какое может быть отношение к жизни

15 мыслей, которые помогут изменить твоё отношение к жизни

какое может быть отношение к жизни

1. Большинство людей сами делают себя несчастными, потому что не в состоянии принять жизнь такой, какая она есть

Жизнь порой бывает жестока, и этого не избежать. Единственное, что ты можешь сделать, — это научиться принимать ее такой, какая она есть, без завышенных ожиданий и веры в свою уникальность. Ты не всегда будешь добиваться того, чего хочешь, не всегда будешь получать удовольствие от тех вещей или людей, на которых делаешь ставки, не сможешь полностью контролировать свою жизнь. Чем раньше ты это признаешь, тем легче тебе будет.

2. Всё в твоей жизни имеет ровно то значение, которое ты сам ему придаёшь

Ты сам выбираешь, что для тебя важно, а что нет. Ты сам определяешь ценность вещей, людей и поступков. Только ты можешь решить, что для тебя значит, к примеру, неудача — провал и знак того, что продолжать попытки не стоит, или важный жизненный урок и возможность сделать работу над ошибками, чтобы попробовать еще раз.

3. Если ты не отпустишь ситуацию и не простишь себя, ты не сможешь двигаться вперед

Можно зацикливаться на своих ошибках и позволять прошлому определять самочувствие и твое будущее, а можно простить себя и отпустить ситуацию, чтобы спокойно двигаться вперед. В первом случае тебя ждет бесконечное самокопание и чувство вины, а во втором — здоровая психика и куча возможностей.

4. Беспокойство не сможет изменить результат

В большинстве случаев беспокоиться за результат как минимум бессмысленно. Твои переживания не заставят тебя сделать лучше и больше, чем ты можешь, а, напротив, могут даже усугубить ситуацию. Вместо того чтобы беспокоиться о чём-то, попробуй направить свою энергию на получение полезного опыта и извлечение правильных выводов.

5. Когда ты внимателен, любая ситуация или человек может научить тебя чему-то полезному

Быть наблюдательным и уметь слушать — два наиболее полезных навыка, которые ты можешь приобрести. С их помощью ты сможешь постоянно учиться, узнавать что-то новое и делать для себя необходимые выводы.

6. Всё, что происходит с тобой и вокруг тебя, к лучшему

Сложно заставить себя в это поверить, но, как только ты набираешься жизненного опыта, всё становится очевидно. Каждая твоя ошибка, каждое разочарование, каждое сомнение в себе и в своих решениях в конце концов приводили тебя туда, куда нужно. Ты расстаешься с людьми, чтобы встретить кого-то роднее, теряешь работу, чтобы найти себя и то, что тебе действительно нравится, терпишь неудачу, чтобы стать сильнее и решительнее.

7. Ты тратишь одинаковое количество ресурсов на то, чтобы сделать себя несчастным или счастливым

Просто в одном случае твое время и энергия направлены на саморазрушение, жалость к себе, нытье и переживания, а в другом — на становление характера и улучшение своей жизни. Объем работы получается одинаковым, зато насколько противоположные результаты можно получить. В следующий раз, когда будешь искать себе оправдания и мериться с кем-либо своими проблемами, вспомни об этом.

8. Нужно использовать свои проблемы как мотивацию, а не как повод для раздражения

Можно оказаться в сложной ситуации и понять, что тебе срочно нужно меняться, а можно забить на возможность изменений и жить, постоянно испытывая раздражение. Опять же, выбор делаешь только ты сам.

9. Умение начинать всё сначала, когда ты понимаешь, что ошибся с выбором, — это проявление силы

Большинство людей предпочитает идти до конца, даже если где-то в середине пути они понимают, что ошиблись с выбором. Они уверены, что бросать дела на полпути — признак слабости и незрелости. На самом деле слабость — это как раз боязнь изменить то, что тебя не устраивает, и продолжение движения по инерции.

10. В твоих реакциях и чувствах виноваты не другие люди, а ты сам

Когда ты поймешь и примешь эту простую истину, жить станет намного легче. Ты перестанешь обвинять родных и друзей в том, какие эмоции испытываешь, и больше не позволишь поступкам и словам окружающих негативно влиять на тебя. Ты возьмешь свои чувства под контроль и перестанешь быть мишенью для токсичных людей, манипуляторов и абьюзеров.

11. Общение с кем-либо нельзя сохранить, если один из вас не прилагает никаких усилий

Связи с дальними родственниками, старыми друзьями, знакомыми со времен школы или университета разрываются с течением времени, даже если ты ими дорожишь.

Дело в том, что одних твоих усилий никогда не будет достаточно для поддержания общения. Либо оба делают шаги навстречу друг другу, либо отношения рушатся, и третьего не дано. Так что не бери на себя слишком много и научись отпускать людей.

12. Счастье начинается с твоего мышления

Ни любимый человек, ни хорошее образование в престижном вузе, ни высокооплачиваемая работа и крупная сумма на сберегательном счету не смогут принести тебе счастье, пока ты не перестроишь свое мышление. Счастье начинается с твоих мыслей, с того, что ты говоришь самому себе каждый день.

13. Чем меньше ты сомневаешься, тем больше у тебя получается

Сомнения никогда не идут на пользу. Если ты решишь сделать что-то — для начала поверь в то, что твой план сработает, ты справишься со всеми непредвиденными обстоятельствами и не сдашься на полпути. Избавься от сомнений — и ты увидишь, что поставленных целей можно добиваться без лишнего волнения.

14. Негативные эмоции вредят только тебе

Ты можешь злиться на окружающих людей, раздражаться, расстраиваться, разочаровываться, конфликтовать с ними, пытаться доказать им что-то скрипя зубами. Другому человеку, возможно, будет неприятно, и не более того. А вот ты будешь проживать весь спектр негативных эмоций, которые выведут тебя из равновесия.

15. Нет смысла доказывать что-то кому-либо

Отстаивание собственной правоты, попытки заставить кого-либо поверить в тебя или изменить свое мнение о твоих возможностях в большинстве случаев ни к чему не приводят. Человек, который в чём-то убежден, всё равно останется при своем мнении, какие бы аргументы ты ни приводил и как бы сильно ты ни старался. Нет смысла тратить свое время и силы на бесполезные споры.

Источник

Проблемы развития и бытия личности

Отношение к жизни: шесть типов

Четыре вектора оценки индивида

Давая оценку индивиду, прежде всего говорят о его характере: хорошем или плохом, покладистом или вздорном. Также говорят о его темпераменте: дело в том, что темперамент – это нейрофизиологический базис проявлений активности индивида, а характер – более-менее устойчивое сочетание и конкретное содержание этих проявлений в тех или иных жизненных ситуациях. И поэтому черты характера более дифференцированно сочетаются с деталями конкретной ситуации, чем проявления темперамента. При этом все четыре общепризнанных и различаемых еще с античных времен варианта темперамента (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический) могут сочетаться с различным характером. К примеру, холерик – вспыльчивый, резкий индивид, но он может быть при этом вполне доброжелательным и – в конечном итоге – покладистым.

Понятие темперамента и вкладываемый в него смысл, наиболее близки нейрофизиологически: каждый тип темперамента – это конкретное устойчивое сочетание силы и подвижности процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Очевидно, что темперамент дан индивиду от рождения и измениться в ходе жизни практически не может: возможно лишь некоторое – порою ситуационное – усиление или смягчение наиболее акцентированных его проявлений. К примеру, если сангвиника серьезно «издергать», его поведение может приблизиться к поведению холерика, но только на время – пока он «придет в себя». Кроме того, при любом темпераменте индивид способен к единичной реакции любого типа: «сорваться», к примеру, может и флегматик, а «выйти из себя» – и меланхолик. Различие лишь в частоте подобных реакций и силе вызвавшего их фактора. Если холерик «срывается» по пустякам, то для других типов темперамента сила вызвавшего «срыв» фактора должна быть больше, нарастая в направлении: сангвиник флегматик меланхолик.

В отличие от темперамента, характер индивида может и «улучшаться», и «портиться», поскольку он вырабатывается в ходе индивидуального развития, и происходит это путем выработки и накопления привычек и поведенческих стереотипов. А они намного более способны к изменениям, чем нейрофизиологические основания поведения, определяющие темперамент.

Анализ жизненного пути и конкретного поведения индивидов позволяет сделать вывод о том, что черт темперамента и характера недостаточно для оценки индивида: ей нужны дополнительные векторы. К числу их в настоящее время относят направленность личности (на созидание или разрушение, на упорядочивание или дезорганизацию, на создание нового или сохранение старого). Согласимся: каждый из этих видов направленности личности возможен при любом темпераменте, но не при всяком характере. К примеру, аккуратность. Из черт темперамента она, видимо, лучше согласуется с торможением, чем с возбуждением: индивид холерического темперамента скорее будет «разбрасывать вещи», чем индивид темперамента флегматического. Но что будет в поведении конкретного индивида – определяется воспитанием: ведь содержание характера, как мы сказали выше – это совокупность привычек и поведенческих стереотипов. С точки зрения направленности личности аккуратность более всего согласуется с направленностью на упорядочение (окружающего), сбережение (накопление), хотя и может сочетаться с такими противоположными чертами характера (не темперамента!), как доброта или алчность. Мы знаем: есть индивиды, которым легче вещь отдать кому-либо, чем испортить, и наряду с ними есть и такие, кому ее легче испортить, чем отдать. Существенным является также то, что темперамент индивида – вне сферы нравственных оценок, тогда как характер в их сферу входит, а направленность личности – в еще большей степени. При этом различия между характером и направленностью личности могут проявляться весьма отчетливо. Разве мы не знаем «хороших » людей «с плохим характером»? Или тех, у кого характер, как будто бы хороший, но дела с ними лучше не иметь: обманут. Следовательно, необходимо оценивать еще и наличие или отсутствие у индивида нравственных устоев.

Тип отношения к жизни

Четвертым вектором оценки индивида – наряду с темпераментом, характером, направленностью личности – следует считать тип отношения к жизни. Он определяется тем, на что ориентирована жизнедеятельность индивида во всей ее совокупности: в какой сфере деятельности находятся главные доминанты индивида, главные его ценности. К какому роду занятий он склонен больше, что для него важнее? Одно дело – стремиться к удовольствию как таковому (гедонизм), другое – к удовольствию опосредованному, то есть от сделанного дела, решенной задачи, достигнутого успеха, осуществленного намерения, реализованного замысла… Ведь это совсем не то удовольствие, которого добиваются, скажем, путем гедонического риска.

Взаимосвязь типа отношения к жизни и направленности личности

Если сравнить по данному вектору оценки двух наиболее известных политических деятелей нашей страны – В.И. Ленина и И.В. Сталина, то легко увидеть, что у первого доминировала направленность на создание общественно-нового (полностью взамен старому), а у второго – направленность на сохранение, упорядочивание, преемственность в уже имеющемся. Мало обращают внимание на тот факт, что многие управленческие решения И.В. Сталина были подсказаны опытом Российской Империи и явились модификацией его в новых условиях. К примеру, пресловутый «суд тройки» был введен в 1916 году в армии – и, следовательно, императором Николаем II, равно как и практика назначения глав регионов была заимствована из отечественной истории. Здесь был общий принцип: никогда не назначать главою региона – области или губернии – кого-либо из местных: только людей посторонних данному региону, и важно это было с точки зрения централизации власти и поддержания целостности страны. Что же касается типа отношения к жизни, то у обоих деятелей в этом было немало сходного: В.И. Ленину был свойствен идеологически-прагматический тип, И.В. Сталину – прагматически-идеологический (см. ниже).

Тип отношения к жизни определяет успехи и неудачи индивида

Понятие «тип отношения к жизни» необходимо для общей и социальной психологии, поскольку типом отношения индивида к жизни определяется весьма важное: характер и конкретное содержание его успехов и неудач ( и чем они являются объективно, и что именно индивид квалифицирует как свой успех или неудачу ). А как и в чем индивид сочетает свои интересы с интересами других индивидов, определяется уровнем его нравственности и характером, и с этой точки зрения характер оказывается вторичным фактором к типу отношения к жизни.

Известно, что жизненные достижения различных индивидов неодинаковы. Но что считать «жизненным достижением»? Есть объективный критерий: ценность того, что индивид оставляет следующему поколению, а это во многом связано и с продолжительностью его жизни. Есть и субъективный критерий: степень удовлетворенности индивида своей жизнью. Между ними прямая зависимость: неудовлетворенность жизнью заставляет искать новое, стремиться к чему-то, выходящему за пределы наличной ситуации. Но нередко жизнь, несмотря на любые достижения, все равно полной удовлетворенности индивиду не приносит. Наиболее ценно, если эта неудовлетворенность имеет характер творческой неудовлетворенности: это наиболее полезный и для индивида, и общества ее вариант. По существу, такая неудовлетворенность лежит в самой природе познавательной потребности, существенно отличая ее от трех других базисных потребностей каждого живого существа.

Удовлетворенность жизнью производна от двух вещей: от того, что именно индивиду («в жизни») надо, и от того, насколько конкретные условия жизни этому способствуют (или препятствуют). Бывает, что индивиду настолько многое «надо», что и в самых благоприятных условиях он ощущает себя неудовлетворенным, а следовательно, и несвободным, – это особенно свойственно пассионарным индивидам и является характерной чертой пассионарности.

Как мы знаем, пассионарий – это тот, кто мешает другим людям жить спокойно, руководствуясь при этом самыми различными соображениями. Наиболее «продвинутые» и политически ангажированные пассионарии «приватизируют» такие понятия, как «всеобщее благо», «светлое будущее», «счастье народа»: пассионарность требует идеи, и без нее энергия индивида оказывается дезориентированной. Опыт поиска таких идей к настоящему времени накоплен большой, так что всегда можно найти что-либо «подходящее ». Вместе с тем ресурс таких идей не бесконечен: ведь в итоге каждая из них восходит к какой-либо из базисных потребностей, а их всего четыре. И порою политически ангажированные пассионарии буквально бьются в поисках новой привлекательной идеи, которая позволила бы им канализировать и собственную активность, и активность других членов общества в желательном для себя направлении и ощутить собственную значимость.

Шесть типов отношения к жизни

Связь типа отношения к жизни с уровнем нравственности

Представленные в табл. 1 типы отношения индивидов к жизни и связанные с ними различия в характере их мотивации, целеполагания и смыслообразования могут проявляться по-разному: в зависимости от уровня нравственности. Сам по себе тот или иной тип отношения индивида к жизни ничего не говорит о его порядочности или непорядочности, алчности или бескорыстии, объективности или необъективности. Но при этом, к примеру, следует различать алчность индивида к власти и алчность к материальным ценностям: это зависит от того, что для него более значимо.

Типология отношения индивидов к жизни

Продолжение табл. 1

Разновидности типов отношения к жизни

Всегда в обществе была и есть категория индивидов, весьма одаренных в плане умения подчинять активность других индивидов своим интересам.

При прагматическом отношении к жизни нравственный индивид, самоутвердившись в успехе, проявляет стремление поделиться результатами этого успеха с другими. В частности, многие состоятельные люди занимаются благотворительностью. Безнравственный же индивид с прагматическим отношением к жизни не в состоянии остановиться: ему всегда всего будет мало. Когда одного из наиболее одиозных российских «олигархов» спросили: «У тебя так много чего есть, чего тебе еще надо?» Он ответил: «Мне нужно все! » Конечно, подобные индивиды обычно достигают большего, чем многие другие, но зато они и наиболее внутренне несвободны: именно вследствие постоянной неудовлетворенности.

И быть может, это ощущение, как кнут, подстегивает их к поиску все новых направлений для приложения их энергии.

Подобные индивиды негативно переживают тот факт, что не все им доступно и не всем они могут обладать. И постоянно – именно в связи с этим – ощущают дискомфорт. Как раз из их числа выходили великие завоеватели: сколько бы чужих земель ни было ими захвачено, мысль о том, что где-то остались еще не завоеванные ими земли, каждому из них, по-видимому, причиняла тяжкие душевные страдания: глубокую неудовлетворенность и связанное с нею психическое напряжение – главные факторы внутренней несвободы, трудно поддающейся смягчению путем любых внешних достижений. Следовательно, великие завоеватели и великие стяжатели – это жертвы своей неспособности к достижению удовлетворения и, следовательно, это индивиды, внутренне менее свободные, чем многие жители завоеванных ими земель, или подчиненные им сотрудники.

Проявления типов отношения к жизни в условиях несвободы

Индивид с прагматическим отношением к жизни будет и в трудных условиях максимальной несвободы проявлять свою практичность: не замыкаться в переживании несвободы, не переходить на службу к противнику, искать возможности выжить, пытаясь найти себе какое-либо занятие даже в условиях концлагеря.

В условиях несвободы, постоянно ощущая себя униженным, подобный индивид не имеет возможности найти для себя те способы самоутверждения, к которым оказываются способными индивиды с другими типами отношения к жизни. И «экзистенциальный вакуум » у него будет особенно тяжелым.

Надо иметь в виду, что даже концлагерь (кроме лагерей уничтожения) оставляет индивиду некоторые возможности выжить, и если он способен именно выживание сделать актуальной своей целью, его психическое состояние будет относительно благоприятным, насколько это вообще возможно в подобных условиях. При этом жизненно важной оказывается способность индивида к актуализации будущего: если он утвердится в мысли о том, что сначала надо выжить, а «потом он обязательно докажет (или покажет) всем», его психическое состояние может улучшиться, и он будет вести себя более адекватно наличным условиям.

Следовательно, мы вправе говорить о « дисциплине самоутверждения ». Но это правомочно лишь в отношении нравственных индивидов с эгоцентрическим типом отношения к жизни. Безнравственные индивиды с таким типом отношения, находясь в заключении, все равно будут стремиться к самовозвышению – теперь уже за счет более слабых физически или психически заключенных, унижая или «опуская» их: подобное нередко происходит в местах заключения.

Естественно, что авантюризм может быть и нездоровым – самоцельным. По существу, подобного типа авантюрист постоянно носит свои потенциальные проблемы с собой, и лишь характер их меняется – в зависимости от сложившихся обстоятельств. При этом повторные проблемы ему не нужны – неинтересны, ему каждый раз нужна новая: в новой и напряженной ситуации он острее ощущает «течение жизни». Здесь лежит различие между нравственным и безнравственным авантюризмом: одно дело – решиться на нечто чрезвычайное, чтобы принести пользу, проявляя любовь к Родине, другое – сделать это же ради стремления к «острым» ощущениям.

Из всех типов отношения к жизни наиболее способны к подвигам именно индивиды авантюрного типа: ведь подвиг как раз и требует сверхусилия, действий на пределе сил и возможностей, и подвиг нередко коренным образом меняет ситуацию. Важно лишь различать, во имя чего совершается то или иное – само по себе героическое – действие, и в этом – различия между нравственным авантюризмом и безнравственным.

Еще одна черта эгоцентрических индивидов: быть выше всех – хоть в хорошем, хоть в плохом. Но обязательно – быть «самым-самым»: здесь эгоцентризм смыкается с честолюбием. Пример известен: Дон Жуан распорядился после его смерти написать на своей могиле: «Здесь покоится худший из людей!» И еще одно дополнение: кто более всех предрасположен к ревности? Конечно же, индивид эгоцентрического типа, и быть может, романтического. Но проявления ревности у них будут различными: эгоцентрик будет оскорблен, унижен, взбешен, романтик же – опечален. Прагматик скорее переключится на другой сексуальный объект, равно как индивид гедонического типа. Для индивидов авантюрного или идеологического типа это, видимо, менее значимо: у них в голове – другое, хотя, конечно, нельзя отрицать и феномена «сексуального авантюризма».

Бегство от проблем

По пути наименьшего сопротивления

Есть известное выражение: «идти по пути наименьшего сопротивления», и смысл его очевиден. Как оно соотносится с типом отношения к жизни? Идти по пути наименьшего сопротивления более склонны индивиды с гедоническим и романтическим отношением и, напротив, не склонны индивиды с идеологическим и авантюрным отношением. Этот тип отношения к жизни в наибольшей мере свойствен «пассионариям» и во многом определяет сам облик пассионарности.

Мы уже сказали, что на различных этапах общественного развития наиболее востребованными оказываются индивиды с различными типами отношения к жизни. В полной мере это нашло отражение и в смене литературных стилей. Напомним, что литературный романтизм пришел на смену литературному классицизму, с его культом героев, укрепления государства, централизацией власти. Когда же эта общественная проблема была достаточно полно решена в большинстве государств Западной Европы, пришел черед романтизму и индивидам романтического склада: с повышенным интересом к внутреннему миру, к собственным переживаниям. В философском плане это было переходом от общего (обобщенного) к частному, единичному и особенному. А следовательно, и к индивидуализации восприятия жизни и природы человека самими людьми.

Во всем этом есть и еще один очень важный аспект, который здесь мы упомянем лишь кратко: фазы развития цивилизации, этносов. По-видимому, сами переходы от одной фазы сообщества к другой, указанные Л.Н. Гумилевым, во многом реализуются путем сдвигов соотношения в сообществе (популяции) числа индивидов с различным типом отношения к жизни.

Кстати, еще раз обратимся к понятию «путь наименьшего сопротивления». Индивиды какого типа отношения к жизни наиболее склонны идти по этому пути? Очевидно, что гедонического и романтического. А по противоположному «пути»? Индивиды идеологического и авантюрного типов, а частично – эгоцентрического. Прагматик же будет рассчитывать, когда и как поступить результативнее. А у кого больше здравого смысла? Видимо, у прагматиков, тогда как у индивидов с идеологическим и авантюрным типами отношения его как раз часто и не хватает.

Как будет вести себя в условиях заключения индивид с романтическим типом отношения к жизни? Конечно, ситуация будет неприемлемой и для него, но ведь для подобных индивидов в какой-то мере неприемлема любая их жизненная ситуация, и он будет решать сложившуюся проблему несвободы виртуально: уноситься мыслями и чувствами вдаль, и тем самым преодолевать границы заключения, стены тюрьмы. В этом плане характерна повесть Дж. Лондона «Межзвездный скиталец», где как раз и описано подобное: воображение позволяет индивиду преодолевать физические трудности заключения.

Доминирующий ориентир действий

Еще одно полезное сравнение индивидов в плане дифференцированной их оценки – доминирующий ориентир их действий:

Различия в отношении к себе

Теперь посмотрим на различия в отношении индивидов к себе – в зависимости от типа отношения к жизни:

Различия в проявлениях активности

А каковы различия в проявлениях активности индивидов при различных типах отношения к жизни? Посмотрим табл. 2. Из нее видно, что эта типология охватывает достаточно разнообразные проявления активности и совместима с самыми различными чертами темперамента и характера, что подтверждает ее право на самостоятельность.

Наиболее характерные проявления активности индивидов при различных типах отношения к жизни

Определяющее значение в судьбе

Сочетание различных типов

Связь с жизненным опытом

Тип отношения к жизни – менее устойчивая черта психики, чем темперамент, а частично – и характер: с накоплением жизненного опыта – опыта успехов и неудач – возможны модификации типа отношения индивида к жизни, и, быть может, смешанные типы отношения являются результатом такой модификации. Напомним о «юношеском максимализме» и о том, что с ним происходит впоследствии. Это же справедливо и в отношении характера и направленности личности: думается, что проблема целостности жизненного пути или его фрагментарности важна для того, чтобы лучше понимать, как и каким путем индивид достигает максимума (вершины, «акме») в реализации своего жизненного, творческого, делового потенциала.

Очевидно, что «тип отношения к жизни» – вектор дифференциальной оценки индивидов, который существенно ее дополняет и может использоваться наряду с такими давно утвердившимися ее векторами, как темперамент, характер, направленность личности. Действительно, индивиды с одним и тем же темпераментом могут иметь разный характер, индивиды со сходным характером – разный тип отношения к жизни, индивиды с одним и тем же типом отношения к жизни – различную направленность личности, и при этом в проявлениях своей активности соответствовать или не соответствовать требованиям нравственности. Исключительно важное значение при этом имеют факторы складывающихся ситуаций, в которых может оказаться любой индивид – помимо своей воли и типа отношения к жизни. Вероятность попадания в ту или иную ситуацию, однако, может зависеть от того, как он реагирует на окружающее. Так или иначе, но понятие «тип отношения к жизни» и его содержание достойны внимания психологов и педагогов и дальнейшего развития: расширения, дополнения, уточнений.

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *