какое наказание может повлечь за собой отсутствие или неправильная комплектация аптечки в магазине
Требования к аптечкам первой помощи на предприятии
Несчастные случаи на производстве до сих пор остаются очень распространенным явлением. При таких обстоятельствах счет подчас идет на минуты, поэтому крайне важно обеспечить оказание пострадавшему своевременной первой помощи. Такая обязанность работодателя прямо определена статьей 228 ТК РФ. Для этого действующее законодательство предусматривает наличие на каждом предприятии аптечки первой помощи.
Наполнение аптечки на предприятии
Требования к составу аптечки первой помощи на предприятии в 2020 году регулируются особым нормативным документом – приказом Минздрава от 5 марта 2011 года N 169н. Этот приказ применяется с 1 января 2012 года. Перечень медикаментов в аптечке на предприятии содержит 23 наименования, которые объединены в следующие укрупненные категории:
Примечательно, что интересующий нас нормативный документ распространяет свое действие на все категории предприятий. Это значит, что аптечка для предприятий общественного питания будет полностью совпадать по составу с аптечкой для энергетических предприятий: особые требования к ее наполнению, которые учитывали бы специфику вредных факторов, имеющихся на производстве, действующее законодательство не содержит. При этом компания должна строго придерживаться требований закона относительно того, какие аптечки должны быть на предприятии. Изменять ее содержимое по усмотрению работодателя категорически запрещено.
Это обусловлено следующей причиной: то, что должно быть в аптечке на предприятии, как и в автомобильной аптечке, следует применять только для оказания базовых видов первой медицинской помощи, которые минимизируют потенциальные вред здоровью пострадавшего, связанный с возможным неправильным применением медизделий или лекарственных средств. При этом сразу же после обнаружения факта несчастного случая, при котором пострадали люди, нужно вызвать профессиональных медиков, способных оказать квалифицированную медицинскую помощь.
Требования к содержимому
Все позиции, входящие в состав аптечки, должны отвечать требованиям, установленным национальными и межгосударственными стандартами системы ГОСТ Р. Они определены приказом № 169н отдельно для каждого продукта. Не менее важно, чтобы приобретаемые позиции были зарегистрированы согласно действующему законодательству, то есть имели регистрационное удостоверение установленного образца. Аптечка должна находиться в легкодоступном месте, чтобы при необходимости любой работник предприятия мог применить ее содержимое по назначению. По этой причине специалисты по ОТ советуют размещать аптечки не внутри закрывающихся кабинетов, а в открытых помещениях, куда есть доступ даже в нерабочие часы. Если компания большая, и занимает обширное помещение, целесообразно предусмотреть наличие на предприятии нескольких аптечек, расположенных в удаленных друг от друга местах.
Лицо, ответственное за комплектацию аптечки, то есть закупку необходимых позиций и поддержание их количества, назначается приказом руководителя организации. Это может быть специалист по охране труда, штатный медик или другой сотрудник. Если такой приказ в компании отсутствует, ответственность за эти вопросы возлагается на самого руководителя. В приказе № 169н также указывается нужное количество позиций каждого вида медизделий. Если в результате несчастного случая или другого происшествия часть содержимого была израсходована, работодателю нужно пополнить запас до достижения установленных показателей.
Срок службы аптечки первой помощи на предприятии
Срок годности производственной аптечки как таковой не устанавливается, поскольку он определяется сроком годности каждого из входящих в нее продуктов. По мере истечения этого периода сотрудник, назначенный ответственным за комплектацию кейса, должен осуществлять закупку нужных товаров и их замену. Процедура списания аптечек на предприятии целиком по этой причине не предусматривается.
Правила применения
Правила использования содержимого аптечки должны быть ясны из руководства, входящего в ее состав. Для облегчения восприятия содержащейся в нем информации она должна быть представлена в форме пиктограмм. Из них должно быть понятно следующее:
Штраф за отсутствие аптечки на предприятии
Отсутствие в нужный момент аптечки, позволяющей незамедлительно оказать первую помощь, может значительно усугубить последствия несчастного случая. Поэтому за нарушение условия о ее наличии или требований к составу медицинского кейса действующим законодательством предусмотрена серьезная ответственность. Организации, которые допустили нарушение установленного порядка в этом вопросе, наказываются санкциями, предусмотренными статьей 5.27.1 КоАП РФ, которая устанавливает меры ответственности за невыполнение требований закона в сфере охраны труда. Ответственность, применяемая согласно этому разделу нормативного документа, дифференцируется в зависимости от конкретной категории лиц, допустивших такие нарушения:
При этом в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ нарушение будет считаться повторным, если оно было совершено в течение двенадцати календарных месяцев с того дня, когда вступило в законную силу постановление о применении наказания за первое нарушение.
Аптечка первой помощи работникам с 1 сентября 2021 года
Что изменилось в комплектации аптечки
С 1 сентября 2021 года работодателям придется компоновать медицинские аптечки для своего персонала по новым правилам. Действовать новые требования будут 6 лет — вплоть до 1 сентября 2027 года.
Посмотрим, что же изменилось:
Новые требования к аптечкам (с 01.09.2021) | Действующие требования к аптечкам |
10 масок медицинских нестерильных одноразовых | 2 маски медицинские нестерильные трехслойные нетканые с резинками или завязками |
4 бинта марлевых медицинских размером не менее 5 м × 10 см | 1 нестерильный бинт такого размера |
2 упаковки салфеток марлевых медицинских стерильных размером не менее 16 × 14 см № 10 | 1 упаковка |
2 покрывала спасательных изотермических размером 160 × 210 см | 1 покрывало |
Кроме того, с вступлением новых правил работодатель сможет сам выбирать ряд медицинских изделий. К примеру, маски или нестерильные перчатки из нескольких видов. То есть с 01.09.2021 для компоновки аптечки разрешено выбирать как один вид медизделия из числа требуемых, так и комбинировать медизделия (учитывая требование о минимальном количестве).
Состав аптечки работодателя с 1 сентября 2021
№ п/п | Код вида номенклатурной классификации медицинских изделий | Наименование в соответствии с классификацией | Название медицинского изделия | Минимальное количество |
1 | 182450 | Маска хирургическая одноразового использования | Маска медицинская нестерильная одноразовая | 10 шт. |
367580 | Маска лицевая для защиты дыхательных путей одноразового использования | |||
2 | 122540 | Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные | Перчатки медицинские нестерильные, размером не менее «M» | 2 пары |
122560 | Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, опудренные | |||
139350 | Перчатки смотровые/процедурные из полихлоропрена, неопудренные | |||
139360 | Перчатки смотровые/процедурные из полихлоропрена, опудренные | |||
185830 | Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные | |||
185850 | Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, опудренные | |||
205280 | Перчатки смотровые/процедурные виниловые, неопудренные | |||
205290 | Перчатки смотровые/процедурные виниловые, опудренные | |||
298450 | Перчатки смотровые/процедурные из гваюлового латекса, неопудренные | |||
320790 | Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, антибактериальные | |||
321530 | Перчатки смотровые/процедурные полиизопреновые, неопудренные | |||
3 | 327410 | Маска для сердечно-легочной реанимации одноразового использования | Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот» | 1 шт. |
4 | 210370 | Жгут на верхнюю/нижнюю конечность многоразового использования | Жгут кровоостанавливающий для остановки артериального кровотечения | 1 шт. |
210380 | Жгут на верхнюю/нижнюю конечность одноразового использования | |||
5 | 150130 | Рулон марлевый тканый нестерильный | Бинт марлевый медицинский размером не менее 5 м × 10 см | 4 шт. |
150140 | Бинт марлевый тканый стерильный | |||
6 | 150130 | Рулон марлевый тканый нестерильный | Бинт марлевый медицинский размером не менее 7 м × 14 см | 4 шт. |
150140 | Бинт марлевый тканый стерильный | |||
7 | 223580 | Салфетка марлевая тканая стерильная | Салфетки марлевые медицинские стерильные размером не менее 16 × 14 см N 10 | 2 уп. |
8 | 136010 | Лейкопластырь кожный стандартный | Лейкопластырь фиксирующий рулонный размером не менее 2 × 500 см | 1 шт. |
122900 | Лейкопластырь кожный гипоаллергенный | |||
141730 | Лейкопластырь кожный силиконовый | |||
269230 | Лейкопластырь кожный водонепроницаемый | |||
9 | 142270 | Лейкопластырь для поверхностных ран антибактериальный | Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 1,9 × 7,2 см | 10 шт. |
10 | 142270 | Лейкопластырь для поверхностных ран антибактериальный | Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 4 × 10 см | 2 шт. |
11 | 293880 | Одеяло спасательное | Покрывало спасательное изотермическое размером не менее 160 × 210 см | 2 шт. |
12 | 260590 | Ножницы хирургические общего назначения, многоразового использования | Ножницы для разрезания повязок | 1 шт. |
116910 | Ножницы для перевязочного материала многоразового использования | |||
103290 | Ножницы для разрезания тонкой гипсовой повязки | |||
151740 | Ножницы диссекционные |
Наборы медизделий оснащают футляром, сумкой и инструкцией.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Смотрите образец приказа об обеспечении комплектации аптечек для оказания первой помощи работникам (это бесплатно).
Штрафы за отсутствие аптечки
Отсутствие аптечки экстренной медпомощи у работодателя может повлечь к административную ответственность (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
Напомним что работодатель несет ответственность за комплектацию аптечных наборов, а также за санитарно-бытовое обслуживание, медицинское обеспечение в организациях (ст. 223 ТК РФ).
Каковы требования к аптечкам первой помощи на предприятии
Аптечка первой помощи должна быть в любом месте массового скопления людей. Это необходимая мера для охраны труда. Если лицо получит травму, посредством аптечки можно будет оказать помощь. В статье 223 ТК РФ указано, что медицинское обслуживание сотрудников гарантирует именно работодатель. То есть на предприятии должна быть размещена аптечка. Ее состав устанавливается нормативными актами.
Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, поэтому каждое автотранспортное средство должно быть оснащено автомобильной аптечкой. Реализацию автомобильных аптечек первой медицинской помощи осуществляют как аптечные учреждения, так и автомобильные магазины.
Каковы правовые аспекты реализации автомобильных аптечек?
Состав аптечки
Требования к комплектации установлены приказом Минздравсоцразвития №169н от 5.03.2011. Это следующие категории:
Во втором пункте Требований к комплектации указаны случаи, при которых нужно докупать составляющие аптечки. В частности, это такие ситуации:
ВАЖНО! В аптечке не могут находиться препараты для лечения. Их можно закупать только тогда, когда у организации есть лицензия на ведение медицинской деятельности.
Особенности использования аптечки
Количество аптечек первой помощи на предприятии регламентировано письмом Роструда №ПГ/8351-3-5 от 7.11.2012. В частности, в нормативном акте указано, что число аптечек определяется самим работодателем. Количество зависит от специфики деятельности компании, штата сотрудников. Свое решение работодатель должен закрепить в локальном акте. Руководитель обязан издать приказы, регламентирующие следующие аспекты:
В статье 212 ТК РФ указано, что работник, ответственный за аптечку, должен быть обучен оказанию помощи. Руководителю нужно составить дополнительные документы. Это журнал регистрации пользования аптечкой, инструкция.
Докомплектация аптечки
Для ряда направлений деятельности утверждены вспомогательные требования к составу. Они прописаны в санитарных нормативных актах: СанПиН, СП. Также они могут содержаться в отраслевых документах. К примеру, предприятие, специализирующееся на работе с металлом, должно иметь в своей аптечке валидол, анальгин, капли Зеленина. Соответствующий перечень содержится в приложении 8 СП для механических цехов №5160-89 от 7.12.1989, утвержденных Главным санитарным врачом.
Дополнительные средства нужно закупать и полиграфическим производствам.
Дополнительные средства нужно закупать и полиграфическим производствам. В частности, в составе чемодана для оказания первой помощи должны присутствовать шины, йод, питьевая сода, перекись водорода, нашатырный спирт.
Приобретаются только те препараты, которые можно применять без назначения врача.
Формным цехам нужны нейтрализующие растворы. Они пригодятся при ожогах кислотой и щелочью. Лицо, ответственное за докомплектацию, – руководитель цеха или участка.
Целлюлозно-бумажные и лесохимические субъекты должны иметь в своей аптечке все медикаменты, которые могут потребоваться для оказания помощи. Перечень дополнительных препаратов утверждается или представителями медико-санитарной части, или здравпунктом. Соответствующее правило приведено в пункте 1.333 Правил по охране труда для целлюлозно-бумажных и лесохимических предприятий от 6.06.1997.
ВАЖНО! Докомплектация должна проводиться в том случае, если на это есть действительные основания. Соответствующее решение закрепляется в коллективном договоре.
Особенности хранения аптечек
При хранении аптечек нужно помнить, что главная их функция – оказание первой помощи. Следовательно, к ним должен быть обеспечен беспрепятственный доступ. К примеру, чемодан можно хранить на стенах, дверях. Нужно дать указание на то, где хранятся медицинские средства. Место их хранения обозначается с помощью белого креста на зеленом фоне.
ВНИМАНИЕ! Если число сотрудников составляет 50-300 человек, работодателю необходимо организовать медицинский пункт. Если число превышает 300 человек, создаются фельдшерские здравпункты. Там же будут храниться и аптечки.
Правильная утилизация содержимого аптечек
Утилизация выполняется после окончания срока годности медикаментов. Порядок ее не регламентируется отдельными нормативными актами. Утилизировать препараты и медицинские средства можно в соответствии с ФЗ №89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства».
Что будет, если аптечка отсутствует
Отсутствие аптечки является нарушением охраны труда. Это административное нарушение. Ответственность на работодателя накладывается на основании части 1 статьи 5.27 КоАП РФ. Наказанием является штраф:
В том случае, если нарушение будет обнаружено в ходе проверки Роспотребнадзором, ответственность накладывается на основании статьи 6.3 КоАП РФ:
В случае серьезного нарушения (к примеру, на предприятии работает много людей, а аптечки нет) деятельность фирмы может быть приостановлена на 3 месяца.
Основные правила предоставления первой помощи
Ответственный работник должен знать правила оказания первой помощи. Оказываться она будет посредством средств из аптечки:
Руководитель нужен позаботиться о том, чтобы на предприятии имелась подробная инструкция об оказании первой помощи.
Аптечка первой помощи на предприятии
Обязан ли работодатель иметь аптечку?
Трудовое законодательство регулирует в том числе и вопросы охраны труда работников. Это не зависит ни от размера предприятия, на котором трудятся граждане, ни от его организационно-правовой формы. Трудовому законодательству подчиняются не только фирмы, но и индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников.
Соблюдение всех принципов охраны труда возложено на работодателя. В них включается обеспечение санитарно-бытового обслуживания и медицинское обеспечения работников. Такая обязанность установлена ст. 223 ТК РФ. Что входит в эти понятия:
Это не полный перечень мер, которые должен принять работодатель для обеспечения безопасности труда. Как видим, наличие аптечки для работников установлено требованиями трудового законодательства РФ.
Ссылку на образец приказа об утверждении состава аптечки вы найдете в начале статьи.
Рассмотрим, какие требования предъявляются к аптечкам неотложной помощи.
С 1 марта 2022 года в силу вступят изменения в части охраны труда на предприятиях. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте, что нужно будет изменить в организации охраны труда.
Изменения в требованиях к аптечкам
С сентября 2021 года появились новые требования к аптечке на предприятии, если говорить точнее, то новые требования относятся к содержимому аптечки. Дело в том, что вступил в силу новый приказ, который отменил действие старого приказа.
Раньше аптечка первой помощи работникам комплектовалась по приказу 169н от 05.03.2011. С 1 сентября этот приказ утратил силу в связи со вступлением в силу приказа Минздравсоцразвития от 18.09.2020 № 995н.
Комплектация аптечки первой помощи с 1 сентября 2021 года происходит по еще одному приказу.
Аптечка первой помощи формируется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 15.12.2020 № 1331н.
Формирование аптечки по приказу 1331н необходимо производить с 1 сентября 2021 года. Если на предприятии есть аптечка первой помощи работникам по приказу, утратившему силу, то ее можно оставить до конца срока годности, но не позже, чем 31 августа 2025 года.
Купили аптечку первой помощи за счет взносов на травматизм и не знаете, можно ли принять НДС к вычету? Ответ в нашем обзоре «Приобретение СИЗ за счет ФСС: что с НДС- вычетом».
Состав аптечки по новому приказу
Теперь рассмотрим, какой состав должен быть у аптечки для оказания первой медицинской помощи по новому приказу и в чем ее отличие от аптечки первой помощи на предприятии по старому приказу.
Приказ № 1331н действует до 31.08.2027, то есть в течение 6 лет.
Итак, что должно находиться в аптечке:
Некоторые пункты могут быть укомплектованы неодинаковыми единицами. Например, чтобы закрыть пункт «Маска медицинская нестерильная одноразовая», можно использовать:
Количественное сочетание различных масок может быть любым, главное — закрыть общее число в аптечке — 10 штук.
Аналогично можно использовать для аптечки разные:
Полный развернутый перечень аптечки, приведенный в приказе, вы найдете в нашей новости «Новые требования к аптечкам первой помощи с 1 сентября».
Все изделия, находящиеся в аптечке, должны быть произведены и зарегистрированы в соответствии с законодательством. Они должны иметь актуальный срок годности. Повторное использование элементов аптечки запрещено.
По сравнению с предыдущими требованиями состав аптечки уменьшился. Теперь в ней не надо хранить:
Но при этом увеличилось количество необходимых масок, марлевых бинтов и покрывал.
ВАЖНО! За отсутствие аптечки для работодателя предусмотрен штраф по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ: от 2 000 до 5 000 рублей для ИП и от 50 000 до 80 000 рублей для юрлиц.
Итоги
Аптечка первой помощи должна быть на любом предприятии. С 1 сентября 2021 года изменился обязательный состав аптечки. Старые аптечки можно применять до истечения срока хранения, но не позднее 31 августа 2025 года. Нынешний состав аптечек будет актуален 6 лет, до 31 августа 2027 года.
Неожиданные грабли, или Куда нечаянно может «наступить» работодатель
См. более свежую публикацию по этой теме – «Порядок действий работодателя при получении результатов медосмотров работников»
В течение последних лет государственная инспекция труда, а вслед за ней и другие контролирующие органы активизировались и зачастили с плановыми проверками, причем не только на крупные предприятия, но также и к мелкому и среднему бизнесу. Итоги показывают, что о некоторых требованиях законодательства работодатели узнают лишь от проверяющих. Например, о необходимости иметь в наличии аптечку, мыло и программы реабилитации инвалидов. Чтобы штрафы не стали сюрпризом, выясним, что компании часто упускают.
Офисная аптечка первой помощи
Статья 223 ТК РФ устанавливает, что работодателем «создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи».
См. статью «Как не допустить ошибок, проводя медосмотры»
Приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам» регламентировал, какие именно аптечки первой помощи нужны и где они должны размещаться.
Удивительно, но состав аптечек и количество находящихся внутри лекарственных средств и препаратов не зависят от того, будет ли аптечка размещена в офисе или в производственном цехе, где риск получения травмы существенно выше. Не зависит он и от того, для 5 или 145 работников аптечка предназначена. Пока стандарт безопасности труда в этой части не разработан, следует исполнять требования вышеназванного приказа, но не стоит игнорировать и здравый смысл, то есть обеспечить цех с количеством работающих больше 100 человек не одной, а несколькими аптечками. При буквальном прочтении вышеуказанного приказа следует размещать отдельную аптечку в каждом отдельном помещении, будь то офисный кабинет или цех.
Собственно лекарственных средств в составе аптечки не предусмотрено: нет ни ставшего привычным активированного угля, ни валидола с нитроглицерином и анальгином. Зато есть полный набор перевязочных средств, резиновые перчатки, жгут для остановки кровотечения, пластыри, булавки, ножницы, устройство для проведения искусственного дыхания и т. д.
Может ли работодатель «расширить» перечень лекарственных средств, установленный Минздравсоцразвития? В письме от 29.08.2013 № 14-3/3055979-13422 Минздрав России затронул этот вопрос.
…Исходя из смысла Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения требуется специальное разрешение (лицензия), порядок получения которой установлен указанным постановлением Правительства Российской Федерации. Реализация лекарственных препаратов осуществляется для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений. При этом статьей 58 указанного Федерального закона установлено, что хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.
На основании требований действующего законодательства, передача без предварительного назначения медицинским работником и хранение лекарственных средств гражданами, не имеющими соответствующего специального образования или специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, не представляется возможной.
Мыть или не мыть: вот в чем вопрос
Поговорим о мыле, выдача которого должна осуществляться работодателем. С производственным персоналом все более-менее ясно: еще с советских времен было установлено, что «при умывальниках должны быть мыло и регулярно сменяемые полотенца или иметься воздушные осушители рук. Выдаваемое мыло как для индивидуального, так и для коллективного пользования не должно раздражать кожу» (п. 104 раздела VI Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, утвержденной Минздравом СССР 31.12.1966 № 658-66).
См. статью «Санитарные нормы и правила: когда нужно соблюдать»
Однако потом долгое время бытовала точка зрения, что все без исключения работодатели обязаны выдавать мыло не только производственному персоналу, но и офисным работникам. Причем нормы выдачи мыла должны были быть обязательно зафиксированы в трудовом договоре с работником. Нарушением при проверках ГИТ могли быть признаны как невыдача мыла, так и отсутствие закрепления этого условия в текстах трудовых договоров с офисными сотрудниками.
Однако же в данном стандарте (приложение № 2 к Приказу) речь идет о лицах, нуждающихся в очищении от загрязнения в процессе трудовой деятельности (за исключением работ, связанных с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями, а также работ на угольных шахтах) кожи и волос работника.
Минтруд России в письме от 06.05.2016 № 15-2/ООГ-1752 разъяснил, что для офисных сотрудников (бухгалтер, экономист и др.) выдача смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с Приказом не требуется.
Можно сделать вывод, что для большинства торговых и офисных работников выдача мыла не является обязательной. В то же самое время обеспечение нормальных санитарно-гигиенических условий для работников является обязанностью работодателя.
Статья 223 ТК РФ устанавливает, что «санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи… комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки…». Поэтому необходимо как минимум обеспечить наличие в туалетных комнатах мыла, туалетной бумаги, сушилок или салфеток для рук.
Труд лиц с ограниченными возможностями
Поговорим об инвалидах. Помимо того, что принимать на работу инвалидов нужно в связи с необходимостью выполнения соответствующих квот, это еще и правильно с точки зрения милосердия, человеколюбия и морали в целом.
См. статью «Квотирование рабочих мест для инвалидов»
Однако прием на работу инвалида имеет определенные нюансы. Помимо удлиненного отпуска, продолжительностью 30 календарных дней, сокращенного рабочего времени с сохранением оплаты как за полный рабочий день, существуют еще требования по условиям труда, о которых все забывают.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида в соответствии со ст. 11 Закона № 181-ФЗ есть комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Зачастую так случается, что у инвалида такой программы нет, или будущий работник ее работодателю не предоставляет, или здоровый работник стал инвалидом, но ИПРА нести не спешит. Можно ли принять на работу инвалида без нее?
Можно. Но существует риск, что создавая условия инвалиду, работодатель не сможет учесть все производственные факторы, наличие или отсутствие которых отрицательно скажется на состоянии его здоровья, а возможно, даже усугубит его болезнь, приведет к обострению состояния и т. п. Тогда работодатель помимо административной ответственности, предусмотренной ст. 5.27.1 КоАП РФ, рискует стать ответчиком в рамках гражданского процесса и компенсировать инвалиду стоимость дополнительного лечения, включая санаторно-курортное, а также иных реабилитационных мероприятий.
Формально закон не устанавливает обязанность работодателя требовать у работника ИПРА, не обязывает он и работника-инвалида приносить ее работодателю. Но не все так просто. Статья 76 ТК РФ фиксирует, что работодатель не вправе допускать к работе сотрудника при наличии противопоказаний к выполнению им работы, обусловленной трудовым договором. Значит, работодатель отвечает за это.
Причем только ИПРА содержит информацию о способности инвалида к трудовой деятельности с указанием степени ограничения такой способности, а также рекомендации по трудоустройству, включая доступные виды труда и трудовые действия (функции), выполнение которых затруднено. Отдельный блок программы посвящен рекомендуемым условиям труда и должен содержать информацию о рекомендациях по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности, производственной адаптации.
И здесь напрашивается вывод о том, что без программы не обойтись. В качестве выхода можно порекомендовать для работодателя направить в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), установившее работнику группу инвалидности, письменный запрос с просьбой представить копию ИПРА или выписку из нее, содержащую информацию о предусмотренных мероприятиях и возможности работы инвалида у данного работодателя с учетом имеющейся специальной оценки условий труда. В тексте запроса необходимо указать сведения о работнике и приложить, при наличии, копию справки МСЭ об установлении группы инвалидности. На основании ст. 11 Закона № 181-ФЗ бюро МСЭ направит работодателю истребуемые документы, после чего работодатель примет решение о возможности трудоустройства конкретного инвалида.