какое может быть поведение человека

Классификация видов поведения людей

Поведение людей в обществе

Человек как личность имеет неразрывную связь с окружающей средой и социумом, и через деятельность влияет на них. Поэтому в контексте этой взаимосвязи важное значение имеет осмысление человеческого поведения как составной части деятельности.

Поведение человека с точки зрения психологии — внешнее выражение деятельности, порядок действий индивида, который нацелен на обеспечение необходимых условий его существования и выражается через определенный набор поступков, направленных воздействий.

Человеческое поведение приобретает социальное содержание, становится личностным в случае коммуникации с другими людьми. При данных обстоятельствах человек действует как наделенный разумом субъект, который осознает свои действия, а, следовательно, его поведение можно назвать осознанным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Поведение человека в обществе — обширное понятие, включающее в себя все виды взаимодействия человека с окружающим миром. Оно предполагает ответное реагирование человека на происходящие события, его стремления и умения следовать общественным правилам и нормам, а основывается на человеческих потребностях в социальных контактах. Потребности обуславливают действия, направленные на коммуникацию с внешним миром.

Обязательные факторы поведения — мотивы и цели. Мотивы — движущая сила поведенческих действий, определяют их порядок. Поведенческие действия делятся на две группы:

Человеческая психика старается перевести опыт разных жизненных ситуаций в автоматические поведенческие действия.

На поведение человека оказывают наибольшее влияние следующие категории:

Если установить индивидуальные особенности человека по данным категориям, можно предвидеть его поведенческие реакции в различных жизненных обстоятельствах.

Виды поведения человека в психологии

В научной литературе фигурирует много видов поведения человека, однако единой научно обоснованной и упорядоченной классификации не существует.

Какие существуют основные, классификация

Виды поведения можно условно разделить по следующим критериям:

Также существуют и другие виды: пищевое, насильственное, виктимное, ролевое и иные.

Агрессивное поведение

Множество проблем человечества связаны с проявлением агрессии (преступления, войны, насилие).

Агрессивное поведение – направленные действия, примененные с целью нанесения физического вреда другому человеку либо негативного влияния на его психику.

Понятие «агрессия» используется для обозначения формы поведения, выраженной враждебностью, недоброжелательностью к окружающим, а категория «агрессивность» обозначает психическую склонность личности к агрессивному образу действий. Часто агрессия ассоциируется с проявлением таких эмоций, как злость, ненависть, гнев.

Но бывает, что агрессивные поступки по отношению к другому человеку применяются с холодным расчетом, в уравновешенном состоянии. Также агрессия может быть обращена в сторону людей, значимых для самого агрессора. Объект агрессии, как правило, стремится избегать подобного отношения к себе.

Для агрессивного поведения характерна кратковременность и ситуативность проявления. Оно выражается в виде:

Если агрессивное действие одиночное, то оно может быть проявлением ситуативной реакции, но если оно систематически повторяется — это демонстрация агрессивного поведения.

Главные цели агрессора:

Основные формы агрессии:

Показатель открытости проявления позволяет разделить агрессию на следующие группы:

В зависимости от цели выделяют:

Дифференциация агрессивного поведения человека в зависимости от меры личностного вовлечения:

Относительно уровня активности выделяют:

По способу выражения агрессию разделяют на виды:

Также известна агрессия: сознательно контролируемая и импульсивная; направленная на самого себя или на других людей; обусловленная раздражителем или побуждением; реактивная и проактивная.

По части выраженности психопатологической составляющей агрессивное поведение бывает:

Но агрессивное поведение не всегда связано с желанием нанести ущерб другому человеку. В некоторых сферах человеческой деятельности присутствует агрессия, не имеющая вредоносной цели (например, спортивные состязания, переговорный процесс, военная служба). Таким образом, агрессивный образ действий может быть направлен как на причинение вреда, так и на преодоление преград, борьбу с трудностями без плохих намерений.

В этом контексте выделяют:

На степень агрессивности человека влияют врожденные (генетика, холерический темперамент) и приобретенные (преобладание агрессии в социальном окружении) факторы. Также формированию агрессивного поведения содействуют следующие характеристики личности:

Агрессия может возникнуть и под влиянием некоторых обстоятельств и состояния здоровья:

Уровни агрессивного поведения:

Агрессивное поведение может быть не только индивидуальным явлением, но и групповым. Для агрессивных групп (к примеру, религиозных сект, подростковых группировок) характерны такие явления, как конформизм, отождествление, внушение, сплоченность, снижение индивидуальной ответственности. Агрессивное поведение способно быстро распространяться, особенно в условиях группы. Оно имеет положительные и отрицательные стороны.

Здоровая агрессия отличается защитной направленностью, необходима для выживания, стимулирует к достижению целей. Но агрессивное поведение как системное явление имеет разрушительный характер, становится опасным для самого агрессора и окружающих его людей.

Пассивное поведение

Пассивное поведение — форма поведения, которая состоит в нежелании отстаивать собственные права, поступаться интересами.

Человек, склонный к данному виду поведению:

Уклонение от активных действий определяет пассивную позицию человека как по отношению к жизни, так и к социальным взаимосвязям. Вовлечение в конфликтную ситуацию, агрессивные действия против такого человека только усиливают его пассивность. Люди с пассивным поведением не видят необходимости решать задачи, не являющиеся жизненно важными, и считают инертность способом избежать трудностей и неурядиц.

С ними сложно коммуницировать из-за постоянной демонстрации равнодушия, пребывания в «обиженном» состоянии. Главные причины затруднений в общении:

Люди, склонные к пассивному поведению, верят в судьбу, которая должна вручить все необходимые жизненные блага. Они не делают сознательного жизненного выбора, перекладывая ответственность на удачу, случай, окружение, в особенности на родных людей.

Выделяют четыре типа пассивного поведения.

Раздражение и агрессия — предельные проявления пассивного поведения. Пассивное начало настолько возрастает, что появляется чувство обреченности, безысходности. Это побуждает к нездоровым поведенческим реакциям.

Пассивно-агрессивное поведение

Человек, склонный к нему, подавляет открытые выражения гнева, но пытается выразить свою враждебность через непрямые обиды, строптивость, неприветливость, игнорирование просьб. Часто пассивно-агрессивное поведение возникает при невозможности выразить агрессивные чувства открыто.

Пассивное поведение не обязательно является признаком патологии, оно может быть естественным состоянием. Его позитивные стороны:

Негативные стороны пассивного поведения:

Пассивное поведение может быть личностной характеристикой, комфортным состоянием человека.

Ассертивное поведение

Ассертивное поведение — уверенный образ действий, при котором человек открыто выражает свою позицию, защищает собственные права, но при этом уважает чувства, интересы оппонента.

Ассертивность предусматривает свободу принимать решение и ответственность за свой выбор. Человек четко видит свои цели и движется к ним, не нарушая прав окружающих, а при коммуникации действует открыто. Также для ассертивной личности характерны следующие признаки:

Обычно при ассертивном поведении люди информируют окружающих о своих целях, предполагают, каким образом лучше взаимодействовать, предпринимают действия, опираясь на составленный план. Общение осуществляется без применения угроз, претензий, негативных высказываний. Это результативный способ коммуникации.

Ассертивное поведение предусматривает регулирование собственного поведения, принятие решения на основе здравого смысла, а не эмоций, отсутствие явной зависимости от мнения и оценки других людей. Это своеобразный компромисс между агрессией и пассивностью.

Позитивные свойства ассертивного поведения:

Негативные стороны ассертивности:

В критических ситуациях ассертивные люди могут проявлять агрессию. Но они получают большее преимущество в различных обстоятельствах, чем агрессивные и пассивные люди. Люди с ассертивным поведением обычно удовлетворены результатами своей работы, а окружающие относятся к ним позитивно.

Асоциальное поведение

Образ действий человека, его мысли и поступки напрямую зависит от моральных и правовых норм, принятых в обществе.

Асоциальное поведение — сознательное пренебрежение и нарушение личностью общепризнанных общественных норм и установок.

Данный вид поведения может встречаться среди различных социальных групп вне зависимости от возраста, пола, образования, уровня материального достатка. К асоциальности в большей мере склонны интроверты. Асоциальный человек пытается реализовать свои интересы, невзирая при этом на стремления и потребности других людей. Склонность к асоциальности может проявиться уже в раннем детском возрасте.

Для асоциального типа личности (социопата) характерны следующие особенности:

Выделяют следующие основные виды (стадии развития) асоциального поведения:

У детей предпосылками асоциального поведения становятся:

Если при проявлении асоциального поведения у ребенка младшего школьного возраста не принимать меры, проблема усугубится в подростковом возрасте. Подростки особенно склонны к антиобщественным поступкам, созданию агрессивно настроенных групп. На подростковую асоциальность влияют следующие обстоятельства:

Чтобы исключить формирование у ребенка негативных поведенческих проявлений, следует оптимизировать воспитательный процесс, удовлетворять его потребности, развивать умственные способности.

Выводы:

Источник

Поведение и виды поведения

Виды поведения
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_povedeniya

Адекватное поведение:
• конформное поведение
• ответственное поведение
• помогающее поведение
• правильное поведение.
• синтонное поведение

Помогающее поведение
Материал Определяется как действия, которые направлены на благо других и за которые не предусматривается каких-либо внешних вознаграждений. Оно относится к категории просоциального поведения, которое охватывает все положительные формы социальных действий, имеющие своей целью пользу или выгоду других. Помогающее поведение включает в себя такие действия, как делиться, дарить, помогать и подбадривать.
За оказанием помощи могут стоять различные мотивы, такие как чувство долга, подчинение требованию или угрозе, ожидание вознаграждений, моральные обязательства или благодарность. Мотивы помогающее поведения можно классифицировать в соответствии с их моральной ценностью. В основе помогающего поведения самого высокого морального уровня лежит альтруистический мотив. Альтруистический акт определяется как добровольное и сознательное поведение, не содержащее в себе иной конечной цели помимо блага другого человека.
Большая часть исследования помогающего поведения относится к условиям, при которых специфические ситуационные и личностные переменные способствуют или препятствуют актам оказания помощи. Стало очевидным, что помогающее поведение обусловлено множеством факторов, и что эти факторы действуют различными путями в зависимости от специфической ситуации и специфических личностных тенденций.
Латанэ и Дарли разработали на основе теории принятия решений модель процесса оказания помощи при возникновении кризисных (аварийных) ситуаций. Их модель состоит из пяти последовательно принимаемых субъектом решений:
1. Случайно оказавшийся на месте события человек должен обратить внимание на то, что нечто произошло;.
2. После того как данный человек осознал происшедшее событие, оно должно быть проинтерпретировано как чрезвычайное.
3. Этот человек должен решить, стоит ли ему брать на себя ответственность за вмешательство;.
4. Как только такое решение принято, человек должен решить, в какой форме может быть оказана помощь.
5. Человек должен решить, как реализовать свое решение помочь.
Пилявин и другие предположили, что принятие решение о том, оказывать или не оказывать помощь, зависит от нескольких опосредующих переменных:
• силы переживания чувства «мы» между реципиентом и потенциальным помощником, испытываемым этим последним;
• возбуждения;
• атрибуции возбуждения;
• воспринимаемых затрат и вознаграждений за непосредственную помощь.
Предполагается, что на эти опосредующие переменные влияют характеристики ситуации, черты и состояние потенциального помощника, а также характеристики жертвы. Бар-Тал высказал предположение, что два суждения — расчет соотношения затрат и наград и учет атрибуции ответственности (заключения о том, почему другой человек оказался в ситуации, в которой ему требуется помощь) — определяют решение о предоставлении помощи. Помимо этого, на процесс формирования суждений оказывают влияние 4 типа переменных:
• Личностные
• Ситуационные
• Культурные
• Связанные с характеристиками человека, нуждающегося в помощи.
Шварц и Ховард представили пятиступенчатую модель, которая включает:
1. восприятие нуждающегося в помощи, а также определение возможных действий по оказанию помощи и оценка собственной способности их выполнить;
2. образование чувства моральной ответственности;
3. оценка затрат и выгод от возможных действий;
4. определение и оценка возможных реакций;
5. выбор действия.
Развитием помогающего поведения, в особенности высоконравственного, занимались 4 подхода: эволюционный, психоаналитический, с позиций теории социального научения и когнитивной теории развития.
• Эволюционный подход связан с поиском биологических и социальных условий, которые могут способствовать формированию альтруистического поведения. Здесь существуют две точки зрения:
1. альтруистическое поведение необходимо для выживания человека как вида, поэтому генам альтруистического поведения оказывалось предпочтение при воспроизводстве популяции.
2. альтруистическое поведение является продуктом социокультурной эволюции: человеческие существа эгоистичны по своей природе, однако социальная эволюция посредством культурного давления противодействует индивидуальным эгоистическим тенденциям для того, чтобы способствовать альтруистическому поведению, представляющему ценность для группы или общества.
• Психоаналитический подход подчеркивает значение долговременных последствий опыта младенчества и детства.
• Согласно подходу с позиций теории социального научения, помогающему поведению научаются в процессе взаимодействия с социальным окружением. В качестве условий, способствующих приобретению помогающего поведения, выделяются в первую очередь положительное подкрепление и моделирование, а также индукция и исполнение роли.
• Когнитивный подход к развитию подчеркивает качественные изменения в аспекте когнитивной, социальные перспективы и развитие моральных суждений в качестве необходимых условий для формирования высоконравственного просоциального помогающего поведения.
В последнее время была предложена интеграция двух последних подходов в рамках теории когнитивного научения. Согласно этому подходу, система саморегуляции лежит в основе формирования самоконтроля — способности выполнять жертвенное поведение без ожидания внешних вознаграждений.

Правильное поведение
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/pravilnoe_povedenie

Разновидности неадекватного поведения:
• виктимное поведение
• девиантное поведение
• делинквентное поведение
• демонстративное поведение
• конфликтное поведение
• ошибочное поведение

Виды социального поведения

Источник

Особенности и характеристика различных видов поведения

Критерии поведения в обществе

Для каждого человека свойственны устойчивые характеристики его личности, которые относятся к критериальной основе его поведения, они определяют тот или иной выбор и принятие решений по поводу поведения.
На выбор какого-либо решения влияние оказывает цель, преследуемая человеком, условия, в которых он находится, возможности, его настроение и другие факторы.

Однако, поведение человека, несмотря на большое разнообразие факторов, обладает стабильностью и предсказуемостью, определенными принципами поведения, предпочтениями, табу и др.

Разные люди при одинаковых ситуациях, принимают совершенно разные решения и это объясняется различной критериальной базой, которая задает их приоритеты и оценки происходящих событий.

Критерии поведения складываются из расположения человека к другим членам общества, набора тех ценностей, которые человек разделяет, его верований и принципов, находящихся во взаимодействии.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Тем не менее, каждый критерий можно рассматривать самостоятельно и каждый из них будет характеризовать личность человека.

Нормальное взаимодействие человека с его окружением будет зависеть от того, как сам человек расположен к людям, к тем процессам, которые происходят в его среде. Один и тот же процесс, явление, влияющее на людей, вызывают разную реакцию, потому что у каждого человека будет различное расположение к этому явлению или процессу.

Поведение человека в коллективе, его предпочтения и принимаемые решения, имеют тесную связь с его ценностями – это набор стандартов и критериев, которых человек придерживается.

Формирование системы ценностей происходит в ходе воспитания человека. Большая часть ценностей воспитывается родителями, близкими людьми.

Большое влияние на формирование системы ценностей оказывает литература, религия, образовательная система и др. Даже в зрелом возрасте система ценностей может быть подвержена изменению.

То или иное решение может быть принято человеком на основе оценок явлений или заключений по поводу их качеств. Это верования, которые становятся таковыми, если оценки устойчивы и не нуждаются в каких-либо доказательствах.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

В целом верования являются устойчивыми представлениями о явлении, процессе, самом человеке, но, могут меняться во времени. Если у человека есть определенные верования относительно объекта, то оценка объекта происходит в соответствии с этими верованиями.

Верования тоже относятся к самостоятельным характеристикам объекта. По поводу одного и того же человека, например, верования могут быть такие: этот человек надежный, он прекрасный специалист, мастер своего дела. человек очень болезненный, слабый.

Важным фактором, систематически регулирующим поведение человека, являются его принципы, формируемые на основе системы ценностей. Воплощаются принципы в устойчивых нормах поведения, каких-либо ограничениях, табу на явления, на протекающие процессы, на людей.

Каждый человек – это исключительное, уникальное явление природы, обладающее своей индивидуальностью.

Таким образом, принципы являются устойчивой формой проявления ценностей и воплощением верований в форме каких-то определенных стандартов поведения

Теории каузальной атрибуции

Наиболее популярны две из них.

Теория корреспондентских отношений Джонса и Дэвиса

Ученые Джонс и Дэвис в 1965 году представили теорию, в которой предположили, что люди уделяют особое внимание преднамеренному поведению (в отличие от случайного или бездумного).

Эта теория помогает понять процесс возникновения внутренней атрибуции. Ученые полагали, что человек склонен совершать эту ошибку, когда видит несоответствия между мотивом и поведением. Например, считает, что если кто-то ведет себя дружелюбно, то он дружелюбен.

Диспозиционные (то есть внутренние) атрибуты предоставляют нам информацию, из которой мы можем делать прогнозы о будущем поведении человека. Дэвис использовал термин «корреспондентский вывод» для обозначения случая, когда наблюдатель думает, что поведение человека соответствует его личности.

Итак, что заставляет нас делать корреспондентский вывод? Джонс и Дэвис говорят, что мы используем пять источников информации:

Модель ковариации Келли

Модель ковариации Келли (1967) – самая известная теория атрибуции. Келли разработал логическую модель для оценки того, должно ли какое-то конкретное действие приписываться какому-либо характеристическому (внутреннему) мотиву или окружающей среде (внешнему фактору).

Термин «ковариация» попросту означает, что человек имеет информацию из нескольких наблюдений в разное время и в разных ситуациях и может воспринимать ковариацию наблюдаемого эффекта и его причин.

Он утверждает, что, пытаясь обнаружить причины поведения, люди действуют как ученые. В частности, они учитывают три вида доказательств.

Давайте рассмотрим пример, который поможет понять эту теорию атрибуции. Наш субъект – Алексей. Его поведение – смех. Алексей смеется над стенд-ап выступлением комика вместе с друзьями.

то мы имеем дело с внешней атрибуцией, то есть предполагаем, что Алексей смеется, потому что комик очень смешной.

С другой стороны, если Алексей – человек, который:

то мы имеем дело с внутренней атрибуцией, то есть предполагаем, что Алексей такой человек, который любит посмеяться.

Итак, существуют люди, которые приписывают причинность корреляции. То есть они видят, что две ситуации идут друг за другом, и поэтому предполагают, что одна вызывает другую.

Одна из проблем, однако, состоит в том, что у нас может не быть достаточной информации для принятия такого решения. Например, если мы не очень хорошо знаем Алексея, то не обязательно будем точно знать, будет ли его поведение последовательным с течением времени. Так что же нужно делать?

По словам Келли, мы возвращаемся к прошлому опыту и:

Если ваш уровень английского выше среднего, можете посмотреть следующий ролик, в котором преподаватель из Khan Academy простыми словами объясняет термин «ковариация».

Поведение «нормальное» и «отклоняющееся»

Специалисты считают, что границы «нормального поведения» людей, как границы «нормального характера или здоровья», относительны.

По мнению П.В. Ганнушкина людей, «находящихся на границе психического здоровья и психической болезни», принимающих участие в социальной жизни достаточно большое количество.

Поскольку границы между нормальным поведением и отклоняющимся достаточно размыты, то те или иные поступки, правонарушения надо оценивать с позиций комплексного биопсихосоциального подхода.

Нормальным считается нормативно-одобряемое поведение людей, не связанное с болезненными расстройствами. Такое поведение характерно для большинства людей, оно соответствует норме-эталону.

Способы получения этой нормы называются критериями.

Статистический критерий принято считать самым распространенным. С помощью подсчета частоты определяется норма для любого явления, с которой это явление встречается. Все то, что встречается не реже 50% случаев, т.е. часто, с точки зрения математической статистики будет нормальным.

В гуманитарной области, помимо статистического критерия, используются специальные критерии оценки нормальности или аномальности поведения человека. Например, в медицине используется психопатологический критерий, социльно-нормативный – в общественной жизни.

Степень социальной адаптации является ведущим показателем нормальности поведения, с точки зрения социально-нормативного критерия. Если адаптация прошла успешно, то между ценностями, особенностями индивида и требованиями социальной среды, будет оптимальное равновесие.

Нежелание и неумение выполнять и принимать требования социальной среды, является дезадаптацией. В результате становится очень трудно реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Проявляться дезадаптация может в виде конфликтов с законом и негативного отношения к социальным требованиям. Отсюда завышенные претензии к окружающим, неудовлетворенность собой при стремлении самому избежать ответственности.

Отклоняющееся поведение часто заменяют синонимом девиантное поведение.

Особенности отклоняющегося поведения:

Вывод

Очень важно избегать каузальной атрибуции, особенно когда она портит жизнь и приводит к неприятностям. Остановите свой поток мыслей на мгновение и поймите причину поведения конкретного человека – этого обычно бывает достаточно, чтобы не делать скоропостижных выводов. Это улучшит наблюдательные способности и научит сопереживать другим.

Кроме того, следует понять, что нет проблемы в том, чтобы приписывать свои неудачи внешним факторам, а удачи – внутренним (особенно, если это заслуженно). Просто не делайте из этого слепой привычки, а смотрите по ситуации.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *