какое наименование не относится к темпераментам

Типы темперамента

какое наименование не относится к темпераментам

Тема, которой посвящена представленная статья, волнует мировое научное сообщество уже несколько десятилетий – она непосредственно связана с индивидуальными личностными особенностями людей.

Всем известно, что психика каждого человека неповторима. И это связано как физическими и биологическими характеристиками организма, так с комплексом социальных характеристик. Если говорить о подструктурах, обусловленных биологически, то, главным образом, нужно рассматривать именно темперамент.

Что такое темперамент?

Темперамент подразумевает под собой психические различия людей, к которым относится глубина, интенсивность и устойчивость эмоций, энергичность и темп действий, эмоциональная впечатлительность и множество других особенностей психической жизни. И проблема темперамента на сегодняшний день остаётся спорной и неразрешённой. Но даже если учесть всё многообразие подходов к её изучению, исследователи сходятся в том, что темперамент является тем биологическим фундаментом, на котором зиждется личность человека как социального существа.

Темперамент представляет собой отражение динамических аспектов поведения, причём, в основном, врождённых. Его свойства более устойчивы, нежели свойства других психических особенностей человека. А наиболее ярким его нюансом является то, что свойства темперамента одного конкретного человека сочетаются друг с другом отнюдь не случайно – они связаны между собой закономерно и образуют определённый конгломерат, который характеризует темперамент.

Подытожим: темперамент необходимо рассматривать в качестве индивидуально-своеобразных свойств психики, которые определяют динамику психической деятельности индивида; проявляющихся одинаково в различной деятельности, вне зависимости от её мотивов, целей и содержания, и остающихся неизменными уже в зрелом возрасте, а также характеризующих в совокупности тип темперамента.

Однако прежде чем рассматривать типы темперамента и их особенности, следует сказать, что темперамент не может быть плохим или хорошим, т.к. каждый тип имеет свои преимущества, а усилия любого человека должны быть направлены не на исправление его недостатков, а на эффективное применение его плюсов в повседневной жизни и деятельности.

Создание типологий темперамента

Люди ещё с древних времён стремились к осознанию и выделению типичных психических особенностей разных людей и объединению их к небольшому количеству обобщающих моделей. Именно эти модели и назывались типами темперамента, к тому же, они были очень практичны, ведь посредством них было возможно спрогнозировать поведение человека с определённым типом темперамента в конкретной жизненной ситуации.

Официально считается, что учение о темпераменте вообще было создано древнегреческим врачом Гиппократом, который утверждал, что люди различны четырьмя основными «соками организма» — кровью, флегмой, жёлтой желчью и чёрной желчью. Следуя учению Гиппократа, не менее знаменитый врач античности Клавдий Гален создал первую в своём роде типологию темпераментов и изложил её в своём трактате «De Temperamentum». Согласно его идеям, тип темперамента зависит от того, какой тип «сока» преобладает в организме человека. Именно Гален выделил четыре известных типа темперамента: меланхолик (преобладает чёрная желчь), холерик (преобладает жёлтая желчь), флегматик (преобладает флегма) и сангвиник (преобладает кровь). Представленная концепция на протяжении многих веков имела для учёных огромнейшее значение.

Конституционные типологии темперамента

В дальнейшем было выдвинуто множество типологий темперамента. Но наибольший интерес вызывают те среди них, где свойства темперамента, интерпретирующиеся как врождённые или наследственные, связаны с индивидуальными особенностями в телосложении. Такие типологии называются конституционными (типология У. Шелдона, типология Э. Кречмера и другие). Но, конечно же, подобные концепции были раскритикованы психологами. И главным их недостатком считается то, что они недооценивают, а не редко и вовсе упускают из вида влияние среды и социальных условий на формирование психологических свойств человека.

Теория И. П. Павлова

То, что протекание психических процессов и поведение индивида зависит от работы нервной системы, которая играет главенствующую роль в организме, известно давно. Но теория связи типов темперамента с некоторыми общими свойствами нервных процессов была впервые предложена русским физиологом И. П. Павловым. Впоследствии она развивалась его последователями.

В понимании академика Павлова тип нервной системы является врождённым и в наименьшей степени подлежит каким-либо изменениям под влиянием воспитания или окружения. Свойства нервной системы, согласно его идеям, образуют физиологическую базу для темперамента, представляющего собой психическое проявление общего типа нервной системы. Проведённые в дальнейшем на животных исследования Павлова позволили выделить типы нервной системы, которые он предложил распространить также и на людей.

Составляющие типов темперамента

У любого человека имеется свой тип нервной системы. Его проявления (это и есть особенности темперамента) являются важной частью индивидуальных психологических различий. Проявления какого-то одного типа темперамента очень многообразны; они прослеживаются в манере поведения, а также проявляются в характере умственной деятельности, действиях, сфере чувств, побуждениях, познавательной деятельности, особенностях речи человека и т.д.

Чтобы составить психологическую характеристику одного из общепринятых типов темперамента, прибегают, как правило, к следующим основным свойствам:

В связи с этими свойствами выдающийся польский психолог и доктор наук Ян Стреляу даёт наиболее популярные характеристики типов темперамента.

Типы темперамента

Согласно Я. Стреляу, четыре основных типа темперамента характеризуются следующими особенностями:

какое наименование не относится к темпераментам

Меланхолик

Меланхолик является человеком с высокой чувствительностью и низким уровнем реактивности. Высокая чувствительность нередко приводит к тому, что даже незначительный повод может стать причиной слёз. Меланхолик болезненно чувствителен и очень обидчив. Обладает невыразительными движениями и мимикой, тихим голосом, беднотой движений, низким уровнем энергии. Как правило, робок, ненастойчив, неуверен в себе, быстро опускает руки при выполнении дел, мало работоспособен и легко утомляется. Внимание такого человека неустойчиво, все психические процессы замедлены. Большая часть меланхоликов является интровертами.

Холерик

Холерик не особо чувствителен, обладает высокой активностью и реактивностью, причём, реактивность доминирует, отчего он вспыльчив, нетерпелив, несдержан, необуздан. Мимика, жесты и речь богаты и отражают настроение. Его стремления стабильны, интересы – непоколебимы. Холерик настойчив, внимание иногда переключает с затруднениями. В подавляющем большинстве случаев холерики – экстраверты.

Флегматик

Для флегматика характерна высокая активность, которая доминирует над низкой реактивностью. Он малочувствителен и мало эмоционален. Внешние раздражители оказывают на него очень слабое воздействие; способен оставаться хладнокровным в непредвиденных ситуациях. Также у флегматиков замедленные и не выразительные движения, такая же речь, не богатая мимика. Внимание переключает с затруднениями, привычки и навыки перестраивает очень медленно, однако он обладает энергичностью и высокой работоспособностью. Большинство флегматиков — интроверты.

Сангвиник

Сангвиник – это человек с высокой реактивностью, находящейся наравне с активностью. Для него характерна живая мимика, богатство жестов, быстрый отклик на внешние обстоятельства, лёгкость при переключении внимания. Очень чувствителен, активен, может долго работать и не утомляться. Дисциплинирован, находчив, обладает хорошей способностью к концентрации и самоконтролю. Его интересы, настроения и увлечения могут быстро изменяться. Практически все сангвиники являются экстравертами.

Резюме

Как уже было замечено выше, ни один из типов темперамента не является ни плохим, ни хорошим. К тому же, человек не может принадлежать только к одному единственному типу – у него может быть только преобладающий, а остальные будут являться дополняющими. Но, как бы то ни было, с позиции психологической науки, типы темперамента являются лишь одним из способов психологической оценки личности. Следует также знать, что у разных специалистов описания темпераментов могут отличаться и включать в себя множество факторов.

Источник

Типы темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик

какое наименование не относится к темпераментам

Разные типы темперамента определяют склонность человека к конкретной модели поведения и восприятия жизни. Они — не единственная часть психики. Есть еще такие категории как характер, направленность личности и т. д. Однако все эти части тесно взаимосвязаны между собой. Каким же образом? Как определить свои или чужой тип темперамента и так ли это необходимо?

Что такое темперамент?

Темперамент — это совокупность генетически обусловленных психических качеств человека, которые зависят от особенностей высшей нервной деятельности. То есть это врожденное свойство психики, которое человек не может изменить. Однако личность способна успешно «замаскировать» или «сгладить» некоторые качества своего темперамента. Впрочем, в стрессовых ситуациях (включая эффект неожиданности) с большей вероятностью проявится именно врожденное качество, а не приобретенное.

Кстати, темперамент есть не только у людей, но и у некоторых животных. К ним относятся собаки, коты, обезьяны, лошади, дельфины и т. д. Человеческие и животные типы темперамента во многом похожи, но у людей они более сложные и глубокие.

4 основных типа темперамента — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Существует условно еще и пятый темперамент — амбиверт, к нему относят людей, у которых нет ярко выраженных качеств других темпераментов, то есть они всегда где-то посередине.

Но сейчас главный фокус — соотношение этих свойств в психике индивида. В природе нет людей с одним типом темперамента. В одном и том же человеке могут уживаться все 4 вида. Однако 1-2 из них будут доминантными. Что это значит?

К примеру, есть личность, которая на 50% — сангвиник, на 30% — меланхолик, на 15% — флегматик и на 5% — холерик. Это условный подсчет, так как точный процент установить невозможно. Очевидно, что доминантный тип — сангвиник, и в большинстве жизненных ситуаций человек будет вести себя согласно сангвиническому темпераменту. Однако в некоторых случаях может проявиться меланхолик, который временно и частично затмит доминантный тип. Флегматик и холерик тоже будут периодически появляться, но редко и кратковременно. Определить склонность к тому или иному темпераменту поможет наш тест.

Но нельзя точно сказать, в какой момент тот или иной психотип решает проявить активность. Есть сразу несколько предположений:

Однако все эти свойства не возникают из ниоткуда. Если в индивиде изначально не заложен какой-то тип темперамента, он никогда не появится. Личность может делать вид, будто она холерик/сангвиник/флегматик/меланхолик, но никогда не станет им по-настоящему. То есть меланхолику будет страшно пробовать новое, как бы он не старался казаться храбрым. А флегматик продолжит выполнять рабочие поручения медленно, но вдумчиво, даже если дедлайн уже пришел и грозно смотрит на него.

Темперамент и характер

Это разные понятия. Темперамент биологически обусловлен и неизменен. Характер же может меняться в течение жизни, хотя он частично зависит от строения нервной системы. Человек сам способен влиять на него. В то же время формулировка и закрепление или, наоборот, искоренение какой-то черты отнимает много времени и сил. Характер формируется и меняется в результате:

Нельзя сказать, что один фактор существенно меняет что-то в человеке. Требуется взаимодействие как минимум нескольких условий, чтобы спровоцировать подавление или приобретение любой черты. То есть человек вполне может прожить всю жизнь с тем типом характера, который сформировался у него в подростковом возрасте.

Темперамент (Т) не “программирует” характер (Х), но между этими психическими свойствами есть обоюдная связь, которая выражается в том, что:

Темперамент. У флегматичной личности психические процессы протекают медленно. А у человека-холерика, наоборот, — быстро.

Характер. Оба этих типа, к примеру, приобрели такие качества, как ответственность, трудолюбие и упорство.

Ситуация. Необходимо сдать важный проект, от которого зависит репутация компании, на которую работают оба специалиста.

Поведение. Флегматик часами напролет сидит за работой и медленно, но качественно и последовательно выполняет все задачи. Он систематично придерживается какой-то модели, которую он считает наиболее эффективной и полезной для компании. Холерик разворачивает активную деятельность, принимает сто решений в час, безостановочно решает проблемы по мере их поступления и импровизирует на ходу.

Получается, что одни и те же черты характера проявляются неодинаково из-за разного темперамента.

Как определить тип темперамента?

Очень полезно научиться вычислять не только свой тип (или типы), но и особенности окружающих. Знание своего психического комплекса и его характеристик дает такие преимущества:

Что касается определения чужих типов, то плюсы следующие:

Ситуация напоминает игру в покер. Человек, неосведомленный о своем темпераменте, не понимает ценность даже собственных карт. Зато тот, кто изучит данную тему, ясно увидит весь расклад игры и легко вычислит карточную комбинацию соперника.

Чтобы узнать свой тип, достаточно пройти тест на темперамент. Если нужно понять другого человека, достаточно понаблюдать за ним. Некоторые свойства будут понятны сразу (насколько активно жестикулирует, например), остальные потребуют больше времени.

Критерии определения темперамента

В современной психологии нет единой и всеми принятой системы классификации этих критериев. Однако есть несколько наиболее популярных. К ним относятся теории древнегреческого врача Гиппократа и древнеримского медика Галена, русского физиолога Ивана Павлова, британского психолога Ганса Айзенка.

Гиппократ и Гален

В Древних Греции и Риме знания о психологии и ее связи с биологией, конечно, были далеко не такими развитыми, как сейчас. Однако теория этих ученых заслуживает рассмотрения. Они впервые озвучили 4 типа темперамента и попытались дать им биологическое объяснение.

Некоторые врачи и философы того времени пытались развивать подобную тему, но не достигли значительных успехов. И именно Гиппократ и Гален систематизировали свои знания и догадки, а затем представили их в виде полноценной теории. Она базировалась на идее о преобладании в теле каждого человека конкретной жидкости — “сока жизни” (humo(u)r):

Каждый сок, по мнению врачей, заставлял человека проявлять те или иные качества. У холерика — это истеричность, у сангвиника — живость, у флегматика — спокойствие, а у меланхолика — грусть.

Иван Павлов

Ученый считал, что главные критерии, определяющие тип темперамента, — это сила, подвижность и уравновешенность.

Сила — способность индивида быть выносливым, сохранять работоспособность даже во время интенсивных и/или длительных нагрузок, быстро восстанавливаться. Виды: сильный (выносливый) и слабый (быстро устает).

Подвижность — особенность высшей нервной деятельности, которая выражается в возможности индивида быстро переключаться между задачами, усваивать новую информацию и реагировать на внешние стимулы. Виды: подвижный (реагирует легко и быстро) и инертный (реагирует медленно).

Уравновешенность — характеристика индивида, позволяющая ему контролировать эмоции, сдерживать внезапные импульсы и желания, оставаться адекватным. Виды: уравновешенный (спокойный) и неуравновешенный (эмоционально-экспрессивный).

То, как эти категории отображаются в темпераменте, показано в таблице.

Типы темперамента
СлабыйМеланхолик
СильныеХолерикПодвижный, неуравновешенный
СангвиникПодвижный, уравновешенный
ФлегматикИнертный, уравновешенный

Ганс Айзенк

Английский психолог считал, что самыми важными факторами для определения описываемого психического свойства являются шкала интроверсии-экстраверсии, нейротизма и психотизма.

Интроверсия-экстраверсия — субъект-объектная ориентация индивида, направление основного потока его внимания. Виды: интроверсия (фокус на внутренних психических процессах) и экстраверсия (фокус на окружающем мире).

Нейротизм — это степень эмоциональной уравновешенности индивида. Виды: эмоциональная стабильность (спокойствие, зацикленность) и лабильность (истероидность, невротизм).

Психотизм — степень предрасположенности индивида к психозу. Современные ученые отрицают важность этой категории в определении психотипа. Это часть психики, но не центральная. К тому же, шкала психотизма — это очень ветвистая и неоднозначная характеристика. Поэтому во многих новых тестах ее игнорируют.

В таблице представлено соотношение этих категорий согласно взглядам Айзенка.

КатегорииИнтроверсияЭкстраверсия
ЛабильностьМеланхоликХолерик
СтабильностьФлегматикСангвиник

Типы темперамента и их отличия

Общие

Холерик. Гиперактивный, вспыльчивый, поспешный, общительный, лидер.

Сангвиник. Активный, жизнерадостный, поверхностный, общительный, шутник.

Флегматик. Спокойный, медлительный, вдумчивый, закрытый, зацикленный.

Меланхолик. Ранимый, творческий, склонный к эмпатии, эмоциональный.

Телосложение

Холерик. Высокий рост, худощавое телосложение, длинная узкая плоская грудная клетка. Лоб шире нижней части лица, подбородок заострен. Нос заостренный, с горбинкой и опущенным вниз кончиком. Длинная шея, хорошо выраженные скулы.

Сангвиник. Округлые плавные формы, средний или низкий рост, короткие широкие кости. Широкая короткая грудная клетка, круглая голова и лоб, слабо выраженные скулы, короткие толстые ноги, шея.

Флегматик. Широкие кости, массивное телосложение, короткая толстая шея, широкая короткая грудная клетка, имеющая округлую форму. Крупный прямой нос с опущенным кончиком. Подбородок такой же, как и лоб, или шире.

Меланхолик. Заостренные черты, хрупкое телосложение, тонкие кости, слабая мускулатура, плоская грудная клетка, длинная тонкая шея, высокий квадратный лоб, верхняя часть лица заметно шире нижней.

Здоровье

Холерик. Слабое место — пищеварительная система (печень, желчный пузырь). Пульс — 75-85 ударов в минуту.

Сангвиник. Слабое место — сердечно-сосудистая система. Пульс — 65-75 ударов в минуту.

Флегматик. Слабое место — пищеварительная система (желудок, кишечник). Пульс — менее 65 ударов в минуту.

Меланхолик. Слабое место — нервная система. Пульс — более 85 ударов в минуту.

Отношения

Холерик. Быстро сходится с людьми, часто и быстро эмоционально привязывается, тяжело расстается.

Сангвиник. Быстро сходится с людьми, редко привязывается, легко заменяет одного человека на другого.

Флегматик. Долго сходится с людьми, редко и долго привязывается, тяжело отпускает людей из своей жизни.

Меланхолик. Долго сходится с людьми, часто, но медленно привязывается, тяжело расстается.

Карьера и работоспособность

Холерик. Активный, амбициозный, настойчивый, творческий. Начальник, лидер, любит вести за собой. Приоритет — карьерный рост.

Сангвиник. Активный, амбициозный, поверхностный, отличный организатор. Лидер, любит признание. Приоритет — деньги.

Флегматик. Инертный, медлительный, серьезный, надежный, ведомый. Любит анализировать, заниматься систематизацией. Приоритет — стабильность.

Меланхолик. Инертный, быстро устает, ведомый. Фантазер, мыслитель, творческая личность. Приоритет — дружеская теплая обстановка.

Реакция на стресс

Холерик. Злится, раздражается, ярко выражает эмоции. Быстро успокаивается. Идет решать проблему.

Сангвиник. Игнорирует проблему либо находит в ней плюсы. Находит того, что может решить задачу или переключается на другое задание.

Флегматик. Размышляет о причинах проблемы. Долго обдумывает план решения, затем приступает к его систематическому исполнению.

Меланхолик. Теряется, сильно переживает, ищет поддержки и помощи. Если не находит, часто сдается и долго переживает по этому поводу.

Самореализация

Холерик. Требует популярности, так как любит, когда от него зависимы. Идет напролом, рискует и жертвует.

Сангвиник. Требует признания, так как любит, когда им восхищаются. Препятствия, как правило, обходит.

Флегматик. Стремится сохранить текущее положение дел. Убирает препятствия, только если они мешают его размеренной жизни, но делает это эффективно.

Меланхолик. Нуждается в признании и эмоциональной поддержке ради повышения самооценки. Часто прекращает усилия, потому что боится, что не справится.

Интересы и хобби

Холерик. Спорт, экстрим, путешествия, соревнования, общение, квест-игры, азарт и риск.

Сангвиник. Актерское мастерство, юмор, общественная работа, общение, сплетни, путешествия.

Флегматик. Головоломки, чтение, рукоделие, кинематограф, наука, природа, механика, архитектура.

Меланхолик. Искусство, головоломки, мистика и эзотерика, философия, медитации, рукоделие.

Знание того, как разные типы темперамента реагируют на мир и жизненные ситуации, может оказаться действительно полезным. Понимание себя и окружающих облегчает и ускоряет достижение внутренней (личность) и внешней (отношения) гармонии.

Источник

Темперамент: типы и особенности. Зачем нам это знать?

Истории психологии известно много теорий, описывающих темперамент человека. Первым, кто попытался разделить людей по типам, был древнегреческий врач Гиппократ. Он считал, что люди отличаются друг от друга в зависимости от преобладания в организме одной из четырех основных жидкостей: крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. А в основу научного подхода к исследованию темперамента легло учение И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека, в котором было описано три основных свойства процессов возбуждения и торможения нервной системы.

1) сила или слабость;

2) уравновешенность возбуждения и торможения или преобладание одного над другим;

3) подвижность или инертность.

Павлов выделил четыре наиболее типичные комбинации этих свойств и сопоставил их проявления с античной классификацией. Именно эти типы темперамента мы знаем их и сейчас:

‒ Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы – сангвиник;

‒ Сильный, уравновешенный, инертный – флегматик;

‒ Сильный, неуравновешенный, подвижный – холерик;

‒ Слабый, неуравновешенный – меланхолик.

Конечно, люди настолько многогранны, что делить их на «чистые» типы нельзя. Также как нельзя и ставить вопрос, какой из них предпочтительнее. В настоящее время исследования темперамента отошли от вопроса классификации и направлены на изучение его свойств: активности и реактивности, темпа реакции, эмоциональности, переключаемости, экстраверсии-интроверсии. Уже доказано, что хоть темперамент и определяется наследственностью, отдельные его свойства пластичны, т.е. могут изменяться в рамках определенного диапазона. С возрастом, при намеренном усилии человека или воздействии извне, нервные процессы и переключаемость могут ускориться или замедлиться.

Современная психология говорит о совокупностях темпераментальных свойств, которые коротко можно описать так:

Холерик – человек, у которого возбуждение нервной системы преобладает над торможением. Его реакции быстрые, резкие, часто необдуманные. Холерику сложно себя сдержать, он часто бывает нетерпеливым, вспыльчивым, несдержанным. Его активность циклична: если холерик увлечен делом, то он будет работать страстно, с полной отдачей, но сил не хватает надолго. И когда силы заканчиваются, то появляется раздражённость, упадок сил и вялость, портится настроение. Чередование циклов подъёма и спада настроения и энергичности лежит в основе неровности поведения и самочувствия, а также предрасположенности к невротическим срывам и конфликтам.

Сангвиник обладает сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой. Ему свойственны быстрые реакции, но его поступки обдуманны. Подвижность нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, а также высокую способность приспосабливаться к новым условиям и сопротивляться трудностям. Это жизнерадостный и общительный человек, который легко сходится с новыми людьми, хотя и не отличается постоянством. Сангвиник крайне продуктивен, если дело ему интересно, поскольку он находится в постоянном возбуждении. В противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Его реакции и эмоции медленные. Флегматик имеет высокую работоспособность, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям. Однако ему сложно быстро реагировать, переключаться, приспосабливаться к новым условиям или отказываться от выработанных привычек. Это внешне стабильный, спокойный человек, даже в трудных ситуациях.

Меланхолик обладает слабой нервной системой и повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Сильные раздражители могут вызвать растерянность и срывы. Поэтому в стрессовых ситуациях могут ухудшаться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слёзы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Почему полезно это знать?

какое наименование не относится к темпераментам

Психология | Psychology

7.9K поста 43.3K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

— непроверенную и/или антинаучную информацию;

— информацию без доказательств.

какое наименование не относится к темпераментам

Интересно, почему в каждом посте про темпераменты меланхолики показаны ущербными? 🙂 Остальные типы расписаны как комплекс плюсов и минусов, и только этот – ну вы убогие, канеш, но творческие. Или с точки зрения сильной нервной системы эмпатия, внимание к деталям, склонность сначала думать, потом делать – не то, о чем стоит сказать?

Разделение людей на темпераменты слишком грубое, и полной картины не дает. А вот градация на психотипы дает более развернутую картину. Но и тут надо помнить что людей с чистым психотипом практически нет, чаще всего это смесь двух в неравной пропорции.

Но всё равно, не стану спорить с классификацией современных взглядов. Но как по мне, так всё намного и намного сложнее.

Определять психотип человека, равнозначно тому, как определять цвет его кожи. Хотя тоже не совсем так, скорее как указывать на расовую принадлежность у метисов.

какое наименование не относится к темпераментам

какое наименование не относится к темпераментам

Зачем нужны эмоции

Порой говорят: «эмоции нужны, чтобы жизнь была ярче». Люди, чья жизнь оказалась слишком «яркой», мечтают, чтобы эмоций не было вовсе: «лучше быть роботом, который ничего не чувствует». На самом деле эмоции — это не бонус и не спецэффект. Как и любой психический процесс, они выполняют важную функцию и помогают нам адаптироваться к внешней среде.

Что такое эмоция? Говоря простым языком, это то, как мы оцениваем происходящее. Видим бешеную собаку — испытываем страх; обнаруживаем, что другой человек не оправдал наших ожиданий — чувствуем разочарование или обиду. Эмоции помогают сохранять связь с реальностью и адаптироваться к ней. Это сигнал психики, внутренний индикатор. Информация, которая помогает нам выжить.

Долго ли проживет человек, который ничего не боится? Насколько адекватно будет вести себя тот, кто не испытывает стыда? Как уберечься от отравления, если не чувствуешь отвращения? Эмоции — средство приспособления к среде. Эволюционно выработанный механизм, помогающий нам стать сильнее, эффективнее, жизнеспособнее. Так почему же мы с ними боремся?

Эмоции бывают тяжелыми и болезненными. Именно в такие минуты хочется их выключить, убавить яркость, приглушить громкость. Страдание от душевной боли порой ощущается так же остро, как страдание от физического недуга.

Но что такое боль? Это и есть сигнал о дезадаптации. Больно биться головой об стену, больно держать руку в огне, больно, когда нас режут ножом. Эмоциональная боль, как и физическая, сообщает о том, что мы делаем что-то не так, что мы в опасности, что наше «я» или наш организм находятся под угрозой. И подталкивает к тому, чтобы опасность устранить. Разумно ли бороться с этим сигналом?

Нет хороших и плохих эмоций. Страх, печаль, обида, гнев, зависть — не плохие эмоции! Это сигналы психики о том, что мы в чем-то не адаптированы. Где-то слабы. Вместо того, чтобы бороться с этим сигналом, нужно к нему прислушаться. Увидеть эмоции, признать их, изучить — и помочь выполнить свою функцию.

Всякая эмоция может быть функциональной и дисфункциональной. Функциональная эмоция угасает сама собой. Встретил в лесу медведя — испугался — обошел стороной — страх исчез. Если же мы «застреваем» в эмоции, прокручиваем ситуацию снова и снова, не можем простить обидчика, не можем унять тревогу, не в состоянии избавиться от чувства вины — значит, эмоция не выполнила функцию. Поэтому приходит опять и опять! Это мигающая лампочка, ревущая сирена, сообщающая о том, что топливо утекает из бензобака, а самолет камнем мчится к земле. Чем дольше мы игнорируем этот сигнал, тем громче он звучит. Чтобы мы его наконец услышали и отреагировали! Превратили дисфункциональную эмоцию в функциональную. Бесполезную — в полезную.

Основные функции эмоций. Первая — оценочная: эмоции помогают нам оценить и переоценить реальность. Скорректировать картину мира. Например, если я обижаюсь на друга за то, что он чего-то не сделал, обида угаснет, когда я перестану строить ошибочные ожидания относительно его поведения. Ведь это мой прогноз не оправдался, мои представления расходятся с фактами. Обида — сигнал о рассогласовании между ожидаемым и действительным. Функция обиды будет выполнена, когда мои представления о другом начнут соответствовать реальности.

Еще одна функция — регулятивная. Эмоция подталкивает нас к изменению собственного поведения. В случае страха — избежать опасности, гнева — устранить препятствие, обиды — самостоятельно достичь желаемого. Эмоция сообщает: у нас неприятности, сделай с этим что-нибудь. И если мы должным образом откликаемся на этот сигнал, эмоция угасает.

Третья функция — коммуникативная. Порой нужно сообщить другому, что мы чувствуем: мимикой, действиями, словами. Дать понять партнеру, что его поступки нас пугают; рассказать об обиде; показать смущение; признать вину. Эмоции помогают нам быть в контакте с другими и способствуют тому, чтобы собеседник изменил поведение.

Когда одна или несколько функций выполнены, интенсивность эмоции постепенно снижается. Обида сменяется легким разочарованием, стыд — сожалением, зависть — уважением. Без всякой борьбы, естественным образом. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.

Это и есть то, что называют эмоциональным интеллектом или эмоциональной компетентностью: способность распознавать свои чувства, прислушиваться к ним и адекватно реагировать.

Подружитесь со своими эмоциями, чтобы стать сильнее и счастливее.

какое наименование не относится к темпераментам

какое наименование не относится к темпераментам

Понравилась метафора

какое наименование не относится к темпераментам

Люди думают, что горе уменьшается со временем. В действительности это мы сами растём вокруг своего горя

Мудрый совет от математички

Запомнился на всю жизнь такой случай. Была у нас контрольная по математике, а учитель, назовём её В.Н., совмещала преподавание ещё с какой-то административной должностью. Так получилось, что из-за этого совмещения, сдавать контрольную надо было в какой-то тесной каморке, там помещалось человека 4 плюс она сама. Захожу я, значит, с тетрадкой и что-то начинаю мямлить, какие-то или оправдания, или объяснения, сейчас уже не вспомню точно, но что-то несущественное. На что она мне говорит:

— Послушай, ты мне зачем сейчас вот этим вот голову забиваешь, это вообще к делу не относится, сдай тетрадь и иди. Мне приходится в голове держать столько всего действительно важного, что твой инфошум я и слушать не буду, извини, у меня все полочки в голове уже заняты.

какое наименование не относится к темпераментам

Как различать ситуацию, мысли о ней и чувства

Мы делаем максимально удобное, понятное и функциональное приложение, но несмотря на это, в справку тяжело уместить слишком большой объем информации и у некоторых пользователей, не занимавшихся терапией ранее, возникают вопросы о том, как избежать путаницы при заполнении основных граф дневника.

какое наименование не относится к темпераментам

Дневник когнитивно-поведенческой терапии у разных авторов книг самопомощи немного

отличается, но некоторые вещи остаются постоянными. Как правило, в дневник требуется записать ситуацию (события, которые вызывают неприятные мысли и чувства), свои тревожащие или огорчающие мысли, свои чувства и эмоции.

Чувства и эмоции не являются прямым следствием произошедшего. Прежде чем мы испытаем эмоцию (или целую бурю), мы должны дать интерпретацию произошедшему. Мысли, при помощи которых мы это делаем, могут пролетать в голове не заметно, потому они обычно называются автоматическими.

Иногда бывает сложно отграничить одно от другого и возникает соблазн свое видение ситуации записать в графу «Ситуация» хотя туда следует записать объективно происходящие события. Или же мысли по ошибке записываются в «Эмоции».

Нужно представить, что происходящее фиксирует видеокамера. Она не может фиксировать эмоции и мысли, только лишь то что объективно происходит. Видеокамера не может зафиксировать интересуются ли Вами другие люди, думают ли они о Вас и хотят ли чего-то. Видеокамера может зафиксировать как человек зевает (ситуация/события), но не может записать, что ему с Вами слишком скучно. Последнее является только вашей мыслью (интерпретацией). Так же возможна путаница с чувствами и мыслями. Мысль «я чувствую, что ему со мной скучно» остается мыслью и должна быть записана в именно в графу с мыслями.

Буду очень благодарен за комментарии и указании на ошибки.

какое наименование не относится к темпераментам

Ответ на пост «Купили сыночек квартиру»

Поговорим о некоторых родителях.

В таких семьях часто бывает, когда в детстве ребенок проявлял самостоятельность, интерес к жизни и инициативу, и это жестоко обрубалось. Такие дети, проектами чьих жизней родители активно занимаются, чаще всего просто живут как их научили жить папа с мамой. Это часть нашей программы адаптации, мы впитываем окружение и учимся у него, приспосабливаемся к жизни, проверяя через практику что хорошо и что плохо, чтобы потом передать это дальше, в своих детях. И дальше, и дальше, и дальше. Другое дело, что если доверчивого ребенка обманывать, и готовить не к реальному миру, а к своим фантазиям, закончиться это может плохо для всех. И в первую очередь для того, кто просто доверял папе с мамой, когда они со злобой его отчитывали за самостоятельность, независимость, желание исследовать мир, себя и проявление инициативы. А к моменту, когда доверчивый ребенок себя выдрессировал так, чтобы мама с папой одобряли, ловушка захлопывается. Мозг уже выучил «правила жизни» и с каждым годом строит себе все более прочный гомеостаз, свыкаясь с бытностью раствора, который держит семью вместе, бытностью пробки, закрывающей дыры в родительских душах.

Хороший пример таких отношений представлен в фильма «Где находится нофелет?» с ныне покойным Владимиром Меньшовым.

какое наименование не относится к темпераментам

Кризис среднего возраста или что это?

Приветствую всех! Поскольку пикабу всемогущ, решил обратиться сюда за помощью и советами.

Очень хочется обрести гармонию с собой и внешним миром, помогите пожалуйста) спасибо, если дочитали

какое наименование не относится к темпераментам

какое наименование не относится к темпераментам

какое наименование не относится к темпераментам

Мартин Селигман: Well-being и «выученный оптимизм»

На конференции WBECS (The World’s Leading Learning Platform

For Business & Executive Coaches) прошла дискуссия с Мартином Селигманом — знаменитым американским психологом, одним из основоположников позитивной психологии.

Мартин Селигман несколько десятилетий изучал, как люди справляются с трудностями, и установил, что больше всего восстановлению после травматических событий мешают так называемые три «П»:

— персонализация — убежденность в том, что виноваты мы сами;

— повсеместность — убежденность в том, что событие будет влиять на все области нашей жизни, и

— постоянство — убежденность в том, что последствия события будут ощущаться всегда.

Люди восстанавливаются быстрее, если понимают, что в произошедшем нет их вины, что оно не может повлиять на все аспекты их жизни и не будет преследовать их везде и всегда.

Осознание этого снижает вероятность возникновения депрессии и помогает пережить трудности.

Я читал про выученную беспомощность в книге Мартина Селигмана. И сейчас, во время пандемии Cowid-19 это является одним из вызовов — переучиваться и выползать из этой приобретённой беспомощности.

Из состояния, в котором люди перестают предпринимать попытки его улучшить, так как несколько раз столкнулись с неудачами.

Впервые тему выученной беспомощности начал изучать Мартин Селигман в 1967 году.

Мартин Селигман сказал, что одно из преимуществ 50-летней работы в науке — это возможность обнаружить то, что вы были неправы.

Мы были неправы — беспомощность, это состояние, свойственное млекопитающим по умолчанию.

Мы рождаемся и вырастаем с этой беспомощностью.

А то, чему мы можем научиться — это выученный оптимизм.

Мы можем научиться:

— Воспринимать неудачи, как что-то временное, а не постоянное («сейчас тяжёлое время, но потом станет лучше» вместо «я больше никогда не буду счастлив»)

Воспринимать неудачи, как единичный случай, а не личную характеристику («у меня не получилось в этот раз» вместо «я неудачник»)

— Осознавать то, что мы можем контролировать и на что можем влиять.

И для меня это хорошие новости. Если появляется ощущение беспомощности, значит стоит начать учиться оптимизму и это то, что мы можем контролировать.

Мартин много говорил о счастье, рассказывал об идее сознательного оптимизма, и о том, как это влияет на well-being.

Одним из основных отличий пессимистично настроенных людей от оптимистично настроенных является то, что первые считают, что проблемы носят постоянный характер, а вторые — что временный. Например, первые считают, «ситуацию не исправить”, а вторые — “ситуацию не исправить, если ничего не делать”

То есть, плохо не то, что плохо, а то, что это продолжается и носит устойчивый характер. Устойчивость может проявляться и в наделении людей различными качествами. Сравните, например, “мой начальник — козел” (пессимистично) и “мой начальник сегодня в плохом настроении” (более оптимистично) — в этом примере неприятности воспринимаются как временное явление.

Универсальность добавляет пессимизма, специфичность — оптимизма. Установка “я ни с чем не справляюсь” не оставляет выбора, тогда как “я не справляюсь с ЭТОЙ работой” предполагает наличие возможного решения. Как говорится, realistic argument vs catastrophic thought (трезвый взгляд против панических мыслей)

Я думаю, вы понимаете, что оптимистично настроенным в жизни в целом попроще. И на работе они достигают лучших результатов (тут, правда, есть одно исключение — юристы — именно пессимизм позволяет им эффективно работать, согласно Мартину), и со здоровьем, и в личном плане все как-то получше.

Мартин Селигман предлагает термин “выученный оптимизм” (learned optimism) как бы намекая, что этому можно научиться.

И действительно, мы способны влиять на свое мышление, а через него — на поведение и наоборот.

какое наименование не относится к темпераментам

какое наименование не относится к темпераментам

4. Психология. Жан Пиаже

Продолжение разбора тем по психологии выбранных мной или предлагаемых читателями.

Как же сложно мне понять Жана Пиаже и его теории. Платон и Аристотель были полегче. Предлагаю Вам в сжатом и упрощённом виде ознакомиться с его трудами через этот пост.

Жан Пиаже, очень продуктивный швейцарский (я думал он был французом…) психолог, логик, философ, основатель генетической психологии, сильно интересовался самыми глубокими философскими вопросами:
* Что есть правда?
* Откуда берётся правда?
* Как мы приходим к понятиям времени и пространства, протяженности, изменчивости, морали?
* Как происходит развитие логики?
* Как происходят субъектно-объектные отношения и когда они возникают?

Он считал, что ответы «спрятаны» в детстве. Вот он и начал изучать детей, детскую психологию, постепенное развитие интеллекта.

Судя по всему, ответы на свои вопросы он так и не получил. Но, за то, вместо них он обрёл большую базу знаний о том, как развивается наш ум, а следовательно и понятия, которыми мы оперируем.

Не углубляясь в его очень сильно усложненные идеи (с которыми можно ознакомиться, например, в книге «Избранные Психологические Труды»), следует просто сделать замечание, что его работы во многом будут полезны педагогам и тем, кто работает с детьми.

В этом посте я постараюсь говорить больше о том, что может быть полезно взрослым.

Но Жан изменил это представление. Он экспериментально обосновал гипотезу о том, что ребенок не думает иначе, чем взрослый, он лишь использует другие «схемы».

Жан Пиаже ввел термин «схема» чтобы обозначить то, как мы работаем в своей голове с полученной информацией. Взрослый имеет расширенную схему, он гораздо легче упорядочивает внешний мир в своей голове, чем ребенок, который часто воспринимает мир как данность, не пытаясь описать (из-за чего время от времени ребенок может прибегать к противоречивым или нелогичным суждениям, например, что мячик прыгает потому что он красный).

Выводы: гармонично и продуктивно развивается тот человек, который развивает свои схемы. Развитие происходит через взаимодействие с новой информацией.

Чем больше у Вас схем, и чем они шире, тем более умны и способны Вы.


Конструктивизм и самообразование

Жан Пиаже был приверженцем конструктивизма, и считал (не без оснований), что ребёнок наиболее эффективно учится тогда, когда он сам добывает информацию. Прекрасно. Чтобы ребёнок сам добывал информацию, он должен иметь любознательность/интерес (то есть внутренний мотив эту информацию добыть). Задача педагога по конструктивизму в том, чтобы не учить ребёнка напрямую (лить в него знания), а возбуждать в нем любопытство.

Во взрослой жизни мы вынуждены быть себе и учениками и учителями. Конструктивистская система обучения хорошо подходит взрослому человеку, если он настроен на саморазвитие.

Как обрести любопытство учить неинтересные вещи (химию с физикой)?

1. Попытаться увидеть ценность этого знания.
2. Попытаться увидеть практическую пользу этого знания.
3. Попытаться увидеть красоту/гармонию этого знания.
4. Попытаться вдохновиться людьми, которые обладают этим знанием (пообщаться с человеком, который увлечен физикой, попросить рассказать о том, что он видит ценного в этом)

Четвертый пункт может дать Вам увидеть и ценность и мотив и красоту и практическое применение, если человек будет подходящим. Поэтически говоря, его пламя любопытства может разжечь Ваш костер желания.

Эмпатия увеличивает шанс достижения взаимопонимания, что способствует налаживанию отношений. К тому же, эмпатия очень хорошо влияет на самоанализ..Имея хорошее представление о том, каковы другие люди, стараясь их понимать, человек гораздо продуктивнее анализирует самого себя, так как есть с чем сравнивать и имеются средства для определения состояний, самоопределения в контексте общества или классификации внутренних феноменов.

Короче, сопереживающий умнее эгоиста по объективным причинам.


Выводы

Интеллектуальные процессы, зародившиеся ещё в детстве, актуальны на протяжении всей нашей дальнейшей жизни. Их развитие приносит много благо.

***
Спасибо большое за то, что прочитали этот пост.

Зашёл сегодня в ванную комнату, включил свет и увидел на дне ванны маленького чёрного паука. Применил магический навык эмпатии и подумал над тем, какого этому пауку сейчас. Он стоял неподвижно, не реагировал на моё приближение к ванне. Я предположил, что он вошёл в состояние защиты «замри». Развивая эту идею, я задумался над тем, участилось ли у него сейчас дыхание, как это бывает у млекопитающих при сильном страхе, и понял, что я не знаю дышат ли пауки, и если да то как и через что, а это значит, что моя схема мышления столкнулась с неизвестной информацией. Нужно применять аккомодацию. Во мне проснулось любопытство, и я зашёл в интернет читать про кислородный обмен пауков, предварительно смыв паука в канализацию, потому что не хочу, чтобы в моём доме возникло паучье гнездо. Хотя почему-то стало больно и совестно перед этим эпизодическим незнакомцем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *