какое наказание может понести должностное лицо за загрязнение земель нефтью
Штрафы за нарушение экологического законодательства в 2021 году
Соблюдение требований природоохранного законодательства – один их основных аспектов любой хозяйственной деятельности. Установление государственных экологических правил и нормативов направлено на сохранение безопасной окружающей среды, минимизацию техногенной и антропогенной нагрузки на нее. Нарушения природоохранного законодательства относятся к сфере действия Административного Кодекса РФ при условии, что в действиях нарушителей отсутствует состав уголовного преступления. Мера наказания определяется:
За совершение экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности:
Самыми распространенными видами административного взыскания, применяющимися за нарушение природоохранного законодательства, являются штрафы и/или приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток. Далее в таблице приведены виды экологических правонарушений и соответствующие им суммы штрафов/иных наказаний.
Нарушение: несоблюдение требований в области охраны окружающей среды
Для должностных лиц
Для индивидуальных предпринимателей
Для юридических лиц
– при планировании развития территорий, градостроительном зонировании, строительстве, ремонте, реконструкции и эксплуатации различных объектов капитального строительства
– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: первичное нарушение
– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: повторное нарушение
– при размещении отходов
– неисполнение обязанностей по контролю качества окружающей среды на площадках размещения отходов и их инвентаризации
– при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой
– при производстве и обращении с потенциально опасными химическими, радиоактивными веществ и микроорганизмами
+ приостановление деятельности на срок до 90 суток
– при сборе, накоплении, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживании отходов животноводства
600 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток
– при размещении отходов животноводства
500 000–900 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток
– при нарушении правил обращения с пестицидами и агрохимикатами
100 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток
– невыполнение требований законодательства по проведению государственной экологической экспертизы
– сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения или иного вредного воздействия
– порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами и иными опасными веществами и отходами
– нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов
– совершение действий, которые могут привести к загрязнению, засорению или истощению водных объектов
– загрязнение отходами, вредными веществами ледников, снежников и водоемов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым объектам, местам туризма, спорта или массового отдыха, а также захоронение вредных веществ в водных объектах
– при использовании водных ресурсов и при сбросе сточных вод в водные объекты
– оказание вредного воздействия на атмосферный воздух без специального разрешения
– нарушение условий специального разрешения на вредное воздействие на атмосферный воздух
80 000–
100 000 рублей
– отсутствие, неисправность и нарушение правил эксплуатации газоочистительных установок и приборов для контроля выбросов в атмосферу
– осуществление хозяйственной и иной деятельности без комплексного экологического разрешения
– невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС и представлению информации для актуализации учетных сведений
– нарушение сроков внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду
За экологические правонарушения закон предусматривает также и другие виды ответственности:
Экологические правоотношения – это преимущественно административно-правовые отношения, в которых деятельность граждан и организаций подчинена требованиям государственных природоохранных органов. Главное требование государства к хозяйствующим субъектам – обеспечить в процессе своей деятельности сохранение надлежащего качества окружающей среды. Для этого необходимо соблюдать экологические правила и нормативы, а также постоянно осуществлять мониторинг окружающей среды на предприятиях.
Основным средством контроля состояния атмосферного воздуха, почвы, воды являются лабораторно-инструментальные исследования. Группа компаний «Лаборатория» – крупнейшая в РФ сеть аналитических лабораторий, специализирующаяся на исследованиях в области экологии. Мы работаем по всей территории страны, выполняем все виды анализов, необходимых для составления экологической документации и отчетности.
Мы обладаем неограниченными производственными мощностями, а цены держим приблизительно на 20 % ниже рыночных. В ряде случаев возможно проведение анализов в кратчайшие сроки: от 3 рабочих дней с момента оплаты.
Среди наших клиентов – крупнейшие компании России. Связаться с нами можно по телефону 8(800) 700-50-24 или через форму обратной связи.
Прокурор разъясняет
Земля является важнейшим природным ресурсом, неотъемлемым компонентом биосферы, необходимой для существования жизни, базисом любой деятельности человека.
Поэтому законодательство Российской Федерации содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния. В их числе административная ответственность за порчу земель, предусмотренная статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 указанной статьи КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Уничтожение плодородного слоя почвы может выражаться в таких действиях, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины, сносе плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т. п.
Следует отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает также уголовную ответственность за порчу земли. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса РФ.
Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, влекут ответственность по ч. 2 ст. 254 УК РФ.
1 Изображения
Прокуратура
Калужской области
Прокуратура Калужской области
За порчу земель законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность
Земля является важнейшим природным ресурсом, неотъемлемым компонентом биосферы, необходимой для существования жизни, базисом любой деятельности человека.
Поэтому законодательство Российской Федерации содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния. В их числе административная ответственность за порчу земель, предусмотренная статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 указанной статьи КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Уничтожение плодородного слоя почвы может выражаться в таких действиях, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины, сносе плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т. п.
Следует отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает также уголовную ответственность за порчу земли. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса РФ.
Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, влекут ответственность по ч. 2 ст. 254 УК РФ.
Штрафы за нарушения экологического законодательства в 2021 году
Время чтения: 6 мин
Доброго времени суток!
Уважаемые коллеги, сегодня тема нашего обзора – это Штрафы за нарушения экологического законодательства.
Некоторые изменения в экологическом законодательстве, о которых нужно знать природопользователю, чтобы избежать штрафов со стороны контролирующих органов.
Штрафы за нарушение экологического законодательства
Основная глава КоАП РФ за нарушения природоохранного законодательства – это всеми нами «любимая» глава 8 КоАП РФ, определяющая ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Глава содержит 46 статей, по которым могут быть наказаны и оштрафованы должностные лица, юридические лица, а также простые граждане РФ.
Не будем их все рассматривать, а коснемся тех, которые были изменены.
Увеличение размера штрафов
Считаю своим долгом сообщить, что
22 ноября 2018 г. состоялось заседание Комитета Совета Федерации по природопользованию, где был рассмотрен и поддержан проект федерального закона N 507370-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому, предлагается увеличение штрафных санкций по статьям 8.13 (нарушение правил охраны водных объектов) и 8.14 (нарушение правил водопользования).
Например, максимальный размер административного штрафа предлагается поднять:
А 23 ноября вступило в силу положение Федерального закона №407-ФЗ от 12 ноября 2018 г.
Изменения затронули статьи 8.42 (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта…)
Напомню содержание статей:
Статья 8.13 часть 1
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления
Статья 8.14 часть 1
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты
Статья 8.42 часть 1
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Давность привлечения к административной ответственности
Понятие давности привлечения к административной ответственности рассмотрено в ст.4.5 КоАП РФ.
При внимательном чтении этой статьи можно определить срок за экологические нарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере водоснабжения и водоотведения — не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5. КоАП РФ).
Таблица штрафов
Представители Центрального аппарата Росприроднадзора считают, что повышение штрафных санкций по статьям 8.13 и 8.14 КоАП РФ укрепит порядок в сфере охраны водных объектов.
А пока, размер штрафов по некоторым «популярным» статьям составляет:
Нарушение | Ответственность | Статья |
---|---|---|
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не соблюдали экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами | Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | Ст.8.2 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо скрыли, умышленно исказили или несвоевременно сообщили полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды или ином вредном воздействии на окружающую среду… | Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 6 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 20 000 до 80 000 рублей. | Ст.8.5 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили водоохранный режим на водосборах водных объектов, который может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления | Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей. | ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не выполнили или несвоевременно выполнили обязанности по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования | Для гражданина – штраф от 3 000 до 5 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение (или) истощение | Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 4 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 30 000 до 40 000 рублей. | ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо загрязнили водный объект, содержащий природные лечебные ресурсы отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, равно захоронению вредных веществ в водных объектах | Для гражданина – штраф от 2 000 до 2 500 рублей. Для должностных лиц – штраф от 4 000 до 5 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 40 000 до 50 000 рублей. | ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты | Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ |
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила охраны атмосферного воздуха в части выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения | Для должностных лиц – штраф от 40 000 до 50 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ |
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила эксплуатации или не использовали сооружения для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух | Для должностных лиц – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ |
Должностное лицо или юридическое лицо не внесли в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду | Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 6 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 50 000 до 100 000 рублей | ст. 8.41 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо использовали прибрежную защитную полосу водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности | Для гражданина – штраф от 3 000 до 4 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 8 000 до 12 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 200 000 до 400 000 рублей. | ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ |
Вот, пожалуй, и все важные аспекты нашего обзора.
Уголовное право, исполнение наказания
14.04.2016г.
Административная и уголовная ответственность за порчу земель
Земля является важнейшим природным ресурсом, неотъемлемым компонентом биосферы, необходимой для существования жизни, базисом любой деятельности человека.
Частью 1 указанной статьи КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Уничтожение плодородного слоя почвы может выражаться в таких действиях, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины, сносе плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т. п.
Следует отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает также уголовную ответственность за порчу земли. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса РФ.
Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, влекут ответственность по части 2 статьи 254 УК РФ.
Прокурор разъясняет
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Согласно ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», нефть является природным жидким токсичным продуктом, нефтепродукты являются легковоспламеняющимися и ядовитыми веществами.
Согласно пунктам 1-2, 4 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки, расположенных в акваториях водных объектов, должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
При эксплуатации объектов переработки, транспортировки и хранения нефти и газа, в том числе расположенных в акваториях водных объектов, должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе эксплуатации указанных объектов.
Согласно пункту 5 статьи 60 Водного кодекса РФ эксплуатация объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ запрещается.
Таким образом, нарушение требований пунктов 1-2, 4 статьи 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 5 статьи 60 Водного кодекса РФ, выразившееся в попадании в водный объект нефтепродуктов будет составлять объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Прокуратура
Мурманской области
Прокуратура Мурманской области
14 ноября 2016, 15:36
Мурманская межрайонная природоохранная прокуратура Мурманской области разъясняет административную ответственность за загрязнение акватории водного объекта в результате разлива нефтепродуктов
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Согласно ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», нефть является природным жидким токсичным продуктом, нефтепродукты являются легковоспламеняющимися и ядовитыми веществами.
Согласно пунктам 1-2, 4 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки, расположенных в акваториях водных объектов, должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
При эксплуатации объектов переработки, транспортировки и хранения нефти и газа, в том числе расположенных в акваториях водных объектов, должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе эксплуатации указанных объектов.
Согласно пункту 5 статьи 60 Водного кодекса РФ эксплуатация объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ запрещается.
Таким образом, нарушение требований пунктов 1-2, 4 статьи 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 5 статьи 60 Водного кодекса РФ, выразившееся в попадании в водный объект нефтепродуктов будет составлять объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.