какое мышление построено на визуальных образах а не на логике клиповое сетевое логическое

Что такое клиповое мышление и как извлечь из него пользу

какое мышление построено на визуальных образах а не на логике клиповое сетевое логическое

Содержание

Что такое клиповое мышление?

Клиповое мышление — от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.

Клиповое мышление противопоставляют системному: тому, которое помогает глубоко погружаться и систематизировать информацию, выполняя все операции последовательно.

Как появилось клиповое мышление?

Сам термин стал общеупотребительным в 1990-е годы, когда обилие клипов и рекламы с динамичной нарезкой на ТВ пришли на смену статичной картинке. Чтобы хоть как-то фильтровать весь этот бесконечный поток информации и видеоряда, людям пришлось приспосабливаться и фокусировать внимание все более избирательно. Корни термина лежат в понятии «клиповой культуры», которое ввел социолог Элвин Тоффлер в своей работе «Третья волна» 1980 года.

С распространением интернета и соцсетей, где можно бесконечно листать ленту и кликать по ссылкам, проблема обострилась. Хронометраж большинства роликов на YouTube не превышает 15 минут, а популярные блогеры активно используют быструю смену картинки. Соцсети приучают нас к максимально коротким постам или видеороликам, которые появляются ежесекундно.

Многие платформы и онлайн-СМИ сегодня напрямую зависят от числа кликов и просмотров. Поэтому они идут на все, чтобы побудить пользователей как можно чаще взаимодействовать с их контентом. В ход идут кликбейтные заголовки, яркие коллажи, обилие фото и видео, формат коротких сториз вместо лонгридов.

какое мышление построено на визуальных образах а не на логике клиповое сетевое логическое

По мнению Александра Изряднова, сооснователя и CEO Vinci Agency, главные тренды в современном мире контента, которые способствуют развитию клипового мышления, включают в себя:

Те же тенденции проникают и в ТВ-шоу, кино и сериалы: динамичная смена картинки, насыщенные диалоги и разнообразие звуковых эффектов — чтобы «зацепить» внимание зрителя. При этом закадровый голос и монологи практически исчезают, а ТВ и радио-контент рассчитаны на фоновое смотрение. В трейлерах кино и сериалов все это иногда доходит до абсурда.

Клиповое мышление часто связывают с зависимостью от гаджетов. Ее называют одной из главных проблем нового поколения, ведь эта зависимость тормозит процесс обучения, мешает целостному восприятию и порождает поверхностное.

Американский писатель и публицист Николас Карр в статье «Google делает нас глупее?» признается, что из-за регулярного пользования интернетом он с трудом может прочитать больше двух-трех страниц текста. С подобными проблемами столкнулись многие его коллеги и даже медики. На смену вдумчивому чтению газет или книг пришел быстрый просмотр-сканирование текстов в Сети.

Однако зачатки проблемы появились много лет назад, еще до появления интернета. В 1882 году Ницше купил пишущую машинку и научился печатать вслепую. Друзья заметили, что его тексты стали больше похожи на телеграммы: короткие и информативные, состоящие из афоризмов, а не аргументов.

Если копнуть еще глубже, с началом индустриализации и повсеместной автоматизации всех процессов мы тоже стали частью этой бесконечно ускоряющейся системы. Теперь от нас требуется действовать максимально быстро и по четкой схеме, чтобы показать максимум эффективности. К сожалению, эта оптимизация в корне изменила и наше мышление.

Плюсы клипового мышления

Минусы клипового мышления

Клиповое мышление у детей

Дети больше других восприимчивы к клиповому мышлению, что создает огромные трудности при обучении и общении с окружающими. С детства привыкая листать ленту соцсетей или видеосервисов, они полностью игнорируют то, что не вызывает у них интереса с первых секунд. Согласно исследованию Американской академии педиатрии, современный ребенок проводит перед экраном в среднем 7 часов в день, начиная с 2 лет. Примерно так обстоят дела и в России. В Великобритании 40% подростков общаются с родителями в мессенджерах, даже если находятся в соседних комнатах.

Гаджеты и общение в сети вызывают всплеск дофамина — гормона, который отвечает в нашем мозгу за вознаграждение. Причем этот способ гарантирует быстрый и постоянный выброс без особых усилий, в отличие от учебы, где нужно долго и сосредоточенно трудиться. Зависимость от гаджетов в свою очередь приводит к повышенной тревожности. Такие дети не в состоянии занять себя чем-то в отсутствии смартфона или планшета, склонны к частым истерикам и даже агрессии.

Педагоги и психологи советуют, во-первых, перестраивать учебный материал так, чтобы он цеплял внимание детей и удерживал его — за счет интересных видео, ярких иллюстраций и интерактивных игр. Во-вторых, использовать склонность к многозадачности: переключаться между разными форматами подачи материала и видами деятельности, делать регулярные перерывы. И в-третьих — ограничить время использования гаджетов: например, до 3 часов в день, включая учебу. Желательно, чтобы это правило было общим для всех. К примеру, собираясь за столом, вся семья убирает телефоны и не достает их, пока не закончится обед или ужин.

Клиповое мышление лишает современных детей возможности усваивать большие объемы информации, зато помогает лучше взрослых разбираться в технологиях, быстро принимать решения и находить нужные данные.

какое мышление построено на визуальных образах а не на логике клиповое сетевое логическое

Тест на клиповое мышление

Выберите описание, которое больше всего подходит вам:

Ответы:

Как избавиться от клипового мышления?

Вот несколько методов:

Клиповое мышление — не деградация, а адаптация. Наш мозг очень пластичен, быстро реагирует на меняющиеся условия и вырабатывает новые свойства. Нужно просто научиться ими пользоваться. К примеру, вместо заучивания огромного объема информации сегодня гораздо важнее уметь быстро ее находить, обрабатывать и использовать для своих задач. Вполне возможно, что у следующего поколения произойдет новый когнитивный скачок, и их мышление будет совсем другим.

Источник

Клиповое мышление: чем отличаются «люди экрана» от «людей книги»?

XXI век формирует необыкновенно быстрый темп жизни. Пытаясь угнаться за ним, человек перестает углубляться в информацию и считывает лишь поверхностные факты. Чем опасно клиповое мышление?

Клиповое мышление — термин последних десятилетий, описывающий способ восприятия информации, характерный для нового поколения. Чем опасно клиповое мышление? Могут ли у него быть положительные стороны? Как можно развить собственное мышление и не стать заложником «клиповости»? Разбираемся в глобальном преобразовании человеческой природы.

Нет ничего фундаментально страшного в клиповом мышлении

Первое, что приходит в голову большинства людей при слове «клип», — быстро сменяющийся видеоряд с МТВ или МУЗтв, чаще всего со слабо связанными между собой образами. И в этом представлении мы ушли не очень далеко — «клип» происходит от английского «clip», что означает «делать вырезки из газет или фильмов». Вырезая основные моменты и складывая их в общую историю, монтажер облегчает понимание зрителю и показывает общую картину, не углубляясь в предложенную им тему.

Клиповое мышление работает по тем же принципам, что и видеоклипы, то естьчеловек воспринимает окружающую его действительность как последовательность никак не связанных между собой явлений, а не как однородную структуру, которая подразумевает под собой взаимосвязь всех частиц. Клиповое мышление называют глобальным преобразованием человеческой природы и огромной проблемой современного поколения, однако стоит ли так гиперболизировать это почти «хипстерское» понятие?

В конце 90-х, когда «поколение Пепси» уступило лавры поколению гаджетов, зав. кафедрой психологии образования и педагогики МГУ Андрей Подольский задался вопросом о влиянии массмедиа, кино и только начавшего набирать популярность Интернета на современную молодежь. Он провел эксперимент с участием двух групп студентов. Одной группе предложили прочитать тексты с описанием проблемы некой девушки, другой же группе показали видеоролики с аналогичным содержанием. Оказалось, что у тех ребят, которые смотрели ролик, уровень понимания в шесть раз превышал показатели группы опрошенных традиционным способом. Картинка смогла не только заменить текст, но и превзошла его. Андрей Подольский прокомментировал результаты своего эксперимента так:

«Фильмы и сериалы дают готовое решение, точнее, его иллюзию».

Людям в наше время все сложнее рассуждать и мыслить логически, искать новые и неожиданные пути решения, ведь мы живем в огромном информационном поле, где необходимые сведения можно получить по одному клику или обычной голосовой команде. Неспособность анализировать информацию является следствием того, что ее образ не задерживается в мыслях надолго и быстро заменяется на другой, как при переключении каналов или просмотре новостей.

Производители потребляемой информации научились подстраиваться под современных людей и вкладывают огромные деньги в развитие киноиндустрии и книг, прибегая к более простым текстам, наполненным укороченными фразами со слабыми логическими связями.

Клиповое мышление не менее удобно для коммерции и рекламы. Реклама нацелена на эмоции, а не на осмысление, поэтому гораздо проще взывать к «низшим» чувствам людей и быть уверенным, что именно это и привлечет потенциального покупателя.

В 2010 году российский философ и культуролог К.Г. Фрумкин выделил 5 основных причин появления клипового мышления:

В последнее время на страницах СМИ часто встречается информация о том, что «клиповость» пагубно влияет на современное общество и является одной из острых социальных проблем. Однако всё не столь однозначно. Клиповое мышление — очень сложное и разнородное явление, у которого есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Клиповое мышление — это приобретенное качество, которое формируется на основе изменяющихся условий существования и ритма жизни. Особенностями «клиповости» являются быстрота обработки данных, преобладание визуального восприятия, проблемы с восприятием длительной линейной последовательности и однородной информации. Это прямо противоположно понятийному мышлению, описанному Л.С. Выготским, которое позволяет человеку находить и выделять существенные признаки предметов, легко углубляться в информацию и осуществлять ее аналитической обзор. Тот, кто обладает понятийным типом мышления, досконально изучает и анализирует информацию, однако из-за этого времени на обработку уходит больше. Таких людей психологи часто называют «людьми книги».

В условиях ускоренного ритма человеку необходимо быть многозадачным и способным выполнять одновременно несколько действий. Информация поступает хаотичными потоками, и у человека не всегда остается время для глубокого и сосредоточенного анализа. Как отмечает психолог, автор книги «Мастер жизни. Психологическая защита в социуме» С. Ю. Кличников, в данном случае клиповое мышление выступает в роли «фильтра» перед информационными перегрузками.

Да, человек с клиповым мышлением становится способен воспринимать лишь краткую информацию, но вспомним слова великого классика Л.Н. Толстого:

«Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать».

С одной стороны, применение клипового мышления помогает человеку быстрее запоминать информацию, что может помочь ему, например, в изучении иностранных языков или быстром запоминании небольших объемов данных. С другой стороны, кандидат психологических наук Татьяна Викторовна Семеновских в своем исследовании делает акцент на том, что оно помогает лишь запомнить некие «маркеры» — термины, слова, но общего понимания не дает.

Еще одним положительным качеством, которым обладают люди с клиповым мышлением, является многозадачность, о которой пишет известный американский психолог Л. Розен в своей книге «Я, мое пространство и я: воспитание сетевого поколения». Он отмечает, что дети «поколения эппл» могут одновременно учить уроки, слушать музыку, изучать социальные сети и разговаривать по скайпу. Однако разумными последствиями многозадачности являются рассеянность внимания и чрезмерная активность.

Валерий Опойцев, доктор физико-математических наук, профессор МФТИ, в своей мини-лекции говорит, что нет ничего фундаментально страшного в клиповом мышлении. В современном мире люди с клиповым мышлением уходят с тех «глубин», на которых им просто неинтересно, и довольствуются поверхностными фактами. Однако, по его мнению, даже наука и цивилизация поверхностны. Как отмечает профессор, об этом еще в XX веке говорил австрийский математик К. Гёдель в своей теории о неполноте, смысл которой сводится к тому, что даже если мы опишем очевидные истины и постараемся построить на них всю систему знания, все равно найдутся утверждения, которые нельзя будет подтвердить или опровергнуть. Выходит, что даже наука не спускается «достаточно глубоко», а лишь стремится к этому.

Поэтому, считает В. И. Опойцев, люди, владеющие только фактами, все же умеют анализировать действительно необходимую им информацию, углубляясь в интересующие их темы. Кроме того, он отмечает, что новые условия жизни всегда требовали новых способов обработки информации, и клиповое мышление — это закономерный ответ на увеличившийся темп и проникновение разных типов информации во все сферы жизни.

Тем не менее, клиповое мышление далеко не безвредно — у этого явления существуют очевидные отрицательные стороны. Так, в «Словаре практического психолога» С.Ю. Головина встречается информация о том, что в отличие от понятийного мышления, для клипового характерно отсутствие «контекста». Человек не опирается на собранную раньше информацию и не анализирует ее, опираясь на семантические связи между явлениями, которые существуют в контексте. У человека с клиповым мышлением возникают трудности с пониманием общей картины, и в результате он воспринимает лишь обрывочную информацию, которую он не способен сопоставить с другой.

какое мышление построено на визуальных образах а не на логике клиповое сетевое логическое

Возьмем самый простой пример — человек, увлекающийся политикой, способен объединить просмотренные новостные передачи в общую картину. Человек, который не так сильно заинтересован в этом, не сможет понять причин и следствий явлений, потому что они будут представляться ему как разрозненные, и он не увидит между ними связей. Человек с клиповым мышлением не видит этих связей, потому что привычный для него способ восприятия информации не позволяет им образовываться самопроизвольно. Это отражается и на деятельности человека.

Так, о связи личного опыта с поведением говорил К. Роджерс в фенотипологической теории. Он считал, что поведение человека определяет его опыт, а именно субъективная интерпретация явлений. Также он поддерживал идею, что человек ведет себя как целостный организм и его нельзя свести к отдельным частям личности. А это значит, что последствия доминирования клипового мышления можно увидеть на всех уровнях существования индивида.

В статье «Google делает нас глупее?» Николас Карр отмечает,что переход от целостностного мышления к клиповому говорит о раздробленности сознания.

Чтобы не стать заложником клипового мышления, разрабатывается огромное количество методик и тренингов, посвященных концентрации внимания. Исследователи предлагают ежедневно анализировать даже очевидные, на первый взгляд, вещи. При этом самым доступным методом для нас является чтение. Оно позволяет видеть весь контекст и предлагает возможность самому анализировать полученную информацию.

Есть ещё одна методика, разработанная кандидатом физико-математических наук Л.И. Ястребовой для развития собственного мышления. Она основана на алгоритме работы «Анализируй-Структурируй-Систематизируй-Синтезируй-Анализируй», который предполагает:

Этот механизм актуален для людей всех возрастов. Чтобы лучше его понять, представим, что вы купили набор Лего.

Итак, совсем неудивительно, что в век инстаграма и твиттера людям проще воспринимать короткую информацию или даже просто набор картинок, чем вчитываться в длинные тексты, воспринимать контекст или синтезировать информацию из обрывков.

Некоторые СМИ приспособились под меняющийся ритм жизни и научились подавать информацию в том виде, в котором читатель вероятнее всего ее заметит — меньше текста, больше забавных картинок в превью.

Кто-то спросит: «Ну, читаю я только заголовки новостей и люблю вечером расслабиться, листая паблики ВКонтакте, неужели это так страшно?». Нет, это не страшно, однако внимание, как и те же мышцы, нуждается в тренировке. Как пишут Даниэл Саймонс и Кристофер Шабри в своей книге «Невидимая горилла, или История о том, как обманчива наша интуиция», если мы будем воспринимать лишь поверхностные ярлыки, внимание станет рассеянным и нам будет все сложнее усваивать новую информацию.

Необходимо уметь адаптироваться в современном мире и принимать условия «игры», не теряя при этом увлеченности и желания познавать и анализировать. Замена Твиттера на ЖЖ уже огромный прогресс в борьбе с клиповостью. Современные технологии помогают нам облегчить жизнь, упростить многие задачи, но неужели нам нужно упрощать работу нашего мозга?

Источник

Чем опасно клиповое мышление?

Развитие телевидения и, особенно, интернета, привел к тому, что нынешнее молодое поколение все меньше мыслит логически, воспринимая полученную информацию поверхностно и фрагментарно. Специалисты даже говорят, о новом феномене современности — клиповое мышление.

Каковы же его особенности? Что привело к возникновению клипового мышления? Чем оно опасно для детей и как предотвратить его негативных последствий?

Предлагаем найти ответы в нашей статье.

Что такое клиповое мышление?

Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов, и первоначально означал способность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Этим оно принципиально отличается от понятийного (словесно-логического) мышления, где используются понятия и логические конструкции, а не образы.

Вообще, слово «clip» переводится с английского как «отсечения; вырезка (из газеты) фрагмент (из кинофильма), нарезка». Вырезая основные моменты и складывая их в общую историю, монтажер клипов облегчает зрителю понимание и показывает общую картину, не углубляясь в предложенную тему.

Клиповое мышление работает по тем же принципам, что и видеоклипы, то есть человек воспринимает окружающую действительность как последовательность не связанных между собой явлений, а не как целостную картину. Мозг просто не успевает построить логическую цепочку, а полученная информация быстро забывается, освобождая место для новой.

С клиповым мышлением мир превращается в калейдоскоп разных, не связанных между собой обломков информации. Дети привыкают к тому, что образы в их голове постоянно сменяют друг друга и постоянно требуют новых.

Что привело к возникновению клипового мышления?

В 2010 русский философ и культуролог К. Г. Фрумкин выделил 5 основных причин появления клипового мышления:

Специалисты утверждают, что клиповый тип мышления прежде всего присущ поколению Y (рожденным после 1981 г.) и, в еще большей степени, поколению Z (рожденным после 1994 г.) — молодые, выросшая под влиянием цифровой революции.

Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются именно для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение подает новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, ролики которой тоже никак друг к другу не относятся. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.

Школа, по сути, тоже прививает ученикам клиповое мышление, хотя и использует в своей практике учебники, содержащие много текстовой информации.

Семейный психолог Оксана Олейник объясняет:

Чем опасно клиповое мышление?

какое мышление построено на визуальных образах а не на логике клиповое сетевое логическое

К негативным последствиям клипового мышления специалисты относят:

1. Невозможность длительной концентрации внимания и снижение способности к глубокому логического анализа.

У обладателя клипового мышления способность анализировать заметно снижается, поскольку любая информация не задерживается надолго в его сознании и быстро сменяется новой. А такие свойства мышления, как анализ, выделение главного, умение делать обобщения и выводы, постепенно становятся непосильной задачей для человека.

2. Ослабление способности к сопереживанию.

3. Снижение уровня успешности и коэффициента усвоения знаний.

Во всем мире учителя бьют тревогу из-за того, что дети очень мало читают, часто не понимают смысла прочитанного. Ученики быстро забывают то, чему их научили совсем недавно. Так, в ходе одного из экспериментов старшеклассникам предложили ответить на ряд вопросов из программы предыдущих классов. Результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников составляет 10-30%.

4. Повышение восприимчивости к манипуляциям и влияния

Увлекаясь восприятием краткосрочной нформация, люди не углубляются в ее суть, поэтому становятся чувствительными и восприимчивыми к различным манипуляций.Тож в наше время мощным инструментом продаж стала реклама. Она апеллирует к эмоциям человека, а не его способности анализировать информацию, и, как следствие, мы чаще делаем ненужные покупки. Эту же технологию используют политики в своих избирательных кампаниях. Имеет клиповое мышление положительные последствия?

Клиповое мышление — достаточно сложное и неоднородное явление, поэтому, наряду с отрицательными сторонами, оно и имеет положительные последствия. К ним относят:

1. Ускорение реакции.

Жизнь стала настолько динамичным, что требует мгновенного включения, и умение быстро сориентироваться среди нашествия информации. А клиповое мышление позволяет быстрее реагировать на любые стимулы и изменения.

2. Защита мозга от информационной перегрузки

Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий. Сознание современного человека подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации, существует вокруг нас.

3. Развитие многозадачности

Американский психолог Ларри Розен в книге «Я, мой пространство и я: воспитание сетевого поколения» отмечает, что сильная сторона «поколение интернета» (Internet Generation) — растущая способность к многозадачности. Такие люди могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, «серфить» в интернете, редактировать фото и делать уроки или работать.

Детский психолог Евгений Мирошниченко отмечает:

Как бороться с минусами клипового мышления?

какое мышление построено на визуальных образах а не на логике клиповое сетевое логическое

Формирование целостной личности, которой бы было присуще как последовательное, так и клиповое мышление, возможно.

Семейный психолог Оксана Олейник отмечает, что

В частности, очень важно, чтобы в первые 8-10 лет ребенок развивался творчески: рисовала, пела. Музыка позволяет учиться проживать эмоции, анализировать, способствует целостному развитию мышления, потому что влияет на гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга. Рисование дает возможность более созерцательно воспринимать мир.

Кроме того, для борьбы с негативными сторонами клипового мышления можно использовать следующие способы:

1. «Метод парадоксов»

Поиск парадоксов и противоречий искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять.Так, когда учитель озвучивает два взаимоисключающих утверждения, как правило, ученики замислюються.Наприклад: Бетховен писал грандиозные симфонии, но при этом был глухим. Как это объяснить?

2. Чтение художественной и философской литературы

В отличие от телевидения, где восприятием зрителя управляющих при чтении художественной литературы человек создает образы самостоятельно. К тому же, считается, что через философские труды можно научиться строить цепочку от общего к частному.

Поэтому детей нужно приучать к чтению литературы. А для закрепления прочитанного следует обсуждать со своим ребенком прочитанный материал, чтобы он учился анализировать его и устанавливать связи между явлениями.

3. Дискуссии и поиск альтернативной точки зрения

Чтобы глубоко и последовательно мыслить, нужно анализировать и понимать позиции людей с противоположными взглядами. Обсуждение и участие в дискуссионных клубах и круглых столах улучшает способность к критическому мышлению, развивает умение и желание думать.

4. День отдыха от информации

Ограничить себя в потреблении информации — мудрое решение в эпоху информационного бума. Эксперты предлагают ввести личный «День отдыха от информации». В этот день нельзя ничего смотреть или читать. Потребление заменяется созданием и творчеством: можно писать, рисовать, общаться режиме.

В остальные дни важно следить за способом поглощения информации. Например, хотя бы частично заменить судорожное переключения каналов ( «зеппинг») и чтения коротких материалов на просмотр полноценных фильмов (а лучше театральных спектаклей) и длительное чтение больших текстов.

Нужно понимать, что клиповое мышление — это неизбежное следствие развития современного общества, у которого есть как плюсы, так и минусы. Защищая детскую психику от перегрузок, оно препятствует умению концентрироваться и анализировать информацию.

Поэтому, воспитывая детей в современном обществе, мы должны постоянно находить баланс между клиповостью и сосредоточенностью, сочетать полярности, исключающие и дополняют друг друга. А еще нужно понять, что, позволяя своим детям часами сидеть за компьютерами, планшетами и айфонами, мы готовим для них не самое лучшее будущее. Ведь, не умея анализировать информацию, очень сложно стать успешным человеком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *