеллы Баварской.
Но еще до последнего поражения Орлеанская дева была уже «не у дел». Ее разногласия с королем начались сразу после коронации, после которой возрастающее влияние Жанны превратилось в угрозу его власти, к которой он так долго стремился.
Интересно то, как Карл VII инициировал процесс реабилитации Жанны. Потаённо! После освобождения Руана, он написал своему советнику: «В этом городе был проведён некий процесс, организованный нашими старинными врагами, англичанами». Этот намек стал причиной пересмотра процесса.
Сломанный меч Карла Мартелла
У Карла были все основания опасаться Жанны, которую столь любил народ, а главное — солдаты. Бытовала легенда о легендарном мече героини. Считалось, что им владел Карл Мартелл, лично оставивший его в аббатстве после победы над сарацинами осенью 732 года.
Очень важно, что Карл Мартелл не был франкским королем, но всесильным майордомом, который был фактическим правителем при ослабленных Меровингах. Обретение легендарного меча еще в древности играло особую роль в инициации королевской власти и продолжило свою историю в куртуазных французских романов.
Таким образом, мечом Карла Мартелла Жанна лишний раз подчеркивала, какой было ее настоящее место при дофине.
Уже в ходе процесса реабилитации, еще при Карле появилась история, что Жанна, будто палкой, гоняла этим мечом проституток по лагерю, и сломала его о спину какой-то девицы.
Этот слух демонстрировал, что, несмотря на все свои успехи, Жанна не могла быть достойна короля и нравами своими не отличалась от низшего сословия, которое понятия не имеет, что делать с символами королевской власти.
Изначальным «грехом» Жанны в глазах инквизиции была вовсе не ересь, а колдовство. Основным поводом для этого послужили «голоса», которые, якобы, слышала Жанна.
Орлеанская дева утверждала, что «ангелы неба» указывали ей, что нужно делать, именно они послали ее к дофину. Вот только инквизиторы не верили в ее ангелов. Они предписывали эти речи то демонам, то феям.
Родина Жанны – деревня Домрери была известна своими древними кельтскими святилищами. Орлеанскую деву спрашивали о местных феях, об обрядах деревни, о магических знаниях, которые она могла получить по наследству. Впоследствии инквизиторы сообщали, что добились признания от Жанны в связях с Ришаром и Екатериной из Ларошели, которых молва обвиняла в колдовстве.
Они «доказали», что эта ведьмовская троица гуляла на шабашах, а однажды пыталась вместе увидеть некую «белую даму». Версия о ведовстве Жанны была проработана намного тщательней, нежели в ереси, но по некоторым причинам, сначала ушла на второй план, а потом вообще исчезла из обвинения.
Последнее слово инквизиции
То, что Орлеанская дева должна быть не только осуждена, но и приговорена к смертной казни, понимали все. Следовательно, обвинение могло быть только самым тяжелым. Чем же тогда не подходило обвинение в колдовстве, ведь в то время уже началась «охота на ведьм»?
Но в инквизиционных трактатах для ведьм оставалась небольшая лазейка. Ведовство могло быть признано суеверием, которое не влекло за собой смертной казни. Оставалась только ересь, но согласно законам, осужденный в ней мог подписать отречение и отделаться тюремным заключением.
Допрос Жанны кардиналом Винчестера (Поль Деларош, 1824 год)
Кроме того, обвиняемый сам должен признаться в своем грехе. Поэтому судьи пошли на хитрость. Глава трибунала – епископ Кошон пообещал Жанне сохранить жизнь, если она отречется от ереси и поклянется Церкви в послушании. Неграмотной Жанне зачитали один текст, а подписала она уже другой, в котором полностью отрекалась от всех своих заблуждений.
Разумеется, Кошон не сдержал обещания, «грешницу» вновь бросили в ту же камеру, а через несколько дней под предлогом, что Жанна вновь облачилась в мужское платье – ее обвинили в повторном впадении в ересь. Костер стал неизбежным.
Капирот
Жители Памплоны надолго запомнят четырнадцатое апреля 1235-го года, когда в их город пришли две дюжины монахов во главе с преподобным Хьюго Турским. В простых холщовых рубахах, без ручной поклажи, босые, пешком, с чудовищного вида бичами в руках.
Семиконечные плетки с железными крючьями на концах предназначались для их же хозяев. Флагелланты с молитвой на устах, неистово стегая себя плетью бродили по улицам европейских городов.
Эти кающиеся грешники были желанными гостями к каждом доме, но нечасто они принимали приглашение от обывателей переночевать у их очага и отведать еды. В дар же они принимали только самую скромную, если не сказать скудную пищу.
Жители Памплоны, ровно как и любые другие считали, что если кающийся грешник принял подношение из их рук, то пострадает, бичуя себя плетью по спине не только за свои грехи, но замолвит словечко перед Господом и за них, простых смертных, не находящих в себе сил встать на праведный путь флагелланта.
Епископ Памплонский Педро Рамирес де Педрола несколькими годами ранее уже звал преподобного Хьюго на трапезу(с тех пор как сам его святейшество папа принимал Хьюго в гостях приглашать его стало модным делом), когда тот впевые оказался в городе, но глава флагеллантов вежливо уклонился от визита. В этот раз епископ вновь позвал Хьюго, уже из вежливости, каково же было его удивление, когда он узнал, что почтенный старец дал согласие.
Ужин в доме Его Преосвященства ввиду присутствия на нем кающегося грешника приготовили скромный: хлеб, вино, отварной нут, грецкие орехи, ягоды земляничного дерева.
«Чувствую себя шаловливым мальчишкой, в страхе ожидающим порки от многомудрого и строгого мужа, будто спалил случайно все монастыри Испании, и готовлюсь держать за это ответ перед самим папой»—промелькнула мысль в голове Педролы.
Но, перенесемся на час вперед, и застанем важный для нас разговор. На ужине за одним столом сидели: Епископ Педрола, король наварский Тибольд Трубадур и Хьюго Турский.
Король Тибольд, совсем недавно был коронован, и на днях прибыл в Памплону после долгого отсутствия, каково же было его удивление, когда его величество обнаружил в своем дворце его преосвященство, по хозяйски расположившегося в королевской обители. У его величества челюсть отвисла, и долго не желала вставать на место от такой беспримерной дерзости епископа, но до поры он сдерживал негодование вскипевшее в его ранимой душе монарха-поэта.
Король, до недавнего времени бывший графом Шампанским еще не успел почувствовать все величие и значимость короны на своей голове и только робко прилаживался к новой для себя роли, а посему и не торопился выгонять беспримерно наглого епископа из собственного же жилища, оправдывая это решение тем, что неплохо некоторое время и потерпеть дома влиятельного соседа, который к тому же много знает, и безусловно может посвятить Тибольда в события случившиеся в его отсутствие в столице. Так и сидела это странная парочка: его величество и его преосвященство напротив его преподобия, и буравили последнего взглядом, будто именно Хьюго был на ужине главным чудаком.
— Сир (Хьюго с почтением поклонился), ваше преосвященство, до меня дошли слухи, что завтра на главной площади случится весьма необычное событие.
Король и епископ взволновано переглянулись.
—А откуда такие сведения преподобный Хьюго?— спросил епископ.
—Так ли это важно?—ответил гость,—они есть, и я хотел бы из первых уст услыхать о том, что случится завтра, так сказать в первозданном неискаженном виде, и да не смутит ваше высокое внимание моя скромная просьба..
Хьюго заметил, как король напряженно поджал губы, и продолжил:
—Право, не стоит беспокоится, у меня и в мыслях нет вмешиваться в то, что случится завтра, да и права такого не имею. Мною движет лишь простое человеческое любопытство, да простят гостеприимные хозяева этого дома эту мою маленькую слабость.
Король привстал, придвинул стул поближе к столу. приосанился, и обратился к епископу:
—Педрола, я желаю разъяснить гостю суть того, что случится завтра, а вы дополните мой рассказ, ежели я что упущу(перевел взгляд на Хьюго и продолжил). а рассказать об этом я желаю не ради утоления вашего любопытства, но с надеждой, что вы поймете наш замысел, не осудите, и быть может даже благословите, поверьте, одобрение вашего преподобия дорогого стоит.
Епископ нерешительно кивнул в ответ, и король продолжил:
—Мои люди не один год пытались изловить знаменитого в этих местах разбойника по имени Родриго Аларкон, и наконец, им это удалось. Событие сие—несомненно радостное, но возникли некоторые сложности.
Мы дважды назначали день его казни: первый раз прелюдно, а второй тайно, но в обоих случаях палачи не доживали до казни, еще двое палачей из наших мест, даже не имевшие никакого отношения к этому делу, бесследно пропали, а все остальные палачи в округе боятся подряжаться на казнь Аларкона. Шутка ли, мои шпионы сообщают, что палачей запугали вовсе не подельники Аларкона, а крестьяне. и их так много, что даже непонятно кого привлекать к ответственности, не можем же мы в конце концов схватить половину города. Дело приняло настолько серьезный оборот, что я с его преосвященством поняли: даже если мы найдем палача, согласного выполнить эту работу, и он доживет до казни Аларкона, и эта казнь состоится, велик риск народного восстания.
Король на секунду замешкался, и инициативу в повествовании перехватил епископ:
—Благочестия и мудрости—усмехнулся Хьюго—я бичую себя, ибо грешен непомерно, о каком уж тут благочестии можно говорить в таком случае. и я не нашел способа умнее для искупления грехов, кроме как терзать плеткой свою бренную плоть, моего скудного ума хватило лишь на подражание Христу в страстную неделю, какая уж тут может быть мудрость. но я понял к чему вы клоните господа. вам нужно мое благословение, как залог того, что я не стану вмешиваться в завтрашние события.
Отец Хьюго тяжело вздохнул, и произнес:
—Из вашей речи следует, что никто завтра не пострадает. так? (король и епископ кивнули в ответ). хм. хорошо. знаете ли вы господа, за какие грехи я себя терзаю на поприще флагелланта?(Педрола и Тибольд помотали головой). я был игроком. я способен был обыграть в стаканы хоть самого сатану. но я раскаялся. и более никого не обыгрываю..но игра держит меня..кипит бурлит во мне это сатанинское отродье. и пускай я и играю лишь с самим собою, я пока не могу избавиться от этой дьявольской привычки.
—Игра—тяжкий порок—согласился епископ.
—Именно ваше преосвященство. но этот порок помогает обнаружить другие пороки. вот посмотрите..
Хьюго быстрыми движениями сгреб со стола три пустые кружки и перевернул их, достал из миски грецкий орех и сказал:
— Представьте себе господа. этот орех—Родриго Аларкон. вы схватили этого разбойника и отдали правосудию (накрывает первой кружкой орех). толпа угрожает вырвать Аларкона из рук закона, и требует..хм. поднять кружку, под которой лежит орех.
—К чему такие вздорные метафоры отче?—брезгливо проворчал епископ..
—Терпение ваше Преосвященство, и еще немного терпения. продолжу свою мысль..Вы не желаете отдавать преступника людям, и ищите варианты, как же это сделать..(начинает переставлять местами три одинаковые кружки). люди следят за вашими движениями. и когда кружки перестают двигаться указуют на одну из них, полагая, что угадали, и что Аларкон все еще под кружкой, которую мы назовем «закон и порядок».
—Укажите на нужную кружку господа. где орех?
Епископ фыркнул, а король неуверенно указал на крайнюю кружку слева. Хьюго приподнял ее:
—Пусто сир. а почему? Да потомучто вы придумали план, по которому Аларкон из рук правосудия (хлопнул по отрытой кружке) передан в милосердные руки Святой церкви, которая преступника и помиловала в честь великого праздника (приоткрывает слегка вторую кружку, показывая там орех)..но освобожден ли Аларкон? Нет! (захлопывает кружку с орехом, и начинает на большой скорости менять местами оставшиеся две кружки)..укажите ваше величество, где у нас на столе милосердие, укрывшее своей мягкой но неодолимой силой преступника!
Король показывает. и вторая кружка ставится дном вниз пустая. без ореха..
—Ну а это что означает?—спросил епископ..
Король, ухмыляясь, приподнимает третью кружку, и его усмешка мгновенно исчезает с лица—на столе, под третьей кружкой лежал не орех, а красная ягода земляничного дерева..
—Это еще что за фокус. и что сие означает—возмутился епископ.
—Видите ли ваше преосвященство—с улыбкой произнес Хьюго—заставы ордена так далеки от народа, что он(народ) не в силах проверить дальнейшую судьбу Аларкона. но кого мы имеем в сухом остатке после претворения в жизнь нашего плана и перед лицом толпы?(берет в руку красную ягоду) Палача господа. На примере этих кружек я показал ваш с его величеством план, так что отвечая на ваш вапрос «это еще что за фокус?» скажу следующее: это ваш фокус..не мой. отсюда и мой законный вопрос: что будет с палачом?
Король поежился и ответил:
— Мы надеемся проявления народом ответного милосердия, и в канун великого праздника они смягчатся, и не станут убивать палача, тем самым отступятся от своего обещания.
—Ваше величество—сказал махнув рукой Хьюго—вы отсюда родом, вам лучше меня известна история, которая приключилась пятнадцать лет назад в соседнем Бургосе. очень похожая история, где народ палача не пощадил, а поднять руку на палача, это означает также поколебать основы правопорядка, которые вы столь изобретательно пытаетесь сохранить..
—Палача не спасти—согласился епископ, это малая, но совершенно необходимая жертва в данных обстоятельствах дела—угрюмо промолвил епископ—вы думаете мы не думали о том, как оградить палача от народного гнева. думали. и много думали. палача не спасти..но если вы думаете иначе, мы с готовностью примем к рассмотрению ваши соображения на этот счет..
—Палач знает, что его ждет?—спросил Хьюго
—Палач знает, что Аларкона помилуют?
—Уже да—ответил король. мы сказали ему об этом несколько часов тому назад, но он не отступился от решения встать на эшафоте с топором в руках.
—Странно..—задумчиво пробормотал Хьюго—..он не отступился от своих обязанностей перед лицом неминуемой смерти и зная, что его месть не свершится..выходит он отрекся от мести во имя высшего блага. да вы господа почти святого завтра на заклание ведете, и только благодаря его жертве ваш план будет претворен в жизнь. все это сулит ему посмертную славу мученика. как же скверно на душе должно быть вам господа, если вы согласны пожертвовать таким человеком.
«Даже робкая попытка спасти жизнь палачу входит вразрез с их планами, им нужен агнец на заклание»—поджав губы от досады подумал Хьюго.
—Да отче, скверно на душе—продолжал распалять себя епископ—и тем более скверно после того, в каком свете вы отче преподнесли нам наш же план. ну надо же. жил-был просто славный малый, которому суждено было исполнять обязанности палача, но вы отче сделали из него персону не менее значимую, чем какой-нибудь первомученик Стефан. не передергиваете ли вы отче. не делаете ли из мухи слона?
—Как знать господа—с грустью произнес Хьюго—как бы там ни было, я уже дал вам обещание не вмешиваться в ваши завтрашние планы, так что, будьте спокойны на этот счет. но я хотел бы попросить вас о двух маленьких одолжениях.
Епископ выпросительно поднял бровь и перевел взгляд на короля, и секунду спустя тот одобрительно кивнул.
—Я хотел бы после трапезы обмолвиться парой слов с палачом. и завтра, после того как его преосвященство объявит о помиловании Аларкона, я хотел был взять слово перед лицом толпы..
—Хорошо—заметив легкое движение руки короля в знак согласия нехотя согласился епископ—но помните. вы обещали.
Через полчаса палач стоял перед Хьюго Турским. Это был моложавый мужчина лет 35-и, среднего телосложения с умными и полными печали глазами.
Его преподобие вертел в руках ягоду земляничного дерева и мысленно ставил ее на плечи палачу вместо головы.
—Ты знаешь о том, что случится завтра?
—И о своей роли тебе известно все?
—Это не так уж важно святой отец. я жаждал правосудия. и оно свершится..конечно не так, как я думал, но неисповедимы пути Господа нашего, и каждому воздастся по заслугам. и мне. и Аларкону. я не вправе выносить решение по суду..но я сделал все от меня зависящее, остальное же в руках нашего Отца Небесного, и я покоряюсь Его воле.
—Хм—задумчиво хмыкнул Хьюго—ты в положении, в котором девяносто девять человек из ста слукавят, но я почему-то верю тебе сын мой, хотя перед нашей встречей я вполне предполагал, что согласившись на условия епископа, ты затеял свою игру, и намерен махать завтра топором по своему разумению вопреки воле суда и в угоду своей жажде мести. Скажи, неужели тебе в голову не закрадывалась мысль отрубить голову своему врагу вопреки приказу?
—Всю свою жизнь я поступал по совести отче, как и моя покойная семья, и если в конце жизни я отступлюсь от своих правил, то после смерти не смогу встретиться со своими родными.
—Делай что должен, и будь что будет?
—Прямо как первомученика, —проговорил отче—видно и вправду люди судачат, что за каждым именем закреплена своя судьба. Послушай-ка, а если я найду способ спасти твою жизнь завтра, ты согласился бы вступить в ряды кающихся грешников?
—Да святой отец—ответил Стефан не колеблясь.
Утро следующего дня.
На дворцовой площади будто собрался весь город, народ ждал, когда Аларкона приведут на эшафот. Две сотни солдат в сверкающих латах окружили эшафот—никто и не упомнит случая, чтобы столько охранников защищали место казни, но и их бы не хватило, если бы собравшийся народ пожелал освободить осужденного. Опасаясь волнений еще до оглашения решения о помиловании король распорядился вечером предыдущего дня распустить слух по кабакам Памплоны о возможном помиловании Родриго, и вот, после всех предпринятых мер, толпа выглядела не слишком агрессивной.
Горожане заметно оживились, когда отряд солдат подвел Аларкона к плахе, и уже было стали волнами напирать на оцепление из стражников, но тут прибыл епископ, а вслед за кортежем епископа пришел и Хьюго Турский вместе с двумя дюжинами флагеллантов. Люди замерли в ожидании речи его преосвященства.
И епископ заговорил. Еще никогда он не был в таком ударе..голос его звучал твердо, громко и благожелательно. епископ поздравлял свою паству с Рождеством, и его глаза светились от счастья..ведь сегодня, он станет для своей паствы милосердным освободителем народного любимца. Потом зашла речь и о помиловании Аларкона в честь великого праздника Пасхи. Епископ вдруг почувствовал себя переродившимся Понтием Пилатом, которому вновь выпал шанс освободить праведника, и на этот раз он его не упустит..он не «умоет руки», он доведет начатое до конца.
Преисполненый этой решительной мыслью епископ обернулся, посмотрел на Аларкона и побледнел. Тонкие губы убийцы скривились в едва заметной ухмылке, морщины собрались вокруг глаз в хитром прищуре (какой же это праведник??). А позади Аларкона стоял палач, босой, в грязном холщовом хитоне, положивший руки на топор и смиренно склонивший голову в красном капюшоне в молитве.
—Палач! А палач—донеслось откуда-то из толпы—а ты сам себе голову срубить сможешь(?), чтобы нам руки не марать, а то праздник все таки.
Издевательский выкрик из толпы мгновенно был поддержан громоподобным хохотом.
—Крепитесь ваше преосвященство—услышал епископ шепот Турского—вам еще нужно объявить о решении Аларкона о вступлении в ряды крестоносцев, доведите дело до конца, только потом «умывайте руки». Епископ аж подскочил от таких слов и испуганно уставился на Хьюго.
—Этот замок в двадцати днях пути от Памплоны, мы даже не сможем узнать..жив ли Аларкон, и действительно ли вы сохранили ему жизнь—прозвучал выкрик из толпы..
Народ неодобрительно загудел.
«Чтож, мы это предвидели»-подумал епископ и подал знак палачу. Тот подвел Аларкона на край эшафота и Педрола во всеуслышание произнес:
Аларкон криво ухмылясь окинул взором толпу, которая затихла в ожидании его речи.
–Hola amigitos!(Здорово други!) Как ваше ничего?—хрипло заорал помилованный (толпа всколыхнулась в одобрительном гомоне и вновь затихла)—до меня дошли слухи, что у чумазых нехристей нынче больше золота чем у наших свинорылых вельмож (людская масса дружно и громоподобно всхохотнула, и снова замолчала). так что я решил прогулятся до южной границы с братишками-тамплиерами и подоить малость неверных богатеев. (одобрительное квохтанье вперемешку с овациями. и опять молчок ). так что я поехал, всем пока-пока, не хворайте, берегите девок от моих подельничков и ждите меня в гости ко дню святого Фомы, по приезду проставлюсь дюжиной бочек пива любимому городу.
Аларкон победно вскинул руки и потряс ими, провоцируя толпу на громоподобное скандирование его имени (Родриго! Родриго! Родриго!). и в сопровождении десятка охранников стал спускаться с эшафота, направляясь в сторону врат дворца(наиболее краткий путь сквозь человечускую массу). Напоследок он обернулся, и зло бросил Педроле:
—Слыхал преосвященство(!?). проставишься за меня дюжиной бочек пива ко дню святого Фомы, если я к тому времени с делами в Альмасте не управлюсь.
Толпа радостно гикала, пока конвой с Аларконом не скрылся за вратами, после чего наступило затишье, и множество свирепых взглядов устремились на палача.
—Мой выход –шепнул Хьюго Педроле, и занял место подле него на краю эшафота.
Его преподобие окинул печальным взором жаждующую крови толпу и с горечью подумал: « Хорошие новости больше не делают людей добрее, видно не получится у меня сегодня воззвать к их милосердию. хм..зато смогу вызвать недоумение. »
Хьюго на мгновение замолчал, выдерживая драматическую паузу в ожидании вопроса, и наконец он прозвучал:
—И что же там было Святой отец?—раздался возглас из недр человеческой массы.
Толпа благоговейно затихла в ожидании ответа Хьюго.
—В видении ко мне пришел человек в маске палача.
Народ неодобрительно заурчал, предчувствуя, что его хотят лишить добычи.
—Не отнимай у нас палача отче, палач наш—прозвучало из толпы.
Хьюго вскинул руки в знак, призывая жестом к молчанию. и людской гомон плавно и неохотно стих.
—Сперва я не мог понять, что же означает мое видение, но наблюдая сегодня за происходящим на этой площади ко мне пришло понимание. Вы, добрые жители Памплоны, всегда хорошо относились к нам—флагеллантам. верно?
—Нааааастолько хорошо, насколько плохо вы относитесь к палачам, неправда ли?? Но мы- флагелланты не заслуживаем вашего доброго отношения так же, как палач не заслуживает вашей ненависти.
Его преподобие перевел дух, и еще громче провозгласил:
—А посему, жители Памплоны, я призываю вас стать свидетелями того, что флагелланты отрекаются от своей гордыни. здесь и сейчас. отныне и навеки мы закроем свои лица от ваших взоров так же, как это делают палачи, так, как просил меня Господь бог в моем видении посылая мне образ палача в кровавом капироте.
С этими словами, как по невидимому знаку все две дюжины флагеллантов стоящих подле Хьюго на эшафоте и около него достали из своих рукавов алую остроконечную маску с прорезями для глаз( в точности как у палача) и надели себе на головы, при этом стали перемещаться на эшафоте, меняясь местами между собой почти так же быстро как меняются местами перевернутые кружки под рукой площадного мошенника. Через мгновение, ошарашенная толпа уже не могла опознать, где стоит флагеллант, а где палач.
—Спасибо отче, я не забуду вашей доброты, и той жертвы, на которую вы все пошли ради меня.
—Мы сделали сегодня лишь то, что давно должны были сделать Стефан,—ответил Хьюго— мои слова обращенные к людям о гордыне были совершенно искренними, и я рад, что ты, хотя и невольно, помог мне избрать верный путь. мы совершили то чему дОлжно быть..и я очень рад что правое дело спасло жизнь хорошему человеку. именно в подобные моменты правое превращается в праведное.
С тех самых пор к кающимся грешникам отношение сложилось иное: мрачные и обезличенные они бродили по городам с ликами сокрытыми под зловещей маской, и их появление уже не вызывало того благоговейного чувства уважения и сочувствия как ранее. истязание грешной плоти стало личным делом каждого избравшего сей трудный путь и движение самобичевателей лишилось героического ореола, о чем лично преподобный Хьюго Турский никогда не сожалел.
Насколько известно, даже наиболее злые языки разносящие сплетни по тавернам не посмели пролить свою желчь на события 15 апреля, никто так и не заикнулся о том, что кучка оборванцев с плетками обмишурили весь город, уведя из под носа у горожан палача, хотя почти каждый так думал, но как бы там ни было, жители Памплоны надолго запомнили ту пасхальную неделю, когда в город пришли флагелланты.