какое может быть телосложение у девочки
Основные типы телосложения учащихся
Бекмансуров Х.А. Паспорт здоровья учащихся в общероссийской системе мониторинга. – Елабуга: ООО «Принт-Мастер», 2007. – 248 с.: ил.
Данное методическое пособие является приложением к книге автора «Паспорт и физкультурный комплекс здоровья и творчества», рекомендованной для издания Федеральным агентством по физической культуре и спорту. В книге представлены опробованные на практике документы и инструкции, необходимые для организации введения паспорта здоровья в образовательных учреждениях; предлагаются новые формы таблиц; описываются методы оценки гармоничности физического развития детей и подростков, позволяющие осуществить индивидуально-типологический подход в физическом воспитании учащихся, учитывая их тип телосложения.
Пособие предназначено для руководителей органов управления образованием, учителей физической культуры, классных руководителей, медицинских работников образовательных учреждений, преподавателей и студентов вузов, а также методистов по организации и проведению мониторинговых исследований.
Нет человека, который был бы безразличен к своей внешности. Встретился вам незнакомец. Выражение его лица, состояние кожи, походка, осанка, голос и многое другое, что мы интуитивно замечаем и оцениваем, позволяют составить первое впечатление о возрасте человека, его самочувствии, настроении, развитии мышц и т.д. Такие сведения необходимы нам для первой ориентировочной оценки своего физического развития.
Для начала уясним, что это такое. Под физическим развитием следует понимать комплекс морфологических особенностей строения тела, его размеры, а также функциональные возможности организма. Поэтому при проведении самоконтроля определяют морфологические показатели – рост, вес, окружность груди и конечностей, а также некоторые функциональные показатели.
Тесты физической подготовленности для учащихся включают тесты общероссийской системы мониторинга, Президентского многоборья и виды испытаний нового физкультурно-спортивного комплекса ГТЗО. Они приведены в бланке паспорта здоровья. Одним из критериев физического развития является тип телосложения, т.е. размеры тела и его частей, их пропорции и формы. Более широкое понятие «конституция» включает в себя еще степень жироотложения и развития мускулатуры, психологические характеристики и другие признаки.
Предложено множество классификаций конституции человека. Весьма популярна в нашей стране классификация М.В. Черноруцкого, согласно которой выделяют астенический (узкокостный), нормостенический (нормокостный) и гиперстенический (ширококостный) типы конституции (см. схему 1).
Астеники отличаются преобладанием продольных размеров тела над поперечными. Они обычно худощавые, стройные, с длинными и тонкими конечностями, длинной и узкой грудной клеткой. Мышцы развиты относительно слабо.
Нормостеники имеют пропорциональное соотношение поперечных и продольных размеров тела. По сравнению с астениками они более широкогруды и мускулатура у них развита сильнее.
Гиперстеников отличает преобладание поперечных размеров над продольными. Туловище у них относительно длинное, массивное, конечности короткие, грудная клетка широкая.
В некоторой мере тип конституции ребенка можно определить уже в 7–8 лет и довольно точно – в 11–12 лет.
В нашей стране телосложение детей и подростков также оценивается по схеме В.Г. Штефко – А.Д. Островского, в соответствии с которой выделяют четыре основных типа: астеноидный (греч. Asthenes – «слабый, тонкий»), торакальный (от греч. Thorakos – «грудь»), мышечный и дигестивный (см. схему 3). Дигестивный тип конституции в переводе с английского означает «пищеварительный». Такое название связано с тем, что широкая грудная клетка дигестивников прячет под ребрами относительно крупные органы пищеварения.
Каждый тип в первую очередь отличается неодинаковой степенью развития мускулатуры и жироотложения. Также необходимо учитывать форму грудной клетки, живота, спины (С.С. Дарская, 1975).
Форма грудной клетки мало изменяется с возрастом. Она может быть плоской (узкой и длинной), цилиндрической (бочкообразной), конической (иметь вид усеченного конуса с вершиной вверху и основанием внизу). Форма живота – впалая, прямая и выпуклая. Форма спины – сутулая, прямая и уплощенная.
Все эти признаки можно определить визуально, т.е. на глаз. Комбинируясь и образуя отдельные варианты, они накладывают характерный отпечаток на фигуру человека. Соответственно этому выделяют несколько типов телосложения.
Для астеноидного типа (А) характерны тонкий костяк, узкие плечи и таз, уплощенная грудная клетка – она вытянута и часто сужена книзу. В большинстве случаев спина сутулая (с резко выступающими лопатками), живот впалый или прямой. Мускулатура развита слабо, тонус ее вялый. Жироотложение незначительное, поэтому хорошо видны ребра, кости плечевого пояса. Форма ног чаще всего О-образная. Ноги могут быть и прямыми, но в этом случае все равно не смыкаются в области бедер.
Торакальный тип (Т) – грацильный, относительно узко сложенный. Грудная клетка обычно цилиндрической формы, реже немного уплощена, спина прямая, иногда выступают лопатки, живот прямой. Жироотложение и мускулатура развиты умеренно, мышечная масса невелика, однако тонус ее высок. Среди девочек-подростков торакального типа встречаются и такие, у которых жировая ткань развита плохо, особенно в период резкого увеличения длины тела. Однако в отличие от их сверстниц астеноидного типа у школьниц торакального типа хорошо развита грудная клетка, довольно высок мышечный тонус.
У представителей мышечного типа (М) более массивный скелет, чем у их одноклассников торакального типа. Грудная клетка цилиндрической формы (почти одинакового диаметра по всей длине), живот прямой с рельефно выраженной мускулатурой. Мышечная ткань развита хорошо (значителен как объем мышц, так и их тонус), жироотложение среднее, костный рельеф сглажен. Форма ног в основном правильная, нормальная. От подростков астеноидного и торакального типов они больше отличаются поперечными (ширина плеч, таза), чем продольными (длина ног, рук, туловища), размерами.
Школьники-подростки дигестивного типа (Д) имеют крупный, массивный скелет. Грудная клетка у них конической формы – короткая, расширенная книзу. Живот выпуклый, округлый, обычно с жировыми складками. Спина прямая или слегка уплощенная. Мышечная масса обильная и имеет хороший тонус. Жировые складки образуются на спине, боках, животе, вследствие чего костный рельеф плохо просматривается. У подростков этого типа телосложения (по сравнению с другими) наибольшая ширина плеч и таза. Форма ног обычно Х-образная или нормальная.
Кроме этих основных типов телосложения, существуют смешанные, переходные – астено-торакальный (АТ), идеальный (И), мышечно-дигестивный (МД). В первой части сложных терминов такого рода указывается название того типа телосложения, признаки которого преобладают. Что касается длины тела, то в силу своей генетической детерминированности (наследственности) она может быть различной у подростков одного и того же типа телосложения (см. схему 3).
Схемы основных конституционных типов телосложения
Введение паспорта здоровья имеет целью создать систему целенаправленной индивидуальной работы по физическому воспитанию детей с раннего возраста и отслеживать ее результаты в течение всех лет учебы – с 1-го по 11-й классы; объединить усилия педагогических коллективов учреждений образования, медицинских работников, родителей в воспитании здорового и физически крепкого ребенка; систематизировать контроль за физическим развитием учащихся и студентов, привить им навыки физического самосовершенствования и самооценки состояния организма; сделать учащегося и студента активным созидателем и творцом своего здоровья и работоспособности; помочь каждому из них найти и развивать свое природное призвание.
Внедрение паспорта физического здоровья (ПФЗ) в практику работы учреждений образования предусматривает введение системы ежегодного тестирования и определения достоверного уровня физической подготовленности всех учащихся по предложенным тестам.
Первое заполнение ПФЗ нужно начинать в 1-м классе, чтобы иметь данные в динамике. Учителя начальных классов до заполнения карточек знакомят родителей с их содержанием и назначением, с требованиями к физической подготовленности детей и дают им задание: дома в спокойной обстановке определить у детей пульс в положении сидя и, проведя ортостатическую пробу, измерить пульс в положениях лежа и стоя. Полученные показатели учитель заносит в паспорт: данные пульса в положениях лежа и сидя записываются в числителе, а данные ортостатической пробы в положении стоя – в знаменателе.
Результаты медосмотра учителя начальных классов или классные руководители совместно с медработниками записывают на лицевую сторону паспорта. Оборотную сторону паспорта заполняют учителя начальных классов и учителя, ведущие предмет «физическая культура».
в графе «Длина и масса тела» в числителе указывают данные измерений, а в знаменателе – состояние осанки (нормальная, лордоз, кифоз, сколиоз) и через косую черту (/) – состояние стопы (нормальная, уплощенная, плоская);
в графе «Сила рук» в числителе указывают данные динамометрии, а в знаменателе – результаты измерений веса и роста и силового индекса (СИ);
в графе «Окружность грудной клетки» (ОГК) в числитель заносят данные трех измерений (пауза – вдох – выдох), а в знаменателе – экскурсию грудной клетки и индекс Эрисмана (ИЭ);
в графе «Гармоничность физического развития» (ФР) в числителе под цифрой 1 указывают данные оценки уровня физического развития по росту («выс», «в/ср», «ср», «н/ср», «н» – низкий рост). Под цифрой 2 (масса тела) и 3 (ОГК) проставляют знаки: «Г» – гармоничное, «Н» – нормальное, « » – избыток массы или превышение окружности грудной клетки. Так можно оценивать физическое развитие учащихся, пользуясь обычными стандартами, например, для московских, казанских, ижевских школьников. А пользуясь типологическими таблицами, приведенными в данном пособии, следует ставить под цифрами 2 (масса тела) и 3 (ОГК) следующие знаки: Д, т.е. сразу видно, какому типологическому интервалу соответствуют показатели физического развития каждого учащегося. В знаменателе (и в первом, и во втором случае) указывают показатель крепости телосложения (индекс Пинье) и тип телосложения, вычислив его индекс;
в графе «Жизненная емкость легких» (ЖЕЛ) и «Частота дыхания» (ЧД) в числителе через дефис указываются данные измерений, а в знаменателе – результаты пробы Бутейко: контрольная пауза (КП) и максимальная пауза (МП) (в сек.). Дыхательные пробы проводятся под наблюдением медицинского работника;
в графу «Ортостатическая проба» заносится результат выполнения домашнего задания: в числителе слева указывают результаты измерения пульса за 1 мин. в положении лежа, а справа – в положении сидя (во время измерения артериального давления медработник, сверяя результаты измерения пульса учащегося с данными своих измерений, обводит данный показатель в кружок при совпадении или ставит рядом результат своих измерений). В знаменателе указывают результат трех измерений пульса в положении стоя (на 2-й, 4-й и 6-й минутах);
в графу «Систолическое и диастолическое (С/Д) артериальное давление» (АД) заносят результаты измерений, а в знаменатель – индекс Кердо и индекс тренированности (ИТ);
в графе «Острота зрения» в числитель заносят результат проверки, а в знаменатель – оценку (нормальное, снижено и т.д.);
в графе «Группа здоровья и медицинская группа» в числителе римской цифрой указывают группу здоровья (I, II, III, IV) и через тире записывают медицинскую группу для занятий физкультурой (основная, подготовительная, специальная), а в знаменателе – количество и длительность перенесенных заболеваний, т.е. число заболеваний за учебный год и через косую черту (/) – число пропущенных дней по болезни;
в графе «Вид спорта» в числителе указывают вид спорта и разряд или знак минус («–»), если учащийся не занимается в спортивных секциях, а в знаменателе – вид дополнительных занятий, кружков;
в графе «Средний балл успеваемости» слева указывают результат за первое полугодие, справа – за второе полугодие, а в знаменателе – особые успехи, достижения в отдельных предметах, олимпиадах.
Результаты тестирования и выполнения детьми домашних заданий, а также ход ведения паспорта систематически рассматриваются на педагогических советах и родительских собраниях.
Забота о здоровье детей – дело не одного дня, оно рассчитано на постоянную, систематическую и конкретную работу с каждым ребенком, поэтому ПФЗ должен стать обязательным документом в учреждениях образования. Введение паспорта здоровья актуально и для высших учебных заведений, особенно для педагогических вузов, преподаватели и студенты которых могут оказать большую помощь по его внедрению и проведению мониторинга в учреждениях образования.
Классификация соматотипов детей по Штефко-Островскому
Описана классификация типов телосложения детей по Штефко-Островскому: астеноидного, торакального, мышечного и дигестивного. Кратко описан жизненный путь В.Г. Штефко. Приведено соотношение основных соматотипов детей в зависимости от возраста.
Классификация соматотипов детей по Штефко-Островскому
Продолжаем тему соматотипов человека и теперь рассмотрим ее применительно к детям. Самая известная в нашей стране классификация соматотипов детей предложена В.Г. Штефко и А.Д. Островским в 1929 году. Как указывается в некоторых источниках, первоначально эта классификация предназначалась для определения соматотипов как детей, так и взрослых. Однако в настоящее время используется исключительно по отношению к детям. За рубежом соматотипирование детей осуществляется по схеме Хит-Картера.
Но прежде чем мы перейдем к соматотипам детей, немного о В.Г. Штефко.
Владимир Германович Штефко
Владимир Германович Штефко (1893-1945) – выдающийся биолог, патологоанатом, антрополог, основатель отечественной школы возрастной морфологии (рис.1).
Рис.1. Владимир Германович Штефко
В.Г. Штефко окончил два факультета Московского университета. В 1915 году — медицинский факультет, а в 1916 году – естественное отделение физико-математического факультета. В 1919 году в Таврическом университете (Крым) он защитил магистерскую, а в 1920 году – докторскую диссертацию. В 1921 году – В.Г. Штефко работал в должности профессора анатомии Харьковского университета и Харьковского педагогического института. С 1924 по 1945 г.г. – он заведовал паталогоанатомическим отделением центрального туберкулезного института Минздрава СССР, а также с 1924 по 1933 г.г. работал в должности профессора кафедры антропологии Московского государственного университета.
В это время под руководством В.Г. Штефко выполнены многочисленные кандидатские и докторские диссертации. Он руководил большим количеством работ в Институте профзаболеваний им. В.А. Обуха, Институте охраны здоровья детей и подростков, санатория ВЦСПС им. Ленина, Московского зоопарка, Института школьной гигиены, Института кожного туберкулеза, Московского областного туберкулезного института.
Основными направлениями научных исследований В.Г. Штефко и его учеников были туберкулез (патология и морфогенез) и воздействие голода (многолетнего хронического недоедания) на детский и взрослый организм.
Немного о его работе, связанной с голодом. Анализируя изменения в росте крымских детей, перенесших голод, В. Г. Штефко сделал вывод, что « … женский организм в борьбе с внешними условиями более стоек, чем мужской. На этом основании, то преобладание в росте у девочек, которое бросается в глаза, в особенности в годы тяжелого существования, должно быть отнесено именно на большую стойкость женского организма, чем мужского». Второй важный вывод, сделанный В.Г. Штефко свидетельствует о том, что «…влияние голодания на рост наиболее пагубно действует в возрасте между 12 и 13 годами и между 8 и 9», таблица 1.
Таблица 1 – Рост детей, перенесших голодание в Крыму в 1922-1923 гг. (В. Штефко, 1925)
лет
Примечание: n – количество исследуемых (объем выборки); М – среднее арифметическое; s — стандартное отклонение; V – коэффициент вариации.
Наши данные о физическом развитии детей, перенесших блокаду Ленинграда (И.М. Козлов, А.В. Самсонова, 2001) подтвердили результаты, полученные В.Г. Штефко (1925). Кроме того, нами установлено, что у дошкольников резко изменяются пропорции тела: отношение верхней части тела детей 4-5 лет к нижней такое же, как у новорожденных (рис. 2). Это означает, что под влиянием голода у детей, перенесших блокаду, была значительно уменьшена длина нижних конечностей по сравнению с довоенными сверстниками.
Рис.2. Пропорции детей и взрослых
В годы Великой Отечественной войны В.Г. Штефко выполнял ряд научных исследований, важных для возвращения в строй раненных. Однако в октябре 1945 года Владимир Германович добровольно ушел из жизни. Те, кто хорошо его знали считали, что основной причиной был конфликт с руководством из-за методологии его научных исследований (В.В. Серов, 1995).
За свою короткую жизнь (52 года) В.Г. Штефко опубликовал более 220 научных статей и 25 монографий. По этому поводу В.В. Серов (1995) написал в статье, посвященной 100-летию со дня рождения В.Г. Штефко «… прошло сто лет со дня рождения Владимира Германовича, а другой, ему подобный, еще не родился».
Соматотипы детей по В.Г. Штефко и А.Д. Островскому
В.Г.Штефко и А.Д.Островский (1929) выделили четыре чистых типа телосложения: астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный. Оценка производилась визуально, по внешним признакам (рис.3). Эту классификацию даю по учебнику М.Г. Ткачук, Е.А. Олейник, А.А. Дюсеновой «Спортивная морфология» (2019).
Астеноидный тип
Астеноидный тип характеризуется удлиненными конечностями. У детей этого соматотипа грудная клетка удлиненная, плоская, суженная книзу. Эпигастральный угол острый[1]. Спина сутулая с резко выступающими лопатками, живот прямой. Из-за слабо выраженного подкожно-жирового слоя хорошо виден рельеф плечевого пояса и грудной клетки.
Торакальный тип
Торакальный тип (от латинского thorax – грудная клетка) отличается от астеноидного значительным развитием грудной клетки. Она имеет цилиндрическую форму, слегка уплощена, эпигастральный угол прямой. Спина нормальная, иногда с выступающими лопатками.
Мышечный тип
Мышечный тип характеризуется массивностью скелета с четко выраженными дистальными эпифизами костей. Грудная клетка цилиндрическая, округлая, одинакового размера по всей длине. Эпигастральный угол прямой. Спина с нормально выраженными изгибами, жироотложение умеренное, костный рельеф сглажен.
Дигестивный тип
Дигестивный тип характеризуется обильным жироотложением, конической формой грудной клетки, тупым эпигастральным углом. Живот выпуклый округлый, с жировыми складками. Спина нормальная или уплощенная, костный компонент хорошо выражен, скелет массивный. Из-за обильного жироотложения костный компонент сглажен.
Рис.3. Типы телосложения детей (М.Г. Ткачук, Е.А. Олейник, А.А. Дюсенова, 2019)
Кроме «чистых» типов существуют и переходные, когда скелет детей несет черты двух смежных «чистых» типов. Примером могут служить торакально-мышечный и мышечно-торакальный типы, когда на первое место ставится название того типа конституции, черты которого преобладают у данного человека.
Если ребенка по сочетанию признаков нельзя отнести ни к одному типу, то его соматотип оценивается как неопределенный.
Соотношение основных соматотипов детей в зависимости от возраста
В таблице 2 представлено соотношение основных соматотипов мальчиков и девочек 7-17 лет, полученное при обследовании большой группы детей (Т.В. Панасюк, 2005). Отчетливо видно, что у детей в любом возрасте как у мальчиков (юношей), так и у девочек (девушек) преобладает торакальный соматотип.
Таблица 2 – Соотношение основных типов телосложения у мальчиков (юношей) и девочек (девушек) в возрасте от 7 до 17 лет (Т.В. Панасюк, 2005)
Возр.лет | n | А | Т | М | Д | n | Возр. лет | А | Т | М | Д |
МАЛЬЧИКИ (%) | ДЕВОЧКИ (%) | ||||||||||
7 | 168 | 15,5 | 48,8 | 32,1 | 3,7 | 114 | 7 | 17,5 | 47,4 | 21,1 | 14,0 |
8 | 152 | 17,0 | 46,0 | 28,9 | 8,1 | 105 | 8 | 22,0 | 50,8 | 13,6 | 13,6 |
9 | 96 | 16,7 | 39,6 | 37,5 | 6,2 | 110 | 9 | 16,4 | 49,2 | 16,4 | 19,0 |
10 | 100 | 12,0 | 46,0 | 34,0 | 8,0 | 92 | 10 | 17,4 | 52,2 | 17,4 | 13,0 |
11 | 128 | 9,8 | 51,0 | 34,2 | 4,2 | 86 | 11 | 27,9 | 48,8 | 16,3 | 7,0 |
12 | 117 | 12,8 | 53,8 | 23,1 | 10,0 | 96 | 12 | 20,8 | 43,8 | 25,0 | 10,4 |
13 | 80 | 18,6 | 43,8 | 31,3 | 6,3 | 95 | 13 | 31,6 | 52,6 | 10,5 | 5,3 |
14 | 81 | 18,5 | 40,8 | 29,6 | 11,1 | 95 | 14 | 15,8 | 57,9 | 21,1 | 5,3 |
15 | 110 | 19,1 | 40,9 | 30,9 | 9,1 | 84 | 15 | 14,3 | 50,0 | 28,6 | 7,1 |
16 | 84 | 16,6 | 50 | 25 | 8,3 | 100 | 16 | 15,0 | 55,0 | 25,0 | 5,0 |
17 | 90 | 22,5 | 44,4 | 23,1 | 10,2 | 108 | 17 | 12,9 | 59,0 | 24,4 | 3,7 |
Примечание: n – количество обследованных детей; А – астеноидный тип, Т – торакальный тип, М – мышечный тип, Д – дигестивный тип.
Т.В.Панасюк (2005) указывает, что выделенные соматотипы различаются не только морфологически, их носители имеют разные уровни обмена веществ, развития моторики, скоростно-силовых качеств и физической работоспособности. Также они отличаются по эндокринному статусу, психо-физиологическим характеристикам, дерматоглифике и многим другим показателям.
Литература
[1] Эпигастральный (надчревный) угол – угол между 12 парой ребер.