какое мучение не испытывал раскольников после преступления

Почему страдает и терзается Раскольников после преступления?

Чтобы понять, почему страдает и терзается Раскольников после преступления, важно проанализировать путь героя к этому шагу и его теорию. Раскаялся ли герой в том, что лишил жизни человека, и что расстроило его больше всего после совершения преступления вы узнаете из нашей статьи.

Теория главного героя о двух типах людей

Страдает ли герой из-за убийства старухи?

После совершения преступления Родион Раскольников терзается не от того, что он лишил жизни человека, а скорее от той реакции, которую он не ожидал от самого себя: ему страшно, отвратительно, противно, что он не тот, кем себя считал. В конце романа герой понимает, что самым большим преступлением было то, что он не смог поступить так, как следовало – перешагнуть и продолжать жить, как ни в чём не бывало. Он не выдержал душевных терзаний, пошёл и сдался в полицию, явился с повинной – лишь об этом жалеет герой, что он “тварь дрожащая”.

Итог эксперимента

Гордость не давала жить Раскольникову там, в Сибири, на каторге: он стыдился себя за то, что оказался слишком слабым, чтобы реализовать свой план до конца. Он не смог помочь другим, сделал свою семью несчастной, не спас ни одной души и загубил свою. Родиона не мучает совесть за то, что он лишил жизни человека – этот факт он пережил достаточно спокойно.

Героя не радует то, что было целью преступления: добытые драгоценности и возможность спасти тысячи жизней. Все цели, желания уходят на задний план; совесть, гордость – не дают герою жить дальше. Только любовь даёт шанс Раскольникову обрести покой и примириться с людьми.

Источник

Сочинение на тему почему страдает и терзается раскольников после преступления

Теория главного героя о двух типах людей

Страдает ли герой из-за убийства старухи?

После совершения преступления Родион Раскольников терзается не от того, что он лишил жизни человека, а скорее от той реакции, которую он не ожидал от самого себя: ему страшно, отвратительно, противно, что он не тот, кем себя считал. В конце романа герой понимает, что самым большим преступлением было то, что он не смог поступить так, как следовало – перешагнуть и продолжать жить, как ни в чём не бывало. Он не выдержал душевных терзаний, пошёл и сдался в полицию, явился с повинной – лишь об этом жалеет герой, что он “тварь дрожащая”.

Сочинение-ответ на главные вопросы

Федор Достоевский однажды заявил: «Нет ничего более соблазнительного для человека, чем его свобода совести. Но ничто не является большей причиной страданий». С точки зрения экзистенциализма, человеческая жизнь понимается как уникальный опыт. Таким образом, быть ничем или ничего не делать в жизни означает неудачу и источник страданий.

Конкретный пример — роман «Преступление и наказание», основными темами которого являются:

какое мучение не испытывал раскольников после преступления

Мотив страдания используется в романе для создания темы книги: великое страдание ведет к спасению и искуплению человеческих грехов. В «Преступлении и наказании» несколько персонажей испытывают сильную боль и личные страдания, связывая очевидный мотив страдания с темой и обеспечивая объединяющий элемент на протяжении всей истории. Хотя многие читатели часто воспринимают страдания Раскольникова как имеющие прямое отношение к его вине за преступление, фактическая основная идея его наказания является косвенным результатом раздвоенной личности и навязчивой идеи доказать свою теорию.

Родиона лучше всего представить как холодного, интеллектуального и изолированного от общества и в то же время теплого и сострадательного человека. Убийство — результат того, что его интеллектуальная сторона должна определить, соответствует ли он его теории «Необыкновенного человека». Именно этот аспект его личности развил преступление и осуществил план и заставил гуманную, светлую сторону страдать за собственные действия.

Теория неординарности

Важно отметить, что Раскольников становится больным и теряет сознание сразу после убийства, что свидетельствует о его способности сильно страдать, так как: «Убеждение в том, что все его способности, даже память, и простейшая способность размышлять подводили его, стало невыносимой пыткой».

Эта сцена также важна для развития темы Достоевского, поскольку теория Раскольникова требует, чтобы необыкновенный человек сильно страдал. Ранее, Родион написал статью о преступности, в которой он выразил убеждение, что «боль и страдание неизбежны для большого разума и глубокого сердца. Действительно великий человек — должно быть, грустнейший на земле».

В какой-то момент Раскольников фактически выражает идею, что люди разделены на две категории:

Согласно этой теории, когда человек, такой как Наполеон, которого он называет «неординарным» человеком, работает над достижением более высокой цели, законы, которые применяются к другим людям, не применяются к нему.

Последствия для Раскольникова

Тем не менее страдания Раскольникова также вызваны признанием того, что он не соответствует своей теории, поскольку в конце концов он в этом признается.

Эта точка зрения лучше всего описана Свидригайловым, когда он говорит Дуне, что Раскольников «много страдал и все еще страдает от идеи, что он мог бы создать теорию, но был неспособен смело выходить за рамки закона, и поэтому не является гением. И это унизительно для молодого человека любой гордости». Хотя Родион сильно вырос из-за страданий и осознания ошибки в своей теории, его интеллект все еще не позволяет ему признать, что он совершил преступление, так как считает, что совершил ошибку, убив старуху, которую продолжает «считать вошью». До последних глав книги нельзя точно сказать, раскаялся ли Раскольников.

В качестве наказания Раскольников принимает Сибирь, так как ему досадно проходить через все эти формальности и нелепости, которые влечет за собой начало казни. Тем не менее он на самом деле чувствует себя более комфортно в Сибири, чем в своем доме в Санкт-Петербурге. Главный герой не рассматривает Сибирь как муку, но он рассматривает ее как наказание.

В «Преступлении и наказании» Достоевский заполняет страницы криками мужчин и женщин, страдающих от боли вины, смерти и ежедневных невзгод. Персонажей сильно страдают; в романе их объединяет то, что каждый из них находит свое спасение от боли.

Итог эксперимента

Гордость не давала жить Раскольникову там, в Сибири, на каторге: он стыдился себя за то, что оказался слишком слабым, чтобы реализовать свой план до конца. Он не смог помочь другим, сделал свою семью несчастной, не спас ни одной души и загубил свою. Родиона не мучает совесть за то, что он лишил жизни человека – этот факт он пережил достаточно спокойно.

Героя не радует то, что было целью преступления: добытые драгоценности и возможность спасти тысячи жизней. Все цели, желания уходят на задний план; совесть, гордость – не дают герою жить дальше. Только любовь даёт шанс Раскольникову обрести покой и примириться с людьми.

Статья будет полезна при подготовке к сочинению “Почему Раскольников страдает после преступления?”

Крах теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отображена жизнь русского народа второй половины 19 века, в те времена, когда государство испытывало большие потрясения в социальном плане. Автор хотел обличить все пороки буржуазного общества, которое, по его мнению, вынуждало многих людей на ужасные поступки, совершенные от отчаяния и безысходности. Причем ему удалось показать не только то зло, что доступно человеческому глазу, но и то, что кроется в глубине подсознания.

Главный герой романа – Родион Раскольников, бывший студент, который был вынужден бросить учёбу из-за беспросветной нищеты. Он обречён на ужасное существование, безысходность его положения не оставляет никаких надежд на лучшее будущее. Однако, став жертвой буржуазного мира, Родион смог всё же сохранить свои умственные способности, аналитическое мышление и любовь к ближним. Именно это выделяло его среди всей остальной серой массы, прозябающей на окраинах Петербурга.

Острое чувство несправедливости зародилось в душе Раскольникова после долгих наблюдений за жизнью обездоленных людей, потерявших человечность и нравственность не по своей вине. Нескончаемая нищета, которую было невозможно победить, серый, давящий город, страдания и потери окружающих – всё это подтолкнуло бедного студента к созданию некой теории.

Будучи человеком образованным, Родион понимал, что изменить собственную жизнь и судьбу близких он сможет только после того, как изменится весь мир. Такие перемены были немыслимыми, поэтому он и решил начать борьбу против неправильных устоев и порядков. Длительные размышления об основах несправедливого социального устройства привели его к выводу, что всё общество можно разделить на два вида: низшие люди, функция которых заключается только в продолжении рода, и избранные личности, имеющие право вершить судьбу человечества, прибегая к любым жертвам ради достижения своей высшей цели. Они могут жертвовать многими жизнями и не останавливаться перед преступлениями. Именно эти необыкновенные люди управляют миром, достигают небывалых высот в науке, культуре, религии. Часто современники считают их тиранами и жестокими деспотами, но следующие поколения, оценив их поступки по достоинству, начинают почитать и заносят в историю как великих деятелей. Таким, по мнению Родиона, был его кумир Наполеон. Он восторгался его решительностью и безжалостностью. А предназначение представителей первого вида заключалось всего лишь в прислуживании этим сверхлюдям, их личные интересы отходили на второй план.

До совершения убийства Раскольников надеялся, что относится именно к выдающимся людям. Он хотел верить в то, что изменит мир, станет особенным человеком в своей среде. В основе всей теории лежит мысль о том, что счастливое будущее для большинства возможно путём уничтожения меньшинства.

Изначально Раскольниковым двигали совсем не эгоистические мотивы, он был одержим идеей всеобщего благополучия. Он совершил убийство, став преступником, для того чтобы в мире стало меньше несправедливости, чтобы доказать себе самому, что он не «тварь дрожащая». Он сам говорил о том, что причиной преступления были не деньги, а именно теория. Однако жизнь преподнесла ему тяжёлый урок – мир не стал лучше. После убийства процентщицы Родион сталкивается с ужасными душевными муками, кошмары и страхи перед наказанием не отпускают его ни на секунду. Ф.М. Достоевскому удаётся в полной мере передать внутреннее состояние главного героя, при помощи описания его снов и видений. Становится ясно, что Раскольников понимает цену, которую придётся заплатить за совершённое убийство: лишив человека жизни, он обрёк на гибель свою бессмертную душу. В итоге создатель теории о сверхлюдях впадает в отчаяние, он увидел, что преступление не принесло никому пользы. Его теория, в которую он так верил, не дала никаких результатов, выходит, что она не имеет смысла.

Встретившись с Лужиным и Свидригайловым, Раскольников увидел насколько похоже их понимание жизни на его собственное. Ранее он считал, что его теория поможет миру избавиться от таких людей, а оказалось, что он ненавидит в них то, что есть в нём самом. Они оказались очень близки ему по духу и по идее. Их всех объединяло желание возвыситься над окружающими любым способом.

Смерть старухи-процентщицы отгородила Раскольникова от всего мира. Он стал чувствовать себя чужим среди любого общества, а в одиночестве очень трудно осознать истину. Родион мечется в поисках родственной души, которая смогла бы облегчить его страдания и со временем он находит её в лице Сонечки Мармеладовой. Она тоже преступила нравственные законы, нарушив основы морали, загубила свою душу. Именно этой девушке предстоит окончательно разрушить теорию Раскольникова своим милосердием и покорностью судьбе. Теперь главный герой стал неуверенным в самой сути теории, можно ли стать выдающимся человеком, причиняя окружающим боль и страдания? Он пришёл к выводу, что нельзя быть и тираном и благодетелем одновременно. Невозможно спасти человечество, уничтожая его. Попытка доказать, что он превыше всей серой массы, провалилась. Теперь Раскольников осознал, что все его рассуждения были ошибочными, и был готов покорно принять наказание за совершённое преступление. Это наказание стало для него долгожданным освобождением от душевных мук. Когда справедливость восторжествовала, его совесть успокоилась, перестала съедать изнутри. Именно в этот момент главный герой окончательно отказался от своей нечеловеческой теории, возродившись для новой жизни. Самого воскрешения Ф.М. Достоевский не показывает, но изображает долгий и тернистый путь Раскольникова к нему.

Основная мысль романа «Преступление и наказание» заключается в том, что преступлению, совершённому даже с благородной целью, нет места в человеческом социуме. Теория, основанная на убийстве хотя бы одного человека, ради счастья остальных, не имеет права на существование.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Источник

Почему Раскольников терзается и страдает после преступления

какое мучение не испытывал раскольников после преступления

Характеристика центрального персонажа

С самого начала романа раскрывается противоречивость души главного героя. Перед читателем Раскольников предстаёт обычным парнем, вчерашним студентом, который не отличается ничем примечательным. Молодой человек находится в остром положении: он беден, доведён до отчаяния, носит рваньё, душа его болит.

Тем не менее Родион задумывается над нравственным конфликтом — может ли человек совершить преступление, если у него благая цель.

Мужчина считает, что человечество делится на две категории — те, кому дозволено всё, и даже казнь во имя высшей цели, и те, кто слаб и чья жизнь не стоит и гроша.

какое мучение не испытывал раскольников после преступления

Раскольников задумывается — какой же он на самом деле? Добрый гражданин или тот, кто имеет право переступить закон? Решающим моментом для него становится убийство старушонки-процентщицы. Отобрав жизнь, Родион должен был получить право руководить слабой частью населения, однако, он заплатил неожиданную цену. Как ведёт себя Раскольников после преступления?

Эти страдания не позволяют Родиону стать тем, кто руководит миром, добивается целей, идя по головам. Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным? Несмотря на доступность богатства, которое мужчина мог забрать себе, он сторонится идеи присвоить чужое добро.

какое мучение не испытывал раскольников после преступления

Герой ожидал, что право совершать противозаконные действия позволит ему жить среди тех, кто руководит миром, но в итоге получил терзания совести и раскаяние.

Однако девушка искренне смогла увидеть то, что пришлось испытывать Родиону, и дать ему второй шанс на светлое будущее. Она стала отправной точкой для очищения совести и души центрального персонажа.

Последствия совершенного преступления для Раскольникова

Главный герой перестал бояться своего страшного наказания — каторги, ссылки в Сибирь. Мужчина тонкой душевной организации съедает себя заживо, нарушив библейскую заповедь «Не убий».

какое мучение не испытывал раскольников после преступления

Следуя святому писанию, человек, нарушивший волю Божью, после смерти попадает в ад. Но для Раскольникова ад создался уже на Земле, в его разуме и теле. Расплатой за грех для Родиона становится не физическое наказание, а моральное мучение, которое будет происходить до тех пор, пока он сам не сможет простить себя за содеянное.

Соня Мармеладова берётся за поддержку мужчины, отправляясь с ним в Сибирь.

Благодаря её вниманию и чуткости может случиться полное перерождение Раскольникова, дарящее возможность шагать в светлое будущее с правильными выводами.

Источник

Душевное состояние Раскольникова после преступления, психологическое состояние

какое мучение не испытывал раскольников после преступления
Раскольников
(актер Г. Тараторкин),
кадр из фильма 1969 г.

Бедный студент Родион Раскольников является главным героем романа «Преступление и наказание» Достоевского.

Молодой человек совершает страшное преступление, жертвами которого становятся старуха-процентщица Алена Ивановна и ее сводная сестра Лизавета.

В этой статье представлено описание душевного состояния Раскольникова после преступления в романе «Преступление и наказание», психологическое состояние героя.

Важно подчеркнуть, что душевные переживания Раскольникова не оправдывают его страшного поступка, а лишь характеризуют его как личность.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все материалы о Раскольникове

Душевное состояние Раскольникова после преступления, психологическое состояние героя

Раскольников до преступления

Важно понимать, что до совершения преступления Раскольников уже некоторое время находится в подавленном состоянии: из-за нехватки денег он плохо питается, носит старую одежду и редко меняет белье, у него апатия и хандра.

За несколько месяцев до преступления он бросил учебу в университете и перестал давать частные уроки. В этот период он ни с кем не общается, много времени проводит в своей каморке, лежа на диване. Накануне преступления он много думает о своей теории, которая и становится главной причиной убийства.

Раскольников после преступления

После совершенного преступления Раскольников чувствует слабость как физически, так и морально и практически заболевает. Он впадает в бредовое состояние, много спит, теряет аппетит, теряет ощущение времени. Душевные муки поглошают все его силы:

«. а сам дрожа всем телом. «Нет, не по силам…» — подумалось ему. Ноги его дрожали. «От страху», — пробормотал он про себя. Голова кружилась и болела от жару.» (сразу после преступления, часть 2 глава I)

«Скверно то, что я почти в бреду… я могу соврать какую-нибудь глупость…» (часть 2 глава I)

«Ну для чего ты отыскал меня в начале болезни? Я, может быть, очень был бы рад умереть. » (Раскольников — Разумихину, часть 2 глава VI)

«Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Вон, вон, так и есть!» (часть 2 глава I)

«А ведь кто знает! Может, я и впрямь помешанный, и все, что во все эти дни было, все, может быть, так только, в воображении…» (часть 4 глава II)

При этом Раскольников «разрывается» между двумя противоположными желаниями. С одной стороны, он хочет, чтобы его преступление поскорее раскрыли и избавили его от ужасной душевной муки:

«. такое отчаяние и такой, если можно сказать, цинизм гибели вдруг овладели им, что он махнул рукой и пошел дальше. «Только бы поскорей!..» (часть 2 глава I)

««Пропаду так пропаду, всё равно. » (часть 2 глава I)

««Если спросят, я, может быть, и скажу», — подумал он, подходя к конторе.» (часть 2 глава I)

««Войду, стану на колена и все расскажу…» — подумал он, входя в четвертый этаж.» (часть 2 глава I)

«Странная мысль пришла ему вдруг: встать сейчас, подойти к Никодиму Фомичу и рассказать ему все вчерашнее, все до последней подробности, затем пойти вместе с ними на квартиру и указать им вещи, в углу, в дыре. Позыв был до того силен, что он уже встал с места, для исполнения. «Не обдумать ли хоть минуту? — пронеслось в его голове. — Нет, лучше и не думая, и с плеч долой!» Но вдруг он остановился как вкопанный. » (часть 2 глава I)

«Всего стыднее, что очень уж глупо. Да и наплевать на это. » (часть 2 глава VI)

«Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться, Дуня. » (часть 6 глава VII)

«Раскольников до того устал за все это время, за весь этот месяц. » (часть 6 глава III)

«Я как-то слаб, Дуня; уж очень устал. » (часть 6 глава VII)

«Э… черт! Да и устал я: где-нибудь лечь или сесть поскорей!» (часть 2 глава VI)

«. слишком уж я желчен стал в последнее время. Веришь ли: я сейчас погрозил сестре чуть ли не кулаком за то только, что она обернулась в последний раз взглянуть на меня. Свинство — этакое состояние! Эх, до чего я дошел!» (часть 6 глава VIII)

«. решение его было принято. Костюм его был ужасен: все грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от усталости, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою. Всю эту ночь провел он один, бог знает где. Но, по крайней мере, он решился.» (часть 6 глава VII)

» — Иду. Сейчас. Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться, Дуня, но подумал, уже стоя над водой, что если я считал себя до сей поры сильным, то пусть же я и стыда теперь не убоюсь. Это гордость, Дуня?

Это было описание душевного состояния Раскольникова после преступления в романе «Преступление и наказание», психологическое состояние главного героя.

Источник

После преступления раскольников

Теория главного героя о двух типах людей

Преступление

Страдает ли герой из-за убийства старухи?

После совершения преступления Родион Раскольников терзается не от того, что он лишил жизни человека, а скорее от той реакции, которую он не ожидал от самого себя: ему страшно, отвратительно, противно, что он не тот, кем себя считал. В конце романа герой понимает, что самым большим преступлением было то, что он не смог поступить так, как следовало – перешагнуть и продолжать жить, как ни в чём не бывало. Он не выдержал душевных терзаний, пошёл и сдался в полицию, явился с повинной – лишь об этом жалеет герой, что он “тварь дрожащая”.

РАСКОЛЬНИКОВ ПОСЛЕ УБИЙСТВА напишите всего его действия и момент из отрывка.

ПОЖАЛУЙСТА НУЖНА ПОМОЩЬ

Совершив убийство, Раскольников поставил себя в противоестественные отношения к окружающим людям. Он вынужден постоянно, на каждом шагу, лгать себе и другим, и эта ложь, эта «игра» иссушают, опустошают душу героя. Преступлением Раскольников отрезал себя от людей.

При встреча Раскольникова с матерью и Дуней Раскольникова охватывают то же ощущение разъединенности, отчуждения. Естественные формы общения даже с близкими людьми кажутся ему невозможными:

«Еще немного, и это общество, эти родные, после трехлетней разлуки, этот родственный тон разговора при полной невозможности хоть о чем-нибудь говорить, стали бы, наконец,ему решительно невыносимы»

. Но живая натура героя, не охваченная теорией, увертывающаяся от ее беспощадной власти, не выдерживает отчужденной позиции.

Вопреки убеждениям и доводам рассудка его постоянно тянет к людям, он ищет общения с ними, пытается вернуть утраченные душевные связи. Но поведение героя невольно воспринимается со стороны как подозрительное: от него отмахиваются, его принимают за сумасшедшего. В острые минуты душевной депрессии Раскольников пускается в рискованную игру с Заметовым, чтобы на мгновение испытать чувство свободы, вырваться из подполья, из пустоты одиночества.Раскольникова тянет к Разумихину, как к человеку живойжизни, простому, цельному, энергичному и, главное, добросердечному.

К нему он идет сразу после убийства, чтобы попросить найти ему уроки для заработка, а на самом деле ища живую душу, способную отозваться на его страдание, разделить его муку.Волей-неволей он плетет вокруг себя сеть неизбежных подозрений. «Язык» фактов, материальные последствия преступления герой легко уничтожил, но он не может спрятать от людей «язык» души. Желание чем-то заполнить душевный вакуум начинаетпринимать уже болезненные, извращенные формы, напоминающие тягу к самоистязанию.

Героя тянет в дом старухи, и он идет туда, еще раз слушает, как отзывается мучительным, но все-таки живым чувством в иссохшей душе звон колокольчика, который в момент преступления глубоко потряс его. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения.

Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Сонечке Мармеладовой.

Именно ей, а не Порфирию решает поведать Раскольников свою страшную, мучительную тайну.

Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего». Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте.

Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете.

Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории.

Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».

Итог эксперимента

Гордость не давала жить Раскольникову там, в Сибири, на каторге: он стыдился себя за то, что оказался слишком слабым, чтобы реализовать свой план до конца. Он не смог помочь другим, сделал свою семью несчастной, не спас ни одной души и загубил свою. Родиона не мучает совесть за то, что он лишил жизни человека – этот факт он пережил достаточно спокойно.

Героя не радует то, что было целью преступления: добытые драгоценности и возможность спасти тысячи жизней. Все цели, желания уходят на задний план; совесть, гордость – не дают герою жить дальше. Только любовь даёт шанс Раскольникову обрести покой и примириться с людьми.

Статья будет полезна при подготовке к сочинению “Почему Раскольников страдает после преступления?”

Сочинение почему раскольников страдает и терзается после преступления

После преступления раскольников

С изумительным искусством рисует Достоевский в «Преступлении и наказании» состояние души Раскольникова после убийства. Прежде всего, он – весь во власти кого-то жалкого, животного страха. Деньгами он не воспользовался, – зарыл их в каком-то дворе и затем, больной, нравственно измученный, заперся у себя в комнате, весь порабощенный одним только инстинктом самосохранения, боясь, что его поймают, что его посадят.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Теперь «мания величия» сменяется у него «манией преследования». Прежних гордых мечтаний о том «новом слове», которое скажет он людям своим «делом» (убийством старухи), – не осталось и следа. «Наполеон» – обратился в затравленного зайца. Он заметает всяческие следы, он хитрит, подличает (сцена в участке; разговор с Никодимом Фомичом).

Потом он испытывает ужас одиночества. В теории он легко рвал связи свои с человеческим обществом, с его «принципами». Но когда он, на деле, порвал эти связи и оторвался от того целого, «круглого, цельного», о котором говорит и Толстой в «Войне и Мире» – он почувствовал одиночество: он со страхом чувствовал, что не может радоваться приезду матери и сестры, что трудно ему, «преступнику», дышать одним воздухом с ними, что порвались какие-то невидимые связи его с людьми. Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг охватывает всю его душу.

Он ясно ощущает, что не только с чувствительными экспансивностями, как давеча, но даже, с чем бы то ни было, ему уже нельзя более обращаться к этим людям в квартальной конторе, и, будь это все его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни; он никогда ещё до сей минуты не испытывал подобного странного, ужасного ощущения. И, что всего мучительнее, это более ощущение, чем сознание, непосредственное ощущение мучительнейшее ощущение из всех, до сих пор пережитых им в жизни ощущений.

Но эти беглые проблески прежнего эгоизма и мании величия не могли спасти его от сознания, что он – не великий человек, а – «вошь», что своего «нового слова» он не доказал, – что всей тяжестью легло на него проклятие его совести, – что он – не протестующий реформатор, а жалкий «отщепенец», «отверженец».

Но неожиданно как раз в это время ему удается совершить доброе дело, – все свои деньги он отдал осиротелой семье Мармеладова. Сознание сделанного доброго дела, радость, что чувство альтруизма не чуждо его душе, что не навсегда оторвался он от других людей, наполнила его существо.

«Он сходил тихо, не торопясь, весь в лихорадке и, не сознавая того, полный одного, нового, необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение.

«Довольно! – произнес он решительно и торжественно, – прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил!»»

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

Он смутно начинает сознавать, что спасение для него – в том, чтобы слиться опять с людьми, от которых он оторвался. Нужно было подчинить себя требованиям жизни человечества, – и чтобы войти в него, нужно согласиться на несение «наказания», нужно было открыть свое преступление. И вот, Раскольников чувствует позывы выдать себя в руки правосудия – но борется с этим чувством, пока на его пути не встречается Соня Мармеладова.

[1] «Если действительно всё это дело сделано было сознательно, а не по-дурацки, если у тебя действительно была определенная и твердая цель, то каким же образом ты до сих пор даже и не заглянул в кошелек и не знаешь, что тебе досталось, из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел?» – говорит он сам себе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *