какое можно выделить обучение если брать за основу классификации тип приобретения и передачи знаний

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

36. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Существует несколько классификаций методов обучения.

I . Наиболее известная из них – классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скатнина:

1) По характеру познавательной деятельности: выделяют следующие методы обучения:

эвристические; исследовательские; объяснительно-иллюстративные; проблемные; репродуктивные.

2) При эвристическом методе обучения учитель организует поиск новых знаний с помощью: подведения учащихся к постановке задачи; расчленения задачи на шаги; привлечения учащихся к участию в эвристической беседе; направления учащихся на овладение приемами поисковых действий.

3) При исследовательском методе учитель вместе с учащимися формирует задачу, в ходе которой ученики овладевают методами научного познания. При этом используются приемы: постановка совместно с учащимися исследовательских задач; организация исследовательской деятельности учащихся; направление учащихся на нахождение способов и приемов решения задач.

4) При объяснительно-иллюстрированном методе учитель передает учащимся информацию в «готовом» виде, используя различные средства обучения: объяснение; сообщение; рассказ.

5) При проблемном методе учитель создает и разрешает совместно с учащимися сложные ситуации. В данном случае необходимо использовать следующую методику: вычленить из учебного материала вопросы, которые могут стать предметом проблемной ситуации; подготовить противоречие; поставить себя на место учеников для оценки создавшейся ситуации; определить пути решения проблемной ситуации.

6) При репродуктивном методе учитель добивается от учащихся запоминания и последующего воспроизведения учебного материала, используя следующие методы: опрос по ранее изученному материалу; различные виды упражнений и показ алгоритмов их решения; многократное воспроизведение пройденного материала учащимися; выполнение упражнений учащимися.

7) По дидактическим целям методы обучения разделяются на несколько видов: методы приобретения новых знаний; методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

8) К группе методов приобретения новых знаний относятся:

— методы устного изложения;

9) Группу методов формирования умений и навыков составляют:

Источник

Методы, средства обучения. Классификация методов обучения

какое можно выделить обучение если брать за основу классификации тип приобретения и передачи знаний Лилия Ханова
Методы, средства обучения. Классификация методов обучения

Классификация методов обучения

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.

Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Рассмотрим три наиболее распространенные классификации методов обучения.

1. Классификация методов обучения по дидактической цели (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

формирования умений и навыков;

закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).

2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Перовский). Это более распространенная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово, наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.

Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику, групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).

В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся,места бесед в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные.

Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.

Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Работа с книгой (учебником) также является одним из важнейших словесных методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации.Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

конспектирование – краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица. Предпочтительнее конспектирование от первого лица, т. к. в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления;

тезирование – краткое изложение основных идей в определенной последовательности;

реферирование – обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы;

составление плана текста – разбивка текста на части и озаглавливание каждой из них; план может быть простой и сложный;

цитирование – дословная выдержка из текста.При таком приеме работы необходимо соблюдать следующие условия: цитировать корректно, не искажая смысла; приводить точную запись выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

рецензирование – написание рецензии, т. е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему;

составление справки. Справка – сведения о чем- либо, полученные в результате поисков. Справки бывают биографические, статистические, географические, терминологические и др. ;

составление формально-логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного;

составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу или всей дисциплине;

составление матрицы идей (решетки идей, репертуарной решетки) – составление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;

пиктографическая запись – бессловесное изображение.

Мы рассмотрели словесные методы обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы.

К наглядным методам обучения относятся такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т. п.).

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.

Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.

К письменным тесно примыкают графические упражнения Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т д.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой, развивают конструкторско-технические умения.

Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий используются комментированные упражнения. Сущность их состоит в том, что учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.

Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т. е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.

Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.

Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.

К особому виду относятся практические занятия, которые проводятся с использованием тренажеров, обучающих и контролирующих машин.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемых по источникам знаний. Эту классификацию неоднократно и достаточно обоснованно в педагогической литературе подвергали критике, так как она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, степень их самостоятельности в учебной работе.

3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (ИЛ. Лернер, М. Н. Скаткин).

Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т. е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, – экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Такая цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.

Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных временных затрат. Существуют и другие классификации методов обучения.

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В. В. Петрусинский)обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне; фармакопедия – обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. сети.

Методы и средства обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Методы и средства обучения дошкольников Методы и средства обучения дошкольников Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит.

Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика Процесс обучения – это соц. процесс, кот. зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Методы, средства обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.

Классификация методов и средств обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Источник

Доклад на тему : «Классификация методов обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Классификация методов обучения

В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, “многомерное образование”, обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.
Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим некоторые из них.
1. Классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Выделяются следующие признаки и методы:
а) пассивное восприятие — слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный);
б) активное восприятие — работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.
2. Классификация методов на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):
а) приобретение знаний;
б) формирование умений и навыков;
в) применение приобретенных знаний;
г) творческая деятельность;
д) закрепления;
е) проверки знаний, умений и навыков.
3. Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников и др.). Методами этой классификации являются:
а) словесные — живое слово учителя, работа с книгой;
б) практические — изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения).
4. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной
деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);
б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);
в) проблемное изложение знаний;
г) частично-поисковый (эвристический);
д) исследовательский.
5. Классификация методов, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные (М.И. Махмутов). Данная классификация представлена следующими методами:
а) методы преподавания: информационно — сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий;
б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.
6. Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). Эта классификация представлена тремя группами методов:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.),
репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),
методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в
учении;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
7. Классификация методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук).
8. Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении предложена немецким дидактом Л. Клинбергом.
а) Монологические методы:
— лекция;
— рассказ;
— демонстрация.
б) Формы сотрудничества:
— индивидуальные;
— групповые;
— фронтальные;
— коллективные.
в) Диалогические методы: – беседы.
9. Классификация методов К. Сосницкого (Польша) предполагает существование двух методов учения:
а) искусственное (школьное);
б) естественное (окказиальное).
Этим методам соответствуют два метода обучения:
а) преподносящее;
б) поисковое.
10. Классификация (типология) методов преподавания, изложенная в “Введении в общую дидактику” В. Оконя (Польша), представлена четырьмя группами:
а) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);
б) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем:
— классический проблемный метод (по Дьюи), модифицированный под польскую систему образования, в нем присутствуют четыре важных момента: создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера;
— метод случайностей (Англия и США) относительно прост и основан на рассмотрении небольшой группой учащихся описания какого-либо случая: формулировка учащимися вопросов объяснения этого случая, поиск ответа, ряда возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях и т.д.;
— ситуативный метод основан на введении учащихся в сложную ситуацию, задача понять и принять нужное решение, предвидеть последствия этого решения, найти другие возможные решения;
— банк идей — это метод мозгового штурма; основан на групповом формировании идей решения какой-либо задачи, проверке, оценке и выборе нужных идей;
— микро-преподавание — метод творческого обучения сложной практической деятельности, используется в основном в педагогических вузах; на видеомагнитофон записывается, например, фрагмент школьного урока, а затем проводится групповой анализ и оценка этого фрагмента;
— дидактические игры — использование игровых моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу. К их числу относятся: инсценированные забавы, т.е. игры, симулятивные игры, деловые игры (они не получили большого распространения в польской школе);
в) методы оценочные, называемые также экспонирующими с доминацией эмоционально-художественной активности:
— импрессивные методы;
— экспрессивные методы;
— практические методы;
— учебные методы;
г) практические методы (методы реализации творческих задач), характеризующиеся преобладанием практическо-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и создающей его новые формы: они связаны с выполнением различных видов работ (например, по дереву, стеклу, выращиванию растений и животных, изготовлению тканей и т.д.), разработкой моделей работ (рисунка), формированием подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка выполнения задания.
Основанием такой типологии методов является у В. Оконя идея постоянного развития творческих основ личности через структурирование преподаваемых знаний и методов преподавания. “Информация, которая необходима человеку, всегда предназначена для какой-то цели, а именно для познания структуры действительности, уклада окружающего нас мира природы, общества, культуры. Структурное мышление — это такое мышление, которое объединяет известные нам элементы этого мира. Если, благодаря удачному методу обучения, эти структуры укладываются в сознание молодого человека, то каждый из элементов в этих структурах имеет собственное место и связан с другими структурами. Таким образом, в представлении учащегося образуется своеобразная иерархия — от самых простых структур наиболее общего характера до сложных.
Понимание основных структур, имеющих место в живой и неживой природе, в обществе, в технике и искусстве, — может способствовать творческой деятельности, основанной на познании новых структур, подборе элементов и установлению связей между ними”.
11. Исходя из того, что целостный педагогический процесс обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики методов Б.Т. Лихачев называет ряд классификаций как бы составляющих классификацию классификацией. За ее основу он берет следующие:
— Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического развития.
— Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления.
— Классификация методов обучения по их роли и значению в развитии сущностных сил, психических процессов, духовно-творческой активности.
— Классификация методов обучения по их соответствию возрастным особенностям детей.
— Классификация методов обучения по способам передачи и получения информации.
— Классификация методов обучения по степени эффективности их идейно-воспитательного воздействия, “влияния на формирование сознания детей, внутренних мотивов” и стимулов поведения.
— Классификация методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса (методы этапа восприятия — первичного усвоения; методы-этапа усвоения-воспроизведения; методы этапа учебно-творческого выражения).
В выделенных Б.Т.Лихачевым классификациях отдается предпочтение последней как научно-практической, синтезирующей в обобщенном виде характеристики методов обучения всех других классификаций.
В ряд названных классификаций методов обучения можно было бы еще добавить десятка два-три. Все они не лишены недостатков, и в то же время имеют много положительных сторон. Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс — это динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение
их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса.
По-видимому, следует идти по пути их универсального сочетания и применения с целью достижения высокой степени адекватности решаемым учебным задачам. На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие — подчиненное положение. Одни методы в большей стегтени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Отметим и то, что невключение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность. Пожалуй, это сравнимо с отсутствием хотя бы одного из компонентов, даже в очень малой дозе, в составе лекарственного препарата (это снижает или вовсе изменяет его лечебные свойства).
Свои функции выполняют и методы, применяемые в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контроль но-коррек-ционная функции. Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет осознанно применять их.

Греческая философия (3 век до н.э)
300 лет до нашей эры Сократ (470-399 г до н.э.) привлекал учеников, задавая вопросы (этот метод известен как Сократов или диалектический). Он часто настаивал, что он в действительности ничего не знает, но его умение задавать вопросы позволяло другим обучаться путем самостоятельно сформированного понимания.

Платон (428-348 до н.э.), который был учеником Сократа и учителем Аристотеля, написал «Диалоги», которые вдохновляли мыслителей более двух тысяч лет. Платон назвал этот процесс диалектикой и считал его вершиной обучения. Одной из отличительных черт диалектического метода является то, что он подчеркивает коллективность как противовес одиночной деятельности. Это является формой вопрос-ответ в спорах «эксперта» с одной стороны и «исследователя» с другой. В диалогах то, что исследователь задает вопросы эксперту, часто открывает пробелы в рассуждениях. Именно через этот спор «вперед-назад» между друзьями (или противниками) понимание вопроса возрастает и становится открытым для изучающих. Такие философские последования параллельно и совокупно с полным образованием позволяют людям превосходить свои желания и разум, чтобы достичь истинного знания.

Платон основал то, что называется первым университетом – свою Академию (рядом с Афинами) приблизительно в 385 г. до н.э. Он также верил, что все знания являются врожденными и совершенствуются опытным изучением в период роста. Это были первые положения современной теории конструктивизма.

Наряду со многими людьми своего времени Аристотель (384-322 до н.э.) поставил акцент на всестороннее сбалансированное развитие. Игра, физические упражнения, музыка, споры и изучение науки и философии – все должны иметь свое место в процессе формирования тела, ума и души. Как и Платон, он видел, что такое обучение происходит в процесс жизни с различными акцентами в различные возрасты. Аристотель был первым, кто рассмотрел «зависимость» между идеями, способствовавших пониманию и вспоминанию. Он полагал, что пониманию способствует смежность, последовательность, схожесть и контраст.

Образование для работы берет свое начало около 2000 лет до н.э. (организованное ученичество) с гравирования в Египте. Таким образом, образование для работы было организовано таким способом, чтобы основные знания могли быть развиты в классах, а прикладные навыки могли быть развиты за работой. Правила для управляющего ученичества были включены в Законы Хаммурапи, который поместил кодекс своих законов в храм Шамш в 2100 г. до н.э. Однако ученичество в действительности не было широко распространенным до периода Средневековья. По мере совершенствования инструментов, по мере того, как становились более специализированными знания и навыки их использования, родители или другие люди не могли больше учить своих детей всему. Детей отдавали в ученики мастерам и ремесленникам, которые обладали специальными навыками и инструментами для определенного ремесла. В обмен на работу, мастер должен обучать ребенка ремеслу, в котором он сам является экспертом. Ученики обычно жили с мастерами, не получали оплаты, кроме как для пропитания, так как получение квалификации считалось весьма ценным.

Гильдии, организации людей, чьи интересы или дела совпадали или были близки, являлись важной частью ученичества, так как они устанавливали качественные стандарты для продукции и практики. Во время пика системы гильдий, йомены были защищены строгим регулированием часов, инструментов, цен и оплаты.

Сегодня термин приобрел другое значение. Сейчас, когда многие школы используют активные методы запроса, термин «педагогика» в действительности не применяется к пассивным методам. На самом деле сейчас он больше соотносится с термином «андрогогика» кроме случаев, когда он используется в отношении детей.

Иоганн Генрих Песталоцци (1776-1884)
Теории Песталоцци легли в основу современного элементарного образования. Он настаивал на индивидуальности ребенка и необходимости учить учителей, как развивать, нежели пытаться внедрить знания. В свое время его идеи повлияли на систему начального образования в западном мире, особенно в области подготовки преподавателей. В конце 1700-х годов Иоганн Генрих Песталоцци, швейцарский реформатор образования, применил теории Руссо на практике и, таким образом, стал первым психологом прикладного образования.

Песталоцци полагал, что мысль начинается с ощущений и учитель должен использовать чувства. Считая, что дети должны изучать предметы в их естественной среде, он развивал так называемый «предметный урок», который включал упражнения в обучающей форме, числа и язык. Ученики определяют и зарисовывают форму предмета, считают предметы и называют их. Студенты переходят от этих занятий к упражнениям по рисованию, письму, сложению, вычитанию, умножению, делению и чтению. Песталоцци использовал следующие принципы в преподавании (они рассматриваются как правильные даже сегодня):

1. Начинайте с конкретного предмета перед тем как перейти к абстрактным концепциям;
2. Начинайте с непосредственной окружающей обстановки перед тем как перейти к удаленной;
3. Начинайте с легких упражнений, перед тем как представить более сложные;
4. Всегда продвигайтесь постепенно, совокупно и медленно.

Гербарт был первым ученым, который отличал процесс инструктажа от непосредственного дела. Согласно Гербарту, интерес развивается, когда уже сильные и яркие идеи готовы принять новым, таким образом, прошлые ассоциации мотивируют апперцепцию текущих. Гербартанианизм, полагающий, что изучение следует из построения последовательности идей, важных для индивида, дает учителям подобие теории мотивации.

Он также выделяет изучение психологического процесса познания как средство изобретения образовательных программ, основанное на склонностях, способностях и интересах студентов. Успех методов Гербарта лежит в их принятии в системах обучения преподавателей в многочисленных странах.

Основываясь на его работах, последователи Гербарта разработали обучающий метод, состоящий из 5 шагов:

1. Подготовить учеников к новому уроку.
2. Представить новый урок.
3. Провести взаимосвязь нового урока с изученными ранее идеями.
4. Использовать примеры для иллюстрации главных моментов урока.
5. Проверить учеников, чтобы убедиться, что они освоили новый материал.

Вестибюльное обучение
В начале 1800-х благодаря индустриальной революции создавались фабричные школы, в которых рабочие могли заниматься в классах в стенах фабрики. Ученическая система была неадекватна из-за количества учеников, которых было необходимо обучить, так как машины Индустриальной революции увеличивали способности фабрики производить товары. Владельцам фабрик были быстро необходимы обученные рабочие, потому что был большой спрос на производимые товары.

До конца 1800 г. метод, который сочетал пользу классных комнат с пользой обучения на рабочем месте, называемый вестибюльным обучением, стал популярной формой тренировок. Класс располагались так близко, насколько позволяли условия, к отделу, для которого обучались рабочие. Класс был оборудован такими же машинами, которые использовались в производстве. Обычно приходилось от шести до десяти учеников на обучающего, которыми являлись квалифицированные рабочие или инструкторы из компании.

Вестибюльное обучение имеет ряд преимуществ. Рабочие обучаются так, как будто они на работе, но это не смешивалось с более жизненной задачей производства. Передачи навыков и знаний на рабочем месте не требовалось, пока классная комната являлась моделью рабочей среды. Классы были маленькие, поэтому ученики получали немедленную обратную связь и могли задавать вопросы более просто, чем в больших классах. Его главным недостатком является то, что это достаточно дорого, так как дублирует производственную линию и имеет маленькое соотношение учеников к учителю.

Хотя классическое Гарвардское дело весьма всесторонне по своей природе, нет необходимости в том, чтобы дела, используемые в обучении, были длинными и подробными, чтобы заинтересовать и поощрить творческие усилия учеников.

В 1883 г. первой программой корреспондентского обучения в США, завоевавшей академическое уважение, получив признание в штате Нью-Йорк как действенная образовательная программа, стал Институт Chautauqua (Четоква), который готовил учителей воскресных школ.

Корреспондентское обучение развивалось в середине 19 века в Великобритании, Германии и Соединенных Штатах и быстро распространялось. В 1840 г. английский педагог Сэр Исаак Питман обучал по почте стенографистов. Движение по расширению университета выросло из лекций вне университета, которые читал шотландский педагог Джеймс Стюарт из Кембриджского университета, Англия.

Многие педагоги считают корреспондентское обучение предвестником дистанционного образования, которое является инструктажем, использующим различные коммуникационные технологии, таких как Интернет, телефон радио или телевидение. Корреспондентское обучение обеспечивает инструктаж почти в любой отрасли для культурного развития и для технической и профессиональной подготовки.

Подготовь рабочих. Создай непринужденную обстановку. Выясни, что они уже знают о работе. Заставь их заинтересоваться изучением. Создай правильную ситуацию.

Представь процесс. Рассказывай, показывай, иллюстрируй и спрашивай тщательно и терпеливо. Выдели ключевые моменты. Объясняй ясно и полно, рассматривая одновременно один вопрос, но не более того, чем они могут овладеть.

Испытай работу. Проверь, как они выполнят работу. Заставь их рассказать и показать работу тебе, заставь их объяснить ключевые моменты. Задавай вопросы и требуй правильные ответы. Продолжай до тех пор, пока не выяснишь, что они знают.

Развивай. Заставь их полагаться на самих себя, когда им потребуется помощь. Проверяй часто. Поощряй вопросы. Заставь их искать ключевые моменты, когда их уровень повысится. Снижай количество дополнительных занятий и заканчивай обучение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *